PSYCHOLOGICAL SCIENCES
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ ПРОФИЛАКТИКИ БУЛЛИНГА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Бобровникова Н.С.
Тульский государственный педагогический университет
им. Л.Н. Толстого Тула
POSITIVE EXPERIENCE OF BULLYING PREVENTION IN RUSSIA AND ABROAD
Bobrovnikova N.
Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy
Tula
АННОТАЦИЯ
В статье представлен анализ профилактики социально-опасного феномена подростковый среды бул-линга в России и за рубежом. Описаны цели и задачи профилактической работы по проблеме буллинга в образовательной среде. Отмечены яркие примеры профилактики феномена в странах США и Швейцарии. Приведены основные направления работы с подростками по профилактике школьного буллинга в подростковой среде. Также представлена законодательная база и нормативно-правовое обеспечение системы защиты детей и подростков от насилия и жесткого обращения, которая содержит перечень законов государственного и локального уровня. Подчеркнуто, что профилактическая работа и в России, и за рубежом должна разделяться на два этапа. Выделено, что в настоящее время многие исследователи заинтересованы случаями школьной травли и их профилактикой.
ABSTRACT
The article presents an analysis of the prevention of the socially dangerous phenomenon of adolescent bullying in Russia and abroad. The goals and objectives of preventive work on the problem of bullying in the educational environment are described. There are striking examples of prevention of the phenomenon in the United States and Switzerland. The main directions of work with adolescents on the prevention of school bullying in the adolescent environment are given. It also presents the legislative framework and regulatory support for the system of protection of children and adolescents from violence and ill-treatment, which contains a list of laws at the state and local levels. It is emphasized that preventive work both in Russia and abroad should be divided into two stages. It is highlighted that currently many researchers are interested in cases of school bullying and their prevention.
Ключевые слова: буллинг, профилактика, образовательная среда, подростки, диагностика, конфликты, социально-опасный феномен.
Keywords: bullying, prevention, educational environment, adolescents, diagnostics, conflicts, socially dangerous phenomenon.
Примером положительного опыта работы в России по первичной профилактике школьной травли являются программы, разработанные в Нижегородском государственном педагогическом университете. В эти программы включен, например, тренинг для подростков «Сотрудничать со взрослыми: Я могу», разработанный Д. И. Ежовым. Он ориентирован на повышение успешности подростка в сфере взаимодействия со взрослыми. Это является очень важным, так как в большинстве случаев учащиеся боятся обратиться за помощью к взрослым, что приводит к продолжению конфликтов между подростками и зачастую приводит к негативным последствиям. Другим средством является разработанная О.В. Глуздовой программа практических занятий с элементами тренинга для подростков и юношей «Мой защищенный мир». Программа обучает стратегиям совпадающего поведения и навыкам саморегуляции в подростковый и юношеский возраст. Таким образом, данная программа может способствовать уменьшению количества инициаторов школьной травли.
Профилактика школьного буллинга в подростковой среде определяется как деятельность по предупреждению и удержанию на социально приемлемом уровне данного явления посредством устранения или нейтрализации порождающих его причин. Профилактика школьного буллинга способствует уменьшению масштабов данного негативного явления, а также помогает значительно снизить количество вовлеченных в процесс жертв, а также инициаторов школьной травли. С каждым годом, в силу экономической нестабильности общества, социального неравенства, повышенного уровня агрессивности среди подрастающего поколения, значительно увеличивается риск распространения школьного буллинга в подростковой среде. Таким образом, необходимо детально исследовать проблему школьного буллинга на примере конкретного учебного учреждения и попытаться нивелировать некоторые причины и факторы её обуславливающие. Чтобы разработать инструментарий для диагностики данного явления и подобрать эффективные методики работы с подростками, необходимо проанализировать и обобщить опыт работы по проблеме в России и за рубежом.
Примером комплексной работы по профилактике школьного буллинга в подростковой среде являются такие страны, как США и Швейцария. Согласно отчётам и опросам, как самих учащихся учебных заведений, так и педагогов, результаты проводимой работы положительные. Педагоги, психотерапевты и консультанты США полагают, что наиболее удачным способом решения проблемы является поэтапная работа с подростками в рамках первичной профилактики данного явления [Козловская Н.В., 2010, с.51].
