Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ'

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
человеческий капитал / высшее образование / студент / качество образования / образовательные технологии / бально-рейтинговая система / human capital / higher education / student / quality of education / educational technologies / point-rating system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блохин Александр Леонидович, Корчинский Алексей Александрович

В статье рассматриваются методы по формированию человеческого капитала студентов в высшем образовании. Раскрываются понятия и определения человеческого капитала в различных областях науки. Рассмотрены и проанализирована различные подходы и методы формирования человеческого капитала студента, с описание методик. Цель исследования анализ технологий и определение эффективности данных технологий в образовательной среде на примере образовательной программы 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям). Исследование апробировано в Южном федеральном университете на базе Академии психологии и педагогики среди студентов 1-4-х курсов. Представлены результаты эмпирического исследования. Результаты исследования показываю положительные результаты по формированию положительного человеческого капитала индивидуума, эффективного трудоустройства. Научная новизна заключается в исследовании образовательной сущности, формировании и совершенствовании теории человеческого капитала в системе высшего профессионального образования при профессиональной подготовке студентов. Концепция теории человеческого капитала это комплексный подход к анализу широкого спектра человеческой деятельности в свете определенного мировоззрения. Актуальность статьи заключается в рассмотрении образовательных технологий, составляющих основу формирования человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Блохин Александр Леонидович, Корчинский Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses methods for the formation of human capital of students in higher education. The concepts and definitions of human capital in various fields of science are revealed. Various approaches and methods of forming the student's human capital are considered and analyzed, with a description of the methods. The purpose of the study is to analyze technologies and determine the effectiveness of these technologies in the educational environment on the example of the educational program 44.03.04 Vocational training (by industry). The study was tested at the Southern Federal University on the basis of the Academy of Psychology and Pedagogy among students of 1-4 courses. The results of an empirical study are presented. The results of the study show positive results in the formation of positive human capital of the individual, effective employment. Scientific novelty lies in the study of the educational essence, the formation and improvement of the theory of human capital in the system of higher professional education in the professional training of students. The concept of human capital theory is an integrated approach to the analysis of a wide range of human activities in the light of a certain worldview. The relevance of the article lies in the consideration of educational technologies that form the basis for the formation of human capital.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ»

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Блохин Александр Леонидович

Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону);

кандидат педагогических наук,

доцент Корчинский Алексей Александрович

Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону)

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье рассматриваются методы по формированию человеческого капитала студентов в высшем образовании. Раскрываются понятия и определения человеческого капитала в различных областях науки. Рассмотрены и проанализирована различные подходы и методы формирования человеческого капитала студента, с описание методик. Цель исследования - анализ технологий и определение эффективности данных технологий в образовательной среде на примере образовательной программы 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям). Исследование апробировано в Южном федеральном университете на базе Академии психологии и педагогики среди студентов 1-4-х курсов. Представлены результаты эмпирического исследования. Результаты исследования показываю положительные результаты по формированию положительного человеческого капитала индивидуума, эффективного трудоустройства. Научная новизна заключается в исследовании образовательной сущности, формировании и совершенствовании теории человеческого капитала в системе высшего профессионального образования при профессиональной подготовке студентов. Концепция теории человеческого капитала - это комплексный подход к анализу широкого спектра человеческой деятельности в свете определенного мировоззрения. Актуальность статьи заключается в рассмотрении образовательных технологий, составляющих основу формирования человеческого капитала.

Ключевые слова: человеческий капитал, высшее образование, студент, качество образования, образовательные технологии, бально-рейтинговая система.

Annotation. The article discusses methods for the formation of human capital of students in higher education. The concepts and definitions of human capital in various fields of science are revealed. Various approaches and methods of forming the student's human capital are considered and analyzed, with a description of the methods. The purpose of the study is to analyze technologies and determine the effectiveness of these technologies in the educational environment on the example of the educational program 44.03.04 Vocational training (by industry). The study was tested at the Southern Federal University on the basis of the Academy of Psychology and Pedagogy among students of 1-4 courses. The results of an empirical study are presented. The results of the study show positive results in the formation of positive human capital of the individual, effective employment. Scientific novelty lies in the study of the educational essence, the formation and improvement of the theory of human capital in the system of higher professional education in the professional training of students. The concept of human capital theory is an integrated approach to the analysis of a wide range of human activities in the light of a certain worldview. The relevance ofthe article lies in the consideration of educational technologies that form the basis for the formation of human capital.

