Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ'

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инициативность / предпосылки / образовательный процесс / военнослужащий / военно-профессиональная подготовка / ответственность / взаимодействие / поколение Z / initiative / prerequisites / educational process / soldier / military professional training / responsibility / interaction / generation Z

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондаренко Владимир Сергеевич

В статье обосновывается значимость формирования и развития инициативности военнослужащих, которая закреплена также на законодательном уровне. Проведен теоретический анализ понятий «инициатива» и «инициативность». Сформулировано рабочее понятие инициативности. В результате анализа работ определено, что вопросы, связанные с структурой, содержанием и проблемами формирования инициативности конкретно у военнослужащих не получили должного отражения. Основной целью статьи является определение предпосылок формирования инициативности у военнослужащих. В статье рассмотрены три основных предпосылки. Внедрение новейших образцов вооружения и военной техники, новые технологии, что само по себе требует инициативности от личного состава вооруженных сил Российской Федерации. Стереотипный характер мышления военнослужащих, сформированный в результате чрезмерного увлечения сетью Интернет и компьютерными играми, что негативно сказывается на формировании таких личностных качеств, как ответственность, исполнительность. В статье подробно рассмотрено отсутствие активной позиции у современной молодежи. Данная предпосылка формирования инициативности обосновывается с точки зрения ключевых черт нового поколения Z, которое негативно относится к службе в вооруженных силах, а также необходимости изменения взаимодействия командира с личным составом. Также рассмотрены основные черты характера поколения Z: Замкнутость, клиповое мышление, погружение в виртуальное поле, доминирование потребительства современной жизни молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article substantiates the importance of the formation and development of the initiative of military personnel, which is also fixed at the legislative level. The theoretical analysis of the concepts of "initiative" and "initiative" is carried out. The working concept of initiative is formulated. As a result of the analysis of the work, it was determined that the issues related to the structure, content and problems of the formation of initiative specifically among military personnel were not properly reflected. The main purpose of the article is to determine the prerequisites for the formation of initiative among military personnel. The article considers three main prerequisites. The introduction of the latest models of weapons and military equipment, new technologies, which in itself requires initiative from the personnel of the armed forces of the Russian Federation. The stereotypical nature of military personnel's thinking, formed as a result of excessive enthusiasm for the Internet and computer games, which negatively affects the formation of such personal qualities as responsibility, diligence. The article examines in detail the lack of an active position among modern youth. This prerequisite for the formation of initiative is justified from the point of view of the key features of the new generation Z, which has a negative attitude to service in the armed forces, as well as the need to change the interaction of the commander with the personnel. The main character traits of generation Z are also considered: Isolation, clip thinking, immersion in the virtual field, the dominance of consumerism in the modern life of young people.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»

Эмпирическую базу исследования составили полученные экспериментальным путем данные о состоянии культурного капитала студентов II-IV курсов; результаты педагогического эксперимента по апробации модели определения развития человеческого капитала цифровыми технологиями.Этапы исследования:

- тестирование (программа для ЭВМ «Определение параметра человеческого капитала индивидуума»);

- анализ результатов: - нейтральные у 45 % обучающихся или заниженные критерии у 25% обучающихся, что говорит о недостаточном развитии культурного капитала.

Выводы. Для содействия повышения культурного капитала студентов в процессе обучения, и наиболее полного удовлетворения образовательных запросов обучающихся, нами создана программа применения индивидуальных траекторий в преподавании специальных дисциплин.

Задачи реализации индивидуальных траекторий:

- практическая апробация программ на модульной основе;

- дать возможность студентам проявить свои способности в научно-исследовательской деятельности; - умение достигать конечный результат;

- умение применять полученные знания в реальной жизни.

Индивидуальная образовательная траектория построена на изучении курсов специальных дисциплин в определенной логической последовательности. Для этого ведётся работа по разработке различных электронных пособий, что сказывается на повышении качества образования.

В процессе исследования культурного капитала представлены результаты эксперимента с использованием программных средств (ЭВМ и БД); осуществлен педагогический эксперимент по апробации определения развития культурного капитала студентов средствами программы для ЭВМ и БД.

Также нами была отмечена высокая заинтересованность студентов, как в участии в проведении образовательного исследования, так и к компьютерному тестированию на программе для ЭВМ.

Литература:

1. Бондаревская, Е.В. Образование в поисках человеческих смыслов / Е.В. Бондаревская, Л.В. Бетин, Н.Б. Волчегурская. - Ростов н/Д: РАО. Юж. отд-ние, 1995. -215 с.

2. Бурдье, П.Л. Практический смысл / П.Л. Бурдье. - М:СПб., 2001. - 195 с.

3. Добрынин, А.И. Человеческий капитал в транзитивной экономике / А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, Е.Д. Цыренова. -М.: Наука. - 1999. - 312 с.

