РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТА КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Сорокоумова Галина Вениаминовна
Доктор психологических наук, профессор Нижегородского института Международного инновационного университета (Сочи), е-таИ: [email protected]
Б01: 10.24411/1029-3388-2020-10123
Аннотация:
В статье раскрывается необходимость решения проблемы повышения качества подготовки будущего учителя в вузе в контексте государственных требований к модернизации отечественного образования, направленных на вхождения России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Методология и методики исследования. Объектом рассмотрения в статье является качество подготовки будущего учителя в вузе, предметом - развитие творческого потенциала его личности посредством использования активных методов, в ряду которых первоочередное значение имеет тренинг креативности. Содержание статьи базируется на анализе и обобщении научных публикаций, раскрывающих вопросы качества образования, требования к профессиональной личности и деятельности учителя, характеризующих активные методы обучения в подготовке учителя.
Для диагностики творческого потенциала в исследовании использовался тест Х. Зиверта. На формирующем этапе студенты экспериментальной группы дополнительно к традиционному обучению участвовали в тренинге креативности.
Результаты исследования. В статье приведены результаты диагностики показателей творческого потенциала студентов - будущих учителей в итоге применения тренинга креативности. У участников экспериментального обучения произошло осмысление собственных возможностей, освоение умений и навыков, необходимых творческой деятельности в будущей профессии, адаптация новых знаний, умений и навыков к своим индивидуально-психологическим особенностям (интериоризация).
Практическая значимость исследования заключается во внедрении тренинга креативности в систему подготовки будущего учителя в вузе для повышения ее качества посредством влияния на психологические механизмы профессионально-личностного развития студентов.
Ключевые слова: качество образования, творческий потенциал, учитель будущего, тренинг креативности, эдьютейнмент, игровая технология.
DEVELOPMENT OF A STUDENT'S CREATIVE POTENTIAL AS A LEADING FACTOR IN IMPROVING THE QUALITY OF FUTURE TEACHER TRAINING
Sorokoumova Galina Veniaminovna
Doctor of Psychology, Professor of the Nizhny Novgorod Institute of the International Innovatiove University (Sochi), е-mail: [email protected]
DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10123
Abstract:
The article reveals the relevance of the problem of improving the quality of training of future teachers in higher education in the context of state requirements for the modernization of domestic education, aimed at ensuring Russia's entry into the top 10 countries in the world for the quality of General education.Research methodology and methods. The object of consideration in the article is the quality of training of a future teacher at a University, the subject is the development of the creative potential of his personality through the use of active methods, among which the priority is the training of creativity. The content of the article is based on the analysis and generalization of scientific publications that reveal the issues of quality of education, requirements for professional personality and activity of teachers, and characterize active teaching methods in teacher training. For diagnostics of creative potential of the study thore was by H. Sievert. At the formative stage, students of the experimental group participated in the creativity training in addition to traditional training. Research result. The article presents the results of diagnostics of indicators of creative potential of students-future teachers as a result of the use of creativity training. The participants of experimental training had an understanding of their own capabilities and limitations, the development of skills necessary for the development of students 'creative potential in future professional activities, the «assignment» and adaptation of new knowledge, skills and skills to their individual psychological characteristics (interiorization). The practical significance of the research is the introduction of creativity training in the system of training future teachers in higher education to improve its quality by influencing the psychological mechanisms of professional and personal development of students.
Keywords: quality of education, creative potential, teacher of the future, creativity training, edutainment, game technology.
Введение (Introduction).
Преобразования общественной жизни диктуют новые требования к личности педагога. Поэтому стратегической задачей, имеющей государственное значение, является повышение уровня образования до конкурентоспособного по параметрам содержания и качества. Качество подготовки студента - будущего учителя закономерновыходитна первыйплан. Ориентирыдля повышениякачества подготовки учителя задает Проект «Учитель будущего», в котором сказано, что существенное значение для современного учителя имеет его способность к профессиональному росту и развитию, как в части психолого-педагогических и методических компетенций, так и в плане развития необходимых личностных качеств и потенциалов для наилучшего осуществления профессиональной деятельности и карьерного роста.
