Научная статья на тему 'Роль русской женщины в развитии социальной сферы государства'

Роль русской женщины в развитии социальной сферы государства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1436
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / РУССКАЯ ЖЕНЩИНА / РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИОННАЯ РОССИЙСКАЯ СЕМЬЯ / БЛАГОПОЛУЧНАЯ МОЛОДАЯ СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА / TRADITIONAL VALUES / RUSSIAN WOMAN / RUSSIAN CULTURE TRADITIONAL RUSSIAN FAMILY / HAPPY YOUNG FAMILY / THE SOCIAL SPHERE OF THE RUSSIAN STATE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ростовская Тамара Керимовна, Егорычев Александр Михайлович

В статье раскрывается особая роль русской женщины в развитии всех социальных сфер российского общества и государства, обозначается ее огромное влияние, как на сохранение традиционных ценностей, так и на весь ход развития российской государственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF RUSSIAN WOMEN IN THE DEVELOPMENT OF THE SOCIAL SPHERE OF THE STATE

The article reveals a special role of Russian women in the development of all social spheres of the Russian society and state, denotes its huge impact both on the preservation of traditional values, and the entire course of development of the Russian statehood.

Текст научной работы на тему «Роль русской женщины в развитии социальной сферы государства»

УДК 009

Т. К. Ростовская А. М. Егорычев г. Москва, Россия

РОЛЬ РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: традиционные ценности, русская женщина, российская культура, традиционная российская семья, благополучная молодая семья, социальная сфера российского государства

АННОТАЦИЯ. В статье раскрывается особая роль русской женщины в развитии всех социальных сфер российского общества и государства, обозначается ее огромное влияние, как на сохранение традиционных ценностей, так и на весь ход развития российской государственности.

T. K. Rostovskaya A. M. Egorychev

Moscow, Russia

THE ROLE OF RUSSIAN WOMEN IN THE DEVELOPMENT OF THE SOCIAL SPHERE OF THE STATE

KEYWORDS: traditional values, Russian woman, Russian culture traditional Russian family, happy young family, the social sphere of the Russian state.

ABSTRACT. The article reveals a special role of Russian women in the development of all social spheres of the Russian society and state, denotes its huge impact both on the preservation of traditional values, and the entire course of development of the Russian statehood.

Изучение социальной истории России дает все основания считать, что русская женщина играла и продолжает играть важнейшую роль в развитии всех социальных сфер российского общества и государства, в наполнении российской культуры особой энергетики. Она оказывала и оказывает огромное влияние, как на сохранение традиционных ценностей, так и на весь ход развития российского сообщества и государства. В выполнении своих непосредственных задач в государственном и общественном служении, она проявляет свойственное ей терпение и уважение к тем, с кем сотрудничает, вкладывает в дело свою природную любовь, трудолюбие и внимательность.

Интерес, который в начале XXI века вызывает тема «традиции и российская женщина» в нашей стране, обусловлен многими факторами и обстоятельствами. Обозначим основные:

Во-первых, в российском государстве и обществе формируется новая идеология жизни, утверждаются новые смыслы и ценности, которые, в определенных своих проявлениях несут в себе риски и угрозы национальным традиционным ценностям, которые составляют основу существования русской (российской) цивилизации. Это касается, прежде всего, существования и развития традиционной российской семьи, основу которой составляет прочный союз мужчины и женщины, скрепленный супружеской любовью и общими заботами о

31

© Ростовская Т.К., Егорычев А.М., 2016

Ростовская Тамара Керимовна - доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры организации работы с молодежью, Российский государственный социальный университет;

Егорычев Александр Михайлович - доктор философских наук, профессор кафедры социальной педагогики, Российский государственный социальный университет

