References
1. Baldano S.V. Formirovanie natsional'noy intelligentsii i stanovlenie khudozhestvennoy kul'tury (XVIII - nachalo XX veka) [The formation of national intelligence and establishment of buryat culture (XVIII beginning XX century)]. Vlast'[Power], 2011, no. 6, pp. 157-160. (In Russ.).
2. Boronoeva T.A. Grafika Buryatii [The graphite of Buryatia]. Ulan-Ude, BNTS Publ., Assotsiirovannyy chlen Izd-va SO RAN Publ., 1997. 127 p. (In Russ.).
3. Zhabaeva Y.O. Stanovlenie i razvitie professional'noy muzykal'noy kul'tury Buryatii: 1923-1945 gody. Avtoreferat diss. kand. ist. nauk [The establishment and development of professional musical culture of Buryatia: 1923-1945 years. Author's abstract of diss. PhD in History]. Ulan-Ude, 2006. 24 p. (In Russ.).
4. Ocherki istorii kul'tury Buryatii. Tom 2. Sovetskiy period [Essays on the history of culture of Buryatia. Volum 1. Soviet period]. Ulan-Ude, Buryat. kn. izd-vo Publ., 1974. 647 p. (In Russ.).
5. Sanzhieva E.G. Formirovanie i razvitie kul'tury Buryatii v sovetskiy period [The formation and development of Buryat culture of Soviet period]. Ulan-Ude, IPK VSGAKI Publ., 2008. 214 p. (In Russ.).
6. Soktoev A.B. Stanovlenie khudozhestvennoy literatury Buryatii dooktyabrskogo perioda [The establishment of Buryat imagination literature of pre-October period]. Ulan-Ude, Buryat. kn. izd-vo Publ., 1976. 489 p. (In Russ.).
7. Soldatkina Y.V. Natsional'noe mirosoznanie "Stalinskoy epokhi": sovetskaya kul'tura i russkaya epicheskaya proza [National world-consciousness of epoch of Stalin: soviet culture and Russian epic prose]. Observatoriya kul'tury [Cultural Observatory], 2009, no. 5, pp. 108-112. (In Russ.).
8. Khuzina T.E. Predmetnyy mir sovetskoy zhivopisi. Avtoreferat diss. kand. iskusstvovedeniya [The subject sphere of soviet art. Author's abstract of diss. PhD in Art History]. St. Peterburg, 2009. 24 p. (In Russ.).
УДК 23/28
К ВОПРОСУ О КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Богданова Наталья Юрьевна, соискатель, кафедра культурологии, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
В данной статье обоснована актуальность изучения культурных традиций Русской православной церкви (РПЦ). Роль РПЦ в современном российском обществе претерпевает серьезные изменения. Сегодня она превращается во влиятельный общественный институт, который содействует возрождению национального самосознания, духовности, нравственности и культуры нации. Необходимо учитывать исторический опыт взаимодействия государства и РПЦ при решении современных проблем, имеющихся в нашем социуме.
В последнее десятилетие Православная церковь стала рассматриваться государством, частью нашего общества как интегрирующая сила, которая способна сохранить духовную преемственность и единство народа. Так, на сегодняшний день религиозный фактор едва ли не самый значимый и в российской жизни. В последние годы всё более важным, вызывающим широкий интерес научно-педагогического сообщества и общества в целом, является развитие в нашей стране школьного религиозного образования. Определяющее значение изучение православной культуры имеет для реализации принципов государственной политики в сфере образования, особенно актуальных для общеобразовательной школы. В системе общего образования задачи воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье ныне выступают в ряде первоочередных. Православие как ветвь христианства определяет своеобразие российской культуры.
Православная культура обнимает собой большой круг социальных явлений, затрагивающих практически все основные сферы общественной жизни, прежде всего сферу духовной жизни общества. Отмечается, что православная культура способна повлиять на формирование патриотизма, нравственности и других качеств для развития личности, а значит, может помочь и в духовном возрождении России. В качестве примера автор обращается к культурным традициям, заложенным Алтайской духов-
ной миссией, деятельность которой требует осмысления и, в определенной мере, востребована в наше время. Православие на Алтае являлось одной из отправных точек образования и формирования очагов культуры.
Ключевые слова: культурные традиции православия, культурное наследие, Алтайская духовная миссия (АДМ), Русская православная церковь.
