Научная статья на тему 'От кризиса нравственности до возрождения традиционных семейных ценностей россиян'

От кризиса нравственности до возрождения традиционных семейных ценностей россиян Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
293
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
российская молодежь / российская семья / нравственность / традиционные ценности / кризис нравственности. / Russian youth / Russian family / morality / traditional val- ues / morality crisis.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ростовская Тамара Керимовна, Кара-Мурза Сергей Георгиевич, Егорычев Александр МихайЛович

Материал настоящей статьи представляет часть научного проекта, осуществляемого инициативной группой российских ученых с 1995 г. Статья носит аналитический характер. Представленные материалы отражают современную проблему российского государства и общества, порожденную ломкой существовавшего советского строя в 1991 г., разрушением коммунистической идеологии, одновременным поиском новых перспектив, смыслов и ценностей в построении новой России. Авторы уверенно стоят на позиции, которая определяется убеждением в том, что развитие России возможно лишь на национальных основах отечественной культуры, а основным социальным институтом, определяющим устойчивое развитие страны, является российская семья. Кризис нравственности рассматривается как следствие ситуации 1991 г. и как причина, порождающая негативные тенденции в современной России. Данный кризис затронул в большей мере молодежь и институт российской семьи, который составляет основу и условие устойчивого развития страны. Авторы оставляют надежду на выход России из кризиса нравственности, ментальность российского народа просто не позволит разрушить страну.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From Morality Crisis to Traditional Family Values Revival of Russians

The material of this article is a part of a scientific Project implemented by an initiative group of Russian scientists since 1995. The article is analytical. The presented materials reflect the modern problem of the Russian state and society, generated by breaking of the existing Soviet system in 1991, the destruction of the communist ideology, and the simultaneous search for new perspectives, meanings and values in the construction of a new Russia. The authors confidently stand on the position that is determined by the conviction that the development of Russia is possible only on the national foundations of national culture, and the Russian family is the main social institution that determines the country’s sustainable development. The moral crisis is viewed as a consequence of the situation in 1991, and as the cause of negative trends in modern Russia. This crisis affected, to a greater extent, the youth and the institution of the Russian family, which forms the basis and condition for the country’s sustainable development. The authors hope that Russia will overcome the moral crisis, the mentality of the Russian people simply will not allow the country to be destroyed.

Текст научной работы на тему «От кризиса нравственности до возрождения традиционных семейных ценностей россиян»

УДК 316.7

От кризиса нравственности до возрождения традиционных семейных ценностей россиян

Т. К. Ростовская, С. Г. Кара-Мурза, А. М. Егорычев

Ростовская Тамара Керимовна, доктор социологических наук, профессор, заместитель директора, Институт социально-политических исследований РАН, Москва; заведующая кафедрой социальной педагогики и организации работы с молодежью, Российский государственный социальный университет, Москва, rostovskaya.tamara@mail.ru

Кара-Мурза Сергей Георгиевич, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник отдела политологии, Институт социально-политических исследований РАН, Москва, skaramur@rambler.ru

Егорычев Александр Михайлович, доктор философских наук, профессор кафедры социальной педагогики и организации работы с молодежью, Российский государственный социальный университет, Москва; главный научный сотрудник, Институт социально-политических исследований РАН, Москва, chelovekcap@ mail.ru

Материал настоящей статьи представляет часть научного проекта, осуществляемого инициативной группой российских ученых с 1995 г. Статья носит аналитический характер. Представленные материалы отражают современную проблему российского государства и общества, порожденную ломкой существовавшего советского строя в 1991 г., разрушением коммунистической идеологии, одновременным поиском новых перспектив, смыслов и ценностей в построении новой России. Авторы уверенно стоят на позиции, которая определяется убеждением в том, что развитие России возможно лишь на национальных основах отечественной культуры, а основным социальным институтом, определяющим устойчивое развитие страны, является российская семья. Кризис нравственности рассматривается как следствие ситуации 1991 г. и как причина, порождающая негативные тенденции в современной России. Данный кризис затронул в большей мере молодежь и институт российской семьи, который составляет основу и условие устойчивого развития страны. Авторы оставляют надежду на выход России из кризиса нравственности, ментальность российского народа просто не позволит разрушить страну. Ключевые слова: российская молодежь, российская семья, нравственность, традиционные ценности, кризис нравственности.