4. Каверина, H.A. Ведущая роль культуры в развитии человеческого капитала и новой экономики / H.A. Каверина // Человеческий капитал и профессиональное образование. - № 3 (23). -2017.

5. Программа для ЭВМ «Определение параметра человеческого капитала индивидуума» / разработчик Котов C.B., Блохин А.Л. -2019.-1 CD-ROM.

6. База данных «Динамика изменения показателя человеческого капитала» / разработчик Котов C.B., Блохин А.Л. -2020. - 1 CD-ROM.

7. Пелевина, С.М. Культурная составляющая в современном образовании как необходимое условие формирования человеческого капитала / С.М. Пелевина // Наука и образование сегодня. - №. 2 (25). - 2018. - С. 72-75

8. Пивоварова, М. Макроэкономика / М. Пивоварова, М. Симановская, Э. Дж. Долан, Д. Линдсей // Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература. Сер. 2, Экономика: Реферативный журнал. - №2. -1995.

9. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. - ACT. - 2019.

10. Соболева, И.В. Парадоксы измерения человеческого капитала / И.В. Соболева. - М.: Ин-т экономики РАН. -2009. - С. 50.

11. Российская Федерация. Законы. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон № 17-ФЗ. - Москва: Проспект; Санкт-Петербург: Кодекс, 2017.

12. Шапинская, E.H. Художественный вкус и культурный капитал: взгляды и идеи Пьера Бурдье / E.H. Шапинская // Культура культуры. - 3 (15). -2017. - С. 85-97

13. Шульц, Т. Формирование капитала с помощью образования / Т. Шульц // Журнал политической экономии. - 1960. -Т. 68. - №6. - С. 571-583

Педагогика

УДК 355.23

аспирант Боидареико Владимир Сергеевич

Новосибирский государственный педагогический университет (г. Новосибирск)

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Аннотация. В статье обосновывается значимость формирования и развития инициативности военнослужащих, которая закреплена также на законодательном уровне. Проведен теоретический анализ понятий «инициатива» и «инициативность». Сформулировано рабочее понятие инициативности. В результате анализа работ определено, что вопросы, связанные с структурой, содержанием и проблемами формирования инициативности конкретно у военнослужащих не получили должного отражения. Основной целью статьи является определение предпосылок формирования инициативности у военнослужащих. В статье рассмотрены три основных предпосылки. Внедрение новейших образцов вооружения и военной техники, новые технологии, что само по себе требует инициативности от личного состава вооруженных сил Российской Федерации. Стереотипный характер мышления военнослужащих, сформированный в результате чрезмерного увлечения сетью Интернет и компьютерными играми, что негативно сказывается на формировании таких личностных качеств, как ответственность, исполнительность. В статье подробно рассмотрено отсутствие активной позиции у современной молодежи. Данная предпосылка формирования инициативности обосновывается с точки зрения ключевых черт нового поколения Z, которое негативно относится к службе в вооруженных силах, а также необходимости изменения взаимодействия командира с личным составом. Также рассмотрены основные черты характера поколения Z: Замкнутость, клиповое мышление, погружение в виртуальное поле, доминирование потребительства современной жизни молодежи.

Ключевые слова: инициативность, предпосылки, образовательный процесс, военнослужащий, военно-профессиональная подготовка, ответственность, взаимодействие, поколение Z.

Annotation. The article substantiates the importance of the formation and development of the initiative of military personnel, which is also fixed at the legislative level. The theoretical analysis of the concepts of "initiative" and "initiative" is carried out. The working concept of initiative is formulated. As a result of the analysis of the work, it was determined that the issues related to the

structure, content and problems of the formation of initiative specifically among military personnel were not properly reflected. The main purpose of the article is to determine the prerequisites for the formation of initiative among military personnel. The article considers three main prerequisites. The introduction of the latest models of weapons and military equipment, new technologies, which in itself requires initiative from the personnel of the armed forces of the Russian Federation. The stereotypical nature of military personnel's thinking, formed as a result of excessive enthusiasm for the Internet and computer games, which negatively affects the formation of such personal qualities as responsibility, diligence. The article examines in detail the lack of an active position among modern youth. This prerequisite for the formation of initiative is justified from the point of view of the key features of the new generation Z, which has a negative attitude to service in the armed forces, as well as the need to change the interaction of the commander with the personnel. The main character traits of generation Z are also considered: Isolation, clip thinking, immersion in the virtual field, the dominance of consumerism in the modern life of young people.

Key words: initiative, prerequisites, educational process, soldier, military professional training, responsibility, interaction, generation Z.

Введение. Развитие инициативности у военнослужащих становится сегодня одной из приоритетных задач в войсках Министерства обороны Российской Федерации, инициативность определяет успешность в профессиональной деятельности и является одним из основных профессиональных качеств военнослужащего России. В Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации инициативность военнослужащих представлена в следующих в статьях.

