Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

ДИАГНОСТИКА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самоактуализация личности / социальная инициативность / студенческая молодежь / личность / Personal self-actualization / social initiative / student youth / personality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю А. Казакова

В статье раскрываются результаты диагностики самоактуализации личности с целью формирования социальной инициативности у студентов педагогического вуза. Рассмотрена актуальность формирования социальной инициативности у студенческой молодежи – будущих педагогов. Рассмотрены авторские позиции понятия «социальная инициативность», позволившие заключить, что социальную инициативность рассматривают как способность личности, лидерство, способ реализации потребностей и как устойчивое качество личности. Рассматривая понятие социальной инициативности как качество личности, мы провели диагностику уровня самоактуализации личности для дальнейшего его формирования у студентов педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF SELF-ACTUALIZATION OF PERSONALITY IN ORDER TO FORM SOCIAL INITIATIVE AMONG STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article reveals results of diagnosis of self-actualization of personality in order to form social initiative among students of a pedagogical university. The relevance of the formation of social initiative among students majoring in teaching is considered. The author’s positions of the concept of “Social initiative” are considered, which made it possible to conclude that social initiative is considered as an individual’s ability, leadership, a way of realizing needs and as a stable quality of personality. Considering the concept of “Social initiative” as a “Personality quality”, the diagnostics of the level of self-actualization of personality for the further formation of social initiative among students of a pedagogical university is carried out.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

УДК 37.018

Kazakova Yu.A., postgraduate, Surgut State Pedagogical University (Surgut, Russia), E-mail: Kazakova_Yulia13@mail.ru

DIAGNOSTICS OF SELF-ACTUALIZATION OF PERSONALITY IN ORDER TO FORM SOCIAL INITIATIVE AMONG STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The article reveals results of diagnosis of self-actualization of personality in order to form social initiative among students of a pedagogical university. The relevance of the formation of social initiative among students majoring in teaching is considered. The author's positions of the concept of "Social initiative" are considered, which made it possible to conclude that social initiative is considered as an individual's ability, leadership, a way of realizing needs and as a stable quality of personality. Considering the concept of "Social initiative" as a "Personality quality", the diagnostics of the level of self-actualization of personality for the further formation of social initiative among students of a pedagogical university is carried out.

Key words: Personal self-actualization, social initiative, student youth, personality

Ю.А. Казакова, аспирант, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, E-mail: Kazakova_Yulia13@mail.ru

ДИАГНОСТИКА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье раскрываются результаты диагностики самоактуализации личности с целью формирования социальной инициативности у студентов педагогического вуза. Рассмотрена актуальность формирования социальной инициативности у студенческой молодежи - будущих педагогов. Рассмотрены авторские позиции понятия «социальная инициативность», позволившие заключить, что социальную инициативность рассматривают как способность личности, лидерство, способ реализации потребностей и как устойчивое качество личности. Рассматривая^ нятие социальной инициативност икак качество личности, мы провели диагностику уровня самоактуализации личности для дальнейшего его формирования у студентов педагогического вуза.

Ключевые слова: самоактуализация личности, социальная интоиаоивность, сиуменнестая молодежь, личность

В современных реалиях большое значение имеет поиск путей и средств, способствующих формированию социальной инициативы - качества, ортонти-рующего молодежь на активное участие в общественной жизни и общественно полезной деятельности.

Формирование социальной инициативности как качества личности определяет способность принимать самостоятельные решения, способносчьтьщтр-живать конкуренцию, вносить личный вклад в общественно-политическую жизнь общества, ориентироваться на гуманистические ценности, что особенноважно для будущих педагогов.

Целью настоящего исследования является диагностика самоактуализации личности для формирования социальной инициативности у студентов педагогического вуза.

Основной задачей исследования является обработка реиильтатодэмпири-ческого метода исследования - анкетирования, диагностика самоактуализации личности для формирования социальной инициативности у студентов педагогического вуза.

Научная новизна исследования заключается в обосновании необходимости целенаправленного развития социальной инициативности студентов младших курсов педагогического вуза.

Для выявления теоретической значимости исследова нисиевьходияообра-титься к характеристике понятия «социальная инициативность».

