Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА'

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мультимедийные технологии / студенты / мобильное приложение / вуз / педагогическая деятельность / компетентность / multimedia technologies / students / mobile application / university / pedagogical activity / competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борлакова Амина Хисаевна, Дибирова Камиля Солтахановна, Озиева Любовь Сосламбековна

В статье раскрывается применимость мультимедийных технологий на примере образовательных мобильных приложений, которые позволяют совершенствовать навыки студентов. Разъясняется подход ученых и педагогов в отношении внедрения информационных технологий в образовательный процесс. Обозначаются преимущества использования мобильных приложений для педагогической деятельности и достижения искомой компетенций студентами. Отдельно перечислены преимущества использования мобильных приложений студентами в контексте важности комбинирования ряда навыков в будущей профессиональной деятельности. Приведены факторы, которые существенно меняют образовательный процесс в вузе. Предложен подход для создания единой мультимедийной платформы, которая объединяет педагогические ожидания ведущих вузов Карачаево-Черкесской Республики, Республики Дагестан, Республики Ингушетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борлакова Амина Хисаевна, Дибирова Камиля Солтахановна, Озиева Любовь Сосламбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the applicability of multimedia technologies on the example of educational mobile applications that allow students to improve their skills. The approach of scientists and teachers in relation to the introduction of information technologies in the educational process is explained. The advantages of using mobile applications for teaching activities and achieving the desired competencies by students are outlined. The advantages of using mobile applications by students are listed separately in the context of the importance of combining a number of skills in future professional activity. The factors that significantly change the educational process at the university are given. An approach is proposed to create a single multimedia platform that combines the pedagogical expectations of the leading universities of the Karachay-Cherkess Republic, the Republic of Dagestan, the Republic of Ingushetia.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА»

Литература:

1. Баиов,А.К. История русского военного искусства: полное издание в одном томе / А.К. Баиов. - М.: Альфа-книга, 2020.- 1115 с.

2. Бондаренко, B.C. Инициативность как важнейшее профессиональное качество военнослужащего / B.C. Бондаренко, И.А. Федосеева// Современная наука: традиции и инновации. -2020. - С. 172-177

3. Бондаренко,В.С. О значимости формирования инициативности у военнослужащих / В.С.Бондаренко, И.А. Федосеева // Интеграция и дифференциация науки и практики в контексте приоритетных парадигм развития цивилизации. -2020. - С. 119-122

4. Бондаренко, B.C. Условия формирования инициативности у военнослужащих / B.C. Бондаренко, И.А. Федосеева // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации. - 2022. - С. 378-382

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры прикладная информатика Борлакова Амина Хисаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказская государственная академия» (г. Черкесск); кандидат физико-математических наук, старший преподаватель кафедры информационных и коммуникационных технологий Дибирова Камиля Солтахановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат философских наук, доцент кафедры физвоспитания Озиева Любовь Сосламбековна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Аннотация. В статье раскрывается применимость мультимедийных технологий на примере образовательных мобильных приложений, которые позволяют совершенствовать навыки студентов. Разъясняется подход ученых и педагогов в отношении внедрения информационных технологий в образовательный процесс. Обозначаются преимущества использования мобильных приложений для педагогической деятельности и достижения искомой компетенций студентами. Отдельно перечислены преимущества использования мобильных приложений студентами в контексте важности комбинирования ряда навыков в будущей профессиональной деятельности. Приведены факторы, которые существенно меняют образовательный процесс в вузе. Предложен подход для создания единой мультимедийной платформы, которая объединяет педагогические ожидания ведущих вузов Карачаево-Черкесской Республики, Республики Дагестан, Республики Ингушетия.

Ключевые слова: мультимедийные технологии, студенты, мобильное приложение, вуз, педагогическая деятельность, компетентность.

Annotation. The article reveals the applicability of multimedia technologies on the example of educational mobile applications that allow students to improve their skills. The approach of scientists and teachers in relation to the introduction of information technologies in the educational process is explained. The advantages of using mobile applications for teaching activities and achieving the desired competencies by students are outlined. The advantages of using mobile applications by students are listed separately in the context of the importance of combining a number of skills in future professional activity. The factors that significantly change the educational process at the university are given. An approach is proposed to create a single multimedia platform that combines the pedagogical expectations of the leading universities of the Karachay-Cherkess Republic, the Republic of Dagestan, the Republic of Ingushetia.

Key words: multimedia technologies, students, mobile application, university, pedagogical activity, competence.