From Morality Crisis to Traditional Family Values Revival of Russians

T. K. Rostovskaya, S. G. Kara-Murza, A. M. Egorychev

Tamara K. Rostovskaya, https://orcid.org/0000-0002-1629-7780, Institute of Social and Political Studies of the Russian Academy of Sciences, 6, build. 1 Fotiyevoi St., Moscow 119333, Russia; Russian State Social University, 4, build. 1 Wilhelm Pieck St., Moscow 129226, Russia, rostovskaya.tamara@mail.ru

Sergey G. Kara-Murza, https://orcid.org/0000-0003-3724-9638, Institute of Social and Political Studies of the Russian Academy of Sciences, 6, build. 1 Fotiyevoi St., Moscow 119333, Russia, skaramur@ rambler.ru

Alexander M. Egorychev, https://orcid.org/0000-0002-7497-4508, Russian State Social University, 4, build. 1 Wilhelm Pieck St., Moscow 129226, Russia; Institute of Social and Political Studies of the Russian Academy of Sciences, 6, build. 1 Fotiyevoi St., Moscow 119333, Russia, chelovekcap@mail.ru

The material of this article is a part of a scientific Project implemented by an initiative group of Russian scientists since 1995. The article is analytical. The presented materials reflect the modern problem of the Russian state and society, generated by breaking of the existing Soviet system in 1991, the destruction of the communist ideology, and the simultaneous search for new perspectives, meanings and values in the construction of a new Russia. The authors confidently stand on the position that is determined by the conviction that the development of Russia is possible only on the national foundations of national culture, and the Russian family is the main social institution that determines the country's sustainable development. The moral crisis is viewed as a consequence of the situation in 1991, and as the cause of negative trends in modern Russia. This crisis affected, to a greater extent, the youth and the institution of the Russian family, which forms the basis and condition for the country's sustainable development. The authors hope that Russia will overcome the moral crisis, the mentality of the Russian people simply will not allow the country to be destroyed. Keywords: Russian youth, Russian family, morality, traditional values, morality crisis.

DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601 -2019-19-2-167-171

Одни из главных проблем современного мира - распад нравственных норм, девальвация общечеловеческих ценностей, придание забвению национальных традиционных смыслов жизненной организации человека и общества. Данный процесс, как цунами, охватил все страны мирового сообщества, подчинив своему влиянию народы, этносы, нации, большие и малые социальные объединения, каждого отдельного человека. Не осталась в стороне и Россия, объединяющая под своим крылом 193 народа, которые, несмотря на разность национальных культур, многие столетия мирно существуют, общаются и взаимодействуют, обогащая друг друга.

Настоящий процесс нравственной деградации - это не просто отдельно взятое социальное явление, это катастрофа всего Российского государства и общества, бытийного мира нашего народа, это трагедия, которая затронула в большей

© Ростовская Т. К., Кара-Мурза С. Г., Егорычев А. М., 2019

мере молодежь и институт семьи. Ситуация 1991 г. разрушила сложившиеся основы Российского государства и общества, уничтожила идеологию построения государства и общества на принципах коллективной (государственной) собственности, дружбе народов, великой идее построения счастливого будущего, объединяющей все национальные республики в «единый нерушимый союз».

17 марта 1991 г., граждане Советского Союза на специальном всесоюзном референдуме проголосовали за сохранение СССР, но реальность оказалась значительно сложнее: 8 декабря 1991 г. были подписаны так называемые Беловежские соглашения, где констатировалось прекращение существования Союза ССР как «субъекта международного права и геополитической реальности» и заявлялось о создании Содружества Независимых Государств (СНГ)1.

Все граждане когда-то великой страны (290 млн чел), надеявшиеся на светлые перемены, не получили того, что ожидали. Более того, сегодня у старшего поколения, получившего прекрасное образование и трудовую закалку в СССР, полностью пропала надежда на светлое и справедливое будущее. Старшее поколение современной России утомлено не только длительным ожиданием, но и отсутствием четких целей и перспектив социального развития страны.

