Научная статья на тему 'Развитие ценностей русской культуры в отечественном социальном образовании'

Развитие ценностей русской культуры в отечественном социальном образовании Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
293
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / РУССКИЙ МИР / ОТЕЧЕСТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RUSSIA / RUSSIAN WORLD / DOMESTIC SOCIAL EDUCATION / VALUES OF THE RUSSIAN CULTURE / EDUCATIONAL AND EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Митяева А.М., Егорычев А.М., Фомина С.Н.

В статье представлены результаты исследования, посвященного необходимости реформирования современного отечественного образования с учетом особенностей русской культуры, её духовно-нравственных смыслов, ценностей и традиций. Выводы и материалы исследования могут использоваться при разработке государственной социальной политики в области образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF VALUES OF THE RUSSIAN CULTURE IN DOMESTIC SOCIAL EDUCATION

Results of the research devoted to need of reforming of modern domestic education taking into account features of the Russian culture, its spiritual and moral meanings, values and traditions are presented in article. Conclusions and materials of a research can be used when developing the state social policy in the field of education.

Текст научной работы на тему «Развитие ценностей русской культуры в отечественном социальном образовании»

УДК 378.14 МИТЯЕВА А.М.

доктор педагогических наук, профессор, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: annamm@inbox.ru ЕГОРЫЧЕВ А.М.

доктор философских наук, профессор, Российский государственный социальный университет E-mail: chelovekcap@mail.ru ФОМИНА С.Н.

доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный социальный университет E-mail: fomina-sn@mail.ru

UDC 378.14 MITYAEVA A.M.

Doctor of pedagogical sciences, professor; department chair of social management and conflictology, Orel State University

E-mail: annamm@inbox.ru EGORYCHEV A.M.

Doctor of Philosophy, professor, the Russian state social

university E-mail: chelovekcap@mail.ru FOMINA S.N.

Doctor of pedagogical sciences, professor; department of social pedagogics and organization of work with youth «The

Russian state social university» E-mail: FominaSN@rgsu.net

РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТЕЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ СОЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ DEVELOPMENT OF VALUES OF THE RUSSIAN CULTURE IN DOMESTIC SOCIAL EDUCATION

В статье представлены результаты исследования, посвященного необходимости реформирования современного отечественного образования с учетом особенностей русской культуры, её духовно-нравственных смыслов, ценностей и традиций. Выводы и материалы исследования могут использоваться при разработке государственной социальной политики в области образования.

Ключевые слова: Россия, русский мир, отечественное социальное образование, ценности русской культуры, образовательно-воспитательная деятельность.

Results of the research devoted to need of reforming of modern domestic education taking into account features of the Russian culture, its spiritual and moral meanings, values and traditions are presented in article. Conclusions and materials of a research can be used when developing the state social policy in the field of education.

Keywords: Russia, Russian world, domestic social education, values of the Russian culture, educational and educational activity.

Решение задач исследования, связано с необходимостью выявления существующих научных подходов к проблеме рождения и развития русской культуры. Настоящая проблематика имеет стойкий интерес в среде отечественных ученых (А.А. Абрашкин, В.С. Леднев, О.Н. Трубачёв, А.В. Тулупов, В.А. Чудинов, Ю.А. Шилов, др.), а также зарубежных (Дж. Г. Симпсон, Д. Трефил, А. Бергсон, УФ. Уоррен, др.).

Каждый народ мирового сообщества имеет свою уникальную историю и культуру, которые содержат огромный потенциал этнических смыслов и ценностей, определяющих его уникальность и успешность цивилизационного развития. Во многом успешность цивилизационного развития, определяла существующая система образования (воспитания), подготовки подрастающего поколения к жизни в своем этническом сообществе.

На основании новейших достижений современного мира науки (археологии, истории, филологии, этимологии, лингвистики, антропологии, генетики, синергетики), можно заключить, что любая культура мира, сохранившая свой исторический потенциал, позволивший ей войти в XXI век, имеет свои древние архетипические социокультурные корни, позволяющие так долго и успешно удерживаться на

эволюционном пути. Вопрос сегодня состоит лишь в необходимости выявления самого разнообразного археологического, этнографического, иного исторического материала, его тщательное изучение во взаимосвязи со многими другими научными открытиями мира наук, и построения новой исторической картины мира, где каждая культура должна занять в ней своё определённое и достойное место. В своё время, на этот счёт К. Маркс и Ф. Энгельс отметили, что этнографический материал при тщательном ретроспективном его изучении может позволить исторической науке проникнуть в такие области истории, которые без этого материала навсегда остались бы для науки неизвестными [15, с. 364-367].

Относительно проблемы становления этнической русской культуры, практически все исследователи отмечают, что её рождение и развитие имеет прямую связь с воспитательными традициями русского мира (С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров, 1985, А.М. Егорычев, 2005).

Воспитательные и учебные знания в Древнем русском мире тщательно собирались, хранились и передавались от поколения к поколению в виде сказаний, предания, традиций, обычаев и обрядов. С.Д. Бабишин и Б.Н. Митюров отмечают, что именно «Традиции, обряды и обычаи опре-

© Митяева А.М., Егорычев А.М., Фомина С.Н. © Mityaeva A.M., Egorychev A.M., Fomina S.N.

