Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ'

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНИЦИАТИВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосеева Ирина Александровна, Бондаренко Владимир Сергеевич

Основываясь на требованиях к теоретической и практической подготовке будущих военных специалистов, в статье обосновывается необходимость формирования инициативности у военнослужащих. Сформулированы личностные качества, в совокупности составляющие инициативность. В рамках теоретического аспекта в статье рассматриваются различные определения понятия «педагогическая технология» с точки зрения педагогической науки, как один из возможных способов формирования инициативности. Выделены подходы к определению понятия «педагогическая технология». В соответствии с требованиями ФГОС в отношении профессиональных компетенций, приобретаемых выпускниками высших учебных заведений, определен основной подход, на котором базируется технология, - компетентностый. Приведены определения терминов «принцип» и «механизм», как основных составляющих данной технологии. Сформулированы основные критерии отбора принципов в соответствии с поставленной целью. Определены главные принципы и механизмы формирования инициативности военнослужащих. Основными принципами стали: креативность, профессиональная мобильность и модульность профессионального обучения. В качестве механизмов формирования инициативности определены следующие: психолого-педагогические, организационно-управленческие, научно-методические, социально-экономические, информационно-педагогические, кадровые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF FORMATION OF INITIATIVE OF MILITARY PERSONNEL

Based on the requirements for the theoretical and practical training of future military specialists, the article substantiates the need for the formation of initiative among military personnel. The personal qualities that together constitute initiative are formulated. Within the framework of the theoretical aspect, the article discusses various definitions of the concept of «pedagogical technology» from the point of view of pedagogical science, as one of the possible ways of forming initiative. The approaches to the definition of the concept of «pedagogical technology» are highlighted. In accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard for professional competencies acquired by graduates of higher educational institutions, the main approach on which the technology is based is competence-based. Definitions of the terms «principle» and «mechanism» as the main components of this technology are given. The main criteria for the selection of principles in accordance with the set goal are formulated. The main principles and mechanisms of formation of initiative of military personnel are defined. The main principles were: creativity, professional mobility and modularity of vocational training. The following mechanisms of initiative formation are identified: psychological and pedagogical, organizational and managerial, scientific and methodological, socio-economic, informational and pedagogical, personnel.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»

Литература:

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. - М.: Педагогика, 1985. - С. 167.

2. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В.И. Даль. - М., 1981. - Т. 2. - С. 613.

3. Егорычев, А.М. Антропоцентризм как выражение гуманитарной парадигмы в образовании / А.М. Егорычев // Вестник учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. - Изд-во РГСУ. -М., 2008. - С. 22.

4. Егорычев, А.М. Отечественная философия как базис развития социальной педагогики / А.М. Егорычев // Педагогическое образование и наука. - М., 2018. - №5. - С. 93-99

5. Жигадло, А.П. Теория и практика построения систем воспитания / А.П. Жигадло, А.Д. Лопуха. - М.: Интеграция, 2007. - 233 с.

6. Ильин, И.А. Основы христианской культуры / Ильин, И.А. - СПб., Шпигель, 2004. - 352 с.

7. Моисеев, Н.Н. Экологический образ гуманитарного знания: поиск пути / Н.Н. Моисеев // Almamater (ВВМ). - 2007. - № 6. - С. 38.

8. Народное образование в России. Исторический альманах. - Москва «Народное образование. - 2000. - С. 64.

9. Образование в цифрах: 2022: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, Л.Б. Кузьмичева, О.К. Озерова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2022. - 132 с.

10. Послание Президента Федеральному Собранию: сайт. - 2023. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/statements/70565/ (дата обращения: 21.04.2023).

11. Розов, Н.С. Ценностное обоснование гуманитарного образования в современном мире / Н.С. Розов. - Новосибирск, 1993. - С. 321.

