Научная статья на тему 'КОНТУРЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

КОНТУРЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ТРАДИЦИИ / ЦЕННОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосеева Ирина Александровна, Гуща Роман Александрович

В данной статье рассматриваются происходящие сегодня в условиях сложной политической ситуации, ситуации боевых действий, сломы и трансформации традиционных смыслов и ценностей. Выделяются и обозначаются новые контуры, очертания образования-воспитания, которые имеют пока расплывчатый характер, не совсем концептуально оформленный. Раскрываются и обосновываются реперные точки, которые соответствуют вызовам нового времени, являющимися на сегодняшний момент ориентирами в образовании - воспитании, позволяющие сделать рывок в цивилизации, где воспитанию принадлежит особый смысл и направленность. Подчеркивается значимость воспитания для развития и существования суверенного государства, формирования достойного человека и гражданина страны. Обоснована роль образования как социального института, который реализует свою деятельность в рамках обусловленной идеологии государства. Выделены причины, повлекшие за собой разрушение смыслов, ценностей, социальных норм, которые являлись идеологией советского времени. Обозначены контуры воспитания направленные на укрепление России и сохранению отечественных социокультурных научно - образовательных и воспитательных традиций, которые выступают стержнем образования, патриотизма и являются основой воспитания современной российской молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIRCUITS OF EDUCATION IN MODERN RUSSIA

This article discusses what is happening today in a difficult political situation, a situation of hostilities, breaks and transformations of traditional meanings and values. New contours are distinguished and indicated, the outlines of education-education, which are still vague, not quite conceptually designed. Reference points are revealed and justified, which correspond to the challenges of the new time, which are at the moment landmarks in education - education, which make it possible to make a breakthrough in civilization, where education has a special meaning and orientation. The importance of upbringing for the development and existence of a sovereign state, the formation of a worthy person and citizen of the country is emphasized. The role of education as a social institution that implements its activities within the framework of the conditioned ideology of the state is justified. The reasons that entailed the destruction of meanings, values, social norms, which were the ideology of the Soviet era, are highlighted. The outlines of education aimed at strengthening Russia and preserving domestic sociocultural scientific, educational and educational traditions, which act as the core of education, patriotism and are the basis for the education of modern Russian youth, are outlined.

Текст научной работы на тему «КОНТУРЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

студентов с инвалидностью, является создание образовательного пространства, которое выполняет ряд важных функций:

- социально-адаптирующая. Данная функция предполагает социальную адаптированность студента, что оказывает непосредственное влияние на процесс обучения, процесс освоения профессиональных компетенций. В ситуации обучения студента с инвалидностью это приобретает более сложный взаимообусловленный процесс, включающий специальную адаптацию, в частности освоение программ адаптационных курсов дисциплин в процессе обучения;

- обучающая функция обеспечивает процесс обучения с целью освоения знаний, умений и навыков в рамках общих, общепрофессиональных и профессиональных компетенций студента, необходимых для успешной профессиональной деятельности;

- инклюзивная функция предполагает уважительное отношение в процессе обучения ко всем проявлениям инаковости отдельных субъектов, в частности по отношению к выраженной инвалидности и состоянию здоровья; специфические нормы этикета Инклюзивная культура образовательного пространства вуза предполагает уважительное отношение участников образовательного процесса.

Поддающиеся диагностике психологические расстройства, связанные с переживанием виктимизации, включают депрессию, тревогу и посттравматическое стрессовое расстройство. Потеря энергии, интереса и концентрации, связанная с депрессией, может повлиять на людей, подвергшихся виктимизации в учебе или профессиональном плане. Дополнительные симптомы виктимизации могут принимать физические или поведенческие формы. Это могут быть прямые индивидуальные симптомы виктимизации или они могут быть результатом психологических последствий, описанных выше.

Социально-педагогическими условиями преодоления и профилактики виктимного поведения в условиях образовательного пространства вуза: интеграция в образовательную деятельность результатов актуальных исследований по формированию положительного настроя, позитивных жизненных навыков; разработка и реализация образовательной программы, направленной на повышение самооценки как основы для преодоления виктимности.

Литература:

1. Андронникова, О.О. Виктимное поведение подростков: факторы возникновения и профилактика / О.О. Андронникова. - Новосибирск: НГИ, 2015. - 300 с.

