Научная статья на тему 'Социально-педагогические аспекты профилактики школьного буллинга в условиях инклюзивного образования'

Социально-педагогические аспекты профилактики школьного буллинга в условиях инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1076
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / УЧАЩИЕСЯ / ИНКЛЮЗИЯ / БУЛЛИНГ / ПРОФИЛАКТИКА / SCHOOL / STUDENTS / INCLUSION / BULLYING / PREVENTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметшина Ирина Анатольевна, Лосева Алла Аскольдовна

В статье раскрывается проблема школьного буллинга в условиях инклюзивного образования. Приводится содержание и направления реализации программы социально-педагогической профилактики школьного буллинга по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья. Реализации системы мероприятий по формированию позитивного общественного мнения и профилактике школьного буллинга по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья обеспечит условия успешной интеграции их в общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметшина Ирина Анатольевна, Лосева Алла Аскольдовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PEDAGOGICAL ASPECTS OF PREVENTION OF SCHOOL BULLYING IN THE CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

The article reveals the problem of school bullying in the conditions of inclusive education. The content and directions of implementation of the program of prevention of bullying in school in relation to children with disabilities. Positive public opinion and prevention of school bullying in relation to children with disabilities will ensure their integration into society.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические аспекты профилактики школьного буллинга в условиях инклюзивного образования»

/историко-культурной информацией позволяют осуществлять целенаправленное развитие коммуникативной и социокультурной компетенций. Смещение субъект-объектной модели отношений в сторону развития познавательной самостоятельности обучающихся в рамках курса интерпретации текста в вузе, в частности, проведение поэтических мини-уроков и чтений (Poetry Readings), позволяет привносить в учебный материал личностное содержание и развивает познавательную деятельность и навыки научно-исследовательской работы.

Литература:

1. Атлас А.З. Интерпретация поэтического текста: учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993. 65 с.

2. Зимняя И. А. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы): Коллективная монография. В 2 книгах. Книга 1 / Под общей редакцией И. А. Зимней. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. С. 244—252: [Электронный ресурс]. URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=79725 (дата обращения 02.12.2018).

3. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. 264 с.

4. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 284 с.

5. Лушникова Г.И. Интертекстуальность художественного произведения. Иркутск, 1995. 82 с.

6. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 192 с.

7. Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. М.: Просвещение, 2000. С. 32-33.

8. Сафьянова И.В. Семантическая классификация словесно-поэтических символов // Studia Linguistica. Вып. 5. СПб., 1997. С. 82-91.

9. Тураева З.Я. Опыт описания категорий текста // Анализ стилей зарубежной художественной и научной литературы. Л.:ЛГУ, 1982. С. 3-8.

10. Филимонова О.Е. Актуальные проблемы анализа поэтического текста // Актуальные вопросы современного университетского образования. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. С. 236-239.

11. Carter R. Methodologies for Stylistic Analysis: Practices and Pedagogies // McIntyre D., Busse B.(ed). Language and Style.N.Y.: Pelgrave Macmillan, 2010. P. 55-68.

Педагогика

УДК: 37.013.42

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии и социальной педагогики Ахметшина Ирина Анатольевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и социальной педагогики Лосева Алла Аскольдовна

Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье раскрывается проблема школьного буллинга в условиях инклюзивного образования. Приводится содержание и направления реализации программы социально-педагогической профилактики школьного буллинга по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья. Реализации системы мероприятий по формированию позитивного общественного мнения и профилактике школьного буллинга по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья обеспечит условия успешной интеграции их в общество.

Ключевые слова: школа, учащиеся, инклюзия, буллинг, профилактика.

Anmtation. The article reveals the problem of school bullying in the conditions of inclusive education. The content and directions of implementation of the program of prevention of bullying in school in relation to children with disabilities. Positive public opinion and prevention of school bullying in relation to children with disabilities will ensure their integration into society.

Keywords: school, students, inclusion, bullying, prevention.

Введение. В современных условиях развития российского общества научная общественность, педагоги и психологи особо часто в своих исследованиях обращаются к проблеме воспитания толерантности, профилактики агрессии, жестокости в поведении детей и подростков. В этой связи актуализируется вопрос о психологической безопасности образовательной среды и профилактики негативных явлений в коллективе учащихся, в том числе - буллинга как проявления травли, третирования, запугивания, физического или психического террора и унижения достоинства ребенка.

