Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО КАПИТАЛА СТУДЕНТОВ ЦИФРОВЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ'

ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО КАПИТАЛА СТУДЕНТОВ ЦИФРОВЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурный капитал / высшее образование / студент / человеческий капитал / качество образования / цифровые технологии / cultural capital / higher education / student / human capital / quality of education / digital technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блохин Александр Леонидович, Шостак Егор Валерьевич, Литовкин Дмитрий Тимофеевич

Предметом исследования в статье является культурный капитал студента, формируемый межпредметным синтезом в сфере высшего образования, и его исследование цифровыми технологиями. Цель статьи показать важность культурного капитала в профессиональном становлении студента и повышении качества образования. Научная новизна заключается в исследовании образовательной сущности, формировании и совершенствовании теории культурного капитала в системе высшего профессионального образования при профессиональной подготовке студентов цифровыми технологиями. В статье рассмотрены определения культурного капитала, его связь с человеческим капиталом. Представлены уникальные методики по определению культурного капитала студента. Описаны эмпирические исследования на основе разработанных методик. Представлены результаты эмпирического исследования. Концепция теории культурного капитала это комплексный подход к анализу широкого спектра человеческой деятельности в свете определенного мировоззрения. Высшее образование, в таком подходе находится в центре, и является источником экономического развития не только региона, но и страны в целом. Актуальность статьи заключается в рассмотрении роли культурного капитала, как неотъемлемой частью человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Блохин Александр Леонидович, Шостак Егор Валерьевич, Литовкин Дмитрий Тимофеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The subject of research in the article is the student's cultural capital, formed by interdisciplinary synthesis in the field of higher education, and its study by digital technologies. The purpose of the article is to show the importance of cultural capital in the professional development of a student and in improving the quality of education. Scientific novelty lies in the study of the educational essence, the formation and improvement of the theory of cultural capital in the system of higher professional education in the professional training of students with digital technologies. The article considers the definitions of cultural capital, its connection with human capital. Unique methods for determining the cultural capital of a student are presented. Empirical studies based on the developed methods are described. The results of an empirical study are presented. The concept of cultural capital theory is an integrated approach to the analysis of a wide range of human activities in the light of a certain worldview. Higher education, in this approach, is at the center, and is a source of economic development not only for the region, but also for the country as a whole. The relevance of the article lies in considering the role of cultural capital as an integral part of human capital.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО КАПИТАЛА СТУДЕНТОВ ЦИФРОВЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ»

6) формированию профессиональной компетентности и визуально-коммуникативной культуры педагога;

7) активизации творческого потенциала личности, развитию проектных способностей и визуального мышления.

Выводы. В результате исследования, можно сделать вывод, что технологию визуальной коммуникации (TBK)

необходимо применять в педагогическом образовании в качестве эффективного проектного метода и технологии обучения студентов различных профильных направлений проектной деятельности. Образовательный потенциал TBK позволяет развить визуальное мышление студентов и способность визуального моделирования, научить применять на практике технику визуального поиска, концептуального проектирования, графической визуализации.

Мы затронули лишь некоторые вопросы педагогического проектирования, вопросы развития визуального мышления и активизации визуально-мыслительной деятельности студентов вуза в процессе обучения. Будущему педагогу важно освоить методы педагогического проектирования, технику визуального моделирования, технологию визуальной коммуникации в процессе обучения в вузе. Проектные умения, несомненно, пригодятся ему в педагогической практике, помогут заинтересовать учебным предметом. Современный педагог способен воплотить свои творческие идеи в разработке рабочей программы, в авторском проекте, в построении педагогической модели, в оригинальном конструктивном решении проведения мероприятий, в проведении мастер-класса и т.д.

Данное исследование затрагивает проблему методики обучения педагогическому проектированию и визуальному моделированию. Авторами представлен оригинальный авторский подход к исследованию проблемы визуального воздействия образовательного контента на обучающихся. Показана важная роль визуально-мыслительной деятельности студента в процессе усвоения учебного материала. На основе исследований, убедительно доказывающих роль визуального восприятия в усвоении информации и развитии визуального мышления человека, авторами дается обоснование технологии визуальной коммуникации как эффективного средства формирования профессиональной компетентности и визуально-коммуникативной культуры педагога.

