Научная статья на тему 'Самоактуализация в структуре личностного потенциала будущих педагогов'

Самоактуализация в структуре личностного потенциала будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ И ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / СТРУКТУРА ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА / КОПИНГ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ / SELF-ACTUALIZATION / PERSONAL POTENTIAL / CORRELATION AND FACTOR ANALYSIS / STRUCTURE OF PERSONAL POTENTIAL / COPING / SELF-RULE / MEANINGFULNESS OF LIFE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шерешкова Елена Андреевна, Коновалова Ольга Вячеславовна, Едиханова Юлия Мансуровна, Спицына Оксана Александровна, Волгуснова Екатерина Андреевна

Личностный потенциал педагога представляет собой совокупность личностных свойств и психических образований, формирующихся в процессе социализации и профессионального обучения и обеспечивающий будущим педагогам высокий уровень социальной и профессиональной адаптивности. Самоактуализация будущего педагога является важным условием его будущей профессиональной деятельности. Гипотеза исследования: самоактуализация будущих педагогов положительно коррелирует с показателями личностного потенциала и входит в его структуру. В исследовании был использован корреляционный и факторный анализы. Результаты корреляционного анализа указывают на наличие положительных корреляционных связей между показателями самоактуализации и показателями личностного потенциала: конфронтационный копинг и копинг положительной переоценки, поиск решения проблемы; анализ противоречий, принятие решения, прогнозирование, самоконтроль и коррекция как звенья самоуправления личности; осмысленность жизни. Факторный анализ показал, что самоактуализация входит в фактор «Сила Я и субъектность». Результаты могут быть применены для оценки личностного потенциала будущих педагогов и для моделирования программ его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шерешкова Елена Андреевна, Коновалова Ольга Вячеславовна, Едиханова Юлия Мансуровна, Спицына Оксана Александровна, Волгуснова Екатерина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-actualization in the structure of the personal potential of future teachers

The teacher’s personal potential is a combination of personality traits and mental formations that are formed in the process of socialization and professional training and provide future teachers with a high level of social and professional adaptability. Self-actualization of the future teacher is an important condition for their future professional activity. Research hypothesis: self-actualization of future teachers positively correlates with indicators of personal potential and is included in its structure. The study used correlation and factor analysis. The results of the correlation analysis indicate the presence of positive correlation between indicators of self-actualization and indicators of personal potential: confrontational copying and positive revaluation copying, finding a solution to the problem; analysis of contradictions, decision making, forecasting, self-control and correction as links of personal self-government; meaningfulness of life. Factor analysis showed that self-rule is included in the factor “Power of Self and subjectivity.” The results can be applied to assess the personal potential of future teachers and to simulate programs for its development.

Текст научной работы на тему «Самоактуализация в структуре личностного потенциала будущих педагогов»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive19/19-04/ Дата публикации: 31.08.2019 УДК 159.9.072; 378

Е. А. Шерешкова, О. В. Коновалова, Ю. М. Едихдновд, О. А. Спицынд, Е. А. Волгусновд

Самоактуализация в структуре личностного потенциала будущих педагогов

Личностный потенциал педагога представляет собой совокупность личностных свойств и психических образований, формирующихся в процессе социализации и профессионального обучения и обеспечивающий будущим педагогам высокий уровень социальной и профессиональной адаптивности. Самоактуализация будущего педагога является важным условием его будущей профессиональной деятельности. Гипотеза исследования: самоактуализация будущих педагогов положительно коррелирует с показателями личностного потенциала и входит в его структуру. В исследовании был использован корреляционный и факторный анализы. Результаты корреляционного анализа указывают на наличие положительных корреляционных связей между показателями самоактуализации и показателями личностного потенциала: конфронтационный копинг и копинг положительной переоценки, поиск решения проблемы; анализ противоречий, принятие решения, прогнозирование, самоконтроль и коррекция как звенья самоуправления личности; осмысленность жизни. Факторный анализ показал, что самоактуализация входит в фактор «Сила Я и субъектность». Результаты могут быть применены для оценки личностного потенциала будущих педагогов и для моделирования программ его развития.

Ключевые слова: самоактуализация, личностный потенциал, корреляционный и факторный анализ, структура личностного потенциала, копинг, самоуправление, осмысленность жизни

Ссылка для цитирования:

Шерешкова Е. А., Коновалова О. В., Едиханова Ю. М., Спицына О. А., Волгуснова Е. А. Самоактуализация в структуре личностного потенциала будущих педагогов // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 274-293. сЬк 10.32744/р$е.2019.4.22

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive19/19-04/ Accepted: 15 June 2019 Published: 31 August 2019

E. A. SHERESHKOVA, O. V. KONOVALOVA, Yu. M. EDIKHANOVA, O. A. SPITSYNA, E. A. VOLGUSNOVA

Self-actualization in the structure of the personal potential of future teachers

The teacher's personal potential is a combination of personality traits and mental formations that are formed in the process of socialization and professional training and provide future teachers with a high level of social and professional adaptability. Self-actualization of the future teacher is an important condition for their future professional activity. Research hypothesis: self-actualization of future teachers positively correlates with indicators of personal potential and is included in its structure. The study used correlation and factor analysis. The results of the correlation analysis indicate the presence of positive correlation between indicators of self-actualization and indicators of personal potential: confrontational copying and positive revaluation copying, finding a solution to the problem; analysis of contradictions, decision making, forecasting, self-control and correction as links of personal self-government; meaningfulness of life. Factor analysis showed that self-rule is included in the factor "Power of Self and subjectivity." The results can be applied to assess the personal potential of future teachers and to simulate programs for its development.

Key words: self-actualization, personal potential, correlation and factor analysis, structure of personal potential, coping, self-rule, meaningfulness of life

For Reference:

Shereshkova, E. A., Konovalova, O. V., Edikhanova, Yu. M., Spitsyna, O. A., & Volgusnova E. A. (2019). Self-actualization in the structure of the personal potential of future teachers. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 40 (4), 274-293. doi: 10.32744/pse.2019.4.22

_Введение

е связи с реформированием образования и введения Федеральных государственных образовательных стандартов, профессионального стандарта педагога предъявляются новые требования к личности самого педагога. Современный педагог должен развивать у обучающихся самосознание, познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности. Для решения поставленных перед педагогом задач необходимо повышать уровень развития его собственной личности, его личностный потенциал. Перед исследователями стоит проблема поиска средств и методов развития личностного потенциала будущих педагогов. Однако, эта проблема не будет решена пока не будет определена структура личностного потенциала.

В современных отечественных психолого-педагогических исследованиях уделяется внимание изучению компонентов личностного потенциала: аксиологического (О.И. Полкунова [35]; Р.А. Муртазин [28]), психолого-педагогического (М.А. Романова [37]), нравственного (Л.И. Бездверная [7], Н.Н. Савина [41], Е.А. Афонина [4], И.Р. Сохацкий, [46], О.В. Трескина [48], Н.И. Джегутанова [36]), творческого (С.В. Лавре-нова [21], Н.В. Мартишина [25], С.А. Федоров [49]), самоактуализационного (С.А. На-личаева [29]).

По мнению М.Л. Мартыновой, С.Л. Богомаз личностный потенциал может быть оценен по наличию у человека личностных качеств, необходимых для выполнения какой-либо деятельности и достижения значимых результатов. К показателям личностного потенциала ими были отнесены особенности самоорганизации деятельности, жизнестойкость, удовлетворенность жизнью, убеждения, ценностные ориентации [26].

И.В. Нурмухамедова экспериментально доказала, что личностный потенциал представлен как обобщённая характеристика продуктивности, креативности и стрес-соустойчивости личности [30]. А.А. Костылева утверждает, что личностный потенциал педагога представляет собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов и включает в психологическую структуру потенциал свободы, потенциал ответственности и смысловой потенциал [18]. Г.И. Гапонова полагает, что личностный потенциал студентов включает компоненты: социальный, психолого-педагогический, методический [11]. По мнению И.К. Кобзенко структура личностного потенциала педагога представлена аксиологическим, мотивационным, гносеологическим, творческим, коммуникативным и регулятивным компонентами [15].

Анализ современных психолого-педагогических исследований показывает, что нет единой точки зрения на структуру личностного потенциала, которая могла бы лечь в основу разработки программ развития личности будущих педагогов. В большинстве исследований к компонентам личностного потенциала относят: жизнестойкость, креативность, управление деятельностью, ценностные ориентации.

На наш взгляд личностный потенциал будущих педагогов - это совокупность личностных свойств и психических образований, формирующихся в процессе социализации и профессионального обучения и обеспечивающий будущим педагогам высокий уровень социальной и профессиональной адаптивности.