деляли содержание народных педагогических воззрений людей того времени. Все формы и методы воспитания выступали как конкретная реализация приобретённого опыта, прежде всего, через трудовые, нравственные, эстетические традиции, которые доносили до новых поколений обычаи предшественников» [1, с.11].

Древнее русское сообщество (палеосоциум) не только защищало своих членов, но и создавало условия для развития человека, его физического, психического, социального и духовного становления. Справедливо отмечает Игумен Георгий: «Проявлялись эти условия в традициях и обычаях жизни народа, основанных на его верованиях. Традиции, обычаи и предания формируют общественную мораль общества» [11, с. 33]. Именно посредством знаний, «упакованных» в традициях, обрядах, обычаях, ритуалах, народной магии, сказаниях, мифологического способа восприятия окружающего мира и происходило рождение человека разумного и духовного, становление русского мира.

Десятки тысяч лет (возможно и сотни тысяч) прошло с того далёкого периода, многое закрыто завесой времени для нашего понимания. Наука накопила множество противоречивых взглядов и подходов по пониманию и объяснению этого периода - периода рождения русского мира. Существующие противоречия вполне объяснимы - слишком мало в руках исследователей артефактов того далёкого периода. Тем не менее, и сегодня необходимо помнить предостережение, сделанное русским историком и философом С.М. Соловьёвым (1820-1879) по отношению к исследователям родового быта славянских племён: «Вообще же должно остерегаться делать точные определения первоначальному родовому обществу в том или другом смысле» [19, с. 61]. В большей мере это высказывание касается тех авторов, которые уверенно говорят и пишут о том, что Древняя Русь - это период сплошной дикости и варварства.

Трудно конкретно судить об уровне обучения и воспитания этой эпохи, но можно уверенно утверждать, что именно она явилась началом и основой рождения сложных социальных межпоколенных отношений, периодом формирования общественного (социального) воспитания и обучения, в целом - развития русской культуры и цивилизации. Современный историк педагогики С.Ф. Егоров справедливо отмечает: «Задолго до того как на территории будущей Руси в недрах племенных союзов начали кристаллизоваться институты государственности, народом был уже накоплен опыт воспитания» [12, с. 7]. Накопленный опыт воспитания молодого поколения составлял высшую ценность древнего русского мира, бережно сохранялся и оберегался, находил выражение в устном народном творчестве - преданиях, легендах, былинах, сказках, фольклоре, сложных магических ритуалах.

Необходимо отметить, что отношение мировой научной мысли к историческому культурному наследию славянских народов достаточно сдержанное, хотя российская наука накопила достаточное количество исторических артефактов, свидетельствующих о высоком уровне развития культуры Древней Руси.

Весь исторический путь социокультурного развития народов планеты Земля, начиная с родоплеменного сообщества, органично связан с процессом формирования общественной системы обучения и воспитания - передачи подрастающему поколению общественно-исторического

опыта, накопленного предыдущими поколениями, с целью подготовки их к жизни и труду, защите своего племени и рода. В последствие, эта система подготовки подрастающего поколения к жизни, стала обозначаться социальным образованием.

Термин «социальное образование» имеет изначальный смысл - «общественное образование» (социальный - от лат. 80маН8 - общий, общественный). «Социальное образование» несет в себе все смыслы понятия «социальное воспитание». Не вдаваясь в глубокий анализ понятия «социальное воспитание», кратко определим его как воспитание, осуществляемое всеми структурами конкретного общества, в его интересах и находящегося под его контролем.

Можно говорить о том, что социальное воспитание в русском мире существовало всегда, с самого его рождения. В таком сообществе творились народные этнические традиции, обычаи, обряды, заключающие в себе основы трудового, физического, нравственного, полового, религиозного, военного, иного воспитания. С помощью хорошо организованного общественного (социального) воспитания, посредством народной социальной педагогики, шёл непрерывный процесс формирования личности, развития межличностных отношений, укрепление общественных структур, что создавало эволюционные предпосылки по формированию устойчивой социальной системы русского мира.

Такая социальная система уже обладала важнейшим свойством человеческих сообществ - способностью накапливать и передавать знания, которые в ходе исторического процесса непрерывно усиливали её способность адаптироваться к меняющемся природным и социальным обстоятельствам, вырабатывать устойчивость к экстремальным ситуациям, то есть - успешно продолжать путь своего исторического развития.

Начиная с древних времён, на Руси социальным воспитанием занимались самые различные представители общественных структур: вожди, старейшины, жрецы, старые воины, охотники, специалисты по определённому виду деятельности (выделке шкур, изготовлению наконечников для стрел и копий, приготовлению пищи, сооружению жилища, нахождению и сбору съедобных и лекарственных растений, выполнению необходимых магических ритуалов, многому др.). По праву всех их можно отнести к специалистам социального воспитания. Система их воспитательного воздействия определялась образом жизни племени и рода, а также теми нравственными нормами и представлениями, которые определяли мировоззрение древних славянских племён.

Наши далёкие предки прекрасно понимали, что всё благосостояние племени и рода, как материальное, так и духовное, зависит от основ, заложенных в сознание подрастающего поколения. Знания этих основ отражали великие законы природы и космоса, исполнение которых позволяло уверенно строить свой бытийный мир, формировать человека, соответствующего природной и космической гармонии.

