Научная статья на тему 'Развитие творческого потенциала педагога в условиях деятельности федеральной инновационной площадки "Педагогическое лидерство"'

Развитие творческого потенциала педагога в условиях деятельности федеральной инновационной площадки "Педагогическое лидерство" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПЕДАГОГ / ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА / ПЕДАГОГИКА ЛИДЕРСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яркова Дарья Дмитриевна, Мухина Татьяна Геннадьевна, Малинин Валерий Анатольевич, Сорокоумова Светлана Николаевна

Введение. В данной статье рассматривается проблема развития творческого потенциала педагога. Проанализированы теоретико-методологические подходы к указанной проблеме. Теоретическую основу исследования составили работы, рассматривающие инновационную деятельность как фактор развития школы и системы общего образования в целом (В.Н. Аверкин, А.Г. Каспржак, Н.М. Мартынова, Н.А. Садовский и др.); общие вопросы инновационной деятельности (В.А. Болотов, В.И. Загвязинский, А.Г. Каспржак, М.В. Кларин, В.А. Сластенин и др.); идеи педагогической инноватики и роль учителя в развитии инновационных процессов (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, Г.А. Игнатьева, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторской и др.). В результате исследования установлено, что одной из ведущих задач развития системы непрерывного образования является ориентация образовательных программ на обучение навыкам, необходимым для инновационной деятельности, включая аналитическое и критическое мышление, стремление к новому, способность к постоянному самообучению, готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, готовность к работе в высококонкурентной среде. При этом педагогу-практику необходимо быть психологически готовым к педагогической деятельности в новых социокультурных условиях, принимать оригинальные нестандартные решения, планировать образовательный процесс и прогнозировать возможные результаты, быть готовым к инновационной деятельности. Одним из возможных путей профессионального развития педагога-практика является его участие в федеральных инновационных площадках. В условиях работы федеральной инновационной площадки актуализируется развитие научно-инновационного потенциала образовательных организаций, внедрение инновационных образовательных программ, включение обучающихся и педагогов в проектную и исследовательскую деятельность, ориентированную на раскрытие творческого потенциала субъектов образования. В работе подчеркивается, что, согласно исследованиям современных ученых (В. Жабиной, С.Н. Толстова и др.), инновационная деятельность неотделима от творчества, т.к. оно обеспечивает генерацию новых идей, результатом реализации которых становятся инновации. Вследствие этого актуализируется цель исследования: развитие творческого потенциала педагога в условиях деятельности федеральной инновационной площадки «Педагогическое лидерство». Материалы и методы. Цель исследования реализована на примере экспериментальной работы МАОУ «Школа №187 с углублённым изучением отдельных предметов» (г. Нижний Новгород). Данная школа с 2019 года является участником федеральной инновационной площадки «Педагогическое лидерство». Авторами отмечается, что инновационная площадка является мотивационным, содержательным и технологическим ресурсом профессионального развития педагога. При этом наряду с педагогическим лидерством, развитие творческого потенциала является ключевым элементом в достижении эффективности школьной системы, ориентированной на внедрение инновационных проектов. В статье определены задачи реализации инновационной площадки «Педагогическое лидерство». Раскрываются следующие направления работы: 1) организация проектно-инициативной группы, основной функцией которой является разработка концепции и модели деятельности инновационной площадки, определение путей ее функционирования в аспекте детско-взрослого взаимодействия в условиях общего образования; 2) формирование современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность общего и дополнительного образования субъектам образовательного процесса; 3) обеспечение профессионального развития педагога в соответствии с его потребностями и мотивами; 4) разработка учебных пособий, программ, монографий совместно с преподавателями университета; 5) внедрение эффективных механизмов поощрения педагогов, 6) совершенствование системы оценки квалификации и качества результатов работы педагога. Практическая значимость инновационных решений в рамках реализации инновационного проекта «Педагогическое лидерство» состоит в том, что педагогическому сообществу предлагаются конкретные концептуальные и методические продукты, обеспечивающие формирование нового образа педагога-лидера, занимающего активную жизненную и профессиональную позицию, обладающего творческим потенциалом, навыками инновационной деятельности. Результаты исследования. Полученные данные сравнительного анализа результатов исследования для предварительной оценки эффективности проводимой работы в 2018-2019 уч. г. (констатирующий этап эксперимента, до включения Школы в федеральную инновационную площадку) и 2019-2020 уч. г. (текущий формирующий и контрольный этапы) свидетельствуют о положительной динамике по показателям самооценки инновативных качеств личности (шкала самооценки инновативных качеств личности (Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко) и творческого потенциала педагогов по окончании формирующего этапа эксперимента (тесту Е.И. Рогова «Каков Ваш творческий потенциал»). Обсуждение и заключения. На основании результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы. За сравнительно небольшое время проводимого нами исследования выявлена положительная динамика в исследуемой группе педагогов. Полученные результаты свидетельствуют о целесообразности проводимого исследования. Отметим также, что в результате деятельности федеральной инновационной площадки «Педагогическое лидерство» планируется создание проектного офиса по формированию педагогического лидерства в условиях непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яркова Дарья Дмитриевна, Мухина Татьяна Геннадьевна, Малинин Валерий Анатольевич, Сорокоумова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS OF ACTIVITIES OF THE FEDERAL INNOVATIVE SITE "PEDAGOGICAL LEADERSHIP"

Introduction. This article discusses the problem of developing the creative potential of a teacher. The theoretical and methodological approaches to this problem are analyzed. The theoretical basis of the study was the work of the idea of innovative activity as a factor in the development of the school and the general education system as a whole (V.N. Averkin, A.G. Kasprzhak, N.M. Martynova, N.A. Sadovsky and others); general issues of innovation (V.A. Bolotov, V.I. Zagvyazinsky, A.G. Kasprzhak, M.V. Klarin, V.A. Slastenin, etc.); ideas of pedagogical innovation and the role of the teacher in the development of innovative processes (Yu.K. Babansky, V.I. Zagvyazinsky, G.A. Ignatiev, A.P. Tryapitsyna, A.V. Khutorskoy, etc.). As a result of the study, it was found that one of the leading tasks in the development of the lifelong education system is the orientation of educational programs towards teaching the skills necessary for innovative activity, including analytical and critical thinking, the pursuit of new things, the ability to constantly learn, readiness for reasonable risk, creativity and enterprise, willingness to work in a highly competitive environment. At the same time, the practice teacher must be psychologically prepared for pedagogical activity in the new sociocultural conditions, make original non-standard decisions, plan the educational process and predict possible results, be prepared for innovative activities. One of the possible ways of professional development of a teacher-practitioner is his participation in federal innovation platforms. Under the conditions of the federal innovation platform, the development of the scientific and innovative potential of educational organizations, the introduction of innovative educational programs, the inclusion of students and teachers in design and research activities aimed at unlocking the creative potential of educational institutions is being updated. The work emphasizes that according to the research of modern scientists (V.Zhabina, S.N. Tolstov, etc., innovative activity is inseparable from creativity, because it provides the generation of new ideas, the implementation of which become innovations. As a result, the purpose of the study is actualized: development of the teacher’s creative potential in the context of the activities of the federal innovative platform “Pedagogical Leadership”. Materials and methods. A model of complex psychological and pedagogical support for professional self-determination and professional career of students is developed and presented. The model is implemented on the basis of the Municipal Public Educational Institution “School No. 187 with in-depth study of individual subjects” in the city of Novgorod. The school carries out general education programs (the normative period of study is 2 years); general educational programs with an in-depth study of the economy (standard training period of 2 years); general educational programs with in-depth study of mathematics (the normative period of study is 2 years). In order to determine the initial features of professional self-determination of high school students, a pilot study was conducted. The diagnostic tools are based on the following methods: the questionnaire of personal orientations of E. Shostroma, adapted by Yu.E. Aleshina, L.Ya. Gozman, M.V. Zagika measures the self-actualization of the personality (CAT); methods of studying the factors of attractiveness of the profession (V.A. Yadov, modification N.V. Kuzmina, A.A. Rean). Results. The purpose of the study was realized on the example of the experimental work of the MAOU “School No. 187 with in-depth study of individual subjects” (Nizhny Novgorod). Since 2019, this school has been a member of the federal innovative platform “Pedagogical Leadership”. The authors note that the innovative platform is a motivational, informative and technological resource for the professional development of the teacher. At the same time, along with pedagogical leadership, the development of creative potential is a key element in achieving the effectiveness of the school system, focused on the implementation of innovative projects. The article defines the tasks of implementing the innovative platform "Pedagogical leadership." The following directions of work are revealed: 1) organization of a project-initiative group, the main function of which is to develop a concept and model of activity of an innovation platform, determine the ways of its functioning in terms of child-adult interaction in general education; 2) the formation of a modern and safe digital educational environment, providing high quality and accessibility of general and additional education to the subjects of the educational process; 3) ensuring the professional development of the teacher in accordance with his needs and motives; 4) the development of teaching aids, programs, monographs together with university teachers; 5) the introduction of effective mechanisms for encouraging educators; 6) improving the system for assessing qualifications and the quality of the results of a teacher. The practical significance of innovative solutions in the framework of the implementation of the innovative project “Pedagogical Leadership” consists in the fact that the pedagogical community is offered specific conceptual and methodological products that ensure the formation of a new image of a leading teacher who takes an active life and professional position, has creative potential, and innovative activity skills. Discussion and Conclusions. Based on the results of the study, the following conclusions can be drawn. For a relatively short time of our research, we revealed positive dynamics in the studied group of teachers. The results obtained indicate the feasibility of the study. We also note that as a result of the activities of the federal innovative platform “Pedagogical Leadership”, it is planned to create a project office for the formation of pedagogical leadership in continuing education.