Введение. Новая цифровая реальность в образовательном процессе, вызванная существенными изменениями в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) высшего образования, предрасполагает к пересмотру методологического подхода педагогической деятельности [9]. Становится очевидным, что изменение в образовательных стандартах и профильном законодательстве, а также в окружающей действительности способствует поиску и внедрению мультимедийных технологий.

Под мультимедийными технологиями подразумевают комплекс технических и технологических решений, которые способны дополнять элементы действительности виртуальной реальностью. Разнообразие мультимедийных технологий приводит к тому, что одни инструменты целесообразно использовать для достижения определенных компетенций, другие -для достижения соответствующих иных компетенций. Данный подход корректирует выбор педагога в отношении инструментов, применимость которых составляет актуальность для данной работы. Внедрение в педагогическую деятельность мобильных приложений и особенности их апробации предопределяет цель настоящей статьи.

Мобильные приложения как предмет исследования не являются распространенным направлением среди представителей научного сообщества. Однако они рассматриваются в контексте применения информационных технологий в образовательном процессе. Так, педагоги Г.Г. Исаева, Т.И. Усманов и М.Х. Османова отмечают важность совершенствования навыков цифровой направленности в педагогическом аспекте [2, С. 314]. Педагог Л.Ф. Новгородова считает, что применение определенных информационных методик с учетом программного обеспечения способствует гармонизации всех образовательных мероприятий и их видов в соответствии с искомыми компетенциями [3, С. 867]. Педагоги Е.А. Четверова, А.А. Лапшова и А.А. Салмин рассматривают мультимедийные технологии как способ рационализации образовательного процесса в соответствии с конкретизированными педагогическими ожиданиями [10,С. 10].

Исходя из вышеизложенного, применение инструментов мультимедийных технологий формирует новый тренд в образовании, который подтверждает значительную актуальность и применимость. Обозначенные технологии существенно облегчают педагогическую деятельность и процесс достижения искомых компетенций. Технические возможности многих инструментов призваны адаптировать профильные образовательные стандарты в аспекте особенностей функционирования каждого вуза. Представители научного сообщества едины во мнении, что мультимедийные технологии заслуживают более

фундаментального подхода и распространения не только в качестве дополнительного компонента, но также в качестве неотъемлемой части всей образовательной системы.

Изложение основного материала статьи. Возможности для реализации мультимедийных технологий в образовательном процессе существует множество. По этой причине перед педагогом стоит задача выявить техническое решение в соответствии с его текущими педагогическими потребностями и искомым компетенциям в отношении студентов. Для качественного освоения теоретического материала в настоящее время предусмотрены одни технологические возможности, в тоже время в целях освоения практических аспектов дисциплины или проведения контрольных мероприятий уместны другие решения технологического характера.

В частности, для достижений компетенций, направленных на практическое освоение студентами теоретического материала целесообразно апробировать мобильные приложения в качестве инструмента дополненной образовательной реальности [8].

В научно-педагогическом сообществе использование обозначенных мобильных приложений оправдывает существующие ожидания, что объясняется интенсивным распространением данного инструмента в образовательной среде. Имеющиеся образовательные инструменты способствуют возможности сформировать искомую виртуальную реальность, в рамках которой студенты могут совершенствовать собственные навыки при помощи участия в ситуации, приближенной к действительности. Таким образом, мультимедийный подход позволяет студенту учитывать меняющиеся условия, применять профильное законодательство, использовать теоретическую базу для разбора конкретной ситуативной задачи.

Мультимедийные технологии позволяют студенту осознать, что в момент принятия профессионального решения у него может не оказаться достаточного времени для осмысления данной ситуации и возможного комбинирования всех имеющихся на данный момент ресурсов. Соответственно, технологичный способ разбора ситуации приведет студента к необходимости более фундаментальной подготовки теоретического и прикладного аспектов для будущей профессиональной деятельности.

Мобильное приложение имеет такое преимущество, как возможность его применения в любом месте, а также в режиме реального времени. В техническом аспекте оно позволяет создавать элементы действительности при помощи визуального и аудиального компонентов, а также создает эффект непосредственного участия студента в контексте ситуативной задачи. Применяя мобильное приложение в практических целях, студент погружается в виртуальную среду, которая в действительности не является виртуальной, носит технический характер объективной профессиональной реальности. Данная возможность погружения в практические аспекты изучаемой дисциплины способствует достижению компетенций в соответствии с требованиями ФГОС высшего образования, которые ожидают от студента комплексного понимания его будущего профессионального предназначения [4, С. 182-183].