Анализ исследований проблемы самоактуализации педагогов (В.П. Бедерханова [6], И.И. Осадчев [31], В.В. Лапик [22], О.П. Сергеева [45], Э.П. Бакшеева [5], Н.А. Рыбакова [39], В.М. Иванова [13], Л.Р. Шафигулина [50], О.В. Сафронова [43], Н.А. Пахтусова

[32], Е.В. Костерина [16] и др.) показал, что самоактуализация педагога является важным условием реализации профессиональной деятельности. Она способствует профилактике эмоционального выгорания, профессиональных деформаций, а также дает возможность педагогу налаживать контакт с обучающимися, способствуя развитию их личности. Из этого следует, что самоактуализация входит в структуру личностного потенциала педагога.

Н.А. Рыбакова понимает самоактуализацию педагога как непрерывный процесс перевода им своего профессионально значимого потенциала в состояние актуальности, то есть полноценного и эффективного функционирования в профессиональной деятельности [39].

Н.А. Пахтусова считает, что самоактуализация представляет собой единство профессионального и личностного роста. [32]. Е.В. Костерина считает, что самоактуализация - это целенаправленный процесс, осуществляющийся во временной протяженности жизни человека в прошлом, длящемся настоящем и будущем времени и направленный на изменение себя, обусловленное выработкой собственного мировоззрения, на основе саморефлексии и рефлексии другого опыта [16]. Н.А. Шмойлова выявила, что такие качества самоактуализирующейся личности как способность находится здесь и сейчас, умение руководствоваться своими принципами и установками, умение понимать себя и окружающих зависят от успешной реализации ценности здоровья в реальной жизнедеятельности [52]. Е.В. Селезнева доказала, что с самоактуализацией связаны потребность и возможность проявлять свою внутреннюю активность и максимально реализовывать свой потенциал в профессии. [44].

А.Ю. Василенко полагает, что самоактуализацию личности следует рассматривать как особый стиль жизни и мировосприятия, приверженность бытийным ценностям развития, творчества, продуктивности, самопознания и самосовершенствования, красоты, понимание экзистенциальной ценности времени [10].

Зарубежные исследователи также обращаются к проблеме самоактуализации (А.Н. Maslow [60], E.L. Shostrom [65], M.A. Runco [64], С. Rogers [62]). Они полагают, что люди с высоким уровнем самоактуализации имеют тенденцию проявлять превосходное психическое здоровье, иметь более высокую самооценку, иметь более низкую тревогу, иметь цели в жизни и быть более творческими, надежными, оптимистичными и независимыми.

А.Н. Maslow полагает что, у людей с высоким уровнем самоактуализации удовлетворены все основные потребности (принадлежность, привязанность, уважение и самолюбие). Это означает, что у них есть чувство принадлежности, у них удовлетворена потребность в любви, они имеют друзей и чувствуют себя любимыми и заслуживающими внимания, у них есть статус и место в жизни, уважение от других людей, у них есть разумное чувство достоинства и самоуважения [60]. С. Rogers считал, что самоактуализация тесно связана с воспринимаемой реальностью и самооценкой каждого человека. По его словам, самооценка может быть искажена необходимостью одобрения со стороны других, что может привести к отчуждению от истинных убеждений и желаний и подавлению собственной самоактуализирующей тенденции [62].

D. Lester, J. Hvezda, S. Sullivan & R. Plourde экспериментально доказали, что, чем выше уровень удовлетворенности потребностей, тем более психологически здоровым будет человек [58]. J. Rowan исследовал самоактуализацию студентов и выявил, что девушки оценивали себя как более самоактуализирующиеся, чем юноши, а андроге-ния приводит к низким показателям самоактуализации [63]. M. Beitel, S. Bogus, A. Hutz,

D. Green доказали, что существует связь между осознанностью и самоактуализацией [55]. L. M Vaughn, S. Naylor & S. White обнаружили значительную отрицательную взаимосвязь между самоактуализацией и невротическими стилями привязанности [66]. K.B. Carnelley выявила, что уклонение от привязанности и тревожная привязанность обуславливает низкий уровень самоактуализации и актуализации потенциала [61]. Таким образом, современные зарубежные исследования указывают на роль самоактуализации в формировании психологического здоровья личности.

Цель нашего эмпирического исследования: выявить взаимосвязь показателей самоактуализации с показателями личностного потенциала будущих педагогов и определить место самоактуализации в его структуре.

В понимании онтологической сущности личности и ее природы мы опирались на концептуальные подходы: субъектно-деятельностный (С.Л. Рубинштейн [38], К.А. Абульханова-Славская [1], А.В. Брушлинский,[9] Л.И. Анцыферова [3]и др.); системно-структурный (Б.Г. Ананьев [2], Б.Ф. Ломов [24], К.К. Платонов [34], B.C. Мерлин [27] и др.).

Рассматривая личность педагога, мы исходили из положения о том, что она обладает способностью к самодетерминации личностного развития и возможностями самоуправления собственными ресурсами. Педагог как личность способен наращивать свой личностный потенциал и использовать его для совершенствования своей профессиональной деятельности.

Рассматривая понятие «личностный потенциал» мы опирались на разработанные структуры личности отечественных психологов, которые включают в них направленность, опыт, способности и характер (К.К. Платонов [34], Б.Г. Ананьев [2], С.Л. Рубинштейн [38]). Исходя из перечисленных компонентов, в структуру личностного потенциала мы включили жизнестойкость, смысложизненные ориентации, копинг-стратегии, особенности самоуправления деятельностью.

_Материалы и методики исследования

В соответствие с методологией нами были подобраны методики эмпирического исследования:

1. САТ (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз [42]) разработал Э. Шостром в 1963 году. Методика была адаптирована сотрудниками кафедры социальной психологии МГУ. Шкалы методики направлены на изучение показателей самоактуализации, которая понимается как желание самореализации через раскрытие личностного потенциала.

2. Опросник «Способы совладающего поведения» (Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляева [19]) разработан Р. Лазарусом и С. Фолкман (Richard Lazarus, Susan Folkman) в 1988 году. Методика направлена на изучение копинг-стратегий. Методика адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году, дополнительно стандартизирована в НИПНИ им. Бехтерева под руководством Л.И. Вассермана.

3. СЖО (Д.А. Леонтьев) является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Д. Крамбо и Л. Махолика (J. Crumbaugh, L. Maholic). Методика была разработана авторами на основе теории стремления к смыслу В. Франкла. Нами использована русскоязычная адаптация Д. А. Леонтьева (фа-

культет психологии МГУ), сделанная в 1986-88 годах на основе более ранней адаптации К. Муздыбаева.

4. Тест жизнестойкости Мадди (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова) представляет собой русскоязычную адаптацию англоязычного опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом С. Мадди (Salvatore R. Maddi) в 1984 году. Первая русскоязычная адаптация выполнена в 2006 году Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой [23].

5. ССУ (Н.М. Пейсахов) предназначен для изучения способности человека управлять своими формами активности, способности владеть собой в различных ситуациях. Методика разработана в лаборатории психологических проблем Казанского государственного университета под руководством Н.М. Пейсахова [47].

В исследовании приняло участие 115 будущих педагогов, преимущественно женщин в возрасте от 35 до 45 лет, обучающихся на заочном отделении ФГБОУ ВО «Ша-дринского государственного педагогического университета».

_Результаты исследования

На первом этапе исследовании нами была проведена диагностика выраженности показателей самоактуализации. Будущим педагогам был предложен опросник САТ. Средние значения показателей самоактуализации представлены в таблице 1.

Таблица 1

Средние значения показателей самоактуализации будущих педагогов

Шкала Среднее Стандартное отклонение

Компетентность во времени 48 ±10,7.

Поддержка 46,9 ±10,0.

Ценностные ориентации 47,2 ±9,5.

Гибкость поведения 45 ±11,8.

Сензитивностъ 48 ±11,3.

Спонтанность 48,3 ±11,3.

Самоуважение 53 ±9,5.

Самопринятие 48,8 ±11,7.

Взгляд на природу человека 54 ±11,2.

Синергичность 51,5 ±9,3.

Принятие агрессии 48,7 ±11,1.

Контактность 46,9 ±10,6.

Познавательные потребности 45,6 ±9,4.

Креативность 54,1 ±10,2.

Проведенная нами психологическая диагностика будущих педагогов показала следующие результаты:

• По шкале «Компетентность 85% будущих педагогов набрали среднее количество баллов и вошли в норму. Испытуемые воспринимают настоящее, прошлое и будущее как целое. 15% студентов набрали количество баллов ниже нормы. Эти испытуемые стремятся жить прошлым или будущим.

