Научная статья на тему 'ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛЛИНГА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ'

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛЛИНГА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
814
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДРОСТКИ / БУЛЛИНГ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметшина Ирина Анатольевна, Балакирева Нина Алексеевна, Юсупова Хадрия Геннадьевна

Насилие и агрессия в межличностных отношениях остаются насущными проблемами в обществе. Эти типы влияний актуализируются в обществе и вызваны стремлением к чрезмерной индивидуализации, усилению конкуренции, социальной напряженности в повседневной жизни, распространению различных вариантов конфронтационного взаимодействия. Подростковый возраст представляет собой наиболее сложный, конфликтный и противоречивый этап развития личности. В этой фазе происходят физические и психологические изменения, наступает половое созревание, поиск своего «Я». Учеба отходит на второй план и для подростка его сверстники становятся референтной группой, идет борьба за лидерство. Все чаще средства массовой информации информируют общественность о случаях не только деструктивных, но и крайне жестоких и необычных отношений между студентами, распространении конфликта среди подростков, фактах преследования детей учителями и одноклассниками. Все это сигнализирует о существовании негативного явления, известного в современном мире как издевательства. Проблемы насилия в общественном сознании и СМИ представлены в довольно измененном и урезанном виде. Общество считает, что насилие проявляется редко и ограничивается отдельными случаями, в которых участвуют только социально незащищенные граждане. Однако, это не так, ибо насилие существует во всех категориях населения и слоях общества, независимо от социально-экономических, расовых, культурных, демографических аспектов. У подростков насилие в школе вызывает расстройство личности. Продолжительный стресс влияет на чувство безнадежности, что, в свою очередь, является благодатной почвой, фактором риска возникновения суицидальных мыслей. На основании выше сказанного нами выявлено противоречие между потребностью образовательного учреждения в организации мер по предотвращению школьного буллинга и отсутствием методического обеспечения социально-педагогической работы по его профилактике среди подростков в условиях образовательной среды. Осуществление социальным педагогом мер по профилактике буллинга среди подростков в условиях образовательной организации будет эффективным, если проводится своевременная диагностика склонности обучающихся, разработана и реализована программа профилактики, использованы эффективные формы и методы работы. В статье представлено содержание программы работы социального педагога по профилактике школьного буллинга среди подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметшина Ирина Анатольевна, Балакирева Нина Алексеевна, Юсупова Хадрия Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS AND METHODS OF ORGANIZING THE WORK OF A SOCIAL PEDAGOGUE ON THE PREVENTION OF BULLYING AMONG ADOLESCENTS

Violence and aggression in interpersonal relationships remain pressing problems in society. These types of influences are actualized in society and are caused by the desire for excessive individualization, increased competition, social tension in everyday life, and the spread of various options for confrontational interaction. Adolescence is the most complex, conflicting and controversial stage of personality development. In this phase, physical and psychological changes occur, puberty begins, the search for one's "I". Study fades into the background and for a teenager his peers become a reference group, there is a struggle for leadership. Increasingly, the media inform the public about cases of not only destructive, but also extremely cruel and unusual relationships between students, the spread of conflict among teenagers, and the facts of persecution of children by teachers and classmates. All this signals the existence of a negative phenomenon known in the modern world as bullying. The problems of violence in the public mind and the media are presented in a rather modified and truncated form. Society believes that violence is rare and is limited to individual cases in which only socially unprotected citizens are involved. However, this is not so, because violence exists in all categories of the population and strata of society, regardless of socio-economic, racial, cultural, demographic aspects. In adolescents, school violence causes personality disorder. Prolonged stress affects the feeling of hopelessness, which, in turn, is fertile ground, a risk factor for suicidal thoughts. Based on the above, we have identified a contradiction between the need of an educational institution to organize measures to prevent school bullying and the lack of methodological support for socio-pedagogical work on its prevention among adolescents in an educational environment. The implementation by a social pedagogue of measures to prevent bullying among adolescents in the conditions of an educational organization will be effective if timely diagnosis of students' propensity is carried out, a prevention program is developed and implemented, and effective forms and methods of work are used. The article presents the content of the work program of a social pedagogue for the prevention of school bullying among adolescents.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛЛИНГА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ»

Литература:

1. Ахметшина, И.А. Содержание социально-педагогической работы по профилактике школьной дезадаптации первоклассников / И.А. Ахметшина, Т.С. Пиче-оол, Л.С. Сильченкова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №72-1. - С. 22-26.