Мобильное приложение как мультимедийная технология способна заменять инфраструктуру образовательной среды, к примеру, лаборатории или помещения технического назначения. Таким образом, вуз получает возможность существенно сэкономить имеющие бюджетные и внебюджетные средства, которые ранее с высокой вероятностью могли быть израсходованы на производственную инфраструктуру, в том числе на строительство соответствующих зданий и сложное согласование построенных объектов с профильными контролирующими структурами при введении в эксплуатацию. Кроме того, инфраструктура для освоения практических аспектов теоретического материала, несмотря на соблюдения вузом всех предписаний санитарно-эпидемиологического характера, все же могли создавать определенные риски для здоровья студентов.

Применение мобильных приложений в данном случае в значительной степени безопасно, так как устраняется необходимость соблюдения, к примеру, норм охраны труда на рабочем месте, которое приближено к действительному рабочему месту на предприятии. При этом сохраняются условия для достижения педагогом необходимых компетенций в отношении студентов, которые должны знать, уметь и понимать предмет своей специализации.

Мультимедийные технологии посредством мобильного приложения также способствуют сохранению педагогических методов без необходимости внедрять дополнительные образовательные решения в процесс распространения теоретического материала и закрепления необходимых навыков студентами.

Стоит отметить, что мобильное приложение за счет технических возможностей допускает прогнозирование вариантов развития ситуативной задачи, что совершенствует критическое мышление студентов, ускоряет их поведенческие реакции и провоцирует их на умение комбинировать различные теоретические аспекты в той или иной нестандартной ситуации. За счет интерактивных возможностей мобильного приложения повышается качество подготовки студентов, которые одновременно учатся выполнять задания как индивидуально, так и совместно с другими участниками образовательного процесса.

При традиционном подходе к освоению практических навыков педагог может упустить определенные элементы восприятия новой информации студентом, так как преимущественно имеет возможность оценивать лишь результат практической деятельности, к примеру, в виде отчета о прохождении учебной или производственной практики, оценочного компонента контрольных мероприятий.

Применение мультимедийных технологий позволяет педагогу отслеживать качество знаний и практических навыков в отношении каждого студента в текущем моменте, что способствует получению ответов на такие вопросы, как: динамика освоения содержательной части дисциплины определенным студентом; причины результативности освоения тех или иных тем; степень выполнения задания практического значения в самостоятельном режиме и др. Существует другое преимущество применения мобильного приложения в педагогической деятельности, которое состоит в возможности повышения качества лекционной части дисциплины. Данная возможность проявляется путем оценочного подхода педагога к выполнению практических заданий посредством использования результатов и статистики мультимедийных технологий. Полученные данные способны корректировать образовательную часть дисциплины на предмет углубления определенных аспектов теоретического материала, который среди значительного числа студентов вызывает какие-либо трудности. Таким образом, педагог получает возможность разработки уникальных конспектов лекций и формирования авторского подхода к содержательной части непосредственно дисциплины.

Некоторые специальности, в рамках которых многие студенты проходят обучение целесообразно осваивать посредством мультимедийных технологий, так как будущие специалисты впоследствии несут значительную ответственность за жизнь и здоровье других людей. В частности, мультимедийные технологии уместны для будущих инженеров, педагогов всех уровней образования, переводчиков, врачей и др. Визуальная информация для обозначенных студентов имеет особое значение, так как на практике действительность ими воспринимается как знакомая ситуация, что в значительной степени ускоряет процесс принятия корректного решения. Будущим специалистом воспринимается ситуация в своей профессиональной деятельности как аналогичная, либо как уже пройденная, благодаря выполнению практических заданий в мультимедийной среде.

Применение мобильного приложения обеспечивает непрерывность образовательного процесса и увеличивает число коммуникаций как при взаимодействии с педагогом, так и в студенческом сообществе. Данная ситуация способствует достижению таких компетенций, как управление профильными проектами в цифровом пространстве, а также работа с имеющимися данными для их последующей оптимизации. Возможность обеспечения непрерывности образования способствует более углубленному освоению некоторых тем, которые в будущей профессиональной деятельности представляют особую важность. Таким образом, фактор непрерывности может выходить за рамки необходимых аудиторных часов и времени, отведенного в стандартах и программах, на самостоятельное изучение материалов в рамках дисциплины. Создается ситуация, при которой студент может в удобное для себя внеучебное время при необходимости возвращаться к мобильному приложению и вновь совершенствовать практические аспекты для решения ситуативной задачи.

