Научная статья на тему 'Духовные ценности в русском мире: условия выживания и развития в XXI веке'

Духовные ценности в русском мире: условия выживания и развития в XXI веке Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2745
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЯЯ РУСЬ / РОССИЯ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / РУССКИЙ МИР / РУССКАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОСЛАВИЕ / ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ANCIENT RUSSIA / RUSSIA / SPIRITUAL VALUES / RUSSIAN WORLD / RUSSIAN CULTURE / ORTHODOXY / DOMESTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Егорычев А.М., Мардахаев Л.В.

На основе социально-философского анализа в статье представлены концептуальные положения, отражающие исторический социокультурный потенциал России, который выступает важным фактором и механизмом выживания и развития русской культуры и цивилизации в XXI в. Анализируются взгляды современных отечественных ученых, выражающих отношение к современным проблемам развития страны, особенностям и возможностям русской культуры в построении своего пути развития. Россия, имея огромный исторический опыт развития (побед и поражений), тем не менее, сегодня испытывает большие трудности в определении стратегических перспектив своего развития, в реализации программ, направленных на рост благосостояния своего народа. Практически весь западный мир, включая США, организовал союз, направленный на жесткое противопоставление России. Сегодня предпринимаются многочисленные попытки, направленные на то, чтобы создать различные проблемы для нормального существования и развития нашей страны. Что может противопоставить Россия? История показывает, что подобное отношение со стороны стран мирового сообщества к России практически было всегда. Тем не менее страна, вопреки всем внешним и внутренним противостояниям, всегда шла вперед, показывая высокую жизненную силу своего народа, непоколебимую веру в свое правое дело, утверждая право на свой путь развития. Изначально, начиная с периода Древней Руси, русский народ, несмотря на все трудности выживания, стремился к поиску высшего смысла жизни, вносил в свой бытийный мир смыслы и ценности высокого духовного порядка. Бережно собранные и хранимые смыслы, ценности и традиции духовного порядка русского мира передавались от поколения к поколению. На их основе воспитывалось и росло подрастающее поколение. Крещение Руси (988) стало определяющей исторической вехой в дальнейшем развитии Руси России. Православие вполне естественно легло на исторический социокультурный потенциал, накопленный Древней Русью и стало предопределяющей силой и условием дальнейшего развития духовно-нравственной культуры русского мира, формирующей основой русской государственности. Русская Церковь (православная религия), лучшие ее учителя стали выступать носителями и выразителями истины, красоты и свободы духа православного человека, всего русского православного мира. Прошло целое тысячелетие, и православная культура, ее смыслы и духовные ценности навсегда вошли в социокультурный архетип русского народа, стали его ментальностью, выразились в лучших чертах его характера: милосердии, доброте, жертвенности, стойкости, соборности, взаимопомощи. Начало XXI века стало тяжелым временем для России, идет сложный процесс осмысления своей государственной, гражданской и национальной идентичности. Идет поиск своего пути развития. Приходит повсеместное понимание того, что в основу российской государственной политики, развития всех социальных институтов государства и общества, в большей мере отечественной системе образования, должны быть положены исторические смыслы и ценности русской (российской) культуры (духовность, соборность, православие). Россию, весь ее русский (российский) народ ждет долгая и трудная работа по восстановлению своей исторической памяти, пробуждению своего национального самосознания, восстановлению всех духовно-нравственных ценностей великой русской культуры. Необходима каждодневная работа в каждой семье, учебных, производственных и научных коллективах, общественных организациях по утверждению духовности как определяющего смысла существования российского человека, общества, государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL VALUES IN THE RUSSIAN WORLD: CONDITIONSOF SURVIVAL AND DEVELOPMENT IN THE 21ST CENTURY