Текст научной работы на тему «Развитие творческого потенциала педагога в условиях деятельности федеральной инновационной площадки "Педагогическое лидерство"»

Статья/Article

УДК 159.9

DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-2-14

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО»

Д. Д. Яркова1, Т. Г. Мухина1, В. А. Малинин1, С. Н. Сорокоумова1'2

1 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация 2Российский государственный социальный университет, Москва, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

Введение. В данной статье рассматривается проблема развития творческого потенциала педагога. Проанализированы теоретико-методологические подходы к указанной проблеме. Теоретическую основу исследования составили работы, рассматривающие инновационную деятельность как фактор развития школы и системы общего образования в целом (В.Н. Аверкин, А.Г. Каспржак, Н.М. Мартынова, Н.А. Садовский и др.); общие вопросы инновационной деятельности (В.А. Болотов, В.И. Загвязинский, А.Г. Каспржак, М.В. Кларин, В.А. Сластенин и др.); идеи педагогической инноватики и роль учителя в развитии инновационных процессов (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, Г.А. Игнатьева, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторской и др.).

В результате исследования установлено, что одной из ведущих задач развития системы непрерывного образования является ориентация образовательных программ на обучение навыкам, необходимым для инновационной деятельности, включая аналитическое и критическое мышление, стремление к новому, способность к постоянному самообучению, готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, готовность к работе в высококонкурентной среде. При этом педагогу-практику необходимо быть психологически готовым к педагогической деятельности в новых социокультурных условиях, принимать оригинальные нестандартные решения, планировать образовательный процесс и прогнозировать возможные результаты, быть готовым к инновационной деятельности. Одним из возможных путей профессионального развития педагога-практика является его участие в федеральных инновационных площадках. В условиях работы федеральной инновационной площадки актуализируется развитие научно-инновационного потенциала образовательных организаций, внедрение инновационных образовательных программ, включение обучающихся и педагогов в проектную и исследовательскую деятельность, ориентированную на раскрытие творческого потенциала субъектов образования. В работе подчеркивается, что, согласно исследованиям современных ученых (В. Жабиной, С.Н. Толстова и др.), инновационная деятельность неотделима от творчества, т.к. оно обеспечивает генерацию новых идей, результатом реализации которых становятся инновации. Вследствие этого актуализируется цель исследования: развитие творческого потенциала педагога в условиях деятельности федеральной инновационной площадки «Педагогическое лидерство».

Материалы и методы. Цель исследования реализована на примере экспериментальной работы МАОУ «Школа №187 с углублённым изучением отдельных предметов» (г. Нижний Новгород). Данная школа с 2019 года является участником федеральной инновационной площадки «Педагогическое лидерство». Авторами отмечается, что инновационная площадка является мотивационным, содержательным и технологическим ресурсом профессионального развития педагога. При этом наряду с педагогическим лидерством, развитие творческого потенциала является ключевым элементом в достижении эффективности школьной системы, ориентированной на внедрение инновационных проектов.

В статье определены задачи реализации инновационной площадки «Педагогическое лидерство». Раскрываются следующие направления работы: 1) организация проектно-инициативной группы, основной функцией которой является разработка концепции и модели деятельности инновационной площадки, определение путей ее функционирования в аспекте детско-взрослого взаимодействия в условиях общего образования; 2) формирование современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность общего и дополнительного образования субъектам образовательного процесса; 3) обеспечение профессионального развития педагога в соответствии с его потребностями и мотивами; 4) разработка учебных пособий, программ, монографий совместно с преподавателями университета; 5) внедрение эффективных механизмов поощрения педагогов, 6) совершенствование системы оценки квалификации и качества результатов работы педагога. Практическая значимость инновационных решений в рамках реализации инновационного проекта «Педагогическое лидерство» состоит в том, что педагогическому сообществу предлагаются конкретные концептуальные и методические продукты, обеспечивающие формирование нового образа педагога-лидера, занимающего активную жизненную и профессиональную позицию, обладающего творческим потенциалом, навыками инновационной деятельности.

Результаты исследования. Полученные данные сравнительного анализа результатов исследования для предварительной оценки эффективности проводимой работы в 20182019 уч. г. (констатирующий этап эксперимента, до включения Школы в федеральную инновационную площадку) и 2019-2020 уч. г. (текущий формирующий и контрольный этапы) свидетельствуют о положительной динамике по показателям самооценки инновативных качеств личности (шкала самооценки инновативных качеств личности (Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко) и творческого потенциала педагогов по окончании формирующего этапа эксперимента (тесту Е.И. Рогова «Каков Ваш творческий потенциал»). Обсуждение и заключения. На основании результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы. За сравнительно небольшое время проводимого нами исследования выявлена положительная динамика в исследуемой группе педагогов. Полученные результаты свидетельствуют о целесообразности проводимого исследования. Отметим также, что в результате деятельности федеральной инновационной площадки «Педагогическое лидерство» планируется создание проектного офиса по формированию педагогического лидерства в условиях непрерывного образования.

Ключевые слова: творческий потенциал, педагог, инновационная площадка, педагогика лидерства.

Благодарности: выражаем благодарность за сотрудничество профессорско-преподавательскому составу ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский

Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского», ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», администрации Советского района г. Нижнего Новгорода и рецензентам.

Для цитирования: Яркова Д.Д., Мухина Т.Г., Малинин В.А., Сорокоумова С.Н. Развитие творческого потенциала педагога в условиях деятельности федеральной инновационной площадки «Педагогическое лидерство» // Вестник Мининского университета. 2020.Т. 8, №2. С. 14.

CONDITIONS OF ACTIVITIES OF THE FEDERAL INNOVATIVE SITE "PEDAGOGICAL LEADERSHIP"

D. D. Yarkova1, T. G. Mukhina1, V. A. Malinin1, S. N. Sorokoumova12

1National Research Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky,

Nizhny Novgorod, Russian Federation 2Russian State Social University, Moscow, Russian Federation

ABSTRACT

Introduction. This article discusses the problem of developing the creative potential of a teacher. The theoretical and methodological approaches to this problem are analyzed. The theoretical basis of the study was the work of the idea of innovative activity as a factor in the development of the school and the general education system as a whole (V.N. Averkin, A.G. Kasprzhak, N.M. Martynova, N.A. Sadovsky and others); general issues of innovation (V.A. Bolotov, V.I. Zagvyazinsky, A.G. Kasprzhak, M.V. Klarin, V.A. Slastenin, etc.); ideas of pedagogical innovation and the role of the teacher in the development of innovative processes (Yu.K. Babansky, V.I. Zagvyazinsky, G.A. Ignatiev, A.P. Tryapitsyna, A.V. Khutorskoy, etc.). As a result of the study, it was found that one of the leading tasks in the development of the lifelong education system is the orientation of educational programs towards teaching the skills necessary for innovative activity, including analytical and critical thinking, the pursuit of new things, the ability to constantly learn, readiness for reasonable risk, creativity and enterprise, willingness to work in a highly competitive environment. At the same time, the practice teacher must be psychologically prepared for pedagogical activity in the new sociocultural conditions, make original non-standard decisions, plan the educational process and predict possible results, be prepared for innovative activities. One of the possible ways of professional development of a teacher-practitioner is his participation in federal innovation platforms. Under the conditions of the federal innovation platform, the development of the scientific and innovative potential of educational organizations, the introduction of innovative educational programs, the inclusion of students and teachers in design and research activities aimed at unlocking the creative potential of educational institutions is being updated.

