Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛЛИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛЛИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
буллинг / подростки / профилактика / психолого-педагогическое сопровождение / педагог / образовательная организация / bullying / teenagers / prevention / psychological and pedagogical support / teacher / educational organization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боброва Ирина Анатольевна, Курилова Светлана Юрьевна

В статье представлены основные направления работы педагога по профилактике буллинга в образовательной организации. Авторы обосновывают важность проблемы буллинга у школьников, особенно в подростковом возрасте, которая заключается в широком распространении различных конфликтов среди молодежи. В статье отражены данные отечественных и зарубежных исследований, показывающие, что данное явление чрезвычайно распространено среди школьников. Источники, представленные в статье, отражают современную точку зрения на данную проблему. В работе представлена классификация типов буллинга, описаны последствия буллинга для всех его участников, рассмотрена роль работы классного руководителя по профилактике буллинга, а также предложены упражнения развивающие способность подростков не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. Авторы статьи отмечают, что для решения проблемы буллинга в образовательной организации необходима перестройка деятельности педагога, как ключевой фигуры в системе образования и предлагают конкретные мероприятия по повышению квалификации педагогов в данном вопросе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the main directions of the teacher's work on the prevention of bullying in an educational organization. The authors substantiate the importance of the problem of bullying among schoolchildren, especially in adolescence, which consists in the widespread occurrence of various conflicts among young people. The article reflects the data of domestic and foreign studies showing that this phenomenon is extremely common among schoolchildren. The sources presented in the article reflect the modern point of view on this problem. The paper presents a classification of bullying types, describes the consequences of bullying for all its participants, examines the role of the classroom teacher's work on bullying prevention, and also offers exercises that develop the ability of adolescents not to depend on external influences and assessments, independently regulate their own behavior and be responsible for it. The authors of the article note that in order to solve the problem of bullying in an educational organization, it is necessary to restructure the activities of a teacher as a key figure in the education system and propose specific measures to improve the qualifications of teachers in this matter.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛЛИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

структуру модульной программы, основываясь на результатах опросника, вносятся курсы «Современные технологии профессиональной деятельности», «Основы материаловедения и современное производство» и «Анализ хозяйственной деятельности предприятия». Эти курсы направлены на расширение общих компетенций студента и эффективного формирования человеческого капитала.

Также было необходимо выяснить у потенциальных работодателей «идеального работника». По мнению работодателей в совершенную модель работника должны входить качества (личные и профессиональные), уровень образования. Чтобы усилить эти качества, опрашивали, какие элективные курсы, по мнению работодателя, необходимо ввести дополнительно.

Наиболее распространёнными были ответы работодателей: высокая работоспособность и инициативность; профессионализм; предпочтительнее высшее образование; дополнительно знания истории, права, экономики.

Заключительным этапом исследования являлся мониторинг трудоустройства. Трудоустройство распределялось по следующим критерия: время потраченное на трудоустройство, должность, заработная плата.

Основное направление подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) Профессиональное обучение технологии транспортно-логистических процессов, подготовка педагогов профессионального обучения. Определенное количество выпускников по каким-либо причинам не трудоустраивается работать в систему среднего профессионального образования. В этом случае дополнительные компетенции дают возможность трудоустройства не по основному профилю, а транспортно-логистическому.

Проведя анализ трудоустройства было определено, что в течении 30 дней 60% выпускников трудоустроились на постоянной основе в колледжи и техникумы, 35% нашли работу в компаниях связанных с транспортно-логистической системой, 5% выпускников устроились на временную работу- экспедитор, курьер и др.

Выводы. Проведенное нами исследование по формированию человеческого капитала студента проводилось с начала набора конкретной группы, до ее выпуска. В эксперименте участвовала группа преподавателей, контрольная группа (студенты) в количестве 25 человек, методисты. Ответственной и важной частью эксперимента являлась разработка учебного плана под конкретный набор. Основные задачи при разработке учебного плана - это практико-ориентированное обучение: междисциплинарность, введение модулей, элективных курсов.

Исследование показало на основе анализа параллельной группы набора по данной специальности, выпускники обучающиеся по новому учебному плану, сформировали более качественный человеческий капитал, который основывался на сравнительных результатах бально-рейтинговой системы студентов, анализе трудоустройства и оплаты труда.