2. Мудрик, А.В. Социально-педагогическая виктимология как отрасль знания / А.В. Мудрик, М.Г. Петрина // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2016. - №1 (40). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskaya-viktimologiya-kak-otrasl-znaniya (дата обращения: 07.05.2023).

3. Репецкая, Ю.О. Виктимогенные факторы, детерминирующие совершение преступлений в отношении лиц пожилого возраста / Ю.О. Репецкая // Всероссийский криминологический журнал. - 2020. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/viktimogennye-faktory-determiniruyuschie-sovershenie-prestupleniy-v-otnoshenii-lits-pozhilogo-vozrasta (дата обращения: 07.05.2023).

4. Рыбальская, В.Я. Виктимологические исследования в системе криминологической разработки проблем профилактики преступлений несовершеннолетних / В.Я. Рыбальская // Вопросы борьбы с преступностью. - М: Юридическая литература. - 2014. - С. 234-239

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Федосеева Ирина Александровна

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский военный ордена

Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук Гуща Роман Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (г. Новосибирск)

КОНТУРЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация. В данной статье рассматриваются происходящие сегодня в условиях сложной политической ситуации, ситуации боевых действий, сломы и трансформации традиционных смыслов и ценностей. Выделяются и обозначаются новые контуры, очертания образования-воспитания, которые имеют пока расплывчатый характер, не совсем концептуально оформленный. Раскрываются и обосновываются реперные точки, которые соответствуют вызовам нового времени, являющимися на сегодняшний момент ориентирами в образовании - воспитании, позволяющие сделать рывок в цивилизации, где воспитанию принадлежит особый смысл и направленность. Подчеркивается значимость воспитания для развития и существования суверенного государства, формирования достойного человека и гражданина страны. Обоснована роль образования как социального института, который реализует свою деятельность в рамках обусловленной идеологии государства. Выделены причины, повлекшие за собой разрушение смыслов, ценностей, социальных норм, которые являлись идеологией советского времени. Обозначены контуры воспитания направленные на укрепление России и сохранению отечественных социокультурных научно - образовательных и воспитательных традиций, которые выступают стержнем образования, патриотизма и являются основой воспитания современной российской молодежи.

Ключевые слова: воспитание, образование, традиции, ценности, государственная политика, национальная система высшего образования.

Annоtation. This article discusses what is happening today in a difficult political situation, a situation of hostilities, breaks and transformations of traditional meanings and values. New contours are distinguished and indicated, the outlines of education-education, which are still vague, not quite conceptually designed. Reference points are revealed and justified, which correspond to the challenges of the new time, which are at the moment landmarks in education - education, which make it possible to make a breakthrough in civilization, where education has a special meaning and orientation. The importance of upbringing for the development and existence of a sovereign state, the formation of a worthy person and citizen of the country is emphasized. The role of education as a social institution that implements its activities within the framework of the conditioned ideology of the state is justified. The reasons that entailed the destruction of meanings, values, social norms, which were the ideology of the Soviet era, are highlighted. The outlines of education aimed at strengthening Russia and preserving domestic sociocultural scientific, educational and educational traditions, which act as the core of education, patriotism and are the basis for the education of modern Russian youth, are outlined.

Key words: education, education, traditions, values, public policy, national higher education system.

Введение. Начало XXI в. характеризуется как нестабильная эпоха, в которой происходят кардинальные сломы и трансформации традиционных смыслов и ценностей, обольщение инновационными продуктами и информационными технологиями. Не исключением является и Россия, где, начиная с 1991 г., идет процесс разрушение предыдущих смыслов, ценностей и социальных норм, которые были выражением идеологии строящегося социализма. Утверждающаяся «новая гражданская этика», не соответствовала духовным основам русской культуры, её идеалам, традиционным ценностям, образцам социального поведения и взаимодействия. Главной ценностью становится жизненная прагматика и нравственное безразличие. Ученые А.М. Егорычев, С.И. Григорьев, А.Д. Лопуха, А.И. Суббето, В.И. Слободчиков, В.Н. Турченко справедливо в своих работах отмечают, что либерально-демократический курс страны с псевдозападной культурой, как «раковая опухоль разъедает здоровый организм русской (российской) культуры и цивилизации», разрушая её исторически сложившуюся духовно-нравственную традицию, лежащую в основе национальной воспитательно-образовательной системы» [3]. Академик Н.Н. Моисеев по этому поводу пишет, что «...величайшее достижение эпохи Возрождения -гуманизм уступает место индивидуализму. культу личного успеха. место чистому технизму. Люди теряют ощущение перспективы» [7].