В свете современных требований к образованию, в условиях интенсивного развития всех сторон жизни общества на первый план выходит развитие творческого потенциала личности. Целью данной статьи является исследование развития творческого потенциала личности студента - будущего учителя посредством использования активных методов, в ряду которых первоочередное значение имеет тренинг креативности.
Обзор литературы (Literature Review).
В Государственной программе РФ «Развитие образования» (2018-2025) указано, что основной целью общего образования является «сохранение лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS)» [2], в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) [3].
На основании анализа исследований и публикаций по данной проблеме (Б.А. Жигалёв, Г.С. Ковалева, Е.С. Мироненко Е.С. идр.) мы полагаем, что важным условием повышения качества общего среднего образования в России является не только обновление учебных и методических материалов с учетом функциональной грамотности, формирования мотивации обучения и развития стратегий поведения у обучающихся, но и повышение качества и эффективности подготовки учителей посредством развития творческого потенциала (креативности) личности.
Исследования проблем творчества и креативности имеют длительную историю. В настоящее время поиск путей развития творческого потенциала педагогов продолжается.
В подготовке будущего учителя целесообразно принять во внимание инновационные смыслы, заявленные в федеральном проекте «Учитель будущего» для работы с педагогическими кадрами в системе повышения квалификации. Согласно указанному проекту, эти смыслы призваны реализовать ЦНППМПР (Центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников). Они определяются как динамическая методическая
система, создающая условия для своевременной адаптации педагогов к меняющимся условиям. Региональные ЦНППМПР - структуры, призванные обеспечить качественную подготовку учителей к осуществлению эффективной педагогической деятельности с учетом национальной политики в сфере образования и образовательных потребностей конкретного субъекта Российской Федерации. Важно, что в методических рекомендациях к проекту «Учитель будущего» указано, что необходимо психологически подготовить современного учителя к будущим переменам. «Важно научить учителя быть модератором, разработчиком образовательных траекторий, тьютором, организатором проектного обучения, координатором образовательной онлайн-платформы, ментором стартапов, игромастером, игропедагогом, тренером» [7].
По мнению В.И. Колыхматова, деятельность ЦНППМПР должна включать:
- эксклюзивные программы дополнительного профессионального образования;
- эксклюзивные программы стажировок и повышения квалификации;
- создание экспериментальных площадок;
- внедрение моделей «горизонтального обучения» по системе P2P;
- активное использование цифровых технологий [8].
Основными принципами нового формата повышения квалификации педагогических работников являются:
- диагностика профессиональных компетенций, осознание образовательных потребностей педагогов и их удовлетворение в индивидуально подобранных программах;
- построение индивидуальной образовательной траектории на основе диагностики профессиональных компетенций;
- обеспечение достижения реальных образовательных результатов на основе тренингов и проектной деятельности;
- непрерывное образование [8].
На наш взгляд, данные принципы вполне уместны уже на этапе подготовки учителя в вузе. При этом эффективными методами подготовки учителя являются современные активные методы: метод case-study, игровые методы, например, скрэбл (scrabble) [9], использование комиксов и CLIL (интегрированного обучения) [10] метод проектного обучения, эдьютейнмент [11], метод психологического тренинга и др.
К примеру, новая специализация педагога «Игромастер» предполагает овладение технологией игрового моделирования и методами эдьютейнмента в целях обучения. Обучающие и развивающие возможности игры хорошо известны и доказаны в науке. Игровые технологии прочно заняли своё место в учебно-воспитательном процессе, делая этот процесс более качественным и содержательным в связи с тем, что обучение в игре носит деятельностный и личностный характер, активизирует мыслительную деятельность обучающегося, стимулирует его к достижению конкретной цели.
Игровая технология:
• способствует расширению сферы общения, обладая образовательной и воспитательной функциями, а также функцией вторичной социализации;
• способствует вовлечению всех обучающихся в процесс обучения, формирует учебное сотрудничество и партнерство;
• стимулирует мотивацию к учебной деятельности;
• способствует приобретению личного опыта общения, в котором, помимо интеллектуальных способностей, задействована эмоциональная сфера.
