Научная статья на тему 'Отражение смыслов и ценностей в русском фольклоре'

Отражение смыслов и ценностей в русском фольклоре Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1098
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мировое сообщество / русская культура / ментальность / этнокультурные основания / смыслы и ценности / подрастающее поколение. / world community / Russian culture / mentality / ethnocultural bases / meanings and values / the younger generation

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — А М. Егорычев, Т К. Ростовская

В статье представлено одно из направлений исследования (проекта), которое проводится с 1995г. и имеет целью определение социально-философских оснований русской культуры, выяснение ее особенностей и возможностей ее использования в системе жизненной стратегии современной России. Важнейшими компонентами русской культуры выступают ее смыслы и ценности, которые были исторически сотворены и социогенетически закреплены в памяти русского народа на долгом эволюционном пути его развития. Выявление архетипических оснований смыслов и ценностей русской культуры, обоснование их потенциальных возможностей как важнейшего компонента жизненных сил русского народа, возможности их использования в реалиях современной России, ее устойчивого развития составляет проблему, цель и задачи настоящего направления исследования. Исследование основано на диалектическом осмыслении сущности и развития социальных структур, явлений и процессов, их системном и комплексном историко-социально-философском (ретроспективном) анализе. Проведенное исследование позволило заключить, что реализация этнокультурных оснований русской культуры, содержащих базовые смыслы и ценности жизнеосуществления русского народа, в современной российской действительности возможна посредством запуска всей совокупности социальных механизмов российского государства и общества (управленческого, правового, методологического, информационного, методико-технологического, иного). Важнейшими социальными институтами, которые способны на высоком уровне транслировать и закреплять смыслы и ценности русской культуры в сознании подрастающего поколения, выступают российская семья и отечественное образование. Именно семья и система отечественного образования, в своем органичном единстве, поддерживаемые государственной социальной политикой, способны формировать и активизировать жизненные силы подрастающего поколения, направлять их на решение глобальных задач развития Отечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTION OF VALUES OF RUSSIAN CULTURE IN FOLKLORE

The article presents one of the research directions (project), which has been carried out since 1995 and which had a goal aimed at determining the socio-philosophical foundations of Russian culture, clarifying its features and possibilities of using it in the life strategy of modern Russia. The most important component of Russian culture is its meanings and values, which were historically created and sociogenetically fixed in the memory of the Russian people on the long evolutionary path of its development. Identifying the archetypical foundations of the meanings and values of Russian culture, justifying their potential, as an essential component of the vital forces of the Russian people, their use in the realities of modern Russia, its sustainable development, is the problem, purpose and objectives of this research direction. The study is based on a dialectical understanding of the essence and development of social structures, phenomena and processes, their system and complex historical, social, philosophical (retrospective) analysis. The study made it possible to conclude that the realization of the ethnocultural foundations of Russian culture, containing the basic meanings and values of the life-realization of the Russian people in modern Russian reality, is possible, by launching the entire set of social mechanisms of the Russian state and society (managerial, legal, methodological, informational, methodological, technological, otherwise). The most important social institutions that are capable of transmitting and consolidating the meanings and values of Russian culture in the minds of the younger generation at a high level are the Russian family and national education. It is the family and the system of national education, in their organic unity, supported by state social policy, that can shape and activate the life forces of the younger generation, to direct them to the global goals of the development of the Fatherland.

Текст научной работы на тему «Отражение смыслов и ценностей в русском фольклоре»

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

УДК 316.7 Б 01: 10.24411/2071-6427-2019-10056

Отражение смыслов и ценностей в русском фольклоре

В статье представлено одно из направлений исследования (проекта), которое проводится с 1995 г. и имеет целью определение социально-философских оснований русской культуры, выяснение ее особенностей и возможностей ее использования в системе жизненной стратегии современной России. Важнейшими компонентами русской культуры выступают ее смыслы и ценности, которые были исторически сотворены и социогенетически закреплены в памяти русского народа на долгом эволюционном пути его развития. Выявление архетипических оснований смыслов и ценностей русской культуры, обоснование их потенциальных возможностей как важнейшего компонента жизненных сил русского народа, возможности их использования в реалиях современной России, ее устойчивого развития составляет проблему, цель и задачи настоящего направления исследования. Исследование основано на диалектическом осмыслении сущности и развития социальных структур, явлений и процессов, их системном и комплексном истори-ко-социально-философском (ретроспективном) анализе. Проведенное исследование позволило заключить, что реализация этнокультурных оснований русской культуры, содержащих базовые смыслы и ценности жизнеосуществления русского народа, в современной российской действительности возможна посредством запуска всей совокупности социальных механизмов российского государства и общества (управленческого, правового, методологического, информационного, ме-

А. М. Егорычев

Доктор философских наук, профессор кафедры социальной педагогики и организации работы с молодежью Российского государственного социального университета, главный научный сотрудник Института социально-политических исследований Российской академии наук, г. Москва E-mail: chelovekcap@ mail.ru

Alexander M. Egorychev

Dr. Sc. (Philosophy), Professor, the Department of Social Pedagogy and Organization of Work with Young People, Russian State Social University, Leading Researcher, Institute for Social and Political Studies,Russian Academy of Sciences, Moscow

Как цитировать статью: Егорычев А. М., Ростовская Т. К. Отражение смыслов и ценностей в русском фольклоре // Ценности и смыслы. 2019. № 2 (60). С. 119-135.