12. Сластёнин, В.А. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

13. Сластенин, В.А. Основные тенденции развития современной образовательной политики в Российской Федерации / В.А. Сластёнин // Педагогическое образование и наука. - 2005. - №3. - С. 20-28

14. Федосеева, И.А. К вопросу о качестве высшего образования в современном российском обществе / И.А. Федосеева // ЦИТИСЭ. - 2016. - № 3(7). - С. 26.

15. Федосеева, И.А. Семья как важнейший институт социализации человека / И.А. Федосеева // Среднее профессиональное образование. - 2012. - № 11. - С. 10-13

Педагогика

УДК 37.03

доктор педагогических наук, профессор Федосеева Ирина Александровна

Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Санкт-Петербург); аспирант Бондаренко Владимир Сергеевич

Новосибирский государственный педагогический университет (г. Новосибирск)

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Аннотация. Основываясь на требованиях к теоретической и практической подготовке будущих военных специалистов, в статье обосновывается необходимость формирования инициативности у военнослужащих. Сформулированы личностные качества, в совокупности составляющие инициативность. В рамках теоретического аспекта в статье рассматриваются различные определения понятия «педагогическая технология» с точки зрения педагогической науки, как один из возможных способов формирования инициативности. Выделены подходы к определению понятия «педагогическая технология». В соответствии с требованиями ФГОС в отношении профессиональных компетенций, приобретаемых выпускниками высших учебных заведений, определен основной подход, на котором базируется технология, -компетентностый. Приведены определения терминов «принцип» и «механизм», как основных составляющих данной технологии. Сформулированы основные критерии отбора принципов в соответствии с поставленной целью. Определены главные принципы и механизмы формирования инициативности военнослужащих. Основными принципами стали: креативность, профессиональная мобильность и модульность профессионального обучения. В качестве механизмов формирования инициативности определены следующие: психолого-педагогические, организационно-управленческие, научно-методические, социально-экономические, информационно-педагогические, кадровые.

Ключевые слова: инициативность, педагогическая технология, образовательный процесс, военнослужащий, военно-профессиональная подготовка, самореализация, компетенции.

Annotation. Based on the requirements for the theoretical and practical training of future military specialists, the article substantiates the need for the formation of initiative among military personnel. The personal qualities that together constitute initiative are formulated. Within the framework of the theoretical aspect, the article discusses various definitions of the concept of «pedagogical technology» from the point of view of pedagogical science, as one of the possible ways of forming initiative. The approaches to the definition of the concept of «pedagogical technology» are highlighted. In accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard for professional competencies acquired by graduates of higher educational institutions, the main approach on which the technology is based is competence-based. Definitions of the terms «principle» and «mechanism» as the main components of this technology are given. The main criteria for the selection of principles in accordance with the set goal are formulated. The main principles and mechanisms of formation of initiative of military personnel are defined. The main principles were: creativity, professional mobility and modularity of vocational training. The following mechanisms of initiative formation are identified: psychological and pedagogical, organizational and managerial, scientific and methodological, socio-economic, informational and pedagogical, personnel.

Key words: initiative, pedagogical technology, educational process, soldier, military professional training, self-realization, competencies.

Введение. В современных условиях, характеризующихся постоянными изменениями в политической обстановке всего мира, особое внимание к себе привлекают военнослужащие и военные специалисты. Они интересны не только как защитники нашей страны в целом, но и как руководители, слаженный боевой расчет и сплоченный коллектив, в частности.

В большинстве, именно от этих умений зависит успех решения поставленной перед ними задачи, способность грамотно действовать в условиях неопределенности и экстремальных ситуациях.

Материально-техническое обеспечение вооруженных сил Российской Федерации - лучшее в мире. Подготовка будущих офицеров показывает высокий уровень умения применять теоретические знания и практические навыки, полученные в ходе обучения. Военнослужащими становятся лучшие из лучших: строгий отбор при поступлении в военные вузы, дисциплина, необходимость отдать всего себя учебе, а затем и исполнению служебного долга - все это отсеивает тех, кто не готов физически или морально к таким нагрузкам. Важными факторами того, что кандидат успешно прошел все испытания, принял присягу и стал курсантом, являются высокий уровень мотивации и цель стать военнослужащим.

