Научная статья на тему 'О ЗНАЧИМОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ'

О ЗНАЧИМОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инициативность / педагогическая технология / образовательный процесс / военнослужащий / военно-профессиональная подготовка / самореализация / компетенции / initiative / pedagogical technology / educational process / soldier / military professional training / self-realization / competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондаренко Владимир Сергеевич, Федосеева Ирина Александровна

В статье приведено краткое описание педагогической технологии формирования инициативности, разработанной и внедренной в образовательный процесс Михайловской военной артиллерийской академии. Основными подходами, на которых базируется технология, стали компетентностный и аксиологический, позволяющие на первых этапах реализации технологии формировать необходимые ценности и профессиональные компетенции. Структуру технологии составляют три блока (этапа). В рамках теоретико-методологического блока определены основополагающие принципы и механизмы, обеспечивающие эффективность проведения технологии. Содержательно-деятельностный блок включает необходимые формы, методы и средства обучения, а также необходимые условия, позволяющие достичь поставленных целей. Результативно-обобщающий блок составляют критерии и уровни сформированное™ инициативности, а также диагностический инструментарий. Критериями оценки развития инициативности стали мотивационно-регулятивный, деятельностный и когнитивный. Уровни развития репродуктивный, рефлексивный, эвристический и креативный (наивысший). Приведены их описания. Также описаны результаты успешного завершения каждого блока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бондаренко Владимир Сергеевич, Федосеева Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article provides a brief description of the pedagogical technology of initiative formation, developed and implemented in the educational process of the Mikhailovsky Military Artillery Academy. The main approaches on which the technology is based are competence-based and axiological, which allow forming the necessary values and professional competencies at the first stages of technology implementation. The structure of the technology consists of three blocks (stages). Within the framework of the theoretical and methodological block, the fundamental principles and mechanisms that ensure the effectiveness of the technology are determined. The content-activity block includes the necessary forms, methods and means of training, as well as the necessary conditions to achieve the goals. The criteria and levels of initiative formation, as well as diagnostic tools, make up the effective and generalizing block. The criteria for assessing the development of initiative were motivational-regulatory, activity-based and cognitive. The levels of development are reproductive, reflexive, heuristic and creative (the highest). Their descriptions are given. The results of successful completion of each block are also described.

Текст научной работы на тему «О ЗНАЧИМОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»

Педагогика

УДК 355.23

аспирант Боидареико Владимир Сергеевич

Новосибирский государственный педагогический университет (г. Новосибирск); доктор педагогических наук, профессор Федосеева Ирина Александровна

Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Санкт-Петербург)

О ЗНАЧИМОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Аннотация. В статье приведено краткое описание педагогической технологии формирования инициативности, разработанной и внедренной в образовательный процесс Михайловской военной артиллерийской академии. Основными подходами, на которых базируется технология, стали компетентностный и аксиологический, позволяющие на первых этапах реализации технологии формировать необходимые ценности и профессиональные компетенции. Структуру технологии составляют три блока (этапа). В рамках теоретико-методологического блока определены основополагающие принципы и механизмы, обеспечивающие эффективность проведения технологии. Содержательно-деятельностный блок включает необходимые формы, методы и средства обучения, а также необходимые условия, позволяющие достичь поставленных целей. Результативно-обобщающий блок составляют критерии и уровни сформированности инициативности, а также диагностический инструментарий. Критериями оценки развития инициативности стали мотивационно-регулятивный, деятельностный и когнитивный. Уровни развития - репродуктивный, рефлексивный, эвристический и креативный (наивысший). Приведены их описания. Также описаны результаты успешного завершения каждого блока.

Ключевые слова: инициативность, педагогическая технология, образовательный процесс, военнослужащий, военно-профессиональная подготовка, самореализация, компетенции.

Annotation. The article provides a brief description of the pedagogical technology of initiative formation, developed and implemented in the educational process of the Mikhailovsky Military Artillery Academy. The main approaches on which the technology is based are competence-based and axiological, which allow forming the necessary values and professional competencies at the first stages of technology implementation. The structure of the technology consists of three blocks (stages). Within the framework of the theoretical and methodological block, the fundamental principles and mechanisms that ensure the effectiveness of the technology are determined. The content-activity block includes the necessary forms, methods and means of training, as well as the necessary conditions to achieve the goals. The criteria and levels of initiative formation, as well as diagnostic tools, make up the effective and generalizing block. The criteria for assessing the development of initiative were motivational-regulatory, activity-based and cognitive. The levels of development are reproductive, reflexive, heuristic and creative (the highest). Their descriptions are given. The results of successful completion of each block are also described.