Key words: human capital, higher education, student, quality of education, educational technologies, point-rating system.

Введение. Современные вызовы сегодня актуализируют исследования успешности выпускников вузов, через определенные промежутки времени, его человеческий капитал. Задача вуза готовить не только образованных людей, но и дать им стимул к успешности. Успешность, это важная составляющая человеческого капитала. Успешный человек активно, в реальном секторе экономики будет приносить доход семье, предприятию, а следовательно и экономике страны в целом. Поэтому важной составляющей успешности выпускника является работа по той специальности которую он получил в вузе.

Качественное образование это ресурс, который необходим для успешного развития выпускника. Успешность и эффективность человека на производстве это один основополагающих критериев выпускника. К качественному человеческому капиталу также относится, по нашему мнению: 1. состав семьи, благополучие в семье, полная семья или нет; 2. продуктивность на производстве, в профессии, которая, полностью каллерируется с доходами человека. Исследуя качество человеческого капитала нужно задаться вопросом, как определить данные критерии человеческого капитала. Некоторые данные мы можем выявить с помощью статистических данных, анкетирования, программ для ЭВМ.

Введение бально-рейтинговой системы оценивания знаний студентов это современный подход к повышению качества образования. Образованность индивидуума мы можем определить бально-рейтинговой системой, но все критерии человеческого капитала этой системой определить невозможно. Одним из рейтингов вузов должно быть именно качество выпускников, их человеческий капитал. Когда мы исследуем человеческий капитал студента, а потом и выпускника, как специалиста, это понятие раскрывает конкретные критерии индивидуума (таб. 1).

Таблица 1

Человеческий капитал индивидуума

Человеческий капитал индивидуума

Критерии 1. Здоровье. 2. Образованность. 3. Культура. 4. Интеллектуальность.

Возможности 1. Карьерный рост. 2. Высокий доход. 3. Благополучие в семье.

Итог 1. Высокие баллы в процессе получения образования. 2. Взаимодействие работодателя и будущего выпускника. 3. Доход организации. 4. Повышение рыночной экономики.

Рассмотрим понятие человеческий капитал с разных научных направлений. В экономике человеческий капитал рассматривается как «сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья,

знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и эффективности производства и тем самым влияют на рост заработков (доходов) данного человека» [3].

«В психологии человеческий капитал - это количество людей, обладающих необходимыми качествами для самосохранения и воспроизводства в непрерывно изменяющихся условиях жизни, и достаточное для хозяйственного освоения своей территории и её обороны» [1].

«В социологии человеческий капитал «представляет собой совокупность запаса профессиональных, интеллектуальных и иных способностей, знаний, сформированных посредством вложения инвестиций, применение которых направлено на увеличение как общественного, так и индивидуального богатства» [2].

«В педагогике человеческий капитал рассматривается как совокупность качеств и характеристик, которые позволяют определять индивидуальную траекторию развития конкурентных человеческих качеств: от деловых качеств отдельной личности до профессиональных навыков» [5].

Из этих определений мы видим: 1. что человеческий капитал нельзя рассматривать в одном направлении; 2. понятию человеческий капитал присуща междисциплинарность, способствующая более эффективному накоплению человеческого капитала.

Основное определение человеческого капитала идет от американских экономистов, которые получили за данное исследование Нобелевскую премию. Если человеческий капитал рассматривать в индивидуальном измерении, то данный капитал это умение индивида быть полезным обществу в контексте современных вызовов.

Человеческий капитал сегодня является основным производящим ресурсом. Человеческий капитал не остаточная отрасль, это главная производительная сила современности. На современном этапе вуз является основной производительной силой современного человеческого капитала. Для увеличения человеческого капитала в высшем образовании должны быть использованы лучшие мировые и отечественные образовательные и педагогические практики.

Изложение основного материала статьи. Проведя анализ образовательных практик, мы определили, что одним из важных критериев вузов России по эффективному формированию человеческого капитала является его автономность. Данным вузам дается возможность самостоятельно определять образовательную политику. Например, Южный федеральный университет поддерживает государственную политику в сфере образования, участвует в реализации программ по сетевой форме, что способствует формированию актуальных компетенций. При этом с 2014 года в Южном федеральном университете студентам предоставляется право на выбор вариативных дисциплин, далее был создан модуль университетской академической мобильности (МУАМ) и выбор секций по иностранному языку и физической культуре.