• По шкале «Поддержка» 82% будущих педагогов вошли в норму выраженности показателя. Они могут сами себя поддержать, быть опорой для себя. 18% имеют низкий уровень выраженности показателя. Они склонны искать поддержку в других людях, ждут, чтобы их направляли и мотивировали.

• По шкале «Гибкость поведения» 52% испытуемых вошли в норму по этому показателю. Они могут, исходя из ситуации взаимодействия с людьми и миром в целом, гибко реагировать. 48% испытуемых имеют низкий уровень выраженности гибкости. Они ригидны, поступают, опираясь на ранее выбранные образцы поведения.

• По шкале «Сензитивность» 82% будущих педагогов вошли в норму выраженности. Они в той или иной мере понимают и осознают свои эмоции, желания и потребности. 18% испытуемых не могут рефлексировать своих желаниях и эмоциях.

• По шкале «Спонтанность» 82% будущих педагогов вошли в норму выраженности. Испытуемые открыто выражают свои эмоции, не ограничиваясь сомнениями. 18% будущих педагогов не могут спонтанно проявлять себя.

• По шкале «Самоуважение» 100% испытуемых вошли в норму выраженности. Они ценят себя, признают значимость своих жизненных достижений.

• По шкале «Самопринятие» 100% будущих педагогов вошли в норму выраженности показателя. Студенты способны принимать с достоинствами и недостатками.

• По шкале «Представление о природе человека» 85% будущих педагогов вошли в норму. Они признают у людей наличие положительных и отрицательных качеств, и полагают, что люди по природе своей хороши. 15% испытуемых полагают, что люди по природе своей являются эгоистичными, лживыми.

• По шкале «Синергия 91 % будущих педагогов способны к целостному восприятию мира и людей, способны находить закономерные связи во всех явлениях жизни. 9% будущих педагогов жизненные противоречия воспринимают как антагонистические.

• По шкале «Принятие агрессии» 76% будущих педагогов понимает, что агрессивность и гнев свойственны природе человека и могут проявляться в межличностных контактах. 24% испытуемых полагают, что агрессия и гнев не имеют место в человеческих отношениях.

• По шкале «Контактность» 70% будущих педагогов способны к установлению близких и теплых отношений с друзьями и членами семьи. 30% будущих педагогов не способны к глубоким контактам, их отношения с людьми поверхностны.

• По шкале «Креативность» 100% будущих педагогов в разной степени используют творческий подход к решению жизненных ситуаций.

Таким образом, диагностика показала, что большая часть будущих педагогов стремятся с самоактуализации. Значения показателей у большинства испытуемых находятся в норме, но у самой ее границы и редко на много превышают ее.

На следующем этапе исследования нами были выявлены значения показателей личностного потенциала будущих педагогов: копинг-стратегии, особенности самоуправления деятельностью, жизнестойкость и осмысленность жизни. После диагностики показателей личностного потенциала и самоактуализации нами был проведен корреляционный анализ по методу Пирсона с использованием программы SPSS.

В предыдущем исследовании [51] нами была проведена диагностика копинг-стра-тегий будущих педагогов посредством Опросника «Способы совладающего поведения» (Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляева [19]) и проведен корреляционный анализ показателей самоактуализации и копинг-стратегий.

Таблица 2

Значимые корреляционные связи между показателями самоактуализации и

копинг-стратегиями

Шкала Конфронтация Дистанцирование Самоконтроль Поиск социальной поддержки Бегство-избегание Планирование решения проблемы Положительная переоценка

Ориантация во времени ,537** ,463**

Поддержка ,391** ,246** -,364**

Ценностные ориентации ,368** -,428** ,527**

Гибкость поведения ,444** ,431** -,321**

Сензитивностъ ,436**

Спонтанность ,344** -,321** -,227* ,357**

Самоуважение ,364** -,356** ,311** ,513**

Самопринятие -,356** - 298**

Взгляд на природу человека ,417**

Синергичность ,361** ,403** ,305** ,378**

Контактность ,369**

Креативность -423**

Примечание: **- при р = 0,01, * - р = 0,05

В исследовании нами выявлена связь между показателем «Ориентация во времени» и стратегиями «Самоконтроль» и «Планирование решения проблемы». Выявлена значимая положительная корреляционная связь между шкалой «Поддержка» и стратегиями «Дистанцирование», «Самоконтроль», отрицательная связь - со стратегией «Поиск социальной поддержки». Будущие педагоги, в большей степени способные к самоподдержке при столкновении с трудной ситуацией дистанцируются от проблемы, стремятся контролировать свое поведение и эмоции, не ищут социальной поддержки. Выявлена связь между шкалой «Ценностные ориентации» и стратегиями «Самоконтроль», «Положительная переоценка». Выявлена корреляционная связь между гибкостью поведения и стратегиями «Конфронтация», «Дистанцирование», отрицательная - «Поиск социальной поддержки». Эта связь свидетельствует о том, что чем выше гибкость у будущих педагогов, тем в большей степени они пытаются повернуть ситуацию в свою пользу, дистанцироваться, не прибегают к посторонней помощи. Испытуемые, которые обладают спонтанностью свободно и непринужденно проявляют себя, не избегают трудностей, не прибегают к помощи, используют интеллектуальные приемы рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания, рассматривают трудности как возможность для личностного роста. Самоуважение положительно коррелирует с «Дистанцированием», «Планированием решения проблемы», «Положительной переоценкой». Будущие педагоги с высоким показателями синергичности в большей степени видят положительные стороны трудной ситуации, нацелены на решение проблемы и преобразование ситуации в свою пользу, при этом они контролируют свои эмоции. По нашим данным будущие педагоги с высокими по-

казателями самоактуализации не ищут социальной поддержки и в большей степени используют конфронтацию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, по нашим данным показатели самоактуализации связаны с копинг-стратегиями будущих педагогов и составляют их личностный потенциал. Чем в большей степени выражена самоактуализация, тем в большей степени будущие педагоги способны рассматривать трудную ситуацию как возможность саморазвития и самосовершенствования, преобразовывать ее под себя и снижать субъективную значимость ситуации.

Нами была проведена диагностика способности будущих педагогов к самоуправлению своей деятельностью посредством методики ССУ (Н.М. Пейсахов) и проведен корреляционный анализ показателей самоактуализации и показателей самоуправления.

Таблица 3

Значимые корреляционные связи между показателями самоактуализации и

показателями самоуправления

Шкала Анализ противоречий Прогнозирование Целеполагание Планирование Принятие решения Самоконтроль Коррекция

Ориентация во времени ,324** ,200* ,258**

Поддержка ,292** ,307**

Гибкость поведения ,212* ,411** ,288** ,248* ,213*

Сензитивностъ ,249* ,214*

Спонтанность ,372**

Самоуважение ,575** ,380** ,210** ,213*

Самопринятие ,218*

Взгляд на природу человека ,307** ,340** ,312** ,434** ,394**

Принятие агрессии ,262** ,213* ,252* ,225* ,278** ,221*

Синергичность ,355** ,293** ,267** ,429** ,488**

Контактность ,351** ,342** ,377** ,314** ,210*

Креативность ,668** ,389** ,212* ,450** ,255*

Примечание: **- при р = 0,01, * - р = 0,05

Из таблицы 3 видно, что выявлены положительные корреляционные связи между показателем «Ориентация во времени» и показателями самоуправления «Анализ противоречий», «Прогнозирование», «Принятие решений». Будущие педагоги, которые ориентируются в прошлом, настоящем и будущем, при выполнении деятельности более эффективно анализируют противоречия, прогнозируют результат, принимают решения. Были также выявлены корреляционные связи между гибкостью поведения и показателями саморегуляции «Анализ противоречий», «Прогнозирование», «Планирование», «Принятие решения», «Самоконтроль». Испытуемые с гибкостью поведения успешнее анализируют противоречия, делают прогноз относительно результата, планируют выполнение деятельности, принимают решения и контролируют их реализацию. Корреляционный анализ показал, что существует связь между сензитивностью и показателями «Анализ противоречий», «Прогнозирование». Также выявлена связь между спонтан-

ностью и способностью к анализу противоречий. Существует связь между самоуважением и показателями «Анализ противоречий», «Прогнозирование», «Целеполагание». Будущие педагоги, уважающие себя, успешнее не только анализируют противоречия и прогнозируют, но и ставят цели. Выявлена связь между самопринятием и прогнозированием. Показатель «Взгляд на природу человека» положительно коррелирует с показателями «Целеполагание», «Планирование», «Принятие решения», «Самоконтроль», «Коррекция». Показатель «Принятие агрессии» положительно коррелирует с показателями «Анализ противоречий», «Прогнозирование», «Планирование», «Принятие решения», «Самоконтроль», «Коррекция». Испытуемые, которые воспринимают природу человека как положительную и позволяющие себе и другим агрессию, эффективнее планируют, принимают решения, контролируют выполнение деятельности и проводят коррекцию выполнения в случае необходимости. Синергичность коррелирует с показателями «Прогнозирование», «Планирование», «Целеполагание», «Самоконтроль», «Коррекция». Контактность и креативность коррелируют с показателями «Принятие агрессии» положительно коррелирует с показателями «Анализ противоречий», «Прогнозирование», «Планирование», «Принятие решения», «Самоконтроль». Контактность и креативность испытуемых способствуют анализу противоречий, прогнозированию, планированию, принятию решения, контролю.