Key words: initiative, pedagogical technology, educational process, soldier, military professional training, self-realization, competencies.

Введение. Алексей Константинович Баивов - генерал-лейтенант, российский военный историк - в своей книге писал: «Боевой успех обеспечен только той армии, которая будет проникнута духом инициативы» [1]. И в своих научных трудах он описывал два вида проявления инициативности:

- в относительно ограниченном пространстве действий военнослужащий сам выбирает способ использования имеющихся ресурсов для достижения поставленной цели с наименьшими усилиями и жертвами;

- когда при изменении обстановки и невозможности своевременного получения информации и указаний от командующего состава военнослужащий не только выбирает способ действия, но и ставит себе новые личные цели, подчиняющиеся основной идее общих действий.

В статье «Падение Порт-Артура» 1905 года, В.И. Ленин, размышляя о требованиях к военнослужащим писал: «Без инициативного, сознательного солдата и матроса невозможен успех в современной войне».

Несмотря на то, что в 19-20 столетии инициативность хоть являлась одним из важнейших качеств военнослужащего, от которого в большинстве своем зависело достижение поставленных целей, никто не задумывался о том, как же можно развить это качество у военных специалистов.

В наше время проявление инициативности военнослужащими закреплено на законодательном уровне [2]. Инициативность, как и всегда, высоко ценится и поощряется, особенно в период ведения боевых действий. Однако до сих пор вопрос формирования данного качества у военнослужащих остается открытым [1].

В период обучения в военном вузе, а потом и на протяжении всей службы, военные специалисты проходят подготовку в различных сферах (физическая, морально-психологическая, военно-профессиональная, тактическая, огневая и т.д.), но ни одна из них не позволяет сформировать у военнослужащих инициативность и творческий подход к решению задач, которые влияют на эффективность решения задач.

Умение посмотреть на проблему с разных сторон, найти ресурсы и решение в условиях нехватки времени или невозможности получить информацию, готовность нести ответственность не только за себя, но и за боевых товарищей, а также способность мобилизовать внутренние ресурсы во время экстремальных ситуаций - это не автоматические действия (как, например, зарядить автомат, надеть противогаз), это то, что требует полного включения в каждую определенную ситуацию.

Таким образом, необходимо вносить изменения дополнять образовательный процесс военных специалистов, как курсантов (с первого года обучения), так и командующего состава (в рамках программ профессиональной подготовки). Одним из возможных решений данной проблемы мы видим в разработке педагогической технологии, направленной на формирование развитие военнослужащих, которая будет не только повышать уровень профессиональных компетенций, но личностные качества, во главе которых стоит инициативность.

Изложение основного материала статьи. В переводе с греческого термин «технология» буквально означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве («techne» - искусство, мастерство и «logos» - учение). Однако в настоящее время это определение намного шире и универсального определения не существует, и его можно рассматривать с разных сторон.

В.В. Гузеев под педагогической технологией понимал систему, компонентами которой были исходные данные и планируемые результаты обучения, средства диагностики, модели обучения и критерии их выбора при текущих условиях.

По М.В. Кларину, педагогическая технология - направление педагогики, позволяющее увеличить эффективность образовательного процесса.

Б. Т. Лихачев определял педагогическую технологию как целенаправленное, организованное, преднамеренное влияние и воздействие педагогом на учебный процесс.

Помимо множества определений понятия «педагогическая технология» существует большое количество их классификаций, но наиболее полной и логичной классификацией мы считаем классификацию В.П. Беспалько. Автор предлагает классифицировать педагогические технологии по типу организации и управления познавательной деятельностью.

Таким образом, она направлена на взаимодействие учителя с учеником (управление), которое может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся); цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем); рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным); ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств).