Всё большую популярность завоёвывает эдьютейнмент - новая форма обучения, включающая игровые технологии для развития познавательной активности, увлечённости и поддержания внимания на всём продолжении урока [10]. Существует большое количество зарубежных исследований, изучающих возможности технологии эдьютейнмент в обучении и развитии личности обучающихся. Так, Х.М. Цин и Н.З. Цайн изучают её влияние на эффективность образования, рассматривая данную технологию как альтернативную традиционным образовательным технологиям [12].
Д. Букингем и М. Сканлон рассматривают эдьютейнмент как - гибридную технологию, которая зависит от визуального материала, игровых форматов и использует в большей степени неформальный, нежели дидактический стиль общения [13].
Исследователи отмечают, что основное отличие этой образовательной технологии состоит в её интерактивности. Например, Р. Уайт выделяет следующие типы технологии эдьютейнмент: интерактивный или групповой (совместное участие), неинтерактивный и смешанный тип [13]. Поскольку интерактивность связывается в современном обществе, в первую очередь, с использованием информационно-коммуникационных технологий, З.М. Банек уточняет классификацию Р. Уайта в аспекте использования возможностей мультимедиа в образовательных целях. Исследователь предлагает выделить следующие типы: на основе видео, технологий web 2.0, использования игр и виртуальных миров [14].
В отечественной педагогической науке эдьютейнмент рассматривается как метод, сочетающий содержание учебного материала и креативные методы обучения, которые способствует возникновению у учащихся желания обучаться.
Так, О.М. Железнякова, О.О. Дьяконова рассматривают понятие «эдьютейнмент» с точки зрения его внутреннего содержания: сопровождение учебного процесса положительными эмоциями, эффективное усвоение учебного материала, формирование интереса к процессу обучения [15].
Н.А. Кобзева отмечает, что развитие методов современного игрового, активного обучения обусловило становление эдьютейнмента в качестве самостоятельной игровой технологии обучения в подготовке учителя иностранного языка. Она обеспечивает повышенную мотивацию, удовольствие от процесса обучения, использование технических средств и интернет-ресурсов и др. [16].
Особую роль в повышении эффективности работы учителей играют
психологические тренинги. Тренинги давно и уверенно доказали свою эффективность в развитии коммуникативных навыков [17], в профилактике эмоционального выгорания педагогов и оптимизации их психоэмоционального состояния [18], в психокоррекции тревожности студентов [19] и др.
Так, в исследованиях Г.В. Сорокоумовой доказывается эффективность использования психологических тренингов для развития воспитательной компетентности, социальной креативности, развития коммуникативных умений и навыков студентов [19] как одного из методов формирования будущей профессиональной личности.
Одним из самых важных, на наш взгляд, с точки зрения повышения эффективности профессиональной деятельности педагогов является тренинг креативности, поскольку в короткие сроки раскрывается творческий потенциал и учителя, и студентов.
В исследованиях зарубежных авторов показаны особенности творческого процесса и креативности [22], этапы креативного процесса [23], сложности группового процесса и барьеры в проявлениях креативности участников группы [24].
В отечественных исследованиях доказано, что тренинговые программы позволяют повысить уровень творческих компетенций и готовность участников к внедрению инноваций [25], а тренинг креативности является эффективным средством развития научного творчества [26], что креативность детей напрямую зависит от уровня подобного потенциала у воспитывающих взрослых [27].
Материалы и методы (Materials and Methods).
Чтобы доказать эффективное влияние тренинга креативности на развитие творческого потенциала студентов - будущих педагогов, мы привели исследование в НГЛУ им. Н.А. Добролюбова в 2019 году. В исследовании приняли участие студенты 1 и 2 курсов ФАЯ направления подготовки «Педагогическое образование» в количестве 180 человек: 90 человек составили контрольную группу (КГ), 90 человек составили экспериментальную группу (ЭГ).