Однако, с течением времени для курсантов выбранная профессия становится привычной, а тяга к получению новых знаний не такой, как была на первом году обучения. Если не уделить должного внимания психологическому аспекту подготовки во время всего обучения (работе в коллективе, нестандартному подходу к решению задач, умению принимать решения и нести за них ответственность, умею без страха высказать свою точку зрения, навыкам руководства коллектива, возможности и навыкам подходить к решению с разных сторон, не следуя одному единственному шаблону), то несмотря на отличные знания и умения, на выходе из высшего военного учебного заведения кадровый состав вооруженных сил может потерять ценного сотрудника.

Одним из решений данной проблемы является внесение изменений и дополнений в образовательный процесс, а также в часы самоподготовки и организацию окружающей среды, направленных не только на развитие профессиональных важных, но и личностных качеств будущих офицеров [3].

Поддержание уровня мотивации, развитие творческого мышления и креативного подхода к решению задач, готовность нести ответственность, высокий уровень саморегуляции, а также навыки взаимодействия как внутри коллектива, так и со старшими по званию - все это в комплексе составляет такое качество личности, как инициативность. Требования к умению проявить инициативу, а также ее значимость для военнослужащего закреплены на законодательном уровне [2]. Объяснить это можно тем, что только обладающий инициативностью сотрудник вооруженных сил способен в экстремальных условиях, условиях неопределенности, нехватки времени, ограниченных ресурсах найти решение и успешно завершить боевую задачу.

Таким образом, процесс формирования инициативности военнослужащих и дальнейшего ее развития, должен опираться на совокупность принципов и механизмов. В рамках разработанной и внедренной в образовательный процесс Михайловской военной артиллерийской академии технологии формирования инициативности, нами определены основные принципы и механизмы, позволяющие достигнуть поставленной цели.

Изложение основного материала статьи Идея о том, что процессом обучения можно управлять, а результаты воспроизводить, впервые была озвучена в трудах Я.А. Коменского (XVII век), основоположника педагогики, великого чешского педагога. Однако, как отдельная отрасль педагогической науки, педагогическая технология сформировалась намного позже - в 40-60-е года ХХ века [10].

Вместе со значимыми инженерными достижениями (кино, радио), которые впоследствии массово внедряли в учебный процесс, педагогика стала включать в себя термин «технология обучения», как синоним «педагогической технологии» [7]. С начала 60-х годов ХХ века многие авторы пытались дать свое определение понятия «педагогическая технология», каждое из которых отличалось от другого как по форме, так и по содержанию (таблица 1).

Таблица 1

Контент-анализ понятия «педагогическая технология»

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, а также их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования М.В.Кларин

.. .совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, что является организационно-методическим инструментарием педагогического процесса Б.Т. Лихачев

... продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей; система процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению определенного планируемого результата В.М. Монахов

.искусство прикосновения, т. е. качественное воздействие, подразумевающее тонкость, уважительность, бережность - во имя сохранения уникальной личности и ее максимального успешного развития Н.Е. Щуркова

Выделяя ключевые слова, можно прийти к выводу, что понятие «педагогическая технология» рассматривается и как вид деятельности, и как педагогический процесс, и как совокупность и порядок средств. Таким образом, можно выделить несколько подходов к определению педагогических технологий:

Процессуальный - системный способ построения педагогического процесса в определенной последовательности действий, операций и процедур, обеспечивающих достижение результата.

Инструментальный - совокупность методов, приемов средств обучения и воспитания.

Системный - целостный образовательный процесс в учебном учреждении, совокупность целей, содержания, средств и методов обучения и воспитания (педагогическая система).

Личностный - компонент педагогического мастерства преподавателя, умение проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс как систему педагогических действий.