Для разработки технологии формирования инициативности был проведен анализ сущности педагогических технологий Дж. Кэролла, Б. Блума, Д. Брунера, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной, Ю.К. Бабанского и других, на основе чего были сделаны следующие выводы:

- педагогические технологии ориентированы на обучаемых и нацелены на обеспечение успеха усвоения за счет их собственной деятельности;

- педагогические технологии позволяют достигать целей обучения путем развития личности; за счет усвоения ею целей и объективного контроля, и самоконтроля за качеством профессионального образования.

Чтобы сформировать компоненты инициативности будущего офицера, была разработана технология, которая позволяет структурировать имеющиеся данные и визуализировать идею структуры исследуемого объекта. Ниже приведено краткое содержание технологии формирования инициативности у курсантов, разработанной и апробированной на базе факультета электромеханических систем специальных устройств и изделий Михайловской военной артиллерийской академии.

Методологические подходы к осуществлению процесса формирования инициативности военнослужащего отражены в теоретико-методологическом блоке. Основу технологии составляют компетентностный и аксиологический подходы. Таким образом, на данном этапе происходит формирование и развитие необходимых военнослужащему профессиональных компетенций, а также формирование ценностных ориентаций.

На основе подходов были выбраны и обоснованы принципы (принцип креативности, принцип профессиональной мобильности и принцип модульности профессионального обучения). А основополагающими механизмами стали: психолого-педагогические, организационно-управленческие, научно-методические, социально-экономические, информационно-педагогические и кадровые.

Результатом того, что теоретико-методологический блок завершен успешно, является полностью адаптированные к армейскому укладу жизни курсанты, в коллективе которых благоприятный психологический климат, общие цели и задачи, а также сформированные ценности молодых людей как военнослужащих.

Содержательно-деятельностный блок отражает содержание и особенности осуществления формирования инициативности военнослужащего. Его составляющими являются, методы, формы и средства обучения, а также организационно-педагогические условия, влияющие на эффективность развития процесса формирования инициативности, результатом которого становится овладение военнослужащими определённых знаний, умений и навыков. Условия для эффективной реализации технологии «Формирование инициативности у курсантов факультета электромеханических систем специальных устройств и изделий Михайловской военной артиллерийской академии» следующие [3]:

- организация совместной практической деятельности командиров (начальников) и курсантов по использованию специальных ситуаций для проявления творческой активности, инициативности и самостоятельности;

- содержательное наполнение предметной среды актуальными приборами и средствами, соответствующими требованиям профессиональной подготовки военнослужащих и направленной на формирование инициативности курсантов;

- повышение квалификации командиров (начальников) курсов, направленное на формирование инициативности курсантов;

Основные формы, методы и средства технологии формирования инициативности представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные формы, методы и средства технологии формирования инициативности у военнослужащих

Формы Методы Средства

- учебные занятия - показательные выступления; - участие в конференциях, круглых столах, олимпиадах; - исследовательская, проектная, творческая деятельность - создание проблемных задач во время лекционных и практических занятий; - групповые проекты, имеющие практико-ориентированный характер; - учебное моделирование реальных профессиональных действий; - кейс-метод - индивидуальная и групповая работа по решению различных профессиональных ситуаций и заданий с применением креативного мышления; - проектная работа во внеурочное время. - неформальные встречи с личным составом офицеров для перенятая опыта

Соблюдение всех необходимых условий, а также ответственному подходу к технологии формирования инициативности, в результате содержательно-деятельного блока мы отмечаем, что у будущих военных специалистов четко определяются уровни развития структурных компонентов инициативности (мотивация на успех, коммуникативные умения, креативность, лидерские способности, благоприятный психологический климат в коллективе), а также ценностные установки на военно-профессиональную деятельность.

Результативно-обобщающий блок, отражающий результат формирования инициативности военнослужащих, включающий критерии и уровни их сформированности, представлен в таблице 2.

Таблица 2

Критерии и уровни сформированности неактивности военнослужащих

Критерия

Мотнвяаиоино-регулятивньш Деятельностныи Когнитивный

« 2 в а в и я <и О. Устойчивые мотивы изучешм ноенно-ирофессионяльных дисциплин, понимание пх: значения в профессионально!] подготовке п практической деятельности; глубокий п осмыслегашй интерес к выбранной профессии Способность самостоятельно принимать решения, разрабатывать и обосновывать собственные подходы к решению профессиональных задач; умение сформированы ни творческом уровне; целенаправленная самообразовательная деятельность Зншия сформированы в объеме, необходимом дня шученнн профессиональных дисциплин и практической деятельности; знания осознанные, прочные п системные; сформировало военное мировоззрение

'Знания достаточные и

н и в а Сформированы мотивы изучения Способность самостоятельно осознанные, стремление

я я и □оеппо-про фесспш шлышх разрабатывать и обосновывать осваивать новые знания,

а в В н дисциплин, доминирует мотпв собственные подходы к решению способность воспроизводить

Л в дое шження успеха; пижпшное профессиональных задач; знания и понимание лх 'значения.