Как утверждают многие отечественные ученые, Русь-Россия имеет очень древнюю историю своего рождения, становления и развития (Е. Елачич, 1910; С.В. Жарникова, 1998; В.С. Леднев, 2010; Ю.Д. Петухов, 2006; Ю.В. Мизун, Ю.Г. Мизун, 2004). К сожалению, в

историко-педагогической науке утвердилась точка зрения, согласно которой, русская педагогическая мысль, в целом, вся русская педагогика берёт своё начало со времени принятия христианства на Руси (988 г). Всё, что было до этого периода, считается диким периодом. Однако современная наука накопила большой массив исследовательских материалов, артефактов, говорящих о том, что до принятия христианства на Руси существовала высокая культура и развитая цивилизация.

Обозначенное даёт основание заключить, что рождение русской социальной педагогики имеет более древние корни, чем время крещения Руси. Так Н.В. Седова, один из авторов коллективного труда по «Истории образования и педагогической мысли за рубежом и в России» отмечает: «Педагогическая мысль Древней Руси опиралась на воспитательные традиции, насчитывающие более двух тысяч лет» [13, с. 67]. Отметим, что это не окончательное научное мнение по отношению к возрасту русской культуры и цивилизации. В современной науке существуют достаточно авторитетные и доказательные научные позиции о том, что возраст русской культуры и цивилизации исчисляется десятками тысяч лет (Н.Р. Гусева, 1998; Ю.В. Мизун, Ю.Г. Мизун, 2004; Ю.Д. Петухов, 2006; Б.Г. Тилак, 2000, др.).

На заключительном этапе, решалась важная задача по разработки функциональных моделей предмета исследования.

Глубокий теоретический анализ проблемы настоящего исследования позволил разработать функциональные модели, демонстрирующие компоненты сущностных основ этнической культуры русского мира. Её особенности (духовно-нравственные смыслы, ценности и традиций).

Опираясь на существующий философский, исторический и культурологический исследовательский материал по древней и современной истории Руси-России, рождения, становления и развития русского этноса, российской государственности, была разработана Модель рождения, становления и развития отечественного социального образования (рис. 1).

В представленной модели можно выделить ряд компонентов, характеризующих этапы рождения, эволюцию становления и развития социального образования русского мира:

1. Родовой базис этнической культуры Древней Руси. Представляет многотысячелетний социокультурный опыт рождения, становления и развития русского народа (30-40 тыс. лет), имеющий выражение в архетипическом геноме русского народа, его культуре и ментальности.

2. Традиции православной религии. Вхождение славянских народов в православную религию (988 г.) означало новый эволюционный шаг в развитии духовного мира русского человека, формировании учебно-воспитательных традиций на основе духовных православных смыслах, ценностях и нормах.

3. Русские идеи, воззрения о природе и предназначении человека в обществе. Составляют мощный философский, социокультурный и социально-педагогический фундамент в сфере выражения духа, самобытного характера русского народа, его выражении и устремлениях, воспитании и образовании молодого поколения, представленного в многочисленном культурном наследии его мыслителей, мудрецов, философов, религиозных деятелей,

учёных и педагогов за период 1Х-Х1Х вв.

4. Современные философские идеи, научные концепции, положения, теории (ХХ-начало XXI вв.). Представляют взгляды философов, просветителей, социологов, психологов, историков и педагогов нового времени на проблему развития и становления отечественного социального образования.

Рис. 1. Модель рождения, становления и развития отечественного социального образования.

Обозначенные четыре компонента в своём органическом единстве представляют «живое дерево» рождения, становления и развития отечественного социального образования русского мира.

Можно утверждать, что имея глубокие социокультурные исторические корни, отечественное социальное образование всегда было связано со всей совокупностью человеческих отношений, сферой существования и жизнедеятельности людей русского мира. Все виды трудовой деятельности, порождающие сложные социальные отношения, а также передача трудового опыта от старшего поколения к младшему, забота о стариках, детях и других нуждающихся, воспитание и обучение, многое другое -было не просто взаимосвязано и внутренне детерминировано, а образовывало единое социокультурное целое бытийного мира русского мира. Этот социокультурный универсум творил русского человека, его социальную и духовную сущность, формировал прообразы будущего российского общества и государства.

Философия жизни русского человека предполагала такую систему социоприродных и социокультурных взаимосвязей и отношений, такую социальную модель, где человек, природа и социум выступали единым органичным целым, позволяющим не просто выживать и удовлетворять всевозможные потребности, но и создавала условия для понимания подлинного своего места в окружающем и творимом мире, основанном на социо-природо-космической гармонии. Именно практика жизни русского народа, весь его бытийный мир позволял творить свой национальный

идеал человека и общества, искать свой путь цивилизаци-онного развития.

Русский бытийный мир, начиная с древних времён, всегда находился в поиске высокого смысла жизни. Шёл живой процесс познания окружающего мира, не только ради удовлетворения плоти, но и поиск целостности, единства всех сторон окружающей реальности и всех сторон человеческой сущности. Шёл великий процесс творения самобытной русской культуры, ментальности русского человека, всего русского мира.

Русь-Россия являлась и продолжает являться частью русского мира, в более древней истории - индоевропейского (ария-славянского), имеющего единый этнокультурный и языковый корень. Многотысячелетняя история существования и развития всей семьи индоевропейских народов создала уникальные национальные (этнические культуры), которые накопили мощный социокультурный генетический потенциал выживания. Академик В.С. Леднев, один из крупнейших специалистов по истории Древней Руси, отмечает: «Самой многочисленной и одной из самых древних групп среди древних индоевропейцев были прото- и праславянские народы, населявшие весьма обширную территорию, простиравшуюся от Венеции на северо-востоке современной Италии, Югославии, Чехии, Словакии, Болгарии и до Малой Азии» [14, с. 30]. Добавим, - до Арктического Русского Севера.