The work emphasizes that according to the research of modern scientists (V.Zhabina, S.N. Tolstov, etc., innovative activity is inseparable from creativity, because it provides the generation of new ideas, the implementation of which become innovations. As a result, the purpose of the study is actualized: development of the teacher's creative potential in the context of the activities of the federal innovative platform "Pedagogical Leadership".

Materials and methods. A model of complex psychological and pedagogical support for professional self-determination and professional career of students is developed and presented. The model is implemented on the basis of the Municipal Public Educational Institution "School No. 187 with in-depth study of individual subjects" in the city of Novgorod. The school carries out general education programs (the normative period of study is 2 years); general educational programs with an in-depth study of the economy (standard training period of 2 years); general educational programs with in-depth study of mathematics (the normative period of study is 2 years). In order to determine the initial features of professional self-determination of high school students, a pilot study was conducted. The diagnostic tools are based on the following methods: the questionnaire of personal orientations of E. Shostroma, adapted by Yu.E. Aleshina, L.Ya. Gozman, M.V. Zagika - measures the self-actualization of the personality (CAT); methods of studying the factors of attractiveness of the profession (V.A. Yadov, modification N.V. Kuzmina, A.A. Rean). Results. The purpose of the study was realized on the example of the experimental work of the MAOU "School No. 187 with in-depth study of individual subjects" (Nizhny Novgorod). Since 2019, this school has been a member of the federal innovative platform "Pedagogical Leadership". The authors note that the innovative platform is a motivational, informative and technological resource for the professional development of the teacher. At the same time, along with pedagogical leadership, the development of creative potential is a key element in achieving the effectiveness of the school system, focused on the implementation of innovative projects.

The article defines the tasks of implementing the innovative platform "Pedagogical leadership." The following directions of work are revealed: 1) organization of a project-initiative group, the main function of which is to develop a concept and model of activity of an innovation platform, determine the ways of its functioning in terms of child-adult interaction in general education; 2) the formation of a modern and safe digital educational environment, providing high quality and accessibility of general and additional education to the subjects of the educational process; 3) ensuring the professional development of the teacher in accordance with his needs and motives; 4) the development of teaching aids, programs, monographs together with university teachers; 5) the introduction of effective mechanisms for encouraging educators; 6) improving the system for assessing qualifications and the quality of the results of a teacher. The practical significance of innovative solutions in the framework of the implementation of the innovative project "Pedagogical Leadership" consists in the fact that the pedagogical community is offered specific conceptual and methodological products that ensure the formation of a new image of a leading teacher who takes an active life and professional position, has creative potential, and innovative activity skills. Discussion and Conclusions. Based on the results of the study, the following conclusions can be drawn. For a relatively short time of our research, we revealed positive dynamics in the studied group of teachers. The results obtained indicate the feasibility of the study. We also note that as a result of the activities of the federal innovative platform "Pedagogical Leadership", it is planned to create a project office for the formation of pedagogical leadership in continuing education.

Keywords: creativity, teacher, innovative platform, leadership pedagogy.

Acknowledgments: We are grateful for the cooperation of the faculty of the National Research Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, administrations of the Sovetsky district of Nizhny Novgorod, reviewers.

For citation: Yarkova D.D., Mukhina T.G., Malinin V.A., Sorokoumova S.N. Conditions of activities of the federal innovative site "Pedagogical Leadership" // Vestnik of Minin University. 2020. Vol. 8, no. 2. Р. 14.

Введение

Проблема непрерывного профессионального развития педагогов нашла отражение в таких документах, как «Профессиональный стандарт педагога», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и др. [1; 2]. На заседании Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования (23 декабря 2015 года) были определены перспективные задачи по формированию национальной системы профессионального роста педагогов и были предложены основные направления ее развития: внедрение современных программ повышения квалификации педагогов; внедрение эффективных механизмов поощрения, создание стимулов к непрерывному профессиональному развитию; совершенствование системы оценки квалификации и качества результатов работы педагога. В контексте данных документов система непрерывного образования в современных социально-культурных условиях призвана формировать у обучающихся общечеловеческие ценности, готовность к продуктивной деятельности, социальной и культурной мобильности, конкурентоспособности, поликультурности. В связи с этим одной из ведущих задач развития системы непрерывного образования является ориентация образовательных программ на обучение навыкам, необходимым для инновационной деятельности, включая аналитическое и критическое мышление, стремление к новому, способность к постоянному самообучению, готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, готовность к работе в высококонкурентной среде [28; 29; 33].

При этом педагогу-практику необходимо быть психологически готовым к педагогической деятельности в новых социокультурных условиях, принимать оригинальные нестандартные решения, планировать образовательный процесс и прогнозировать возможные результаты, быть готовым к инновационной деятельности [14; 44; 45; 46].

Одним из возможных путей профессионального развития педагога-практика является его участие в федеральных инновационных площадках. В условиях работы федеральной инновационной площадки актуализируется развитие научно-инновационного потенциала образовательных организаций, внедрение инновационных образовательных программ, включение обучающихся и педагогов в проектную и исследовательскую деятельность, ориентированную на раскрытие творческого потенциала субъектов образования.

В контексте исследований В. Жабиной, С.Н. Толстова, Е.А. Шмелевой, В.Е. Кочкова, О.М. Краснорядцевой инновационная деятельность педагога представляет собой целесообразное изменение, преобразование различных сторон жизнедеятельности человека, в том числе рационализацию образовательного процесса, обновление его технологической структуры, достижение желаемого образовательного результата. Необходимо отметить, что инновационная деятельность неотделима от творчества, т.к. оно обеспечивает генерацию новых идей, результатом реализации которых становятся инновации [11; 12; 32].

Вследствие этого цель исследования - развитие творческого потенциала педагога в условиях деятельности федеральной инновационной площадки «Педагогическое лидерство».

Обзор литературы

Методологической основой исследования являются: системный, деятельностный, личностно ориентированный, аксиологический и синергетический подходы.

Опора на деятельностный подход потенциально позволяет смоделировать личность в определенную деятельность и добиваться качества и результатов в профессиональной деятельности педагога.

В соответствии с личностно ориентированным подходом в образовательном процессе должны быть созданы необходимые условия для профессионального становления учителя, саморазвития и самореализации, а также условия, способствующие развитию творческой активности личности.

Компетентностный подход применительно к проблеме нашего исследования проявляется стремлением и готовностью реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества) для успешной творческой (инновационной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая её социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности [31].

Синергетический подход. Синергетический подход (от греч. synergeia -сотрудничество, совместное действие) - это сравнительно молодое научное направление (Н.В. Кузьмина, А.А. Реан, Н.А. Рыбников, Ю. Шаронов и др.). Основан на признании необходимости использования в воспитании и образовании совокупности идей, понятий и методов, приводящих к самопознанию и самореализации личности, ее самосовершенствованию. Синергетический подход изучает самоорганизацию и функционирование различных образовательных систем, дает возможность соединить педагогику с реальной жизнью в России, социальной ситуацией ее развития, с менталитетом российского народа.