TO THE QUESTION ABOUT THE CULTURAL TRADITIONS OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH
Bogdanova Nataliya Yurievna, Applicant, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federaion). E-mail: [email protected]
In this article the urgency of exploring the cultural traditions of the Russian Orthodox Church (ROC). The role of the Russian Orthodox Church in Russian society today is undergoing major changes. Today, she is transformed into an influential social institution that promotes the revival of national consciousness, spirituality, morality and culture of the nation. It is necessary to take into account the historical experience of cooperation between the state and the Russian Orthodox Church in solving modern problems existing in our society.
In the last decade, the Orthodox Church has been regarded by the state, part of our society as an integrating force that is able to maintain spiritual continuity and unity of the people. So, today the religious factor, perhaps the most significant and in Russian life. In recent years, more and more important, causing widespread interest in scientific and educational community and society as a whole, it is the development in our country, school religious education. Of decisive importance is the study of Orthodox culture to the implementation of principles of state policy in the field of education, particularly relevant to secondary school. The general education training objectives civic tasks, diligence, respect for human rights and freedoms, love of nature, homeland, the family now appear in a number of priority. Orthodoxy as a branch of Christianity defines the uniqueness of the Russian culture.
Orthodox culture embraces a wide range of social phenomena, affecting virtually all major areas of social life, especially the spiritual sphere of society. It is noted that the Orthodox culture can influence on the formation of patriotism, morality, and other qualities for the development of the individual and, therefore, can help in the spiritual revival of Russia. As an example, the author refers to the cultural traditions established by the Altai Spiritual Mission, which activity requires reflection and, to some extent, demand in our time. Orthodox Altai was one of the starting points of education and the formation of cultural centers.
Keywords: cultural traditions of Orthodoxy, cultural heritage, Altai spiritual mission (ADM), Russian Orthodox Church.
Культура и история России во все времена были тесно связанны. Культурное наследие нашей страны формировалось в процессе развития национального самосознания, которое всегда обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Оно дало миру выдающиеся художественные произведения, которые стали частью мировой культуры.
Значительный вклад в развитие культуры внесла РПЦ. Православие как ветвь христианства определяет своеобразие российской культуры, оно бережно сохраняет и развивает имеющиеся традиции.
Существенным компонентом любой культуры и носителем культурных ценностей является религия. Она выглядит как образ жизни, как определенная система идей, верований, представлений о человеке, его месте в мире. Во времена князя Владимира Древняя Русь была окружена народами, имеющими свою письменность, свою культуру, развитые религии. Преодолев языческие верования, страна вступила в новый период своей истории, приняв христианство от Византии [1, с. 49].
Нет никакого сомнения, что Крещение Руси стало событием большой исторической значимо-
сти не только в политическом и социальном отношении, но и в культурном. Дата Крещения Руси (988 год) становится важным этапом в культурном развитии страны.
По мнению многих исследователей, на сегодняшний день отмечается снижение культурного уровня населения России. Падение интереса общества к народным и культурным традициям, духовно-нравственным ценностям, искусству, литературе и экологии привело к тому, что в начале XXI века значение и роль культуры отодвигается на второй план [6, с. 118]. От общего падения культуры страдает, не замечая того, молодое поколение, которое стремится к «достижениям» и сомнительным ценностям западной цивилизации, забывая тем самым о своих исконно русских корнях и традициях, утрачивая свой менталитет. Наиболее значительным фактором, оказавшим влияние на падение культуры, стал процесс «стирания» духовной самобытности и самоидентичности россиян. Тиражирование и реклама западного образа жизни в СМИ формируют новую модель поведения, где нет места национально-культурной идентичности. Одновременно в общественном сознании совершается замена духовных и гуманистических ценностей на ценности материального благополучия. Забывается и утрачивается смысл таких понятий, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь к Родине, патриотизм.
Одной из приоритетных задач государства может стать обращение к национальному культурному наследию, которое помогает в деле воспитания молодого поколения в духе патриотизма, духовности и нравственности. Значительная роль в решении этой проблемы отводится православной культуре, которая опирается на многовековой опыт и российская педагогика может использовать его в своих теоретико-педагогических разработках. Со стороны Церкви характер и содержание сотрудничества с системой образования определен такими документами, как - «Концепция образовательной деятельности Церкви» (1991) и «Социальная Концепция Церкви» (2000).
Сегодня необходима масштабная работа по развитию духовности и просвещению народа страны, это возможно только при взаимодействии Церкви и государства. Этим двум социальным институтам следует создать условия для всех граждан, которые, независимо от возраста и со-
циального статуса, смогли бы получить знания не только из области теологии, но и истории, художественной и нравственной культуры православия. Подобные знания очень важны для становления личности. От их усвоения зависит, в какой мере личность сможет воспользоваться богатствами отечественной и мировой культуры. В современном обществе постепенно пробуждается интерес к истокам духовности: актуальным становится изучение православной культуры в муниципальных образовательных учреждениях.