Для диагностики творческого потенциала в ЭГ и КГ на констатирующем и контрольном этапах исследования мы использовали тест Х. Зиверта, предназначенного для определения творческих способностей личности [28].
На формирующем этапе у участников КГ были использованы традиционные методы обучения: лекции, семинарские занятия.
На формирующем этапе исследования с участниками ЭГ дополнительно с традиционными методами обучения мы провели ряд психологических тренингов, направленных на развитие творческого потенциала личности (развитие креативности). Так как в тренинговой группе максимальное количество ограничивается 15 участниками, нами были сформированы 6 тренинговых групп, в которых использовались одни и те же методические средства: информационные блоки по теме тренинга, психогимнастические упражнения, ролевые игры, индивидуальные методы стимулирования креативного процесса (причинно-следственная диаграмма или диаграмма Каору Ишикавы «Рыбий
скелет», метод «от противного», метод случайного импульса, метод Леонардо да Винчи, метод китайских стратагем, гимнастика мозга, метод Х. Алиева и др.) и групповые методы стимулирования креативного процесса (метод создания идеи Тома Вуджека, метод ситуационного анализа, метод мозгового штурма, метод правополушарного рисования и др.) [29].
Цель тренингов - развитие творческого потенциала студентов - будущих педагогов и применение креативных стратегий в учебно-воспитательном процессе.
Задачи тренингов были направлены на понимание, что такое креативность, отличие креативности как личностного потенциала от творческого процесса; определение профессиональных ситуаций, где педагогу необходима креативность; осознать внешних и внутренних барьеров проявления креативности; на понимание этапов креативного процесса, изучение индивидуальных и групповых методов стимулирования креативного процесса; создание креативной среды и формирование навыков управления креативным процессом учащихся.
Практические задания тренингов креативности были направлены на гармонизацию работы правого и левого полушария мозга для обработки информации обоими полушариями мозга, на развитие способности генерировать нестандартные решения и способы поведения в профессиональных и личных ситуациях, на овладение креативными технологиям и стратегиями.
Результаты исследования (Results).
В таблице 1 представлены результаты диагностики показателей творческого потенциала студентов - будущих педагогов ЭГ и КГ до и после прохождения тренинга креативности.
Таблица 1.
Результаты диагностики показателей творческого потенциала студентов-будущих педагогов ЭГ и КГ на констатирующем и контрольном этапах исследования (ЭГ=100, КГ=40, N=140, средние уровневые показатели СУП, ф, р)
Table 1.
Results of diagnostics of indicators of creative potential of students-future teachers of EG and KG at the ascertaining and control stages of research (EG=100, KG=40, N=140, average level indicators АЬ1,ф, p)
Показатели творческого потенциала СУП ЭГ СУП КГ
Констат. Контрольн. Констат. Контрольн.
Находчивость (Н) 1,10 1,60 1,10 1,10
Способность комбинировать (К) 1,40 2,10* 1,40 1,40
Дивергентное мышление (Д) 1,70 2,20* 1,70 1,70
Визуальное творчество (В) 1,70 2,60* 1,70 1,70
Свобода ассоциаций(СА) 1,50 2,50* 1,50 1,50
Значимость различий по ф* критерию Фишера: * - р<0,05, ** - р<0,01
Результаты представлены в виде средних уровневых показателей.
Результаты констатирующего этапа исследования показали, что показатели контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) выборки не отличаются друг от друга.
Сравнительный анализ результатов диагностики творческого потенциала ЭК и КГ на констатирующем и контрольном этапах исследования продемонстрировал, что показатели творческого потенциала студентов - будущих педагогов КГ остались без изменений. Это позволило нам сделать вывод о том, что традиционные методы обучения: лекции, семинары малоэффективны для развития творческого потенциала личности студентов - будущих учителей.
У педагогов ЭГ произошли существенные позитивные изменения показателей творческого потенциала по всем шкалам: «способность комбинировать», «дивергентное мышление»: (беглость, гибкость, оригинальность, любознательность, способность усовершенствовать объект, добавляя детали и др.), «визуальное творчество» и «свобода ассоциаций».
