Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ: НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО ИЛИ НАСТАВНИЧЕСТВО?'

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ: НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО ИЛИ НАСТАВНИЧЕСТВО? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кадры высшей квалификации / научное руководство / наставничество / аспирантура / адъюнктура / научные и научно-педагогические кадры / highly qualified personnel / scientific leadership / mentoring / postgraduate studies / adjunct studies / scientific and scientific-pedagogical personnel

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костикова Лидия Петровна, Ольков Андрей Сергеевич, Федотова Оксана Сергеевна

Статья посвящена анализу проблем подготовки кадров высшей квалификации, что обусловлено необходимостью повышения авторитета страны на международной арене, обеспечения технологической независимости, суверенитета и высокой обороноспособности. Называются причины недостаточно эффективной работы аспирантуры (адъюнктуры), среди которых низкий уровень подготовки поступающих, недостаточно эффективное научное руководство, методологические просчёты, которые могли бы быть устранены при обсуждении диссертаций «на местах». Показано, что в условиях освоения новой модели аспирантуры (адъюнктуры) с 2022 г. происходит переход с образовательного формата на научный, вместе с тем возрастает роль научного руководителя в подготовке научных и научно-педагогических кадров. Определено, что научные руководители неизменно выполняют роль наставника, что является залогом успешной работы молодого учёного. Научные руководители способствуют повышению публикационной активности аспирантов (адъюнктов), обучают их основам академической грамотности, методам ведения научного исследования, оказывают моральную и психологическую поддержку. Преемственность магистратуры и аспирантуры проявляется в создании бесшовных образовательных траекторий. Организационная и научно-методическая поддержка вуза улучшают взаимодействие научного руководителя и аспиранта (адъюнкта). Выполнение исследования в рамках научной школы способствует развитию и научной школы, и более успешной работе соискателя над своим исследованием. В работе подчёркивается значимость взаимодействия членов экспертных советов ВАК с диссертационными советами и с научными руководителями в формате вэбинаров, онлайн семинаров, посредством публикаций статей в ведущих научных журналах. Авторы приходят к выводу о том, что для успешной подготовки кадров высшей квалификации необходимо гармонично сочетать как научное руководство, так и наставничество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костикова Лидия Петровна, Ольков Андрей Сергеевич, Федотова Оксана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the analysis of the problems oftraining highly qualified personnel, which is due to the need to increase the country's authority in the international arena, to ensure technological independence, sovereignty and high defence capability. The reasons for the insufficiently effective work of the graduate school (adjunct) are called, among which the low level of training of applicants, insufficiently effective scientific leadership, methodological miscalculations that could be eliminated when discussing dissertations "on the ground". It is shown that in the conditions of mastering a new model of postgraduate studies (adjunct studies) from 2022 there is a transition from an educational format to a scientific one, at the same time, the role of a scientific supervisor in the training of scientific and scientific-pedagogical personnel is increasing. It is determined that scientific supervisors invariably perform the role of a mentor, which is the key to the successful work of a young scientist. Scientific supervisors contribute to increasing the publication activity of graduate students (adjuncts), teach them the basics of academic literacy, methods of conducting scientific research, provide moral and psychological support. The continuity of master's and postgraduate studies is manifested in the creation of seamless educational trajectories. Organizational and scientific and methodological support of the university improve the interaction of the supervisor and the graduate student (associate). The implementation of research within the framework of a scientific school contributes to the development of both the scientific school and the more successful work of the applicant on his research. The paper emphasizes the importance of interaction of members of the expert councils of the Higher Attestation Commission with dissertation councils and with scientific supervisors in the format of webinars, online seminars, through the publication of articles in leading scientific journals. The authors come to the conclusion that for the successful training of highly qualified personnel, it is necessary to harmoniously combine both scientific guidance and mentoring.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ: НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО ИЛИ НАСТАВНИЧЕСТВО?»

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Костикова Лидия Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина» (г. Рязань); Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное ордена Суворова дважды Краснознаменное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова» Министерства обороны Российской Федерации (г. Рязань); кандидат военных наук, начальник отдела организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров Ольков Андрей Сергеевич Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное ордена Суворова дважды Краснознаменное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова» Министерства обороны Российской Федерации (г. Рязань); доктор филологических наук, доцент Федотова Оксана Сергеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина» (г. Рязань)

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ: НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО ИЛИ НАСТАВНИЧЕСТВО?