В этой связи проблема первичной социально-педагогической профилактики школьного буллинга становится одной из самых важных и необходимых. Многочисленные исследователи объясняют это обстоятельство тем, что школа представляет собой универсальный манеж для разрядки учащимися своих многочисленных накопившихся дома негативных эмоций и неблагоприятных чувств. Бесспорно, что психологические травмы, приобретенные в школьном возрасте, могут обернуться серьезными проблемами в зрелом возрасте. Специалисты (психологи, педагоги, педиатры, невропатологи) утверждают, что последствия психологического насилия не проходят бесследно и оказывают весьма негативное влияние на дальнейшее становление личности в жизни.

Впервые явление буллинга было описано скандинавским ученым Д. Олвеусом в 70-е годы ХХ в. В то же время появилось и понятие «буллинг в школе». Исследованием феномена буллинга занимались зарубежные (А. Бартини, К. Босворт, Б. Глейзер, А. Гольдштейн, А. Гуггенбюль, И. Колмен, Д.А. Лэйн Д П. Мак-Ларен,

Е. Мунте, В.Т. Ортон, К. Пеллегринн, А. Пикас, Е. Роланд, Т.В. Сейджер, М. Селигманн, А. Сурандер, Д.П. Таттум, П.П. Хайнеманн, А.М. Хорн, М. Шеффер и др.) и отечественные психологи и педагоги (И.С. Бердышев, Е.Н. Волкова, А.В. Гришина, Е.Ю. Зотова, И.С. Кон, М.Г. Нечаева В.Р. Петросянс, Н.А. Польская, О.А. Селиванова, Ю.А. Скроцкий, Г.У. Солдатова, Д.Н. Соловьев, Т.С. Шевцова и др.).

Изложение основного материала статьи. Согласно положениям Конвенции о правах ребенка, Конвенции о правах инвалидов и Закона «Об Образовании в Российской Федерации», каждый человек имеет право на качественное образование вне зависимости от своих особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [29]. В связи с этим идея создания инклюзивного образования находит все большую поддержку и повсеместно прослеживается тенденция к инклюзивной форме образования детей, имеющих те или иные отклонения в психофизическом развитии.

Введение в 2015 г. Федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательную практику обозначило острую потребность создания специальных условий для организации инклюзивного образования, т.е. обучения детей с особенностями совместно с их здоровыми сверстниками в общеобразовательных организациях [23, гл. 3]. Однако, внедрение в образовательный стандарт инклюзивной формы обучения ведет за собой новые проблемы, одной из которых является буллинг. Именно поэтому одной из первоочередных задач педагогического коллектива образовательного учреждения является разработка и реализация программы социально-педагогической профилактики школьного буллинга к детям с ограниченными возможностями здоровья. Предотвращение случаев школьного насилия является важнейшей задачей государства и общества в целом, поскольку жестокое отношение к ребенку неминуемо приводит к негативным последствиям.

В качестве опытно-экспериментальной базы нашего исследования выступила МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Орехово-Зуево Московской области. В исследовании приняли участие учащиеся 9 «А» класса в количестве 25 чел. Стоит отметить, что в экспериментальном классе обучается учащийся с ОВЗ, у которого диагностировано нарушение познавательных процессов (патология двигательно-кинестической функциональной системы с сопутствующими интеллектуальными и речевые расстройствами).

Этапы опытно-экспериментальной работы: педагогический анализ (опросник уровня агрессивности Басса-Дарки, опросник уровня агрессивности Л.Г. Почебут, методика на выявление «Буллинг-структуры» Е.Г. Норкина) и изучение личных установок и способов поведения «нормальных» детей по отношению к детям с ОВЗ (структурированная беседа, направленная на выявление отношения к людям с ОВЗ, опросник Ф.Э. Шереги).

Цель педагогического анализа: выявить проявления буллинга по отношению к детям с ОВЗ в образовательной среде и основные способы его социально-педагогической профилактики в условиях образовательной организации.

Использование опросника агрессивности Л.Г. Почебут позволил нам выявить, что среди учащихся 9 «А» класса 10% респондентов обладают высокой степенью агрессивности и низкой степенью адаптированности; 68% опрошенных продемонстрировали средний уровень агрессивности и адаптированности; 22% учащихся отличаются низкой степенью агрессивности и высокой степенью адаптированности.

Для выявления феномена буллинга в образовательном пространстве был проведен опросник «Ситуация буллинга в классе» В.Р. Петросянц. Данный опросник помогает выявить ситуацию буллинга в классе и разделить выборку подростков на две группы: «жертвы» - ученики, которые представили высокую степень тенденции быть жертвой буллинга и не проявляли агрессивных действий в отношении других учеников (в нашем случае выявлено 12% учащихся) и «обидчики» - ученики, которые представили себя как участников буллинга с частотой в несколько раз (26% респондентов).