Первым этапом профилактики буллинга должно стать признание проблемы в образовательной среде. Ценность этапа состоит в том, что субъекты образовательного процесса должны определить существование социально-опасного феномена и преступить к его предупреждению. В настоящие время, в связи с тем, что отсутствует согласие по признанию проблемы работа по профилактике не начинается.
Многие исследователи (А.М. Хорн, Б. Глейзер, Т.В. Сейджер) считают, что для выявления проявлений феномена в образовательной среде важно организовать анкетный опрос среди обучающихся и учителей о том:
1) были ли конфликты и трудности во взаимоотношениях субъектов образовательной организации;
2) присутствуют ли проблемы у обучающихся;
3) есть ли возможность у обучающихся сообщить о проявлениях буллинга;
4) ощущают ли субъекты образовательного процесса безопасность в целом и каков уровень защищенности от [Самусенко И.Л., 2010].
Кроме того, среди учителей и сотрудников администрации школы тоже важно проведение опроса, для полной оценки школьной обстановки. Родители школьников тоже являются субъектами образовательного процесса, поэтому необходим сбор информации и от них. Полученные результаты опросов необходимо сравнить и только после комплексной диагностики оценить проблему буллинга в образовательной организации. Согласно опыту работы по профилактике школьного буллинга, в каждой отдельно взятой школе не может быть унифицированных признаков определения проблемы, чаще всего в каждом учебной заведении подход индивидуален. Однако специалисты рекомендуют отталкиваться от следующих показателей:
- смысл проблемы (также проблем составляющих может быть несколько в зависимости от конкретного учебного заведения);
- серьезность проблемы (исходя из серьезности проблемы, в дальнейшей работе следует подбирать методики профилактики данного негативного явления в подростковой среде);
- частоту проявления проблемы (то есть определить с какой частой случаются случаи школьной травли в практике учебного заведения);
После выявления феномена необходимо разработать план работы с подростками. Специалисты, занимающиеся проблемой, обязаны сообщить
школьному сообществу о результатах опросов и сложившейся ситуации в учебном заведении. Далее необходимо ознакомить школьный коллектив с направлениями профилактической работы, которые будут реализовываться на базе учебного учреждения [Кадыржанова Ж.Е., 2010, с.47].
Основными направлениями работы с подростками по профилактике школьного буллинга в подростковой среде могут являться следующие:
1) создание психологически-благоприятной атмосферы нетерпимости к любому акту насилия, как в школе, так и за пределами учебного учреждения;
2) создать или улучшить систему наблюдения за школьными коридорами, холлами и столовыми;
3) организовать воспитательную работу в каждом классе в режиме свободной дискуссии;
4) разработать и внедрить этический кодекс школы;
5) создать такую систему, чтобы каждый школьник мог сообщить о конфликтах и нарушениях либо педагогам, либо администрации;
6) проведение работы с пострадавшими, их реабилитация;
7) проведение работы с инициаторами травли в школе с целью контроля их агрессивных намерений и предотвращения серьезных последствий для жертв школьного буллинга [Головникова Л., 2009, с.17].
Заключительным этапом первичной профилактики является выполнение программы по составленному плану. Однако специалисты, которые имели опыт работы с проблемой школьного насилия, отмечают сопротивление отдельных групп и личностей по следующим вопросам:
- большое количество подростков не считают травлю и притеснения в школе проблемой;
- некоторые родители сами дают установку детям на агрессивное поведение, мотивируя это тем, что нападение - это лучший способ самозащиты;
- некоторые из педагогов не считают, что в их обязанности входит воспитательная работа, в рамках которой они должны научить детей заботиться о себе.
Специалисты США и Швейцарии обращают внимание на то, что залогом проведения продуктивной профилактики школьного буллинга является всемирное развенчание мифа о том, что «агрессивное поведение - это нормально». Именно с этой целью школьникам - агрессорам предлагается пережить альтернативный опыт в виду подборки различных тренингов по конфликтологии.