Изложение основного материала статьи. Сегодня в России начинают вырисовываться некоторые очертания образования-воспитания, которые имеют пока расплывчатый характер, не совсем концептуально оформленный. С другой стороны, это реперные точки, которые соответствуют вызовам нового времени, являются ориентиром в образовании -воспитании, позволяющие сделать рывок в цивилизации, где воспитанию принадлежит особый смысл и направленность.

Для рассмотрения выше обозначенного тезиса, необходимо понять значимость воспитания для развития государства, формирования достойного человека и гражданина страны. С этой целью обратимся к этимологическому анализу понятия «образование». Как отмечает Толковый словарь Великорусского языка В. Даля, «образование», происходит от глагола «образовывать», или существительного «образ». Под образованием понимается «единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны» [12].

Выполняя социокультурные функции, образование приобщает к мировым ценностям, достижениям науки и техники, способствует социализации личности, сохранению и передачи молодому поколению культурного наследия человеческой цивилизации, обеспечивает формирование духовности в человеке. Образованный человек не только тот, кто обладает определенной суммой знаний, умений, уровнем способностей, но и у которого сформировано мировоззрение, нравственные принципы, являющиеся регулятором его поведения. Как пишет В. Даль «Ум человека образовывается легче, нежели сердце» [2].

Отметим, что для каждой общественно-экономической формации свойственна определенная система образования, содержание которой отражает культурно-исторический этап развития общества. Духовно-нравственная составляющая являлась основополагающей чертой образования Древнерусского государства. Русские просветители Владимир Мономах, Ярослав Мудрый, Кирилл и Мефодий, Иоанн Златоуст, Кирилл Туровский в своих произведениях указывали на воспитание честности, исполнительности, смекалки русского человека, а «добронравие и воинское умение славов» - как приоритетные характеристики «русского медведя». К важнейшим документам «философии образования» Древней Руси, в которых сформулирован свод правил поведения подрастающего поколения, относят:

1. «Слово о полку Игореве» (XII в.).

2. «Остромирово Евангелие» (1057 г.).

3. «Житие Феодосия Печерского» (1076 г.).

4. «Слово о Законе и Благодати» Илариона (1037-1050 гг.).

5. «Повесть временных лет» — летописный свод Нестора (1050-е гг.).

6. «Поучение детям» Владимира Мономаха (XI в.).

7. «Притча о человеческой душе и теле» Кирилла Туровского (XII в.) и другие.

Так, в «Поучение детям» В. Мономаха представлены христианские заповеди (покаяние, слезы, милостыня). Особое внимание в произведении уделяется воспитанию нравственных качеств: милосердия, сострадания, уважения к старшим, милостивости, находчивости, самообладания. «Не мсти, терпи, сам помогай обиженным, больного проведай, ни единого человека не пропусти без доброго слова» [1].

Питирим Сорокин, М.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский, Д.С. Лихачев, А.С. Хомяков, Н.А. Бердяев, В.И. Вернадский, и другие в своих трудах выражали истинную суть формирования человека, его духовно-нравственные устремления. В Генеральном учреждении 12 марта 1764г. была обозначена позиция, которая легла в основу всех будущих учебных реформ, что «корень всему злу и добру - воспитание». И далее, что «украшенный или просвещенный науками разум не делает еще доброго и прямого гражданина, но во многих случаях паче во вред бывает» [8]. Все учебные заведения дореволюционной России имели «целью сделать своих питомцев сначала людьми добродетельными и потом уже просвещенными» [2]. Это означает, что духовно-нравственная составляющая имела стратегическое значение в воспитательно-образовательной политике государства, ориентируя на ценности и смыслы коллективных действий на благо Отечества и благополучие народа. Отметим еще очень значимый факт, что такие качества как жертвенность, обостренное чувство справедливости являлись весьма примечательными чертами русского менталитета, воспитываясь из поколения в поколение, вплоть до XX века, помогая выстоять русскому народу в годы разрухи, голода, многих тяжелых испытаниях.