2. Ахметшина, И.А. Тенденции, проблемы и перспективы психолого-педагогического просвещения родителей в условиях образовательной организации / И.А. Ахметшина, А.А. Лосева, М.Б. Земш, Т.М. Гулевич, Е.В. Селезнева, Г.В. Егорова // Образовательное пространство в информационную эпоху - 2019. Сборник научных трудов: Материалы Международной научно-практической конференции; под редакцией С.В. Ивановой. 2019. - Москва: Институт стратегии развития образования Российской академии образования. - С. 379-393.

3. Белинская, Е.В. Сказочный калейдоскоп: Тренинговая программа для педагогов и воспитателей / Е.В. Белинская // Школьный психолог. - 2011. - №9. - С. 12-13.

4. Дереклеева, Н.В. Нетрадиционные формы проведения собраний / Н.В. Дереклеева // Воспитание школьников. - 2007.

- №10. - С. 32-37.

5. Доценко, И.Г. Социально-педагогическая деятельность: от классики до современности / И.Г. Доценко // Педагогика.

- 2009. - №1. - С. 48.

6. Качалова, А.Д. Формирование педагогической культуры и ответственного родительства / А.Д. Качалова, И.А. Ахметшина // Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации: Сборник статей Всероссийской студенческой научно-практической конференции; Отв. редакторы И.А. Ахметшина, О.А. Галстян. -Орехово-Зуево: Издательство ГГТУ, 2019. - С. 255-258.

7. Лаврентьев, В.В. Семья и школа / В.В. Лаврентьев // Классный руководитель. - 2013. - №3. - С. 39-42.

8. Матиташвили, Е.Д. Социально-педагогический подход к просвещению родителей детей младшего дошкольного возраста / Е.Д. Матиташвили, И.А. Ахметшина // Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации: Сборник статей Всероссийской студенческой научно-практической конференции; Отв. редакторы И.А. Ахметшина, О.А. Галстян. - Орехово-Зуево: Издательство ГГТУ, 2019. - С. 302-305.

Педагогика

УДК 373.3

кандидат педагогических наук, доцент Ахметшина Ирина Анатольевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат психологических наук, доцент Балакирева Нина Алексеевна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат педагогических наук, доцент Юсупова Хадрия Геннадьевна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

БУЛЛИНГА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Насилие и агрессия в межличностных отношениях остаются насущными проблемами в обществе. Эти типы влияний актуализируются в обществе и вызваны стремлением к чрезмерной индивидуализации, усилению конкуренции, социальной напряженности в повседневной жизни, распространению различных вариантов конфронтационного взаимодействия. Подростковый возраст представляет собой наиболее сложный, конфликтный и противоречивый этап развития личности. В этой фазе происходят физические и психологические изменения, наступает половое созревание, поиск своего «Я». Учеба отходит на второй план и для подростка его сверстники становятся референтной группой, идет борьба за лидерство. Все чаще средства массовой информации информируют общественность о случаях не только деструктивных, но и крайне жестоких и необычных отношений между студентами, распространении конфликта среди подростков, фактах преследования детей учителями и одноклассниками. Все это сигнализирует о существовании негативного явления, известного в современном мире как издевательства. Проблемы насилия в общественном сознании и СМИ представлены в довольно измененном и урезанном виде. Общество считает, что насилие проявляется редко и ограничивается отдельными случаями, в которых участвуют только социально незащищенные граждане. Однако, это не так, ибо насилие существует во всех категориях населения и слоях общества, независимо от социально-экономических, расовых, культурных, демографических аспектов. У подростков насилие в школе вызывает расстройство личности. Продолжительный стресс влияет на чувство безнадежности, что, в свою очередь, является благодатной почвой, фактором риска возникновения суицидальных мыслей. На основании выше сказанного нами выявлено противоречие между потребностью образовательного учреждения в организации мер по предотвращению школьного буллинга и отсутствием методического обеспечения социально-педагогической работы по его профилактике среди подростков в условиях образовательной среды. Осуществление социальным педагогом мер по профилактике буллинга среди подростков в условиях образовательной организации будет эффективным, если проводится своевременная диагностика склонности обучающихся, разработана и реализована программа профилактики, использованы эффективные формы и методы работы. В статье представлено содержание программы работы социального педагога по профилактике школьного буллинга среди подростков.