Таким образом, самоактуализация взаимосвязана со способностью будущих педагогов к самоуправлению в деятельности, что способствует в целом росту личностного потенциала.

Нами была проведена психологическая диагностика показателей жизнестойкости и осмысленности жизни посредствам методик: СЖО (Д.А. Леонтьев), Тест жизнестойкости Мадди (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова) и проведен корреляционный анализ с показателями самоактуализации.

Таблица 4

Значимые корреляционные связи между показателями самоактуализации и показателями жизнестойкости и осмысленности жизни

Шкала Цели Процесс Результат Локус контроля - Я Локус контроля - жизнь Вовлеченность Контроль Принятие риска Осмысленность жизни Жизнестойкость

Ориентация во времени ,357** ,317** ,275** ,330** ,248* ,254** ,234* ,316** ,262**

Поддержка ,288** ,238** ,299** ,200* ,235*

Гибкость поведения ,266** ,210* ,270** ,357** ,254*

Спонтанность ,310** ,257** ,299* ,288** ,300** ,263* ,290**

Самопринятие ,216* ,259*

Взгляд на природу человека ,344** ,310** ,223* ,268**

Принятие агрессии ,249* ,292** ,251* ,297** ,280** ,227* ,251** ,252* ,292** ,296**

Синергичность ,220* ,244** ,238* ,282** ,206* ,230**

Контактность ,361** ,338** ,222* ,327** ,329** ,354**

Креативность ,398** ,398** ,288** ,454** ,530** ,359** ,374** ,436** ,425** ,429**

Контактность ,351** ,342** ,377** ,314** ,210*

Креативность ,668** ,389** ,212* ,450** ,255*

Примечание: **- при р = 0,01, * - р = 0,05

Из таблицы 4 видно, что будущие педагоги, в большей степени, ориентирующиеся во времени, принимающие агрессию, креативные с большей вероятностью имеют цель в жизни, воспринимают процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, полагают, что их жизнь продуктивна и осмысленна. Они воспринимают себя как сильную личность, обладающую достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о ее смысле. Им в большей степени присуще убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Испытуемые в большей степени получают удовольствие от жизни, они чувствуют, что способны влиять на жизнь, рассматривают жизнь как способ приобретения опыта, готовы действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск.

Синергичность и контактность взаимосвязаны с показателями осмысленности жизни. Внутренняя поддержка и гибкость предполагает осмысленность процесса жизни, возможность контролировать свою жизнь и управлять ей, рисковать. Спонтанность позволяет в большей степени контролировать жизнь, влиять на нее, обеспечивает жизнестойкость.

Таким образом, самоактуализация будущих педагогов взаимосвязана с осмысленностью жизни и жизнестойкостью, что позволяет им осознанно относиться к целям жизни и получать удовольствие от нее, управляя ей.

Для получения дополнительных фактов о наличии взаимосвязи между самоактуализацией и основными параметрами личностного потенциала нами был проведен факторный анализ с помощью метода главных компонент и последующей ротацией факторов Varimax-normalized. В итоге было выделено 3 фактора, объясняющих 52,5% дисперсии. При анализе факторных нагрузок переменных были учтены значения выше 0,5.

В фактор 1, который объясняет 24,27% дисперсии, вошли переменные «конфрон-тационный копинг» (0,76), «дистанцирование» (0,73), «самоконтроль» (0,78), «поиск социальной поддержки» (0,65), «планирование решения проблем» (0,56), «переоценка» (0,69). Очевидно, что фактор 1 отражает структуру личност-ного потенциала будущих педагогов, которая отражает способность преодолевать трудные ситуации. Фактор 2 объясняет 14,7 % дисперсии и включает в себя переменные «прогнозирование» (0,57), «целеполагание» (0,55), «планирование» (0,79), «принятие решений» (0,78), «самоконтроль» (0,74). Этот фактор отражает способность будущих педагогов к планированию своей деятельности. Фактор 3 объясняет 13,5% дисперсии и включает переменные «поддержка» (0,45), «компетентность во времени» (0, 57), «анализ противоречий» (0,56), «осмысленность жизни» (0,53), «жизнестойкость» (0,53). Этот фактор включает в себя самоактуализацию как способность к внутренней поддержке и гармоничному восприятию времени, себя и других, а также он наполнен осознанием своих целей и результатов, способностью управлять своей жизнью. Очевидно, что этот фактор характеризует силу Я и субъектность личности.

Таким образом, самоактуализация входит в третий фактор структуры личностного потенциала вместе со шкалами «Анализ противоречий», «Осмысленность жизни», «Жизнестойкость». Этот фактор обеспечивает будущему педагогу осознанное отношение к себе, другим и жизни, осмысленность целей жизни, способность поддерживать себя самостоятельно, жить настоящим.

_Обсуждение результатов

Полученные результаты подтверждают эмпирическую гипотезу о наличии корреляционных связей между самоактуализацией и показателями личностного потенциала у будущих педагогов. Чем выше стремление студентов к самоактуализации, тем в большей степени они предпочитают в трудной ситуации преобразовывать условия в свою пользу, снижая при этом значимость проблемы. Они в большей степени способны рассматривать проблему как возможность научиться чему-то новому при этом они не прибегают к помощи других, опираясь на себя и свои ресурсы. Чем выше показатели самоактуализации, тем в большей степени будущие педагоги способны анализировать противоречия в условиях своей деятельности, осуществлять прогноз результатов своей активности, планировать свои действия, принимать решения и осуществлять контроль реализации своей деятельности.

Чем выше самоактуализация будущих педагогов, тем в большей степени они способны иметь цель в жизни, воспринимать процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный, а себя как сильную личность, способную выстраивать жизнь по своему замыслу. Они воспринимают жизнь как способ получения опыта и толе-рантны к неопределенности, могут рисковать.

Исследование Л.Б. Кузнецовой, А.В. Медведевой [20] показало, что у будущих педагогов копинг «Поиск социальной поддержки» положительно коррелирует с такими шкалами, как «Взгляд на природу человека» (р>0,01), «Контактность» (р>0,01), «Гибкость в общении» (р>0,05). Также ими выявлена отрицательная связь между конфрон-тационным копингом и шкалами «Взгляд на природу человека» (р>0,01), «Ориентация во времени» (р>0,01).

Ю.Л. Блинова также выявила, что существует прямая зависимость между уровнем самоактуализации и уверенностью в существовании свободы выбора и возможностью контролировать свою жизнь [8]. Е.В. Селезнева выявила, что высокий уровень самоактуализации обеспечивает гармонизацию жизненных целей [44]. Е.Ф. Ященко обнаружил, что показатели субъективного неблагополучия отрицательно коррелируют со многими самоактуализационными характеристиками, что, в свою очередь, приводит к предположению о взаимосвязи самоактализации с эмоциональным дискомфортом [54]. А. Е. Ильиных, Н. В. Асанова, А. А. Липшица выявили взаимосвязь показателей самоактуализации и смысложизненных ориентаций [14]. Ж.Г. Гаранина выявила корреляцию между осмысленностью жизни и самоактуализацией [12].

В предыдущих исследованиях в структуру личностного потенциала психологи включали компоненты:

• самоорганизацию деятельности (Мартынова М.Л., Богомаз С.Л., Мацута В.В., Будакова Л. В., Климов В.М., Галай И.А., Васильев И.А., Шапкин С.А.),

• жизнестойкость (Мартынова М.Л., Будакова Л. В., Сметанова О.В., Айхман Р.И., Эксакусто Т.В., Дуганова Ю.К., Рассказова Е.И., Леонтьев Д.А.),

• удовлетворенность жизнью (Мартынова М.Л., Богомаз С.Л., Мацута В.В.),

• убеждения, ценностные ориентации (Мартынова М.Л., Богомаз С.Л., Климов В.М., Галай И.А., Айхман Р.И., Кузьмина С.Я., Власихина Н.Н.),

• продуктивность (Нурмухаметова И.В.),

• креативность (Нурмухаметова И.В., Павлова Е.М., Кузьмина С. Я, Власихина Н.Н.),

• стрессоустойчивость (Нурмухаметова И.В.),

• потенциал (Костылева Е.В.),

• автономия (Будакова Л. В., Сметанова О. В., Дергачева О.Е., Леонтьев Д.А.),

• копинг-стратегии (Рассказова Е.И., Гордеева Т.О.),

• самореализация (Эксакусто Т.В. Дуганова Ю.К.),

• самодетерминация (Будакова А.В., Сметанова Ю.В., Богомаз С.А.),

• коммуникаивные умения (Кузьмина С. Я, Власихина Н.Н.).