Сегодня востребована образовательная модель, включающая духовно-нравственные компоненты в образовательный процесс. В законодательных документах декларируется, что в образовании должен присутствовать механизм хранения и развития национальных культурных традиций. Именно культурные традиции, в сбережении которых немаловажную роль играет и РПЦ, способствуют сохранению культурного наследия, передающегося от поколения к поколению и оказывающего влияние на определенные слои общества и социальные группы в течение продолжительного времени.
Подобный опыт обращения к православной культурной традиции уже был использован ранее на Алтае, в первую треть XIX века в работе одной из лучших российских духовных миссий - Алтайской. Алтайская духовная миссия (АДМ) сыграла значительную роль в историко-культурном развитии Горного Алтая. Миссия была значительным комплексом, который включал в себя систему миссионерских учреждений, охватывающих все стороны жизни населения Алтая: культурную, религиозную, просветительскую, хозяйственно-бытовую, образовательную, благотворительную. РПЦ в то время выступала главным носителем религиозных общекультурных традиций, осуществляя связь между Европейской Россией и сибирской провинцией [5, с. 56].
Начало активной деятельности Миссии было связанно с приездом в 1830 году известного религиозного деятеля - архимандрита Мака-рия (Глухарева), впоследствии причисленного к лику святых. Для работы на Алтае он разработал свой план ведения миссионерской деятельности. Миссионерско-просветительская концепция архимандрита Макария имела также универ-
сальное значение для других регионов России и, оказав плодотворное воздействие на становление культуры тюркских народностей Горного Алтая, принесла определенные плоды:
- во-первых, христианство укоренилось среди части алтайского этноса, сменив языческие и другие культовые представления;
- во-вторых, народы Алтая изучили христианские основы нравственной, культурной, хозяйственно-экономической, бытовой и семейной культуры, благодаря чему они смогли приобщиться к достижениям мировой цивилизации;
- в-третьих, построенная сеть школьного образования не только приобщила коренные народности к письменной и книжной культуре на родном языке, но и сплотила несколько этнических групп в народ, именовавших себя с конца XIX века алтайским.
Деятельность АДМ была многоплановой:
- разработка и претворение в жизнь религиозных идей с учетом миссионерского служения;
- интенсивная научная работа в области языкознания (сочеталась с этнографическими исследованиями тюркоязычного населения Горного Алтая);
- крупномасштабная деятельность по переводу Библии с греческого и еврейского на русский язык;
- большая просветительская деятельность: создание школ, библиотек, издательское дело.
Работа Алтайской миссии была столь плодотворной что, в 1910 году на миссионерском съезде в Иркутске, АДМ была названа «образцом и руководителем» для других миссий [7, с. 49]. Результатом работы АДМ стала сеть приходских школьных учреждений, которая была распростра-
нена практически на всей территории Горного Алтая, а средняя плотность храмов и школ достигла среднероссийских показателей.
Миссия принесла алтайскому народу грамоту, приобщала к европейской культуре, а также способствовала формированию национальной интеллигенции. Сеть благотворительных и медицинских учреждений эффективно оказывала помощь нуждающимся, воспитывала основы христианского милосердия.
Православие на Алтае являлось одной из отправных точек образования и формирования очагов культуры. Заложенные просветителями АДМ православные культурные традиции не только приобщали кочевые народы к христианству, но и знакомили с русской культурой. Благодаря бережному отношению к языку и национальным традициям коренных жителей Алтая и Горной Шории Миссия содействовала становлению местных национальных культур. Культурный опыт, накопленный православными структурами Алтая в XIX - начале XX века может быть в полной мере востребован и в наши дни.
В заключение следует отметить, что православная культура, актуальность которой очевидна, выполняет многофункциональные задачи:
- духовного воспитания (религиозное воспитание);
- социального воспитания (православная культура отношения к обществу);
- нравственного воспитания (православная культура отношения к людям, себе, миру вещей);
- эстетического и экологического воспитания (православная культура отношения человека к миру художественной культуры и природы) [4, с. 142] .
Литература
1. Балакина Т. И. Мировая художественная культура. Россия IX - начала XX века. - М.: Фирма МХК, 2000. -175 с.
2. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. - СПб.: Русское слово,1996. - 211 с.
