РАЗВИТА СПОСОБНОСТИ К САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Сорокоумова Галина Вениаминовна
Доктор психологических наук, доцент, Международный инновационный университет (г. Сочи), Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова (г. Нижний Новгород), e-mail: [email protected]
DOI: 10.24412/2072-5833-2022-3-35-46
Аннотация:
Введение. В статье обосновывается актуальность развития способности к самоактуализации как показателя сформированности профессиональной личности педагога, которая определяется влиянием педагога на личностное развитие детей и их социализацию, описываются компоненты профессиональной личности и этапы развития профессиональной личности педагога. Особое внимание уделяется этапу обучения и методам развития способности к самоактуализации будущих педагогов в вузе.
Целью данной статьи является изучение возможности развития способности к самоактуализации как показателя сформированности профессиональной личности студентов - будущих педагогов в учебной и вне учебной деятельности в образовательном пространстве вуза.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили положения современной психологии о социальной обусловленности развития личности в деятельности, положения отечественных и зарубежных концепций о самоактуализации развитии профессиональной личности педагога и развитии творческого потенциала личности.
Психодиагностическим методом с целью исследования изучения способности к самоактуализации педагогов послужил тест (САТ) "Измерение уровня самоактуализации личности". На этапе формирующей работы разработана, апробирована и внедрена в учебный процесс вуза специальная программа развития способности к самоактуализации студентов, направленная на комплексное усиление творческого потенциала будущих педагогов.
Результаты. Представленные результаты констатирующего исследования позволили обосновать необходимость развития способности к самоактуализации студентов - будущих педагогов и сформулировать основные задачи её развития.
Заключение. Полученные в исследовании результаты позволили сделать важные теоретические и практические выводы о том, что без специальной целенаправленной работы развитие способности к самоактуализации у студентов - будущих педагогов не происходит. Развитие способности к самоактуализации студентов - будущих педагогов обеспечивается системным развитием творческого потенциала личности, а в качестве основных психологических условий развития способности к самоактуализации являются: развитие творческих способностей
и использование инновационных психолого-педагогических методов развития творческих способностей будущих педагогов.
Ключевые слова: способность к самоактуализации, профессиональная личность педагога, студенты - будущие педагоги, творческие способности, креативность, инновационная деятельность.
DEVELOPMENT OF THE ABILITY TO SELF-ACTUALIZE STUDENTS - FUTURE TEACHERS
Sorokoumova Galina Veniaminovna
Doctor of Psychology, Professor, International Innovative University (Sochi), Nizhego-rodsky State Linguistic University named after N.A. Dobrolyubov (Nizhny Novgorod), e-mail: [email protected]
DOI: 10.24412/2072-5833-2022-3-35-46
Annotation:
Introduction. The article substantiates the relevance of the development of the ability to self-actualization as an indicator of the formation of a professional personality of a teacher, which is determined by the teacher's influence on the personal development of children and their socialization, describes the components of a professional personality and the stages of development of a professional personality of a teacher. Special attention is paid to the stage of training and methods of developing the ability to self-actualization of future teachers at the university.
The purpose of this article is to study the possibility of developing the ability to self-actualization as an indicator of the formation of the professional personality of students - future teachers in educational and non-educational activities in the educational space of the university.
The methodological and theoretical basis of the study were the provisions of modern psychology on the social conditionality of personality development in activity, the provisions of domestic and foreign concepts on self-actualization, the development of the professional personality of the teacher and the development of the creative potential of the individual.
The psychodiagnostic method for the purpose of studying the ability to self-actualization of teachers was the test (SAT) "Measuring the level of self-actualization of the individual". At the stage of formative work, a special program for the development of students' self-actualization ability was developed, tested and introduced into the educational process of the university, aimed at comprehensively strengthening the creative potential of future teachers.
Results. The presented results of the ascertaining study made it possible to substantiate the need to develop the ability to self-actualize students - future teachers and formulate the main tasks of its development.
Conclusion. The results obtained in the study allowed us to draw important theo-
retical and practical conclusions that without special purposeful work, the development of the ability to self-actualization of students - future teachers does not occur. The development of the ability to self-actualization of students - future teachers is provided by the systematic development of the creative potential of the individual, and as the main psychological conditions for the development of the ability to self-actualization are: the development of creative abilities and the use of innovative psychological and pedagogical methods development of creative abilities of future teachers.