Обучающиеся имея свой личный кабинет, каждый семестр выбирает дисциплины , по окончанию изучения курса, обучающиеся по желанию могут пройти анкетирование и прокомментировать положительные и отрицательные стороны пройденного предмета, что несомненно направлено на развитие индивидуального человеческого капитала.

Внедрение индивидуальных образовательных траекторий является развитием человеческого капитал. В ЮФУ индивидуальные траектории широко развиты, делая обучение комфортным, эффективным, соответствующим интересам и запросам студентов.

Они должны быть высоко технологичны, актуальными, образцово организованны, и максимально практико-ориентированными. Очень важно актуализировать начиная со школ политехническое направление образования. В школах для этого вернули учебный предмет черчение, в вузах это междисциплинарность, введение больше элективных курсов, вариативность, модульное обучение.

Автономные образовательные учреждения особенно распространены за рубежом и стратегически направлены на развитие человеческого капитала студента. Например «Открытая образовательная программа, действующую во многих иностранных вузах. Основная цель данной программы состоит в том, чтобы позволить студентам самим разрабатывать собственные базовые программы (по бакалавриату), а не быть привязанными к обязательному образованию» [7].

Другая эффективная образовательная практика это междисциплинарность. Данная практика основывается на инновационных формах обучения, для этого проводится интеграция вузов в единое образовательное пространство. Развитие международного сотрудничества, приглашение визит-профессора из ведущих вузов мира.

Основные цели исследования заключаются в формировании человеческого капитала средствами высшего образования и его оценки. Оценка формирования человеческого капитала именно в высшем образовании, появилась совсем недавно, но бурно развивается. Самым распространённым и простым методом измерения человеческого капитала в образовании это обучение человека в годах. Несомненно, чем больше времени (года) человек учится, тем выше уровень образованности и выше уровень человеческого капитала. В мировой практике самые распространенные методики измерения человеческого капитала основываются на денежной оценке и ни денежные (нереальные) оценки. Первые оценки человека были отражены в работах У. Петти, Л. Туроу, в России А.П. Егоршин, Ильинский ИВ. и др. [4].

Для улучшения показателей формирования человеческого капитала, и разработке курсов по выбору, что бы студент овладел не только основными компетенциям, но и был всесторонне развит и готов к современным реалиям, нами предоставлялся на пером этапе исследования опросник профессиональных склонностей [6]. Задача проведения опросника -выявить склонности студентов к всевозможным видам профессиональной деятельности: интеллектуальная, образовательная, организационная и др. При этом основное направление подготовки является подготовка педагогических кадров для среднего профессионального образования со знанием транспортной логистики.

Проведя опрос студентов, выявляется скрытая мотивация методом косвенных вопросов. Проанализировав результаты опросника, мы получили следующие данные (табл. 2).

Таблица 2

Результаты опросника

Склонность студента

Всего к работе к исследовательской к работе на к к экстремальным к экономическим

кол-во с деятельности производстве эстетическим видам видам

студентов людьми видам деятельности деятельности деятельности

25 1 4 6 2 1 7

Обобщив результаты нами разработана модульная программа по формированию человеческого капитала. Экспериментальная программа разработана по направлению 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям). В

структуру модульной программы, основываясь на результатах опросника, вносятся курсы «Современные технологии профессиональной деятельности», «Основы материаловедения и современное производство» и «Анализ хозяйственной деятельности предприятия». Эти курсы направлены на расширение общих компетенций студента и эффективного формирования человеческого капитала.

Также было необходимо выяснить у потенциальных работодателей «идеального работника». По мнению работодателей в совершенную модель работника должны входить качества (личные и профессиональные), уровень образования. Чтобы усилить эти качества, опрашивали, какие элективные курсы, по мнению работодателя, необходимо ввести дополнительно.

Наиболее распространёнными были ответы работодателей: высокая работоспособность и инициативность; профессионализм; предпочтительнее высшее образование; дополнительно знания истории, права, экономики.

Заключительным этапом исследования являлся мониторинг трудоустройства. Трудоустройство распределялось по следующим критерия: время потраченное на трудоустройство, должность, заработная плата.

Основное направление подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) Профессиональное обучение технологии транспортно-логистических процессов, подготовка педагогов профессионального обучения. Определенное количество выпускников по каким-либо причинам не трудоустраивается работать в систему среднего профессионального образования. В этом случае дополнительные компетенции дают возможность трудоустройства не по основному профилю, а транспортно-логистическому.