Разработанная на базе образовательного процесса Михайловской военной артиллерийской академии педагогическая технология, направленная на формирование инициативности у военнослужащих, основывается на требованиях ФГОС к профессиональным компетенциям, приобретенным выпускниками высших учебных заведений [1]. В связи с этим, перед Вооруженными силами стоит задача развивать у будущих военных специалистов современное мышление, способность и готовность к выбору, субъектность, индивидуальность, коммуникабельность, толерантность, адаптируемость, способность работать в коллективе и самостоятельно решать различные проблемы. Таким образом, данная технология формирования инициативности военнослужащих строится на компетентностном подходе. Составляющими же технологии, позволяющими достичь результата, являются принципы и механизмы. Однако, в начале необходимо разобраться в определении обоих понятий.

Принцип (от лат. ргтЫршт - основа, первоначало) в педагогике, является теоретическим обобщением педагогической практики, характеризует способы использования её законов в соответствии с поставленными целями. Таким образом, следование и соблюдение принципов - важнейшее условие эффективности обучения.

По В.И. Андрееву педагогический принцип - это «одна из педагогических категорий, которая базируется на познанной педагогической закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем), служит одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования педагогической практики в целях повышения ее эффективности» [5].

Согласно подходу В.И. Андреева установлены критерии для определения и отбора принципов, соответствующих основному подходу технологии формирования инициативности военнослужащих (таблица 2) [9].

Таблица 2

Критерии отбора принципов

Критерий Пояснение

1 объективности каждый принцип должен формулироваться на основе объективно существующей педагогической тенденции

2 контекстной ориентир ованности каждый принцип ориентирован на решение педагогических задач формирующих общую стратегию деятельности);

3 системности каждый принцип должен предъявлять определенные требования ко всем компонентам системы образования, а также к компонентам социальной инициативности студентов

4 инновационности каждый вновь сформулированный принцип должен раскрывать новые возможности совершенствования исследуемого процесса

5 взаимодополнительности каждый новый принцип должен дополнять предыдущие, не заменяя и не перекрывая их

6 эффективности реализация каждого принципа должна существенно повышать эффективность системы образования в целом

7 теоретической и практической значимости каждый вновь сформулированный принцип имеет существенное значение для развития теории и для совершенствования практики социального воспитания студентов

В результате соблюдения всех критериев были выделены принципы, необходимые для формирования инициативности военнослужащих - креативность, профессиональная мобильность и модульность профессионального обучения. Раскроем подробнее основные принципы формирования инициативности военнослужащих.

Одной из приоритетных задач профессиональной подготовки военнослужащих, стоящей перед Вооруженными силами Российской Федерации, является развитие творческого мышления у будущих военных специалистов. Креативность характеризуется способностью нестандартно мыслить, умением с разных сторон подходить к решению поставленных задач, а также готовностью проявлять инициативу в своих действиях. Сформированная на высоком уровне креативность помогает военнослужащим быстрее адаптироваться в новых условиях, подходить рационально к решению или переживанию сложных, негативных ситуаций, а также способствует саморазвитию личности. Развитию креативности способствуют условия и воздействия среды, а также какие возможности они предоставляют. Также на развитие и формирование креативности влияет общение.

Следующий принцип - принцип профессиональной мобильности. Его основу составляет подготовленность и способность военнослужащего быстро осваивать технические средства и технологические процессы, потребность постоянно повышать свои знания, умения и навыки в рамках войсковой стажировки [6, 8].

Ключевыми требованиями к военнослужащим во время войсковой стажировки являются: высокая боевая и мобилизационная готовность, мобильность, а также обученный и подготовленный личный состав. Перебрасываемые из одной части страны в другую военнослужащие должны демонстрировать слаженность экипажей боевых машин, исправность и готовность техники и оружия, и в то же время адаптивность к непривычным, часто новым для них, условиям, проявляя при этом инициативность. Так, курсанты Михайловской военной артиллерийской академии на 5 курсе обучения отправляются на войсковую стажировку в воинские части на территории Российской Федерации продолжительностью 1 месяц.