Теоретической основой исследования явились: идеи инновационной деятельности как фактора развития школы и системы общего образования в целом (В.Н. Аверкин, А.Г. Каспржак, Н.А. Садовский и др.); общие вопросы инновационной деятельности (В.А. Болотов, В.И. Загвязинский, А.Г. Каспржак, М.В. Кларин, В.А. Сластенин и др.); идеи педагогической инноватики и роль учителя в развитии инновационных процессов (Ю.К. Бабанский, Г.А. Игнатьева, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторской и др.); вопросы профессионального развития и роста [43; 47; 48; 49; 50; 51].

Понятие «творческий потенциал личности» стало широко использоваться в научных текстах в 1990-е гг. во многих работах по психологии и педагогике высшей школы (В.И. Андреев, М.Р. Гинзбург, Е.И. Головаха, В.И. Загвязинский, Н.В. Кузьмина и др.). Мы придерживаемся современных концепций о том, что применительно к творчеству потенциал предполагает наличие личностных качеств, обеспечивающих как развитие личности, так и создание новых социально значимых предметов духовной и материальной культуры. Творческий потенциал способствует творческой самореализации учителя, которая может быть разной: экспрессивной, продуктивной, изобретательной, инновационной и др. Независимо от вида творческой самореализации она всегда обусловливается активностью личности - активность восприятия действительности, активность преобразования действительности, активность поведения, эмоциональная активность и т.п. [31, с. 138].

Отметим также, что понятие «педагогическая инновация» рассматривается нами в контексте исследований В.И. Загвязинского, Т.А. Колесниковой, Н.В. Кузьминой как нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии

обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности, а также самоактуализации субъектов образовательного процесса и развития их творческого потенциала [13].

Согласно исследованиям Б.М. Бим-Бада, стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации и т.п. [13, с. 286].

Творчество как компонент формирования личности учителя должно присутствовать на всех этапах ее становления, стать ведущим системообразующим компонентом учебно-воспитательного процесса.

Данные методологические подходы и научные положения мы учитывали в процессе развития творческого потенциала педагогов в условиях федеральной инновационной площадки.

Материалы и методы

С 2019 года МАОУ «Школа №187 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Нижний Новгород (далее по тексту - Школа) является участником федеральной инновационной площадки «Педагогическое лидерство». Согласно ст. 20 ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации») федеральные инновационные площадки (ФИП) -организации, осуществляющие образовательную деятельность, либо иные действующие в сфере образования организации, а также объединения таких организаций, независимо от их организационно-правовой формы, типа, ведомственной принадлежности, реализующие инновационные проекты или программы, которые имеют существенное значение для обеспечения модернизации и развития системы образования с учётом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.

Инновационная площадка является мотивационным, содержательным и технологическим ресурсом профессионального развития педагога. При этом наряду с педагогическим лидерством развитие творческого потенциала является ключевым элементом в достижении эффективности школьной системы, ориентированной на внедрение инновационных проектов.

В рамках реализации инновационной площадки «Педагогическое лидерство» в школе поэтапно решаются следующие задачи:

- внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

- формирование кадрового и научного потенциала школы в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации, социально-государственного заказа;

- формирование современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность общего и дополнительного образования;

- разработка и апробация авторских образовательных программ и применение творческих методов, форм и технологий преподавания;

- обеспечение повышения квалификации педагогических и научно-педагогических работников на основе применения современных образовательных технологий;

- совершенствование учебно-методического, научно-педагогического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения функционирования школы;

- внедрение апробированных в ходе эксперимента результатов научных исследований, новых образовательных технологий;

- реализация комплекса мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала, креативности, инновационной деятельности педагога [5].

Реализация поставленных задач в аспекте проблемы нашего исследования - развития творческого потенциала педагогов в условиях инновационной площадки - происходит по целому ряду направлений. Остановимся подробнее на некоторых из них.

Первое направление - организация проектно-инициативной группы, основной функцией которой является разработка концепции и модели деятельности инновационной площадки, определение путей ее функционирования в аспекте детско-взрослого взаимодействия в условиях общего образования, а также координация деятельности школы в системе работы инновационной площадки «Педагогическое лидерство».

Второе направление - формирование современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность общего и дополнительного образования субъектам образовательного процесса. Координирующую роль при реализации данного направления выполняет информационный центр школы. Центр проектировался с целью создания единой информационно-образовательной среды школы и ННГУ им. Н.И. Лобачевского как открытой развивающейся образовательной подсистемы -компонента целостной системы образовательного комплекса «школа - вуз».

Единая информационная среда является целью совместной продуктивной, в том числе инновационной, деятельности обучающихся, педагогов, родителей [7; 8; 9; 10; 52; 54]. Единая информационная среда призвана порождать новые формы деятельности в образовательном учреждении, менять и обогащать всю систему обучения с ориентацией на подготовку обучающихся к выбору дальнейшей образовательной и профессиональной траектории и профессионального развития педагога.

Третье направление - обеспечение профессионального развития педагога в соответствии с его потребностями и мотивами, интересами.

Профессиональное развитие педагога, развитие готовности к инновационной деятельности осуществляется на основе построения индивидуального образовательного маршрута, создания «персонализированной образовательной среды» [12; 38;39; 40].

Персонализированная образовательная среда включает в себя не только персональное использование каждым педагогом всех имеющихся современных технологических возможностей, но и выстраивание четкой персональной траектории профессионального развития педагога в соответствии с его потребностями и интересами, в том числе и в системе дополнительного профессионального образования [12; 18; 19; 21].

Профессиональное развитие педагога обеспечивается обучением в аспирантуре, магистратуре, на курсах повышения квалификации, проведением семинаров совместно с профессорско-педагогическим составом ведущих вузов России - ФГАОУ ВО ННГУ

им. Н.И. Лобачевского (Н. Новгород), ФГБОУ ВО НГПУ им. К. Минина (Н. Новгород), ФГБОУ ВО РГСУ (Москва) - и Российской академией образования на основе применения современных образовательных технологий.

Сегодня под современными программами повышения квалификации педагогов понимаются не только привычные для нас курсы повышения квалификации, но и сам процесс педагогической деятельности. В процессе организации продуктивной педагогической деятельности происходит профессиональное развитие педагога. Формами организации такой деятельности выступают: организация мастер-классов, круглых столов и участие в них; создание виртуальных лабораторий, электронных курсов [42]; решение кейсов [17]; разработка и издание методических пособий; проведение семинаров для развития эмоционального интеллекта [41]. На наш взгляд, современных педагогов объединяет одна проблема - они не умеют правильно коммуницировать, то есть транслировать свой педагогический опыт. Преодоление данного барьера поможет педагогам выйти на новый уровень своего профессионального развития, поэтому одна из важных задач федеральной инновационной площадки - создать условия для профессионального развития педагога-лидера. Следует отметить, что в содержании программ «Педагогическое лидерство» особое место отводится целеполаганию в педагогической деятельности на основе духовно-нравственных ценностей, подготовке реализации учебно-воспитательного процесса с учетом принципов инклюзивного образования, идей гражданского воспитания; подготовке к проведению научно-исследовательской работы [15; 16; 20; 22; 25; 34; 35; 36].

Четвертое направление - разработка пособий, программ, монографий совместно с преподавателями университета. Методическая поддержка педагогической деятельности коллектива школы - приоритетное направление формирования творческого потенциала педагогов. В школе созданы условия для участия в научно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся под руководством профессоров РАО и профессорско-преподавательского состава вузов.

Педагогами школы разработаны учебные программы, научно-методические комплексы, учебные пособия. Педагоги школы делятся опытом инновационной, учебной и воспитательной работы, принимают участие в семинарах и конференциях разного уровня, публикуют результаты своей деятельности [36; 53].

Пятое направление касается внедрения эффективных механизмов поощрения педагогов, что создает стимул к непрерывному профессиональному росту. На сегодняшний момент в образовательных учреждениях разработаны различные механизмы материального и нематериального поощрения педагогов. К материальным механизмам традиционно относятся надбавки, доплаты, премии. К нематериальным относятся грамоты, дипломы, благодарственные письма, участие в конкурсах и фестивалях, получение квалификационной категории. Наивысшей формой нематериального стимулирования к непрерывному профессиональному развитию является признание педагога в профессиональном педагогическом сообществе, что формирует интерес к инновационной творческой деятельности.