Образование как социальный институт реализует свою деятельность в рамках обусловленной идеологии государства. «Под идеологией понимается система общественно значимых целей, ценностей и представлений, которая определяет смысл жизнестроительства социальных групп общества и всего народа» [4]. В Советском Союзе система образования была ориентирована на специальные цели: формирование «нового человека», человека - труженика, с высокой коммунистической моралью, идейной убежденностью, человека культуры с широкой эрудицией. Все это достигалось в коллективе. Будущий специалист с ярко выраженной общественной направленностью вне коллектива себя не мыслил. «Обществено-политическая деятельность изменяет внутренний облик молодого человека, формирует у него потребность активного созидания как свойство личности» [13]. В послевоенный период была создана новая «система государственного и общественного жизнеосуществления русского (российского) человека». Прежние смыслы и ценности приняли конкретную идеологическую форму и оформились в Кодексе строителя коммунизма. Был выработан четкий идеал советского человека, который предусматривал высокий уровень патриотизма, преданности и любви к своему Отечеству. Этот образ формировался на основе марксистско-ленинского учения и под влиянием воспитательных систем. Прочная духовно-нравственная основа образования выступала гарантом устойчивости личности и государства. Национальное образование являлось мощным рычагом развития общества, воспитания русского (российского) человека.

90-е годы знаменуются резким изменением экономического курса страны, что находит отражение в практической стороне содержания образования. Этот период характеризуется разрушением смыслов, ценностей, социальных норм,

которые являлись идеологией советского времени. Вступление в Болонское соглашение было связано с формированием компетентного специалиста, как выражение западной, технологической культуры.

Это способствовало появлению понятия «человек-функция, основное назначение которого - получение максимальной прибыли во имя идеи рыночной экономики (В.П. Казначеев, А.М. Егорычев, С.И. Григорьев, А.Д. Лопуха). Осваивая компетенции, человек «становится набором свойств, необходимых социотехносу» [3]. На смену знаниевой парадигмы приходит новая компетентностная модель, с отсутствием духовности, культуроцентричности, творчества, привнося лишь технологичность, излишнюю алгоритмизацию в систему образования. В итоге российское образование теряет свою главную функцию - воспитание человека духовного и социального, погружаясь в пучину потребительства, прагматизма, деградации. Мировоззренческий кризис как ржа опутывает человеческое сообщество. Сибирские ученые А.П. Жигадло и А.Д. Лопуха, И.А. Федосеева пишут, что «одной из причин глубокой социальной деградации общества, .... является уход государства из сферы воспитания» [5, 13, 14].

Однако образовавшийся вакуум воспитания, стал заполняться иными смыслами, чуждыми России ценностями. Рыночные отношения стали диктовать утилитарно-прагматическую модель жизни, с экономикоцентристской установкой. Ценностно-целевая характеристика «образа» с установкой прагматизма не соответствовало учениям социалистического строительства. Институт воспитания стали подменять всевозможными подростковыми и молодежными шоу, которые не имеют ничего общего с деятельностью по формированию общезначимых ценностей. Уместно привести высказывание Н.С. Розова, что «отказ образовательных систем от воспитания, ведет к известным негативным последствиям: равнодушию, эскапизму, ограниченности духовных запросов» И далее, «человеческие качества могут быть любыми, но общезначимые ценности должны быть защищены» [11].

Однако образование всегда в единстве с воспитанием. И.А. Ильин: писал, что «образование без воспитания есть дело сложное и опасное; образование в отрыве от духа, совести, веры, не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он, бездуховный и бессовестный, безверный и безхарактерный начинает злоупотреблять ...., что формальная «образованность» вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации» [6].

Во все времена образование являлось прерогативой государства, которое вкладывало средства в развитие образования, заботясь о будущем страны. Безусловно, сумма расходов не определяет качество, но влияет на него. Так, если в 40-е годы затраты на образование СССР составляли 12,8%, то в 2016 г. всего 4% от ВВП [9]. Безусловно, правительство делает определенные шаги в этом направлении, так по отчетам правительства доля в общем объёме расходов федерального бюджета по разделу «Образование» в 2022-2024 годах по сравнению с 2021 годом (4,9%) увеличится и составит 5,2% ежегодно, к 2025 году будет построено 1300 новых школ, а по программе капремонта школ в течении 2022-2026 годы, удастся капитально отремонтировать и оборудовать современными средствами обучения более 7 тысяч школ, так же активно поддерживается системе высшего образования, доля студентов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований за десять лет увеличилось с 37% до 47% [9]. Кто имеет образование, тот имеет будущее. Недаром бывший президент США Дж. Кеннеди заявлял, что «СССР выиграл космическую гонку за школьной партой».