Key words: the ability to self-actualize, the professional personality of the teacher, students - future teachers, creativity, innovative activity.
Введение (Introduction).
Базовыми национальными ценностями Российского общества, закрепленные Конституцией Российской Федерации, наряду с другими, являются: образование, труд и творчества [1].
Поэтому так актуален и важен вопрос о развитии профессиональной личности, о формировании психологического облика профессионала, о путях и психологических механизмах ее развития.
Особо остро эти вопросы стоят применительно к развитию профессиональной личности педагога, т.к. именно от его профессионализма зависят личностное развитие детей в соответствии с ценностно-целевыми установками современного общества.
Проведя теоретический анализ психолого-педагогической литературы, мы определили этапы развития профессиональной личности педагога и выделили компоненты профессиональной личности. Среди наиболее значимых компонентов мы выделяем: профессиональные ценностные ориентации (мотивационный компонент), профессиональные аналитические, прогностические и диагностические действия (операционный компонент), личностно-профессиональную рефлексию, эмоционально-волевую регуляцию (личностный компонент), способность к самоактуализации, креативность (творческий компонент) [13].
Для того, чтобы профессиональная личность сформировалась, она должна пройти серьёзный путь от психологической готовности к выбору педагогической профессии оптантом на довузовском этапе и к овладению педагогической профессией в процессе обучения в вузе: овладение методическими, педагогическими, психологическими и воспитательными компетенциями до психологической готовности к реализации себя в педагогической профессии и полной психологической готовности на послевузовском этапе, которая включает высокий уровень мотивации, творчества, нравственности, личностной и профессиональной самоактуализации [13: 120].
Чаще всего, исследователи обращают внимание на психологические условия выбора профессии: профессиональную направленность и профессиональные намерения оптанта, выявление интересов, диагностику способностей и психофизиологических особенностей личности. На наш взгляд, в современных
37
исследованиях недостаточно уделяется внимание психологическим условиям развития профессиональной личности в период вузовского образования и условиям реализации педагога в профессии. Как отмечает О.В. Соловых [12], недостаточно разработана проблема развития процесса самоактуализации как показателя сформированности профессиональной личности педагога.
Целью данной статьи является изучение возможности развития способности к самоактуализации как показателя сформированности профессиональной личности будущего педагога в учебной и вне учебной деятельности студентов в образовательном пространстве вуза.
Обзор литературы (Literature review).
Роль творческого потенциала в формировании профессиональной личности педагога мы исследовали ранее [15]. Разработанный и реализованный нами тренинг развития творческого потенциала (креативности) студентов - будущих педагогов показал высокую эффективность и подтвердил принципиальную возможность целенаправленного развития творческого потенциала в процессе профессиональной вузовской подготовки [15: 112].
Понятие самоактуализации впервые было введено К. Гольштейном, который рассматривал её как основу развития и совершенствования человека [16]. Он писал: «организм управляется тенденцией актуализировать в наибольшей возможной степени свои индивидуальные способности, свою природу в мире» [16: 169]. Для каждого здорового организма важно «формирование определенного уровня напряжения, такого, который сделает возможной дальнейшую упорядоченную деятельность» [16: 195-196], а способности человека определяют его потребности: «художник нуждается в том, чтобы творить, даже если акт творчества требует болезненной борьбы и значительных усилий» [16: 196].
Продолжили изучение самоактуализации представители гуманистической психологии: А. Маслоу [6], [7] и К. Роджерс [10]. Так А. Маслоу сформулировал иерархическую теорию потребностей и считал, что каждый человек должен стремиться к самоактуализации как наивысшей потребности человека [7]. С.Б. Кауфман, развивая теорию потребностей А. Маслоу, назвал характерные признаки самоактуализации: стремление найти правду, целеустремленность, свежесть восприятия, высшие переживания, творчество и др. [5: 152] и сделал вывод о том, что единственный способ полной самоактуализации личности заключается в выходе за пределы собственного я, в творчестве [5: 352].
К. Роджерс полагал, что поведение личности регулируется тенденцией актуализации - тенденцией «развивать способности, чтобы сохранять и развивать личность» [10: 45]. Тенденция самоактуализации по К. Роджерсу - это реализация человеком своего потенциала с целью полноценного функционирования, позволяющая человеку проживать наполненную смыслом жизнь.
В отечественной психологии самоактуализация рассматривалась в рамках деятельностного, системного и акмеологического подходов. Так И.А. Витин [3: 10] считает, что понятие самоактуализации - это центральное понятие психологии и попытка решить проблему развития личности.