Аннотация. Статья посвящена анализу проблем подготовки кадров высшей квалификации, что обусловлено необходимостью повышения авторитета страны на международной арене, обеспечения технологической независимости, суверенитета и высокой обороноспособности. Называются причины недостаточно эффективной работы аспирантуры (адъюнктуры), среди которых низкий уровень подготовки поступающих, недостаточно эффективное научное руководство, методологические просчёты, которые могли бы быть устранены при обсуждении диссертаций «на местах». Показано, что в условиях освоения новой модели аспирантуры (адъюнктуры) с 2022 г. происходит переход с образовательного формата на научный, вместе с тем возрастает роль научного руководителя в подготовке научных и научно-педагогических кадров. Определено, что научные руководители неизменно выполняют роль наставника, что является залогом успешной работы молодого учёного. Научные руководители способствуют повышению публикационной активности аспирантов (адъюнктов), обучают их основам академической грамотности, методам ведения научного исследования, оказывают моральную и психологическую поддержку. Преемственность магистратуры и аспирантуры проявляется в создании бесшовных образовательных траекторий. Организационная и научно-методическая поддержка вуза улучшают взаимодействие научного руководителя и аспиранта (адъюнкта). Выполнение исследования в рамках научной школы способствует развитию и научной школы, и более успешной работе соискателя над своим исследованием. В работе подчёркивается значимость взаимодействия членов экспертных советов ВАК с диссертационными советами и с научными руководителями в формате вэбинаров, онлайн семинаров, посредством публикаций статей в ведущих научных журналах. Авторы приходят к выводу о том, что для успешной подготовки кадров высшей квалификации необходимо гармонично сочетать как научное руководство, так и наставничество.

Ключевые слова: кадры высшей квалификации, научное руководство, наставничество, аспирантура, адъюнктура, научные и научно-педагогические кадры.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the problems oftraining highly qualified personnel, which is due to the need to increase the country's authority in the international arena, to ensure technological independence, sovereignty and high defence capability. The reasons for the insufficiently effective work of the graduate school (adjunct) are called, among which the low level of training of applicants, insufficiently effective scientific leadership, methodological miscalculations that could be eliminated when discussing dissertations "on the ground". It is shown that in the conditions of mastering a new model of postgraduate studies (adjunct studies) from 2022 there is a transition from an educational format to a scientific one, at the same time, the role of a scientific supervisor in the training of scientific and scientific-pedagogical personnel is increasing. It is determined that scientific supervisors invariably perform the role ofa mentor, which is the key to the successful work of a young scientist. Scientific supervisors contribute to increasing the publication activity of graduate students (adjuncts), teach them the basics of academic literacy, methods of conducting scientific research, provide moral and psychological support. The continuity of master's and postgraduate studies is manifested in the creation of seamless educational trajectories. Organizational and scientific and methodological support of the university improve the interaction of the supervisor and the graduate student (associate). The implementation of research within the framework of a scientific school contributes to the development of both the scientific school and the more successful work of the applicant on his research. The paper emphasizes the importance of interaction of members of the expert councils of the Higher Attestation Commission with dissertation councils and with scientific supervisors in the format of webinars, online seminars, through the publication of articles in leading scientific journals. The authors come to the conclusion that for the successful training of highly qualified personnel, it is necessary to harmoniously combine both scientific guidance and mentoring.

Key words: highly qualified personnel, scientific leadership, mentoring, postgraduate studies, adjunct studies, scientific and scientific-pedagogical personnel.

Введение. В десятилетие науки и технологий в России идёт активное формирование интеллектуального потенциала нации за счет подготовки молодых учёных, способных к инновационному прорыву в различных областях науки, техники и гуманитарного знания. Научные достижения обеспечивают авторитет страны на международной арене, технологическую независимость и безопасность. Перед российскими вузами стоят, как никогда прежде остро, задачи обеспечения суверенитета и высокой обороноспособности страны [1].