Как уже было сказано выше, каждая общественно-экономическая формация закладывает свой мировоззренческий фундамент с определенными характеристиками, которые зависят от ценностных основ, идей, принципов и влияют на изменение образования как базового института общества. Ведь содержание образования это не только знания, умения, навыки, идеалы, но и те профессиональные смыслы, которые необходимы для будущей успешной социализации в обществе. Изменения, происходящие в современном мире, в том числе и в России, ставят под вопрос цели и задачи воспитания, характеристики личности. Сегодня кризис отечественного образования породил множественность представлений, что не дает четкой картины будущего. Нынешняя ситуация напоминает броуновское движение, как беспорядочное движение «микроскопических видимых взвешенных частиц». Резонно задать ряд судьбоносных вопросов: «Сколько продлится это «смутное» время? Возможен ли поворот России к образованию-воспитанию советского периода? Каковы дальнейшие пути современного образования? Как это время отразится на социальном здоровье нации?».

Некоторые ответы мы можем найти в послании Президента РФ к Федеральному собранию, где В.В. Путин поставил задачу по возвращению к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием, при

этом отметил, что «.....необходимо взять все лучшее, что у нас было, и выстроить новую национальную систему высшего

образования, отвечающую современным вызовам» [10]. Надо отметить, что России вышла из Болонского соглашения, но еще раньше Россию и Белоруссию из нее исключили, а причиной явилось коллективное письмо 185 ректоров российских вузов о поддержке спецоперации.

Безусловно, сложность настоящего кризиса заключается в том, что подорван самый главный механизм - механизм культурного воспроизводства, трансляции культуры. Начало XXI века ознаменовалось жесткими требованиями к выпускнику вуза, подготовке узкоспециализированного специалиста. Содержание образования ориентировалось на техногенного специалиста, соответствующего требованиям рыночной экономики. Соответственно общекультурные, гуманитарные дисциплины вытеснялись из учебного плана подготовки выпускника. Игнорирование культурной составляющей порождало конфликтность, напряженность, агрессию, социальную нестабильность.

Выводы. Ученые, политики утверждают, что в настоящее время обозначились контуры, точнее реперные точки воспитания. В чем они проявляются?

Во-первых, наметился поворот на системный подход в восприятии окружающей действительности, её многообразий, системы связей и отношений; системное единство государства, институтов социализации и общества. Создаются условия развития отечественного «образования-воспитания».

Во-вторых, обозначились контуры сохранения национальной культуры, как основы развития отечественной системы образования и воспитания человека. «Через развития культурного и духовного мы открываем дверь к многомерному развитию интеллектуального, творческого, эмоционального, коммуникативного в человеке» [3].

В-третьих, обозначился поворот на полную смену парадигмы, выработку самостоятельной образовательной политики в России, с ориентацией на становление подлинного гражданина и патриота своей страны, где «образованность и интеллект будут относиться к разряду национальных богатств, а духовное развитие, творчество, умение решать нестандартные задачи

- важнейший фактор прогресса страны» [13].

Идет процесс укрепление России в сложной политической ситуации, ситуации боевых действий, ситуации фейков, навязывания чуждых России ценностей. Сегодня важно российскому научно-образовательному сообществу приложить усилия, чтобы не только наполнить образование новыми смыслами, но и сохранить отечественные социокультурные научно

- образовательные и воспитательные традиции, которые выступают стержнем образования, патриотизма, являются основой воспитания современной российской молодежи.

Литература:

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. - М.: Педагогика, 1985. - С. 167.

2. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В.И. Даль. - М., 1981. - Т. 2. - С. 613.

3. Егорычев, А.М. Антропоцентризм как выражение гуманитарной парадигмы в образовании / А.М. Егорычев // Вестник учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. - Изд-во РГСУ. -М., 2008. - С. 22.

4. Егорычев, А.М. Отечественная философия как базис развития социальной педагогики / А.М. Егорычев // Педагогическое образование и наука. - М., 2018. - №5. - С. 93-99

5. Жигадло, А.П. Теория и практика построения систем воспитания / А.П. Жигадло, А.Д. Лопуха. - М.: Интеграция, 2007. - 233 с.