Ключевые слова: образование, подростки, буллинг, социальный педагог, профилактика.

Annotation. Violence and aggression in interpersonal relationships remain pressing problems in society. These types of influences are actualized in society and are caused by the desire for excessive individualization, increased competition, social tension in everyday life, and the spread of various options for confrontational interaction. Adolescence is the most complex, conflicting and controversial stage of personality development. In this phase, physical and psychological changes occur, puberty begins, the search for one's "I". Study fades into the background and for a teenager his peers become a reference group, there is a struggle for leadership. Increasingly, the media inform the public about cases of not only destructive, but also extremely cruel and unusual relationships between students, the spread of conflict among teenagers, and the facts of persecution of children by teachers and classmates. All this signals the existence of a negative phenomenon known in the modern world as bullying. The problems of violence in the public mind and the media are presented in a rather modified and truncated form. Society believes that violence is rare and is limited to individual cases in which only socially unprotected citizens are involved. However, this is not so, because violence exists in all categories of the population and strata of society, regardless of socio-economic, racial, cultural, demographic aspects. In

adolescents, school violence causes personality disorder. Prolonged stress affects the feeling of hopelessness, which, in turn, is fertile ground, a risk factor for suicidal thoughts. Based on the above, we have identified a contradiction between the need of an educational institution to organize measures to prevent school bullying and the lack of methodological support for socio-pedagogical work on its prevention among adolescents in an educational environment. The implementation by a social pedagogue of measures to prevent bullying among adolescents in the conditions of an educational organization will be effective if timely diagnosis of students' propensity is carried out, a prevention program is developed and implemented, and effective forms and methods of work are used. The article presents the content of the work program of a social pedagogue for the prevention of school bullying among adolescents.

Key words: education, teenagers, bullying, social pedagogue, prevention.

Введение. В последнее время в силу значимости возникновения ситуации буллинга для развития личности подростков, тенденции стремительного его распространения в образовательных организациях возрастает интерес ученых и педагогов-практиков к изучению обозначенного явления. Так, к отечественным исследователям, занимающимся этим вопросом, относятся: И.А. Александрова, С.А. Богомаз (факторы травли); И.А. Ахметшина, Е.В. Бородкина, И.В. Дробинина, И.А. Кузьмин, О.А. Кузнецова (проблема буллинга у детей и подростков); С.А. Завражин, Т.О. Лопатова (травля учителей); Е.М. Калинкина, Н.Ю. Камраковой С.В. Книжникова, Д.А. Леонтьев, Т.В. Наливайко, Э.И. Рассказова, Р.И. Стетишин (профилактика и коррекционная работа). Исследованием феномена буллинга занимались так же и многие зарубежные ученые, в частности: А. Бартини, К. Босворт, Б. Глейзер, А. Гольдштейн, А. Гуггенбюль, И. Колмен, Д.А. Лэйн Д.П. Мак-Ларен, Е. Мунте, В.Т. Ортон, А. Пикас, Е. Роланд, Т.В. Сейджер, М. Селигманн, А. Сурандер, Д.П. Таттум, П.П. Хайнеманн, А.М. Хорн, М. Шеффер и др.

Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.о. Орехово-Зуево Московской области. В исследовании приняли участие обучающиеся 6 «А» (экспериментального) класса (26 человек) и 6 «Б» (контрольного) класса (26 человек). Возраст подростков - 11-12 лет. Социальный педагог I квалификационной категории Е.И. Попик. Педагог-психолог I квалификационной категории Е.В. Литошенко.