Литература:

1. Абоимова, И.С. Использование предметных средств в формировании профессиональных способностей студентов-дизайнеров / И.С. Абоимова, Д.И. Шавина // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-2. -С. 6-9

2. Белова, И.Л. Графический дизайнер как визуальный информатор и коммуникатор / И.Л. Белова, E.H. Гурьянчева, И.А. Кучкин // Балтийский гуманитарный журнал. - 2022. - Т. 11. - №4(41). - С. 5-8

3. Белова, И.Л. Визуальное моделирование как метод обучения дизайн-педагогической деятельности / И.Л. Белова, Н.В. Быстрова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №72-3. - С. 37-39

4. Белова, И.Л. Методы активизации художественно-проектной деятельности будущих графических дизайнеров / И.Л. Белова, Н.В. Быстрова, Е.В. Медонова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-1. -С. 10-13

5. Быстрова, Н.В. Инновационные технологии в обучении студентов-дизайнеров / Н.В. Быстрова, Е.В. Медонова, A.A. Симонова // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород, 2021. - С. 165-167

6. Быстрова, Н.В. К вопросу о применении технологий визуализации информации в учебном процессе / Н.В. Быстрова, И.Л. Белова, Э.У.Х.С. Ахмед // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-2. -С. 30-33

7. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, A.B. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№ 1 (38).

8. Сырова, Н.В. Визуальная культура как средство формирования общей и профессиональной культуры человека / Н.В. Сырова, В.Н. Чикишев // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6. - № 1(22). - С.5.

9. Швецова, Е.А. Формирование у студентов интереса к научно-исследовательской деятельности в процессе обучения дизайну / Е.А. Швецова, И.Л. Белова // В сборнике: Традиции и инновации в дизайне. - 2018. - С. 76-81

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Блохин Александр Леонидович

Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону); старший преподаватель Шостак Егор Валерьевич Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону); старший преподаватель Литовкин Дмитрий Тимофеевич

Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону)

ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО КАПИТАЛА СТУДЕНТОВ ЦИФРОВЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ

Аннотация. Предметом исследования в статье является культурный капитал студента, формируемый межпредметным синтезом в сфере высшего образования, и его исследование цифровыми технологиями. Цель статьи - показать важность культурного капитала в профессиональном становлении студента и повышении качества образования. Научная новизна заключается в исследовании образовательной сущности, формировании и совершенствовании теории культурного капитала в системе высшего профессионального образования при профессиональной подготовке студентов цифровыми технологиями. В статье рассмотрены определения культурного капитала, его связь с человеческим капиталом. Представлены уникальные методики по определению культурного капитала студента. Описаны эмпирические исследования на основе разработанных методик. Представлены результаты эмпирического исследования. Концепция теории культурного капитала - это комплексный подход к анализу широкого спектра человеческой деятельности в свете определенного мировоззрения. Высшее образование, в таком подходе находится в центре, и является источником экономического развития не только региона, но и страны в целом. Актуальность статьи заключается в рассмотрении роли культурного капитала, как неотъемлемой частью человеческого капитала.

Ключевые слова: культурный капитал, высшее образование, студент, человеческий капитал, качество образования, цифровые технологии.

Annotation. The subject of research in the article is the student's cultural capital, formed by interdisciplinary synthesis in the field of higher education, and its study by digital technologies. The purpose of the article is to show the importance ofcultural capital in the professional development of a student and in improving the quality of education. Scientific novelty lies in the study of the

educational essence, the formation and improvement of the theory of cultural capital in the system of higher professional education in the professional training of students with digital technologies. The article considers the definitions of cultural capital, its connection with human capital. Unique methods for determining the cultural capital of a student are presented. Empirical studies based on the developed methods are described. The results of an empirical study are presented. The concept of cultural capital theory is an integrated approach to the analysis of a wide range of human activities in the light of a certain worldview. Higher education, in this approach, is at the center, and is a source of economic development not only for the region, but also for the country as a whole. The relevance of the article lies in considering the role of cultural capital as an integral part of human capital.

Key words: cultural capital, higher education, student, human capital, quality of education, digital technologies.