Под самоактуализацией мы будем понимать стремление будущего педагога к раскрытию своих личностных потенциалов: мотивационного, коммуникативного, эмоционально-волевого, духовно-нравственного.
Материалы и методы (Materials and Methods).
Объект исследования - развитие способности к самоактуализации будущих педагогов.
Предмет исследования - методы развития способности к самоактуализации как показателя сформированности профессиональной личности будущего педагога.
Мы предположили, что:
1. Высокий уровень развития способности к самоактуализации является показателем профессионализма педагога.
2. Развитие способности к самоактуализации обеспечивается системным развитием творческого потенциала личности будущего педагога.
3. Образовательное пространство вуза может обеспечить развитие способности к самоактуализации будущих педагогов.
4. Основным психологическим условием развития способности к самоактуализации должна стать инновационная деятельность, включающая использование в учебной и вне учебной деятельности тренингов развития креативности, метода проектирования и современных психологических техник раскрытия и формирования творческого потенциала будущих педагогов.
Для доказательства выдвинутых нами предположений, на констатирующем и контрольном этапах исследования мы проводили тест (САТ) с целью изучения способности к самоактуализации [9]. В основе методики САТ «Измерение уровня самоактуализации личности» лежит адаптированный тест Э. Шострема, измеряющий самоактуализацию как многомерную величину.
На этапе формирующей работы мы разработали, апробировали и внедрили в учебный процесс вуза формирующую программу, направленную на комплексное усиление творческих возможностей будущих педагогов.
Основными задачами формирующей программы стали:
1) осознание личностных барьеров, препятствующих самоактуализации студентов - будущих педагогов;
2) овладение современными психологическими техниками развития творческого потенциала, методом проектирования уроков и воспитательных мероприятий и «проектировочной цепочкой»;
3) активизация навыков продуцирования нестандартных решений профессиональных задач.
В учебной деятельности на занятиях и разнообразных практиках: учебных, производственных, педагогических, научных и др. мы использовали творческие задания, например, по предмету «Психология» студенты описывали свой психологический портрет по результатам изучения психодиагностических методик и предлагали рекомендации по повышению личностной и профессиональной эффективности. Данный опыт студенты использовали на
педагогической практике, когда составляли психологические портреты учащихся с написанием рекомендаций под руководством школьных психологов.
Также студенты учились проектировать уроки по разным дисциплинам. Нами, в отдельном исследовании, изучена и показана роль проектирования уроков по иностранным языкам в формировании социальной креативности студентов - будущих педагогов [14]. Воспитательные мероприятия студенты проектировали в процессе учебной проектно-технологической практики на практических занятиях по овладению методом проектирования воспитательных мероприятий. Результатом прохождения этих занятий стала разработка каждой учебной группой проекта воспитательного мероприятия и его презентация с полной проработкой всей проектировочной цепочки: цели - задач - объекта -субъекта - содержания - средств - взаимодействия и ожидаемого результата и всех составляющих проекта: музыкального сопровождения, оформления и костюмов, деятельности детей, родителей и гостей воспитательного мероприятия [8: 7-8]. Студенты - будущие педагоги презентовали и защищали свои разработанные проекты на Фестивале проектных идей, не только демонстрируя свой проект, но и обогащаясь идеями каждого представленного воспитательного проекта, формируя методическую копилку педагогической деятельности. Данный опыт студенты использовали на производственной проектно-технологической практике, когда проектировали воспитательные мероприятия со школьниками в образовательных учреждениях разного типа: детских оздоровительных лагерях, тематических и языковых лагерях, пришкольных и санаторных лагерях, учреждениях дополнительного образования.
Основными методами развития способности к самоактуализации во вне учебной деятельности стали: тренинг креативности, тренинг по освоению психологических техник развития творческого потенциала будущего педагога.
Тренинг креативности включал информационные блоки, психогимнастические упражнения, ролевые игры, индивидуальные и групповые методы стимулирования креативного процесса.
Информационные блоки тренинга креативности были направлены на понимание что такое креативность, отличие креативности как личностного потенциала от творческого процесса; определение профессиональных ситуаций, где педагогу необходимо актуализировать личностную и коммуникативную креативность; на осознание внешних и внутренних барьеров проявления креативности; на понимание этапов креативного процесса; на изучение индивидуальных и групповых методов стимулирования креативного процесса; на создание креативной среды и формирование навыков управления креативным процессом учащихся.