Проведя анализ трудоустройства было определено, что в течении 30 дней 60% выпускников трудоустроились на постоянной основе в колледжи и техникумы, 35% нашли работу в компаниях связанных с транспортно-логистической системой, 5% выпускников устроились на временную работу- экспедитор, курьер и др.

Выводы. Проведенное нами исследование по формированию человеческого капитала студента проводилось с начала набора конкретной группы, до ее выпуска. В эксперименте участвовала группа преподавателей, контрольная группа (студенты) в количестве 25 человек, методисты. Ответственной и важной частью эксперимента являлась разработка учебного плана под конкретный набор. Основные задачи при разработке учебного плана - это практико-ориентированное обучение: междисциплинарность, введение модулей, элективных курсов.

Исследование показало на основе анализа параллельной группы набора по данной специальности, выпускники обучающиеся по новому учебному плану, сформировали более качественный человеческий капитал, который основывался на сравнительных результатах бально-рейтинговой системы студентов, анализе трудоустройства и оплаты труда.

В динамично развивающимся мире, уже не достаточно выпускнику только базовых компетенций, ему необходимы дополнительные компетенции для продуктивного вхождения в социум. Современный работодатель, при высокой конкуренции специалистов обращает внимание не только на профессиональные компетенции, но и на физическое и психическое здоровье, культуру и образованность - на сформированность человеческого капитала индивидуума.

Литература:

1. Бурикова, И.С. Опыт психологического измерения человеческого капитала / И.С. Бурикова, М.А. Коновалова, М.А. Пушкина, А.И. Юрьев. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. - 2010. - URL: https://gtmarket.ru/library/articles/3251 (дата обращения: 26.07.2023)

2. Быченко, Ю.Г. Развитие человеческого капитала в современном обществе / Ю.Г. Быченко // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. -2013. - С. 132-138

3. Добрынин, А.И. Методология человеческого капитала / А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, С.А. Курганский // Экономика образования. Международный периодический журнал. - Кострома. - 1999. - №1.

4. Егоршин, А.П. Управление персоналом учебник / А.П. Егоршин. - Н. Новгород: НИМБ. - 6-е изд., перер. и доп. -2007.-С. 107.

5. Михалкина, Е.В. Человеческий капитал и конкурентоспособность выпускников российской средней школы: потенциал формирования и проблемы измерения / Е.В. Михалкина, H.A. Косолапова, Д.А. Михалкина // JER. - 2014. - №1. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/chelovecheskiy-kapital-i-konkurentosposobnost-vypusknikov-rossiyskoy-sredney-shkoly" potentsial-formirovaniya-i-problemy-izmereniya (дата обращения: 26.07.2023)

6. Резапкина, Г.В. Опросник профессиональных склонностей / Г.В. Резапкина, Л.А. Йовайша. - URL: https://psytests.org/work/yovrez-run.html?ysclid=lkwh712mdx386816851

7. Цигулева, O.B. Образовательные практики как инструмент реализации формирования человеческого капитала: анализ опыта зарубежных негосударственных университетов / О.В. Цигулева // Вестник ТГПУ. - 2022. - №2 (220). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnye-praktiki-kak-instrument-realizatsii-formirovaniya-chelovecheskogo-kapitala-analiz-opyta-zarubezhnyh (дата обращения: 27.07.2023)

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогических технологий и менеджмента в образовании Боброва Ирина Анатольевна

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального

образования «Ставропольский краевой институт развития образования,

повышения квалификации и переподготовки работников образования» (г. Ставрополь);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры

информационных технологий Курилова Светлана Юрьевна

Филиал Московского технологического университета (г. Ставрополь)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛЛИНГА В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье представлены основные направления работы педагога по профилактике буллинга в образовательной организации. Авторы обосновывают важность проблемы буллинга у школьников, особенно в подростковом возрасте, которая заключается в широком распространении различных конфликтов среди молодежи. В статье отражены данные отечественных и зарубежных исследований, показывающие, что данное явление чрезвычайно распространено среди школьников. Источники, представленные в статье, отражают современную точку зрения на данную проблему. В работе представлена классификация типов буллинга, описаны последствия буллинга для всех его участников, рассмотрена роль работы классного руководителя по профилактике буллинга, а также предложены упражнения развивающие способность подростков не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.