On the basis of socio-philosophical analysis, the article presents conceptual provisions reflecting the historical socio-cultural potential of Russia, which is an important factor and mechanism for the survival and development of Russian culture and civilization in the 21st century. The views of modern Russian scientists expressing their attitude to the contemporary problems of the country’s development, the features and possibilities of Russian culture in building their own development path are analyzed. Russia, having a huge historical experience of development (victories and defeats), nevertheless, today has great difficulties in determining the strategic prospects for its development, in implementing programs aimed at increasing the welfare of its people. Virtually the entire Western world, including the United States, organized an alliance aimed at a tough opposition to Russia. Today, various attempts are being made to create all sorts of problems for the normal existence and development of our country. What can Russia oppose? History shows that this attitude on the part of the countries of the world community towards Russia has almost always been there. Nevertheless, the country, despite all external and internal confrontations, has always gone forward, showing the high vitality of its people, an unshakable faith in its just cause, asserting the right to its own development path. Initially, beginning with the period of Ancient Rus, the Russian people, despite all the difficulties of survival, sought to search for the higher meaning of life, introduced into their existential world the meanings and values of a high spiritual order. Carefully collected and stored meanings, values and traditions of the spiritual order of the Russian world were transmitted from generation to generation. On their basis, the younger generation was brought up and grew. The baptism of Rus (988) became the defining historical landmark in the further development of Russia-Russia. Orthodoxy quite naturally fell on the historical socio-cultural potential accumulated by Ancient Rus and became the predetermining force and condition for the further development of the spiritual and moral culture of the Russian world, which forms the basis of Russian statehood. The Russian Church (Orthodox religion), its best teachers began to act as bearers and spokesmen of the truth, beauty and freedom of the spirit of the Orthodox man, the entire Russian Orthodox world. A whole millennium has passed, and the Orthodox culture, its meanings and spiritual values forever entered the socio-cultural archetype of the Russian people, became its mentality, expressed in the best features of its character: charity, kindness, sacrifice, fortitude, conciliarity, mutual assistance. The beginning of the 21st century has become a difficult time for Russia, a complex process of comprehending its state, civil and national identity is underway. They are looking for their own way of development. There is a general understanding that the historical meanings and values of Russian (Russian) culture (spirituality, sobornost, orthodoxy) should be based on the Russian state policy, the development of all social institutions of the state and society, and to a greater extent the domestic educational system. Russia, its entire Russian (Russian) people are waiting for a long and difficult work to restore their historical memory, awaken their national identity, restore all the spiritual and moral values of the great Russian culture. Every day work is necessary in every family, educational, industrial and scientific collectives, public organizations on the assertion of spirituality as determining the meaning of the existence of the Russian man, society, state.

Текст научной работы на тему «Духовные ценности в русском мире: условия выживания и развития в XXI веке»

УДК 37.016:784.96

А. М. Егорычев, Л. В. Мардахаев

Егорычев А.М., доктор философских наук,

профессор кафедры социальной педагогики и организации работы с молодежью Российского государственного социального университета; e-maiL: cheLovekcap@maiL.ru

Мардахаев Л.В., доктор педагогических наук,

профессор кафедры социальной педагогики и организации работы с молодежью Российского государственного социального университета; e-maiL: mantissa-m@maiL.ru

ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ В РУССКОМ МИРЕ: УСЛОВИЯ ВЫЖИВАНИЯ И РАЗВИТИЯ В XXI ВЕКЕ

На основе социально-философского анализа в статье представлены концептуальные положения, отражающие исторический социокультурный потенциал России, который выступает важным фактором и механизмом выживания и развития русской культуры и цивилизации в XXI в. Анализируются взгляды современных отечественных ученых, выражающих отношение к современным проблемам развития страны, особенностям и возможностям русской культуры в построении своего пути развития.

Россия, имея огромный исторический опыт развития (побед и поражений), тем не менее, сегодня испытывает большие трудности в определении стратегических перспектив своего развития, в реализации программ, направленных на рост благосостояния своего народа. Практически весь западный мир, включая США, организовал союз, направленный на жесткое противопоставление России. Сегодня предпринимаются многочисленные попытки, направленные на то, чтобы создать различные проблемы для нормального существования и развития нашей страны. Что может противопоставить Россия?