Версия о том, что наши предки пришли с Севера, в науке укрепилась уже достаточно прочно. Об этом пишут многие российские и зарубежные исследователи [3; 5; 7; 8; 10; 20; 22]. На рубеже XX и XXI веков были переведены и изданы основополагающие исследования зарубежных авторов, где доказательно обосновываются идеи и концепции арктического происхождения человечества и мировой цивилизации [3; 22].

Здесь необходимо отметить тот факт, что известным индийским исследователем Б.Г. Тилак (1856-1920) в 1907 году была опубликована книга «Арктическая родина в Ведах», где автор, проведя многолетний кропотливый анализ этого древнего литературного памятника человеческой цивилизации, пришёл к однозначному выводу: Русский Север - прародина ариев. Индийский ученый увидел в древних текстах точное отражение не только исторических, астрономических, но и геофизических реалий, связанных с Заполярьем. Это открытие позволило Б. Г. Тилаку на десятилетия опередить выводы археологов, филологов, физиков и астрономов и способствовать общему прогрессу знаний об изначальной истории человеческой расы и истории населяемой этой расой планеты [20].

Так было положено начало целому научному направлению, в основе которого лежала концепция о том, что Русский Север - это колыбель человеческой цивилизации. Расселение с севера предков всех народов-носителей индоевропейских языков подтверждают большинство отечественных и западных мифологов, лингвистов и фольклористов (Б.А. Рыбаков, 1981; О.Н. Трубачёв, 1990; Н.Р. Гусева, 1998; С.В. Жарникова, 1998). Как указывают современные исследователи, примерно двадцать тысяч лет назад, народ, проживающий на Севере, начал великую миграцию через Сибирь, Урал, вдоль реки Волги, по направлениям, избиравшими древними вождями. Это была естественная миграция - начался великий климатический

слом, наступило резкое похолодание (ледниковый период).

В IV тысячелетии до РХ наши предки уже имели сложную социальную организацию, скрепленную тысячелетними традициями Рода и Законами Вселенной (философией ведической религии). Логика ведической религии заключалась в следующем: Бог - Творец создал мир, и этот мир существует и развивается по законам Творца. Человек, как сын Бога подчиняется ему, исполняя начертанные законы. Законы Бога - это Путь Прави. Путь Прави - это путь всеобщего благополучия и счастья, справедливости и любви. Как указывают русские исследователи данного направления, по Пути Прави народ Руси жил до IX века н.э.

Тем не менее, древние традиции, скрепляющие не одно тысячелетие весь бытийный мир русского народа, не могла вычеркнуть и новая религия славян - православное христианство. Историческая преемственность не позволяла разрушить социокультурное основание, творимое тысячелетиями.

Преемственность - есть связь между объектами и явлениями в процессе их развития в природе, обществе, познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе его некоторые важнейшие элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, которые позволяют этносу, народу, нации уверенно и устойчиво совершать эволюционное восхождение. На наличие преемственности в историческом развитии народов мира указывают многие исследователи (Б.А. Астафьев, 2010; А. Бергсон, 1998; Ю.В. Мизун, 2004).

Ю.В. Мизун, на основании серьезного научного анализа существующих в науке материалов о развитии народов Древней Руси, делает одно важное заключение о том, что «существовала преемственность культуры населения средневековой Руси по отношению к степной культуре эпохи бронзы и железного века» [17, с.143]. Можно добавить, что указанная преемственность сохранялась и далее, вплоть до нового времени.

Именно «преемственность» есть тот жизненный цементирующий принцип, который позволял древней русской культуре существовать не одно тысячелетие и при любых природных и социальных невзгодах возрождаться как птица Феникс. Преемственность позволила славянским народам на многие века и тысячелетия сохранить все исторические культурные наработки, смыслы, ценности, нравы и социальное устройство, где основой выступала территориальная община, состоявшая из свободных полноправных людей. При такой социальной организации полностью отсутствовало рабство, более того, права женщины практически были уравнены с мужчинами. При необходимости, женщины наравне с мужчинами несли воинскую службу.

Многотысячелетний опыт жизненной организации славянских народов, бережно хранимый и передаваемый от поколения к поколению, позволил создать уникальную культуру, сформировать менталитет народа, выражающийся в его достоинстве, храбрости, общинности, доброте, взаимопомощи, силе духа, что и было закреплено временем на социогенетическом уровне. Накопленный социокультурный опыт постоянно культивировался и передавался от поколения к поколению посредством сложившихся традиций и народной педагогики.

К сожалению, от того далёкого времени до нас дошло мало прямых свидетельств о конкретных делах наших предков, способе их жизнеустройства, быте, сложных социальных отношениях. Тем не менее, имеющиеся материалы позволяют с большой долей вероятности представить в общих чертах бытийный мир праславян, особенности народной дохристианской народной социальной педагогики, процесс воспитания и обучения подрастающего поколения, передача ему жизненно важного социального опыта.