К сожалению, в большинстве вузов наблюдается недостаточная результативность работы аспирантуры (адъюнктуры), которая проявляется в том, что далеко не все выпускники могут защитить своё исследование в диссертационном совете вовремя, и даже после завершения обучения, спустя годы, некоторые работы остаются незавершёнными.

С целью исправления ситуации в настоящее время реализуется переход на подготовку по федеральным государственным требованиям (ФГТ) [2], которые не содержат каких-либо жёстких инструкций и дают больше возможностей для научно-исследовательской деятельности обучающихся. Многие эксперты видят положительные тенденции в этом процессе и считают, что происходит долгожданное смещение акцента с образовательного формата на научный [16]. Проводимые изменения могут способствовать устранению дисбаланса времени аспирантов (адъюнктов) на обучение и исследовательскую работу, недостаточность их методологической подготовки и др. Среди причин

неэффективности аспирантур (адъюнктур) Н.В. Ходякова называет «несоответствие систем государственной научной аттестации и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, низкое качество набора в аспирантуру и низкое качество научного руководства» [20, С. 215]. Очевидно, что от работы научного руководителя зависит очень многое.

Как в гражданских, так и военных вузах одним из значимых факторов, определяющих высокую эффективность подготовки аспирантов (адъюнктов), по мнению Н. Н. Меняйленко, является высокий уровень личной ответственности научных руководителей [11, С. 124]. Для военных вузов необходимо учитывать принцип персональной ответственности за результат подготовки соискателя (адъюнкта) и развивать систему поощрения наиболее эффективных научных руководителей по результатам защит диссертаций.

Члены экспертного совета ВАК Е.Б. Весна и В.В. Сериков отмечают, что многие методологические просчёты могли бы быть замечены и устранены на уровне выпускающих кафедр, лабораторий и диссертационных советов. «Отсюда и ещё одно пожелание: повысить эффективность экспертизы диссертаций «на местах», чему может способствовать повышение внимания к институту научных руководителей, к методологической культуре той профессиональной среды, в которой готовятся диссертации» [4, С. 76].

Несмотря на то, что вопросы подготовки кадров высшей квалификации широко обсуждаются в научной литературе, роль научного руководителя, наставника молодого учёного изучена недостаточно.

Цель статьи - выявить возможные пути повышения эффективности научного руководства в аспирантуре (адъюнктуре).

Изложение основного материала статьи. В год педагога и наставника анализ деятельности научного руководителя в качестве наставника становится особенно актуальным. Важно, чтобы и научный руководитель, и обучающийся хорошо понимали свои задачи и сферу ответственности. Высокое качество научного руководства определяет успех обучения в аспирантуре (адъюнктуре) [24, С. 178].

Во ФГОС ВО речь идёт только об общих требованиях к квалификации научного руководителя [3]. Предполагается, что, конкретные виды работы и их содержание определяет сам научный руководитель, помогая своему подопечному в определении актуальной и интересной проблемы, в структурировании и разработке плана диссертации, в выборе методов исследования, в анализе данных, литературном обзоре. Кроме того, научный руководитель выявляет проблемы и находит пути их решения, следит за прогрессом исследования, контролирует и способствует грамотному своевременному его осуществлению.

Значительное внимание уделяется публикационной активности, являющейся одним из важнейших критериев эффективности автора [15]. Соискатель регистрируется в e-library, знакомится с понятиями Импакт фактор, процентиль, DOI (digital object identifier); изучает возможности использования баз данных РИНЦ, ядра РИНЦ и др. [8]; учится понимать особенности категоризации журналов из перечня ВАК (Kl, К2 и К3)[4]. «Публикации являются одним из факторов, -справедливо подчёркивает Е.В. Воевода, - затрудняющих завершение диссертационного исследования в срок» [5, С. 39].

Молодые учёные учатся структурировать текст статьи по правилам IMRaD, используют различные ресурсы, знакомятся с правилами составления аннотации, выделения ключевых слов, оформления списка литературы [9, С. 47].