Одним из самым известных и признанных авторов по вопросам защиты детей и подростков от травли и насилия, наряду с такими теоретиками и практиками, как А. Адлер, А. Миллер, Ллойд де Моз, К. Бассионе, является швейцарский психиатр и психолог Аллан Гуггенбюль. Он описывает эффективную семиэтапную программу профилактики школьного буллинга в своей книге «Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними». Программа
имеет некоторые схожие аспекты с программой американских специалистов, однако также имеет и некоторые различия, которые тоже важно будет учесть при организации работы с молодежью в конкретном учебном заведении. Также программа А. Гуггенбюля утверждена Воспитательным советом кантона Берн (Швейцария) как эффективная модель работы с насилием и травлей в школе. Данная программа реализуется профессиональными врачами-психотерапевтами, психологами, их помощниками, а также студентами психологических в ВУЗах. Если разработать аналогичную программу для российских школ, то в её реализации активное участие могут принимать специалисты по работе с молодежью. В случае согласия школьной администрации с программой, последовательно реализуются все 7 этапов:
1. Собеседование с учителем (учителями);
2. Родительское собрание;
3. Посещение школы специалистами;
4. Для младших и средних классов проводится мифодрама (мифодрама определяется как особый метод психотерапии, который основывается на драматической постановке мифологических сюжетов);
5. Для старшеклассников организовывается собеседование -дискуссия;
6. Повторная инспекция;
7. Итоговое родительское собрание [Гюг-генбюль А., 2006].
Если рассматривать проблемы школьного бул-линга в контексте разрешения конфликта без применения насильственных методов, то основной задачей организатора по работе с молодежью становится управление конфликтом. Безусловно, очень важно выбрать правильный метод в работе с подростками. В США и странах Европы всё большую актуальность приобретают программы просвещения. Реализовывая подобные программы, подростков и педагогов учат разрешать возникающие конфликты без применения агрессии и насилия. Доказано, что мероприятия в данном направлении эффективней всего проводить в рамках школьной учебной программы. Изначально следует тщательно отобрать литературу для внеклассного чтения, подготовить видеоматериалы по проблеме. Обсуждение прочитанного и предоставленного специалистами материала способствует изменению взглядов и мировоззрения подростков, а также улучшает обстановку в классном коллективе. Больших успехов добились специалисты компании многоязыкового театра Нети-Нети. Они в своей работе используют пьесы, игровые сценарии, а также организовывают семинары, чтобы дети и подростки научились лучше осознавать себя и самостоятельно научиться находить решение проблемных ситуаций, в том числе и со сверстниками.
Таким образом, важно отметить коммуникативную составляющую в работе с подростками. Работу следует строить так, чтобы подростки имели возможность общаться между собой, учиться заниматься совместной деятельностью, помогать друг другу. А в случае возникновения конфликтов,
уметь их разрешать без применения насилия и агрессии в отношении сверстников.
В России в настоящее время существуют десятки тысяч общеобразовательных школ. Подавляющее большинство детей ходят в школу. И именно поэтому школы являются тем самым социальным институтом, где лучше всего проводить профилактическую работу (особенно если речь идет о первичной профилактике) в отношении насилия. К сожалению, ситуация такая, что в нашей стране крайне мало служб кризисного реагирования - телефонов доверия, кризисных центров. Кроме того, в России практически отсутствуют службы, необходимые для полноценной профилактической работы по предотвращению буллинга в школе (например, институт уполномоченного по правам ребёнка, специализированный междисциплинарный центр по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми и т.д.)
И российские, и европейские специалисты солидарны в вопросах о наиболее эффективных стратегиях предотвращения насилия, жестокого обращения с детьми и пренебрежения их нуждами. Крайне необходимыми и наиболее эффективными стратегиями профессионалы считают следующие:
1) организация и проведение междисциплинарных конференций по проблеме школьной травли и насилия;
2) организация и проведение исследований в области психологии, социальной работы, юриспруденции, организации работы с молодежью;
3) проведение образовательных программ в данной области для специалистов, работающих с детьми.
Международный опыт по профилактике школьного буллинга показывает, что управление системой защиты подростков от насилия эффективней всего осуществляется надведомственным органом (совет, междисциплинарный комитет, уполномоченные по правам ребёнка) Этот орган, как правило, организует и инициирует следующие виды работ:
1) проведение программ мониторинга:
- ранних предпосылок агрессивного поведения подростков;
- подростков «группы риска»;
- образовательных и профилактических учреждений для детей и подростков;
-специальных учреждений закрытого типа для детей и подростков;
- состояние проблемы школьного буллинга и тенденции по его преодолению.