Молодое поколение (дети, подростки, молодежь), родившееся и повзрослевшее в период строительства нового государства и общества (после 1991 г.), вне конкретной идеологии, как отмечают многие отечественные исследователи (В. Э. Бойков, Л. А. Беляева, А. М. Егорычев, Л. Г. Ионин, С. Г. Кара-Мурза, Т. К. Ростовская, И. В. Староверова и др.), находится в зоне большого социального риска. Так, когорты - от детей до молодежи 24 лет - сорвались в «общество травмы» (Л. А. Беляева, 2004; С. Г. Кара-Мурза, 2010). Все они получили травмы разных типов, многие стали беспризорными, другие погибли, третьи, которых большинство, поражены бациллой нигилизма и равнодушия, потребительства и эгоизма.

Следуя общепризнанной концепции, касающейся «социальной природы человека», можно говорить о том, что нынешняя молодежь - это продукт современного социума. И решение проблемы возрождения духовности и нравственности российского общества, как обязательной нормы и условия, его дальнейшего развития, необходимо решать в рамках отечественной национальной культуры, накопленного исторического опыта русским (российским) народом.

Можно уверенно говорить о том, что молодежь - жертва, и нет на ней вины в том, что она такая, как есть. Она продукт нашего российского общества и государства, которое, во второй уже раз в XX столетии (1917 г., 1991 г.), разрушает исторически накопленный потенциал (смыслы и ценности, опыт и идеологию, социальные ин-

ституты и структуры) и начинает строительство нового мира с самого начала.

Так, социолог культуры Л. Г. Ионин пишет о том, что гибель советской культуры привела к распаду формировавшегося десятилетиями образа мира, что не могло не повлечь за собой массовой дезориентации, утраты идентификаций на индивидуальном и групповом уровне, а также на уровне общества в целом2.

Понятно, что массовая дезориентация, утрата социокультурной идентификации на индивидуальном и групповом уровне возможны лишь в обществе, лишенном ясных и понятных каждому человеку целей и задач развития государства и общества, четких моральных и нравственных ориентиров, отсутствия системности в их формировании и развитии. Российский социолог Э. В. Бойков по этому поводу пишет, что любое изменение моральных норм и ценностей происходит на основе моральной системы, которая регулировала взаимоотношения в обществе многие десятилетия или столетия3.

Сегодня стало понятно, что перестройка в СССР проходила по плану и под руководством западной идеологической власти, которая никогда не питала и до сих пор не питает к нам дружеских чувств, была чуждой и, как показало время, враждебной русской (российской) культуре и цивилизации. После 1991 г. первыми были разрушены существовавшая идеология, скрепляющая все сообщество в единую систему, все социальные институты и структуры. В новую Конституцию (1993 г.) под давлением западных «друзей» был внесен следующий тезис, определяющий позицию РФ в построении нового государства и общества (п. 2 ст. 13): «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»4. Это является прямым запретом на суверенитет Российского государства, что делает Россию в определенном смысле заложником внешней идеологии.

Следует отметить, что форма выражения идеологий в конституционных текстах разных стран может быть различна, но, тем не менее, они должны выражать четкие идеологические основания, которые определяют логику развития конкретного государства. «В одних случаях это религия и апелляция к соответствующим сакральным текстам. Другой вариант - непосредственно та или иная политическая идеология со ссылкой на определенные учения. Наконец, в третьем случае - это то, что называют "постидеология", когда идеологические компоненты не явно заявлены, но подразумеваются как нечто само собой разумеющееся (конституции ряда европейских государств)»5.

Несмотря на все перипетии, наш долг, касающийся всех небезразличных граждан к судьбе своего Отечества, - обдумать и понять то, что произошло в 1990-х гг., сделать соответствующие выводы и найти жизненные силы, способы и механизмы, направить их на исправление сло-

жившейся «кривизны» в развитии Российского государства и общества.

В общем, чтобы понять какой-то особый аспект всего системного кризиса нравственности в России и выработать соответствующие механизмы необходимых действий, нужны сконцентрированные знания, касающиеся политики, экономики, общества и культуры его народа. И главное - необходимо понять и представить образ и смысл национальной идеи, который должен определять цели и содержание развития нашей страны.

Именно глобальные, социально значимые цели страны, понятные и принятые каждой социальной группой, каждым отдельным человеком, включая понятные и соответствующие российской ментальности идеалы российского человека и общества, выступают определяющей основой успешного развития России, всех ее социальных институтов, и прежде всего института семьи.