Шестое направление - совершенствование системы оценки квалификации и качества результатов работы педагога. Следует отметить, что на сегодняшний момент система оценки квалификации и качества результатов работы педагога не универсальна, она не дает средней картины. Сегодня оценка деятельности педагога зачастую сводится к прохождению компьютерного тестирования, здесь опять появляются барьеры в педагогической деятельности. Учитель может блестяще пройти компьютерное тестирование, но не сможет

продемонстрировать качественный урок или выступить на методической конференции. На наш взгляд, в оценке качества образования нужна альтернатива, например, система оценки качества работы педагога, которая включает в себя несколько взаимодополняющих или даже взаимозаменяемых этапов: тестирование, демонстрация урока, проведение мастер-класса, т.е. не сводить все этапы к взаимодействию с компьютером. Все это позволит также принципиально изменить ситуацию с коммуникативным барьером педагогов [23; 26; 27].

Практическая значимость инновационных решений в рамках реализации инновационного проекта «Педагогическое лидерство» состоит в том, что педагогическому сообществу предлагаются конкретные концептуальные и методические продукты, обеспечивающие формирование нового образа педагога-лидера, занимающего активную жизненную и профессиональную позицию, обладающего творческим потенциалом, навыками инновационной деятельности.

Результаты исследования

Для оценки эффективности проводимой работы в 2018-2019 уч. г. (констатирующий этап эксперимента, до включения Школы в федеральную инновационную площадку) и в 2019-2020 уч. г. (формирующий и контрольный этапы) с целью формирования творческого потенциала педагогов в условиях инновационной площадки: «Педагогическое лидерство» применялись следующие методы исследования: анализ и обобщение философской, психолого-педагогической и методической литературы, психолого-педагогический эксперимент; эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, тестирование, экспертные оценки); методы статистической обработки результатов экспериментального исследования.

Для определения количественной и качественной характеристики исследования нами разработан диагностический инструментарий, который включал: 1. Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А.А. Реана); 2. Шкала самооценки инновативных качеств личности (Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко); 3. Тест «Каков Ваш творческий потенциал»; 4. Методика «Психологический портрет учителя» (авторы -З.В. Резапкина, Г.В. Резапкина) и другие. Представим наиболее показательные результаты по Шкале самооценки инновативных качеств личности (Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко) и тесту «Каков Ваш творческий потенциал». В эксперименте участвовало 120 педагогов.

По результатам, отраженным на рисунке 1 , можем отметить, что среди инновационных качеств наиболее развито такое качество, как «риск ради успеха» (экспериментальная группа - 4,25; контрольная группа - 4,00 из 5 максимальных баллов). Менее всего развито качество «ориентация на будущее» (экспериментальная группа - 2,00; контрольная группа - 2,25 балла), что свидетельствует о том, что педагоги предпочитают жить сегодняшним днем, не уверены в будущем и поэтому не ставят перед собой долгосрочных целей. (х2 эмп.. = 0,07 при х2 крит.. = 7,8) - различия не выявлены, группы гомогенны по исследуемому показателю.

Experimental

group Control group

Creativity Risk for success Future orientation General Innovation Index

Рисунок 1 - Средние результаты самооценки инновативных качеств личности в экспериментальной и контрольной группах педагогов в ходе констатирующего эксперимента / Figure 1 - Average results of self-assessment of innovative personality qualities of teachers of experimental

and control groups in the course of a stating experiment

Creativity

Risk for success

Future orientation

General Innovation Index

Experimental group to Experimental group after

Рисунок 2 - Средние результаты самооценки инновативных качеств личности в экспериментальной и контрольной группах педагогов в ходе формирующего эксперимента / Figure 2 - Average results of self-assessment of innovative personality qualities of teachers of experimental and

control groups during the formative experiment

Анализируя динамику самооценки инновативных качеств личности педагогов экспериментальной группы, мы можем отметить рост средних показателей качеств. Так, «креативность» выросла в среднем - 3,00 / 3,75, «риск ради успеха» - 4,25 / 4,50, «ориентация на будущее» - 2,00 / 3,25, «общий индекс инновативности» - 3,08 / 3,83.

Отметим, что среди педагогов контрольной группы явной динамики не выявлено, лишь наблюдается небольшое движение в показателе «креативность» - 2,75 / 3,00.

По итогам изучения творческого потенциала среди педагогов экспериментальной группы по окончании формирующего этапа эксперимента полученные результаты оформлены диаграммой (рисунок 3).

По данным, представленным на рисунке 3, видно, что в экспериментальной группе Х2эмп. = 12,2 при х2крит. = 5,9 - исследование творческого потенциала у педагогов демонстрирует статистически достоверное движение.

high level middle level low level

Рисунок 3 - Развитие творческого потенциала педагогов экспериментальной группы по итогам формирующей программы / Figure 3 - Development of the creative potential of the teachers of the experimental group according to the results of the formative program

Анализируя динамику уровня творческого потенциала среди преподавателей в контрольной группе наблюдаем отсутствие статистически значимой динамики (х2эмп. = 0,28 при х2крит. = 5,9).

Таким образом, работа по формированию творческого потенциала педагога носит системный и результативный характер.

Обсуждение и заключения

На основании результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы. За сравнительно небольшое время проводимого нами исследования выявлена положительная динамика в исследуемой группе педагогов. Полученные результаты свидетельствуют о целесообразности проводимого исследования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отметим также, что в результате деятельности федеральной инновационной площадки «Педагогическое лидерство» планируется создание проектного офиса по формированию педагогического лидерства в условиях непрерывного образования.

Experimental group to

Experimental group after

Список использованных источников

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации»: Закон Российской Федерации от 29.12.2012 Г. №273-ФЗ. М.: ТЦ СФЕРА, 2013. 192 с.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №996-р об утверждении «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 20.02.2020).

3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 286.

4. Горовая В.И., Петрова Н. Ф.Творческий потенциал личности и его развитие // Вестник университета. 2013. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskiy-potentsial-lichnosti-i-ego-razvitie (дата обращения: 20.02.2020).

5. Варданян Ю.В., Шукшина Т.И. Профессионально-развивающие ресурсы научно-образовательного комплекса // Высшее образование в России. 2012. №5. С. 73-79.

6. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2014. 23 с.

7. Дмитриева Е.Е., Суворова О.В., Егорова П.А., Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н. Психологическое исследование коммуникативной толерантности у студентов высшей педагогической школы // Язык и культура. 2019. №45. С. 161-172.

8. Егорова П.А., Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Мухина Д.Д. Изучение готовности электронно-образовательной среды вуза к инклюзивному обучению // Великие реки' 2018: труды научного конгресса 20-го Международного научно-промышленного форума: в 3 томах / под ред. А.А. Лапшина. Н. Новгород: ННГАСУ, 2018. Т. 2. С. 163-166.

9. Егорова П.А., Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Мухина Д.Д., Сорокина Т.М. Активизация речевого общения студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях высшей школы // Язык и культура. 2018. №42. С. 181-197.

10. Егорова П.А., Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Мухина Д.Д. Мониторинговый анализ эффективности профессиональных компьютеров и системных требований для организации электронно-образовательной среды вуза в условиях образовательной инклюзии // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3(24). С. 12.

11. Жабина В.В. Творчество и инновационная деятельность // Власть. 2012. №9. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/tvorchestvo-i-innovatsionnaya-deyatelnost (дата обращения: 20.02.2020).

12. Игнатьева Г. А. Ситуационно-позиционная модель повышения квалификации учителя // ИТС. 2006. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/situatsionno-pozitsionnaya-model-povysheniya-kvalifikatsii-uchitelya (дата обращения: 22.02.2020).

13. Клочко В.Е., Краснорядцева О.М. Особенности операционализации понятия «инновационный потенциал личности» // Вестник Томского государственного университета. 2010. №339. С. 153.

14. Малинн В.А. Школа как инновационный образовательный комплекс» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. №5(1). С. 19-23.

15. Малинин В.А., Мухина Т.Г., Елисеева Н.Ю. Миссия современной школы - духовно-нравственное воспитание молодежи // Вестник Мининского университета. 2017. №4(21). С. 6.

