Научная статья на тему 'РОЛЬ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ'

РОЛЬ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
человеческий капитал / высшее образование / студент / качество образования / образовательные технологии / модульное обучение / human capital / higher education / student / quality of education / educational technologies / modular training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котов Сергей Владимирович, Галустян Ольга Владимировна, Блохин Александр Леонидович

В статье рассматриваются методы по формированию человеческого капитала студентов в высшем образовании. Раскрываются понятия и определения «технология», «человеческий капитал» в образовании. Рассмотрены и проанализирована различные подходы и методы формирования человеческого капитала студента, с описание методик. Особое внимание уделяется модульному обучению, способствующему формированию человеческого капитала студента. Описана оригинальная технология обучения на модульной основе студентов на примере образовательной программы 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям). Представлены результаты эмпирического исследования. Результаты исследования показываю положительные результаты по формированию человеческого капитала индивидуума в процессе модульного обучения. Научная новизна заключается в исследовании образовательной сущности, формировании и совершенствовании теории человеческого капитала в системе высшего профессионального образования при профессиональной подготовке студентов. Концепция теории человеческого капитала это комплексный подход к анализу широкого спектра человеческой деятельности в свете определенного мировоззрения. Актуальность статьи заключается в рассмотрении образовательных технологий, составляющих основу формирования человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Котов Сергей Владимирович, Галустян Ольга Владимировна, Блохин Александр Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses methods for the formation of students' human capital in higher education. The concepts and definitions of "technology", "human capital" in education are revealed. Various approaches and methods of forming the student's human capital are considered and analyzed, with a description of the techniques. Special attention is paid to modular training, which contributes to the formation of the student's human capital. The original technology of teaching on a modular basis of students is described on the example of the educational program 44.03.04 Vocational training (by industry). The results of an empirical study are presented. The results of the study show positive results in the formation of an individual's human capital in the process of modular training. The scientific novelty lies in the study of the educational essence, the formation and improvement of the theory of human capital in the system of higher professional education in the professional training of students.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ»

16. Программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре как базовый инструмент укрепления кадрового потенциала российской науки / Е.В. Караваева, O.A. Костенко, В.В. Маландин, И.А. Мосичева // Высшее образование в России. - 2022. - Т. 31, № 1.-С. 9-23. -DOI 10.31992/0869-3617-2022-31-1-9-23. -EDN MCQVWK

17. Радюхин, Ю.О. Исследование тенденций развития воздушно-десантного комплекса / Ю.О. Радюхин, С.С. Кутовой // Научный резерв. - 2022. - № 3(19). - С. 49-55

18. Реализация коммуникативных факторов в развитии презентационных навыков студентов / О.И. Баранова, И.Н. Воскресенская, М.В. Ланина, Е.С. Курукалова // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. - 2022. - Т. 11, № 6.-С. 50-58. -DOI 10.12737/2587-9103-2022-11-6-50-58. - EDN WGUYCR

19. Сердюк, Н.В. Подготовка научно-педагогических кадров в адъюнктуре: поиск путей повышения эффективности / Н.В. Сердюк, Н.В. Ходякова // Академическая мысль. -2021. - № 3(16). - С. 47-51. - EDN BRPHPS

20. Ходякова, Н.В. Проблемы эффективной подготовки научных и научно-педагогических кадров в образовательной организации высшего образования МВД России / Н.В. Ходякова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2022. - № 1(93). - С. 210-216. - DOI 10.35750/2071-8284-2022-1-210-216. - EDN PRSCGY

21. Ходякова, Н.В. Подготовка молодого ученого в научной школе как педагогический феномен / Н.В. Ходякова, В.А. Ильин, А.И Митин // Международный форум молодых ученых: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Москва, 01-02 декабря 2021 года. - Москва: Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2021. - С. 225-231. - EDN GJKHPF