В а т отношение к выбранной профессии стремление к самообразованию и профессиональной

деятельности

в в а о Р. >> « 3 в в в и •А ■ъ & Мотивы изучения военно-профес спо нальных дисш шшш имени1 неус гончпный характер; формальный интерес к естественным Способность использовать знания, самостоятельно выполнять типовые ■вдичн и принимать решении; способность к самообразованию Знания осознаны, но недостаточны, готовность осваивать новые знания, способность воспроизводить знания и частичное понимание сферы пх применения

ъ =Ц знаниям и будущей ирофессш! слаборазвита

Репродуктивный Не с [(нормированы мотивы изучения воеппо-професснональпых дисциплин, доминирует мотив шбошши неудач: профетшни.шные мотивы, ситуативные Неспособность использовать знания, действия неосознанные п выполняются по алгоритму; способность к снмшГциятннню отсутствует Знания поверхностные, неустойчивые и бессистемные; безразличие к новой информации, способность воспроизводил, отдельные знания

Диагностический инструментарий для определения уровня сформированности структурных компонентов инициативности составляют следующие методики:

- Тест «Коммуникативные умения» (Л. Михельсон);

- «Мотивация на достижение успеха» (Т. Элерс);

- «16-факторный личностный опросник» (Р. Кеттелл);

- СП-Климат 3 режим;

- «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жарикова, Е. Крушельникова);

- «Экспресс-опросник креативности» (Д. Джонсон).

Результатом данного блока являются формированные уровни развития структурных компонентов инициативности (мотивация на успех, коммуникативные умения, креативность, лидерские способности, благоприятный психологический климат в коллективе), а также ценностные установки на военно-профессиональную деятельность.

Выводы. Разработанная технология формирования инициативности у военнослужащих основывается на компетентностном и аксиологических подходах, что предполагает уже на начальных этапах реализации технологии формировать у военнослужащих необходимые профессиональные компетенции и ценностные ориентации, а также развивать такие личностные качества, как креативность, лидерские способности, мотивация, коммуникативные умения, которые в совокупности составляют инициативность.

Основными этапами технологии являются:

- теоретико-методологическом блок, в результате которого является завершенный процесс адаптации, благоприятный психологический климат, а также формирование ценностей военнослужащего;

- содержательно-деятельностный блок, который завершается возможностью определить уровень развития инициативности в целом и ее компонентов, в частности;

- результативно-обобщающий блок, включающий в себя диагностический инструментарий, уровни и критерии развития инициативности, а также сформированная на достаточно высоком уровне инициативность.

Условиями для эффективной реализации технологии являются:

- организация совместной практической деятельности командиров (начальников) и курсантов;

- содержательное наполнение предметной среды актуальными приборами и средствами;

- повышение квалификации командиров (начальников) курсов, направленное на формирование инициативности курсантов.

Основными принципами, лежащими в основе технологии, стали принцип креативности, профессиональной мобильности и модульности профессионального обучения. А основополагающие механизмы - психолого-педагогические, организационно-управленческие, научно-методические, социально-экономические, информационно-педагогические и кадровые.

Литература:

1. Баиов,А.К. История русского военного искусства: полное издание в одном томе / А.К. Баиов. - М.: Альфа-книга, 2020.- 1115 с.