Т. К. Ростовская

Доктор социологических наук, профессор, заместитель директора Института социально-политических исследований Российской академии наук, заведующая кафедрой социальной педагогики и организации работы с молодежью Российского государственного социального университета, г. Москва E-mail: rostovskaya. [email protected]

Tamara K. Rostovskaya

Dr. Sc. (Sociology), Professor, Deputy Director, Institute of Social and Political Studies of the Russian Academy of Sciences, Head of the Department of Social Pedagogy and Organization of Work with Young People, Russian State Social University, Moscow

тодико-технологического, иного). Важнейшими социальными институтами, которые способны на высоком уровне транслировать и закреплять смыслы и ценности русской культуры в сознании подрастающего поколения, выступают российская семья и отечественное образование. Именно семья и система отечественного образования, в своем органичном единстве, поддерживаемые государственной социальной политикой, способны формировать и активизировать жизненные силы подрастающего поколения, направлять их на решение глобальных задач развития Отечества.

Ключевые слова: мировое сообщество, русская культура, ментальность, этнокультурные основания, смыслы и ценности, подрастающее поколение.

Введение

Проблема развития русской культуры и цивилизации резко обострилась в последнее десятилетие, что связано с той ситуацией, которая была порождена социокультурным переломом в 1991 году. В настоящее время Россия находится в ситуации поиска собственного пути развития, что требует в полной мере эффективно реали-зовывать свой исторический потенциал, целенаправленно и эффективно управлять жизненными силами русского (российского) народа.

Сегодня России необходим системный комплексный анализ (философский, антропологический, социологический, политологический, культурологический, социально-педагогический) потенциала русской культуры (ее базовых смыслов и ценностей), ее роли как в эволюционном развитии и становлении русского этноса (народа), так и в осуществлении дальнейшего жизне-строительства современного российского государства и общества. Отсутствие такого анализа: - существенно обедняет понимание сути и сущ-

ности русской культуры как важной составляющей мировой культуры и цивилизации, ее полноценного развития;

- не позволяет отечественным социогуманитарным наукам на должном уровне разработать теоретико-методологические основания и универсальные теории, что не способствует их эффективному вкладу в гуманизацию общественных отношений российского государства и общества;

- ограничивает возможность использования огромного потенциала русской культуры (философского, социокультурного, социально-педагогического и др.) в разработке и реализации российской государственной социальной политики;

- не дает реальной возможности качественно разработать и научно обосновать футурологический прогноз развития российского государства и общества на близкую (5-10 лет), среднюю (15-25 лет) и дальнюю перспективу (30-100 лет);

- не позволяет уверенно использовать огромный исторический ресурс и потенциал русской культуры в разработке государственной стратегии развития российского сообщества;

- не позволяет российскому руководству должным образом разработать и принять концепцию и стратегию функционирования и развития системы отечественного образования с учетом российских исторических социокультурных оснований (смыслов и ценностей русской культуры).

Все вышеобозначенное мотивировало авторов к выбору проблемы и темы настоящего исследования — «Смыслы и ценности русской культуры как основа формирования национальной самоидентификации и гражданского самосознания русского (российского) народа».

Настоящая статья носит аналитический характер и представляет результаты (один аспект) многолетнего исследования (1995 г.—насто-ящее время) проблемы, сущность которой заключается в следующем: выявление основных исторических смыслов и ценностей русской культуры, выступающих основой формирования национальной идентификации и гражданского самосознания русского народа в Руси-России.

Цель настоящего исследования: выявить и обосновать основные исторически сформированные и социогенетически закрепленные смыслы и ценности русского народа, определяющие его национальную самоидентификацию и гражданское самосознание.

Ведущая идея исследования: смыслы и ценности русской культуры являются социогенетической матрицей исторической памяти русского народа, не позволившей ему потерять свое национальное лицо (самоидентификацию) в перипетиях многотысячелетнего эволюционного развития Руси-России. В настоящий период развития России, который характеризуется сложной социально-политической и экономической ситуацией, выражающейся в поиске своего истинного пути развития, смыслы и ценности русского народа могут выступать базовым основанием в разработке государственной социальной политики. Усиление культурологической составляющей (содержащей смыслы и ценности русского народа как государствообразующего) в реализации государственной социальной политики, направленной на организацию и развитие социально-культурного пространства всех регионов Российской Федерации, создание социально-педагогических условий в системе российского образования на основе исторической социокультурной преемственности, позволит создать благоприятные условия как для полного раскрытия жизненных сил русского (российского) народа, так в целом для устойчивого развития российского государства и общества.