В Древней Руси воспитание, обучение и развитие подрастающего поколения носило семейно-общинный характер, нацеленное на изучение и усвоение: житейских правил; хозяйственного домоводства; норм и правил социального поведения; иерархии сложного общинного (внутри племенного и родового) взаимодействия; законов и норм, определяющих систему отношений к природе, всему бытийному миру, мн. др. В подрастающем поколении необходимо было воспитать качества, необходимые для жизни в органичном союзе со своим родом и природой-матерью. Особое место в воспитании занимало познание истории своего Рода, законов Творца. Творец, Всевышний - есть не что иное, как закон, которому следуют вся и всё в необъятной Вселенной.

Относительно наших предков славян, можно заключить, что они не только хорошо понимали существующую мировую гармонию, но и следовали в своей жизненной организации тем законам, которые позволяли им идти путем Правды. «Они знали, что есть Вселенский закон (Бог богов), которому подчинено всё - как боги, так и люди. Все образовал этот Бог богов (Всевышний) из своего тела. Деревья и травы из его волос, Солнце и Луна из его глаз, и т. д. Человек сотворен также из тела Всевышнего, поэтому он божественный, как все в этом мире. Но это не только честь для человека, но и прежде всего ответственность. Ответственность перед Всемирным законом, Всевышним за свое отношение к другим людям, ко всему живому и неживому в мире» [1, с. 145].

Имеющиеся научные данные позволяют судить о существовавшем Славяно-Арийском сообществе, как высокоразвитой цивилизации. Религия наших предков имела глубокую, хорошо проработанную философию, связывающую весь мир воедино, где правит один Закон для всех - живого и неживого мира, малого и большого, всей огромной Вселенной. Было ясное понимание целостности мира, всего бытия, смысла жизни, где человек также нес в себе эту целостность, заключающую в себе единство бытия, веры, мышления, чувств, способов познания и преобразования окружающего мира.

Для нашего далёкого предка это было время, когда не было разделения между жизненной философией, религией и познанием. У славяно-арийского народа было идеальное представление о Законе, который определяет жизнь во Вселенной и само ее устройство. Существовал единый Творец всего Мира, который и определял действие этого Закона, через сложную иерархическую систему богов, имевших свои конкретные цели и задачи, свою индивидуальную миссию. Равновесие Вселенной поддерживалось двумя противоположностями - миром Явь и миром Навь. Мир Явь - это проявленный мир, а Навь - мир духовный, которые незримыми нитями связаны между собой. Существующая иерархия богов не просто скрепляла все

элементы Вселенной, они (боги) обладали и творческой функцией (в рамках воли Творца).

История русской культуры и цивилизации складывалась не одно тысячелетие. Многие учёные пытались проникнуть взглядом в древнюю историю России (Руси), но, к сожалению, в своих исследованиях ограничивались лишь последним тысячелетием, временем распространения христианства на Руси. Лишь немногим из них удалось проникнуть во тьму тысячелетий, восстановить картину жизни наших предков, понять их мир. А ведь именно в те далёкие времена складывался менталитет русского народа, его сложнейшая система отношений к детям, себе, людям, природе, обществу, Вселенной, ко всему, что его окружало, закладывались основы социального воспитания, народной социальной педагогики.

Изучение жизни и быта человека того далекого времени, его целей и смыслов жизненной организации, понимание мотивов его поведения, отношения к себе, другим людям, природе, Богу, позволяет определить и понять те философские и социокультурные основания, на которых строилась Древняя Русь, а сегодня стоит современная Россия.

Выявленные и принятые на государственном и общественном уровне эти основания позволят, не нарушая генетической органики российского человека, строить социальное образование, формировать нового человека с учётом вызовов времени, учитывая его тысячелетнюю культурную ментальность, указывать «Путь Прави».

В сложных условиях древнего социума творилась система общественных отношений, где ребёнок занимал важное место. Он выступал связывающим звеном в развитии человеческого сообщества, объединял прошлое, настоящее и наступающее будущее. Постепенно складывались социально-воспитывающие традиции, элементы воспитательно-обучающей деятельности, особые воспитательные ритуалы и социальные стереотипы поведения, этнические нормы, правила и запреты. Все обозначенные социальные структуры объединяли всех членов общества: детей, стариков, взрослых, подростков и молодёжь в единую социальную систему, которая воспитывала и обучала, приучала к труду и защищала, любила и наказывала, то есть, формировала (взращивала) трудолюбивых, верных и преданных своему племени и роду членов древнего социума русского мира.

Из невероятно далёкого времени очень трудно добыть исторические сведения и, тем не менее, при всей «далёкости» исследуемого периода, особенно в свете последних открытий, исследований структуры языка, получении новых исторических артефактов - можно сделать определённые теоретические построения и многозначные выводы, касающиеся жизни великого народа, рождения и становления народного социального образования.

Назовём некоторые направления исследований, исторические и культурные артефакты, которые подлежали рассмотрению, как важная доказательная база в исследовании истории Древней Руси. Это, прежде всего:

- «язычество» как народная религия наших предков;

- археологические открытия последних десятилетий;

- результаты лингвистических (фонетические, морфологические, синтаксические, стилистические, др.) исследований русского языка;

- древние литературные памятники - письмена;

- устные народные традиции, фольклор, искусство, древняя магия.

С определённой осторожностью, анализируя и суммируя все имеющееся научные данные по обозначенным направлениям, можно прийти к следующим заключениям в отношении «предыстории» нашего вопроса - определения исторических предпосылок рождения, становления и развития социального образования (воспитания) в Руси-России как особой социокультурной формы организации жизнедеятельности человека, его обучения и воспитания.