Введение. Высшее образование это процесс овладения человеком определенных компетенций, овладение мышлением для интеграции в социальную и культурную жизнь общества, выполняя при этом конкретные профессиональные функции. Качество образования перестало удовлетворять общество и в следствии этого согласно Федеральному закону о переходе на двухуровневую систему высшего образования в России, который вступил в силу 24 октября 2007г. были введены понятия: магистратура и бакалавриат fill.

Наше исследование заключается в утверждении, что развитие культурного капитала в высшем образовании повышается за счет качества образования, а следовательно, способствует более быстрому экономическому развитию страны, благодаря более компетентным и более адаптированным к социально-экономическим условиям выпускников.

Качественное высшее образование необходимо для того, чтобы обеспечить выпуск специалистов на основе конкурентоспособности, на основе более интенсивного использования знаний. Без качественного образования специалисты не смогут производить продукцию на уровнях, необходимых для конкуренции на мировом рынке, и поэтому существует настоятельная необходимость сосредоточить внимание на цифровых технологиях, как стратегии качественного образования и экономического роста.

Но на современном этапе развития экономики страны, стало ясно, что данная система образования не совсем оправдывает надежд на образовательное развитие обучающегося, и поэтому президентом в послании федеральному собранию предложено вернуть специалитет, как основное направление в вузы. По нашему мнению, это своевременное решение, которое даст новый импульс качественному образованию.

В высшем образовании важную роль играет не только человеческий капитал, а также его основной критерий -культурный капитал.

«Культура - одна из важнейших составляющих накопленного народом национального человеческого капитала, обеспечивающего конкурентоспособность экономики страны и государства на мировых рынках в условиях современной экономики» [41.

«Культурный капитал, как явление, впервые использовал П. Бурдье в работе, посвященной этнологии карибов. Под этим явлением он понимал преимущества, которые передаются элитами своим детям (навыки устной и письменной речи, эстетические ценности, умение взаимодействовать с людьми, ориентация на достижения) и расширяют возможности их социальной мобильности» Г2, С. 491.

«Именно усвоенный в ранний период жизни запас навыков и компетенций во многом определяет успешность, продолжительность и темпы дальнейшего накопления человеческого капитала в процессе формального образования и трудовой деятельности» [10, С. 26].

Изложение основного материала статьи. Культурный капитал определяет как социальный класс, так и социальную мобильность. Рассмотрев типы культурного капитала и его формы мы можем лучше понять исследуемую концепцию.

1. Воплощенный культурный капитал относится к знаниям и навыкам, которые индивид приобретает в формальном образовании.

2. Объективированный культурный капитал, также известный как объективированное состояние культурного капитала, относится к материальным объектам, имеющим культурное значение.

3. Институционализированный культурный капитал касается репутации организации, например, Южный федеральный университет имеет особый статус в системе образования благодаря своему социальному и культурному влиянию, поэтому, студент обучающийся в ЮФУ, наследует часть этого статуса.

Итак, в 1970-1980-е гг. французский социолог Пьер Бурдье являлся родоначальником исследования культуры капитала. «Согласно определению французского социолога Пьера Бурдье, понятие культурного капитала включает в себя три аспекта: наличие высшего образования, знание культурных традиций и форм, а также обладание конкретными объектами, имеющими культурную ценность» [12].

Введенное П. Бурдье понятие культурный капитал относится к социальным и культурным знаниям, которые могут помочь обучающемуся добиться прогресса в образовании.

Слово «капитал» указывает на то, что нужно приобретать, развивать и хранить для получения экономического блага. В современном понимании можно утверждать, что концепция культурного капитала воплощается в человеке, который много знает о широком круге тем культуры и может их критически оценивать и обсуждать.

Культурный капитал в широком смысле - это ценности, знания, навыки и идеи, которые ценятся в данной культуре, обществе или социальной группе. Человек, обладающий этими ценностями, знаниями, навыками и идеями, или понимающий их, и способный развивать некоторые из них, будет более способным к развитию и успеху в этой культурной среде или группе.