Сегодня все российское научно-образовательное сообщество озабоченно судьбой института «российская семья». По признанию многих исследователей (Н. Ю. Егорова, А. М. Егорычев, С. Г. Кара-Мурза, Г. И. Климантова, Т. К. Ростовская, И. Л. Сизова, И. А. Федосеева и др.), институт современной российской семьи находится в состоянии кризиса.

Настоящее исследование представляет три предмета, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены исторической логикой своего развития:

1) русская культура;

2) современная российская молодежь;

3) институт традиционной русской семьи.

Русская культура, современная российская

молодежь, институт традиционной русской семьи - это базовые составляющие русской цивилизации, ее устойчивого развития, рассмотрение которых позволит понять причины современного нравственного кризиса, определить пути его преодоления.

В своем следовании авторы опирались на научные концепции, положения и теории известных отечественных ученых, касающиеся: рождения и развития русской (российской) культуры, духовно-нравственного потенциала ее народа (Н. А. Бердяев, Н. Я. Данилевский, И. А. Ильин, В. С. Соловьев, Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский, А. С. Хомяков и др.); основ традиционной русской семьи (И. А. Ильин, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.); российской молодежи и молодежной политики (Г. И. Климантова, О. В. Кучмаева, Т. К. Ростовская и др.).

Рассмотрим несколько аспектов проблемы кризиса нравственности в российском обществе. Понимаем, что существуют определенные когорты представителей молодежи, которые в большей мере не подвержены социальным порокам, тем не менее, практика (социологические исследования, официальная статистика) показывает, что значительная часть российского общества сознательно нарушает известные нормы этики и права, зача-

стую игнорируя все духовно-нравственные основы русской (российской) культуры.

Считаем, что причины, порождающие в современной России нарушение социальных и духовно-нравственных норм, носят системный характер и являются, как правило, не личностными и психологическими, а в большей мере социальными. К таким причинам российские ученые социологи Т. К. Ростовская и О. В. Кучмаева относят, прежде всего:

- моральную распущенность молодежи, что касается как межличностных отношений, так и ее отношение к высшим исторически наработанным смыслам и ценностям российского общества;

- отказ от привычных (традиционных) норм отношений пола, что порождает сексуальную распущенность, выражающуюся в различных добрачных отношениях;

- допустимость добровольной бездетности6.

В своей совокупности обозначенные процессы порождают тенденцию, ведущую к разрушению культурного ядра (социогенома) российского общества, которая всегда выступала и продолжает выступать условием устойчивого функционирования и развития русского (российского) государства и общества.

Также обращает на себя внимание исследователей существующее многообразие форм совместной жизни молодого поколения, когда происходит переход от зарегистрированных браков к так называемым гражданским бракам, от пожизненных браков - к частой смене партнеров. Нарастающая тенденция представляет угрозу традиционному браку как семейному союзу, базовой основе российского общества. Статистика говорит о том, что ежегодно у молодежи популярность к регистрации официальных браков в России уверенно снижается, выводя на первый план гражданские браки.

Проведенное исследование среди студенческой молодежи Российского государственного социального университета (исследование «Отношение студенческой молодежи к браку» проведенно в 2018 г. на базе РГСУ, Москва, N = 270 чел. в возрасте от 18 до 25 лет. Руководители - профессор Т. К. Ростовская, А. М. Егорычев) показало достаточно красноречивые результаты (таблица).

Как видим, современная российская молодежь предпочитает добрачные отношения, т. е. ясно выражает свое негативное отношение к традиционному институту семьи.

Российские ученые отмечают затяжной процесс кризиса нравственности (начиная с 1991 г.), который связан с внедрением в сознание российской молодежи «.. .универсальных ценностей западной культуры, ориентированных, прямо либо косвенно, на полное разрушение традиционных ценностей культуры великой России, ее исторического культурного кода. Этой цели были подчинены самые базовые социальные институты страны, влияющие на сознание подрастающего поколения, формирующие его мировоззрение:

Результаты анкетирования студенческой молодежи

Вопросы Результаты ответов, %

Обязательны ли добрачные (сексуальные) отношения между молодыми людьми? а) обязательны б) необязательны в) затрудняюсь ответить 90, 24 3,10 6, 66

Если обязательны добрачные отношения, то, на Ваш взгляд, когда можно вступать в «гражданский брак»? а) после месяца знакомства б) после года знакомства в) в любой момент, как подскажет сердце 54,80 22,24 22,96

Чем привлекателен для Вас гражданский брак? Связывает только любовь Возможность поближе узнать своего друга (сожителя) Так удобно жить Нет особой ответственности друг перед другом Всегда можно порвать отношения

СМИ и образование. Дух порочного либерализма прочно закрепился практически на всех каналах отечественного телевидения, транслирующего бесконечные шоу, и, к сожалению, в системе российского образования, которое подвергается бесконечной модернизации и реформированию»7.