своих детях (не менее трех). Приветствуя традиционную модель семьи, основанную на прочной связи с традициями национальной культуры, её патриархальным «ядром», современная Россия особое внимание уделяет формированию образа благополучной молодой российской семьи, живущей в зарегистрированном браке, ориентированной на рождение и воспитание нескольких детей. Также необходимо подчеркнуть, что впервые в российском обществе в качестве основного критерия отнесения к категории молодой семьи обозначается ценность первого зарегистрированного брака. Данный критерий лег в основу определения молодой семьи на федеральном уровне и в настоящее время статус молодой семьи зафиксирован в Основах государственной молодежной политики до 2025 года (далее - Основы ГМП до 2025 года), утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Молодая семья - семья, состоящая в первом зарегистрированном браке, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 30 лет (для участников жилищных программ поддержки молодых семей возраст супругов увеличивается до 35 лет) [5; 10].

Авторы считают, что именно молодые супруги, состоящие в первом браке, нуждаются в наиболее активной поддержке в первые годы семейной жизни, поскольку не имеют достаточного опыта и впервые проходят семейную социализацию. Не случайно к специфическим особенностям членов молодой семьи, осложняющих процесс выполнения семьей социально значимых функций относят в первую очередь, проблемы, связанные с освоением супругами новых социальных ролей. [11. С. 143-149]:

В этой связи роль женщины в сохранении традиционной российской семьи просто трудно переоценить. Она выступает тем центром в традиционной семье, вокруг которого творится и развивается мир, на-

полненный любовью и теплом, добром и светом, радостью и духовностью, каждодневной заботой.

Во-вторых, новое время предоставляет женщине большую свободу, дающую ей возможность реализовывать себя во всех социальных сферах (образовании, управлении, производстве, культуре, политике). Это время, прежде всего, дает возможность реализовывать женщине свои карьерные амбиции. Как показывает социальная практика, это имеет прямую связь с подавлением её материнского инстинкта, нежеланием создания полноценной семьи. Идет утверждение новой общественной морали, допускающей новые формы союзов мужчины и женщины (самые разнообразные формы так называемых «гражданских браков»). Сегодня общество вынуждено признать, что представление молодежи о семье ограничивается в основном опытом родительской семьи и сомнительными образцами массовой культуры. В частности, эти образцы создают у молодежи моду на так называемый визитный брак, предполагающий раздельное проживание супругов, или на пробный брак, то есть совместное проживание и ведение хозяйства без регистрации брака. Обе разновидности брака связаны с утверждением во внутрисемейных отношениях свободы, которая чересчур прямолинейно трактуется в сознании молодого человека и приводит к нарушению функций семьи, прежде всего воспитания, к внутренним конфликтам.

Следует отметить, что рождение и воспитание детей в условиях гражданского брачного союза, считается признаком кризиса семейно-брачных отношений [10, С.43-49]. Подобная стратегия значительно осложняет реализацию семейной политики, поскольку незарегистрированные браки официально не считаются общепринятой формой семейных отношений, а, следовательно, не требуют вмешательства и помощи государства. Но в этой группе семей рождаются дети, и государство долж-

32

© Ростовская Т.К., Егорычев А.М., 2016

Ростовская Тамара Керимовна - доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры организации работы с молодежью, Российский государственный социальный университет;

Егорычев Александр Михайлович - доктор философских наук, профессор кафедры социальной педагогики, Российский государственный социальный университет

но защищать их права, участвовать в их обустройстве независимо от типа семьи.

В-третьих, повсеместная мировая глобализация породила проникновение в российскую национальную культуру смыслы и ценности, противоречащие её родовой сущности (культурному архетипу). Вносимые извне «культурные интервенты» (музыка, мода, модели воспитания и образования, нормы и стереотипы поведения, основы гендерной культуры, мн. др.) делают свою разрушительную работу. Большое влияние на формирование и деструктивную трансформацию семейных ценностей оказывают нравственные установки, поведенческая и художественная модели молодежных субкультур, пространство интернет-среды, СМИ, реклама, массовая художественная культура. Результатом становится кризис идентичности, идеализация альтернативных форм брака (таких как однополые, гаремные, гостевые и иные), искажение гендерных моделей поведения супружеских отношений, «виртуализация» семьи и брака, появление «семьи-симулякра» (есть даже специальные сайты для регистрации виртуальных браков, создания виртуальных семей, рождения виртуальных детей и т.д.). Деструктивным тенденциям во многом способствуют модели, пропагандируемые в массовой культуре [10. С. 43-49]. Они словно раковая опухоль медленно, но верно разрушают здоровый социальный организм российского сообщества. Сегодня основную угрозу они представляют для подрастающего поколения, их социальным и личностным ориентациям на будущую жизнь.