Изложение основного материала статьи. Рассмотрим содержание опытно-экспериментальной работы. На констатирующем этапе проводилась психодиагностика подростков с целью выявления уровня буллинга и его характерных особенностей в каждом классе (сентябрь 2021 г.). В качестве диагностического инструментария использовались: 1) Адаптированная анкета «Исследование школьного климата» для школьников 4-6 (Перевод - Шмакова Анна) и 7-11 классов (Перевод - Чефранова Анастасия) направлена на определение феномена буллинга, личного отношения подростка к нему и его представления о безопасности в классе и школе. Вопросы анкеты позволяют исследователю диагностировать факт буллинга в классе, его периодичность, реакцию учеников, педагогов и родителей. Подростки, отвечая на вопросы, опираются именно на свой личный опыт. 2) Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (текст опросника в адаптации А.К. Осницкого) выявляет степень адаптированности личности подростков в условиях классного коллектива. 3) Опросник эмоциональной эмпатии А. Мехрабиана и М. Эпштейна позволяет диагностировать насколько подростки осознанно сопереживают текущему эмоциональному состоянию другого человека. 4) Опросник уровня агрессивности А. Басса - А. Дарки выявляет предрасположенность личности к агрессивному и враждебному поведению, а также то, в какой форме проявляется такое поведение. 5) Методика на выявление «Буллинг-структуры» Е.Г. Норкина направлена на установление наличия насилия в классе со стороны обучающихся и педагогов, способствует определению «буллинг-структуры» для дальнейшей работы по профилактике школьного буллинга.

Рассмотрим полученные нами результаты на констатирующем этапе исследования.

1. По данным анкетирования с помощью адаптированной анкеты «Исследование школьного климата» для школьников можно отметить следующие отличительные особенности: определенная часть опрошенных нами подростков все же испытывают дискомфорт и чувствуют себя неуютно. Проявляется это по определенным типам различий: пол (в 6 «А» классе 2 (7,7%) человека, в 6 «Б» классе 1 (3,8%) человек); успеваемость в школе (в 6 «А» классе 5 (19,2%) человек, в 6 «Б» классе 3(11,5%) человека); внешность (в 6 «А» классе 7 (26,9%) человек, в 6 «Б» классе 5 (19,2%) человек); этническая принадлежность, раса, культура (в 6 «А» классе 1 (3,8%) человек, в 6 «Б» классе 1 (3,8%) человек); уровень дохода семье (в 6 «А» классе 3 (11,5%) человека, в 6 «Б» классе 2 (7,7%) человека). Как видим, большинство подростков чувствуют себя неуютно в классном коллективе по причине своей успеваемости и внешности. Значительный, но уже меньший процент респондентов указали дискомфортное нахождение в классе по причине уровня дохода семьи и гендерных различий.

Вторая часть анкеты была направлена на выяснение факта буллинга среди обучающихся и форм его проявления в образовательном пространстве. В анкете выделяются такие формы притеснений, как физическая, вербальная, социальная, электронная и такие типы, как интимная, этнокультурная, гендерная, религиозная. На вопрос о том чувствуют ли себя в безопасности в классе и школе ответа «никогда» не было зафиксировано (6 «А» класс 0%, 6 «Б» класс 0%). Ответили на вопрос ответом «иногда» в 6 «А» и 6 «Б» классах по 2 человека (7,7%). Указали ответ «часто» в 6 «А» классе 5 человек (19,2%), в 6 «Б» классе 4 человека (15,3%). Выбрали ответ «всегда» в 6 «А» классе 19 человек (73,1%) в 6 «Б» классе 20 человек (77%). Большинство респондентов чувствуют себя в безопасности в классе и школе всегда (в 6 «А» классе и 6 «Б» классах по 24 человека соответственно (92,3%). В тоже время по 2 ребенка (7,7) в обоих классах не чувствуют себя в безопасности выбрав в ответе на вопрос вариант «иногда». Вероятно, эти подростки могут быть жертвами насмешек, либо притеснений в классе.

2. По данным анкетирования с помощью методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (текст опросника в адаптации А.К. Осницкого) мы определяли ее уровень среди обучающихся. Анализ полученных результатов в 6 «А» и 6 «Б» классах позволил нам прийти к следующим выводам: показатели адаптивности респондентов находятся на высоком уровне, подростки ориентированы на принятие себя и окружающих людей, в силу психологических особенностей возраста стремятся к доминированию. В тоже время имеются подростки, которые испытывают эмоциональный дискомфорт в классном коллективе (по 2 человека в каждом классе, это 7,7% соответственно).