№ статьи Текст статьи

17 Военнослужащий должен быть честным, храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу, защищать командиров (начальников) в бою, оберегать Боевое знамя воинской части

45 Военнослужащий в целях успешного выполнения поставленной ему задачи обязан проявлять разумную инициативу

85 Командир (начальник) обязан поощрять подчиненных за особые личные заслуги и проявленную разумную инициативу, усердие и отличие в службе и строго, но справедливо взыскивать с нерадивых

Эти статьи подтверждают мысль о готовности военнослужащего принимать решение самостоятельно, а также когда приказы командиров больше не соответствуют ситуации, или когда возникают непредвиденные возможности или трудности.

Невозможно использовать методы воспитания одной эпохи в другой, необходимо учитывать, особенности времени, личностных качеств, умений, знаний, которые в комплексе обеспечат ему возможность спрогнозировать проблемы, формулировать задачи и самостоятельно находить пути их решения, умеющей убедительно доказать свою точку зрения, проявляя инициативность в процессе повседневной жизнедеятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Ретроспективный анализ научной литературы показал, что понятия «инициатива» и «инициативность» в научном обороте используются достаточно давно, отсылая нас к трудам философов Древней Греции - Платона и Аристотеля и др.

В эпоху Возрождения XIV-XVI вв. над проблемой инициативности трудились такие философы, как Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм, Ж. Ламетри, П. Гольбах, И. Кант [2].

Так, Дж. Локк рассматривал личную заинтересованность как главный мотив инициативы и подчеркивал, что для успеха «джентльмену»-предпринимателю крайне важно уметь проявить «собственную инициативу».

Американский философ конца XIX в. Дж. Дьюи, пропагандируя национальный дух, предложил принцип прагматизма, который побуждает учащихся к развитию гибкого мышления и свободной творческой самодеятельности.

Аспекты формирования инициативности нашли освещение в работах психологов (Д.Б. Богоявленская, Ф.Н. Гоноболин, А.Г. Ковалёв, А.Н. Леонтьева, А.Л. Мендельсон, В.И. Селиванов, Б.М. Теплов), которые характеризуют данное понятие как интеллектуальное свойство личности, как волевое качество личности, как черту характера, как синоним активности, как умение, как способность к самостоятельной деятельности.

Активный процесс разработки идей воспитания нового типа человека начался в постреволюционной России. Ярким представителем этих идей был С.Т. Шацкий, считавший, что инициативность и самостоятельность лучше всего развиваются через участие в реальной жизни и изучение различных дисциплин.

Однако несмотря на то, что данная проблема вызывает определенный интерес имеет достаточно большую теоретическую базу, в рамках нашего исследования вопросы, связанные с структурой, содержанием и проблемами формирования инициативности у военнослужащих не получили должного отражения.

Изложение основного материала статьи. Существенные изменения, произошедшие в жизни Вооруженных сил в последние десятилетия, требуют качественной подготовки военнослужащих. Речь идет о развитии инициативности в сфере военно-профессионального образования. На современном этапе Вооруженные силы Российской Федерации нуждаются в инициативных военнослужащих, которые стремятся к выполнению поставленных задач своевременно и в срок. В связи с этим особый интерес представляет процесс формирования инициативности [3].

Анализ научной литературы и результатов ряда исследований (Э.И. Карамова, A.C. Жарикова, Н.В. Тучак, Б.Н. Полянская, Б.Л. Никитина и др.) позволяет сделать предположение, что инициативность - это такое свойство личности, составляющими которого являются такие характеристики, как установочно-целевые, мотивационно-смысловые, когнитивные, продуктивные, динамические, регуляторные, эмоциональные и рефлексивно-оценочные характеристики.

Таким образом, мы сформулировали рабочее определение понятия «инициативность» - это внутреннее состояние личности, побуждающее к новым идеям и решениям, по выполнению служебно-боевых задач в условиях неопределенности.

Первичный профессиональный опыт в совокупности с анализом научных трудов позволили нам выделить предпосылки формирования инициативности у военнослужащих.

Необходимость разрабатывать и внедрять новейшие образцы вооружения и военной техники, новые технологии в МО РФ, что будет способствовать формированию у военнослужащих высоких морально-боевых качества, а именно

инициативность, которая способствует овладеть оружием, использовать новейшее вооружение и военную технику и дает знания о том, как необходимо действовать в военное время. Также необходимо отметить, что сам процесс создания нового оружия уже требует от военных специалистов такого качества как инициативность.