Некоторые показатели относятся к показателям самоактуализации: самореализация, самодетерминация, автономность, креативность, ценностные ориентации, гибкость в общении. Нами эмпирическим путем подтверждено, что самоактуализация будущих педагогов положительно коррелирует с показателями самоуправления, жизнестойкости, смысложизненных ориентаций, копинг-стратегий и является компонентом структуры личностного потенциала будущих педагогов.

Таким образом, самоактуализация будущих педагогов в структуре личностного потенциала позволит им успешно реализовывать профессиональную деятельность. Личностный потенциал развивается в процессе профессиональной подготовки педагогов и выступает условием формирования универсальных компетенции выпускника:

• способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;

• способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений;

• способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде;

• способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни.

Заключение

1. Личностный потенциал будущих педагогов - это совокупность личностных свойств, формирующихся в процессе социализации человека и обеспечивающих ему высокий уровень адаптивности. Личностный потенциал педагога является основой его психологического здоровья. Показателями личностного потенциала являются копинг-стратегии, особенности самоуправления деятельностью, жизнестойкость и осмысленность жизни.

2. Самоактуализация педагогов выступает потенциалом их личностного развития и представляет собой способность к самоподдержке и целостное восприятие времени.

3. Наибольшее количество положительных корреляционных связей выявлено между показателями самоактуализации и показателями личностного потенциала: конфронтационный копинг и копинг положительной переоценки; анализ противоречий и прогнозирование как звенья самоуправления личности; осмысленность жизни.

4. Самоактуализация входит в третий фактор структуры личностного потенциала вместе со шкалами «Анализ противоречий», «Осмысленность жизни», «Жизнестойкость».

5. Результаты исследования могут быть использованы при оценке личностного потенциала будущих педагогов и разработке программ его развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни М.: Мысль, 1991. 299 с. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=21663750 (дата обращения: 19.08.2019).

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. Сер. Мастера психологии. М.: Питер, 2010. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=20061379 (дата обращения: 19.08.2019).

3. Анцыферова Л.И. Гуманистически-экзистенциальный подход к мудрости: способы постижения истинного я и призвания человека // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 3. С. 5-14. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=9132824 (дата обращения: 19.08.2019).

4. Афонина Е.А. Развитие нравственного потенциала будущего педагога средствами естественнонаучных дисциплин: монография. Елабуга, ЕГПУ, 2011. 163 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19440302 (дата обращения: 19.08.2019).

5. Бакшеева Э.П. Педагогическая поддержка профессиональной самоактуализации студентов в педвузе // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2008. № 1 (3). С. 20-25. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=14571258 (дата обращения: 19.08.2019).

6. Бедерханова В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога: дис. ... д-ра пед. наук. Краснодар, Южный федеральный университет, 2002. 413 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15995109 (дата обращения: 19.08.2019).

7. Бездверная Л.И. Реализация нравственного потенциала личности в процессе подготовки учителя физической культуры: дис. ... канд. пед. наук.. Воронеж, Воронежский государственный педагогический университет, 1999. 184 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15973970 (дата обращения: 19.08.2019).

8. Блинова Ю.Л. Мультимодальные арт-технологии как средство актуализации познавательной активности младших школьников // Мир науки. 2017. Т. 5. № 6. С. 73. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32581591 (дата обращения: 19.08.2019).

9. Брушлинский А.В. Деятельность субъекта как единство теории и практики // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 6. С. 5-10. URL: https://elibrary.ru/query_results.asp (дата обращения: 19.08.2019).

10. Василенко А.Ю. Самоактуализация личности как фактор профилактики синдрома эмоционального выгорания // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 1. С. 35-39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17428290 (дата обращения: 19.08.2019).

11. Гапонова Г.И. Реализация личностного потенциала студента в процессе формирования профессионализма: монография. Краснодар: НЧОУ ВПО «Кубанский социально-экономический институт». 2010. 180 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21201408 (дата обращения: 19.08.2019).

12. Гаранина Ж.Г. Проблема самореализации и саморазвития специалистов социономической сферы // Интеграция наук. 2017. № 4 (8). С. 87-89. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29747206 (дата обращения: 19.08.2019).

13. Иванова В.М. Образовательная поддержка самоактуализации студентов университета в учебной деятельности: дис. . канд. пед. наук. Оренбург, Оренбургский государственный университет, 2008. 191 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16185036 (дата обращения: 19.08.2019).

14. Ильиных А.Е., Асанова Н.В., Яшанина А.А. Креативность и самоактуализация в контексте смысложизненных ориентаций, эмпатии и самооценки // Научно-педагогическое обозрение. 2016. № 1 (11). С. 31-37. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25646741 (дата обращения: 19.08.2019).

15. Кобзенко И.К., Абдалина Л.В. Структурно-содержательные характеристики личностного потенциала педагога // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 2 (94). С. 99-103. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=15602357 (дата обращения: 19.08.2019).

16. Костерина И.В. Генезис понятия «Самоактуализация» в психолого-педагогическом аспекте // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. № 1. С. 239-243. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=17734326 (дата обращения: 19.08.2019).

17. Костерина И.В. Сущность педагогической поддержки развития у студентов способности к личностно-профессиональной самоактуализации // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 2 (26). С. 231-235. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19084880 (дата обращения: 19.08.2019).

18. Костылева А.А. Исследование личностного потенциала педагога // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2010. № 3. С. 107-111. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=15567036 (дата обращения: 19.08.2019).

19. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. 2007. № 3. С. 93-112. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28793406 (дата обращения: 19.08.2019).

20. Кузнецова Л.Б., Медведева А.В. Самоактуализация как фактор сохранения психического здоровья студентов вуза // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 1. С. 117-123. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13032312 (дата обращения: 19.08.2019).

21. Лавренова С.В. Развитие личностно-творческого потенциала педагога в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук. Калининград, Балтийский федеральный университет им. И. Канта 2003. 163 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16003722 (дата обращения: 19.08.2019).

22. Лапик В.В. Самоактуализация личности педагога в процессе обучения человековедческим технологиям: дис. ... канд. пед. наук / Институт повышения квалификации и переподготовки работников народного образования московской области. Москва, 2002. 131 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15990862 (дата обращения: 19.08.2019).

23. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Ломов Б.Ф. Системность в психологии: Избр. психол. тр.; Рос. акад. образования. Моск. психол.-соц. ин-т. Москва, 2003. 254 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20074174 (дата обращения: 19.08.2019).

25. Мартишина Н.В. К вопросу о психолого-педагогических условиях становления и развития творческого потенциала педагога // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 7. С. 103-114. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=18148537 (дата обращения: 19.08.2019).

26. Мартынова М.А., Богомаз С.А. Самодетерминация в структуре личностного потенциала современной российской молодежи //Вестник Томского государственного университета. 2012. № 357. С. 164-168. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17716386 (дата обращения: 19.08.2019).

27. Мерлин В.С. Психология индивидуальности: избранные психологические труды. - М.: Московский социально-психологический институт, 2005. 542 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20084764 (дата обращения: 19.08.2019).

28. Муртазин Р.А. Развитие аксиологического потенциала студентов университета в системе студенческого самоуправления // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 2 (27). С. 198-202. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=16396917 (дата обращения: 19.08.2019).

29. Наличаева С.А. Самоактуализационный потенциал личности как детерминанта профессионального выгорания педагогов: дис. ... канд. психол. наук. Москва, Институт психологии Российской академии наук 2011. 247 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19269703 (дата обращения: 19.08.2019).

30. Нурмухамедова И.В. Особенности личностного потенциала педагогов общеобразовательных школ // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. № 6 (60). С. 114-118. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16562184 (дата обращения: 19.08.2019).

31. Осадчева И.И. Мотивационные ресурсы самоактуализации (профессионального роста) учителя: дис. ... канд. психол. наук. Москва, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов 1998. 147 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15966974 (дата обращения: 19.08.2019).

32. Пахтусова Н.А. Самоактуализация в личностном и профессиональном развитии // Профессиональное образование. Столица. 2010. № 8. С. 43-44. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15122574 (дата обращения: 19.08.2019).