Практические задания тренинга креативности были направлены на гармонизацию работы правого и левого полушария мозга для обработки информации обоими полушариями мозга, на развитие способности генерировать нестандартные решения и способы поведения в профессиональных и личных ситуациях, на овладение креативными технологиями и стратегиями.
Дополнительно к тренинговым упражнениям и заданиям, студентам предлагалось освоение упражнений гимнастики мозга П. Деннисона и Г. Деннисона [4], зарекомендовавших себя для развития креативности и творческого потенциала в любом возрасте, метод «Ключ» Х. Алиева [2]. Кроме того, студенты участвовали в прослушивании медитативных программ L. Ros-solovski «Advanced Mind Institute» [11].
В анализе результатов мы использовали методы математической статистики и качественный анализ результатов исследования.
Исследование проводилось на базе ФГБОУ «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова (НГЛУ)»
В исследовании приняли участие 100 студентов 1 курса ВШЛПП педагогического направления: 50 студентов составили экспериментальную группу и участвовали в формирующей программе, 50 студентов составили контрольную.
Результаты (Results).
В таблице 1 приводятся результаты диагностики (констатирующий этап) способности к самоактуализации студентов - будущих педагогов экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп.
Таблица 1.
Результаты способности к самоактуализации студентов - будущих педагогов экспериментальной (ЭГ, №= 50) и контрольной (КГ, N=50) групп (средний абсолютный показатель - М, % от макс. значения, ^ р) (констатирующий этап)
ЭГ КГ
Шкалы М % М %
Ценностные ориентации 10.3 51.5 9.6 48.1
Гибкость поведения 12.4 51.6 10.7 45.0
Сензитивность 4.85 37.3 5.1 36.0
Спонтанность 5.5 39.0 5.3 37.9
Самоуважение 7,5 50.3 7,1 50.3
Самопринятие 9,4 42.7 9,8 45.1
Контактность 8,2 41.2 7,7 39.2
Познавательные потребности 4,7 42.7 4,8 44.1
Креативность 5,5 39.0 4,5 34.6
Композитное значение 130,7 44,5 125,2 42,6
Различия в средних показателях ЭГ и КГ не значимы
Данные таблицы 1 позволяют сделать следующие выводы: во-первых, показатель развития способности к самоактуализации и его отдельных показателей у студентов ЭГ и КГ не высокий, требующий специального целенаправленного формирования и развития;
во-вторых, показатели у студентов ЭГ и КГ статистически одинаковы, что позволяет расценивать полученные результаты как фоновые.
В результате анализа способности к самоактуализации студентов - будущих педагогов, мы дифференцировали их на группы развития данной способности с высоким, средним и низким уровнем.
В таблице 2 представлены критерии распределения студентов - будущих педагогов по уровням развития способности к самоактуализации.
Таблица 2.
Критерии распределения студентов - будущих педагогов по уровням развития способности к самоактуализации и процентное количество педагогов ЭГ и КГ по каждому уровню (№=50, N=50, % педагогов, F , р)
Уровень способ ности балл Границы показателя Характеристика проявлений % педагогов
ЭГ КГ
Высокий 3 более 66 % Выраженное стремление к самоактуализации раскрытию личностных потенциалов 10 11
Средний 2 31 - 65 % Слабое стремление к самоактуализации, к раскрытию личностных потенциалов 58 60
Низкий 1 до 30% Отсутствие стремления к самоактуализации, страх проявить себя, раскрыть личностные потенциалы, наличие комплексов 32 29
Значимость различий между уровнями р < 0,001
Значимость различий между уровнями р < 0,001
Данные свидетельствуют о преобладании у студентов - будущих педагогов среднего и низкого уровней способности к самоактуализации (88 % КГ и 90% ЭГ) и необходимости специальной программы для активизации их творческого потенциала.
На контрольном этапе исследования проведена повторная диагностика уровня развития способности к самоактуализации студентов - будущих педагогов ЭГ с целью влияния формирующей работы на развитие исследуемой способности.
Содержание, методика, анализ результатов контрольного диагностического исследования идентичен констатирующему этапу исследования.
Обсуждение и заключение (Discussion and Conclusions).