2) создание и постоянное обновление базы данных организаций и служб помощи реагирования;
3) экспертизу деятельности этих организация и служб;
4) экспертизу программ помощи и профилактики;
5) информирование населения о службах реагирования и помощи;
6) ведомственные и межведомственные совещания о состоянии проблемы;
7) ежегодная межведомственная конференция;
8) подготовка ежегодного доклада органам власти о состоянии проблемы.
Таким образом, профилактическая работа с участием специалиста по организации работы с молодежью в конкретных учебных заведениях является неотъемлемой непрерывно работающей системы по предотвращению насилия и жесткого обращения с детьми и подростками. Каждый коллектив в масштабах своего учебного заведения должен принять участие в борьбе с проблемой школьной травли, только тогда работа будет максимально продуктивной и в будущем даст положительные результаты в интересах страны в целом.
Примером положительного опыта работы в России по первичной профилактике школьной травли являются программы, разработанные в Нижегородском государственном педагогическом университете. В эти программы включен, например, тренинг для подростков «Сотрудничать со взрослыми: Я могу», разработанный Д. И. Ежовым. Он ориентирован на повышение успешности подростка в сфере взаимодействия со взрослыми. Это является очень важным, так как в большинстве случаев учащиеся боятся обратиться за помощью к взрослым, что приводит к продолжению конфликтов между подростками и зачастую приводит к негативным последствиям. Другим средством является разработанная О.В. Глуздовой программа практических занятий с элементами тренинга для подростков и юношей «Мой защищенный мир». Программа обучает стратегиям совпадающего поведения и навыкам саморегуляции в подростковый и юношеский возраст. Таким образом, данная программа может способствовать уменьшению количества инициаторов школьной травли.
Исследователи И.С. Бердышев и М.Г. Нечаева поделились опытом работы по профилактике школьного буллинга по вопросам сбора информации о ситуации травли в школе, а также конкретным формам работы с подростками Бердышев И., 2008]. Авторы отмечают, что сбор информации необходимо производить от самого (самих) пострадавших, либо от возможных участников издевательств над жертвой. Также следует опросить возможных свидетелей и сторонних наблюдателей. Следует провести тщательный анализ всей полученной информации. В результате проведенного анализа необходимо выделить следующие аспекты проблемы:
- реальность и наличие школьного буллинга;
- длительность школьного буллинга;
- характер травли в школе (физический, психологический, смешанный);
- основные формы проявления буллинга среди подростков;
- участники травли (жертвы, инициаторы, исполнители);
- мотивация участников школьного буллинга;
- свидетели травли и их отношение к происходящему;
- особенности поведения жертвы (пострадавшего);
- динамика происходящих конфликтов;
- прочие важные для диагностики факты и обстоятельства.
Также следует отметить, что Россия перенимает опыт зарубежных стран в вопросах групповой работы по профилактике школьного буллинга в подростковой среде. Групповая работа является эффективным средством помощи детям и подросткам, пережившим буллинг, так как она:
- снимает эффект уникальности пострадавшего;
- удовлетворяет естественную потребность детей подросткового возраста в общении со сверстниками;
- дает универсальную возможность пережить поддержку группы и самим предложить ее своим одноклассникам;
- способствует быстрому достижению желательных эффектов, по сравнению с индивидуальной работой, благодаря социально-психологической специфике функционирования малых групп» [Баева И.А., 2010, с.20].
Советский союз ратифицировал Конвенцию ООН о правах ребёнка 15 сентября 1990 г. За прошедшее с этого дня время в Российской Федерации создана определенная правовая база по вопросам защиты прав детей и подростков. Законодательная база и нормативно-правовое обеспечение системы защиты детей и подростков от насилия и жесткого обращения содержит перечень законов государственного и локального уровня:
1. «О насилии и жестоком обращении» (определение понятия «насилие и жесткое обращение», сообщение о насилии, процедуры расследований факта насилия и жесткого обращения, процедуры изъятия детей из опасной ситуации);
2. Федеральный закон от 24.06.99 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
3. Приказ Минздрава России и МВД РФ от 09.01.98 №4/8 «Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия лечебно-профилактических учреждений и органов внутренних дел Российской Федерации при поступлении (обращении) в лечебно-профилактические учреждения граждан с телесными повреждениями насильственного характера»;
4. Приказ Минздрава России от 05.05.99 № 154 «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста»;
5. Приказ Минздрава России и МВ Д России от 20.08.03 № 414/633 «О взаимодействии учреждений здравоохранения и органов внутренних дел в оказании медицинской помощи несовершеннолетним, доставленным в органы внутренних дел».