История показывает, что подобное отношение со стороны стран мирового сообщества к России практически было всегда. Тем не менее страна, вопреки всем внешним и внутренним противостояниям, всегда шла вперед, показывая высокую жизненную силу своего народа, непоколебимую веру в свое правое дело, утверждая право на свой путь развития. Изначально, начиная с периода Древней Руси, русский народ, несмотря на все трудности выживания, стремился к поиску высшего смысла жизни, вносил в свой бытийный мир смыслы и ценности высокого духовного порядка. Бережно собранные и хранимые смыслы, ценности и традиции духовного порядка русского мира передавались от поколения к поколению. На их основе воспитывалось и росло подрастающее поколение.

Крещение Руси (988) стало определяющей исторической вехой в дальнейшем развитии Руси - России. Православие вполне естественно легло на исторический социокультурный потенциал, накопленный Древней Русью и стало предопределяющей силой и условием дальнейшего развития духовно-нравственной культуры

русского мира, формирующей основой русской государственности. Русская Церковь (православная религия), лучшие ее учителя стали выступать носителями и выразителями истины, красоты и свободы духа православного человека, всего русского православного мира. Прошло целое тысячелетие, и православная культура, ее смыслы и духовные ценности навсегда вошли в социокультурный архетип русского народа, стали его ментальностью, выразились в лучших чертах его характера: милосердии, доброте, жертвенности, стойкости, соборности, взаимопомощи.

Начало XXI века стало тяжелым временем для России, идет сложный процесс осмысления своей государственной, гражданской и национальной идентичности. Идет поиск своего пути развития. Приходит повсеместное понимание того, что в основу российской государственной политики, развития всех социальных институтов государства и общества, в большей мере отечественной системе образования, должны быть положены исторические смыслы и ценности русской (российской) культуры (духовность, соборность, православие). Россию, весь ее русский (российский) народ ждет долгая и трудная работа по восстановлению своей исторической памяти, пробуждению своего национального самосознания, восстановлению всех духовно-нравственных ценностей великой русской культуры. Необходима каждодневная работа в каждой семье, учебных, производственных и научных коллективах, общественных организациях по утверждению духовности как определяющего смысла существования российского человека, общества, государства.

Ключевые слова: Древняя Русь; Россия; духовные ценности; русский мир; русская культура; православие; отечественное образование.

A. M. Egorychev, L. V. Mardakhayev

EgorychevA. M., Doctor of PhiLosophy,

Professor of the Department of sociaL pedagogy and organization of work with youth, Russian State SociaL University, Moscow; e-maiL: cheLovekcap@maiL.ru

Mardakhayev L V., Doctor of pedagogicaL sciences, Professor of the Department of sociaL pedagogy and organization of work with youth, Russian State SociaL University, Moscow; e-maiL: mantissa-m@maiL.ru

SPIRITUAL VALUES IN THE RUSSIAN WORLD: CONDITIONS OF SURVIVAL AND DEVELOPMENT IN THE 21ST CENTURY

On the basis of socio-phiLosophicaL anaLysis, the articLe presents conceptuaL provisions refLecting the historicaL socio-cuLturaL potentiaL of Russia, which is an important factor and mechanism for the survivaL and deveLopment of Russian cuLture and civiLization in the 21st century. The views of modern Russian scientists expressing their attitude to the contemporary probLems of the country's deveLopment, the features and possibiLities of Russian cuLture in buiLding their own deveLopment path are anaLyzed.

A. M. Егорblцев, H. B. MapdaxaeB

Russia, having a huge historical, experience of development (victories and defeats), nevertheless, today has great difficulties in determining the strategic prospects for its development, in implementing programs aimed at increasing the welfare of its people. Virtually the entire Western world, including the United States, organized an alliance aimed at a tough opposition to Russia. Today, various attempts are being made to create all sorts of problems for the normal existence and development of our country. What can Russia oppose?