Сравнительный анализ представлял собой соотнесение данных студентов - будущих педагогов ЭГ и КГ, полученных на формирующем этапе исследовании, с результатами констатирующего этапа исследования. Данные контрольной диагностики представлены в обобщенном виде. В таблице 3 приводятся результаты средних уровневых показателей (СУП) способности к самоактуализации студентов - будущих педагогов ЭГ.
Таблица 3.
Результаты вторичной диагностики способности к самоактуализации студентов - будущих педагогов ЭГ до и после формирующего исследования (№=50, СУП, р)
Диагностируемые способности СУП
ДО ПОСЛЕ
Способность к самоактуализации 1,76 2,30**
Значимость различий ** р<0,01
Как мы видим, средние уровневые показатели (СУП) способности к самоактуализации у студентов - будущих педагогов экспериментальной группы существенно увеличились.
В таблице 4 приводятся данные о распределении студентов-будущих педагогов ЭГ по уровням развития способности к самоактуализации до и после формирующей программы в сравнении с соответствующими данными КГ.
Таблица 4.
Процентное распределение студентов - будущих педагогов ЭГ по уровням развития способности к самоактуализации до и после формирующего исследования в сравнении с данными по КГ (№=50, N=50, % педагогов, F , р)
Уровень развития % педагогов ЭГ % педагогов КГ
ДО ПОСЛЕ ДО ПОСЛЕ
Высокий (3) 10 40** 11 16
Средний (2) 58 48* 60 58
Низкий (1) 32 12** 29 26
Значимость различий (Б, р) * р< 0,05; ** р< 0,01
Как мы видим из результатов таблицы 4, существенных изменений в уровне развития способности к самоактуализации у студентов - будущих педагогов КГ не произошло. Эти результаты позволяют сделать вывод о том, что без специальной целенаправленной работы развитие способности к самоактуализации у студентов - будущих педагогов не происходит.
У студентов - будущих педагогов ЭГ после участия в формирующей программе произошли существенные изменения: на высоком уровне развития способности к самоактуализации находятся уже 40% студентов - будущих педагогов. Эти результаты позволяют сделать вывод о том, что развитие творческого потенциала личности существенно влияет на развитие способности
к самоактуализации.
Развитие способности к самоактуализации студентов - будущих педагогов обеспечивается системным развитием свойств и способностей, составляющих творческий потенциал личности, а в качестве основных психологических условий эффективного развития способности к самоактуализации являются: направленность формирующей программы на развитие творческих способностей и организация инновационной деятельности, включающей активное использование тренингов креативности, метода проектирования и психологических техник развития креативности личности.
Исходя из содержания структурных компонентов и содержания формирующей программы, можно предположить, что изменения в уровне развития способности к самоактуализации произошли именно за счет активизации и развития творческого потенциала студентов - будущих педагогов в учебной и вне учебной деятельности в образовательном пространстве вуза.
Высокий уровень развития способности к самоактуализации является показателем профессионализма педагога. Эффективное развитие способности к самоактуализации может обеспечить специальная формирующая программа, направленная на комплексное усиление творческих возможностей студентов -будущих педагогов.
Результаты исследования позволяют оптимизировать учебную и учебно-профессиональную деятельность студентов - будущих педагогов за счет активизации творческого потенциала и развития способности к самоактуализации. Разработанная, апробированная и внедренная в учебно-воспитательный процесс формирующая программа показала свою эффективность и может быть рекомендована к применению.
Литература
1. Конституция Российской Федерации / [Электронный ресурс] / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 / (дата обращения: 03.04.2022).
2. Алиев Х. Ключ к мечте / [Электронный ресурс] / URL: https://www.you-tube.com/watch?time_continue=14&v=2PBrTWG7FtQ&feature=emb_logo (дата обращения 20.01.2020).
3. Витин И.А. Теория самоактуализации // Психологический институт РАО: материалы симпозиума. М., 2002. № 1.
4. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика мозга / [Электронный ресурс] / URL: https://sch224s.mskobr.ru/files/logoped/gimnastika-mozga.pdf (дата обращения 20.01.2020).
5. Кауфман С.Б. Путь к самоактуализации: Как раздвинуть границы своих возможностей. Новое понимание иерархии потребностей Маслоу / Пер. с англ.
М.: Альпина Паблишер, 2021. 567 с.
6. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.
7. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, Алпина нон-фикшн, 2011.
8. Методические рекомендации по организации и проведению в рамках осуществления педагогической деятельности мероприятий просветительского и образовательного характера, направленных на популяризацию русского языка, российского образования и обеспечение межнационального согласия / Под ред. Г.В. Сорокоумовой. Н. Новгород: ИП Хусяинов Т.М., 2021. 148 с.