В образовательном контексте, капитал культуры человека это духовная, гуманная и жизнетворческая составляющая студента. Сегодня образование должно давать не только знания, но и формировать механизмы личностной самодетерминации. Студент - это духовная личность, воспитывая его духовность, мы возрождаем русскую интеллигентность, создаем внутренние предпосылки для развития творческой индивидуальности. Образование - одно из основ духовности, ориентированное на общечеловеческие ценности. Культура, впитывает в себя все, что творит человек ради сохранения себя, мыслится в качестве цели образования, а образование представляется средством культуры.

«Опорные моменты для развития культуры, осознаваемой как национальная, надо искать не столько в истории, сколько непосредственно в жизни, выявлять, очищать, сообщать им значимость» [1].

Рассматривая взаимосвязь человеческого капитала и капитала культуры на современном этапе развития образования, в первую очередь нами были рассмотрены определения этих понятий. Трактование понятия «человеческий капитал» можно определять как приращение в результате получения образования компетенций, которые будут использоваться индивидом в профессиональной деятельности.

Теория человеческого капитала является наиболее влиятельной экономической теорией западного образования, задающей основу государственной политики с начала 1960-х годов. Теория человеческого капитала подчеркивает важность образования и обучения как ключа к участию в новой глобальной экономике.

Человеческий капитал - это продолжение качественного образования, который является индивидуальной особенностью каждого учащегося. Студенты первого и второго курсов имеют более высокую степень ожидания от предоставляемого качества высшего образования. Это связано с тем, что на старших курсах студенты начинают понимать, что им дополнительно нужно постоянно совершенствовать свои знания путём непрерывного самообразования, для последующего получения хорошей должности или карьеры.В 1961 году американский экономист Т. Шульц впервые озвучил важность роли образования в развитии человеческого капитала, и трактовал человеческий капитал как совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом Г131.

Исторические предпосылки теории человеческого капитала заложил экономист Адам Смит в 1755 г: «...Приобретение таких талантов путем обучения, учебы или ученичества, всегда стоит реальных расходов, которые представляют собой капитал, закрепленный и реализованный, в его личности» [91.

В России человеческий капитал, как фундаментальную науку, стали изучать только в конце прошлого столетия девяностых годов, в период реформации страны.

Развитие теории человеческого капитала инициировало большое количество элиминаций, в том числе и современных, имея более широкое толкование. Так, по мнению А.И. Добрынина и С.А. Дятлова: «Человеческий капитал есть сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и производства и тем самым влияют на рост доходов данного человека» Г31.

«Западный экономист Э. Долан под человеческим капиталом подразумевает капитал в виде умственных способностей, полученных через формальное обучение или образование, либо через практический опыт» Г81.

Значимость развития человеческого капитала в образовании озвучил известный американский учёный - экономист, публицист и педагог П. Друкер, он утверждает: «Что современное общество это - общество, основанное на знаниях, эффективность которых в современном образовании выражена тремя качествами: 1 - качественные знания, приобретаемые в процессе обучения; 2 - способность студента войти в социум, как активного гражданина; 3 - развитие личности в социальном пространстве и его участие в культурной жизни общества». Чтобы повысить капитал культуры в обществе в целом, необходимо применить теорию человеческого капитала к системам образования.

В научной литературе предлагаются три измерения культурного капитала например: 1. отношение, интерес и предпочтение к культурной деятельности; 2. проверка знаний по культуре; 3. владение иностранным языком.

Фокус деятельности. Высокоинтеллектуальная культура «изящное искусство», интерес к известному искусству и музыке знание известных книг и пьес, например, знание аллюзий на великое искусство и литературу в современных и разговорных текстах, умение разворачивать фразы с аллюзиями на высокоинтеллектуальную культуру.

Научное, техническое и медиа-ориентированное оформление, например, положительное отношение к науке, интерес к текущим событиям знание известных ученых, текущих событий и проблем, например, знакомство с научными и текущими терминами и идиомами.

Взаимодействие родителей и образовательного учреждения. Например, положительное отношение к грамотности, преподавателям и учебному заведению. Знание устава образовательного учреждения, т.е. способность читать и способность интерпретировать язык преподавателя и невербальное общение.