Особенного внимания требует академическое письмо на английском языке, который в настоящее время является языком международного научного общения. Аспиранту (адъюнкту) необходимо сделать обзор зарубежных научных публикаций по теме исследования, которые представлены в международных базах данных преимущественно на английском языке. Участие в международных конференциях ориентировано на англоязычные доклады. Написание аннотации и выделение ключевых слов на английском языке является обязательным требованием всех журналов, входящих в Перечень ВАК России [6]. Подчеркнём, важным аспектом работы научного руководителя является развитие презентационных навыков аспирантов (адъюнктов) [18], необходимых для представления научных исследований на научно-практических конференциях, семинарах и симпозиумах, для защиты своей работы в диссертационном совете.

Кроме того, овладение понятийно-терминологическим аппаратом науки является важным условием успешного выполнения исследовательской работы [14]. При обучении терминологической точности начинающие учёные овладевают системными связями между терминами, относящимися к базисным категориям науки, обучаются работе со словарями терминов [7]. Подчеркнём, что создание научного текста в гуманитарных науках имеет свою специфику, выражающуюся использованием эмоциональных языковых средств, связанных с эмоциональным значением текста [10].

Поскольку поступление в аспирантуру происходит, как правило, после получения магистерской степени, то преемственность обучения в магистратуре и аспирантуре способствует подготовке аспирантов к исследовательской деятельности еще на предыдущей ступени высшего образования. В большинстве случаев выпускники магистратуры имеют определённый научный задел, включая опубликованные научные статьи и опыт выступления на студенческих научно-практических конференциях. Освоение дисциплин «Методология и методы научного исследования», «Современные проблемы науки и образования», «Теория аргументации в исследовательской деятельности» и др. обеспечивает начало формирования научного кругозора и методологической грамотности молодых учёных, что создаёт основу для дальнейшего развития важнейших компетенций. По этой причине возникают вопросы создания бесшовных образовательных траекторий и моделей, в рамках которых в некоторых вузах оформляются интегрированные программы магистратуры и аспирантуры [1,С. 152].

Научный руководитель, несомненно, проявляет качества наставника. Он может делиться своим опытом, помогать решать сложные вопросы и преодолевать трудности, давая советы и оказывая поддержку в профессиональном и личном развитии. Не каждый человек является хорошим наставником от природы, утверждает С. Дж. Бёрд (S.J. Bird), но каждый может стать хорошим наставником при желании и в результате определённой подготовки. Важное значение имеют такие характеристики, как опыт, понимание стоящих задач, энтузиазм и позитивное отношение к предстоящей работе; чувство юмора, способность доходчиво объяснять деликатные вещи; способность задавать вопросы и умение выслушивать ответы на вопросы. Безусловно, необходима высокая требовательность к себе, к коллегам и обучаемому, желание посвящать своё время наставничеству, принятие разнообразных перспектив в дальнейшей деятельности [23, С. 461].

Наставничество реализуется также в подготовке курсантов военных вузов. В дальнейшем с целью формирования кадрового резерва в некоторых военных вузах успешно применяется сопровождение выпускников, обладающих склонностью к научной работе, на всех этапах их служебной деятельности - начиная от первой офицерской должности и заканчивая поступлением в адъюнктуру. Научный руководитель в данном случае является наставником будущего соискателя не только как ученый, но и старший товарищ, имеющий богатый жизненный опыт и опыт служебной деятельности.

Нужна организационная поддержка взаимодействия научного руководителя и аспиранта (адъюнкта). У научного руководителя нередко возникает дефицит времени для встречи с обучающимся. Если бы консультации, проводимые научным руководителем, были указаны в расписании, они были бы систематичными, результаты работы могли бы обсуждаться регулярно и планомерно. Возможно также составление графика консультаций, который определяет день и время консультаций в соответствии с нагрузкой научного руководителя. Вовлечённость научного руководителя в процесс

научного сотворчества, всесторонняя помощь наряду с повышением требовательности являются важными условиями повышения эффективности подготовки кадров высшей квалификации [19, С. 49].