Повсеместное падение нравственности в российском обществе, связанное с переходом на новый формат социально-экономического развития, в большей мере затронуло молодёжь, институт семьи, систему отношений мужчины и женщины. Возникла угроза разрушения института семьи, что напрямую связано с национальной безопасностью.

В связи с чем, перед российским государством и обществом стоит сложнейшая задача по разработке новой социальной политики, отвечающей вызовам XXI века и имеющей ориентацию на традиционные национальные смыслы и ценности русской (российской) культуры и цивилизации, ментальность её народа. Новая социальная политика соответственно включать широкий спектр направлений, затрагивающих практически все сферы жизнедеятельности российского человека (культуру, образование, науку, семью, армию, спорт, церковь, др.). Основная цель настоящей социальной политики заключается в нравственном оздоровлении российского общества, в сохранении и укреплении традиционных ценностей российской культуры и общества.

Неслучайно Президент Российской Федерации В.В. Путин постоянно говорит о необходимости обращения к традиционным ценностям российской культуры, их высокой значимости в строительстве новой России, необходимости их сохранения. Как пример, его приветствие участникам 24 рождественских чтений в январе 2016 года, где Президент говорит о том, что решение одной из главнейших задач, это, прежде всего, «... сохранение нашего богатейшего культурного, духовного наследия, развитие системы образования и просвещения, укрепление непреходящих нравственных, семейных ценностей». Также, по словам главы российского государства, в числе приоритетов развития России - «...вопросы воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, уважения к отечественной истории, к героическим и трудовым традициям многих поколений наших предков" [8].

Глубокий и всесторонний исторический анализ проблемы, касающейся исторического развития нашей страны, говорит о том, что она несет в себе огромный воспитательный потенциал. Что же касается роли русской женщины в становлении

33

© Ростовская Т.К., Егорычев А.М., 2016

Ростовская Тамара Керимовна - доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры организации работы с молодежью, Российский государственный социальный университет;

Егорычев Александр Михайлович - доктор философских наук, профессор кафедры социальной педагогики, Российский государственный социальный университет

русского мира, то можно говорить о том, что женщина и русский социум есть органичное единство. Это органичное единство в течение многих тысячелетий творило уникальный жизненный стиль русского мира, определяемый системой взаимоотношений мужчины и женщины, семейным укладом, общественными нормами и стереотипами поведения, утвердившимися трудовыми функциями.

Вся многотысячелетняя история развития культуры русского мира была связана с историей развития и становления его народа, формированием и утверждением образа мужчины и женщины. Шёл длительный и сложный процесс вырабатывания норм и стереотипов национального поведения, формирования системы как личностных, так и сложнейших социальных отношений, которые всегда были обусловлены мужским и женским началом. Эти отношения и творили прекрасный русский мир, формировали основной институт общества - семью. Рождались, формировались и закреплялись многочисленные трудовые и социальные функции, которые отражали изначально заложенный природой и Богом смысл мужского и женского присутствия в мире. Творились высшие этнические смыслы и ценности, которые определяли смысл жизни человека русского мира, накрепко скрепляли всех его членов в единую социальную общность - Отчизну.

Тот природный потенциал, который был заложен Господом Богом в мужчину и женщину русского мира и определяющий их дуальность, порождал необходимую мотивацию и жизненную силу не только для их выживания, но и организации своего особого этнического мира, позволял наполнять его особой красотой и гармонией.