Следующей была проведена методика на выявление «Буллинг-структуры» Е.Г. Норкина, которая позволила нам узнать о наличии насилия в классе (со стороны учеников и педагогов). Ответы показали, что проблема насилия в школе существует - 64% школьников дали положительный ответ. К тем, кто совершает насилие относятся: 44% респондентов ответили, что это одноклассники, 34% респондентов ответили, что это старшеклассники и 22% респондентов дали ответ - педагоги. Безопасность в школе и классе: 52% опрошенных считали себя в полной безопасности, 38% чувствуют себя беспокойно, 10% затруднились ответить. На вопрос, как часто в вашем классе происходят насилия (обзывания, насмешки обидные жесты или действия), учащиеся ответили: 8% - «постоянно ссоры и драки»; 42% - «нет, у нас такого нет»; 36% -«почти нет, если не считать пару случаев»; 14% - «это в порядке вещей и должно быть».

Следующий этап - изучение личных установок и способов поведения «нормальных, здоровых» детей по отношению к детям с ОВЗ. Инструментарий исследования: структурированная беседа, направленная на выявление отношения к людям с ОВЗ, опросник Ф.Э. Шереги; дополнительно в анкету введены вопросы: информированность о людях с ОВЗ, уровни их восприятия, отношение к интеграции с такого рода людьми.

Результаты, полученные нами при выявлении отношения учащихся к инвалиду следующие: ребенок с ОВЗ, с точки зрения подростков, - это человек, имеющий определенные физические либо психические характерные черты. На первый взгляд, в взаимоотношении подростков к детям с ОВЗ доминирует позитивное чувство жалости и присутствие неблагоприятных чувств по отношению к детям с ОВЗ ими абсолютно отрицается. Однако, их точка зрения весьма двойственна, ибо носит формальный характер. С одной стороны, подросткам любопытно знать, кто именно такие дети с ОВЗ, и они готовы им содействовать, с иной стороны, они абсолютно никак не желают дружить, контактировать и учиться с подобными детьми или устанавливать с ними близкие отношения. В отношении одноклассников к детям с ОВЗ, согласно суждению подростков, наоборот, доминируют ощущение абсолютного безразличия и антипатии. Таким образом, суждение подростков о собственном взаимоотношении и собственных эмоциях к детям с ОВЗ обратно их суждению о том, как относятся и что ощущают к детям с ОВЗ их одноклассники.

Многие испытуемые подчеркивали чуждость («иной», «другой», «чуждый») для них образа человека с ОВЗ вследствие невозможности понять его внутренний мир. Мы предполагаем, что в этом случае для использования эмпатической способности требуются особые усилия, для совершения которых необходимо ценностно-смысловое обоснование. Очевидно, что для большинства наших респондентов ментальная недостаточность является препятствием к совершению таких усилий. Это предположение косвенно подтверждается и тем, что, как уже отмечалось выше, по отношению к детям с ОВЗ у респондентов не выявлено нейтральной либо амбивалентной позиции. Отношение к данной категории людей является

определенным - либо принимающим, либо отвергающим. Респонденты, характеризующиеся принимающим отношением к детям с ОВЗ, имеют наиболее высокий показатель диспозиционной надежды, что значимо их отличает от представителей групп с неопределенным (или отвергающим) отношением.

Как видим, дети с ОВЗ в школе испытывают психическое или физическое насилие со стороны одного индивида или группы в классе. Учащиеся с ОВЗ не способны защитить себя в конкретной ситуации, чувствительны и застенчивы, имеют низкое самоуважение, достаточно тревожны, не уверенны в себе. Их психологические особенности, физиологические недостатки, неоднозначное к ним отношение учителей служат поводом для школьного буллинга.

На основании комплексной диагностики учащихся экспериментального класса нами была разработана программа социально-педагогической профилактики буллинга к с ограниченными возможностями здоровья.

Основные исполнители программы: администрация, педагогический коллектив школы, родители обучающихся. В рамках программы школа осуществляет взаимодействие с управлением социальной защиты населения, отделом опеки и попечительства, центром занятости населения, КДНиЗП, органами здравоохранения, отделом межведомственного взаимодействия по молодежной политике, физической культуре и спорту администрации г. Орехово-Зуево и Орехово-Зуевского муниципального района.

Цель программы: содействовать предотвращению и профилактике ситуации буллинга среди обучающихся, формирование благоприятных условий в целях социализации обучающихся с ОВЗ и обеспечение их прав на легкодоступное и высококачественное образование в школе.