Обсуждение результатов (Discussion).
В процессе тренинга у участников произошло осмысление собственных возможностей и ограничений при взаимодействии с учащимися, освоение умений и навыков, необходимых для развития творческого потенциала учащихся, «присвоение» и адаптация новых знаний, умений и навыков к своим индивидуально-психологическим особенностям (интериоризация), активное и осознанное использование умений и навыков в профессиональной сфере (генерализация), развитие способности выбирать умения и навыки, адекватные ситуации профессионального общения и индивидуально-психологическим особенностям учащихся (релевантность).
Меньшие изменения произошли по шкале «находчивость», что требует дальнейшего исследования и более детального анализа.
Результаты исследования позволяют утверждать, что тренинговые формы работы, по сравнению с традиционными методами обучения, более эффективны для развития творческого потенциала личности студентов - будущих педагогов. Именно тренинговые формы работы необходимо использовать для развития творческого потенциала студентов педагогических вузов для профессионально-творческого становления и овладения психологическими компетенциями.
Заключение (Conclusion).
Проведенное исследование позволяет констатировать, что перед современным учителем стоят принципиально новые задачи, связанные с развитием интеллектуального и творческого потенциала общества посредством положительного влияния на становление личности гражданина России в общеобразовательной школе. Это актуализирует использование деятельностных, активных методов подготовки учителя в вузе. Экспериментальное изучение применения тренинга креативности показало, что с его помощью достигается существенный рост творческого потенциала личности будущего учителя по таким значимым для профессиональной деятельности показателям, как «дивергентное
мышление»: (беглость, гибкость, оригинальность, любознательность, способность усовершенствовать объект, добавляя детали и др.), «визуальное творчество», «свобода ассоциаций», «способность комбинировать». Отмечается качественное преобразование личности студента в направлении развития профессионального самосознания (самооценки в плане своих индивидуально-психологических особенностей, осознание значимости профессиональных знаний и навыков, способности к целесообразному отбору профессиональных действий в разных ситуациях). Таким образом, результаты использования тренинга креативности указывают на повышение качества подготовки будущего учителя как в плане приобретения профессионально значимых навыков, так и в плане формирования профессионального сознания.
Разработанный и реализованный нами тренинг развития творческого потенциала (креативности) студентов - будущих педагогов показал высокую эффективность и подтвердил принципиальную возможность целенаправленного развития творческого потенциала в процессе профессиональной вузовской подготовки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жигалев Б.А. Развивающая функция оценки качества образования в вузе // Казанский педагогический журнал. 2010. № 1 (79). С. 65- 74.
2. Ковалева Г.С. Возможные направления совершенствования общего образования для обеспечения инновационного развития страны (по результатам международных исследований качества общего образования)/ URL: http://www. instrao.ru/images/1Treshka/News/1806/Президиум_РАО_27_06_2018_Ковалева_1. pdf (дата обращения 18.01.2020).
3. PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 2019. 308 p.
4. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А.А. Леонтьева. М.: Баласс. 2003. С. 35.
5. Мироненко Е.С. Компетенции 21 века VS образование 21 века // Вопросы территориального развития. 2019. № 2(47) с.1-15 /URL: https://cyberleninka. ru/article/n/kompetentsii-xxi-veka-vs-obrazovanie-xxi-veka (дата обращения 18.01.2020).
6. Компетенции 21 века в национальных стандартах школьного образования: аналитический обзор в рамках проекта подготовки международного доклад/ URL: https://sch2083.mskobr.ru/ files/na_zametku _uchitelyu_kompetencii_21_ veka_v_nacional_nyh_standartah_shkol_nogo_obrazovaniya.pdf (дата обращения 18.01.2020).
7. От учителя настоящего к учителю будущего /URL: http://ggtu.ru/index.
php?Itemid=2&catid=1%3A2009-12-22-12-26-11&id=7959%3A2019-07-18-06-11-18&option=com_content&view=article (дата обращения 25.01.2020).