33. Пахтусова Н.А. Формирование профессионально-творческой компетентности будущего педагога в процессе самоактуализации личности как актуальная проблема профессионального образования // Вестник ЮжноУральского профессионального института. 2010. № 3 (3). С. 5-10. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17856878 (дата обращения: 19.08.2019).

34. Платонов К.К. Системные качества психических явлений // Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 2. С. 27-33. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23718228 (дата обращения: 19.08.2019).

35. Полкунова О.И. Последипломное образование как фактор развития аксиологического потенциала учителя: дис. ... канд. пед. наук / Оренбургский государственный педагогический университет. Оренбург, 1998. 182 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15967667 (дата обращения: 19.08.2019).

36. Редько Л.Л., Джегутанова Н.И. Развитие духовно-нравственного потенциала будущего учителя (интегративный подход) : монография; Ставрополь, Ставропольский гос. пед. ин-т. 2010. 169 с. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=20125447 (дата обращения: 19.08.2019).

37. Романова М.А. Психолого-педагогический потенциал учителя как психологический феномен // Психология обучения. 2011. № 3. С. 79-89. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16802646 (дата обращения: 19.08.2019).

38. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. СПб.: Питер, 2011. 288 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21553659 (дата обращения: 19.08.2019).

39. Рыбакова Н.А. Самоактуализация педагога в профессиональной деятельности и условия её становления // Вестник Московского института лингвистики. 2012. № 3. С. 100-05. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20387042 (дата обращения: 19.08.2019).

40. Рыбакова Н.А. Теоретические основы и технология художественно-творческой самоактуализации учителя

музыки: дис.....доктора пед. наук. Барнаул, Барнаульский государственный педагогический университет,

2006. 383 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19190177 (дата обращения: 19.08.2019).

41. Савина Н.Н. Диалогическое общение как фактор развития нравственного потенциала будущего учителя: дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, Оренбургский государственный педагогический университет, 2001. 189 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15986245 (дата обращения: 19.08.2019).

42. Самоактуализационный тест САТ / Ильин Е.П. Психология взрослости. СПб.: Питер, 2012. 544 с. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=21555032 (дата обращения: 19.08.2019).

43. Сафронова О.В. Концептуальные положения разработки технологии самоактуализации личности в процессе профессиональной подготовки будущего учителя (в условиях педагогического колледжа) // Интеграция образования. 2008. № 3 (52). С. 64-68. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11605314 (дата обращения: 19.08.2019).

44. Селезнева Е.В. Самоактуализация как интегративная личностная компетентность // Мир психологии. 2011. № 1. С. 179-192. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16372668 (дата обращения: 19.08.2019).

45. Сергеева О.П. Педагогическое обеспечение профессиональной самоактуализации личности будущего педагога (на материале педагогических колледжей республики Саха (Якутия)): дис. ... канд. пед. наук. Якутск, Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова, 2002. 142 с. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=15996086 (дата обращения: 19.08.2019).

46. Сохацкий И.Р. Формирование культурно-нравственного потенциала студентов педвуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Уфа, Башкирский государственный педагогический институт, 2006. 22 с. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=15896068 (дата обращения: 19.08.2019).

47. Тест «Способность самоуправления» / Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум. Ростов-на-Дону, Феникс. 2007. 703 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22433378 (дата обращения: 19.08.2019).

48. Трескина О.В. Возможности личностно ориентированной образовательной технологии для активизации духовно-нравственного потенциала студентов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2007. Т. 13. № 2. С. 84-90. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15182226 (дата обращения: 19.08.2019).

49. Федоров С.А. Развитие творческого потенциала педагога в процессе научно-методической деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина, 2010. 223 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19228223 (дата обращения: 19.08.2019).

50. Шафигулина Л.Р. Педагогические условия формирования профессиональной самоактуализации личности молодого учителя в процессе внутришкольного повышения квалификации: дисс. ... канд. пед. наук. Астрахань, 2009. 205 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16204139 (дата обращения: 19.08.2019).

51. Шерешкова Е.А., Коновалова О.В., Едиханова Ю.М. Роль самоактуализационного потенциала в преодолении трудностей будущими педагогами // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2018. № 2. С. 95-100. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35681040 (дата обращения: 19.08.2019).

52. Шмойлова Н.А. Ценностное отношение к здоровью и самоактуализация личности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2007. Т. 13. № 3. С. 64-69. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=15129348 (дата обращения: 19.08.2019).

53. Шостром Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. М.: Апрель-пресс, 2004. 238 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20074075 (дата обращения: 19.08.2019).

54. Ященко Е.Ф. Самоактуализация и субъективное благополучие как социально-психологические проблемы профессионального образования: студенты и преподаватели университета // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2012. № 31. С. 56-63. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=17956607 (дата обращения: 19.08.2019).

55. BeitelM.,BogusS.,HutzA.,GreenD.Stillnessandmotion:Anempiricalinvestigationofmindfulnessandself-actualization. Person-Centered & Experiential Psychotherapies, 2014, 13:3, 187-202, DOI: 10.1080/14779757.2013.855131

56. Crumbaugh J., Maholic B. An experiential study in existentialism: The psychometric approach to Frankl's concept of noogenic neurosis. Journal of Clinical Psychology, 1963, 10, 200-207.

57. Lazarus R. S. & Folkman S. Stress, Appraisal, and Coping. New York: Springer, 1984.

58. Lester D., Hvezda J., Shannon S. & Roger P. Maslow's Hierarchy of Needs and Psychological Health, The Journal of General Psychology, 1983, 109:1, 83-85, DOI: 10.1080/00221309.1983.9711513

59. Maddi S. R. The Personality Construct of Hardiness, V: Relationships With the Construction of Existential Meaning in Life. Journal of Humanistic Psychology, 2011, 51(3): 369-388. DOI: 10.1177/0022167810388941

60. Maslow А.Н. The Farther Reaches of Human Nature. New York: Viking Press, 1971.

61. Otway L. J. & Carnelley K. B. Exploring the Associations between Adult Attachment Security and Self-actualization and Self-transcendence, Self and Identity, 2013, 12:2, 217-230, DOI: 10.1080/15298868.2012.667570

62. Rogers C. On Becoming a Person: A Therapist's View of Psychotherapy. Boston: Houghton Mifflin, 1970.

63. RowanJ.Self-actualizationandindividuation.Self&Society,2015, 43:3, 231-236,DOI:10.1080/03060497.2015.1092332

64. Runco M. A., Ebersole P. & Mraz W. Creativity and self-actualization. Journal of Social Behavior & Personality, 1991, 6 (5), 161-167.

65. Shostrom E. L. An Inventory for the Measurement of Self-Actualization. Educational and Psychological Measurement, 1964, vol. 24, no. 2, pp. 207-218. DOI:10.1177/001316446402400203

66. Vaughn L. M, Naylor Stacey & White. Relationship of Attachment Style and Ethnic Identity to Self-Actualization in College Students. Journal of College and Character, 2009, 10:6, DOI: 10.2202/1940-1639.1454

REFERENCES

1. Abulkhanova-Slavskaya K.A. Life Strategy Moscow, Mysl' Publ., 1991. 299 p. Available at: https://elibrary.ru/item. asp?id=21663750 (accessed 19 August 2019). (in Russ.)

2. Ananyev B.G. Man as a subject of knowledge. 3rd ed. Ser. Masters of Psychology. Moscow, Peter Publ., 2010. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=20061379 (accessed 19 August 2019). (in Russ.)

3. Antsyferova L.I. The humanistic-existential approach to wisdom: methods for comprehending the true self and human calling. Psychological Journal, 2005, vol. 26, no. 3, pp. 5-14. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=9132824 (accessed 19 August 2019). (in Russ.)

4. Afonina E.A. The development of the moral potential of a future teacher by means of natural sciences: a monograph. Elabuga, EGPU Publ., 2011. 163 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=19440302 (accessed 19 August 2019). (in Russ.)

5. Baksheeva E.P. Pedagogical support of professional self-actualization of students at a pedagogical university. Bulletin of Surgut State Pedagogical University, 2008, no. 1 (3), pp. 20-25. Available at: https://elibrary.ru/item. asp?id=14571258 (accessed 19 August 2019). (in Russ.)

6. Bederkhanova V.P. The formation of a personality-oriented position of the teacher: Diss. Dr. Ped. Sci., Krasnodar, Southern Federal University, 2002. 413 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=15995109 (accessed 19 August 2019). (in Russ.)

7. Bezdvernaya L.I. The implementation of the moral potential of the individual in the process of preparing a teacher of physical education: Diss. PhD Ped. Sci., Voronezh, Voronezh State Pedagogical University, 1999. 184 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=15973970 (accessed 19 August 2019). (in Russ.)