Задачи программы: формирование у подростков навыков конструктивного реагирования в конфликтных ситуациях; профилактика и предупреждение буллинга в образовательной среде; развитие у подростков толерантности и способности к эмпатии; создание условий для снижения уровня агрессивности у подростков; знакомство педагогов с особенностями школьного буллинга и его влиянием на состояние психического здоровья учащихся и педагогов; содействие родителям детей с ОВЗ в обеспечении полной правовой защищенности их детей.

Общие компоненты программы: информирование учителей, сотрудников образовательной среды, детей и родителей о проблеме насилия, его механизмах и последствиях; общие правила и принципы в школе по отношению к буллингу и мероприятия по профилактике и преодолению этого феномена; повышение компетентности педагогов; групповые занятия с детьми; предоставление поддержки жертвам буллинга; взаимодействие с родителями.

Программа включает в себя как предупредительные меры, так и вмешательство по разрешению существующих проблем. Программа содержит в себе мероприятия на трех уровнях: школы, класса и индивидуальном.

Этапы реализации программы: подготовительный этап (анализ психолого-педагогической литературы и нормативно-правового обеспечения, изучение реализации программ профилактики буллинга в других субъектах Российской Федерации); практический этап (реализация комплекса мероприятий согласно плана программы), обобщающий этап (анализ работы и ее результатов).

Ожидаемые результаты: своевременное обнаружение учащихся с проблемами адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья; понижение уровня агрессии и враждебности у школьников за счет формирования толерантности и способности к эмпатии, осознания личной индивидуальности; развитие и формирование у учащихся умений и навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях; снижение показателя уровня проявления школьного буллинга; повышение результативности участия учащихся с ОВЗ в различных проектах по самореализации и социализации; поочередное воплощение системы программных мероприятий гарантирует формирование комплексной системы оказания различной поддержки в школе учащимся с ОВЗ и их родителям.

Направления и содержание мероприятий:

- работа с учащимися (беседа «А из чего ты сплетешь свою жизнь?», классный час «Кто такие дети с ОВЗ?», просмотр художественного фильма «Чучело» (1983) и «Мост в Терабитию» (2007) с последующим обсуждением, дискуссия «Доступная среда», игровой тренинг «Планета толерантности», тренинг коммуникативных умений: «Стиль поведения. Умеем ли мы общаться?», социальная акция «Равный среди равных», встреча с работниками прокуратуры и полиции на тему «Противоправные поступки, как одно из последствий школьного буллинга», ролевая игра «Сглаживание конфликтов», индивидуальные занятия, консультации);

- работа с родителями (общешкольное родительское собрание «К чему приводит такой феномен как буллинг и как он влияет на социализацию ребенка?»; цикл бесед «Ребенок имеет право на защиту, от любых форм насилия», «Буллинг и механизмы его предотвращения», «Как предотвратить и преодолеть буллинг?», «Последствия школьной травли»; конференция «Особенности психологического и физического буллинга в школе»; родительский вечер «Доброта спасет мир», диспут «Буллинг, изгои, отверженные - одна проблема?»; вечера вопросов и ответов «Буллинг. Жестокость в образовательной среде», «Что делать, если заметили проявление буллинг в школе?», «Когда все против одного (боремся с буллингом вместе)», «Кибербуллинг. Опасный интернет», «Психологический террор в подростковой среде»; психолого-педагогический тренинг «Давайте говорить комплементы»; индивидуальные занятия, консультации);

- работа с педагогическим коллективом (педагогический совет «Проявление буллинга в школе и основные механизмы борьбы с ним»; педагогическое совещание «Организация работы по профилактике буллинга в подростковой среде»; лекция «Буллинг как социально-педагогическая проблема»; семинар «Насилие в школе: агрессоры и аутсайдеры»; практические занятия для классных руководителей «Феномен буллинга», «Методы предотвращения буллинга», «Ребенок с ОВЗ и почему он должен обучаться со всеми»; конкурс методических разработок, образовательных программ, сценариев внеклассных мероприятий по профилактике буллинга в подростковой среде; круглый стол «Что делать если ребенок стал жертвой школьного буллинга?»; тренинг по предотвращению насилия в школьной среде; индивидуальные занятия, консультации).

Выводы. Таким образом, в ходе реализации представленной программы, возможно достичь следующих результатов: своевременно выявить учащихся с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья; снизить уровень агрессивности у подростков к одноклассникам из числа лиц с ОВЗ за счет развития толерантности и способности к эмпатии, осознания собственной индивидуальности; сформировать и развить у учащихся умения и навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;

снизить показатели уровня проявления школьного буллинга; достичь здоровых и комфортных межличностных отношений среди все категорий учащихся.