8. Колыхматов В.И. Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. СПб., ФГБОУ ВО «НГУФКСиЗ», 2019. № 8 (174). С. 91-95.
9. Okulicz, E.J. (2010). The journey from novice to expert in competitive Scrabble players: An investigation of the development of expertise in a community of practice. The University of Wollongong in Dubai. Available at: http://ro.uow.edu.au/ cgi/viewcontent.cgi, free (дата обращения 25.01.2020).
10. Ravelo, L.C. The use of comic strips as a means of teaching history in the EFL class: Proposal of activities based on two historical comic strips adhering to the principles of CLIL / L.C. Ravelo // Latin American Journal of Content and Language Integrated Learning. 2013. N 6 (1). P. 1-19.
11. Pasawano T. Results of Enhanced Learning with the Edutainment Format // Procedia - Social and Behavioral Sciences //Volume 176, 20 February 2015, P. 946951.
12. Zin H.M., Zain N.Z.. The effects of edutainment towards students' achievements. In Proceedings of Regional Conference on Knowledge Integration in ICT. 2010.
13. White R. 2014. That's Edutainment. Retrieved April 12, 2014 / URL: http:// www.whitehutchinson.com/leisure/articles/edutainment.shtml (дата обращения 25.02.2020).
14. Banek 2014. Edutaiment at the higher education as an element for the learning success / URL: https://www.researchgate.net/publication/264382563 (дата обращения 25.02.2020).
15. Железнякова О.М., Дьяконова О.О. Сущность и содержание понятия «эдьютейнмент» в отечественной и зарубежной педагогической науке // Научный журнал «Alma Mater». 2013. № 2. С. 67-70.
16. Кобзева Н.А. Обучение иноязычному устному общению студентов бакалавриата на основе технологии эдьютейнмента: дис...канд.пед.наук. Томск. 2017. 168 с.
17. Сорокоумова Г.В. Психологический тренинг как эффективный метод развития коммуникативных умений и навыков студентов - будущих психологов // Гуманизация образования. 2018. № 3. С. 46-51.
18. Сорокоумова Г.В. Психологический тренинг как эффективный метод профилактики эмоционального выгорания педагогов // Гуманизация образования. 2019 № 3. С. 123-130.
19. Милашина О.Г. Социально-психологический тренинг как средство коррекции тревожности студентов вуза: автореферат дис. канд.псх.н. / О.Г. Милашина. Новосибирск, 2010. 26 с.
20. Rosenberg M. the Language of life. Non-violent communication / URL: https://bebalance.ru/samorazvitie/nenasilstvennoe-obshhenie.html (дата обращения 25.01.2020).
21. Темина С.Ю. Интеграция научных подходов в подготовке учителя к принятию профессиональных решений: автореферат... дис. д. псх.н. / С.Ю. Темина. Москва, 2012. 40 с.
22. Zitek E.M., Vincent L.C. Deserve and diverge: Feeling entitled makes people more creative // Journal of Experimental Social Psychology. 2015. № 56. Р. 242—248.
23. Kharkhurin A.V. Creativity. 4in1: Four Criterion Construct of Creativity // Creativity Research Journal. 2014. Vol. 26 (3). P. 338—352. DOI: 10.1080/10400419.2014.9 29424. 20.
24. Runco, M. The Social «Cost» of Working in Groups and Impact of Values and Creativity / M. Runco, N. Hao, J. Acar, M. Tang // Creativity. Theories-Research-Applications. 3 (2). 2016. Р. 229-243.
25. Домбровская И.В. Формирование творческих компетенций библиотечных специалистов для реализации инноваций в профессиональной деятельности: автореферат дис. канд. псх. н. / И.В. Домбровская. Казань, 2015. 29 с.
26. Трескина О.В., И.В. Курноскина, И.В. Верховинская Тренинг креативности как средство развития научного творчества // Проблемы развития территории Вып.1 (53). 2011. C. 77-87.