Обзор научной литературы по проблеме исследования

Тщательный анализ научной отечественной литературы показал, что современных исследований, касающихся различных проблем русской культуры, несмотря на ее огромное историческое наследие, не так уж и много. Тем не менее необходимо отметить те, которые в большей мере касаются данной проблематики (С. Р. Аминов, А. Ш. Викторов, М. И. Воловикова, О. А. Жукова, В. П. Казначеев, Т. Д. Марцин-ковская, В. Ф. Овчинников и др.).

А. Ш. Викторов в своем исследовании «Современная русская культура: социологический анализ тенденций развития» сделал попытку определения и раскрытия тенденций состояния современной русской культуры через различные формы и виды проявления творчества и характер изменения ценностных доминант в общественном сознании россиян [4].

О. А. Жукова в своей монографии «Философия русской культуры. Метафизическая перспектива человека и истории» рассматривает проблему смысловой взаимообусловленности религиозной, художе-

ственной и социально-политической традиции в российской истории, тематизированную концептом человека, культуры и творчества [10].

Т. Д. Марцинковская в монографии «Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке», используя широкий философско-исто-рико-психологический подход, сделала попытку осмысления русского менталитета, описания его структуры и проявлений в материальной и духовной жизни общества [16].

С. Р. Аминов в своем диссертационном исследовании «Русская идея в отечественной культуре XIX века» приходит к пониманию важности этой темы сегодня, ее значения в возможности исследования процессов становления открытого гражданского общества в России [1].

В целом анализ научных работ последних десятилетий показал несомненный интерес отечественных ученых к данной проблеме и вместе с тем выявил малое количество работ, имеющих активную социальную направленность на социокультурное преобразование современного российского общества с учетом ментальности, исторического потенциала, русской (российской) культуры.

Методология и методы исследования

Методологическую основу исследования составили идеи, положения и теории отечественных исследователей, касающиеся проблемы рождения, становления и развития русской культуры (Н. Я. Данилевский, Н. А. Бердяев, др.); смыслы и ценности русского народа, отраженные в фольклоре (В. П. Аникин, В. И. Даль, др.); ментальности русского народа, его жизненных сил (М. О. Коялович, Н. О. Лосский, Д. В. Полежаев, В. С. Соловьев, А. С. Хомяков, др.); образования и воспитания русского народа (И. А. Ильин, К. Д. Ушинский, др.). А также современные исследования, открывающие новые аспекты настоящей проблемы (В. П. Казначеев, А. М. Егорычев, Т. К. Ростовская, др.)

Историко-социально-философский подход в рамках настоящего исследования выступает как междисциплинарный метод познания социокультурных феноменов русской культуры. Данный подход дает возможность:

- выявить и описать социокультурные артефакты (смыслы и ценности), порожденные историей развития русского народа, которые имеют вневременное значение для сохранения русской культуры, развития российского государства и общества;

- установить исторические связи явлений и процессов, которые происходили на различных этапах эволюционного развития Руси-России, выявить их существующую историческую социокультурную преемственность;

- соотнести все исторические социокультурные феномены русской культуры с современностью, выявить их историческую связь, обосновать необходимость их сохранения и актуализации в жизнестро-ительстве современного российского государства и общества.

Использовались следующие методы исследования: философские (системный философский анализ исторических этапов развития Руси-России); общенаучные (анализ, сравнение, классификация, обобщение материалов различных текстов); частнонаучные (анализ эмпирических и социологических данных по проблеме исследования).

Результаты исследования, их обсуждение

К началу XXI века в России утвердились либеральные и неолиберальные каноны, нормы, смыслы и ценности, которые не соответствуют социальному историческому архетипу русского (российского) народа, несут угрозу для национальной безопасности России. Неолиберальные смыслы и ценности не только не позволяют развивать финансово-экономическую систему России, но и, что самое главное, активно разрушают ее базовые национальные социокультурные основы. Совершенно очевидно, что либерализм и неолиберализм как идеология развития России никоим образом не соответствуют ее историческому социокультурному базису. Существующие социальные связи и отношения неолиберализм рассматривает лишь как систему рыночных отношений, подчиняя им все и вся, разрушая истинную сущность русской (российской) культуры, игнорируя ее истинные смыслы и ценности. Этическая сторона либерализма и неолиберализма имеет выражение лишь в законах функционирования рыночных структур.