History shows that this attitude on the part of the countries of the world community towards Russia has almost always been there. Nevertheless, the country, despite all external and internal confrontations, has always gone forward, showing the high vitality of its people, an unshakable faith in its just cause, asserting the right to its own development path. Initially, beginning with the period of Ancient Rus, the Russian people, despite all the difficulties of survival, sought to search for the higher meaning of life, introduced into their existential world the meanings and values of a high spiritual order. Carefully collected and stored meanings, values and traditions of the spiritual order of the Russian world were transmitted from generation to generation. On their basis, the younger generation was brought up and grew.

The baptism of Rus (988) became the defining historical landmark in the further development of Russia-Russia. Orthodoxy quite naturally fell on the historical socio-cultural potential accumulated by Ancient Rus and became the predetermining force and condition for the further development of the spiritual and moral culture of the Russian world, which forms the basis of Russian statehood. The Russian Church (Orthodox religion), its best teachers began to act as bearers and spokesmen of the truth, beauty and freedom of the spirit of the Orthodox man, the entire Russian Orthodox world. A whole millennium has passed, and the Orthodox culture, its meanings and spiritual values forever entered the socio-cultural archetype of the Russian people, became its mentality, expressed in the best features of its character: charity, kindness, sacrifice, fortitude, conciliarity, mutual assistance.

The beginning of the 21st century has become a difficult time for Russia, a complex process of comprehending its state, civil and national identity is underway. They are looking for their own way of development. There is a general understanding that the historical meanings and values of Russian (Russian) culture (spirituality, sobornost, orthodoxy) should be based on the Russian state policy, the development of all social institutions of the state and society, and to a greater extent the domestic educational system. Russia, its entire Russian (Russian) people are waiting for a long and difficult work to restore their historical memory, awaken their national identity, restore all the spiritual and moral values of the great Russian culture. Every day work is necessary in every family, educational, industrial and scientific collectives, public organizations on the assertion of spirituality as determining the meaning of the existence of the Russian man, society, state.

Key words: Ancient Russia; Russia; spiritual values; the Russian world; Russian culture; Orthodoxy; domestic education.

XXI век породил в человечестве повсеместную иллюзию о могуществе науки и технологии, отодвинув в сторону свой многотысячелетний опыт существования и развития, предав полному забвению национальные традиции, которые выступали его охранной грамотой. Мир устремился в технологическое будущее, всё больше подчиняя ему все социальные сферы и институты жизнедеятельности человека, одновременно меняя его истинную природу.

Тем не менее, как указывают многие отечественные ученые (В. П. Казначеев, Н. Н. Моисеев, А. И. Субетто, А. Д. Лопуха, В. Н. Турченко, Е. Н. Селезнева, А. М. Егорычев и др.), мощные инновационные процессы, связанные с технологической модернизацией всех сфер жизни современного российского общества, не смогут внести гармонию в бытийный мир русского человека. Никакие технологические достижения не заменят духовно-нравственные идеалы, смыслы и ценности отечественной культуры в воспитании подрастающего поколения, формировании человека, отвечающего духу и ментальности русского мира.

Обратимся к истинной сущности человека русского мира. Человек как многомерная сущность может быть представлен в виде следующей модели (см. рис. 1).

Душа

Рис. 1. Модель человека

Как видим, в самом простом выражении человек представлен в виде равностороннего треугольника, все стороны которого равны, а каждый угол выражает его сущностную характеристику: тело (физическая природа), разум (социально-психическая сущность), душа

(высшая духовная составляющая). Все его ипостаси жестко детерминированы, что позволяет человеку осуществлять свое эволюционное восхождение, прогнозировать, проектировать и строить свой горний мир. Необходимо отметить, что при равнозначности всех ипостасей человека духовная составляющая в представленной модели имеет определяющее значение (вершина треугольника), она выступает целенаправленной и объединяющей силой его истинного развития и становления.