Первое, - древнее общество (палеосоциум) наших предков имело более сложную социальную структуру, чем принято считать. В палеолитической культуре присутствовали научные знания, народное искусство, институт обучения и воспитания, т. е. базовые социальные институты, позволяющие говорить о высоком уровне социального развития русского народа (славянского этноса).

Второе, -- наличие у славянского народа древней письменности, позволяющей кодировать, сохранять необходимые знания, передавать их от поколения к поколению.

Третье, - формирование человека (личности) древнего социума русского мира было тесно связано с той социальной общинной средой, которая его окружала и творила в единстве с природой и космосом.

Четвертое, - объективно сложившаяся и развивающаяся социоприродная обусловленность человека древнего общества была естественно детерминирована природными и космическими законами, позволяющими ему не только выживать, но и постоянно совершенствоваться, и при этом, накапливать огромные знания о человеке и природе-космосе, творить социоприродную эволюцию. Творимая им социоприродная эволюция создавала особую культуру, где человек выступал единым звеном в гармоничном пространстве-времени.

«Социализацией» человека древнего русского сообщества, то есть, подготовкой его к жизни, занималось всё общество, все его социальные структуры, каждый её член, при этом осуществлялось четкое общественное регулирование всех сложных взаимодействий. Используя современные педагогические термины, можно заключить, что в палеосоциуме присутствовал организованный целенаправленный социально-педагогический процесс включения разновозрастных групп в сложившуюся систему социальных отношений и ценностей, социальных ролей, традиций, верований, выполняющих единую эволюционную задачу - формирование определённого типа человека, который соответствовал бы социальным идеалам и нормам этого исторического периода и общества, его сохранению и развитию (рис. 2). Древнее общество было жизненно заинтересовано в том, чтобы все его члены прошли сложный процесс социализации: полоролевой, профессиональной, социально-иерархической, социокультурной, иной. Процесс личностного самоопределения, самоутверждения и самореализации проходил в рамках социально-значимых целей палеосоциума, его интересов, задач выживания и развития. Интересы каждого члена общества полностью совпадали с интересами рода, общины, что позволяло создавать основу безопасности общества.

Рис. 2. Модель социализации человека в палеосоциуме.

Сложные цели и задачи социализации членов древнего социума было невозможно осуществлять без целенаправленного и специально организованного социального обучения и воспитания, без «учителей и наставников», без соответствующего уровня знаний. Именно они вводили каждого члена сообщества, исходя из его пола, возраста и учёта других психофизических и социальных характеристик, в соответствующий уровень познания, соответствующую социальную нишу.

Результатом такого процесса, при учёте жёсткой социальной иерархии: от старшего к более младшему, от опытного к менее опытному, от знающего к менее знающему - являлось приобретение индивидом соответствующих ценностей, норм поведения, убеждений, умений и навыков, обеспечивающих человека древнего общества необходимым уровнем социального функционирования, со-циоприродной адаптации и социализации.

«Социализация» как явление и процесс в палеосоциуме был непрерывным, бесконечным во времени. Окружающий мир был огромен и содержал много тайн и непознанных законов. Природа, которой человек был частью, выступала то ласковой матерью, то грозным отчимом. Бесконечные силы-стихии природы в своём проявлении требовали постоянно новых неожиданных решений, которых не было в предыдущем опыте. Нельзя было забывать и Бога-отца, Вседержителя - необходима была особая мудрость для беседы с ним. Процесс «социализации» в палеосоциуме - это процесс «выделывания» человека, его творческое развитие и становление в интерактивном единстве всех его социальных структур, всех его членов: подрастающего поколения, старейшин, вождей, охотников, воинов, матерей, ведунов (шаманов), вождей, лекарей, сказителей, выступающих в своём органическом единстве важнейшим социальным воспитательно-образовательным институтом, мощным ар-хетипическим ядром родовой культуры, её носителями и выразителями. Формировалась особая гармония в человеке этого периода - периода становления Славяно-Арийской цивилизации, что имело выражение в системе социального воспитания того времени (рис. 3).

Рис. 4. Модель социального воспитания подрастающего поколения в родоплеменном сообществе.

Воспитание человека в любви к обозначенным, в своей совокупности, пяти ипостасям, формировали ту личностную и коллективную социальную гармонию, которая требовалась будущему продолжателю древнего СлавяноАрийского Рода, помогала ему развиваться и совершенствоваться в дальнейшей жизни в рамках этнических норм, стереотипов и традиций.

Любовь к родовой вере - это любовь к Истине, доверие к опыту и традициям Предков, их Богам. Любовь к Роду - это любовь к семье, женщине, детям, в целом Роду, всем его представителям. Любовь к Матери - Природе -это любовь ко всем формам жизни, существующим в природе, а также к неживой природе. Любовь к труду - это любовь к деятельности на благо семьи и Рода. Любовь к Земле Предков - это любовь к истории Рода, его культуре, чувство патриотизма к родной Земле, Отчизне.

Гармоничное развитие человека в палеосоциуме определялось, как минимум, двумя принципами, воспринимаемыми нашими предками как основными законами жизни: 1. «Свято чтить Богов и Предков своих». 2. «Всегда жить по совести и в гармонии с природой».