Принятая в 1993 году Конституция РФ 13-й статьей установила запрет на общую для страны идеологию как систему социально значимых для народа смыслов, идей и ценностей на уровне государства, что, несомненно, сыграло на руку всем либералам и неолибералам. Ориентация молодого российского поколения все более приобретает коммерциализированный характер, затрудняет их смысловую национальную самоидентификацию, формирование гражданского самосознания на истин-

ных смыслах и ценностях отечественной культуры. Преемственность поколений практически разрушена, базовые традиционные смыслы и ценности русской (российской) культуры современной молодежью не поняты и не востребованы. Присоединение России к Болонскому процессу в 2003 г. положило начало качественным изменениям в системе российского образования, ее коммерциализации. Воспитание как социальный институт было мало востребовано на всех уровнях системы российского образования, что повлияло на дезорганизацию социума, систему «личность — семья — общество» (А. М. Егорычев, Т. К. Ростовская, А. С. Кретинин, А. Г. Ахтян) [8; 9; 10].

Все вышеобозначенное заставило ученых, неравнодушных к судьбе Отечества, искать направления, пути, способствующие исправлению тех ошибок, которые мешают истинному развитию российского государства, человека и общества. Одним из таких направлений выступает обращение к социокультурным традициям (смыслам и ценностям) русской культуры.

Обращение к историческому наследию русской культуры позволило выявить огромный массив материалов, которые в той или иной степени отражали смыслы и ценности русского мира, культуры русского народа. Тщательный отбор и анализ исторического материала дали возможность составить краткий каталог базовых смысловых ценностей, которые нашли отражение и закрепление в русской народной культуре, фольклоре, традициях, образе жизни, мировоззренческих установках, организации бытийного мира.

Как у любого другого, у русского народа исторически сложилась система ценностей, отражающих высшие смыслы его жизни, что нашло выражение в пословицах и поговорках. Русские пословицы и поговорки слагались в течение всей истории русского народа, их можно рассматривать как сокровищницу его смыслов и ценностей. Они призваны воспитывать, поучать, советовать, наставлять, остерегать человека, стоящего перед какой-либо жизненной проблемой. Они являются прекрасными иллюстрациями, раскрывающими характер русского народа, его ментальность. Авторами были проанализированы сотни русских пословиц и поговорок и отобраны те, которые ясно отражают высшие смыслы жизни русского характера.

В Таблице 1 представлены традиционные ценности русского народа, нашедшие отражение в пословицах и поговорках.

Таблица 1.

Традиционные ценности русского народа, связанные со смыслом жизни и нашедшие отражение в пословицах и поговорках

№ п/п Ценности Пословицы и поговорки

1. Душа, духовность У кого нет души, у того и жизнь плохая Душа — всему мера Душу вложишь — все сможешь Духовный учитель — лучший учитель Рукам работа — душе праздник Доброе дело питает и душу, и тело

2. Жертвенность, геройство, мужество Сам погибай, а товарища выручай Кто мечтает о победе, тот не думает о смерти Смертью героя пал, а родину не продал За родную землю стой, как скала: трусу — пуля, герою — хвала

3. Родина, Отчизна, земля родная Для родной Отчизны не жаль и жизни Где родился — там и сгодился На чужой сторонушке рад родной воронушке От Родины теплом веет Первое дело в жизни — служить Отчизне Сражайся смело за родное дело При солнце тепло, при Родине добро

4. Честь, достоинство, совесть Береги платье снову, а честь смолоду За совесть да за честь — хоть голову снесть Бесчестье хуже смерти Достоинство умного рядом с дураком не скроешь Худо, где достойным чести нет Честь тверда, в слове стойка В ком честь, в том и правда Добрая совесть не боится клеветы Платье черненько, да совесть беленька Хоть мошна пуста, да совесть чиста Есть совесть — есть и стыд

5. Вера в Бога Жить — Богу служить Бог не в силе,а в правде Не сохранит Господь града, не сохранит ни стража, ни ограда Кто перекрестясь работает, тому Божья помощь Не торопись, сперва Богу помолись! Кабы не Бог, кто бы нам помог? С Богом пойдешь — до блага дойдешь

6. Справедливость Где права сила, там бессильно право Действовать справедливо в удаче всегда легче, чем в несчастье Как аукнется, так и откликнется Чего себе не хочешь, того и другому не твори Что посеешь, то и пожнешь

7. Вольность, сво- Выбор всегда один: свобода или смерть

бода Свобода дороже всего

Хоть хлеба крома, да воля своя

Подумаешь — горе, а раздумаешь — воля Господня

Воля портит, а неволя учит

Воля губит, неволя изводит

Вольность всего лучше

Воля — свой Бог

Неволя чего не делает!

Какими воротами ни закрывай коня, он все рвется на

волю

Методом экспертной оценки были выделены семь групп смысловых ценностей, которые имеют выражение в русских пословицах и поговорках: 1. Душа, духовность; 2. Жертвенность, геройство, мужество; 3. Родина, Отчизна, земля родная; 4. Честь, достоинство, совесть; 5. Вера в Бога; 6. Справедливость; 7. Вольность, свобода.

Многие русские мыслители прошлого в течение всей своей жизни искали сущность духовного в человеке (митрополит Киевский Иларион, В. С. Соловьев, А. С. Хомяков, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, др.).