Г.А. Шурухина определяет понятие социальная инициативностькик «способность к осознанным, целенаправленным, активным социальным действиям; форма выражения социокультурных потробносьей личньстс; субъективно возможная и общественно значимая основа самореализации личности и ее инициативной» [1]. Также автор характемнзуеряонтмие км «способ реализации социокультурных потребностей посредством осуществления инициативной деятельности - целенаправленных, остзнеиным р социально значимых действий, в процессе которых происходит самореализация личности» [2].

Э. Эриксон характеризует понятие иначе, не как способность и способ реализации, а как «лидерство, т. е. руководящая позиция личности в определенном виде деятельности».

Иная точка зрения на «социальную инициативность» у Р.С. Немова: «...социальная инициативность - это устойчивое качество человека, в котором отражается его отношение к социуму, трудовой и социально полезной деятельности и которое позволяет ему совершать социально значимые действия в ходе добровольного и ответственного выдвижения и реализации определенной общественно значимой идеи на практике» [3].

Рассмотренные авторские позиции позволяют заключить, что социальную инициативность рассматривают как способность личности, лидерство, способ реализации потребностей и как устойчивое качество личности.

Следовательно, если рассматривать социальную инициативность именно как качество личности, следует обратиться к понятию «самоактуализация личности», так как данное понятие характеризуется как наивысшая ступень самореализации личности, что является составляющим компонентом социальной инициативности [4].

Практическая значимость результатов исследования - исследование осуществлено методике «Диагностика самоактуализации личности», по результатам которой мы получили 98 ответов от студентов 1-го и 2-го курсов. В результате

анализа полученных данных по диагностике самоактуализации личности были получены следующие данные (см. табл. 1).

Таблица 1

Шкало Низкий уровень Средний ур овень Высокий уровень

Шкала ориентации во времени 1 55 30

Шкала ценностей 13 38 47

Шкала «Взгляд на природу человека 27 60 11

Шкала «Потребность в познании» 17 71 10

Шккла креативности 8 23 67

Шкала автономности 15 16 67

Шкала мпонтанности 14 76 8

Шкала самопонимании 18 66 14

Шкала аутосимпатии У7 66 15

Шкылакоктблевоюти 13 52 ао

Шкала «Гибкость в общении» 4 83 11

Резуль/тт

Стремление к самоактуализации 6 86 8

Рассмотрим подробнее актуальные качества шкал, которые в совокупности споуобствуют формисоуанаю соцеалоной енчциативности студснсескоймоло-дежи.

Шксла цриеетаууи во вссмцти.Ыз ди агныст ичюсеихпеныыы №1 моте м сде-юать юывсд, чцо полу—ли оптсмапьпые ыдзуачтыты чо этой шкыы. домьот 1% респондентов имеют низкий уровень, что показывает, насколько группа испытуемых мотивирована на реализацию своих идей в настоящее время (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1. Шкала ориентации во времени

ЮБЫ 1991-5497.МИР НАУКУ, К^Г^Ь^^У^Ьэ!, ОБРАЗОВАНИЯ.№ 2 (99) 2023

Шкала ценностей. 37% опрошенных в количестве имеютвысо кийурове нь по шкале ценностей. А. Маслоукданной шкн относит такие ценности, как истина, доброта, сострадание, именно этими ценностями должна оЮладать личностт

дуя 990явлири9 социнльной индцинтивн0рт9. 0--090нныи р низким зуокнрмвз шкале ценностей - 16% студентов - нуждаются в сгтсовсшенси,чемусвосабв ствуют такие педагогические технологии ка ксоспитательная работа, проектная деятельность и другие (см. диаграмму 2).

Шкала ценностей

I Низкий уровень Средний уровень

I Высокий уровень

Взгляд на природу человека

61%

I Низкий уровень

| Средний уровень

I Высокий уровень

Диаграмма 3. Результаты взглядов на природу человека

Спонтауность- хтсактесное для уамоактучлвзоросанныа лждеВ каче-ство, состоящее из уверенности в себе и доверия к окружающему миру. Вы-откиП уровень сосочвлтесВ%, среснию ат% о оуусопнь дзиногозанвстна биагополучно влияет на формирование социальной иници-aоистoчти,таьтaенpсявуeниeонвуиaппвытpебyетлоoинлнная споптанности (см. диаграмму 5).