3. Для определения у подростков уровня эмпатии нами был использован опросник эмоциональной эмпатии А. Мехрабиана и Э. Эпштейна. Среди обучающихся 6 «А» класса результаты распределились следующим образом: высокий уровень эмпатических тенденций отмечен у 9 (34,6%) человек, средний уровень характерен для 15 (57,7%) человек, низкий уровень свойственен 2 (7,7%) подросткам, очень низкий уровень среди респондентов не зафиксирован. У респондентов 6 «Б» класса результаты распределились так: высокий уровень эмпатических тенденций определен у 11 (42,3%) человек, средний уровень отмечен у 14 (53,9%) человек, низкий уровень характерен для 1 (3,8%) человека, очень низкий уровень зафиксирован не был.

4. Опросник уровня агрессивности А. Баса - А. Дарки позволил нам диагностировать агрессивные реакции подростков. Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что у подростков 6 «А» класса чаще всего в действиях и поступках проявляются раздражение, обида, подозрительность, вербальная агрессия, в меньшей степени физическая и косвенная агрессия. Высокие показатели отмечены по шкале «Чувство вины». У подростков 6 «Б» класса чаще всего в

действиях и поступках проявляются раздражение, обида, подозрительность, вербальная агрессия, в меньшей степени физическая и косвенная агрессия. Высокие показатели отмечены по шкале «Чувство вины».

5. Методика на выявление «Буллинг-структуры» Е.Г. Норкина. Анализ ответов подростков позволяет судить, что проблема насилия в школе отсутствует, большинство респондентов дали отрицательный ответ (в 6 «А» классе - 24 (92,3%) человек, в 6 «Б» классе - 25 (96,2%) человек). Среди подростков, отметивших факт насилия (в 6 «А» классе - 2 (7,7%) человека, в 6 «Б» классе - 1 (3,8%) человек), испытывают притеснения только от одноклассников.

Второй этап опытно-экспериментальной работы - формирующий (октябрь - апрель 2021-2022 уч. г.). Нами была модифицирована программа, разработанная И.А. Ахметшиной, А.А. Лосевой [1] и использован тренинг самопознания и ненасильственного общения для подростков, составленный Е.М. Калинкиной, к.пс.н., доцентом кафедры психологии и педагогики и Н.Ю. Камраковой, к.пс.н., доцентом кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет» [12].

Цель программы: содействовать предотвращению и профилактике ситуации буллинга среди обучающихся подросткового возраста.

Задачи программы: профилактика и предупреждение буллинга в образовательной среде; формирование навыков конструктивного реагирования в конфликтных ситуациях; воспитание толерантности и способности к эмпатии; обучение приемам саморегуляции и навыкам владения собой; отработка умений ненасильственного общения в возможных конфликтных ситуациях со сверстниками и взрослыми.

В рамках реализации программы нами были проведены следующие мероприятия: беседы «Мозаика жизни», «Мы такие разные», «Тайна дружбы»; просмотр художественных фильмов «Чучело» (1983), «КостяНика. Время лета» (2006), «Класс» (2007), «Мост в Терабитию» (2007), «Розыгрыш» (2008) с последующим обсуждением; игровой тренинг «Планета толерантности»; общешкольный классный час с инспектором по делам несовершеннолетних «Последствия школьного буллинга»; тренинг коммуникативных умений: «Стиль поведения. Умеем ли мы общаться?»; встреча с работниками прокуратуры и полиции на тему «Противоправные поступки, как одно из последствий школьного буллинга»; ролевая игра «Конфликт: плюс и минус»; тренинг самопознания и ненасильственного общения для подростков. Так же с подростками проводились индивидуальные занятия и консультации.

Третий этап опытно-экспериментальной работы - контрольный (апрель 2022 г.). Нами повторно была проведена диагностика подростков 6 «А» (экспериментального) и 6 «Б» (контрольного) классов и подведены итоги. Анализ результатов контрольного этапа эксперимента позволил нам определить в показателях 6 «А» (экспериментального) класса положительную динамику, В показателях 6 «Б» (контрольного) класса в целом сохранение прежних позиций, но некоторое ухудшение показателей в степени адаптированности личности подростков в условиях классного коллектива, вербальной агрессии. Это говорит о необходимости своевременной организации коррекционной работы социального педагога с обучающимися контрольного класса.