Среди первых русских сочинений необходимо отметить «Слово о законе и благодати» митрополита Киевского Илариона (990-1055). Содержание небольшого труда наполнено философскими размышлениями как о смысле мировой истории и необходимости (законе), так и свободе (благодати), без чего немыслима судьба русского народа. Иларион противопоставляет «закон» «благодати», при этом закон — не истина, а лишь тень, хотя и подготавливает к принятию истины [22].

А. С. Хомяков (1804-1860), русский философ и богослов, писал о том, что личность не может сводиться лишь к рассудочному началу. По его мнению, ценность личности определяется не только мерой ее разумности, но прежде всего ее живой духовностью (волей, состраданием, любовью, благоговением перед высшим) [25, с. 283].

Огромное значение духовности в организации бытийного мира русского человека придавал русский философ Н. А. Бердяев (18741948). Он писал: «Дух и духовность перерабатывают, преображают, просветляют природный и исторический мир, вносят в него свободу и смысл» [3, с. 461].

Русский философ И. А. Ильин (1883-1954) утверждал, что личность

в человеке имеет непосредственную связь с его духовностью и она погибает по мере того, как убывает его духовность: «Человек гибнет не только тогда, когда он беднеет, голодает, страдает и умирает, а тогда, когда он слабеет духом и разлагается нравственно и религиозно; не тогда, когда ему трудно жить или невозможно поддерживать свое существование, а тогда, когда он живет унизительно и умирает позорно; не тогда, когда он страдает или терпит лишения и беды, а когда он предается злу» [11].

Русские мыслители утверждали, что особенностью отечественной духовной традиции является единство жизненных сил и устремлений русского народа к духовности и нравственности, к цельной духовной жизни, что русскому человеку изначально присуще стремление к поиску духовного идеала, совершенного царства бытия. Квинтэссенция духовного поиска русскими мыслителями и философами имеет следующее выражение: духовность русского человека — это его историческая память, наполненная любовью к миру, творениями добра, добрыми и бескорыстными поступками, поиском совершенного мира, а его личностные устремления ориентированы на коллективное (общинное, соборное) благо и единение с Богом.

В Таблице 2 представлены традиционные ценности русского народа, характеризующие черты характера, ментальность и нашедшие отражение в пословицах и поговорках, которые отражают его воззрения на окружающий мир.

Таблица 2.

Традиционные ценности русского народа, характеризующие черты его характера, ментальность и нашедшие отражение в пословицах и поговорках

№ п/п Ценности Пословицы и поговорки

1. Трудолюбие Не потрудиться, так и хлеба не добиться Без труда не вынешь рыбку из пруда Богу молись, а сам трудись! Труд всегда дает, а лень только берет Станешь лениться, будешь с сумой волочиться Без дела жить — только небо коптить

2. Терпение, долготерпение Терпение и труд все перетрут Терпенье дает уменье Всякое дело терпеньем одолеть можно Терпение приносит спасение Терпение все преодолевает

3. Щедрость Доброта сердца лучше щедрости Дороже серебра и злата душа, что щедростью богата У кого руки щедры, тому все дороги открыты Три вещи вызывают любовь: вера, скромность и щедрость

4. Нестяжательство Не та рука плоха, что держит свое, а та, что тянет чужое Лишнее не бери, карман не дери, души не губи Когда деньги говорят, тогда совесть молчит

5. Широта русского характера, русской души Русский человек хлеб-соль водит Русский человек добро помнит Русские медленно запрягают, но потом быстро скачут Если по-русски скроен, и один в поле воин Русский человек без родни не живет Русская душа — нараспашку

6. Общинность, коллективизм, артель-ность Артельно воюешь, а в одиночку горюешь Артелью хорошо и недруга бить В гурте и каша лучше естся В единении — сила В одиночестве и кусок не мил В одиночку — слабы, вместе — сильны В одиночку жить — сердце зябнет В одиночку не одолеешь и кочку, артельно — и через гору впору На мир и суда нет Народу единство, что птице крылья

7. Дружба Без друга в жизни туго Без друга на сердце вьюга Бой красен мужеством, а приятель — дружеством Верный друг лучше сотни слуг Дерево живет корнями, а человек — друзьями Для хорошего друга не жаль ни хлеба, ни досуга Доброе братство лучше богатства Друзья прямые — что братья родные

8. Веселый нрав Умей работать, умей и веселиться Есть время работать, есть и веселиться Когда живется весело, то работа спорится Веселое слово — речи основа Веселись, да дело разумей От лишнего веселья работа тоскует Веселися, смейся, на Бога надейся, а сам не плошись!