Наибольшим потенциалом обладает научно-образовательная среда в рамках научной школы. Молодой учёный вовлекается в работу школы и всего коллектива, участвует в круглых столах, научно-практических конференциях и др. [21]. Так, например, в РВВДКУ осуществляются актуальные исследования под руководством В.Ф. Васильченкова по теме «Управляемость военных и боевых колесных и гусеничных машин» [3; 22], С.С. Кутового по теме «Функциональные тренажеры дискретной деятельности военных специалистов» [17; 12] и др. Многие научные школы в гражданских и военных вузах разрабатывают собственные пособия, раскрывающие основы научных исследований [2; 13; 25]. Подчеркнём, что учебные пособия должны своевременно обновляться.

В последнее время стали появляться в вузах различные формы научного со-руководства. Некоторые диссертационные советы контролируют и консультируют соискателей на протяжении всего периода времени. Такое сотрудничество позволяет своевременно вносить коррективы в исследовательский процесс и снимает лишние вопросы при защите.

Высокой эффективностью характеризуются вэбинары для членов диссертационных советов и научных руководителей, которые организуют члены экспертных советов ВАК. Ведущие журналы публикуют статьи экспертов ВАК, в которых содержится подробный анализ положительных сторон и недостатков диссертаций, который поступают на рассмотрение в ВАК. Несомненно, необходимо взаимодействие членов научного сообщества на различных уровнях. Представляется, что наставничество, своевременное информирование и разъяснительная работа могут значительно повысить качество и эффективность результатов научной работы.

Выводы. Таким образом, как показало исследование, научный руководитель выполняет и функции наставника. Наставничество - предполагает как личное, так и научное взаимодействие. Деятельность научного руководителя в качестве наставника, безусловно, важна для психолого-педагогического сопровождения аспиранта (адъюнкта) на всех этапах обучения и является одним из важнейших факторов, влияющих на успешное завершение научного исследования. Кроме того, научное сообщество в целом несет ответственность за поддержку и наставничество молодых учёных. Значительную роль в этом играют научные школы, разработка научно-методических пособий по подготовке диссертации, консультирование членов диссертационных советов и научных руководителей экспертами ВАК в рамках вэбинаров и онлайн семинаров.

Литература:

1. Актуальные проблемы модернизации третьей ступени высшего образования и практики реформирования / П.И. Касаткин, М.И. Иноземцев, Е.А. Антюхова, A.A. Макарова // Высшее образование в России. - 2022. - Т. 31, № 1. -С. 141-158. -DOI 10.31992/0869-3617-2022-31-1-141-158.-EDNYEBPKE

2. Байкова, Л.А. Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления: Учебное пособие / Л.А. Байкова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 122 с. -EDNZQKHDK

3. Васильченков, В.Ф. Исследования реакций автомобиля на поворот рулевого колеса в экстремальных условиях вождения / В.Ф. Васильченков, A.B. Калыгин // Научный резерв. - 2023. - № 2 (22). - С. 39-48

4. Весна, Е.Б. Диссертационные исследования по педагогике: состояние, проблемы, ресурсы / Е.Б. Весна,

B.В. Сериков // Высшее образование в России. - 2023. - Т. 32. -No 7. - С. 67-77. - DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-7-67-77

5. Воевода, Е.В. Аттестация научно-педагогических кадров: новые модели / Е.В. Воевода // Языковой дискурс в социальной практике: Материалы Международной научно-практической конференции, Тверь, 02-03 апреля 2021 года. -Тверь: Тверской государственный университет, 2021. - С. 37-41. - EDN YKTYIJ

6. Воевода, Е.В. Преподавание английского языка в аспирантуре: новые вызовы и новая мотивация / Е.В. Воевода // Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам = М1жкультурная камушкацыя i прафесшна арыентаванае навучанне замежным мовам: Материалы XIV Международной научной конференции, посвященной 99-летию образования Белорусского государственного университета, Минск, 29 октября 2020 года / Редкол.: В.Г. Шадурский (гл. ред.) [и др.]. - Минск: БГУ, 2020. - С. 91-95. - EDN CQEUJL

7. Дейкина, А.Д. Обучение терминологической точности как качеству профессиональной коммуникации / А.Д. Дейкина, Е. И. Цуканова // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. - 2021. - Т. 10, № 4. - С. 49-53. -DOI 10.12737/2587-9103-2021-10-4-49-53. - EDNJBZOAZ