6. Ильин, И.А. Основы христианской культуры / Ильин, И.А. - СПб., Шпигель, 2004. - 352 с.

7. Моисеев, Н.Н. Экологический образ гуманитарного знания: поиск пути / Н.Н. Моисеев // Almamater (ВВМ). - 2007. - № 6. - С. 38.

8. Народное образование в России. Исторический альманах. - Москва «Народное образование. - 2000. - С. 64.

9. Образование в цифрах: 2022: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, Л.Б. Кузьмичева, О.К. Озерова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2022. - 132 с.

10. Послание Президента Федеральному Собранию: сайт. - 2023. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/statements/70565/ (дата обращения: 21.04.2023).

11. Розов, Н.С. Ценностное обоснование гуманитарного образования в современном мире / Н.С. Розов. - Новосибирск, 1993. - С. 321.

12. Сластёнин, В.А. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

13. Сластенин, В.А. Основные тенденции развития современной образовательной политики в Российской Федерации / В.А. Сластёнин // Педагогическое образование и наука. - 2005. - №3. - С. 20-28

14. Федосеева, И.А. К вопросу о качестве высшего образования в современном российском обществе / И.А. Федосеева // ЦИТИСЭ. - 2016. - № 3(7). - С. 26.

15. Федосеева, И.А. Семья как важнейший институт социализации человека / И.А. Федосеева // Среднее профессиональное образование. - 2012. - № 11. - С. 10-13

Педагогика

УДК 37.03

доктор педагогических наук, профессор Федосеева Ирина Александровна

Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Санкт-Петербург); аспирант Бондаренко Владимир Сергеевич

Новосибирский государственный педагогический университет (г. Новосибирск)

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Аннотация. Основываясь на требованиях к теоретической и практической подготовке будущих военных специалистов, в статье обосновывается необходимость формирования инициативности у военнослужащих. Сформулированы личностные качества, в совокупности составляющие инициативность. В рамках теоретического аспекта в статье рассматриваются различные определения понятия «педагогическая технология» с точки зрения педагогической науки, как один из возможных способов формирования инициативности. Выделены подходы к определению понятия «педагогическая технология». В соответствии с требованиями ФГОС в отношении профессиональных компетенций, приобретаемых выпускниками высших учебных заведений, определен основной подход, на котором базируется технология, -компетентностый. Приведены определения терминов «принцип» и «механизм», как основных составляющих данной технологии. Сформулированы основные критерии отбора принципов в соответствии с поставленной целью. Определены главные принципы и механизмы формирования инициативности военнослужащих. Основными принципами стали: креативность, профессиональная мобильность и модульность профессионального обучения. В качестве механизмов формирования инициативности определены следующие: психолого-педагогические, организационно-управленческие, научно-методические, социально-экономические, информационно-педагогические, кадровые.

Ключевые слова: инициативность, педагогическая технология, образовательный процесс, военнослужащий, военно-профессиональная подготовка, самореализация, компетенции.

Annotation. Based on the requirements for the theoretical and practical training of future military specialists, the article substantiates the need for the formation of initiative among military personnel. The personal qualities that together constitute initiative are formulated. Within the framework of the theoretical aspect, the article discusses various definitions of the concept of «pedagogical technology» from the point of view of pedagogical science, as one of the possible ways of forming initiative. The approaches to the definition of the concept of «pedagogical technology» are highlighted. In accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard for professional competencies acquired by graduates of higher educational institutions, the main approach on which the technology is based is competence-based. Definitions of the terms «principle» and «mechanism» as the main components of this technology are given. The main criteria for the selection of principles in accordance with the set goal are formulated. The main principles and mechanisms of formation of initiative of military personnel are defined. The main principles were: creativity, professional mobility and modularity of vocational training. The following mechanisms of initiative formation are identified: psychological and pedagogical, organizational and managerial, scientific and methodological, socio-economic, informational and pedagogical, personnel.

Key words: initiative, pedagogical technology, educational process, soldier, military professional training, self-realization, competencies.

Введение. В современных условиях, характеризующихся постоянными изменениями в политической обстановке всего мира, особое внимание к себе привлекают военнослужащие и военные специалисты. Они интересны не только как защитники нашей страны в целом, но и как руководители, слаженный боевой расчет и сплоченный коллектив, в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.