9. Вера в чудо Дал Бог нашему сидню ноги

То мудрено, что на льду сварено

Не было ни деньги, да вдруг алтын

Богу не угодишь, так хоть людей удивишь

Не боги же и горшки обжигают

По сытому брюху хоть обухом

Сытый ничему не дивуется

То не диво, что у богатого много пива

Чуден свет — дивны люди

Дивны дела твои, Господи!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методом экспертной оценки были выделены девять групп смысловых ценностей: 1. Трудолюбие; 2. Терпение, долготерпение; 3. Щедрость; 4. Нестяжательство; 5. Широта русского характера, русской души; 6. Общинность, коллективизм, артельность; 7. Дружба; 8. Веселый нрав; 9. Вера в чудо, которые в своей совокупности отражают черты характера русского народа, его ментальность, получившие выражение в пословицах и поговорках.

К числу важнейших свойств и качеств русского народа, кроме его высших устремлений к духовному и идеальному, можно отнести все вышеобозначенные качества. Эти качества, отражающие земную природу русского народа, теснейшим образом связаны с его поиском духовного, горнего, справедливого мира. В характере русского человека воедино сплелись качества и свойства, которые сделали его сильным и целеустремленным, добрым и веселым, трудолюбивым и терпеливым, обладающим неиссякаемой верой в высшие силы и справедливость таким, каким сотворила история жизни его народа.

Все качества и свойства русского народа, все смыслы и ценности, им собранные и сохраненные, есть его историческая социогенетиче-ская матрица, не позволяющая ему потерять своего национального лица и не раствориться в небытии, сохранить свою неповторимую культуру, продолжить путь в будущее, успешно преодолевая все исторические перипетии.

Правда, не все русские исследователи мыслят столь оптимистично. Так, Е. Г. Ясин, рассуждая о традиционных русских ценностях, приходит к следующему умозаключению: «Тем не менее, вообще, ценности традиционной русской культуры, в совокупности с сопутствующими отрицательными качествами, к которым она проявляет терпимость, непродуктивны применительно к современной условиям» [27].

Очевидно, что смыслы и ценности, отраженные в русском народном творчестве, по-прежнему бережно сохраняются народом и исследуются учеными.

Заключение и выводы

Изучение смыслов и ценностей русской культуры сегодня, в первой половине XXI века, выступает важным фактором и показателем, характеризующим уровень понимания и осознанности российским научно-образовательным сообществом состояния и степени трансформации российского государства и общества.

Патриотично настроенные отечественные ученые социогумани-тарных областей науки усердно работают над восстановлением утраченного, возвращением богатейшей русской культуры с ее смыслами и ценностями духовного порядка, созданием целомудренных отношений в российском обществе.

С учетом всего вышеизложенного можно говорить о том, что:

1. Россия, обратившись к своему огромному историческому культурному потенциалу, духовным смыслам и ценностям национальной культуры, обретает возможность возродиться как сильная культурная и духовная держава.

2. Русский народ, как государствообразующий, выполняющий функцию скрепления всех этносов и народов Российской Федерации, продолжает развитие тех смыслов и ценностей, которые формируют его национальное и гражданское самосознание.

3. Российская молодежь, не включенная в поле своей родной культуры, приобретает автофобные качества и свойства, становится маргинальной прослойкой, что, несомненно, раскачивает и дезорганизует российское общество. Необходима консолидация российского общества, включая подрастающее поколение, на основе смыслов и ценностей отечественной культуры.

Литература

1. Аминов С. Р. Русская идея в отечественной культуре XIX века: дис. ... канд. культурологии. Нижневартовск, 2005. 148 с.

2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. М.: Учпедгиз. 1957. 240 с.

3. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М.: Республика: Полиграфиздат, 1994. 480 с.

4. Викторов А. Ш. Современная русская культура. Социологический анализ тенденций развития: дис. ... д-ра социол. наук. М., 1999. 393 с.

5. Воловикова М. И., Мустафина Л. Ш. Использование русских народных пословиц и поговорок в исследовании социальных представлений о совести // Русский мир. 2012. № 3. С. 34-36.

6. Даль В. И. Пословицы русского народа. М.: АСТ, 2008. 752 с.

7. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. СПб., 1995. 552 с.

8. Егорычев А. М., Ахтян А. Г. Воспитание ребенка в традициях русской культуры: монография / под ред. А. М. Егорычева. М.: РГСУ, 2018. 178 с.

9. Егорычев А. М., Ростовская Т. К., Кретинин А. С. Духовность русской культуры как базовый фактор новой государственной молодежной политики России // Электронный журнал: ЦИТИСЭ. 2018. № 1 (14).

10. Жукова О. А. Философия русской культуры. Метафизическая перспектива человека и истории: монография. М.: ЛитРес, 2017. 730 с.

11. Ильин И. А. О сопротивлении злу силой. М.: Айрис-Пресс, 2005. 320 с. [Электронный ресурс]. URL: http://velikoross.org/ivan-ilin-zhizneopisanie-mirovozzrenie-citatyza-60-minut/citaty/o-protivlenii-zlu-siloyu (дата обращения: 12.04.2019).