8. Костикова, Л.П. Профессиональная языковая подготовка адъюнктов военного вуза: формирование научного дискурса / Л.П. Костикова, Е.С. Чернявская, Ю.И Балаховская // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. - 2019. - Т. 8, № 4. - С. 60-64. - DOI 10.12737/article_5d4d7422dc5876.69651004. - EDN UGVOHK

9. Костикова, Л.П. Формирование академической грамотности будущих специалистов: междисциплинарная интеграция / Л.П. Костикова, Е.С. Чернявская, A.C. Ольков // Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам: Материалы XVI Международной научной конференции, посвященной 101-й годовщине образования Белорусского государственного университета, Минск, 27 октября 2022 года. - Минск: БГУ, 2022. - С. 44-48. - EDN BQAKZV

10. Кремер, Н.Ю. Специфика интерпретации научного текста в гуманитарном познании мира / И.Ю. Кремер, Е.А. Калашникова // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. - 2021. - Т. 10, № 2. -

C. 22-27. - DOI 10.12737/2587-9103-2021-10-2-22-27. -EDNHBAETZ

11. Миняйленко, H.H. Роль научного руководителя в системе дистанционного обучения адъюнктуры военного вуза / H.H. Миняйленко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 11(141). - С. 123-129. -EDN XCINRV

12. Мордакин, Б.Ю. Исследование тенденций развития беспарашютного десантирования и тренажерной базы по беспарашютному десантированию / Б.Ю. Мордакин, A.C. Першин, Е.Р. Бобровникова // Научный резерв. - 2023. - № 1 (21). -С. 47-53

13. Основы военно-научных исследований : учебник / И.В. Лютиков, E.H. Гарин, C.B. Верховец [и др.]; Сибирский федеральный университет, Военно-инженерный институт. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2017.-322 с.

14. Переверткина, М.С. Овладение понятийно-терминологическим аппаратом как основа подготовки будущих учителей иностранных языков к профессиональной коммуникации / М.С. Переверткина, A.A. Коренев, Ю.А. Гущина // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. - 2022. - Т. 11, № 6. - С. 40-49. - DOI 10.12737/2587-9103-2022-11-6-40-49. - EDN GTUBTD

15. Показатели эффективности научной деятельности научно-педагогических работников военных вузов / Д.А. Филиппов, В.Ю. Гумелев, В.Н. Жеглов, C.B. Слепухина // Научный резерв. - 2022. - № 1(17). - С. 95-104. - EDN FHJWZQ

16. Программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре как базовый инструмент укрепления кадрового потенциала российской науки / Е.В. Караваева, O.A. Костенко, В.В. Маландин, И.А. Мосичева // Высшее образование в России. - 2022. - Т. 31, № 1.-С. 9-23. -DOI 10.31992/0869-3617-2022-31-1-9-23. -EDN MCQVWK

17. Радюхин, Ю.О. Исследование тенденций развития воздушно-десантного комплекса / Ю.О. Радюхин, С.С. Кутовой // Научный резерв. - 2022. - № 3(19). - С. 49-55

18. Реализация коммуникативных факторов в развитии презентационных навыков студентов / О.И. Баранова, И.Н. Воскресенская, М.В. Ланина, Е.С. Курукалова // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. - 2022. - Т. 11, № 6.-С. 50-58. -DOI 10.12737/2587-9103-2022-11-6-50-58. - EDN WGUYCR

19. Сердюк, Н.В. Подготовка научно-педагогических кадров в адъюнктуре: поиск путей повышения эффективности / Н.В. Сердюк, Н.В. Ходякова // Академическая мысль. -2021. - № 3(16). - С. 47-51. - EDN BRPHPS

20. Ходякова, Н.В. Проблемы эффективной подготовки научных и научно-педагогических кадров в образовательной организации высшего образования МВД России / Н.В. Ходякова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2022. - № 1(93). - С. 210-216. - DOI 10.35750/2071-8284-2022-1-210-216. - EDN PRSCGY

21. Ходякова, Н.В. Подготовка молодого ученого в научной школе как педагогический феномен / Н.В. Ходякова, В.А. Ильин, А.И Митин // Международный форум молодых ученых: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Москва, 01-02 декабря 2021 года. - Москва: Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2021. - С. 225-231. - EDN GJKHPF