Обозначенные преимущества применения мобильного приложения представляется возможным реализовать в образовательном процессе: Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Кавказская государственная академия» (ФГБОУ ВО «СКГА»); Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО «ДГПУ») и Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ингушский государственный университет» (ФГБОУ ВО «ИнгГУ») [51, [61, [71. Предлагается создание единого облачного решения для формирования мобильного приложения в соответствии с практическим компонентом профессиональных дисциплин указанных вузов. Педагоги получат доступ к мобильному приложению в качестве администраторов в рамках своего вуза и направления дисциплин, а студенты - посредством личных кабинетов и учетных записей получат доступ к тем дисциплинам, которые обозначены в их образовательной программе Г1, С. 256-2571. Таким образом, весь функционал мобильного приложения приводится к единому принципу, который возможно адаптировать для вузов, в том числе различной профильной подготовки.

Данный подход, применяемый ФГБОУ ВО «СКГА», ФГБОУ ВО «ДГПУ» и ФГБОУ ВО «ИнгГУ», позволит корректировать профессиональный компонент подготовки студентов на основе выявления характерных поведенческих реакций. Кроме того, единое облачное пространство способствует формированию соответствующего исследовательского направления, результаты которого возможно адаптировать в других вузах, что положительно отразится на их профессиональной деятельности.

Выводы. Таким образом, мультимедийные технологии способны существенно облегчить образовательный процесс вуза. Преимущества таких инструментов как мобильное приложение, очевидны в том, что они существенно экономят бюджетные и внебюджетные средства вуза, а также ускоряют процесс погружения студента в будущую профессиональную деятельность. С одной стороны, студент получает возможность закреплять навыки в дистанционном формате, однако, с другой - начинает понимать необходимость многослойного подхода к решению каждой ситуативной задачи. Посредством мобильного приложения студент начинает понимать, что освоение теоретического материала в рамках дисциплины для решения ситуативной задачи недостаточно. Студент вынужден изменить подход к образовательному процессу для повышения своей результативности как вклада в будущую специальность и учитывать важность комплекса компонентов, из которых состоит качественно подготовленный специалист. Адаптация мобильного приложения в ФГБОУ ВО «СКГА», ФГБОУ ВО «ДГПУ» и ФГБОУ ВО «ИнгГУ» учитывает различия в профилях подготовки студентов. Однако использование данного инструмента целесообразно за счет единообразия технических возможностей, которые удовлетворяют педагогическим ожиданиям вузов, обучающих студентов для функционирования в различных отраслях экономики и жизнедеятельности человека.

Литература:

1. Заславский, A.A. Варианты применения технологии обеспечения безопасности для образовательных сервисов / A.A. Заславский // Информатизация непрерывного образования - 2018: материалы Международной научной конференции / под общ. Ред. В.В. Гришкуна. - Москва: РУДН, 2018,-С. 255-259

2. Исаева, Г.Г. Формирование цифровых навыков в использовании ИКТ в образовании / Г.Г. Исаева, Т.И. Усманов, М.Х. Османова // Педагогический журнал. - 2022. - Т. 12. - №6-1. - С. 312-322

3. Новгородова, Л.Ф. Применение ИКТ в образовании / Л.Ф. Новгородова // Экономика и социум. - 2015. - №6-1 (19). - С. 867-869

4. Романова, А. Проблемы использования мобильных приложений виртуальной реальности в высшем образовании / А. Романова, И.Б. Готская, Д.А. Шуклин // Информатизация непрерывного образования - 2018: материалы Международной научной конференции / под общ. Ред. В.В. Гришкуна. - Москва: РУДН, 2018. - С. 182-187

5. Официальный сайт Дагестанского государственного педагогического университета: сайт. - 2023. - URL: https://dspu.ru/ (дата обращения: 07.06.2023)

6. Официальный сайт Ингушского государственного университета: сайт. - 2023. - URL: https://inggu.ru/7ysclid4ilqirgctq738905486 (дата обращения: 07.06.2023)

7. Официальный сайт Северо-Кавказской государственной академии: сайт. - 2023. - URL: https://ncsa.ru/ (дата обращения: 07.06.2023)

8. Структура цифровых компетенций // Учет цифровых технологий в профессиональных стандартах: [сайт], 2023. -URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/upload/medialibrary/fi9/12.ll.2020.pdf (дата обращения: 07.06.2023)

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования // Официальный портал компании «КонсультантПлюс»: [сайт], 2023. - URL: https://base.garant.ru/71344998/531B9421 bbda!741 eb2d 1 ecc4ddb4c33/?ysclid=liktcjsygb459200367 (дата обращения: 06.06.2023)

10. Четверова, Е.А. Перспективные мультимедийные технологии в образовании / Е.А. Четверова, A.A. Лапшова, A.A. Салмин // Наука и образование сегодня. -2016. - № 4 (5). - С. 10-12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.