16. Малинин В.А., Мухина Т.Г., Тюнтяева Е.М. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности на основе православных ценностей (из опыта работы МАОУ "Школа №187") // Образ России в русской религиозной мысли: XXV Рождественские

православно-философские чтения / под науч. ред. Л.Е. Шапошникова. Н. Новгород, Мининский университет, 2016. С. 234-243.

17. Мухина Т.Г. Использование кейс-метода в профессиональном образовании // Великие реки' 2012: труды конгресса 14-го Международного научно-промышленного форума: в 2-х томах. Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. Т.2. С. 137-139.

18. Мухина Т.Г. Дополнительное профессиональное образование в зарубежных странах в условиях единого образовательного пространства // Приволжский научный журнал. 2011. №1(17). С. 153-157.

19. Мухина Т.Г. Становление и развитие системы дополнительного высшего образования в России: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01; 13.00.08. Н. Новгород. ННГУ, 2011. 50 с.

20. Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Малинин В.А., Егорова П.А., Мухина Д.Д. Социально-нравственное развитие обучающихся в условиях инклюзивного обучения // Психолого-педагогический поиск. 2018. №4(48). С. 152-163.

21. Мухина Т.Г. Система дополнительного профессионального образования в высшей школе: история и перспективы // Высшее образование в России: история и современность: коллективная монография / ответств. редактор А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2017. С. 132144.

22. Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Суворова О.В. Актуальные проблемы психолого-педагогического знания глазами молодых ученых // Психолого-педагогический поиск. 2019. №4(52). С. 78-81.

23. Мухина Т.Г., Мусина Н.И. Формирование готовности будущего специалиста МВД России к межличностному взаимодействию в условиях многонациональной среды // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1(26). С. 3.

24. Мухина Т.Г., Никулина О.В. Направления развития инновационных образовательных технологий в региональном вузе // Приволжский научный журнал. 2014. №2. С. 227-234.

25. Мухина Т.Г., Мухина Д.Д. Нормативно-правовые аспекты подготовки педагогов высшей школы к работе с обучающимися с ОВЗ // Подготовка и деятельность педагога-психолога на основе требований профессионального стандарта: сборник материалов Международной научно-практической конференции / под ред. Л.А. Абрамовой. Чебоксары, 2017. С. 32-35.

26. Мухина Т.Г., Лукичев И.Г., Сутугин А.Ю. Проектирование развития коммуникативной культуры студентов в процессе обучения в вузе // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. №6. С. 41-45.

27. Мухина Т.Г., Сутугин А.Ю. Педагогизация поликультурной образовательной среды вуза как условие формирования коммуникативной культуры студентов // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №10. С. 82-83.

28. Мухина Т.Г., Щербакова Е.Е. Развитие педагогической креативности преподавателей в системе дополнительного высшего образования // Актуальные проблемы социальной коммуникации: материалы второй Международной научно-практической конференции. Н. Новгород: НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2011. С. 455-457.

29. Мухина Т.Г., Щербакова М.В. Формирование креативности студентов дизайнеров в условиях уровневого образования в высшей школе // Приволжский научный журнал. 2014. № 1(29). С. 215-219.

30. Сорокоумова С.Н., Мухина Т.Г., Егорова П.А., Мухина Д.Д. Исследование коммуникативной компетентности будущих педагогов // Язык и культура: сборник

статей XXIX Международной научной конференции / под ред. С.К. Гураль. Томск, 2019. С. 396-402.

31. Татур Ю.Г. Высшее образование: Методология и опыт проектирования. М.: Университетская книга; Логос, 2006. 256 с.

32. Толстов С.Н., Шмелева Е.А. Инновационный потенциал и образовательная среда как акмеологические ресурсы развития // Научный журнал КубГАУ. 2012. №05(79). С. 750.

33. Щербакова Е.Е., Мухина Т.Г., Плешков А.В. Фрейм-технология как условие развития креативности студентов // Современные проблемы науки и образования. 2016. №6. С. 338.

34. Повшедная Ф.В., Лебедева О.В. Профессиональная культура и профессиональная компетентность будущего учителя // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2015. №2(34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-kultura-i-professionalnaya-kompetentnost-buduschego-uchitelya (дата обращения: 22.02.2020).

35. Психологические особенности и коррекция эмоционально-личностного развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их сверстников в условиях образовательной инклюзии: монография / П.А. Егорова, С.Н. Сорокоумова, О.В. Суворова, Т.Г. Мухина, А.Д. Родионова. Н. Новгород, 2018. 270 с.

36. Повшедная Ф.В., Малинин В.А., Мухина Т.Г., Гуриков А.В. Роль инновационного университета в системе "ШКОЛА-ВУЗ" // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика». Н. Новгород: Мининский университет, 2015. С. 172-176.

37. Старова Т.Э., Мухина Т.Г. Ретроспективный анализ организации гражданского воспитания молодежи в вузах России // Высшее образование сегодня. 2017. №4. С. 46-51.

38. Тряпицына А.П. Новая школа и новый учитель: выступление на Педагогической ассамблее // Вестник Герценовского университета. 2010. №3(77). С.23-28.

39. Тряпицына А.П. Компетентностный подход в педагогическом образовании. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. 352 с.

40. Федак Е.И., Ценцеря С.В. Инновационная личность. Психолого-педагогическое обоснование // Мир образования - образование в мире. 2011. №1(41). С.150-156.

41. Muhina T., Aboimova I., Kulagina A., Trophimov V., Chigarov E. Development of emotional intelligence of students as a condition of successful adaptation to training // Iejme: Mathematics education. 2016. Vol. 11, no. 10. Pp. 3463-3467.

42. Gushchin A.V., Lapshova A.V., Koldina M.I., Golubeva O.V., Bulaeva M.N., Shobonova L.Yu. Use of Open Electronic Courses in Educational Activity // European Research Studies Journal. 2017. Vol. XX. Special Issue. Pp. 541-548. Available at: https://www.um.edu.mt/library/oar//handle/123456789/34988 (accessed: 22.09.2019).

43. Manning K.C., Bearden W.O., Madden T.J. Consumer Innovativeness and Adoption Process // Journal of Consumer Psychology. 1995. No. 4(4). Рp. 329-345.

44. Markova S.M., Depsames L.P., Burova I., Tsyplakova S.A., Chigarov E.L. Role of Education in Development of Professional Values of Specialists // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20. Issue 3. Available at: https://www.abacademies.org/articles/role-of-education-in-development-of-professional-values-of-specialists-6915.html (accessed: 22.09.2019).

45. Markova S.M., Sedhyh E.P., Tsyplakova S.A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions // Life Science Journal. 2014. Vol. 11, no. 11. Pp. 489493.

46. Malinin V.A., Mukhina T.G., Povshednaya F.V. The program of business training of youth for entrepreneurial activity in the conditions of an integrative complex "School - Higher Education" // 5th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2018. SGEM2018 Vienna ART Conference Proceedings 19-22 March. 2018. Vol. 5, no. 1.1. Pp. 625-630. DOI: 10.5593/sgemsocial2018H/11/S03.080.

47. Super D.E., Kidd J. Vocational maturity in adulthood: Toward turning a model into a measure // Journal of Vocational Behaviour. 1979. Vol. 14, no. 3. Pp. 255-270.

48. Super D., Watts A.G., Kidd J. Development in Britain. Hobson's Press, 1982.

49. Super D. Assessment in career guidance: Developmental counseling // Personnel and Guidance Journal. 1983. Vol. 61. Pp. 555-561.

50. Super D. Developmental approach // Brown D., Brooks L. (eds) Career choice and development: Applying contemporary theories and practice. San Francisco: Jossey-Bass, 1984.

51. Super D. Work leisure and career development needs and programs of the future // Hall D.T. (ed.) Career Development in Organization. San Francisco: Jossey-Bass, 1985.

52. Sorokoumova S.N., Rong Ju, Buldakova N.V., Sergeeva M.G., Galushkin A.A., Soloviev A.A., Kryukova N.I. Foresight methods in pedagogical design of university learning environment // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017. Vol. 13. no. 8. Pp. 5281-5293.