Гармоничное развитие человека возможно лишь тогда, когда в человеке развиты все четыре составляющие: тело, Душа, Дух, совесть, а это возможно лишь при условии наличия целостной интегрированной социальной воспитательной системы, когда смыслы и ценности, установки и нормы, правила и запреты, ритуалы и традиции, выражаются всеми структурами сообщества: верховной властью,

семьёй, социальными группами, в целом обществом, всей социальной средой.

Проведенное исследование этого времени позволяет заключить:

- Древнее сообщество в основе своей организации имело естественное природосоциальное содержание, отвечающее интересам всех. Социальная система палеосо-циума (родоплеменное сообщество русского мира) - это продукт творческой деятельности всех ее членов, это система, жизненная организация которой была направлена на создание условий, обеспечивающих сохранение и развитие Рода, всех его членов. Можно заключить, что это была очень устойчивая социальная культура и цивилизация.

- Развитие и социализация личности всегда подчинены и обусловлены конкретными историческими условиями и соответствуют социально-экономическому характеру конкретного общества, менталитету его народа. Жизнедеятельность каждого индивида палеосоциума могла осуществляться лишь в тесном (тотальном) взаимодействии со всеми членами Рода (сообщества) и подчинена его целям, задачам, интересам. Через включение в систему социокультурного взаимодействия общины, Рода индивид проходил длительный путь «социализации», усваивая права, обязанности, функции, социальные роли.

- Этническая культура русского мира имеет очень древнюю историю, что позволило сформировать устойчивую структуру - социокультурный архетип русского народа, который на всех этапах исторического пути Руси-России, оказывал влияние на ее не только сохранение, но и устойчивое развитие. Развитие и формирование российской государственности имела прямую зависимость от определяющей социальной структуры - отечественного социального образования (воспитания).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Отечественное социальное образование, имеет жесткую детерминированную связь с русской этнической культурой. Воспитательно-образовательные цели и задачи отечественного социального образования, её содержание, могут иметь эффективную реализацию лишь при опоре на русскую культуру, её духовно-нравственные смыслы и ценности, традиции жизненной организации её народа. В своем органичном единстве отечественное социальное образование и русская культура создают условие устойчивого развития российского государства и общества, формирования гражданской и национальной идентичности его народа.

Библиографический список

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и русского государства 14-17 вв. / Сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. М.: Педагогика, 1985. 363 с.

2. АстафьевБ.А. Алгоритм эволюции. М.: Институт холодинамики, 2010. 440 с.

3. Байи. Ж.С. Письма об Атлантиде и о древней истории Азии // Атлантида и Гипорборея. М., 2003.

4. Бергсон А. Творческая эволюция. М.: КАНОН-пресс, Кучково поле, 1998.

5. Гусева Н.Р. Гидронимы Русского Севера. (Опыт расшифровки через санскрит) // Кто они и откуда? Древнейшие связи славян и арьев. М., 1998.

6. ДургаПрасадШастри. Связь между русским языком и санскритом / перевод с английского // Кто они и откуда? Древнейшие связи славян и арьев. М., 1998.

7. Жарникова С.В. Древние тайны Русского Севера // Кто они и откуда? Древнейшие связи славян и арьев. М., 1998.

8. ЕгорычевА.М. Русь доисторическая. Связь времен (палеосоциум, палеохореография, прамедецина): монография / С.В. Казначеев, В.В. Ромм, Л.В. Молчанова. Новосибирск: МСА, 2005. 164 с.

9. Егорычев А.М. Россия и мировая цивилизация: поиск социокультурных основанийв построении национальной системы образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. № 4. С. 29-36.

10. Елачич Е. Крайний Север как родина человечества. СПб., 1910.

11. Игумен Георгий. Православная педагогика. Изд. 4-е. М.: ПРО-ПРЕСС, 2010. 672 с.

12. История педагогики в России: Хрестоматия: Для студ. гуманитарных фак. высш. учеб. заведений / Сост. С.Ф. Егоров. М.: Изд. Центр «Академия», 2002. 400с.

13. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; Под ред. З.И. Васильевой. М.: Изд. Центр «Академия», 2001. 416 с.

14. Леднев В.С. Венеты. Славяне. Русь. Историко-этимологические и палеографические проблемы / Изд. 2-е. М: ИЭОПиГКО УК 2010. 224 с.

15. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 22.

16. Митяева А.М. Фомина С.Н. и др. Современные подходы к функционированию и развитию отечественного образования .// Ученые записки Орловского государственного университета. Орел: ФГБОУ ВО «ОГУ им. И.С. Тургенева», 2017. C. 272-280.

17. Петухов Ю.Д. Суперэтнос руссов: от мутантов к богочеловеку. Сверхэволюция и Высший Разум Мироздания. М.: РИПОЛ классик, 2006. 576 с.

18. Мизун Ю.В., МизунЮ.Г. Русь ведическая. М.: «АиФ Принт», 2004. 528 с.

19. РыбаковБ.А. Язычество древних славян. М., 1981

20. Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. В 15 кн. и 29 т. Книга I. Русь изначальная. Тома 1-2. М.: АСТ, 2008. 943, [1].

21. Тилак Б.Г. Арктическая родина в Ведах. М.: Изд-во «ФАИР-ПРЕСС», 2000.

22. Трубачев О.Н. INDOARICA в Северном Причерноморье. М.: Наука, 1990.