22. Шабанов, A.B. Применение метода когнитивного моделирования при оценке технической готовности военной автомобильной техники / A.B. Шабанов, К.А. Шевченко, А.И. Горностаев // Научный резерв. - 2023. - № 2 (22). - С. 33-38

23. Bird, S.J. Mentors, Advisors and Supervisors: Their Role in Teaching Responsible Research Conduct / S.J Bird II Science and Engineering Ethics. - 2001. №7. - P. 455-468. - URL: https://www.bu.edu/research/files/2016/09/RCR-Mentors-Advisors-and-Supervisors.pdf

24. Hadi, N.U. Role of Supervisor in the Performance of Postgraduate Research Students / N.U. Hadi, B. Muhammad II Journal ofResearch and Reflections in Education December. -2017. -No. 2, pp 178-186. -URL: http://www.ue.edu.pk/jrre

25. Research Supervisor's Handbook. - https://www.wlv.ac.uk/media/departments/office-of-the-vice-chancellor/Research-Supervisor-Handbook-(revised-Dec-2022).pdf

Педагогика

УДК 378.1

доктор политических наук, профессор Котов Сергей Владимирович

Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону);

доктор педагогических наук, профессор Галустян Ольга Владимировна

Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону);

кандидат педагогических наук, доцент Блохин Александр Леонидович

Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону)

РОЛЬ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ВЫСШЕМ

ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье рассматриваются методы по формированию человеческого капитала студентов в высшем образовании. Раскрываются понятия и определения «технология», «человеческий капитал» в образовании. Рассмотрены и проанализирована различные подходы и методы формирования человеческого капитала студента, с описание методик. Особое внимание уделяется модульному обучению, способствующему формированию человеческого капитала студента. Описана оригинальная технология обучения на модульной основе студентов на примере образовательной программы 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям). Представлены результаты эмпирического исследования. Результаты исследования показываю положительные результаты по формированию человеческого капитала индивидуума в процессе модульного обучения. Научная новизна заключается в исследовании образовательной сущности, формировании и совершенствовании теории человеческого капитала в системе высшего профессионального образования при профессиональной подготовке студентов. Концепция теории человеческого капитала - это комплексный подход к анализу широкого спектра человеческой деятельности в свете определенного мировоззрения. Актуальность статьи заключается в рассмотрении образовательных технологий, составляющих основу формирования человеческого капитала.

Ключевые слова: человеческий капитал, высшее образование, студент, качество образования, образовательные технологии, модульное обучение.

Annotation. The article discusses methods for the formation of students' human capital in higher education. The concepts and definitions of "technology", "human capital" in education are revealed. Various approaches and methods of forming the student's human capital are considered and analyzed, with a description of the techniques. Special attention is paid to modular training, which contributes to the formation of the student's human capital. The original technology of teaching on a modular basis of students is described on the example of the educational program 44.03.04 Vocational training (by industry). The results of an empirical study are presented. The results of the study show positive results in the formation of an individual's human capital in the process of modular training. The scientific novelty lies in the study of the educational essence, the formation and improvement of the theory of human capital in the system of higher professional education in the professional training of students.

Key words: human capital, higher education, student, quality of education, educational technologies, modular training.

Введение. На сегодняшний день качество специалистов, выпускаемых образовательными учреждениями высшего образования имеет высокий статус. Но с увеличением производственных процессов в стране, предпринимательской деятельности, количество специалистов в определенных сферах деятельности не хватает. Необходимость внедрения новых педагогических технологий в обучении, в том числе с формированием человеческого капитала, обусловлено современными вызовами в экономической и образовательной сфере.

В толковых словарях русского языка, определение «технология» трактуется как: С.И Ожегов - «совокупность производственных методов и процессов в определённой отрасли производства, а также научное описание способов производства» [7].

Д.Н. Ушаков - «совокупность наук, сведений о способах переработки того или иного сырья в фабрикат, в готовое изделие. Технология металлов. Химическая технология. Технология дерева. Совокупность процессов такой переработки. Несложная технология» [10].