12. Казначеев В. П. Здоровье нации, культура, футурология XXI века: сб. статей и докладов (2007-2012 гг.) / под ред. А. В. Трофимова. Новосибирск: ЗСО МСА, 2012. 388 с.

13. Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Институт национальной модели экономики, 1994. 267 с.

14. Коялович М. О. История русского самосознания. СПб.: Издательство А. С. Суворина, 1901. 639 с.

15. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. Основы этики. Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. 368 с.

16. Марцинковская Т. Д. Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке. М.: Блиц, 1994. 155 с.

17. Овчинников В. Ф. Феномен таланта в русской культуре: монография / науч. ред. академик П. С. Гуревич. Калининград: Янтарный сказ. 1999. 356 с.

18. Подлесная Л. С., Дуб С. К. Национальные и общечеловеческие ценности в условиях глобализации // Гуманитарный журнал. 2012. № 2-3. С. 129-134.

19. Полевой Н. А. История русского народа. В 3-х т. М.: Вече, 1997. Т. 1: 640 с. Т. 2: 592 с. Т. 3: 768 с.

20. Полежаев Д. В. Идея менталитета в русской философии «Золотого века». Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. 360 с.

21. Ростовская Т. К., Егорычев А. М., Мардахаев Л. В. и др. Духовность и социальное служение. Ценностный мир российской молодежи: коллективная монография / под ред. Т. К. Ростовской, А. М. Егорычева. В 3-х т. Т. 1. М.: Перспектива, 2018. 296 с.

22. Сикевич З. В. Национальное самосознание русских. М.: Механик, 1996. 204

с.

23. Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона // Повести Древней Руси / под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. Т. 1: XI-XII века. СПб.: Наука, 1997. 543 с.

24. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. СПб.: Товарищество «Общественная польза», 1851-1879. 879 с.

25. Ушинский К. Д. Воспитание человека. Избранное / сост., вступ. статья С. Ф.

Егорова. М.: Карапуз, 2005. 256 с.

26. Хомяков А. Сочинения. В 2-х т. М.: Московский философский фонд: Медиум: Вопросы философии, 1994. Т. 1: 591 с. Т. 2: 479 с.

27. Яковец Ю. В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М.: Экономика, 2003. 441 с.

28. Ясин Е. Г. Новая эпоха - старые тревоги. Экономическая политика [Электронный ресурс]. URL: https://econ.wikireading.ru/35082 (дата обращения: 09.01.2019).

REFLECTION OF VALUES OF RUSSIAN CULTURE IN FOLKLORE

The article presents one of the research directions (project), which has been carried out since 1995 and which had a goal aimed at determining the socio-philosophical foundations of Russian culture, clarifying its features and possibilities of using it in the life strategy of modern Russia. The most important component of Russian culture is its meanings and values, which were historically created and sociogenetically fixed in the memory of the Russian people on the long evolutionary path of its development. Identifying the archetypical foundations of the meanings and values of Russian culture, justifying their potential, as an essential component of the vital forces of the Russian people, their use in the realities of modern Russia, its sustainable development, is the problem, purpose and objectives of this research direction. The study is based on a dialectical understanding of the essence and development of social structures, phenomena and processes, their system and complex historical, social, philosophical (retrospective) analysis. The study made it possible to conclude that the realization of the ethnocultural foundations of Russian culture, containing the basic meanings and values of the life-realization of the Russian people in modern Russian reality, is possible, by launching the entire set of social mechanisms of the Russian state and society (managerial, legal, methodological, informational, methodological, technological, otherwise). The most important social institutions that are capable of transmitting and consolidating the meanings and values of Russian culture in the minds of the younger generation at a high level are the Russian family and national education. It is the family and the system of national education, in their organic unity, supported by state social policy, that can shape and activate the life forces of the younger generation, to direct them to the global goals of the development of the Fatherland.

Keywords: world community, Russian culture, mentality, ethnocultural bases, meanings and values, the younger generation.

References

• AminovS.R. Russkaya ideya v otechestvennoj kul'ture XIX veka: dis. ... kand. kul'turologii. Nizhnevartovsk, 2005. 148 s. [In Rus].

• Anikin V. P. Russkie narodnye poslovicy, pogovorki, zagadki, detskij fol'klor. M.: Uchpedgiz. 1957. 240 s. [In Rus].

• BerdyaevN. A. Filosofiya svobodnogo duha. M.: Respublika: Poligrafizdat, 1994. 480 s. [In Rus].

• Dal'V.I. Poslovicy russkogo naroda. M.: AST, 2008. 752 s. [In Rus].

• DanilevskijN. Ya. Rossiya i Evropa. SPb., 1995. 552 s. [In Rus].

• Egorychev A. M., Ahtyan A. G. Vospitanie rebenka v tradiciyah russkoj kul'tury: mono-grafiya / pod red. A. M. Egorycheva. M.: RGSU, 2018. 178 s. [In Rus].