Принцип модульности профессионального обучения заключается в том, что военнослужащий способен самостоятельно работать с задачей, поставленной лично ему, а также состоящей из информационной базы и методических материалов, помогающих достичь поставленной цели. Данный принцип основывается на самостоятельной добыче военнослужащими знаний в процессе повседневной работы с учебной, научно-популярной и справочной литературой, проявляя инициативность в сфере обучения.

Модуль - это часть образовательной программы, в которой изучается несколько предметов и курсов. Модуль способствует развитию у военнослужащего интеллекта, самостоятельности, коллективизма, умения управлять учебно-

познавательной деятельностью. Применение модульно-блочной технологии в образовательном процессе профессиональной подготовки военнослужащих развивает индивидуальные способности каждого из них, учит самостоятельно достигать конкретных целей в повседневной жизнедеятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в знаниях и умениях, осуществлять самоуправление.

Повсеместное применение понятия «механизм» в педагогической литературе так и не нашло единого, однозначного определения. Так же, как и термин «педагогическая технология», механизм в педагогику пришел из техники и технической литературы. В технической сфере для возникновения механизма достаточно условий, при которых отдельные предметы, начинающие существовать как простейший механизм, способны оказать влияние на окружающую действительность для достижения необходимого результата. В конце XIX века благодаря трудам Г. Тарда, одному из основоположников социальной психологии, понятие «механизм» вошло в психологическую науку.

В.Г. Крысько дает такое определение социально-психологического механизма: «Это превращения, посредством которых проявляются закономерности их функционирования и осуществляется социально-психологическая системность». Превращение, согласно автору, - изменение закономерностей поведения индивида в зависимости от тех норм и правил, характерных для данной группы, социального слоя или общества, которые являются уникальными в связи с определенными видами деятельности.

М.В. Ионцева понимает под социально-психологическим механизмом «такую систему организационно-управленческих процедур, обеспечивающих условия, в которых с высокой степенью вероятности проявляются социально-психологические законы и закономерности, обеспечивающие запланированный эффект» [4].

Таким образом, нами были определены шесть основных механизмов формирования инициативности:

1. Психолого-педагогические механизмы предназначены на освоение профессии военнослужащего с активной жизненной позицией, включающей проявление инициативности как одного из его основных качеств. Они могут быть использованы в реальной практике только при условии органичного сочетания активности среды и активности личности военнослужащих в формировании инициативности. Кроме того, сознательный учет и использование командирами психолого-педагогических механизмов должны быть адекватны сущности объекта формирования. Психолого-педагогические механизмы формирования инициативности военнослужащего представляют собой устойчивую систему взаимосвязанных явлений и факторов, активизация которых обеспечивает успешность формирования свойств и качеств личности военнослужащего через создание ситуаций. В процессе их разрешения раскрывается профессионально-личностный потенциал военнослужащего, формируется потребность в профессиональном и личностном самосовершенствовании, обеспечиваются самопознание и самореализация военнослужащего.

На практике психолого-педагогические механизмы могут быть реализованы в следующих формах повседневной жизнедеятельности военнослужащих: презентация созданных ими предметов с последующим обсуждением и совместным оцениванием качества их выполнения; выставка разработок, организация творческой группы военнослужащих, дискуссий, экскурсий и др.

2. Основная задача организационно-управленческих механизмов заключается в создании условий для проявления инициативности у военнослужащих. Вооруженные Силы Российской Федерации всей своей структурой или отдельными ее компонентами создают для военнослужащих соответствующие возможности, которые в совокупности способствуют раскрытию личностного и социального опыта военнослужащего. Более того, в процессе трансляции знаний, норм и ценностей осуществляется представление военнослужащего как субъекта, который и получает (накапливает) новые знания, ценностные установки и позиции, заложенные в фундамент Вооруженных Сил Российской Федерации, и оказывает ответное воздействие на процесс. Другими словами, в зависимости от традиции воинской части и ее организации будут различаться и индивидуальные достижения военнослужащих (в том числе в аспекте формирования их инициативности), и, как следствие, их дальнейшая деятельность.