53. Sorokoumova S.N., Nikonova E.I., Sharonov I.A., Suvorova O.V., Sorokoumova E.A. Modern Functions of a Textbook on Social Sciences and Humanities as an Informational Management Tool of University Education // International Journal of Environmental and Science Education (IJESE) 2016. Vol.11, no. 10. Pp. 3764-3774.

54. Tkachenko E.V. Professional Education in Russia: Development Problems // Values and Meanings. 2014. Vol. 2(30). Pp. 7-13.

References

1. Law "On Education in the Russian Federation": Law of the Russian Federation dated December 29, 2012 No. 273-FZ. Moscow, TC SFERA Publ., 2013.192 p. (In Russ.)

2. Order of the Government of the Russian Federation dated May 29, 2015 No. 996-r on approval of the "Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period until 2025". Available at: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (accessed: 20.02.2020). (In Russ.)

3. Bim-Bad B.M. Pedagogical Encyclopedic Dictionary. Moscow, 2002. P. 286. (In Russ.)

4. Gorovaya V.I., Petrova N.F. Creative potential of the personality and its development. Vestnik universiteta, 2013, no. 11. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskiy-potentsial-lichnosti-i-ego-razvitie (accessed: 20.02.2020). (In Russ.)

5. Vardanyan YU.V., SHukshina T.I. Professionally developing resources of the scientific and educational complex. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2012, no. 5, pp. 73-79. (In Russ.)

6. Danilyuk A.YA., Kondakov A.M., Tishkov V.A. The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2014. 23 p. (In Russ.)

7. Dmitrieva E.E., Suvorova O.V., Egorova P.A., Muhina T.G., Sorokoumova S.N. A psychological study of communicative tolerance among students of a higher pedagogical school. YAzyk i kul'tura, 2019, no. 45, pp. 161-172. (In Russ.)

8. Egorova P.A., Muhina T.G., Sorokoumova S.N., Muhina D.D. Studying the readiness of the university's electronic educational environment for inclusive learning. Velikie reki' 2018: trudy nauchnogo kongressa 20-go Mezhdunarodnogo nauchno-promyshlennogo foruma: v 3 tomah / pod red. A.A. Lapshina. Nizhny Novgorod, NNGASU Publ., 2018. Vol. 2, pp. 163-166. (In Russ.)

9. Egorova P.A., Muhina T.G., Sorokoumova S.N., Muhina D.D., Sorokina T.M. Activation of verbal communication of students with disabilities in higher education. YAzyk i kul'tura, 2018, no. 42, pp. 181-197. (In Russ.)

10. Egorova P.A., Muhina T.G., Sorokoumova S.N., Muhina D.D. Monitoring analysis of the effectiveness of professional computers and system requirements for organizing the electronic educational environment of a university under educational inclusion. Vestnik Mininskogo universiteta, 2018, vol. 6, no. 3(24), pp. 12. (In Russ.)

11. ZHabina V.V. Creativity and innovation. Vlast', 2012, no. 9. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorchestvo-i-innovatsionnaya-deyatelnost (accessed: 20.02.2020). (In Russ.)

12. Ignat'eva G.A. Situational-positional model of teacher training. ITS, 2006, no. 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/situatsionno-pozitsionnaya-model-povysheniya-kvalifikatsii-uchitelya (accessed: 22.02.2020). (In Russ.)

13. Klochko V.E., Krasnoryadceva O.M. Features of operationalization of the concept of "innovative potential of the individual". Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2010, no. 339, p. 153. (In Russ.)

14. Malinn V.A. School as an innovative educational complex. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo, 2011, no. 5(1), pp. 19-23. (In Russ.)

15. Malinin V.A., Muhina T.G., Eliseeva N.YU. The mission of the modern school is the spiritual and moral education of youth. VestnikMininskogo universiteta, 2017, no. 4(21), p. 6. (In Russ.)

16. Malinin V.A., Muhina T.G., Tyuntyaeva E.M. Spiritual and moral upbringing and personality development based on Orthodox values (from the experience of the MAOU "School No. 187"). Obraz Rossii v russkoj religioznoj mysli: XXV Rozhdestvenskie pravoslavno-filosofskie chteniya /pod nauch. red. L.E. SHaposhnikova. Nizhny Novgorod, Mininskij universitet Publ., 2016. Pp. 234-243. (In Russ.)

17. Muhina T.G. The use of the case method in vocational education. Velikie reki' 2012: trudy kongressa 14-go Mezhdunarodnogo nauchno-promyshlennogo foruma: v 2-h tomah. Nizhny Novgorod, NNGASU Publ., 2013. Vol. 2, pp. 137-139. (In Russ.)

18. Muhina T.G. Additional professional education in foreign countries in the conditions of a single educational space. Privolzhskij nauchnyj zhurnal, 2011, no. 1(17), pp. 153-157. (In Russ.)

19. Muhina T.G. Formation and development of the system of additional higher education in Russia: the author's abstract of the dissertation of the doctor of pedagogical sciences: 13.00.01; 13.00.08. Nizhny Novgorod, NNGU Publ., 2011. 50 p. (In Russ.)

20. Muhina T.G., Sorokoumova S.N., Malinin V.A., Egorova P.A., Muhina D.D. Social and moral development of students in an inclusive learning environment. Psihologo-pedagogicheskij poisk, 2018, no. 4(48), pp. 152-163. (In Russ.)

21. Muhina T.G. The system of additional professional education in higher education: history and prospects. Vysshee obrazovanie v Rossii: istoriya i sovremennost': kollektivnaya monografiya / otvetstv. redaktor A.YU. Nagornova. Ulyanovsk, 2017. Pp. 132-144. (In Russ.)

22. Muhina T.G., Sorokoumova S.N., Suvorova O.V. Actual problems of psychological and pedagogical knowledge through the eyes of young scientists. Psihologo-pedagogicheskij poisk, 2019, no. 4(52), pp. 78-81. (In Russ.)

23. Muhina T.G., Musina N.I. Formation of the readiness of a future specialist of the Ministry of Internal Affairs of Russia for interpersonal interaction in a multinational environment. Vestnik Mininskogo universiteta, 2019, vol. 7, no. 1(26), p. 3. (In Russ.)

24. Muhina T.G., Nikulina O.V. Directions for the development of innovative educational technologies in a regional university. Privolzhskij nauchnyj zhurnal, 2014, no. 2, pp. 227-234. (In Russ.)

25. Muhina T.G., Muhina D.D. Regulatory aspects of preparing higher education teachers for working with students with special needs. Podgotovka i deyatel'nost' pedagoga-psihologa na osnove trebovanij professional'nogo standarta: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii /podred. L.A. Abramovoj. Cheboksary, 2017. Pp. 32-35. (In Russ.)

26. Muhina T.G., Lukichev I.G., Sutugin A.YU. Designing the development of the communicative culture of students in the learning process at the university. Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika, 2017, no. 6, pp. 41-45. (In Russ.)

27. Muhina T.G., Sutugin A.YU. Pedagogization of the multicultural educational environment of the university as a condition for the formation of a communicative culture of students. Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika, 2016, no. 10, pp. 82-83. (In Russ.)

28. Muhina T.G., SHCHerbakova E.E. The development of pedagogical creativity of teachers in the system of additional higher education. Aktual'nye problemy social'noj kommunikacii: materialy vtoroj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nizhny Novgorod, NGTU im. R E. Alekseeva Publ., 2011. Pp. 455-457. (In Russ.)

29. Muhina T.G., SHCHerbakova M.V. The formation of creativity of students of designers in the conditions of level education in higher education. Privolzhskij nauchnyj zhurnal, 2014, no. 1(29), pp. 215-219. (In Russ.)

30. Sorokoumova S.N., Muhina T.G., Egorova P.A., Muhina D.D. The study of the communicative competence of future teachers. YAzyk i kul'tura: sbornik statej XXIXMezhdunarodnoj nauchnoj konferencii /pod red. S.K. Gural'. Tomsk, 2019. Pp. 396-402. (In Russ.)

31. Tatur YU.G. Higher Education: Methodology and Design Experience. Moscow, Universitetskaya kniga Publ., Logos Publ., 2006. 256 p. (In Russ.)