Порождаемые совместным союзом мужчины и женщины, жизненные смыслы и ценности бережно сохранялись и закреплялись в этнических социальных нормах и стереотипах поведения и взаимодействия русского народа, его фольклоре, особых ритуалах, сказаниях, имели выражение в

песнях и танцах, поговорках и пословицах, в организации народных праздников, семейных традициях.

Союз мужчины и женщины русского мира, освещенный Высшими силами имел четкую, веками отработанную систему отношений и ролей, которая нашла выражение в великой Традиции жизни русского народа, которая многие тысячелетия определяла развитие всех структур и институтов российского социума и, прежде всего семьи. Созданная многими тысячелетиями Традиция жизни определяла все сложнейшие отношения человека русского мира: творила его веру в Бога, формировала этническое мировоззрение, которое предопределяло его взгляды на жизнь и смерть, семью и детей, природу и её стихии. Она позволяла человеку русского мира воспринимать и понимать бесконечную красоту окружающего мира, наполнять его своей любовью и духовностью, творчески преобразовывать себя и окружающий мир. Высшим выражением красоты и духовности всегда была русская женщина, что нашло выражение в народных сказаниях. Символом русской женщины выступает народный образ Елены Прекрасной, который со временем её взросления преобразуется в образ Елены Премудрой.

Можно говорить о том, что вся многотысячелетняя история развития русской культуры - это, по сути, история развития и становления образа мужчины и женщины, формирования их непростых отношений, где женщины всегда играла особую одухотворяющую роль.

Именно тот потенциал, который был заложен природой и Господом Богом в мужчину и женщину русского мира, создавал им необходимую мотивацию по развитию и творческому преобразования себя и окружающего мира. Интегрированный потенциал, порождаемый взаимной любовью мужчины и женщины, позволял открывать им в себе бесконечные источники энергии и силы, порождающие любовь к детям и старикам, всему живому на плане-

34

© Ростовская Т.К., Егорычев А.М., 2016

Ростовская Тамара Керимовна - доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры организации работы с молодежью, Российский государственный социальный университет;

Егорычев Александр Михайлович - доктор философских наук, профессор кафедры социальной педагогики, Российский государственный социальный университет

те Земля, одновременно ощущать безмерную заботу Всевышнего о себе и отвечать на это также бесконечной благодарностью и любовью.

Невозможно представить все сотво-рённые бесконечные формы и выражения многотысячелетней культуры русского мира (живопись, архитектура, танцы, песни, сказания, театр, народный фольклор, мн. др.) вне мужского и женского влияния на их творения, вне своеобразия восприятия мира мужчиной и женщиной. Русская женщина наполняла все жизненное пространство русского мира добротой и любовью, сглаживала все противоречия, порождаемые мужской стратегией жизне-осуществления.

Несмотря на все существующие противоречия, вытекающие из природы мужского и женского начала, мужчина и женщина, в своей гармонии богосотворен-ного единства, творили и продолжают творить мир, полный музыки и ярких красок, радости и грусти, верности и измены, надежды и разочарований, мир порядка и анархии, рациональности и иррациональности, традиций и новаций, мир для богатых и бедных, счастливых и несчастных, романтиков и скептиков, устремлённых в будущее и привязанных к традициям прошлого времени. Мир, который сегодня пока не отвечает чаяниям и надеждам большинства его представителей, многотысячелетним мечтам истинных сынов и дочерей русского мира.

Отмечая значительную роль мужчины в становлении русского мира, следует обратить внимание на огромное влияние женского начала, что нашло отражение в национальной философии, магии, верованиях, образовании, искусстве, видах деятельности, пр. Это также нашло отражение в существительных русского языка, особо значимых для российского человека: Родина, Отчизна, Земля, Мать, Любовь, Семья.

Необходимо признать великую роль женщины не только в развитии русской национальной культуры, но и, что особен-

но важно, в становлении истинно мужского начала в представителях сильного пола Руси-России. Сегодня можно уверено говорить о том, что сложившийся на традиционных ценностях союз мужчины и женщины в истории развития русского мира -есть необходимое условие существования и развития великой русской (российской) цивилизации.