В динамично развивающимся мире, уже не достаточно выпускнику только базовых компетенций, ему необходимы дополнительные компетенции для продуктивного вхождения в социум. Современный работодатель, при высокой конкуренции специалистов обращает внимание не только на профессиональные компетенции, но и на физическое и психическое здоровье, культуру и образованность - на сформированность человеческого капитала индивидуума.

Литература:

1. Бурикова, И.С. Опыт психологического измерения человеческого капитала / И.С. Бурикова, М.А. Коновалова, М.А. Пушкина, А.И. Юрьев. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. - 2010. - URL: https://gtmarket.ru/library/articles/3251 (дата обращения: 26.07.2023)

2. Быченко, Ю.Г. Развитие человеческого капитала в современном обществе / Ю.Г. Быченко // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. -2013. - С. 132-138

3. Добрынин, А.И. Методология человеческого капитала / А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, С.А. Курганский // Экономика образования. Международный периодический журнал. - Кострома. - 1999. - №1.

4. Егоршин, А.П. Управление персоналом учебник / А.П. Егоршин. - Н. Новгород: НИМБ. - 6-е изд., перер. и доп. -2007.-С. 107.

5. Михалкина, Е.В. Человеческий капитал и конкурентоспособность выпускников российской средней школы: потенциал формирования и проблемы измерения / Е.В. Михалкина, H.A. Косолапова, Д.А. Михалкина // JER. - 2014. - №1. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/chelovecheskiy-kapital-i-konkurentosposobnost-vypusknikov-rossiyskoy-sredney-shkoly" potentsial-formirovaniya-i-problemy-izmereniya (дата обращения: 26.07.2023)

6. Резапкина, Г.В. Опросник профессиональных склонностей / Г.В. Резапкина, Л.А. Иовайша. - URL: https://psytests.org/work/yovrez-run.html?ysclid=lkwh712mdx386816851

7. Цигулева, O.B. Образовательные практики как инструмент реализации формирования человеческого капитала: анализ опыта зарубежных негосударственных университетов / О.В. Цигулева // Вестник ТГПУ. - 2022. - №2 (220). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnye-praktiki-kak-instrument-realizatsii-formirovaniya-chelovecheskogo-kapitala-analiz-opyta-zarubezhnyh (дата обращения: 27.07.2023)

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогических технологий и менеджмента в образовании Боброва Ирина Анатольевна

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального

образования «Ставропольский краевой институт развития образования,

повышения квалификации и переподготовки работников образования» (г. Ставрополь);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры

информационных технологий Курилова Светлана Юрьевна

Филиал Московского технологического университета (г. Ставрополь)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛЛИНГА В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье представлены основные направления работы педагога по профилактике буллинга в образовательной организации. Авторы обосновывают важность проблемы буллинга у школьников, особенно в подростковом возрасте, которая заключается в широком распространении различных конфликтов среди молодежи. В статье отражены данные отечественных и зарубежных исследований, показывающие, что данное явление чрезвычайно распространено среди школьников. Источники, представленные в статье, отражают современную точку зрения на данную проблему. В работе представлена классификация типов буллинга, описаны последствия буллинга для всех его участников, рассмотрена роль работы классного руководителя по профилактике буллинга, а также предложены упражнения развивающие способность подростков не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное

поведение и отвечать за него. Авторы статьи отмечают, что для решения проблемы буллинга в образовательной организации необходима перестройка деятельности педагога, как ключевой фигуры в системе образования и предлагают конкретные мероприятия по повышению квалификации педагогов в данном вопросе.

Ключевые слова: буллинг, подростки, профилактика, психолого-педагогическое сопровождение, педагог, образовательная организация.

Annotation. The article presents the main directions of the teacher's work on the prevention of bullying in an educational organization. The authors substantiate the importance of the problem of bullying among schoolchildren, especially in adolescence, which consists in the widespread occurrence of various conflicts among young people. The article reflects the data of domestic and foreign studies showing that this phenomenon is extremely common among schoolchildren. The sources presented in the article reflect the modern point of view on this problem. The paper presents a classification of bullying types, describes the consequences of bullying for all its participants, examines the role of the classroom teacher's work on bullying prevention, and also offers exercises that develop the ability of adolescents not to depend on external influences and assessments, independently regulate their own behavior and be responsible for it. The authors of the article note that in order to solve the problem of bullying in an educational organization, it is necessary to restructure the activities of a teacher as a key figure in the education system and propose specific measures to improve the qualifications of teachers in this matter.