Для достижения цели в рамках организационно-управленческого механизма возможно создать структуру, осуществляющую координацию процедур, действий и мероприятий, закрепленных в плане реализации формирования инициативности военнослужащего, а также рабочие группы и тематические комиссии для разработки программ и проектов по формированию инициативности военнослужащего.

3. Научно-методические механизмы направлены на активизацию интеллектуальной и творческой деятельности военнослужащих, которая ориентирована на применение полученных знаний в целях решения различного рода задач. Несомненная актуальность и значимость научной и исследовательской деятельности военнослужащих предполагают ее возможный выход за пределы установленных стандартов, а иногда и за пределы имеющихся материальных, технических и иных ресурсов.

4. Социально-экономические механизмы направлены на обеспечение взаимосвязей с окружающей действительностью, способствующей самореализации военнослужащего. В число таких механизмов мы включаем проведение с военнослужащими регулярной целенаправленной воспитательной работы, что предполагает реализацию следующих мероприятий: работа с командирами и старшинами подразделений, контроль посещаемости занятий военнослужащими, спортивно-массовая работа и т.д., тем самым он отождествляет себя с военнослужащим.

5. Информационно-педагогические механизмы выступают основными средствами формирования инициативности, с помощью которых военнослужащий формирует навыки решения задач. Базовый перечень информационно-педагогических механизмов включает в себя использование мультимедийных систем, библиотеки, интернет-технологий, для подготовки докладов, рефератов и т.д., проявляя инициативность.

6. Кадровые механизмы реализации формирования инициативности военнослужащего как системное сознательное объединение действий руководящего состава для достижения целей. В число таких механизмов мы включаем разработку и внедрение современных технологий управления коллективом, формирование комплекса условий для генерирования знаний, источником которых выступает руководящий состав подразделения.

Выводы. Главными принципами формирования инициативности являются принцип креативности, профессиональной мобильности (быстрое освоение и применение полученных знаний и умений при работе с новыми техническими средствами) и модульности профессионального обучения (умение самостоятельно получать информацию). Высокая результативность формирования инициативности возможна при реализации шести механизмов:

1. Психолого-педагогические механизмы (формирование и развитие личностных качеств военнослужащих для их профессионального и личностного самосовершенствования).

2. Организационно-управленческие механизмы (разработка, внедрение, обновление программ по формированию инициативности военнослужащих).

3. Научно-методические механизмы (применение полученных знаний для решения как учебных задач, так и задач с ограниченным количеством данных, а также для работы с новой техникой и оборудованием).

4. Социально-экономические механизмы (самореализация военнослужащих, основанная на взаимодействии с окружающим миром).

5. Информационно-педагогические механизмы (применение различных информационных технологий).

6. Кадровые механизмы (управление коллективом и взаимоотношения руководящего и подчиненного личного состава).

Литература:

1. Бережная, И.Ф. Компетентностный подход и его особенности в военном образовании / И.Ф. Бережная, А.Г. Смеянов, А.А. Ширан // Вестник ВГУ СЕРИЯ: Проблемы высшего образования. - 2020. - №. 2. - С. 21-24

2. Бондаренко, В.С. О значимости формирования инициативности у военнослужащих / В.С. Бондаренко, И.А. Федосеева // Интеграция и дифференциация науки и практики в контексте приоритетных парадигм развития цивилизации. - 2020. - С. 119-122

3. Быченко, Ю.Г. О совершенствовании военно-профессионального обучения курсантов военного института / Ю.Г. Быченко, Т.М. Баландина // Высшее образование в России. - 2019. - №. 4. - С. 98-107

4. Ионцева, М.В. Специфика профессиональной адаптации управленческих кадров разных поколений / М.В. Ионцева, А.А. Авдеева // Вестник университета. - 2020. - №. 4. - С. 192-196

5. Мухаметзянова, Л.Ю. Когнитивное развитие личности: человекосообразность и гармоническая соразмерность / Л.Ю. Мухаметзянова // Потенциал когнитивной педагогики в эпоху цифровизации. - 2020. - С. 28-36