На протяжении всей многотысячелетней истории рождения, становления и развития Руси - России, духовная составляющая всегда выступала определяющей силой в жизнестроительстве русского мира, воспитании подрастающего поколения, подготовке его к труду и жизни. Во все исторические периоды роль духовно-нравственной культуры, ее традиционных смыслов и ценностей в воспитании детей, подростков и молодежи в русском мире всегда была определяющей. Система отечественного образования (воспитания) опиралась на мощное историческое основание духовной культуры русского мира [Егорычев 2010; Егорычев 2013].

Начиная с Древней Руси (история Руси до ее крещения), русский народ строил свой горний мир, внося в него всю свою любовь к жизни и окружающему миру. Шел великий исторический процесс творения духовных оснований русского мира. Цели и задачи социального воспитания и социализации членов древнего русского социума были органично связаны с такими сакральными понятиями, как Русь, Бог-Вседержатель, Мать сыра Земля, Душа, община, Отечество, правда, смирение, отвага, верность, любовь, жертвенность.

Можно уверенно утверждать, что Древняя Русь выступала прочным фундаментом построения русской государственности, основой формирования духовной ментальности русского народа. Выдающийся русский историк И. Е. Забелин (1820-1908), рассуждая о роли и значении Древней Руси в развитии Отечества, писал, что «.. .мифическая Русь представляется первоначальным организатором нашей жизни, представляется именно в смысле этого организаторства племенем господствующим, которое дало первое движение нашей истории, первое устройство будущему государству и вдохнуло в нас дух исторического развития» [Забелин 2008, с. 61]. Древняя Русь не только вдохнула в нас дух исторического развития, но и заложила основу ментально-сти русского народа, формирования его высшей духовности.

Начиная с крещения Руси (988), определяющим фактором и условием формирования духовно-нравственной культуры Руси-России, стала выступать Русская церковь (православная религия). Ее традиции, смыслы и ценности, легли на культуру Древней Руси и постепенно прочно вошли в бытийный мир русского народа, стали оказывать каждодневное влияние на процесс формирования русской (российской) культуры, сознание и мировоззрение простых тружеников великой Руси - России.

Ни в одной культуре мирового сообщества не вкладывают столько смысла в понятие «духовность» и не придают ему такого высокого значения, как в русской культуре. Смысл, который вкладывается в понятие «духовность» на пространстве русского мира, отражает, прежде всего, традиции православной религии. В большей мере основу искомого понятия составляют производные понятия «дух» и «душа», их глубинный смысл и сущность, имеющих выражение в православной религии.

Исторический духовно-нравственный потенциал культуры русского мира содержит в себе социокультурный ресурс высокого уровня духовности, которая формировалась усилиями отцов русской церкви, ее сподвижников и государственных мужей: Ярослав Мудрый (ок. 978-1054), митрополит киевский Иларион (умер ок. 1055), Феодосий Печерский (ок. 1008-1074), Владимир Мономах (1053-125), Нестор Летописец (ок. 1056-1114), Даниил Заточник (XII или XIII в.), Сергей Радонежский (1314-1392), Нил Сорский (1433-1508) и многие другие. Великие русские пассионарии проводили огромную работу по раскрытию красоты православной религии, показывали пример праведной духовной жизни для русского человека, указывали путь к праведному миру и поиску духовной гармонии в земном мире. Они несли в мир заповеди Христа, наполненные великой любовью «к своему ближнему», ко всему миру, формировали идеал «духовного человека русского мира». Можно говорить о том, что константа «духовность» навечно вошла в социокультурный архетип русского человека, стала важной составляющей в организации его бытийного мира, воспитания подрастающего поколения (детей, подростков и молодежи).

Прошли столетия, термин «духовность» наполнился глубоким социальным смыслом выражения любви, милосердия, сострадания, взаимопомощи ко всем людям окружающего мира. Более того, духовность приобрела для всех русских (российских) людей высокий смысл,

связанный с отношением к своему Отечеству. Понятие «духовность», стало глубоко национальным явлением для всего русского (российского) народа, оно прочно закрепилось в его социокультурном геноме, навечно вошло в ментальность всего русского народа. Духовность наполнило особым смыслом систему ценностей русского мира (см. рис. 2).