Key words: bullying, teenagers, prevention, psychological and pedagogical support, teacher, educational organization.

Введение. В соответствии с актуальными тенденциями и изменениями в современном обществе вопросы модернизации основных направлений и методов психолого-педагогической поддержки подростков с деструктивным поведением требуют исследования. Одной из форм деструктивного конфликтного взаимодействия является буллинг. Он характеризуется тяжестью и продолжительностью последствий доя всех участников. Издевательства в школе негативно сказываются на развитии личности обучающихся.

Появление данных тенденций свидетельствует о наличии существенных проблем в превентивной практике предупреждения травли среди подростков. Особенно остро эта проблема проявляется в образовательной организации. С одной стороны, происходит увеличение количества случаев буллинга в школе, а с другой стороны, используемые методы взаимодействия с детьми, участниками травли являются не вполне эффективными.

Изложение основного материала статьи. Важной проблемой современного образования является трансформация социокультурного пространства, связанная с экономическими, политическими и социально-психологическими процессами. В связи с этим серьезно меняется характер взаимоотношений внутри семьи, в современных семьях складывается нестабильная ситуация, которая негативно сказывается на процессах социализации и личностного развития молодых людей и отражается на их саморазвитии и самореализации. Такая проблема в семье, очень часто вызывает серьезные отклонения в поведении детей подросткового возраста, их психосоматическом здоровье, образе жизни. В результате данная ситуация может привести к жестокому обращению с подростками, проявлениям насилия, как психологического, так и физического, со стороны родителей. Что порождает глубокий внутриличностный конфликт в подростковом возрасте и негативно сказывается на отношении к семье, учебной деятельности, сверстникам и одноклассникам [2].

В связи с этим, в современном мире буллинг является одной из наиболее актуальных и распространенных проблем в детских коллективах и школах, вызывая ряд разрушительных явлений и последствий: повышает колличество самоубийств среди молодежи, способствует распространению и усилению агрессии и насилия в группе и в школе, снижает успеваемость, эмоциональные проблемы - увеличивается риск депрессий и тревоги у детей [7].

Существует большое количество определений «буллинга» и в его содержание входят различные психические феномены.

Впервые проблема травли в школе была поднята в научных работах К. Дюкса в 1905 году. Первые исследования проблемы буллинга связаны с исследователями из скандинавских стран, в том числе Д. Ольвеусом, А. Пикасом, Э. Роландом, П.П. Хайнеманном.

В отечественных психолого-педагогических исследованиях также активно изучается проблема травли детей в школе. Одна из первых научных работ в этой области принадлежит И.С. Кону, которая называется «Что такое буллинг и как с ним бороться?». Она привлекла внимание широкого круга исследователей к существованию травли детей в школьной среде. В настоящее время проблема буллинга активно изучается в отечественной литературе, в которой показано, что эта социальная проблема, требующая особого внимания не только со стороны родителей и учителей, но и со стороны научного сообщества. По мнению И.С. Кона, травля детей является психологическим и физическим террором, который направлен на то, чтобы попытаться подчинить одного человека другому и заставить его бояться нападавшего [4].

В исследовании О.Д. Маланцевой показано, что «школьный буллинг» относится к длительному психическому и физическому насилию школьника или группы школьников по отношению к другому человеку, который не может сопротивляться в конкретной ситуации, а также ко множеству психологических, педагогических и социальных проблем школьного коллектива [5].

Согласно О.Л. Глазману, буллинг - это не притеснение и стремление сделать больно в отношении отдельного человека, а стереотипное взаимодействие в коллективе, которое определяется намеренным причинением вреда или принесением дискомфорта одному человеку со стороны другого человека или группы людей с большей силой в течение достаточно длительного времени [3].