Спонтанность

I Низкий уровень

I Средний уровень

I Высокий уровень

Диаграмма 2. Уровни по шкале ценностей

Взгляд на природу человека. Высокий показатель у 11% респондентов интерпретирует их как уверенных в людей (в силу человеческих возможностей) (см. диаграмму 3).

Онаграмма 5. Уровни спонтанности

Шкала контактности в ходе исследования имеет низкие показатели. Из всех шкал именно в шкале «Контактность» мы наблюдаем один из низких уровеней сформированности - 13%, даже средний уровень сформирован всего у 53% опрошенных, но тем не менее у рассматриваемой шкалы выявлен максимальный уровень сформированности у 34% опрошенных (см. диаграмму 6).

Контактность

I Низкий уровень

|Средний уровень

I Высокий уровень

Динфайм а 6. Уровни шкалы спонтанности

Высокую потребность в познании имеют 10% от группы опрошенных студентов. Высокая потребность в знаниях характерна для самоактуализирующейся пРовеДя Диагностику мы получили следующие результаты, ^ремление к

личности, всегда открытой для новых достижений. Респонденты с низким уров- самоактуализации личности на высоком уровне имеет 8% опрошенных, 87% - со

немсф0рмированностипотребности в познании составляют <Г%,Д ДосреНпиГ- 0РРНИМ УРЗКнеА аР0>-с низким. 73%(<мыдкаграмму4<.

Потребность в познании

|фтф10°%

73%

I Низкий уровень ■ Средний уровень ■ Высокий уровень

Сгремление к самоактуализации

I Низкий уровень I Средний уровень ■ Высокий уровень

Диаграмма 4. Уровень потребности в познании

Диаграмма 7. Результаты стремления к самоактуализации

Библиографический список

1. Шурухина Г А. Основные направления исследования инициативности в современной психологии. Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2013; № 4: 23-28.

2. Шурухина Г.А. Индивидуально-типические особенности проявления и гармонизации инициативности старших школьников. Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2011; № 5: 116-124.

3. Шабанов А.Г Формирование социальной инициативности студентов средствами коучинг-технологии. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2020.

4. Федотовских Д.Я. Психологические особенности самоактуализации личности. Исследования молодых ученых: материалы XVI Международной научной конференции. Казань: Молодой ученый, 2021: 66-68.

References

1. Shuruhina G.A. Osnovnye napravleniya issledovaniya iniciativnosti v sovremennoj psihologii. Vestnik RUDN. Seriya: Psihologiya i pedagogika. 2013; № 4: 23-28.

2. Shuruhina G.A. Individual'no-tipicheskie osobennosti proyavleniya i garmonizacii iniciativnosti starshih shkol'nikov. Vestnik RUDN. Seriya: Psihologiya i pedagogika. 2011; № 5: 116-124.

3. Shabanov A.G. Formirovanie social'noj iniciativnostistudentov sredstvamikouching-tehnologii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2020.

4. Fedotovskih D.Ya. Psihologicheskie osobennosti samoaktualizacii lichnosti. Issledovaniya molodyh uchenyh: materialy XVI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Kazan': Molodoj uchenyj, 2021: 66-68.

Статья поступила в редакцию 26.02.23

УДК 378

Kanbekova R.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Sterlitamak Branch of Ufa University of Science and Technology (Sterlitamak, Russia),

E-mail: kanbekovarv@mail.ru

Abdullina L.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Ufa University of Science and Technology (Sterlitamak, Russia),

E-mail: abdullina@mail.ru

Sattarova L.S., senior teacher, Sterlitamak Branch of Ufa University of Science and Technology (Sterlitamak, Russia), E-mail: lianka_com@mail.ru

EXPANSION AND DEEPENING OF MATHEMATICAL KNOWLEDGE OF UNDERGRADUATES IN SOLVING AND CONSTRUCTING NUMERICAL SEQUENCE PROBLEMS. The article deals with a problem of replenishing the content of students' training in pedagogical vocational education with specific mathematical knowledge necessary for the intellectual development of students and the formation of thinking qualities, for the application of the knowledge acquired in practical activities and continuing education. The authors pay special attention in the article to the content component and the methodology of achieving the goal directly aimed at expanding and deepening the mathematical knowledge of undergraduates of primary education related to solving problems "on numerical sequences", voluminously presented in all relevant educational programs of primary school. As a research task, the authors of the article attempted to evaluate the ability of students to solve and design problems on the topic "Numerical sequences". The article summarizes the practical experience of the introduction of pedagogical conditions for the study of this topic and summarizes its results.