Аморализация российского общества начала XXI в. ведет к так называемой сексуальной революции, которая, по словам П. Сорокина, «изменяет жизнь людей более радикально, чем любая другая революция нашего времени. Поле действия этой революции, казалось бы, очень локально: интимные отношения между мужчиной и женщиной. Однако она меняет содержание таких важнейших фундаментальных институтов общества, как брак и семья, рождаемость и смертность, нравственные устои общества»8.

Современная российская молодежь и подростки под воздействием окружающей их среды, ее институтов, прежде всего СМИ и Интернета, теряют интерес к традиционным общественным ценностям, включая институт семьи. В эту кампанию вовлечены многие традиционные социальные институты, и прежде всего СМИ с пропагандой демократических свобод. На это часто ссылаются отечественные ученые в своих исследованиях (В. Э. Бойков, Г. С. Гуськова, Н. Ю. Егорова, С. Г. Кара-Мурза, И. Л. Сизова, И. А. Федосеева и др.).

В процессе нарастания кризиса нравственности возникают разные деструктивные формы. Например, в середине 2000-х гг. начал быстро развиваться бизнес мужских услуг сексуального характера на коммерческой основе. Один из исследователей, изучающий эту проблему, пишет: «Мы "пожинаем плоды" стирания нравственных границ и ориентиров у значительной части населения России, особенно среди лиц мужского пола и молодежи. Развитие рыночных отношений, их проникновение во все сферы жизни общества предопределили формирование в России общества, в котором тело человека продается и покупается... Жертвы этого явления чаще молодые люди»9.

В 1990-х была надежда на то, что ситуация, связанная с деморализацией молодежи, каким-то образом разрешится, но, как показывает реальная ситуация, она только усугубляется. В данном случае отечественные социологи отмечают проблему школьного насилия, которое, по их мнению, можно объяснить с различных позиций, и обусловлено оно множеством причин биологического, социально-экономического, культурно-исторического характера. Его нельзя рассматривать как явление изолированное, спровоцированное исключительно спецификой школьной среды и воспроизводимое только в ее пределах. Насилие понимается как социальное явление10.

Дело в том, что нравственное здоровье подрастающего поколения имеет прямую зависимость с физиологией молодого организма. Данные итогов XVIII Конгресса педиатров России за 2015 г. говорят о существовании такой зависимости: «За период с 2000 по 2013 г. общая распространенность нарушений здоровья и развития среди детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 27,5%. Среди детей старшего подросткового возраста (15-17 лет) - на 50%. Среди детей всех возрастов отмечается преимущественный рост хронической патологии. Ее доля в структуре всех нарушений здоровья в настоящее время превышает 30% . Не более 10% детей в полном объеме справляются с требованиями школьных образовательных программ. Среди 85% старшеклассников, имеющих хронические болезни, выявляются признаки социальной и психологической дезадаптации . Снижается репродуктивное здоровье молодежи. По данным эпидемиологических исследований, до 40% бесплодных браков являются результатом мужского бесплодия, 45% - женского бесплодия и 15% - бесплодия обоих супругов. В большинстве случаев корни бесплодия лежат в детском и подростковом возрасте»11.

Тщательный анализ научной литературы, касающейся настоящей проблематики, говорит о том, что в российском научном сообществе созрело понимание причин кризиса нравственности. Практически все авторы, несмотря на са-

мые разные исследования, касающиеся процесса формирования социальных девиаций в российском обществе, указывают на социальную среду как фактор, определяющий состояние и развитие нравственного климата российского общества.