23. Уоррен У.Ф. Найденный рай на Северном полюсе / Пер. с англ. Н. Гусевой. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. 480 с.:

24. BrentjesВ. Die Stadt des Yima. Weltbilder in der Architektur. Leipzig, 1981.

25. MityaevaA.M., PuzankovaE.N., EgorychevA.M., FominaS.N., Pravdyuk V.N. Interethnic communication and interaction of students in their professional training // The Social Sciences (Pakistan). 2016. Т. 11. № S3. С. 6511-6515.

26. Mityaeva A.M., Fomina S.N., Khovanskaya E.A., Egorychev A.M. Integration as Condition of Sustainable Development of Society and Education // Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities (CILDIAH 2017): Proceedings of the 7th. CILDIAH 2017. С. 187-193.

27. Egorychev A.M., Mardochaev L.V., Rybakova A.I., Fomina S.N., Sizikova V.V. Society and Education in the Early of XXIth Century: Integration of Tradition and Innovation. - Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2014. Т. 5. № 2. С. 82-91.

References

1. Anthology of a pedagogical thought of Ancient Russia and Russian state of 14-17 centuries / Sost. S.D. Babishin, B.N. Mityurov. M.: Pedagogics, 1985. 363 p.

2. AstafyevB.A. Evolution algorithm. M.: Institute of a holodinamika, 2010. 440 p.

3. Bailly. Zh.S. Letters on Atlantis and on ancient history of Asia//Atlantis and Giporborey. M, 2003.

4. BergsonA. Creative evolution. M.: CANON press, Kuchkovo Field, 1998.

5. Guseva N.R. Gidronima of the Russian North. (Experience of interpretation through Sanskrit)//Who they and from where are? The most ancient communications of Slavs and арьев. M, 1998.

6. DurgaPrasadShastri. Communication between Russian and the Sanskrit / translation from English//Who they and from where are? The most ancient communications of Slavs and арьев. M, 1998.

7. Zharnikova S.V The ancient mysteries of the Russian North//Who are they and from where? The most ancient communications of Slavs and арьев. M, 1998.

8. Egorychev A.M. Russia prehistoric. Link of times (палеосоциум, paleokhoreografiya, pramedetsina): monograph / S.V. Kaznacheev, V.V Romm, L.V. Molchanova. Novosibirsk: MSA, 2005. 164 p.

9. Egorychev A.M. Russia and world civilization: search sociocultural основанийв creation of a national education system//Alma mater (Bulletin of the higher school). 2015. No. 4. Pp. 29-36.

10. Elachich E. Far North as homeland of mankind. SPb., 1910.

11. Abbot Georgi. Orthodox pedagogics. Prod. the 4th. M.: PRO-PRESS, 2010. 672 p.

12. Pedagogics history in Russia: Anthology: For student. humanitarian Fak. высш. studies. institutions / Sost. S.F. Egorov. M.: Prod. Akademiya center, 2002. 400 p.

13. History of education and a pedagogical thought abroad and in Russia: Studies. a grant for student. высш. пед. studies. institutions / I.N. Andreyeva, T.S. Butorina, Z.I. Vasilyeva, etc.; Under the editorship of Z.I. Vasilyeva. M.: Prod. Akademiya center, 2001. 416 p.

14. Lednev VS. Veneta. Slavs. Russia. Historical and etymological and paleographic problems/Prod. the 2nd. М: IEOPIGKO UK, 2010. 224 p.

15. MarxK., EngelsF. Soch., t. 22.

16. Mityaeva A.M. Fomin S.N., etc. Modern approaches to functioning and development of domestic education.//Scientific notes of the Oryol state university. Eagle: FGBOOU WAUGH of «regional public institution of I.S. Turgenev», 2017. Pp. 272-280.

17. Roosters Yu.D. Superetnos of russ: from mutants to the Godman. Superevolution and the Principal Reason of the Universe. M.: RIPOL classic, 2006. 576 p.

18. Mizun Yu.V., Mizun Yu.G. Russia Vedic. M.: «AIF Print», 2004. 528 p.

19. RybakovB.A. Paganism of ancient Slavs. M, 1981

20. Solovyyov S.M. History of Russia since the most ancient times. In 15 princes and 29 t. Book I. Initial Russia. Volume 1-2. M.: Nuclear heating plant, 2008. 943, [1].

21. TilakB.G. The Arctic homeland in the Veda. M.: FAIR-PRESS publishing house, 2000.

22. Trubachev O.N. INDOARICA in Northern Black Sea Coast. M.: Science, 1990.

23. Warren U.F. The found paradise on the North Pole / Lane from English N. Guseva. M.: FAIR-PRESS, 2003. 480 p:

24. BrentjesВ. Die Stadt des Yima. Weltbilder in der Architektur. Leipzig, 1981.

25. Mityaeva A.M., Puzankova E.N., Egorychev A.M., Fomina S.N., Pravdyuk V.N. Interethnic communication and interaction of students in their professional training // The Social Sciences (Pakistan). 2016. Т. 11. № S3. С. 6511-6515.

26. Mityaeva A.M., Fomina S.N., Khovanskaya E.A., Egorychev A.M. Integration as Condition of Sustainable Development of Society and Education // Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities (CILDIAH 2017): Proceedings of the 7th. CILDIAH 2017. Pp. 187-193.

27. Egorychev A.M., Mardochaev L.V., Rybakova A.I., Fomina S.N., Sizikova V.V. Society and Education in the Early of XXIth Century: Integration of Tradition and Innovation. - Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2014. Т. 5. № 2. Pp. 82-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.