Стереотипный характер мышления военнослужащих в результате чрезмерного влияния сети Интернет, компьютерных игр, может негативно сказаться на принятии решений в сложных ситуациях. Данные исследований Г.У. Солдатовой позволили выделить ее некоторые особенности развития военнослужащих, определяющие изменения в их развитии [4]:

- зависимость военнослужащих от социальных сетей и длительность нахождения в них;

- клиповое сознание военнослужащих, чрезмерная увлеченность сетью Интернет;

- недостаточная компетентность командиров по использованию цифровых технологий, что приводит к увеличению разрыва между поколениями.

Результатом становится то, что сложные задачи не вдохновляют военнослужащих на выполнение, что требует со стороны командира объяснение цели этой задачи и создание дополнительной мотивации для подчиненного личного состава.

Подробнее остановимся на отсутствии активной позиции у современной молодежи. Новое поколение Z становится менее общительным, более погруженным в себя, виртуальный мир и фантазии. Современное поколение стало свидетелем нового социально-психологического тренда - инфантилизации, что проявляется в сохранении в облике и поведении позиций, которые характерны для более ранних возрастных групп.

Следствие такого подхода - военнослужащие не готовы нести ответственность за свои ошибки и нарушения, однако, как незрелые дети, ожидают положительной оценки, поощрения и лояльности со стороны окружающих и командиров.

При работе с военнослужащими поколения Z лучшим вариантом для командира становится ненавязчивый контроль, воспринимающийся по большей части как поддержка и помощь в поиске верного решения при выполнении поставленных

Сегодняшние военнослужащие смотрят на окружающий мир через очки ролевых компьютерных игр, со всеми их составляющими. В результате чего, военнослужащие считают, что каждая поставленная командиром задача будет успешно выполнена, но не представляют ее важности. Это указывает на то, что военнослужащие поверхностно и легкомысленно относятся к военной службе.

Для того, чтобы понять причины отсутствия активной позиции у молодежи, необходимо рассмотреть общие черты характера поколения Z.

Замкнутость - нежелание живого общения и предпочтение мессенджеров как средство обмена информацией.

Клиповое мышление. Чтению больших текстов (скучно, долго и неинтересно) особенно без картинок предпочтут маленькие, емкие тексты со смайликами, или из которых можно извлечь какую-либо пользу.

Погружение в виртуальное поле. Быть весь день в онлайне уже не выходит за рамки привычного. Однако под влиянием последних новинок, а также известных блогеров и медийных личностей, молодые люди совершают необдуманные действия, покупки, чтобы казаться «своим».

Доминирование потребительства современной жизни молодежи. Одним из основных проявлений доминирования потребительства среди молодежи является покупка товаров и услуг, которые не являются необходимыми для их жизни. Молодежь часто тратит большие суммы денег на модную одежду, гаджеты, косметику и развлечения, не задумываясь о том, нужны ли им эти вещи или нет.

Кроме того, молодежь все больше ориентируется на социальные сети и интернет-магазины, где представлен огромный выбор товаров и услуг. Они легко поддаются рекламе и маркетинговым приемам, что приводит к бесконтрольным расходам.

Несмотря на отрицательные черты необходимо сказать о том, что для представителей поколения Z характерно самообразование, приобретение знаний, которые в последствии могут иметь практическое применение.

Например, они могут изучить любой вопрос благодаря доступным сведениям в Интернете, выучить иностранный язык, если действительно в этом заинтересованы. Сегодня, благодаря просторам Интернета, для молодежи существует возможность расширить область познания, осваивая различные сферы, проявляя инициативность.

Выводы. В ходе теоретического анализа научных трудов и исследований было сформулировано рабочее определение понятия «инициативность» - это внутреннее состояние личности, побуждающее к новым идеям и решениям, по выполнению служебно-боевых задач в условиях неопределенности. Практический опыт и обзор научных работ позволили выделить предпосылки формирования инициативности у военнослужащих:

- внедрение новейших образцов вооружения и военной техники;

- стереотипный характер мышления военнослужащих;

- отсутствие активной позиции у современной молодежи.

Также рассмотрены основные черты характера поколения Z, как одни из главных факторов, негативно сказывающихся на формировании инициативности: замкнутость, клиповое мышление, погружение в виртуальное поле, доминирование потребительства современной жизни молодежи.

Литература:

1. Бондаренко,В.С. Инициативность как важнейшее профессиональное качество военнослужащего / B.C. Бондаренко, И.А. Федосеева// Современная наука: традиции и инновации. -2020. - С. 172-177

2. Бондаренко, B.C. О значимости формирования инициативности у военнослужащих / B.C. Бондаренко, И.А. Федосеева // Интеграция и дифференциация науки и практики в контексте приоритетных парадигм развития цивилизации. -2020. - С. 119-122

3. Бондаренко, B.C. Условия формирования инициативности у военнослужащих / B.C. Бондаренко, И.А. Федосеева // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации. - 2022. - С. 378-382

4. Солдатова, Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире / Г.У. Солдатова // Социальная психология и общество. - 2018. - Т.9. - №. 3. - С. 71-80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.