И.С. Бердышев представляет следующую классификацию типов буллинга:

- физический буллинг в форме нападений, иногда даже преднамеренного членовредительства;

- поведенческий буллинг в виде бойкота, распространения слухов, изоляции и игнорирования в коллективе, интриг, шантажа, вымогательства, создания проблем;

- вербальная агрессия, которая выражается в постоянных оскорблениях, насмешках, криках и даже проклятиях;

- кибербуллинг популярен среди молодежи. Это проявляется в виде домогательств с использованием социальных сетей или отправки оскорблений на адрес электронной почты. Это включает в себя съемку и распространение видео в общий доступ [1].

В связи с этим организация психолого-педагогической поддержки в образовательном процессе, направленная на предотвращение издевательств над учащимися, должна включать профилактику проблем личностного развития, профилактику рискованного поведения, решение актуальных проблем молодежи и социализацию (трудности в обучении, нарушения в эмоциональной и волевой сфере, проблемы со сверстниками, учителями и родителями и т.д.).

Таким образом в профилактике буллинга можно выделить 3 основных направления:

I направление — просветительское (на уровне школы).

Решение проблемы травли возможно, если все школьное сообщество будет работать сообща. Педагоги, администрация, педагоги - психологи, родители и обучающиеся должны взаимодействовать вместе, чтобы максимально информативно

оценить данную проблему в школе и разработать эффективные способы реагирования на нее. Педагог-психолог подбирает диагностический инструментарий, разрабатывает анкеты для оценки ситуации с травлей в данной образовательной организации, выполняет статическую обработку данных.

Педагогам и классным руководителям необходимо сформировать путем наблюдения психологические характеристики обучающихся (класса), в которых будут отражены особенности межличностных отношений ученика с классом, поведенческие характеристики, способы взаимодействия со сверстниками, наличие или отсутствие конфликтных ситуаций с ними, характеристики эмоциональных реакций ученика на конфликты, поведение класса на перемене и в школьном дворе.

В связи с этим, необходимо будет разработать анкеты, чтобы определить, где школьники сталкиваются с травлей, кто из них нуждается в поддержке, кто заинтересован, а кто нет в борьбе с этим явлением. Такие опросы также могут проводиться с родителями, чтобы определить степень их осведомленности о проблеме и выяснить, что они могут сделать для предотвращения ситуации.

Педагогам необходимо придерживаться более активной позиции при наблюдении за травлей, чтобы не игнорировать эту проблему, так как это приводит к усилению чувства власти и безнаказанности у «обидчиков» и потере чувства безопасности и доверия у «жертв» [6].

II направление — групповое науровне класса.

Педагоги вместе с обучающимися должны разработать и принять правила борьбы с травлей, организовывать регулярные встречи с учениками для обсуждения ситуации с буллингом и привлекать родителей посещать эти встречи.

Во время дискуссии у педагогов будет возможность ознакомиться с реальными историями о травле, определить реакцию обучающихся на буллинг. На занятиях по психологии рекомендуются ролевые игры, в которых учащиеся могут по очереди разыгрывать ситуации травли, в которых они играют роль жертвы или обидчика. Такие игры помогают учащимся понять чувства «жертвы», определить способы разрешения конфликтных ситуаций и дают им идеи для действий, чтобы помочь себе и другим в ситуации издевательств.

Также в подростковом возрасте актуальным является вопрос формирования и развития ассертивности. Поскольку уверенность в себе как личностное качество проявляется при взаимодействии с людьми, необходимо устанавливать ее в контексте групповой работы с проведением таких упражнений как: «Незаконченные предложения» (модифицированное Е.М. Калинкиной), «Автопортрет», «Охота за сокровищем», упражнение на основе метафорических ассоциативных карт «Групповой рассказ», «Обсуждение темы», «Управление гневом» и др.

III направление — индивидуальнаяработа с жертвами булинга и булли.

На этом уровне необходимо организовывать мероприятия, направленные на конкретных обучающихся («обидчиков» и «жертв»). Если обнаруживается ситуация издевательств, следует включить в нее «жертв», «обидчиков» и родителей. В зависимости от ситуации могут быть организованы встречи как с родителями обидчика, так и с родителями жертвы. Также, чтобы свести к минимуму напряженность, можно провести встречу с каждой семьей отдельно. Педагог может привлечь педагога - психолога, консультанта и руководство образовательной организации для обсуждения проблемы.