В священном писании сказано: «И сотворил Бог человека по образу и подобию Своему; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею...» (Быт. 1.26-28). Бог создал человека по образу и подобию своему, то есть повторил своё тождество. Он дал ему всё, что имел сам: чувства, разум, духовность, любовь и вечную жизнь. Всё в бесконечном измерении. И это всё, изначально Богом данное, человеку необходимо самостоятельно открывать в себе. В этом заключается великая мудрость Всевышнего.

Эта великая мудрость Всевышнего была сердцем принята русским человеком. И вот уже тысячу лет духовно-нравственные заповеди Господа Бога являются основой развития российского государства и общества, выступают цементирующим раствором союза мужчины и женщины.

Необходимо отметить, что создавая человека, Всевышний особо не разделял мужчину и женщину. Тем не менее, мужчину создал первым, а затем уже женщину. Этим и определил их извечную биологическую и социальную роль. Эти роли были изначально приняты мужчиной и женщиной, они стали определять народную Традицию жизнестроительства русского мира.

Тем не менее, этот изначально со-творённый союз, не является простым сложением двух половинок, образующих единое гармоничное целое. Этот союз порождает огромные жизненные силы, которые могут обладать, как созидающим, так и разрушающим потенциалом. Они фор-

35

© Ростовская Т.К., Егорычев А.М., 2016

Ростовская Тамара Керимовна - доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры организации работы с молодежью, Российский государственный социальный университет;

Егорычев Александр Михайлович - доктор философских наук, профессор кафедры социальной педагогики, Российский государственный социальный университет

мировали сложнейшую систему взаимоотношений и взаимодействий в российском социуме, в малых и больших группах, сообществах, в целом стимулировали творческое начало в человеке, способствовали его саморазвитию и самореализации, порождали великие поступки и великие трагедии. И того и другого в России достаточно. И, тем не менее, благодаря духовно-нравственному потенциалу, накопленному российским народом, Россия всегда возрождалась как птица Феникс, показывая всему миру пример самопожертвования, терпения, трудолюбия и достоинства.

Каждая культура мировой цивилизации в своём историческом развитии творила свой образ женщины, выражала его в народном эпосе, поэзии и прозе, живописи и скульптуре, системе личностных и общественных отношений.

Русский мир прошёл трудный исторический путь своего развития и становления. С самого изначального пути русская женщина всегда была рядом с мужчиной. В Древней Руси образ женщины ассоциировался с воительницей и хранительницей рода-племени.

Здесь необходимо отметить огромную роль православия в развитии русской культуры и цивилизации, в наполнении образа женщины духовностью и небесной красотой. С принятием христианства женский образ начинает ассоциироваться с верной супругой и матерью, советником и помощницей мужчины во всех мирских делах. Священное Писание говорит, что Бог сотворил женщину как помощницу мужчине (Быт. 2, 18). В этих словах Библии ясно очерчено христианское понимание роли женщины.

Две основные обязанности возлагаются на женщину в русском православном мире - супруги и матери. Эти обязанности одинаково важные, они выступают основой существования русского общества, в целом - русской культуры и цивилизации.

Многие столетия русская женщина великолепно справлялась со своими, Богом данными обязанностями, продолжала укреплять и развивать образ прекрасной матери, хранительницы домашнего очага, верного друга и соратника своего, Богом данного супруга. Воспитывая своих многочисленных детей, русская православная женщина, продолжая древние воспитательные традиции, берущие истоки в Древней Руси, всеми своими действиями и поступками выступала для них первообразом. Все хорошее и доброе, что исходило от матери, делало первые отпечатки в детском сознании, которые уже в будущем реализовывались в характере будущих воинов и хлебопашцев, матерей и тружениц, великих сынов и дочерей России.

Шли столетия и тысячелетия. Роль и значимость русской женщины стала осознаваться философами, богословами, просветителями, писателями и поэтами России (Н.А. Добролюбов, И.Е. Забелин, М.Л. Михайлов, Н.А. Некрасов, АН. Пы-пин, А.Я. Панаев, А.С. Пушкин, Н.П. Суслова, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Т.Г. Шевченко, Н.Г. Чернышевский, др.).

