Научная статья на тему 'Общекультурные проблемы молодой семьи'

Общекультурные проблемы молодой семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1276
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДАЯ СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / КУЛЬТУРА МОЛОДОЙ СЕМЬИ / КУЛЬТУРНЫЕ ДОМИНАНТЫ / КРИЗИС МОЛОДОЙ СЕМЬИ / СМИ / YOUNG FAMILY / A SOCIAL INSTITUTION / THE CULTURE OF THE YOUNG FAMILY / CULTURAL DOMINATION / THE CRISIS OF THE YOUNG FAMILY / MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ростовская Тамара Керимовна, Ростовская Наталия Андреевна

В статье раскрывается феномен культуры молодой семьи, который рассматривается как на микросистемном, так и на макросистемном уровнях. Авторы обращают внимание на тенденции формирования культурных доминант семейно-брачных отношений, указывает на кризис культурной составляющей молодой семьи, а также подчеркивают значение СМИ в трансформации семейных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General cultural problems of the young family

The article deals with the phenomenon of culture of the young family, which seen at the micro and macro system levels. The authors draw the attention to the trends of cultural dominants of family relations, indicate the crisis of the cultural component of the young family, and emphasizes the importance of the Mass Media in the transformation of family values.

Текст научной работы на тему «Общекультурные проблемы молодой семьи»

УДК 009 ГРНТИ 13.11.21 ВАК 24.00.01

Т. К. Ростовская, Н. А. Ростовская

Москва, Россия

ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДОЙ СЕМЬИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: молодая семья, социальный институт, культура молодой семьи, культурные доминанты, кризис молодой семьи, СМИ.

АННОТАЦИЯ: В статье раскрывается феномен культуры молодой семьи, который рассматривается как на микросистемном, так и на макросистемном уровнях. Авторы обращают внимание на тенденции формирования культурных доминант семейно-брачных отношений, указывает на кризис культурной составляющей молодой семьи, а также подчеркивают значение СМИ в трансформации семейных ценностей.

T. K. Rostovskaya,

N. A. Rostovskaya Moscow, Russia

GENERAL CULTURAL PROBLEMS OF THE YOUNG FAMILY

KEY WORDS: young family, a social institution, the culture of the young family, cultural domination, the crisis of the young family, Mass Media.

ABSTRACT: The article deals with the phenomenon of culture of the young family, which seen at the micro and macro system levels. The authors draw the attention to the trends of cultural dominants of family relations, indicate the crisis of the cultural component of the young family, and emphasizes the importance of the Mass Media in the transformation of family values.

В современном российском обществе молодая семья выделена в особую категорию как один из важнейших социокультурных институтов, что позволяет более тщательно изучить не только социальные, но и общекультурные проблемы молодого поколения, а также способствует формированию культуры молодой семьи.

Сложность формирования культуры молодой семьи заключается в некотором консерватизме семьи как социокультурного института, ее сопротивлении целому ряду социальных новаций, ее укорененности в культуре народа, его традициях и ментальных характеристиках.

Культура молодой семьи является составной частью культуры семьи - с той разницей, что ее локус строится вокруг сферы установок и практик, связанных с планированием семьи, репродуктивной функцией, деторождением, отношением к

детям, культуры родительства, воспитанием младшего поколения.

Под «культурой молодой семьи» следует понимать совокупность семейных ценностей, норм, семейного родства, сложившихся относительно создания и развития института семьи в соответствии с принятыми в социуме идеального образца благополучной молодой семьи.

В соответствии с Концепцией государственной политики в отношении молодой семьи под благополучной молодой семьей понимается семья, которая осуществляет свою жизнедеятельность в зарегистрированном браке, ориентирована на рождение двух или более детей, имеет их, занимается их воспитанием и развитием на основе взаимодействия пространств семейного, общественного и государственного образования [2].

Специфические особенности феномена молодой семьи обусловлены тем, что она постоянно пребывает в процессе

динамики своего формирования, довольно сложного развития, подвижности, а порой и неопределенности идеалов внутрисемейных отношений и в то же время постепенного освоения супругами новых социальных ролей. Процессы эти проходят достаточно интенсивно, но в то же время болезненно на фоне тяги современной молодежи к европейской культуре и европейскому типу семьи, изменений в системе ценностей, разрушения этнокультурной идентичности в сфере семейной традиции, переосмысления ценностных значений понятий «отцовство», «материнство», «детство» [3. С. 5].

Это отражается в том, что на фоне общего сохранения культурноисторической преемственности обнаруживается тенденция к нетрадиционным для российского общества формам брачно-семейных отношений, к изменению мотивации образования семьи, к трансформации гендерной культуры как матрицы внутрисемейных отношений.

Культура семьи - это воспитание, образование, мораль, этика и нравственность в рамках малой группы, связи в которой осуществляются на уровне быта, взаимной поддержки, общих целей и нравственной ответственностью. Между тем, следует подчеркнуть, что в последние десятилетия в России, в связи с изменением социокультурных условий, наблюдается кризис культурной составляющей молодой семьи, который проявляется в увеличении количества разводов при заключенных браках, тенденции к созданию незарегистрированных браков, росте числа одиноких матерей, внебрачных детей, в том числе у несовершеннолетних матерей.