В современной России исторически сложившиеся духовно-нравственные ценности, являющиеся основой русской (российской) культуры, постоянно подвергаются извращенным формам различных провокаций со сцен государственных театров, кино и телевидения. Все это расшатывать устои российского общества, не позволяет сохранять социальную целостность многонационального российского общества, крепить межпоколенные отношения, успешно строить социальное государство с традиционным укладом. Социальный авантюризм, присущий определенным представителям властных структур страны, несущий в своей основе сущность постмодернизма, как раковая опухоль, начинает разъедать здоровое тело российского социума (науку, образование, культуру, семью, проч.), при этом разрушаются традиционные ценности и традиции, составляющие основы русской (российской) цивилизации.

Подводя итоги, отметим, что ключевое понятие настоящего исследования - нравственность. Поскольку в данной статье рассматривается нравственность в контексте русского (российского) общества, то необходимо учитывать особенности национальной культуры, которая порождает все смыслы и ценности, связываемые с «русской нравственностью».

За многотысячелетнюю историю развития Руси-России слово «нравственность» породило множество синонимов, таких как честность, целомудрие, благонравие, благонравность, благород-ность, добродетельность, добронравие, добронрав-ность, беспорочность, которые несут сакральный смысл и ценность для каждого русского человека. Можно говорить о том, что эти слова составляют духовную основу русского мира и эта основа является гарантией его сохранения и развития. Русские люди в реализации своего жизненного пути всегда опирались на смыслы и ценности отечественной культуры, творили и создавали свой сложный и прекрасный мир, где духовность и нравственность определяли все особенности их бытия.

Этот мир, построенный на духовно-нравственных смыслах и ценностях русского (российского) народа, сегодня серьезно болен, понятие «прибыль» по своей значимости значительно

превысило сущность понятия «нравственность». Современная система образования служит инструментом передачи смыслов и ценностей мира рыночной экономики, где личный успех выше общественного (коллективного). Гуманитарные программы и сам институт воспитания находятся в крайне тяжелом состоянии. Нравственность как духовное качество личности деформировано у большинства подростков и молодежи.

Но эту проблему можно решить, и она будет обязательно решена. Другого варианта у России просто нет.

Примечания

1 См.: Беловежские соглашения 1991 // Большая Российская энциклопедия : в 35 т. Т. 3. М., 2005. С. 228.

2 См.: Ионин Л. Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений) // Социс. 1995. № 4. С. 3-13.

3 См.: Бойков В. Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян // Социс. 2004. № 7. С. 46-52.

4 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.

5 Идеология в конституциях стран мира. URL: https:// studref.com/486315/politologiya/ideologiya_konstitutsiyah_ stran_mira (дата обращения: 10.02.2019).

6 См.: Ростовская Т. К., Кучмаева О. В. Семья - важная составляющая ценностного ядра молодых россиян // Ценности и смыслы. 2017. № 1 (47). С. 121-133.

7 Егорычев А. М., Ростовская Т. К., Критинин А. С. Духовность русской культуры как базовый фактор новой госу дарственной молодежной политики России // ЦИТИСЭ. 2018. № 1 (14). URL: http://ma123.ru/ ru/2018/04/духовность-русской-культуры-как-базо/ (дата обращения: 10.02.2019).

8 Сорокин П. А. Американская сексуальная революция / под ред. Н. Е. Марковой. М., 2006. С. 10-11.

9 Смирнов А. М. Распространение мужской проституции в России как социальная проблема // Социс. 2018. № 8. С. 128.

10 См.: Сизова И. Л., Егорова Н. Ю. Насилие в школе и проблемы семьи // Социс. 2016. № 3. С. 128-131.

11 XVIII Конгресс педиатров России с международным участием. URL: http://www.pediatr-russia.ru/ spr_kongress2015.html (дата обращения: 10.02.2019).

Образец для цитирования:

Ростовская Т. К., Кара-Мурза С. Г., Егорычев А. М. От кризиса нравственности до возрождения традиционных семейных ценностей россиян // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2019. Т. 19, вып. 2. С. 167-171. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2019-19-2-167-171

Cite this article as:

Rostovskaya T. K., Kara-Murza S. G., Egorychev A. M. From Morality Crisis to Traditional Family Values Revival of Russians. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Sociology. Politology, 2019, vol. 19, iss. 2, рр. 167-171 (in Russian). DOI: https://doi. org/10.18500/1818-9601-2019-19-2-167-171

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.