Т.Ф. Ефремова - «1) научная дисциплина, изучающая способы переработки материалов, изготовление изделий и процессы, сопровождающие эти виды работы. Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной науки. Учебник, излагающий содержание данного учебного предмета. 2) совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве» [3].

Т.А. Жукова, «рассматривая дефиницию «технология» отмечает, что первоначально данное понятие использовали в системе технического знания для обозначения научной дисциплины или совокупности сведений о различных способах обработки сырья, изделий в сфере общественного производства, и только в последствии термин «технология» получило широкое распространение и в других сферах общественной жизни: политической, экономической, социальной, педагогической» [4].

Изучая литературу, мы определили, что термин «технология» в новом его понятии ввел В.П. Беспалько. Он с учетом современных вызовов проанализировал и рассмотрел новое определение «технология» и её организацию обучения в нашей стране.

«В.П. Беспалько сформулировал понятие педагогической технологии как систематичное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса, показывая технологию, как педагогический проект, основанный на практике» [1].

Рассматриваемые нами ученые внедряли в технологии модульное обучение, смыслом которого являются компетенции, направленные на формирование человеческого капитала.

Изложение основного материала статьи. Модульное обучение, дает обучающемуся заниматься по индивидуальной траектории, при этом преподаватель может менять или дополнять материал не теряя основной цели и логики. Для обучающегося модульное обучение дает возможность повысить свои компетенции с учетом современных вызовов и тенденций развития экономики страны. Особенно модульное обучение эффективно в практико-ориентированном обучении.

Некоторые ученые, например Б.Ф. Скиннер, отрицает использование технологий и рекомендует организовывать образовательный процесс на основе практики или опыта. Теоретическая практика, по его мнению, ведет к потере времени [8].

«Использование модульных технологий в учебном процессе считается одним из самых перспективных направлений модернизации системы образования» [9]. Сегодня модульное обучение в высшем образовании рассматривается, как одна из опережающих технологий в образовании. «Главной идеей модульного обучения было поэтапное формирование умственных действий, а подход кибернетики обогатил модульное обучение концепцией гибкого управления учебной деятельностью студентов, ведущей к самостоятельности» [5]. В отечественном образовании изучение и разработка модульного обучения наиболее полно проводились Л.В. Загрековой, В.А. Рыжовым, П.А Юцевичене и др.

Обучение на модульной основе представляет из себя законченный комплекс, состоящий из информационных блоков, которые осваиваются в соответствии с учебной целью. В современном мире, сегодня, не достаточно обладать только знаниями специалиста, сегодня нужен человек разносторонний, быстро адаптирующийся к современным реалиям, то есть человек обладающий высоким человеческим капиталом. Становление человеческого капитала формируется уже с дошкольного образования, с последующим его накоплением на разных уровнях образования. Происходит непрерывное обучение в течение всей жизни.

Формирование человеческого капитала в образовании, необходимо для экономического и социального развития государства и общества в целом, а также развитием навыков и важным фактором в производственной деятельности. Определено, что образование создает более компетентных граждан и помогает повысить общий уровень жизни в обществе.

Наиболее интенсивно и продуктивно накопление человеческого капитала происходит в высшем образовании, когда в студенте закладывается его потенциал. На накопления человеческого капитала в высшем образовании влияют многие факторы: образовательная среда, атмосфера вуза, материальное и техническое оснащение. Одну из важных составляющих в накоплении человеческого капитала играют образовательные технологии и технологии обучения на модульной основе, на наш взгляд они являются одними из эффективными.

Рассматривая понятие «человеческий капитал» в современном мире мы можем определить как совокупность знаний, навыков и других личностных характеристик, воплощенных в людях, которые помогают им быть продуктивными. Получение формального образования, а также неформального обучения, опыт работы без отрыва от производства - все это представляет собой человеческий капитал.