Перепись населения 2010 года показала, что проводимая государственная политика в отношении к семье оказалась недостаточно эффективной. В сравнении с предшествующей переписью 2002 года, число супружеских пар сократилось с 36 млн. до 34 млн.

За этот период на 40% увеличилось число лиц, никогда не состоявших в

браке, ежегодно расторгается примерно 800 тысяч браков. Более 30% от числа разводов приходится на молодые супружеские пары, состоявшие в браке до 5 лет. Никогда не состоявших в браке женщин 11,3 млн. человек, разведенных -7,1 млн. человек).

К негативным тенденциям современного общества также следует отнести: создание гражданских союзов, так называемых «пробных», «визитных» и других форм брака; увеличение возраста вступления в брак за последние десятилетия -у женщин с 22 лет до 30 и более лет; снижение ценности брака, родства; низкий уровень культуры супружества, родительства; свобода и независимость как доминирующие ценности жизни. Безусловно обозначенные негативные тенденции увеличивают противоречия между семейными и внесемейными (социальными и культурными) отношениями, которые мы определяем как «ценностный кризис семьи».

Негативная оценка состоянию семьи дается на основе констатации фактов снижения числа зарегистрированных браков, уменьшения детности, роста числа незарегистрированных браков и внебрачных детей, разводов [4]. Это приводит к снижению статуса семьи, невыполнению ею своих функций [6]. Согласно данной точке зрения, одним из важных путей выхода из кризиса должно быть государство. Можно согласиться с российским ученым Т. В. Свадьбиной, которая отмечает, что «государство смирилось с негативными тенденциями. <...> Государству легче признать права 14-16летних матерей, легализовать все виды сожительств, уравнять в правах всех детей - «брачных», «внебрачных» и «из пробирки», чем всемерно закреплять, поддерживать и поощрять отвечающие российской ментальности и православной традиции формы семейно-брачного и репродуктивного поведения» [5. С. 98, 100].

Ученый справедливо отмечает недооценку доминирующей модели российской семьи. И это не случайно, так

как российская культура в течение своего развития выработала традицию двух типов брака: церковный брак (до 1917 года) и официально зарегистрированный брак -после 1917 года - между мужчиной и женщиной. Все остальные формы брака общественное мнение воспринимает как чуждые обществу и семье.

Несмотря на то, что сегодня проблема однополых браков стала предметом обсуждения в самых широких кругах общественности и государственных структур, а в ряде стран Европы и некоторых штатах Америки официально установлен правовой статус однополых браков, наша страна демонстративно приветствует традиционную модель семьи и пропагандирует духовнонравственные, семейные ценности в молодежном социуме, как важнейший фактор стабильного развития семьи и благополучия каждого ее члена.

Безусловно, огромное влияние на формирование и деструктивную трансформацию семейных ценностей оказывают нравственные установки, поведенческая и художественная модели молодежных субкультур, пространство Интернет-среды, СМИ, рекламы, массовой художественной культуры, приводящие к кризису идентичности, идеализации альтернативных форм брака и брачного поведения, искажению гендерных и супружеских отношений, «виртуализации» семьи и брака, появлению «семьи-

симулякра» (есть даже специальные сайты для регистрации виртуальных браков, создания семей, рождения виртуальных детей и т.д). Конечно, они адресованы определенной части аудитории, прежде всего молодежи, которая при всем эгоцентризме, скепсисе и эпатажности является достаточно «пластичной» и «подат-

ливой», представляет благодатный материал для внедрения определенных «схем» и «фреймов».

Интернет-среда и массовая культура способствуют радикальной переоценке семейных ценностей в культурном сознании молодежи, ориентируя ее на деструктивное поведение в семье, разрушению культуры добрачных отношений, разрыву с национальной традицией, отказу от приоритета нравственности.

Также по наблюдениям культурологов, антисемейная реклама, присутствует сегодня во многих СМИ и формирует у молодежи негативный имидж семьи и семейной жизни.

В заключении еще раз отметим, что именно культурный фактор является доминантным в процессе трансляции семейной традиции и воспитания новых поколений. В этой связи при реализации государственной политики в отношении молодой семьи на федеральном и региональном уровнях необходимо особое внимание уделить комплексу социокультурных технологий, нацеленных на формирование комплексной модели семьи, учитывающей принцип культурной самобытности и этно-национальных традиций России, характер диалога культур и субкультур. И здесь недостаточно разрабатывать социальные, экономические программы - до тех пор, пока мы не будем учитывать духовной составляющей, не признаем первостепенной значение культурных, духовно-нравственных ценностей, ответственности брачно-семейных отношений, сохранения семейных традиций на фоне их растущей девальвации -все, даже самые радикальные экономические рычаги (безусловно, важные) будет бесперспективными.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонов А. И. // Семья в России. - 1999. - №1-2. - С. 30-40.

2. Письмо Минобрнауки России от 08.05 мая 2007 № АФ- 163/06 «О Концепции государственной политики в отношении молодой семьи».

3. Ростовская Н. А. Культура молодой семьи в современной России. - М, 2013.

4. Ростовская Т. К. Семья как объект социологического изучения в современном обществе // Вестник ННГУ. Серия Социальные науки № 4 (28), 2012. С.36-40.

5. Свадьбина Т. В. Семья и российское общество в поиске становления. -Н. Новгород, 2000.

6. Шимин Н. Д. Социально-философские проблемы семьи: учебник. - Воронеж, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.