6. Новиков, И.Н. Контекстный подход в организации занятий по огневой подготовке / И.Н. Новиков, А.В. Морозов // Перспективные направления развития военной и специальной техники: сборник. - 2022. - С. 109-113

7. Овечкин, В.П. Педагогическая технология: сущность, структура, проектирование / В.П. Овечкин, А.Е. Причинин, Н.Ю. Ерофеева // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2019. - Т. 29. - №. 1. - С. 94-102

8. Поздняков, О.Г. Особенности реализации интерактивных дидактических технологий в образовательном процессе военных вузов на основе опыта, полученного в ходе специальных операций за пределами Российской Федерации / О.Г. Поздняков, И.А. Алехин // Военный академический журнал. - 2020. - №. 1. - С. 125-130

9. Пономарева, Н.С. Основные принципы педагогических технологий / Н.С. Пономарева // Современное педагогическое образование. - 2017. - №. 4. - С. 29-31

10. Шехмирзова, А.М. Генезис понятия педагогической технологии / А.М. Шехмирзова, Л.В. Грибина // Russian Journal of Education and Psychology. - 2020. - Т. 11. - №. 3. - С. 55-61

Педагогика

УДК 007.51

кандидат педагогических наук Филатова Зульфия Мирсайжановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны); кандидат педагогических наук Закирова Нурия Ришатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны)

СОЗДАНИЕ TELEGRAM-БОТА ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В современном образовательном пространстве объем используемой информации постоянно возрастает. Процесс сбора и обработки необходимой информации о клиентской и внутренней базе организации может занимать большое количество времени и требовать предельной точности из-за своих размеров. Одним из решением обозначенной проблемы может выступить использование системы автоматизации, реализованного на базе Telegram-бота. Для реализации и внедрения Telegram-бота в рамках автоматизации некоторых образовательных процессов авторами были проанализированы особенности электронных средств обмена информации и функциональные возможности Telegram-бота, Дана краткая характеристика программного обеспечения для реализации информационной системы, Разработан функционал для пользователей автоматизированной системы. Опыт использования Telegram-бота в работе специалиста образовательной организации показал, что Telegram-бот - один из самых удобных и простых сервисов для реализации автоматизации работы специалиста образовательной организации. Бот позволяет получить мгновенный ответ на запрос, не требуя участия какого-либо другого человека, при этом ответ является мгновенным. Доступ к нему беспрепятственно может получить любой пользователь, так как для пользования не нужно скачивать какие-либо программы или где-либо регистрироваться, весь функционал реализован внутри мессенджера.

Ключевые слова: автоматизированная информационная система, мессенджер, образовательный процесс, специалист образовательной организации, электронные средства обмена информации, Telegram-бот.

Annotation. Current educational environment is marked with ever increasing amount of data involved. Client and in-house data collecting and processing may take a lot of time and requires ultimate accuracy due to its bulkiness. An automated information system powered by a Telegram bot may solve the problem. The authors set out to implement a Telegram bot in order to automate some educational processes. For this aim they analysed the specifications of electronic media and features of a Telegram bot. Overviewed software suitable for the system's implementation. Created user-oriented functionality of the automated system. The hands-on implementation of the Telegram bot in the staff workflow has proved to be highly beneficial and can be considered a sound way to automate educational process. The bot provides an instantaneous automated answer to an inquiry. It is easily available for any user, since it doesn't require downloading additional software or signing up to a service as all features are accessible within the messenger.

Key words: automated information system, messenger, educational process, staff of an educational institution, electronic media, Telegram bot.

Введение. Во все времена у людей наблюдается потребность в общении, обмене информацией и приобретенными знаниями. С развитием различных умений информация может быть передана на большие расстояния, а также храниться продолжительное время в первозданном виде. С развитием же цифровых технологий обмен какой-либо информацией стал осуществляться намного быстрее. В современном мире доступ к информации, а также ее передача осуществляется за считанные секунды, в большинстве своем, благодаря развитию глобальной сети Интернет и сотовой связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.