Выводы. Осуществление социальным педагогом мер по профилактике буллинга среди подростков в условиях образовательной организации эффективно, если проводится своевременная диагностика склонности обучающихся к буллингу, разработана и реализована программа профилактики, использованы эффективные формы (групповые и индивидуальные: консультации, классный час, встреча со специалистом, показ и обсуждение художественного фильма, ролевая игра, психолого-педагогический тренинг) и методы (беседа, объяснение, пример, демонстрация) работы. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс мероприятий в рамках профилактической программы может быть использован в практике работы социальных педагогов, педагогов-психологов и классных руководителей с обучающимися подросткового возраста.

Литература:

1. Ахметшина, И.А. Социально-педагогические аспекты профилактики школьного буллинга в условиях инклюзивного образования / И.А. Ахметшина, А.А. Лосева // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - Вып. 62. - Ч. 3. - С. 16-19.

2. Бязырова, А.Т. Психолого-педагогические условия профилактики школьного буллинга / А.Т. Бязырова, А.А. Гадзиев // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - №55 (8). - С. 105-111.

3. Бобровникова, Н.С. Профилактика буллинга в образовательной среде / Н.С. Бобровникова // Молодой ученый. -2016. - №12. - С. 759-761.

4. Бочавер, А.А. Буллинг как объект исследований и культурный феномен / А.А. Бочавер, К.Д. Хломов // Журнал высшей школы экономики. Психология. - 2013. - Т. 10. - №3. - С. 149-159.

5. Воронцов, Д.Б. Особенности буллинга в школе / Д.В. Воронцов // Вестник Череповского государственного университета. - 2020. - №2. - С. 129-137.

6. Глазман, О.Л. Психологические особенности участников буллинга / О.Л. Глазман // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - №105. - С. 159-165.

7. Корзун, С.А. Буллинг как форма проявления агрессии в подростковом возрасте / С.А. Корзун, О.В. Страпко // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2017. - Т. 11. - №8. - С. 107-111.

8. Маланцева, О.Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? / О.Д. Маланцева // Социальная педагогика. - 2007. -№ 4. - С. 90-92.

9. Методические рекомендации по профилактике буллинга в общеобразовательной организации / отв. ред. С.К. Погребная, Т.Н. Чиркова, А.А. Бзыкова, Е.В. Лебедина, Т.С. Масалова, А.А. Бородин. - Краснодар: Институт развития образования, 2020. - 24 с.

10. Мосина, О.А. Проблема буллинга в образовательной среде / О.А. Мосина, В.С. Устенко / Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 29. - С. 144-148.

11. Нестерова, А.А. Предикторы школьной травли в отношении детей младшего подросткового возраста со стороны сверстников / А.А. Нестерова, Т.Г. Гришина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2018. - № 3. - С. 97-114.

12. Преодоление и профилактика буллинга в школе / Е.М. Калинкина, Н.Ю. Камракова. - Вологда: ВИРО, 2018. - 52 с.

Педагогика

УДК 378.2

старший преподаватель кафедры иностранных языков Банарцева Арина Владимировна

Самарский государственный технический университет (г. Самара);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Каплина Людмила Юрьевна

Самарский государственный социально-педагогический университет (г. Самара)

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТАРННЫМ ЯЗЫКАМ В

ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Аннотация. В статье обосновывается значимость инновационных методов обучения иностранным языкам в вузе, так как возникла необходимость выявить пробелы в образовательном процессе. Традиционные образовательные подходы привели к несоответствию между тем, чему учат студентов и что от них требует будущая профессия. Разработка данной проблематики в педагогике вызвана желанием изменить традиционный подход к обучению иностранным языкам. Авторы статьи используют такие ключевые понятия как: абсолютная инновация, модернизированная инновация, модифицированная инновация для определения сущности инновационного подхода в образовании. В качестве примера применения инновационных методов авторы реализуют метод проектных технологий, используют ролевые игры в работе со студентами, меняют подход к самостоятельной внеаудиторной деятельности. В результате анкетирования преподавателей вуза можно сделать вывод, что активное использование инновационных методов обучения иностранным языкам является необходимостью в наше время.

Ключевые слова: традиционное образование, инновационные методы, педагогика, образование, проектные технологии, методология, иностранные языки.