22. Шабанов, A.B. Применение метода когнитивного моделирования при оценке технической готовности военной автомобильной техники / A.B. Шабанов, К.А. Шевченко, А.И. Горностаев // Научный резерв. - 2023. - № 2 (22). - С. 33-38

23. Bird, S.J. Mentors, Advisors and Supervisors: Their Role in Teaching Responsible Research Conduct / S.J Bird II Science and Engineering Ethics. - 2001. №7. - P. 455-468. - URL: https://www.bu.edu/research/files/2016/09/RCR-Mentors-Advisors-and-Supervisors.pdf

24. Hadi, N.U. Role of Supervisor in the Performance of Postgraduate Research Students / N.U. Hadi, B. Muhammad II Journal ofResearch and Reflections in Education December. -2017. -No. 2, pp 178-186. -URL: http://www.ue.edu.pk/jrre

25. Research Supervisor's Handbook. - https://www.wlv.ac.uk/media/departments/office-of-the-vice-chancellor/Research-Supervisor-Handbook-(revised-Dec-2022).pdf

Педагогика

УДК 378.1

доктор политических наук, профессор Котов Сергей Владимирович

Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону);

доктор педагогических наук, профессор Галустян Ольга Владимировна

Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону);

кандидат педагогических наук, доцент Блохин Александр Леонидович

Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону)

РОЛЬ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ВЫСШЕМ

ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье рассматриваются методы по формированию человеческого капитала студентов в высшем образовании. Раскрываются понятия и определения «технология», «человеческий капитал» в образовании. Рассмотрены и проанализирована различные подходы и методы формирования человеческого капитала студента, с описание методик. Особое внимание уделяется модульному обучению, способствующему формированию человеческого капитала студента. Описана оригинальная технология обучения на модульной основе студентов на примере образовательной программы 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям). Представлены результаты эмпирического исследования. Результаты исследования показываю положительные результаты по формированию человеческого капитала индивидуума в процессе модульного обучения. Научная новизна заключается в исследовании образовательной сущности, формировании и совершенствовании теории человеческого капитала в системе высшего профессионального образования при профессиональной подготовке студентов. Концепция теории человеческого капитала - это комплексный подход к анализу широкого спектра человеческой деятельности в свете определенного мировоззрения. Актуальность статьи заключается в рассмотрении образовательных технологий, составляющих основу формирования человеческого капитала.

Ключевые слова: человеческий капитал, высшее образование, студент, качество образования, образовательные технологии, модульное обучение.

Annotation. The article discusses methods for the formation of students' human capital in higher education. The concepts and definitions of "technology", "human capital" in education are revealed. Various approaches and methods of forming the student's human capital are considered and analyzed, with a description of the techniques. Special attention is paid to modular training, which contributes to the formation of the student's human capital. The original technology of teaching on a modular basis of students is described on the example of the educational program 44.03.04 Vocational training (by industry). The results of an empirical study are presented. The results of the study show positive results in the formation of an individual's human capital in the process of modular training. The scientific novelty lies in the study of the educational essence, the formation and improvement of the theory of human capital in the system of higher professional education in the professional training of students.

Key words: human capital, higher education, student, quality of education, educational technologies, modular training.

Введение. На сегодняшний день качество специалистов, выпускаемых образовательными учреждениями высшего образования имеет высокий статус. Но с увеличением производственных процессов в стране, предпринимательской деятельности, количество специалистов в определенных сферах деятельности не хватает. Необходимость внедрения новых педагогических технологий в обучении, в том числе с формированием человеческого капитала, обусловлено современными вызовами в экономической и образовательной сфере.

В толковых словарях русского языка, определение «технология» трактуется как: С.И Ожегов - «совокупность производственных методов и процессов в определённой отрасли производства, а также научное описание способов производства» [7].

Д.Н. Ушаков - «совокупность наук, сведений о способах переработки того или иного сырья в фабрикат, в готовое изделие. Технология металлов. Химическая технология. Технология дерева. Совокупность процессов такой переработки. Несложная технология» [10].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.