8. Blinova Yu.L. Multimodal art technologies as a means of updating the cognitive activity of elementary school students. World of Science, 2017, vol. 5, no. 6, p. 73. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=32581591 (accessed date: 08.19.2019). (in Russ.)

9. Brushlinsky A.V. The subject's activity as a unity of theory and practice. Psychological journal, 2000, vol. 21, no. 6, pp. 5-10. Available at: https://elibrary.ru/query_results.asp (accessed 19 August 2019). (in Russ.)

10. Vasilenko A.Yu. Self-actualization of personality as a factor in the prevention of burnout syndrome. Science Vector of TogliattiState University. Series: Pedagogy, Psychology, 2011, no 1, pp. 35-39. Available at: https://elibrary.ru/item. asp?id=17428290 (accessed 19 August 2019). (in Russ.)

11. Gaponova G.I. Realization of the student's personal potential in the process of forming professionalism: a monograph. Krasnodar, NPOU VPO "Kuban Social and Economic Institute", 2010. 180 p. Available at: https://elibrary.ru/item. asp?id=21201408 (accessed 19 August 2019). (in Russ.)

12. Garanina Zh.G. The problem of self-realization and self-development of specialists in the socionomic sphere. Integration of Sciences, 2017, no. 4 (8), pp. 87-89. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=29747206 (accessed 19 August 2019). (in Russ.)

13. Ivanova V.M. Educational support for the self-actualization of university students in educational activities: Diss. PhD Ped. Sci., Orenburg, Orenburg State University, 2008. 191 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=16185036 (accessed 19 August 2019). (in Russ.)

14. Ilyinykh A.E., Asanova N.V., Yashanina A.A. Creativity and self-actualization in the context of life-meaning orientations, empathy and self-esteem. Scientific and Pedagogical Review, 2016, no. 1 (11), pp. 31-37. Available at: https:// elibrary.ru/item.asp?id=25646741 (accessed 19 August 2019). (in Russ.)

15. Kobzenko I.K., Abdalina L.V. Structural and substantial characteristics of the personal potential of a teacher. Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities, 2011, no 2 (94), pp. 99-103. Available at: https://elibrary.ru/item. asp?id=15602357 (accessed 19 August 2019). (in Russ.)

16. Kosterina I.V. The genesis of the concept of "Self-actualization" in the psychological and pedagogical aspect. Scientific notes. Electronic scientific journal of Kursk State University, 2012, no. 1, pp. 239-243. Available at: https://elibrary. ru/item.asp?id=17734326 (accessed 19 August 2019). (in Russ.)

17. Kosterina I.V. The essence of pedagogical support for the development of students' ability to personal and professional self-actualization. Scientific notes. Electronic scientificjournal of Kursk State University, 2013, no. 2 (26), pp. 231-235. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=19084880 (accessed 19 August 2019). (in Russ.)

18. Kostyleva A.A. The study of the personal potential of the teacher. Bulletin of Moscow State Regional University. Series: Psychological Sciences, 2010, no. 3, pp. 107-111. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=15567036 (accessed date: 08/19/2019). (in Russ.)

19. Kryukova T.L., Kuftyak E.V. Questionnaire of coping methods (adaptation of the WCQ technique). Journal of the Practical Psychologist, 2007, no. 3, pp. 93-112. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=28793406 (accessed 19 August 2019). (in Russ.)

20. Kuznetsova L.B., Medvedeva A.V. Self-actualization as a factor in maintaining the mental health of university

students. Bulletin of the University of Pomerania. Series: Humanities and Social Sciences, 2010, no. 1, pp. 117-123. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=13032312 (accessed 19 August 2019). (in Russ.)

21. Lavrenova S.V. The development of the personal and creative potential of the teacher in the process of training: Diss. PhD Ped. Sci., Kaliningrad, Baltic Federal University named after I. Kant. 2003. 163 p. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=16003722 (accessed date: 08/19/2019). (in Russ.)

22. Lapik V.V. Self-actualization of the personality of the teacher in the process of teaching human-learning technologies: PhD Ped. Sci., Institute for Advanced Studies and Retraining of Public Education Workers in the Moscow Region. Moscow, 2002. 131 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=15990862 (accessed 19 August 2019). (in Russ.)

23. Leontiev D.A., Rasskazova E.I. Test of viability. Moscow, Mysl' Publ., 2006. 63 p. (in Russ.)

24. Lomov B.F. Consistency in Psychology: Selected Psychological Works. Moscow, 2003. 254 p. Available at: https:// elibrary.ru/item.asp?id=20074174 (accessed 19 August 2019). (in Russ.)

25. Martishina N.V. To the question of the psychological and pedagogical conditions of the formation and development of the teacher's creative potential. Siberian Pedagogical Journal, 2007. No. 7. S. 103-114. Available at: https:// elibrary.ru/item.asp?id=18148537 (accessed 19 August 2019). (in Russ.)

26. Martynova M.A., Bogomaz S.A. Self-determination in the structure of the personal potential of modern Russian youth. Tomsk State University Bulletin, 2012, no. 357, pp. 164-168. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=17716386 (accessed 19 August 2019). (in Russ.)

27. Merlin V.S. Psychology of personality: selected psychological works. Moscow, Moscow Socio-Psychological Institute, 2005. 542 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=20084764 (accessed 19 August 2019). (in Russ.)

28. Murtazin R.A. The development of the axiological potential of university students in the system of student self-government. World of Science, Culture, Education, 2011, no 2 (27), pp. 198-202. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=16396917 (accessed 19 August 2019). (in Russ.)

29. Nalichaeva S.A. Self-actualizing potential of the personality as a determinant of professional burnout of teachers: Diss. PhD Psychol. Sci., Moscow, Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences 2011.247 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=19269703 (accessed 19 August 2019). (in Russ.)

30. Nurmukhamedova I.V. Features of the personal potential of teachers of secondary schools. Bulletin of the Volgograd State Pedagogical University, 2011, no 6 (60), pp. 114-118. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=16562184 (accessed 19 August 2019). (in Russ.)

31. Osadcheva I.I. Motivational resources of self-actualization (professional growth) of a teacher: Diss. PhD Psychol. Sci., Moscow, Research Center for Problems of the Quality of Training of Specialists 1998. 147 p. Available at: https:// elibrary.ru/item.asp?id=15966974 (accessed 19 August 2019). (in Russ.)

32. Pakhtusova N.A. Self-actualization in personal and professional development. Vocational education. Capital, 2010, no. 8, pp. 43-44. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=15122574 (accessed 19 August 2019). (in Russ.)

33. Pakhtusova N.A. The formation of professional and creative competence of a future teacher in the process of personal self-actualization as an actual problem of professional education. Bulletin of the South Ural Professional Institute, 2010, no. 3 (3), pp. 5-10. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=17856878 (accessed 19 August 2019). (in Russ.)

34. Platonov K.K. Systemic qualities of mental phenomena. Psychological journal, 1982, vol. 3, no. 2, pp. 27-33. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=23718228 (accessed 19 August 2019). (in Russ.)

35. Polkunova O.I. Postgraduate education as a factor in the development of the axiological potential of a teacher: Diss. PhD Ped. Sci., Orenburg State Pedagogical University. Orenburg, 1998. 182 p. Available at: https://elibrary.ru/item. asp?id=15967667 (accessed 19 August 2019). (in Russ.)

36. Redko L.L., Dzhegutanova N.I. Development of the spiritual and moral potential of the future teacher (integrative approach): monograph; Stavropol, Stavropol state. ped institute 2010. 16 p. Available at: https://elibrary.ru/item. asp?id=20125447 (accessed date: 08/19/2019). (in Russ.)

37. Romanova M.A. Psychological and pedagogical potential of a teacher as a psychological phenomenon. Training Psychology, 2011, no. 3, pp. 79-89. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=16802646 (accessed 19 August 2019).

38. Rubinstein S.L. Being and consciousness. Saint-Petersburg, Peter Publ., 2011. 288 p. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=21553659 (accessed 19 August 2019). (in Russ.)

39. Rybakova N.A. The teacher's self-actualization in professional activity and the conditions of its formation. Bulletin of the Moscow Institute of Linguistics, 2012, no. 3, pp. 100-05. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=20387042 (accessed 19 August 2019). (in Russ.)

40. Rybakova N.A. Theoretical foundations and technology of artistic and creative self-actualization of a music teacher: Diss. Dr Ped. Sci., Barnaul, Barnaul State Pedagogical University, 2006. 383 p. Available at: https://elibrary.ru/item. asp?id=19190177 (accessed 19 August 2019).