9. Психодиагностика персонала. Методика и тесты: учебное пособие. В 2 т. Т.2. Самара: Бахрах-М, 2007. С. 539-555.
10. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека М.: Прогресс, 1998. 480 с.
11. Россоловски Л. Медитативные программы / [Электронный ресурс] / URL:https://www.advanced-mind-institute.org/online-meditations/lechenie-ozdorov-lenie/programma-usilenija-immuniteta/ (дата обращения 20.01.2020).
12. Соловых О.В. О теоретических аспектах самоактуализации личности / [Электронный ресурс] / URL: https://cyberieninka.ru/artide/n/o-teoreticheskih-as-pektah-samoaktualizatsii-lichnosti (дата обращения 03.04.2022).
13. Сорокоумова Г.В. Концептуальные основы развития творческой личности педагога: монография. Нижний Новгород: Изд-во НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2007. 240 с. ISBN 5-88820-147-3.
14. Сорокоумова Г.В. Проектирование уроков как метод развития социальной креативности будущих педагогов // Научно-практический журнал «Гуманизация образования», 2019 № 2. С. 106-115.
15. Сорокоумова Г.В. Развитие творческого потенциала студента как ведущий фактор повышения качества подготовки будущего учителя // Научно-практический журнал «Гуманизация образования», 2020 № 4. С. 99-112.
16. Gotdstein, K. (1939). The organism. New York: American Book Co.
References
1. Constitution of the Russian Federation / Available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_28399 / (accessed 03.04.2022) (In Russian).
2. Aliyev H. The key to the dream / [Electronic resource] / Available at: https:// www.youtube.com/watch?time_continue=14&v=2PBrTWG7FtQ&feature=emb_ logo (accessed 20.01.2020) (In Russian).
3. Vitin I.A. (2002) Theory of self-actualization. Psychological Institute of RAO: materials of the symposium. M., No. 1. (In Russian).
4. Dennison P., Dennison G. Brain gymnastics / Available at: https://sch224s. mskobr.ru/files/logoped/gimnastika-mozga.pdf (accessed 20.01.2020). (In Russian).
5. Kaufman S.B. (2021) The path to self-actualization: How to push the boundaries of your capabilities. A new understanding of Maslow's hierarchy of needs. Translated from English by M.: Alpina Publisher. 567 p. (In Russian).
6. Maslow A .(1997) The far limits of the human psyche. St. Petersburg. (In Russian).
7. Maslow A. (2011) New frontiers of human nature. Moscow: Sense, Alpina non-fiction. (In Russian).
8. Methodological recommendations on the organization and conduct of educational and educational activities aimed at popularizing the Russian language, Russian education and ensuring interethnic harmony within the framework of pedagogical activity / Edited by GV Sorokoumova. N. Novgorod: IP Khusyainov T.M., 2021. 148 p. (In Russian).
9. Psychodiagnostics of personnel. Methodology and tests: a textbook. In 2 vols. 2. Samara: Bakhrakh-M, 2007. pp. 539-555. (In Russian).
10. Rogers K. (1998) A look at psychotherapy. The formation of man M.: Progress. 480 p. (In Russian).
11. Rossolowski L. Meditative programs / Available at: https://www.ad-vanced-mind-institute.org/online-meditations/lechenie-ozdorovlenie/programma-usi-lenija-immuniteta / (accessed 20.01.2020).
12. Solovykh O.V. On the theoretical aspects of self-actualization of personality / Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/o-teoreticheskih-aspektah-samoaktual-izatsii-lichnosti (accessed 03.04.2022) (In Russian).
13. Sorokoumova G.V. (2007) Conceptual foundations of the development of the creative personality of a teacher: monograph. Nizhny Novgorod: Publishing House of N.A. Dobrolyubov NGLU. 240 p. (In Russian).
14. Sorokoumova G.V. (2019) Designing lessons as a method of developing social creativity of future teachers // Scientific and Practical Journal "Humanization of Education"/ No. 2. pp. 106-115/ (In Russian).
15. Sorokoumova G.V. (2020) Development creative potential of a student as a leading factor in improving the quality of training of a future teacher // Scientific and practical journal "Humanization of education"/No. 4. pp. 99-112. (In Russian).
16. Gotdstein K. (1939). The organism. New York: American Book Co. (In German).