В статье Т. Шульца подчеркивается роль образования в развитии человеческого капитала [11]. Дж. Уинтерс позже определил это в работах выдающегося исследователя А. Маршалла, который подчеркивали важность навыков и знаний как важного инструмента экономического развития. Беккер, со своей стороны, показал, как концепция инвестиций в человеческий капитал может повлиять на будущие реальные доходы посредством привития людям ресурсов знаний, таких как качественное образование.

На сегодняшний день актуальные исследования формирования человеческого капитала в образовании проводиться в Индии - Бусе С., Херстатт К., Тивари Р. [2], в Китае - Лю Е., Фу Ю [6], большое внимание сегодня уделяется формированию человеческого капитала в Африке, в таких странах как ЮАР, Сенегал, Уганда и др.

В России нами выявлены следующие основные направления (подходы) исследования по данной проблеме, которые рассматриваются следующими учеными: С.А. Дятлов, Р.И. Капелюшников, Ю.А. Корчагин, С. Кузнец, В.П. Щетинин, О.В. Красина, П.А. Крутий, ПК Зангиева, А.Л. Журавлев, И.Н. Семенов, Н. Тран, Д.В. Ушаков и др.

Научная проблема в исследовании формирования человеческого капитала в образовании заключается в том, какова структура человеческого капитала, каковы концептуальные основы, закономерности и принципы, технология эффективного формирования человеческого капитала на вузовском этапе профессиогенеза, а также как объективно и комплексно оценить человеческий капитал и его динамику за период обучения в вузе.

Образование является ключевым элементом теории человеческого капитала, поскольку оно рассматривается как основное средство развития знаний и, таким образом, является способом количественной оценки качества рабочей силы.

Модульная технология обучения предоставляет студентам возможность изменять содержание модуля в соответствии с их потребностями, что даёт рывок в формировании человеческого капитала.

Уровневая дифференциация оценивания формировании человеческого капитала, есть основная часть модульного обучения. Идея уровневой дифференциации имеет давние корни как в российской, так и зарубежной педагогике.

Технология уровневой дифференциации предусматривает разделение оценочных заданий на разные уровни сложности. Согласно исследованиям Самюэля Блума, существуют талантливые обучающиеся, способные быстро усваивать материал, обычные ученики, требующие определенного времени для овладения знаниями и малоспособные обучающиеся, которым трудно достичь заданного уровня даже с применением больших усилий.

Таким образом, модульная технология обучения с уровневой дифференциацией оценивания способствует гибкому и индивидуальному образованию, а также развивает способности студентов и повышает их мотивацию к обучению.

Модульный подход в обучении удовлетворяет потребности творческой личности в образовательной деятельности, предоставляя возможность получить различные знания и специализации, реагировать на рыночные требования и индивидуализировать процесс обучения.

Усиливается мотивация обучения, благодаря модульной структуре, которая заинтересовывает студентов в получении информации и активном участии в учебном процессе.

Таким образом, модульная технология компетентностного подхода вносит существенные изменения в организацию образовательного процесса, способствуя повышению качества профессиональной подготовки студентов.

Для подтверждения рассматриваемой концепции, нами проведены эмпирические исследования, задача которых состояла в повышении человеческого капитала обучающего на основе модульного обучения, развития компетенций в процессе изучения конкретного модуля (производственно-логистического).

Цели освоения модуля: формирование у обучающихся системного представления о практической деятельности в области Технологии транспортно-логистических процессов в образовательных учреждениях различного типа и вида. Задачи: дать систему основополагающих теоретических знаний и положений в части логистического и технического сервиса и производственного менеджмента, привитие навыков применения теоретических знаний к решению практических задач, применительно к деятельности специалиста в области технологии транспортно-логистических процессов.

Рассматриваемый модуль «Производственно-логистический» направлен на развитие у обучающихся системного представления о практической деятельности в области технологии транспортно-логистических процессов в образовательных учреждениях профессионального образования.