Становилось все более ясным, что важнейшим залогом изменения экономического, социального, культурного, семейного положения в стране выступает русская женщина.

В наступившее новое время (начало XXI века) государственные структуры РФ не спешат вернуться к национальным традиционным ценностям в развитии российского государства и общества.

Однако приходит понимание в российском обществе того, что без обращения к традиционным ценностям движение вперед просто невозможно. Так в приветствии участникам 24 рождественских чтений в январе 2016 года Патриарх Кирилл говорил: «Глубоко убежден в том, что для того, чтобы идти вперед, чтобы успешно развиваться дальше, нам, прежде всего, необходимо ясно понимать, что есть сердцевина традиционного начала в жизни нашего на-

36

© Ростовская Т.К., Егорычев А.М., 2016

Ростовская Тамара Керимовна - доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры организации работы с молодежью, Российский государственный социальный университет;

Егорычев Александр Михайлович - доктор философских наук, профессор кафедры социальной педагогики, Российский государственный социальный университет

рода. Основой основ всей народной жизни всегда были и остаются ценности, проистекающие из Богозданной нравственной природы человека, опознаваемые совестью и рационально выражаемые в Божественном откровении. Именно на этих ценностях, несущих, по словам Николая Александровича Бердяева, отблеск Божественного света, и зиждется великая русская культура» [9].

Демографическая катастрофа в России, повсеместное падение нравственных устоев, наркомания и алкоголизм, поразивших подростков и молодёжь, рост болезней, мн. др., всё это является следствием глубокого культурно-цивилизаци-онного кризиса русского мира, России. Российское общество, отойдя от вечных принципов красоты, справедливости и духовности, которые так долго и тщательно вырабатывал и сохранял русский народ в организации праведного мира, начало разрушать и прекрасный образ русской женщины.

Пресловутая либерализация и демократизация предопределила новую судьбу женщины XXI века, были выработаны новые смыслы и ценности, утверждены качества и свойства, которым должна соответствовать современная женщина, сформированы нормы и стереотипы социального поведения. Массовое вовлечение женщин во все сферы современного хозяйства полностью изменили её роль в семье и её социальный имидж. К сожалению, политика рыночной экономики не создает особых условий для женщины, не учитывает специфики её природы и важнейших социальных функций. Более того, все больше и больше она вовлекается в сферы деятельности, которые всегда считались исконно мужскими (политика, финансы, наука, бизнес, армия, промышленность, спорт, др.). Средствами современных СМИ постоянно внушается мысль о стирании граней между мужскими и женскими профессиями, формами одежды, стереотипами поведения. Идет демонстрация высших

достижений женщины в спорте, культивирования неженских видов спорта (бокс, борьба, регби, тяжёлая атлетика, др.).

Массовая занятость женщины в социальной сфере, а также растиражированная модель её поведения в современном мире, практически не оставляет место для серьезных длительных чувств, создания традиционной семьи, полного самовыражения своей истинной сущности.

Система социальных отношений, сформированная на принципах рыночной экономики, не может позволить женщине взять на себя наименее трудоемкую работу, с коротким рабочим днём и неделей, освободить её для семьи, создания семейного уюта, выполнения своей извечной функции - любить мужа, рожать и воспитания детей.

Подобное отношение к женщине в современном обществе, не просто ломает многотысячелетние традиции, регламентирующих её роль, статус и функции, обусловленные её истинной природой, но и наносит тяжелейший удар по устойчивому развитию российского общества, утверждения российского государства.

Наступивший кризис общественной нравственности, поразил, прежде всего, российскую женщину. Пагубные феминистские идеи нашли питательную среду на огромных просторах нашей страны, поражая не окрепшие души подрастающего поколения. Образцы культурной интервенции, наводнившие новую Россию, достаточно быстро принесли свои чёрные плоды. Российская женщина стала забывать свои традиционные ценности и высшее предназначение - быть любящей супругой и матерью, хранительницей семейного очага, высоко нести образ красивой и скромной женщины.