Key words: numerical sequences, numerical patterns, problem solving and design

Р.В. Канбекова, д-р пед. наук, проф., Стерлитамакский филиал Уфимского университета науки и технологий, г. Стерлитамак,

Е-mail: kanbekovarv@mail.ru

Л.Б. Абдуллина, канд. пед. наук, доц., Стерлитамакский филиал Уфимского университета науки и технологий, г. Стерлитамак,

Е-mail: abdullina_lb321@mail.ru

Л.С. Саттарова, ст. преп., Стерлитамакский филиал Уфимского университета науки и технологий, г. Стерлитамак, Е-mail: lianka_com@mail.ru

РАСШИРЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗНАНИЙ МАГИСТРАНТОВ ПРИ РЕШЕНИИ И КОНСТРУИРОВАНИИ ЗАДАЧ

НА ЧИСЛОВЫЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ

В данной статье рассматривается проблема пополнения содержания подготовки студентов в педагогическом профессиональном образовании конкретными математическими знаниями, необходимыми для интеллектуального развития студентов и формирования качеств мышления, для применения полученных знаний в практической деятельности и продолжения образования. Авторами особое внимание в статье уделено содержательному компоненту и методике достижения цели, непосредственно направленной на расширение и углубление математических знаний магистрантов начального образования, связанных с решением задач «на числовые последовательности», объёмно представленных во всех актуальных образовательных программах начальной школы. В качестве исследовательской задачи авторами статьи была осуществлена попытка оценить умение студентов решать и конструировать задачи на тему «Числовые последовательности». В статье обобщается практический опыт внедрения педагогических условий для решения задач на установление числовых закономерностей, и подводятся его итоги.

Ключевые слова: числовые последовательности, числовые закономерности, решение и конструирование задач

До недавнего времени самой главной задачей вуза являлась подготовка специалистов, чьи профессиональные и личностные качества после окончания учёбы получат спрос на рынке труда. Решение этой задачи было связано с рядом преобразований, привнесённых в учебный процесс вузов, среди которых введение в учебные планы зачётной единицы (кредит) и модульная система обучения дисциплинам.

С введением новых редакций ФГОС ВПО (в 2010 году) к результатам обучения были отнесены компетенции, включающие в себя знания, умения и навыки, что повлекло значительное изменение целей обучения в вузе. «Подготовка квалифицированных кадров в соответствии со статьёй 69 Закона об образовании (2012 г.) стала осуществляться не только для обеспечения потребностей общества и государства, но и для удовлетворения потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии; углубления и расширения образования; повышения уровня научно-педагогической квалификации [1].

В педагогических вузах отмеченные изменения в целях обучения привели к трансформации требований к подготавливаемым кадрам для всех уровней

школьного образования. В проживаемое время ведущими результатами высшего педагогического образования, согласно ФГОС ВПО, стали компетенции [2, с. 5]. Однако в актуальных ФГОС ВПО для педагогических вузов не обнаруживается в перечне компетенций важное для учителя требование «демонстрировать знания по содержанию преподаваемых дисциплин» [3].

В нормативных документах, касающихся подготовки современного учителя, данное требование явно (конкретно) не предъявлено: студента учат знать лишь некоторые процедуры обучения (компетенции, технологии, методики).

Цель статьи заключается в теоретическом обосновании необходимости возрождения в рамках современной парадигмы высшего педагогического образования основных концептуальных положений, таких как фундаментализм и когнитивная целостность знаний содержания преподаваемых учителями дисциплин в современной российской общеобразовательной школе.

Основными задачами исследования являются следующие: - анализ содержания в когнитивном аспекте учебников и учебных пособий по математике для студентов факультетов, готовящих учителей для начальной школы;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.