В числе направлений психокоррекционной работы со старшеклассниками - «обидчиками» можно выделить следующие: формирование механизмов эмоциональной саморегуляции, коммуникативной компетентности, навыков и умений преодолевать конфликты и фрустрирующие ситуации, конструктивного взаимодействия, толерантного отношения к взаимодействию. При проведении психокоррекционной работы с «жертвами» травли образовательная среда должна быть направлена на увеличение личных ресурсов для того, чтобы справиться с трудной ситуацией и развить их жизнестойкость, при этом структура должна уделять особое внимание компонентам участия и контроля.

Также, следует отметить, что основными направлениями должны быть: уменьшение проблемных переживаний «жертв» в области взаимоотношений со сверстниками и противоположным полом, с собственной личностью и школой; развитие адекватного понимания самих себя, адекватной самооценки, навыков познания других людей, повышают уверенность в себе в обществе, навыки управления своим эмоциональным состоянием, снимают эмоциональное напряжение. Также необходимо принимать психолого-педагогические меры, способствующие эффективности адаптации. В процесс работы с постстрессовыми последствиями буллинга первичная профилактика должна осуществляться в соответствии с тремя направлениями:

- организация условий для предотвращения травли;

- быстрое и грамотное отделение школьника от стрессового воздействия;

- укрепление жизнестойкости личности, подвергшейся буллингу, для противостояния возможному его продолжению, у детей и подростков с разным состоянием здоровья: как у условно здоровых, так и у тех, у кого выявлена соматическая или психическая патология.

В связи с этим психолого-педагогическое сопровождение в образовательном процессе должно предотвращать издевательства над учащимися, предупреждать проблемы развития личности, помогать в решении существующих проблем и социализации (трудности в обучении, эмоционально-волевые расстройства, проблемы сверстников, родителей и учителей и т.д.).

При этом педагоги не всегда знают, как взаимодействовать с обучающимися, как организовать процесс помощи, как реагировать на их поведение. Для решения данной проблемы необходима перестройка деятельности педагога, как ключевой фигуры в системе образования.

В связи с этим в Ставропольском краевом институте развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования осуществляется повышение квалификации педагогических работников для профилактики буллинга среди обучающихся в рамках следующих курсовых мероприятий:

1. Курсы повышения квалификации: «Служба медиации образовательной организации: урегулирование и профилактика конфликтов», которые включают следующие темы:

- подходы к работе с буллингом (травлей) в службе медиации;

- переговоры как основа службы медиации;

- прикладные инструменты медиатора;

- медиация как альтернативный способ урегулирования конфликтов в безопасной образовательной среде;

- управление эмоциями в конфликте;

- типология конфликтов и классификация алгоритмов их разрешения в современной школе.

2. Профессиональная переподготовка: «Педагогическое образование» включает тему практического занятия:

- профилактика буллинга среди подростков в образовательной организации.

Многие исследователи указывают на то, что существующая система подготовки педагогов к работе по профилактике буллинга должна быть более гибкой, разносторонней и соответствовать современным требованиям. Усилить эффективность могут интерактивные формы обучения, использование технологии диспута, дебатов, круглых столов и др., помогающие организовать «проживание» фактического материала.

В связи с этим, в институте помимо курсов повышения квалификации систематически проводятся вебинары, круглые столы, семинары по темам: «Буллинг в школе: причины, последствия, помощь», «Межведомственное взаимодействие при оказании помощи несовершеннолетним, состоящим на всех видах профилактических учетов», «Медико-психологические аспекты работы с несовершеннолетними, признанными потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства» и др.

Выводы. В результате авторы приходят к выводу о педагогическом характере необходимой превентивной деятельности, а также что в условиях современной образовательной организации профилактика буллинга должна осуществляться комплексно различными специалистами (педагогами, педагогами - психологами, администрацией образовательной организации), а также родителями и включать в себя профилактику поведения обучающихся, организацию индивидуального подхода в обучении, помощь в решении актуальных задач, социализацию в обществе школьников участников буллинга.

Создание безопасной образовательной среды, которая свободна от разных форм насилия, способствует созданию наиболее благоприятных условий для развития и самореализации обучающихся, формированию у них здорового, безопасного образа жизни.

В настоящий момент это является приоритетным направлением, а педагогическая поддержка потенциальных участников буллинга позволяет предупредить травлю и создать условия для самореализации школьников в деятельности.