По вопросам защиты и обеспечения прав детей Россия, присоединившись к Конвенции ООН о правах ребёнка, сделала большой шаг вперед. Таким образом, уже сейчас Россией признаны те же принципы в отношении прав детей, что и во всём демо-
кратическом мире. Разработаны и внесены поправки в Семейный кодекса РФ, принят Федеральный закон о гарантиях прав ребёнка. Началось формирование правовой базы субъектов Российской Федерации, активизировалась работа в органах власти местного самоуправления.
Однако в России до сих пор эти нормы скорее декларированы, чем применимы на практике. Конкретной нормативно-правовой базы, разработанной по профилактике школьного буллинга в России, не существует, однако вышеперечисленные законы, надведомственные акты, приказы и распоряжения имеют прямое отношение к проблеме травли в общеобразовательных учебных заведениях.
Опираясь на исследования О.В. Ладыковой [Ладыкова О.В., 2007], важно выделить компетенции, которыми должен обладать специалист по работе с молодежью для успешной деятельности в рамках первичной профилактики школьного бул-линга в подростковой среде:
- организатор по работе с молодежью должен уметь подобрать и разработать эффективный инструментарий диагностики проблемы школьного буллинга в подростковой среде;
специалист должен осуществлять педагогическую помощь и поддержку подростков, ставших жертвой школьного буллинга;
- специалист по работе с молодежью должен уметь взаимодействовать с родителями (лицами их заменяющими) в поиске оптимальных форм и методов решения проблемы школьной травли;
- специалист должен уметь определять наиболее приемлемые методы и формы решения личных и социальных проблем подростков;
- специалист должен оказывать содействие администрации образовательного учреждения по работе с проблемой школьного насилия.
Таким образом, анализируя и обобщая положительный опыт работы по профилактике школьного буллинга в России и за рубежом, можно сделать вывод, что работа разделяется на два основных этапа:
1) разработка инструментария для диагностики данного явления в конкретном учебном заведении;
2) подбор эффективных методик и форм работы с подростками с учётом результатов полученных данных в конкретном учебном заведении.
Работу по первичной профилактике школьной травли необходимо проводить с учётом специфических особенностей классов и отдельно взятых учеников. Также важно учитывать серьёзность и частоту проблемы. Самым важным условием деятельности является то, что в решении проблемы должны быть вовлечены педагоги, психологи, специалисты по работе с молодежью, родители, школьная администрация, а также сами учащиеся. Методы и формы работы с подростками должны иметь комплексный характер. При этом необходимо учитывать причины и факторы, обуславливающие развитие школьного буллинга в подростковой среде.
Основываясь на работах отечественных и зарубежных исследователей, можно предложить следующую классификацию видов и форм работ с подростками:
1. по количеству объектов, на которых направлена работа:
- индивидуальные формы работы;
-групповые формы работы;
2. по характеру деятельности:
- игровая деятельность (ролевые игры);
- общественно-полезная деятельность, направленная на сплочение школьного коллектива;
- тренинги;
- дискуссии;
- проблемные ситуации.
Можно сделать вывод, что в настоящее время многие исследователи заинтересованы случаями школьной травли и их профилактикой. Это связано в первую очередь с недостаточным вниманием общественности к данной проблеме. Исследователи также подчеркивают острую необходимость систематической работы с инициаторами школьной травли, их жертвами и сторонними наблюдателями. Именно поэтому важно изучать и анализировать известный положительный опыт в работе с подростками и использовать его на практике в конкретных учебных заведениях.
В настоящее время школьный буллинг является сложной и многогранной проблемой, которая привлекает внимание исследователей, и общественности с начала ХХ века. Проанализировав зарубежную и отечественную литературу, было выявлено что, школьный буллинг - это систематическое, сознательное воздействие подростка (группы подростков) на другого подростка (подростков) с применением физического или психологического воздействия посредством использования власти в коллективе (формальной или ситуативной). Основываясь на классификации М.В. Сорокиной, можно выделить две основные формы буллинга: физический буллинг и психологический буллинг в подростковой среде.