3. Георгиева Т. С. Христианство и русская культура. - М.: Владос, 2001. - 258 с.
4. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. - М.: Вече, 2003. - 512 с.
5. Модоров Н. С. Россия и Горный Алтай: политические, социальные и культурные отношения (XVП-XIX века). - Горно-Алтайск: Гор.-Алт. отд-ние Алт. кн. изд-ва, 1996. - 226 с.
6. Нестерова С. В. Религиозное пространство как подсистема культурного ландшафта Алтайского региона (XVIII - первая треть XX века): моногр. - Барнаул: АГАУ, 2004. - 111 с.
7. Скворцова Е. М. Теория и история культуры. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 423 с.
8. Чевалков М. В. Памятное завещание: Богословская литература. - Горно-Алтайск: Гор.-Алт. отд-ние Алт. кн. изд-ва, 1990. - 100 с.
References
1. Balakina T.I. Mirovaya khudozhestvennaya kul'tura. Rossiya IX - nachala XX veka [World Art. Russia IX -the beginning. XX]. Moscow, Firma MKhK Publ., 2000. 175 p. (In Russ.).
2. Brokgauz F.A., Efron I.A. Entsiklopedicheskiy slovar' [Collegiate Dictionary]. St. Petersburg, Russkoe slovo Publ., 1996. 211 p. (In Russ.).
3. Georgieva T.S. Khristianstvo i russkaya kul'tura [Christianity and Russian culture]. Moscow, Vlados Publ., 2001. 258 p. (In Russ.).
4. Kononenko B.I. Bol'shoy tolkovyy slovar' po kul'turologii [Great Dictionary of Cultural Studies]. Moscow, Veche Publ., 2003. 512 p. (In Russ.).
5. Modorov N.S. Rossiya i Gornyy Altay: politicheskie, sotsial'nye i kul'turnye otnosheniya (XVII - XIX veka) [Russia and Altai Mountains: the political, social and cultural relations (XVII - XIX centuries)]. Gorno-Altaysk, Gorno-Altayskoe otdelenie Altayskogo knizhnogo izdatel'stva Publ., 1996. 226 p. (In Russ.).
6. Nesterova S.V. Religioznoe prostranstvo kak podsistema kul'turnogo landshafta Altayskogo regiona (XVIII - pervaya tret' XX veka). Monografiya [Religious space as a subsystem of the cultural landscape of the Altai region (XVIII -the first third of XX century). Monograph]. Barnaul, AGAU Publ., 2004. 111 p. (In Russ.).
7. Skvortsova E.M. Teoriya i istoriya kul'tury [Theory and history of culture]. Moscow, YuNITI Publ., 1999. 423 p. (In Russ.).
8. Chevalkov M.V. Pamyatnoe zaveshchanie: Bogoslovskaya literatura [Memorial testament. Theological literature]. Gorno-Altaysk, Gorno-Altayskoe otdelenie Altayskogo knizhnogo izdatel'stva Publ., 1990. 100 p. (In Russ.).
УДК 008
ПРОСТРАНСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ТРАДИЦИЯ И ИННОВАЦИЯ
Сигарева Елена Валентиновна, кандидат философии, доцент, доцент кафедры экономической теории и социально-политических отношений, Кемеровский институт (филиал) Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Попов Сергей Иванович, кандидат философии, доцент кафедры экономической теории и социально-политических отношений, Кемеровский институт (филиал) Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Батурин Сергей Петрович, кандидат истории, доцент кафедры экономической теории и социально-политических отношений, Кемеровский институт (филиал) Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Актуальность статьи на фоне экологического неблагополучия, которое усиливается в свете современных социально-экономических, политических реалий, раскрывается в характеристике напряженного состояния системы «природа-общество». Авторами поставлена цель исследования - выявить особенности, функции экологической культуры на основных исторических этапах ее развития. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: определить механизмы экологической культуры; провести теоретический анализ экологической традиции/инновации; осмыслить экологическое движение как экологическую инновацию в контексте концепции диффузии нововведений. Критериями развития экологической культуры призваны быть: соответствующий тип мышления, преобладающий тип традиции, мировоззренческий принцип, регулирующий тип отношения человека в системе «природа - общество». Всего в развитии экологической культуры можно выделить четыре этапа: мифологический, религиозный, антропогенный и ноосферный. На основе концепции диффузии нововведений авторами предпринята попытка выявить основные этапы экологического движения и его характерные черты. Рассмотрены теоретические и методологические принципы анализа традиции/ инновации в развитие экологической культуры общества, в основе которых лежит представление о куль-