Модульная образовательная программа разработана кафедрой технологии и профессионально-педагогического образования Академии психологии и педагогики ЮФУ, согласно основным концепциям формирования человеческого капитала студента, на основе модульной технологии изучения предметов. Модульная образовательная программа 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) представляет собой набор модулей направленных на овладение обучаемыми компетенций, необходимых для присвоения квалификации на основе международных стандартов, в том числе с учетом имеющихся передовых исследований в области педагогической технологии.

Можно выделить следующие подходы к проектированию модульных образовательных программ.

- компетентностный подход;

- личностно-ориентированный подход;

- модульная структура программы;

- кредитный расчет учебной нагрузки обучающихся.

Компетенции должны лежать в основе формирования образовательных программ. Следует отметить общемировое понимание термина «модуль» не существует. Модулем считается группа или совокупность учебных блоков, ограниченных по времени, закрытых методически или по содержанию, подлежащему изучению;

- образовательная единица, целенаправленно формируемая в одном или нескольких дисциплин;

- связь учебных блоков, согласованных между собой по содержанию;

- функциональная единица, связанная с индивидуальной образовательной траекторией обучающегося;

- дидактическая единица, предназначенная для соединения профессиональных компетенций, приобретенных студентом для профессиональной деятельности;

- изолированные учебные единицы, но в то же время логически связанные между собой и направлены на приобретение определенных профессиональных навыков и компетенции.

Согласно принципам педагогической технологии и методологии модуль является логически законченной частью образовательных программ, представленная совокупностью всех видов обучения, подготовленных и отвечает за формирование определенной компетенции или группы связанных компетенций, необходимых для присвоения определенной квалификации (или) академической степени.

Выводы Обучение на модульной основе в Академии психологии и педагогики введено несколько лет назад. Анализ качества образования при обучении на модульной основе показал увеличение положительных результатов во время экзаменационной сессии по сравнению с традиционным обучением проводившимся несколько лет назад на 20%. Данные показатели получены благодаря тому, что обучающийся может выбрать дополнительно дополнительные курсы, выбрав модули из разных предметных областей. Например, если обучающийся изучает логистику, на первый год он может выбрать один модуль по транспортной логистике, один модуль по «Прогрессивной технологии транспортно-логистических процессов» и один модуль по логистическому сервису.

Если обучающийся интересуется более чем одним предметом, он может изучить их комбинацию в рамках своего курса. Обучающийся может решить для себя, сколько времени он хотел бы потратить на каждый модуль.

Литература:

1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько // Педагогика. - 1989. - 192 с.

2. Бусе, С. Национальная инновационная система Индии: ключевые элементы и корпоративные перспективы / С. Бусе, С. Херстатт, Р. Тивари // TIM/TUHH. - 2008. - № 1.

3. Ефремова, Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка: в 3 т. / Т.Ф. Ефремова. - Москва: ACT: Астрель. 2006.

4. Жукова, Т.А. Технология обучения как условие повышения качества подготовки специалистов в системе университетского образования / Т.А. Жукова // Инновации в образовании. - 2007. - № 11. - С. 107-111

5. Левитес, Д.Г. Автодидактика: теория и практика конструирования собственных технологий обучения: учеб. пособие / Д.Г. Левитес. -М.: Моск. психол. -социал. ин-т. 2003. -320 с.

6. Лю, Е. Человеческий капитал в Китае в инновационной экономике / Е Лю, Ю Фу // Система знаний: процессы развития современной научной мысли. - Казань. -2021. - С. 7-11

7. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Мир и Образование, 2014. - 1376 с.

8. Скиннер, Б.Ф. Наука об обучении и искусство обучения / Б.Ф. Скиннер // Теории учения: хрестоматия. - 1998. -С. 103-109

9. Таканова, О.В. Роль информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку / О.В. Таканова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-2. - С. 259-263

10. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков. - М.: Аделант, 2014. - 800 с.

11. Шульц, Т. Формирование капитала с помощью образования / Т. Шульц // Журнал политической экономии. - 1960. -Т. 68. - №6. - С. 571-583

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.