Русский мир

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ РУССКОГО МИРА

Русский человек: субъект духовного творения и воспитания

Г ~1 -Человек духовный -

Рис. 2. Система ценностей русского мира: творение человека духовного

Многотысячелетняя (35-40 тыс. лет) история творения русского мира сформировала социокультурный архетип русского культуры и ее народа. Социокультурный архетип русской культуры во все исторические времена составлял основу жизненных сил русского народа, позволял ему стойко переносить самые страшные природные и социальные катаклизмы (эпидемии, войны, революции, голод, разруху, вражескую оккупацию и пр.).

Сегодня в России всё чаще ставятся вопросы, касающиеся судьбы нашей страны. Эти вопросы затрагивают практически все сферы жизненной организации российского человека, но более всего они касаются системы отечественного образования, российского человека, семьи.

Научно-образовательное сообщество России, ее лучшие представители, не только ставят вопросы, но и предлагают их решение (В. П. Казначеев, Л. В. Мардахаев, Г. И. Климантова, Игумен Георгий, Д. С. Львов, А. И. Субетто, Т. К. Ростовская, Е. Н. Селезнева, И. В. Метлик, А. Д. Лопуха, В. Н. Турченко, И. А. Федосеева, А. М. Егорычев и многие другие). Практически все рассуждения отечественных ученых так или иначе связаны с духовной составляющей в развитии российского государства и общества, его граждан, системы образования.

Сегодня в России, которая вступила на новый путь своего развития (рыночной экономики), сложилась тревожная ситуация, требующая необходимости переосмысления всей государственной культурной и образовательной политики. Как указывают отечественные политики, ученые и просветители (О. Н. Смолин, С. Н. Бабурин, Г. И. Климантова, Т. К. Ростовская, А. Д. Лопуха, Е. Н. Селезнева, С. И. Григорьев, Л. В. Мардахаев, А. В. Иванов, А. К. Быков, А. М. Егорычев, И. А. Федосеева и др.), в основу российской государственной образовательной политики должны быть заложены идеи и ценности русской культуры, ее духовности, соборности, православного воспитания. Отечественной системе образования необходимо четко определить цели образования / воспитания и законодательно их закрепить в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», действенно возродить институт воспитания на всех своих уровнях.

Сегодня приходит ясное осознание того, что вне возрождения традиционных духовно-нравственных смыслов и ценностей русской (российской) культуры, без их внедрения во все социальные структуры и институты гражданского общества страны, будет невозможно:

во-первых, сохранить российскую государственность, исторически выработанную национальную идентичность русского (российского) народа;

во-вторых, успешно решать многие вопросы, связанные с многонациональной целостностью Российской Федерации;

в-третьих, сохранить институт российской семьи, ее традиционные основы, смыслы и ценности.

В-четвертых, отечественному образованию успешно образовывать и воспитать истинного гражданина и патриота России.

Невозможно прогнозировать и проектировать стратегию дальнейшего развития и строительства российского государства и общества без учета ее огромного исторического опыта, опоры на традиционные смыслы и ценности русской культуры, духовно-нравственные принципы православной религии. Д. С. Львов, рассуждая о роли христианских нравственных принципов в развитии России, пишет о том, что «они генетически закреплены в сознании народа. Никакие революции и глобальные потрясения не способны изменить этой первоосновы человеческого самосознания» [Львов 2007, с. 53].

Тем не менее современные российские реалии говорят о том, что ее политические и экономические адепты строят перспективы развития страны, ее основных институтов и структур вне исторических смыслов и ценностей русской культуры, ее духовно-нравственных идеалов. Имея огромные природные, социокультурные, интеллектуальные и духовные ресурсы, Россия никак не может выйти на путь своего истинного развития, который позволил бы достойную жизнь ее гражданам в соответствии с их традициями, ментальностью, духовностью.