32. Tolstov S.N., SHmeleva E.A. Innovation potential and educational environment as acmeological development resources. Nauchnyj zhurnalKubGAU, 2012, no. 05(79), p. 750. (In Russ.)

33. SHCHerbakova E.E., Muhina T.G., Pleshkov A.V. Frame technology as a condition for the development of student creativity. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2016, no. 6, p. 338. (In Russ.)

34. Povshednaya F.V., Lebedeva O.V. Professional culture and professional competence of the future teacher. Izvestiya VUZov. Povolzhskij region. Gumanitarnye nauki, 2015, no. 2(34). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7professionalnaya-kultura-i-professionalnaya-kompetentnost-buduschego-uchitelya (accessed: 22.02.2020). (In Russ.)

35. Psychological features and correction of the emotional and personal development of students with disabilities and their peers in educational inclusion: monograph / P.A. Egorova, S.N.

Sorokoumova, O.V. Suvorova, T.G. Mukhina, A.D. Rodionova. Nizhny Novgorod, 2018.270 p. (In Russ.)

36. Povshednaya F.V., Malinin V.A., Muhina T.G., Gurikov A.V. The role of an innovative university in the SCHOOL-HIGH SCHOOL system. Modernizaciya pedagogicheskogo obrazovaniya v kontekste global'noj obrazovatel'noj povestki: sbornik statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii po problemam razrabotki i aprobacii novyh modulej programm bakalavriata po ukrupnennoj gruppe special'nostej «Obrazovanie i pedagogika». Nizhny Novgorod, Mininskij universitet Publ., 2015. Pp. 172-176. (In Russ.)

37. Starova T.E., Muhina T.G. A retrospective analysis of the organization of civic education of youth in Russian universities. Vysshee obrazovanie segodnya, 2017, no. 4, pp. 46-51. (In Russ.)

38. Tryapicyna A.P. A new school and a new teacher: performance at the Pedagogical Assembly. Vestnik Gercenovskogo universiteta, 2010, no. 3(77), pp.23-28. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

39. Tryapicyna A.P. Competency-based approach in teacher education. St. Petersburg, RGPU im. A.I. Gercena Publ., 2000. 352 p. (In Russ.)

40. Fedak E.I., Cencerya S.V. Innovative personality. Psychological and pedagogical substantiation. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire, 2011, no. 1(41), pp.150-156. (In Russ.)

41. Muhina T., Aboimova I., Kulagina A., Trophimov V., Chigarov E. Development of emotional intelligence of students as a condition of successful adaptation to training. Iejme: Mathematics education, 2016, vol. 11, no. 10, pp. 3463-3467.

42. Gushchin A.V., Lapshova A.V., Koldina M.I., Golubeva O.V., Bulaeva M.N., Shobonova L.Yu. Use of Open Electronic Courses in Educational Activity. European Research Studies Journal, 2017, vol. XX, special issue, pp. 541-548. Available at: https://www.um.edu.mt/library/oar/7handle/123456789/34988 (accessed: 22.09.2019).

43. Manning K.C., Bearden W.O., Madden T.J. Consumer Innovativeness and Adoption Process. Journal of Consumer Psychology, 1995, no. 4(4), pp. 329-345.

44. Markova S.M., Depsames L.P., Burova I., Tsyplakova S.A., Chigarov E.L. Role of Education in Development of Professional Values of Specialists. Journal of Entrepreneurship Education, 2017, vol. 20, issue 3. Available at: https://www.abacademies.org/articles/role-of-education-in-development-of-professional-values-of-specialists-6915.html (accessed: 22.09.2019).

45. Markova S.M., Sedhyh E.P., Tsyplakova S.A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions. Life Science Journal, 2014, vol. 11, no. 11, pp. 489493.

46. Malinin V.A., Mukhina T.G., Povshednaya F.V. The program of business training of youth for entrepreneurial activity in the conditions of an integrative complex "School - Higher Education". 5th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2018. SGEM2018 Vienna ART Conference Proceedings 19-22 March, 2018, vol. 5, no. 1.1, pp. 625-630, doi: 10.5593/sgemsocial2018H/11/S03.080.

47. Super D.E., Kidd J. Vocational maturity in adulthood: Toward turning a model into a measure. Journal of Vocational Behaviour, 1979, vol. 14, no. 3, pp. 255-270.

48. Super D., Watts A.G., Kidd J. Development in Britain. Hobson's Press, 1982.

49. Super D. Assessment in career guidance: Developmental counseling. Personnel and Guidance Journal, 1983, vol. 61, pp. 555-561.

50. Super D. Developmental approach. Brown D., Brooks L. (eds) Career choice and development: Applying contemporary theories and practice. San Francisco, Jossey-Bass, 1984.

51. Super D. Work leisure and career development needs and programs of the future. Hall D.T. (ed.) Career Development in Organization. San Francisco, Jossey-Bass, 1985.

52. Sorokoumova S.N., Rong Ju, Buldakova N.V., Sergeeva M.G., Galushkin A.A., Soloviev A.A., Kryukova N.I. Foresight methods in pedagogical design of university learning environment. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education, 2017, vol. 13, no. 8, pp. 5281-5293.

53. Sorokoumova S.N., Nikonova E.I., Sharonov I.A., Suvorova O.V., Sorokoumova E.A. Modern Functions of a Textbook on Social Sciences and Humanities as an Informational Management Tool of University Education. International Journal of Environmental and Science Education (IJESE), 2016, vol.11, no. 10, pp. 3764-3774.

54. Tkachenko E.V. Professional Education in Russia: Development Problems. Values and Meanings, 2014, vol. 2(30), pp. 7-13.

© Яркова Д.Д., Мухина Т.Г., Малинин В.А., Сорокоумова С.Н., 2020

Информация об авторах Яркова Дарья Дмитриевна - аспирант, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского», Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected].

Мухина Татьяна Геннадьевна - доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры социальной безопасности и гуманитарных технологий ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского», Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected]. Малинин Валерий Анатольевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры университетского менеджмента и инноваций в образовании ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского», Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected]. Сорокоумова Светлана Николаевна - доктор психологических наук, профессор; профессор кафедры социальной, общей и клинической психологии ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Российская Федерация; профессор кафедры менеджмента и государственного управления ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского», Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected].

Information about the authors Yarkova Daria Dmitrievna - Postgraduate Student, National Research Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky ", Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected].

Mukhina Tatyana Gennadievna - doctor of pedagogical sciences, professor; Professor, Department of Social Security and Humanitarian Technologies, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "National Research Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky ", Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected].

Malinin Valery Anatolievich - PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of University Management and Innovation in Education, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "National Research Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky ", Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected].

Sorokoumova Svetlana Nikolaevna - doctor of psychological sciences, professor; Professor, Department of Social, General and Clinical Psychology FSBEI HE "Russian State Social University", Moscow, Russian Federation; Professor, Department of Management and Public Administration, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "National Research Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky ", Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected].

Вклад соавторов

Мухина Татьяна Геннадьевна - обеспечение ресурсами; подготовка начального варианта текста; сбор данных и доказательств; интерпретация данных; доработка текста; администратор проекта; научное руководство.

Малинин Валерий Анатольевич - обеспечение ресурсами; интерпретация данных; администратор проекта.

Яркова Дарья Дмитриевна - представление данных в тексте, интерпретация и критический анализ данных.

Сорокоумова Светлана Николаевна - развитие методологии; научное руководство; проведение эксперимента и его дальнейшая интерпретация; критический анализ и доработка текста.

Contribution of authors Mukhina Tatyana Gennadievna - provision of resources; preparation of the initial version of the text; collection of data and evidence; data interpretation; revision of the text; project administrator; scientific guidance.

Malinin Valery Anatolievich - provision of resources; data interpretation; project administrator. Yarkova Daria Dmitrievna - presentation of data in the text, interpretation and critical analysis of data.

Sorokoumova Svetlana Nikolaevna - development of methodology; scientific leadership; conducting an experiment and its further interpretation; critical analysis and revision of the text.

Поступила в редакцию: 05.03.2020 Принята к публикации: 10.04.2020 Опубликована: 03.06.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.