Навязываемые образы современной женщины, посредством могущественных СМИ (постоянно транслируемые сериалы, всевозможные шоу, зарубежные фильмы, мн. др.) предполагают, что она должна быть сексуально свободной, социально

37

© Ростовская Т.К., Егорычев А.М., 2016

Ростовская Тамара Керимовна - доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры организации работы с молодежью, Российский государственный социальный университет;

Егорычев Александр Михайлович - доктор философских наук, профессор кафедры социальной педагогики, Российский государственный социальный университет

эмансипированной и независимой, способной к самостоятельной организации своей жизни. Это успешная бизнес-леди, для которой личная карьера превыше всего, включая семью и детей. Она способна постоять за себя и самостоятельно решать любые возникающие на её пути проблемы. Как видим, многие функции, которыми

наделяют современную женщину, являются прерогативой мужчины.

Приходит понимание того, что без опоры на вековые традиции русского народа, без образа женщины, сотканного всем ходом развития отечественной культуры, развитие новой России не имеет перспективы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Егорычев А.М. Российская женщина как выражение культуры русского народа (социально-философский анализ генезиса ментальности российской женщины, её статуса и образа) // Имидж женщины XXI века: карьера, семья, материнство: мат. перв. Межд. конгресса (Москва, 12.03.2014) / под ред. Е.А. Петровой. - М.: Изд-во АИ, 2014. - С. 49-56.

2. Егорычев А.М. Истоки основ формирования психологии мужчины и женщины славянского мира (исторический социально-философский анализ) // Ответственное отцовство: актуальные проблемы и пути их решения: сб. науч. статей / под ред. Е.А. Петровой. - М.: Изд-во Акад. Имиджелогии, 2015. С. 76-90.

3. Егорычев А.М. Женщина русского мира: образ прошлого и настоящего // Имидж женщины XXI века: успех, красота, стабильность: матер. III Межд. женского конгр. (Москва, 10 марта 2016) / под ред. Е.А. Петровой М.: Изд-во Академ. Имеджелогии, 2016. С. 289-295.

4. Забелин И.Е. История русской жизни: В 2-х т. - Мн.: МФЦП, 2008.

5. Зубок Ю.А., Ростовская Т.К., Смакотина Н.Л. Молодежь и молодежная политика в современном российском обществе. - М.: ИТД «ПЕРСПЕКТИВА», 2016. - 166 с.

6. Мужики и бабы. Мужское и женское в русской традиционной культуре: Иллюстрированная энциклопедия / Авт.: Д.А. Баранов, О.Г. Баранова, Т.А. Зимина и др. - СПб.: Искусство - СПБ, 2005. - 688 с.

7. Поленина С.В. Гендерное равенство: Проблема равных прав и равных возможностей мужчин и женщин: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 269 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Приветствие Президента РФ В.В. Путина участникам 24 Рождественских чтений (дата обращения 25.01.2016): http://www.newsru.com/religy/25jan2016/putinsgrusswort.html

9. Приветствие Патриарха всея Руси Кирилла участникам 24 Рождественских чтений URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4354839.html (дата обращения 25.01.2016)

10. Ростовская, Т.К., Ростовская Н.А. Роль массовой коммуникации в социализации молодежи и молодых семей //Информационное общество. 2014. № 2. URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/bpa/6a50a9c4c2cb276044257d63004643d4(дата обращения 25.01.2016)

11. Ростовская Т.К. Роль социальных технологий в формировании семейных ценностей в молодежной среде // Вопросы управления № 1(32),февраль, 2015. C.143-147.

38

© Ростовская Т.К., Егорычев А.М., 2016

Ростовская Тамара Керимовна - доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры организации работы с молодежью, Российский государственный социальный университет;

Егорычев Александр Михайлович - доктор философских наук, профессор кафедры социальной педагогики, Российский государственный социальный университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.