2. Бондаренко, B.C. Инициативность как важнейшее профессиональное качество военнослужащего / B.C. Бондаренко, И.А. Федосеева// Современная наука: традиции и инновации. -2020. - С. 172-177

3. Бондаренко,В.С. О значимости формирования инициативности у военнослужащих / В.С.Бондаренко, И.А. Федосеева // Интеграция и дифференциация науки и практики в контексте приоритетных парадигм развития цивилизации. -2020. - С. 119-122

4. Бондаренко, B.C. Условия формирования инициативности у военнослужащих / B.C. Бондаренко, И.А. Федосеева // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации. - 2022. - С. 378-382

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры прикладная информатика Борлакова Амина Хисаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказская государственная академия» (г. Черкесск); кандидат физико-математических наук, старший преподаватель кафедры информационных и коммуникационных технологий Дибирова Камиля Солтахановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат философских наук, доцент кафедры физвоспитания Озиева Любовь Сосламбековна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Аннотация. В статье раскрывается применимость мультимедийных технологий на примере образовательных мобильных приложений, которые позволяют совершенствовать навыки студентов. Разъясняется подход ученых и педагогов в отношении внедрения информационных технологий в образовательный процесс. Обозначаются преимущества использования мобильных приложений для педагогической деятельности и достижения искомой компетенций студентами. Отдельно перечислены преимущества использования мобильных приложений студентами в контексте важности комбинирования ряда навыков в будущей профессиональной деятельности. Приведены факторы, которые существенно меняют образовательный процесс в вузе. Предложен подход для создания единой мультимедийной платформы, которая объединяет педагогические ожидания ведущих вузов Карачаево-Черкесской Республики, Республики Дагестан, Республики Ингушетия.

Ключевые слова: мультимедийные технологии, студенты, мобильное приложение, вуз, педагогическая деятельность, компетентность.

Annotation. The article reveals the applicability of multimedia technologies on the example of educational mobile applications that allow students to improve their skills. The approach of scientists and teachers in relation to the introduction of information technologies in the educational process is explained. The advantages of using mobile applications for teaching activities and achieving the desired competencies by students are outlined. The advantages of using mobile applications by students are listed separately in the context of the importance of combining a number of skills in future professional activity. The factors that significantly change the educational process at the university are given. An approach is proposed to create a single multimedia platform that combines the pedagogical expectations of the leading universities of the Karachay-Cherkess Republic, the Republic of Dagestan, the Republic of Ingushetia.

Key words: multimedia technologies, students, mobile application, university, pedagogical activity, competence.

Введение. Новая цифровая реальность в образовательном процессе, вызванная существенными изменениями в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) высшего образования, предрасполагает к пересмотру методологического подхода педагогической деятельности [9]. Становится очевидным, что изменение в образовательных стандартах и профильном законодательстве, а также в окружающей действительности способствует поиску и внедрению мультимедийных технологий.

Под мультимедийными технологиями подразумевают комплекс технических и технологических решений, которые способны дополнять элементы действительности виртуальной реальностью. Разнообразие мультимедийных технологий приводит к тому, что одни инструменты целесообразно использовать для достижения определенных компетенций, другие -для достижения соответствующих иных компетенций. Данный подход корректирует выбор педагога в отношении инструментов, применимость которых составляет актуальность для данной работы. Внедрение в педагогическую деятельность мобильных приложений и особенности их апробации предопределяет цель настоящей статьи.

Мобильные приложения как предмет исследования не являются распространенным направлением среди представителей научного сообщества. Однако они рассматриваются в контексте применения информационных технологий в образовательном процессе. Так, педагоги Г.Г. Исаева, Т.И. Усманов и М.Х. Османова отмечают важность совершенствования навыков цифровой направленности в педагогическом аспекте [2, С. 314]. Педагог Л.Ф. Новгородова считает, что применение определенных информационных методик с учетом программного обеспечения способствует гармонизации всех образовательных мероприятий и их видов в соответствии с искомыми компетенциями [3, С. 867]. Педагоги Е.А. Четверова, А.А. Лапшова и А.А. Салмин рассматривают мультимедийные технологии как способ рационализации образовательного процесса в соответствии с конкретизированными педагогическими ожиданиями [10,С. 10].

Исходя из вышеизложенного, применение инструментов мультимедийных технологий формирует новый тренд в образовании, который подтверждает значительную актуальность и применимость. Обозначенные технологии существенно облегчают педагогическую деятельность и процесс достижения искомых компетенций. Технические возможности многих инструментов призваны адаптировать профильные образовательные стандарты в аспекте особенностей функционирования каждого вуза. Представители научного сообщества едины во мнении, что мультимедийные технологии заслуживают более

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.