41. Savina N.N. Dialogue communication as a factor in the development of the moral potential of a future teacher: Diss. PhD Ped Sci., Orenburg, Orenburg State Pedagogical University, 2001. 188 p. Available at: https://elibrary.ru/item. asp?id=15986245 (accessed 19 August 2019). (in Russ.)

42. SAT self-actualization test / Ilyin E.P. Psychology of adulthood. Saint-Petersburg, Peter Publ., 2012. 554 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21555032 (accessed 19 August 2019). (in Russ.)

43. Safronova O.V. Conceptual provisions for the development of technology of personality self-actualization in the process of training a future teacher (in a teacher training college). Integration of Education, 2008, no. 3 (52), pp. 6468. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=11605314 (accessed 19 August 2019). (in Russ.)

44. Selezneva E.V. Self-actualization as integrative personal competence. World of Psychology, 2011, no. 1, pp. 179-192. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=16372668 (accessed 19 August 2019). (in Russ.)

45. Sergeeva O.P. Pedagogical support of professional self-actualization of the personality of the future teacher (based on the material of pedagogical colleges of the Republic of Sakha (Yakutia)): Diss.PhD Ped. Sci., Yakutsk, Yakutsk State University named after M.K. Ammosova, 2002. 142 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=15996086 (accessed date: 08/19/2019). (in Russ.)

46. Sokhatsky I.R. Formation of the cultural and moral potential of pedagogical university students: Abstract Diss. PhD Ped. Sci., Ufa, Bashkir State Pedagogical Institute, 2006. 22 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=15896068 (accessed 19 August 2019). (in Russ.)

47. Test "The ability of self-government" / Stolyarenko L.D. Fundamentals of Psychology: Workshop. Rostov-on-Don, Phoenix Publ., 2007. 703 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=22433378 (accessed date: 08/19/2019). (in Russ.)

48. Treskina O.V. Possibilities of personality-oriented educational technology for activating the spiritual and moral potential of students. Bulletin of Kostroma State University named after O. N. Nekrasov. Series: Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenology. Sociokinetics. 2007, vol. 13, no. 2, pp. 84-90. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=15182226 (accessed 19 August 2019). (in Russ.)

49. Fedorov S.A. The development of the teacher's creative potential in the process of scientific and methodological activity: Diss. PhD Ped Sci., Tyumen, Moscow State Agroengineering University named after V.P. Goryachkina, 2010. 223 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=19228223 (accessed 19 August 2019). (in Russ.)

50. Shafigulina L.R. Pedagogical conditions for the formation of professional self-actualization of the personality of a young teacher in the process of intraschool continuing education: Diss. PhD Ped. Sci., Astrakhan, 2009.205 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=16204139 (accessed 19 August 2019).(in Russ.)

51. Shereshkova E.A., Konovalova O.V., Edikhanova Yu.M. The role of self-actualizing potential in overcoming difficulties by future teachers. Bulletin of Kostroma State University named after O.N. Nekrasov, 2018, no. 2, pp. 95-100. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35681040 (accessed 19 August 2019). (in Russ.)

52. Shmoilova N.A. Value attitude to health and personal self-actualization. Bulletin of Kostroma State University named after O.N. Nekrasov, 2007, vol. 13, no. 3, pp. 64-69. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=15129348 (accessed 19 August 2019). (in Russ.)

53. Shostrom E. Manipulator. The inner journey from manipulation to actualization. Moscow, April-press Publ., 2004. 238 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=20074075 (accessed 19 August 2019). (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

54. Yashchenko E.F. Self-actualization and subjective well-being as socio-psychological problems of vocational education: students and university professors. Bulletin of the South Ural State University. Series: Psychology, 2012, no. 31, pp. 56-63. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=17956607 (accessed 19 August 2019). (in Russ.)

55. BeitelM.,BogusS.,HutzA.,GreenD.Stillnessandmotion:Anempiricalinvestigationofmindfulnessandself-actualization. Person-Centered & Experiential Psychotherapies, 2014, 13:3, 187-202, DOI: 10.1080/14779757.2013.855131

56. Crumbaugh J., Maholic B. An experiential study in existentialism: The psychometric approach to Frankl's concept of noogenic neurosis. Journal of Clinical Psychology, 1963, 10, 200-207.

57. Lazarus R. S. & Folkman S. Stress, Appraisal, and Coping. New York: Springer, 1984.

58. Lester D., Hvezda J., Shannon S. & Roger P. Maslow's Hierarchy of Needs and Psychological Health. The Journal of General Psychology, 1983, 109:1, 83-85, DOI: 10.1080/00221309.1983.9711513

59. Maddi S. R. The Personality Construct of Hardiness, V: Relationships With the Construction of Existential Meaning in Life. Journal of Humanistic Psychology, 2011, 51(3): 369-388. DOI: 10.1177/0022167810388941

60. Maslow A.H. The Farther Reaches of Human Nature. New York: Viking Press, 1971.

61. Otway L. J. & Carnelley K. B. Exploring the Associations between Adult Attachment Security and Self-actualization and Self-transcendence. Self and Identity, 2013, 12:2, 217-230, DOI: 10.1080/15298868.2012.667570

62. Rogers C. On Becoming a Person: A Therapist's View of Psychotherapy. Boston: Houghton Mifflin, 1970.

63. RowanJ.Self-actualizationandindividuation.Self&Society,2015,43:3, 231-236, DOI: 10.1080/03060497.2015.1092332

64. Runco M. A., Ebersole P. & Mraz W. Creativity and self-actualization. Journal of Social Behavior & Personality, 1991, 6 (5), 161-167.

65. Shostrom E. L. An Inventory for the Measurement of Self-Actualization. Educational and Psychological Measurement, 1964, vol. 24, no. 2, pp. 207-218. DOI:10.1177/001316446402400203

66. Vaughn L. M, Naylor Stacey & White. Relationship of Attachment Style and Ethnic Identity to Self-Actualization in College Students. Journal of College and Character, 2009, 10:6, DOI: 10.2202/1940-1639.1454

Perspectives of Science & Education. 2019, Vol. 40, No. 4

Информация об авторах Information about the authors

Шерешкова Елена Андреевна Elena A. Shereshkova

(Россия, г. Шадринск) (Russia, Shadrinsk)

Доцент, кандидат психологических наук, доцент Associate Professor,

кафедры психологии развития и педагогической PhD in Psychological Sciences,

психологии Associate Professor of the Department of Development

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный Psychology and Pedagogical Psychology

педагогический университет» Shadrinsk State Pedagogical University

E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

ORCID ID: 0000-0001-9866-4830 ORCID ID: 0000-0001-9866-4830

Коновалова Ольга Вячеславовна Olga V. Konovalova

(Россия, г. Шадринск) (Russia, Shadrinsk)

Доцент, кандидат психологических наук, доцент Associate Professor,

кафедры психологии развития и педагогической PhD in Psychological Sciences, Associate Professor

психологии of the Department of Development Psychology and

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный Pedagogical Psychology

педагогический университет» Shadrinsk State Pedagogical University

E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

ORCID ID: 0000-0003-2807-5648 ORCID ID: 0000-0003-2807-5648

Едиханова Юлия Мансуровна Julia M. Edikhanova

(Россия, г. Шадринск) (Russia, Shadrinsk)

Доцент, кандидат психологических наук, зав. Associate Professor,

кафедрой психологии развития и педагогической PhD in Psychological Sciences,

психологии Head of the Department of Development Psychology

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный and Educational Psychology

педагогический университет» Shadrinsk State Pedagogical University

E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

ORCID ID: 0000-0001-7804-1185 ORCID ID: 0000-0001-7804-1185

Спицына Оксана Александровна Oksana A. Spitsyna

(Россия, г. Шадринск) (Russia, Shadrinsk)

Доцент, кандидат психологических наук, доцент Associate Professor,

кафедры психологии развития и педагогической PhD in Psychological Sciences, Associate Professor

психологии of the Department of Development Psychology and

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный Pedagogical Psychology

педагогический университет» Shadrinsk State Pedagogical University

E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

ORCID ID: 0000-0003-3612-0509 ORCID ID: 0000-0003-3612-0509

Волгуснова Екатерина Андреевна Ekaterina A. Volgusnova

(Россия, г. Шадринск) (Russia, Shadrinsk)

Доцент кафедры психологии развития и Associate Professor, PhD in Psychological Sciences,

педагогической психологии Associate Professor of the Department of Development

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный Psychology and Pedagogical Psychology

педагогический университет» Shadrinsk State Pedagogical University

E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

ORCID ID: 0000-0002-4588-8854 ORCID ID: 0000-0002-4588-8854

293

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.