Литература:

1. Бердышев, И.С. Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. Вопросы диагностики и профилактики: практическое пособие для врачей и социальных работников / И.С. Бердышев, М.Г. Нечаева. -СПб.: Санкт-Петербургское государственное учреждение социальной помощи семьям и детям «Региональный центр «Семья», 2005. - 129 с.

2. Беринская, И.В. Социально-психологический тренинг как средство профилактики школьного буллинга среди подростков / И.В. Беринская // Казанский педагогический журнал. -2019,- №3.

3. Глазман, О.Л. Психологические особенности участников буллинга / О.Л. Глазман // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2009. -№ 105. - С. 159-165

4. Кон, И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться? /И.С. Кон // «Семья и школа». - 2006. - № 11.-С. 15-18

5. Маланцева, О.Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? / О.Д. Маланцева // Социальная педагогика. -2007. -№ 4. - С. 90-92

6. Модель деятельности педагога-психолога по оказанию психолого- педагогической помощи обучающимся. - URL. https://www.referat911.ru/Psihologiya/model-deyatelnosti-pedagoga-psihologa-po/296387-2647490-place2.html (дата обращения 26.06.2023)

7. Что делать, если ваш ребенок вовлечен. Руководство для родителей про буллинг / под ред. A.A. Реан. - М., 2019.-50 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат филологических наук, доцент Большак Алла Викторовна

Кубанский государственный университет (г. Краснодар);

кандидат филологических наук, доцент Волошина Карина Сергеевна

Кубанский государственный университет (г. Краснодар)

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОЛИТКОРРЕКТНОЙ ЛЕКСИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. В статье описывается несколько подходов к объяснению понятия политкорректной лексики в образовательном пространстве. Целью данной работы является не только ознакомление студентов с понятием «политкорректность», но и представление альтернативных мнений по данной теме. Анализ ряда работ по политическим, социальным и культурным аспектам, влияющим на межличностные отношения, позволил выделить четыре основные группы политкорректных лексических единиц, которые следует учитывать при общении с представителями разных культур: 1) лексические единицы, которые используются для снижения дискриминационных практик; 2) лексические единицы, которые используются для деликатного описания людей, отличающихся от других по физиологическим и психологическим параметрам; 3) лексические единицы, которые применяются для тактичного описания людей с низким социально-экономическим статусом; 4) лексические единицы, к которым мы прибегаем для дипломатического описания деятельности, осуществляемой государственными органами. Несмотря на это следует отметить, что политкорректность и хорошие манеры вовсе не являются взаимозаменяемыми понятиями, и, следовательно, учителя должны высказывать эту идею своим ученикам.

Ключевые слова: политкорректная лексика, коммуникация, дискриминация, лексическая единица, образовательная среда, культурные и поведенческие нормы, языковые группы, образовательный процесс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annotation. The article considers a few methods of describing politically correct lexis in learning environment. The aim of this paper is both to get learners introduced to the concept "political correctness" and present different opinions on the issue for making students' own interpretation. The analysis of the several papers on political, social and cultural aspects gave us an opportunity to identify four major groups of politically correct lexical units considered when dealing with members of different culture practices: 1) lexis implemented to diminish discrimination policy; 2) lexical units exploited for delicate people description with physiological and psychological differences; 3) lexis used to describe individuals with low social-economic status in a tactful way; 4) lexical units diplomatically described activities undertaken by government bodies. Still, it should be pointed out that political correctness and good manners are not considerably interchangeable concepts, so teachers ought to pass on this idea to their students.

Key words: politically correct lexis, communication, discrimination, lexical unit, learning environment, cultural and behavioral norms, lexical groups, learning process.

Введение. Целью данной статьи является описание ряда подходов к интерпретации политкорректной лексики, которая довольно часто встречается в современном образовательном пространстве. Мы посчитали целесообразным затронуть эту тему, так как сейчас, в наступающее время процесса регионализации современного мироустройства, межкультурная коммуникация и этнокультурная глобализация становятся неизбежными составляющими данного процесса. Но для полноценной реализации акта коммуникации с учетом указанных тенденций человек должен четко понимать менталитет тех людей, с которыми ему необходимо общаться, ведь «будучи средством общения, язык возникает в ситуации общения по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.