Annotation. The article substantiates the importance of innovative methods of teaching foreign languages at the university because it has become necessary to identify gaps in the educational process. Traditional educational approaches have led to a mismatch between what students are taught and what their future profession will require from them. The development of this problem is caused by the desire to change the traditional approach of teaching foreign languages in pedagogy. The authors of the article employ such key concepts as: absolute innovation, modernized innovation, modified innovation to determine the essence of the innovative approach in education. Also, the authors implement the method of project technologies, use role-playing games in working with students and change the approach to independent extracurricular activities as an example of innovative methods application. As a result of university teachers' survey, it can be concluded that the active use of innovative methods of teaching foreign languages is a necessity in our time.

Key words: traditional education, innovational methods, pedagogy, education, project technologies, methodology, foreign languages.

Введение. Образование играет как ключевую, так и критическую роль в процессе развития квалифицированной рабочей силы во всем мире. Образование жизненно важно для роста и развития любого общества. Оно передает знания, навыки, прививает ценности, а также отвечает за создание кадрового потенциала, который стимулирует экономическое развитие, включая технологические инновации. В 21 веке информация и знания становятся жизненно важными факторами роста и развития человечества. Образование - это не только средство достижения социального развития, но и двигатель прогресса в информационную эпоху, который приводится в движение колесами знаний и исследований. Качественное преподавание меняет восприятие студентов и помогает им применять полученные знания для решения реальных проблем. Методы эффективности обучения применялись многими исследователями для оценки традиционных методов обучения, и было выявлено, что многие студенты не усваивают содержание курса до ожидаемого уровня при применении традиционного метода обучения, а именно - чтение лекций по учебнику. Следовательно, изменение существующих методов обучения и преподавание с использованием новых инновационных методов стало необходимостью дня. Возникла необходимость выявить пробелы в процессе преподавания и внедрить инновационные методики обучения иностранным языкам.

Изложение основного материала статьи. Педагоги всего мира выступают за инновации и совершенствование существующих методов обучения, а также за эксперименты с использованием новых технологий обучения. Использование преподавателями инновационных методов обучения поможет повысить успеваемость студентов с разными уровнями подготовки. Экспоненциальный темп изменений во всех аспектах жизни, как в работе, так и в культурной сфере жизни, окружающей среде, требует от студентов новых навыков и знаний [2].

Традиционные лекции и практические занятия до сих пор остаются доминирующей формой академического обучения, несмотря на постоянную критику и намерения заменить их более эффективными методами. Были предприняты усилия по внедрению изменений в методологию преподавания в ряде высших учебных заведений. Так же в этой области было проведено множество исследований. Ганьяупфу провел исследование, что интерактивный метод преподаватель-студент является наиболее эффективным методом обучения по сравнению с процессом обучения, ориентированным на преподавателя [7]. Такое исследование показало, что прямой метод обучения эффективен для передачи знаний, но недостаточен для более глубокого понимания изучаемой проблемы. В центре внимания инновационного обучения лежит то, что каждый ученик способен учиться и добиваться успеха в жизни. Сентхилкумар и Каннаппа заявили, что инновационные методы обучения дают больше опыта и помогают студентам решать проблемы, связанные с их будущей профессией. Педагог должен воспринимать каждого учащегося как личность, обладающую уникальными способностями, которые можно улучшить, используя творческие и инновационные методы обучения [8]. Осведомленность о процессе обучения очень помогает преподавателям выявлять проблемы, с которыми сталкиваются студенты. Основная идея разрабатываемого инновационного метода преподавания заключается в том, что все студенты вовлечены в процесс обучения, они взаимодействуют во время практического занятия, а не просто слушают и сидят без дела для того, чтобы максимальное количество знаний было усвоено ими за минимальное количество времени.

Современная педагогика из «науки о воспитании и обучении» превратилась в «науку о воспитании и образовании». Категория «образование» для ХХ века трансформировалась и расширилась. Дидактика со времен Яна Амоса Коменского понимается как теория обучения. В советской дидактике образование понималось как «результат обучения», «процесс и результат овладения системой научных знаний и умений...» [5]. То есть, получение образования выражалось в получении аттестата об образовании или университетского диплома.

В современных учебниках по педагогике образование понимается шире [5]:

1) как процесс и результат обучения, как общественная ценность, поскольку общество затратило более 8 тысячелетий на создание системы обучения;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.