Таким образом, в настоящее время многие зарубежные и отечественные исследователи заняты проблемой школьной травли и поиском эффективных способов профилактики. Исследователи считают, что необходимо проводить комплексную и систематическую работу со всеми участниками школьной травли, а также с педагогическим коллективом и администрацией учебных заведений.
Литература
1. Баева, И.А. Общепсихологические категории в практике исследования психологической безопасности образовательной среды// Известия российского государственного университета им. А.И. Герцена. - 2010.-С.18-23
2. Баева, И.А. Школьная травля (буллинг) в образовательной среде[Электронный ресурс]/ И.А. Баева, В.Р. Петросянц.- Режим доступа: http://nrcnn.ru/lang/activity/study. html? id= 149
3. Бердышев, И. Лекарство против ненависти [Электронный ресурс]/ И. Бердышев, Е. Ку-ценко// Первое сентября. - 2008. - Режим доступа: https://ps.1september.ru/article.php?ID=200501822
4. Головникова, Л. Работа с трудными случаями / Л. Головникова// Народное образование. -2009.-№1.-С.215-221.
5. Гуггенбюль, А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними / А. Гуггенбюль. -Спб., 2006.
6. Кадыржанова, Ж.Е. Условия и факторы возникновения агрессивного поведения в подростковом возрасте / Ж.Е. Кадыржанова // Вестник ВЭГУ. - 2010. - №1. -С. 99-103.
7. Козловская, Н.В. Проблема психологической адаптации агрессивных подростков в группе сверстников / Н.В. Козловская // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2010. -№59. - С. 104 - 112.
8. Ладыкова, О.В. Психологические особенности взаимодействия команды специалистов, работающих по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми: Дис. ... канд. психол. Наук. - М., 2007
9. Сорокина, М.В. Психологическая помощь жертве буллинга Электронный ресурс] / М.В. Сорокина. - Режим доступа: http://rae.ru/forum2012/236/551
СВЯЗЬ ВЫСШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ С ОТНОШЕНИЕМ ИЗБИРАТЕЛЕЙ К
ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЕ
Гордякова О.В.,
Кандидат психологических наук, профессор кафедры социальной психологии НОЧУВО «Московский институт психоанализа»
Лебедев А.Н., Доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии НОЧУВО «Московский институт психоанализа»
Орлова Н.В.
Научно-исследовательский институт ядерной физики имени Д.В. Скобельцына Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
CONNECTION OF HIGHER SOCIAL EMOTIONS WITH THE ATTITUDE OF VOTERS TO
POLITICAL ADVERTISING
Gordyakova O.,
PhD (psychology), professor, department of social psychology, n-SEPE HE «Moscow Institute of Psychoanalysis»
Lebedev A.,
Sc.D. (psychology), professor, department of social psychology, n-SEPE HE «Moscow Institute of Psychoanalysis»
Orlova N.
D. V. Skobeltsyn Research Institute of Nuclear Physics, Lomonosov Moscow State University
АННОТАЦИЯ
В настоящее время восприятие людьми с различными эмоциональными характеристиками политической рекламы оказывается актуальной научной и практической проблемой, так как современный человек, являясь избирателем, подвергается воздействию не только коммерческой, но и политической рекламы. В статье рассматриваются вопросы связи некоторых высших социальных эмоций людей (чувств) с их оценками политической, а также коммерческой и социальной рекламы. Представлены некоторые результаты эмпирических исследований, выполненных методами анкетирования и лабораторного эксперимента. В частности, было установлено, что респонденты с высоким чувством вины по методике TOSCA оценивают политическую рекламу как «заботливую» (r=0,446). Респонденты с высокой позитивной оценкой своей личности (альфа-гордость) оценивают ее как «заботливую» и «убедительную» (r=0,55 и r=0,51) при уровне значимости не выше 0,05. Не было установлено различий в оценках политической рекламы респондентами с разным уровнем чувства стыда по методике TOSCA.
ABSTRACT
Currently, the perception of political advertising by people with different emotional characteristics is an actual scientific and practical problem, since a modern person, being a voter, is exposed not only to commercial, but also to political advertising. The article deals with the connection of some of the highest social emotions of people