• Egorychev A. M., Rostovskaya T. K., Kretinin A. S. Duhovnost' russkoj kul'tury kak ba-zovyj faktor novoj gosudarstvennoj molodezhnoj politiki Rossii // Elektronnyj zhur-nal: CITISE. 2018. № 1 (14). [In Rus].

• HomyakovA. Sochineniya. V 2-h t. M.: Moskovskij filosofskij fond: Medium: Voprosy filosofii, 1994. T. 1: 591 s. T. 2: 479 s. [In Rus].

• Il'inI. A. O soprotivlenii zlu siloj. M.: Ajris-Press, 2005. 320 s. [Elektronnyj resurs]. URL: http://velikoross.org/ivan-ilin-zhizneopisanie-mirovozzrenie-citatyza-60-minut/ citaty/o-protivlenii-zlu-siloyu (data obrashcheniya: 12.04.2019). [In Rus].

• Kasyanova K. O russkom nacional'nom haraktere. M.: Institut nacional'noj modeli ekonomiki, 1994. 267 s. [In Rus].

• Kaznacheev V. P. Zdorov'e nacii, kul'tura, futurologiya XXI veka: sb. statej i dokladov (2007-2012 gg.) / pod red. A. V. Trofimova. Novosibirsk: ZSO MSA, 2012. 388 s. [In Rus].

• KoyalovichM. O. Istoriya russkogo samosoznaniya. SPb.: Izdatel'stvo A. S. Suvorina, 1901. 639 s. [In Rus].

• Losskij N. O. Usloviya absolyutnogo dobra. Osnovy etiki. Harakter russkogo naroda. M.: Politizdat, 1991. 368 s. [In Rus].

• Marcinkovskaya T. D. Russkaya mental'nost' i ee otrazhenie v naukah o cheloveke. M.: Blic, 1994. 155 s. [In Rus].

• Ovchinnikov V. F. Fenomen talanta v russkoj kul'ture: monografiya / nauch. red. aka-demik P. S. Gurevich. Kaliningrad: Yantarnyj skaz. 1999. 356 s. [In Rus].

• Podlesnaya L. S., Dub S. K. Nacional'nye i obshchechelovecheskie cennosti v usloviyah globalizacii // Gumanitarnyj zhurnal. 2012. № 2-3. S. 129-134. [In Rus].

• Polevoj N. A. Istoriya russkogo naroda. V 3-h t. M.: Veche, 1997. T. 1: 640 s. T. 2: 592 s. T. 3: 768 s. [In Rus].

• PolezhaevD. V. Ideya mentaliteta v russkoj filosofii «Zolotogo veka». Volgograd: Izd-vo VolGU, 2003. 360 s. [In Rus].

• Rostovskaya T. K., Egorychev A. M., Mardahaev L. V. i dr. Duhovnost' i social'noe slu-zhenie. Cennostnyj mir rossijskoj molodezhi: kollektivnaya monografiya / pod red. T. K. Rostovskoj, A. M. Egorycheva. V 3-h t. T. 1. M.: Perspektiva, 2018. 296 s. [In Rus].

• SikevichZ. V. Nacional'noe samosoznanie russkih. M.: Mekhanik, 1996. 204 s. [In Rus].

• Slovo o Zakone i Blagodati mitropolita Ilariona // Povesti Drevnej Rusi / pod red. D. S. Lihacheva, L. A. Dmitrieva, A. A. Alekseeva, N. V. Ponyrko. T. 1: XI-XII veka. SPb.: Nauka, 1997. 543 s. [In Rus].

• SolovevS. M. Istoriya Rossii s drevnejshih vremen. SPb.: Tovarishchestvo «Obshchestvennaya pol'za», 1851-1879. 879 s. [In Rus].

• UshinskijK. D. Vospitanie cheloveka. Izbrannoe / sost., vstup. stat'ya S. F. Egorova. M.:

Karapuz, 2005. 256 s. [In Rus].

• ViktorovA. Sh. Sovremennaya russkaya kul'tura. Sociologicheskij analiz tendencij raz-vitiya: dis. ... d-ra sociol. nauk. M., 1999. 393 s. [In Rus].

• VolovikovaM. I., Mustafina L. Sh. Ispol'zovanie russkih narodnyh poslovic i pogovo-rok v issledovanii social'nyh predstavlenij o sovesti // Russkij mir. 2012. № 3. S. 34-36. [In Rus].

• Yakovec Yu. V. Globalizaciya i vzaimodejstvie civilizacij. M.: Ekonomika, 2003. 441 s. [In Rus].

• Yasin E. G. Novaya epoha - starye trevogi. Ekonomicheskaya politika [Elektronnyj resurs]. URL: https://econ.wikireading.ru/35082 (data obrashcheniya: 09.01.2019). [In Rus].

• Zhukova O.A. Filosofiya russkoj kul'tury. Metafizicheskaya perspektiva cheloveka i istorii: monografiya. M.: LitRes, 2017. 730 s. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.