Хавенсон Т. и её коллеги в своих исследованиях измеряли культурный капитал с помощью следующих данных: количество книг и классической литературы, которые есть у обучающегося в домашней библиотеке, посещает ли обучающийся музыкальную или художественную школу, спортивную секцию.

«Культурный уровень человека характеризуется целой совокупностью показателей, среди которых можно выделить и уровень образованности, и наличие потребности приобщения к миру культуры, участие в создании и распространении культурных ценностей, наличие установки на расширение культурного кругозора, способность оценить те или иные артефакты и др» [7].

В свою очередь, в рамках исследования культурного капитала, как основного критерия в формировании человеческого капитала студента, нами разработана и апробирована программа для ЭВМ «Определение параметра человеческого капитала индивидуума» [5] и База данных «Динамика изменения человеческого капитала» [6].

Институциональная структура в виде системы образования занимает одну из важнейших ролей в цифровизации общества. Образовательный процесс, с одной стороны, является потребителем информации, и представляет собой производителя новых цифровых технологий с другой стороны - через выпускаемые на рынок труда кадры. Непрерывное развитие цифровых технологий и его прямое воздействие на общественные процессы, вынуждает систему высшего образования занимать активную позицию по анализу и выработке новых предложений.

Одним из наиболее распространенных алгоритмов внедрения цифровых технологий в учебный процесс организаций профессионального образования является следующая схема: это подготовка студентов к выполнению их профессиональных компетенций с применением цифровых технологий и эффективным развитием человеческого капитала. Поэтому освоение новых образовательных программ требует новых подходов в преподавании расширение межпредметных связей.

Программа для ЭВМ основана на интегральном показателе, который взаимосвязан с критериями, расположенными по степени значимости для обучающегося и характеризующими общую оценку формирования человеческого капитала. Критерии человеческого капитал, которые мы рассматриваем, по мнению многих ученых, являются основой человеческого капитала индивидуума - это капиталы здоровья, образованности, социальный, трудовой, интеллектуальный, организационно-предпринимательский и исследуемый нами на данном этапе культурный капитал.

В культурный капитал мы включили такие составляющие как общая культура обучающегося, поведение, нравственные ценности и принципы. Из составляющих культурного капитала мы выделили основные критерии и применяемые методики определения критериев (таб. 1).

Таблица 1

Критерии и применяемые методики в изучении культурного капитала

Критерии культурного капитала Применяемые методики

морально-нравственное развитие «Уровень интеллигентности личности» (автор В.И. Андреев)

девиация (положительная и отрицательная) «Девиантное поведение» (авторы М.Ю. Колосницына и Е.А. Кадацкая)

ценностные ориентации «Ценностные ориентации» (автор М. Рокич)

Эмпирическую базу исследования составили полученные экспериментальным путем данные о состоянии культурного капитала студентов II-IV курсов; результаты педагогического эксперимента по апробации модели определения развития человеческого капитала цифровыми технологиями.Этапы исследования:

- тестирование (программа для ЭВМ «Определение параметра человеческого капитала индивидуума»);

- анализ результатов: - нейтральные у 45 % обучающихся или заниженные критерии у 25% обучающихся, что говорит о недостаточном развитии культурного капитала.

Выводы. Для содействия повышения культурного капитала студентов в процессе обучения, и наиболее полного удовлетворения образовательных запросов обучающихся, нами создана программа применения индивидуальных траекторий в преподавании специальных дисциплин.

Задачи реализации индивидуальных траекторий:

- практическая апробация программ на модульной основе;

- дать возможность студентам проявить свои способности в научно-исследовательской деятельности; - умение достигать конечный результат;

- умение применять полученные знания в реальной жизни.

Индивидуальная образовательная траектория построена на изучении курсов специальных дисциплин в определенной логической последовательности. Для этого ведётся работа по разработке различных электронных пособий, что сказывается на повышении качества образования.

В процессе исследования культурного капитала представлены результаты эксперимента с использованием программных средств (ЭВМ и БД); осуществлен педагогический эксперимент по апробации определения развития культурного капитала студентов средствами программы для ЭВМ и БД.

Также нами была отмечена высокая заинтересованность студентов, как в участии в проведении образовательного исследования, так и к компьютерному тестированию на программе для ЭВМ.