Представленные материалы исследования могут быть использованы с целью повышение компетенций педагогических работников в вопросах выявления насилия в образовательном учреждении, его профилактики и предотвращения, установления правильных взаимоотношений с учащимися, оказания помощи в решении проблем общения школьников, подвергшихся буллингу, создания благоприятного климата в коллективе, установлении правильных взаимоотношений со сверстниками. Результаты исследования могут послужить базой для научно-практических выводов по привлечению внимания общественности к проблемам школьного буллинга к детям с ограниченными возможностями здоровья, разработке серии мероприятий и профилактических программ в рамках работы общеобразовательной школы.

Литература:

1. Бобровникова Н.С. Профилактика буллинга в образовательной среде / Н.С. Бобровникова // Молодой ученый. - 2016. - №12. - С. 759-761 [Электронный ресурс]. - URL https://moluch.ru/archive/116/31371/ (дата обращения: 17.12.2018).

2. Гребенникова О. А., Добролюбова М. И. Буллинг в образовательной среде как угроза здоровью школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - №9. - С. 13-18 [Электронный ресурс]. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470113.htm (дата обращения: 17.12.2018).

3. Зорина В.М. Деятельность школьных социальных служб в рамках инклюзивного образования / В.М. Зорина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 27. - С. 12-16 [Электронный ресурс]. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56439.htm (дата обращения: 17.12.2018).

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175495/ (дата обращения: 17.12.2018).

5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 17.12.2018).

6. Baldry A.C., Farrington D.P. Types of bullying among Italian school Children // Journal of Adolescence. -1999. - №22. - P. 423-426.

7. Boulton M., J. Underwood. Bully/victim problems among middle school Children // British Journal of Educational Psychology. - 1992. - №62. - P. 63-87.

Педагогика

УДК 37.013

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Байрамкулова Аминат Хутовна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева (г. Карачаевск)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КООРДИНАТ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ НА ПОСТРОЕНИЕ

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития мотивации к обучению, совершенствованию личных и профессиональных качеств студентов, необходимых в практической деятельности, а также анализу факторов их формирования. Определены способы воздействия на молодых людей в процессе обучения и рассмотрены возможности актуализации познавательного интереса при решении практических задач с использованием формул и свойств геометрических фигур.

Ключевые слова: учащиеся, интерес, личность, геометрия, фигура, метод, задача, мотивация, система, координата.

An^tatton. The article is devoted to the problem of developing motivation for learning, improving necessary in practical activities personal and professional qualities of students and analyzing factors of their formation. Determined ways of influencing on young people during learning process and considered possibilities of actualizing of cognitive interest in practical problems solving by using formulas and properties of geometric shapes.

Keywords: students, interest, personality, geometry, figure, method, task, motivation, system, coordinate.

Введение. На современном этапе образовательные учреждения выполняют важную функцию воспитания и развития молодого поколения. Но социально-экономическое положение в государстве позволило снизить интерес учителей и родителей к формированию устойчивых положительных черт характера, в том числе и мотивации к обучению. Применение в педагогической деятельности принципа индивидуального подхода в воспитании и обучении позволяет педагогу всесторонне узнать каждого учащегося и на основе этого развивать у них личностные качества. Используя личностный подход можно развить у учащихся познавательный интерес при решении практических задач с использованием формул и свойств геометрических фигур, сформировав при этом такой образ мышления, мотивы, интересы, чтобы появился не только интерес к изучению математики, но и любовь к ней.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить и применить сущность понятия «личностный подход».

2. Определить и применить особенности личностного подхода на уроках геометрии.

Изложение основного материала статьи. За годы преподавания на педагогическом факультете убедилась, что многие студенты плохо знают геометрию, видимо из-за того, что школьные учителя математики ослабили внимание к геометрии. Здесь, конечно, много объективных причин, и главная, на мой взгляд, консервативность в методах преподавания, по причине которой уже в младших классах математика переходит в разряд самого трудного предмета. Учащиеся обладают различным уровнем интеллектуальных способностей и индивидуальными особенностями, но любого из них можно заинтересовать, удивить решением задач и вызвать желание познать и выполнить некоторую работу самостоятельно.

Задачи на построение в математическом развитии учащихся играют большую роль. Эти задачи способствуют формированию способности конкретно представить себе ту или иную геометрическую фигуру и уметь оперировать элементами этой фигуры. Более того, последовательность основных построений,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.