Сегодня интерес к проблеме сохранения духовных ценностей (Г. Н. Филонов, И. А. Галицкая, А. В. Каменец и др.), духовного возрождения России (В. А. Дробышев, А. М. Егорычев, Т. К. Ростовская, Е. Н. Селезнева и др.), духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения (А. В. Иванов, А. Г. Ахтян, И. В. Метлик, М. Э. Вайнер, Л. П. Гладких, И. А. Пархоменко, И. А. Федосеева и др.), сохранения традиционных семейных ценностей (Г. И. Климантова, П. Б. Липатов, С. И. Иваненко и др.), становится устойчивой тенденцией.

Российское научно-образовательное сообщество озабочено ситуацией, складывающейся в среде подрастающего поколения (детей, подростков, молодежи). Это прежде всего рост негативных процессов и тенденций в молодежной среде (алкоголизм и наркомания, проституция, преступность, суицид, бездуховность, др.), которые, как считают отечественные исследователи, есть продукт общественной системы, существующего процесса образования и воспитания.

Е. Н. Селезнева по этому вопросу считает, что «...образование сегодня не может находиться вне сферы духовно-нравственных проблем современного общества. Современная модернизация школы, в том числе и высшей, проводится сегодня преимущественно с целью

эффективного освоения профессиональных знаний и их практического применения, что дает возможность готовить хороших специалистов, но не всегда духовно-нравственных личностей» [Селезнева 2009, с. 7].

Резюмируя многочисленные мнения отечественных исследований по данной проблеме, можно говорить о том, что процессу воспитания подрастающего поколения необходима духовная составляющая, содержащая традиционные российские смыслы и ценности.

Всё вышеизложенное позволяет говорить о необходимости серьезного анализа и пересмотра всей государственной культурной и образовательной политики России. Необходима серьезная целенаправленная и системная работа по возрождению духовно-нравственных ценностей русской культуры, вхождения их в каждую семью, учебные и производственные коллективы, общественные организации, во все государственные структуры.

Гражданам великой страны необходимы четкие цели развития страны, идеалы, присущие русскому (российскому) человеку, которые должны:

- показывать истинный стратегический путь развития России на основе русской культуры, ее духовно-нравственных ценностей. Этот путь должен быть хорошо обоснован и понятен всем (детям, подросткам, молодежи, взрослым и пожилым);

- стать целеполагающим вектором в реализации огромного потенциала жизненных сил русского (российского) народа. Цели развития России должны обладать высоким социально значимым потенциалом, понятным всем гражданам страны, вызывать желание следовать им;

- определять сущность и содержания жизни каждого гражданина России, вызывать у него стремление к самосовершенствованию, желание честно служить своему народу и Отчизне.

Обеспечение российского общества, всех его социальных институтов духовно-нравственным потенциалом русской культуры, ее высокими национальными смыслами и ценностями, есть важнейшее условие сохранения и развития Руси - России в XXI в.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Егорычев А. М. Культура русского мира как условие рождения и развития

социального образования // Вестник экономической интеграции. 2013.

№ 5-6. С. 203-209.

Егорычев А. М. Национальные и духовные традиции в формировании российской системы образования // Alma-mater (Вестник высшей школы). 2010. № 2. С. 32-38. Забелин И. Е. История русской жизни : в 2 т. Т. 1. Мн. : МФЦП, 2008. 728 с. Львов Д. С. Россия: рамки реальности и контуры будущего. М. : ИЭС. 2007. 120 с.

Мардахаев Л. В., Егорычев А. М. Социальная педагогика личности: учеб. пособие для студентов. М. : Перспектива, 2016. 120 с. Селезнева Е. Н. Проблемы духовно-нравственного воспитания в стратегиях образования XXI века. М. : Изд-во РГСУ, 2009. 48 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.