Литература:

1. Бондаревская, Е.В. Образование в поисках человеческих смыслов / Е.В. Бондаревская, Л.В. Бетин, Н.Б. Волчегурская. - Ростов н/Д: РАО. Юж. отд-ние, 1995. -215 с.

2. Бурдье, П.Л. Практический смысл / П.Л. Бурдье. - М:СПб., 2001. - 195 с.

3. Добрынин, А.И. Человеческий капитал в транзитивной экономике / А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, Е.Д. Цыренова. -М.: Наука. - 1999. - 312 с.

4. Каверина, H.A. Ведущая роль культуры в развитии человеческого капитала и новой экономики / H.A. Каверина // Человеческий капитал и профессиональное образование. - № 3 (23). -2017.

5. Программа для ЭВМ «Определение параметра человеческого капитала индивидуума» / разработчик Котов C.B., Блохин А.Л. -2019.-1 CD-ROM.

6. База данных «Динамика изменения показателя человеческого капитала» / разработчик Котов C.B., Блохин А.Л. -2020. - 1 CD-ROM.

7. Пелевина, С.М. Культурная составляющая в современном образовании как необходимое условие формирования человеческого капитала / С.М. Пелевина // Наука и образование сегодня. - №. 2 (25). - 2018. - С. 72-75

8. Пивоварова, М. Макроэкономика / М. Пивоварова, М. Симановская, Э. Дж. Долан, Д. Линдсей // Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература. Сер. 2, Экономика: Реферативный журнал. - №2. -1995.

9. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. - ACT. - 2019.

10. Соболева, И.В. Парадоксы измерения человеческого капитала / И.В. Соболева. - М.: Ин-т экономики РАН. -2009. - С. 50.

11. Российская Федерация. Законы. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон № 17-ФЗ. - Москва: Проспект; Санкт-Петербург: Кодекс, 2017.

12. Шапинская, E.H. Художественный вкус и культурный капитал: взгляды и идеи Пьера Бурдье / E.H. Шапинская // Культура культуры. - 3 (15). -2017. - С. 85-97

13. Шульц, Т. Формирование капитала с помощью образования / Т. Шульц // Журнал политической экономии. - 1960. -Т. 68. - №6. - С. 571-583

Педагогика

УДК 355.23

аспирант Бондаренко Владимир Сергеевич

Новосибирский государственный педагогический университет (г. Новосибирск)

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Аннотация. В статье обосновывается значимость формирования и развития инициативности военнослужащих, которая закреплена также на законодательном уровне. Проведен теоретический анализ понятий «инициатива» и «инициативность». Сформулировано рабочее понятие инициативности. В результате анализа работ определено, что вопросы, связанные с структурой, содержанием и проблемами формирования инициативности конкретно у военнослужащих не получили должного отражения. Основной целью статьи является определение предпосылок формирования инициативности у военнослужащих. В статье рассмотрены три основных предпосылки. Внедрение новейших образцов вооружения и военной техники, новые технологии, что само по себе требует инициативности от личного состава вооруженных сил Российской Федерации. Стереотипный характер мышления военнослужащих, сформированный в результате чрезмерного увлечения сетью Интернет и компьютерными играми, что негативно сказывается на формировании таких личностных качеств, как ответственность, исполнительность. В статье подробно рассмотрено отсутствие активной позиции у современной молодежи. Данная предпосылка формирования инициативности обосновывается с точки зрения ключевых черт нового поколения Z, которое негативно относится к службе в вооруженных силах, а также необходимости изменения взаимодействия командира с личным составом. Также рассмотрены основные черты характера поколения Z: Замкнутость, клиповое мышление, погружение в виртуальное поле, доминирование потребительства современной жизни молодежи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: инициативность, предпосылки, образовательный процесс, военнослужащий, военно-профессиональная подготовка, ответственность, взаимодействие, поколение Z.

Annotation. The article substantiates the importance of the formation and development of the initiative of military personnel, which is also fixed at the legislative level. The theoretical analysis of the concepts of "initiative" and "initiative" is carried out. The working concept of initiative is formulated. As a result of the analysis of the work, it was determined that the issues related to the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.