27. Зайцева О.Ю., Карих В.В. Креативность воспитателя как условие развития креативности детей старшего дошкольного возраста//Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2017. С.96-99.
28. Sievert H. Test for determining creative abilities/ URL: https://nsportal.ru/ shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2019/04/07/test-na-opredelenie-tvorcheskih-sposobnostey-h (дата обращения 09.01.2020).
29. Сорокоумова Г.В. Психология творчества и креативности: учебное пособие по курсу «Психология творчества». Нижний Новгород. УРАО НФ. 2017. 292 c.
REFERENCES
1. Zhigalev B.A. Razvivayushchaya funktsiya otsenki kachestva obrazovaniya v vuze In: Kazanskii pedagogicheskii zhurnal. 2010; № 1 (79): 65- 74. (In Russ.)
2. Kovaleva G.S. Vozmozhnye napravleniya sovershenstvovaniya obshchego obrazovaniya dlya obespecheniya innovatsionnogo razvitiya strany (po rezul'tatam mezhdunarodnykh issledovanii kachestva obshchego obrazovaniya) / [Internet] 2018 [cited 2018 Jun 06] Available from: http://www.instrao.ru/images/1Treshka/ News/1806/npe3HflHyM_PAO_27_06_2018_KoBareBa_1.pdf (In Russ.)
3. PISA 2018. Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 2019; 308 p.
4. Obrazovatel'naya sistema «Shkola 2100». Pedagogika zdravogo smysla / pod red. A.A. Leont'eva. M.: Balass. 2003; 35-36. (In Russ.)
5. Mironenko E.S. Kompetentsii 21 veka VS obrazovanie 21 veka In: Voprosy territorial'nogo razvitiya. 2019; 2(47): 1-15. [Internet] 2020 [ci-ted Jan 01] Available from: https://cyberleninka.m/article/n/kompetentsii-xxi-veka-vs-obrazovanie-xxi-veka (In Russ.)
6. Kompetentsii 21 veka v natsional'nykh standartakh shkol'nogo obrazovaniya: analiticheskii obzor v ramkakh proekta podgotovki mezhdunarodnogo doklad [Internet] 2020 [ci-ted Jan 01] Available from: https://sch2083.mskobr.ru/ files/ na_zametku _uchitelyu_kompetencii_21_veka_v_nacional_nyh_standartah_shkol_ nogo_obrazovaniya.pdf (In Russ.)
7. Ot uchitelya nastoyashchego k uchitelyu budushchego [Internet] 2020 [ci-ted Jan 25] Available from: http://ggtu.ru/index.php?Itemid=2&catid=1%3A2009-12-22-12-26-11&id=7959%3A2019-07-18-06-11-18&option=com_content&view=article (In Russ.)
8. Kolykhmatov V.I. Professional'noe razvitie pedagoga v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovaniya In: Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. SPb., FGBOU VO «NGUFKSIZ». 2019; 8 (174): 91-95. (In Russ.)
9. Okulicz, E.J. The journey from novice to expert in competitive Scrabble players: An investigation of the development of expertise in a community of practice. The University of Wollongong in Dubai. Available at: http://ro.uow.edu.au/cgi/ viewcontent.cgi, free (дата обращения 25.01.2020).
10. Ravelo, L.C. The use of comic strips as a means of teaching history in the EFL class: Proposal of activities based on two historical comic strips adhering to the principles of CLIL. In: Latin American Journal of Content and Language Integrated Learning. 2013; 6 (1): 1-19.
11. Pasawano T. Results of Enhanced Learning with the Edutainment Format In: Procedia - Social and Behavioral Sciences //Volume 176, 20 February 2015; 946-951.
12. Zin H.M., Zain N.Z.. The effects of edutainment towards students' achievements. In Proceedings of Regional Conference on Knowledge Integration in ICT. 2010.
13. White R. 2014. That's Edutainment. Retrieved April 12, 2014 [Internet] 2020 [ci-ted Feb 25] Available from: http://www.whitehutchinson.com/leisure/articles/ edutainment.shtml
14. Banek M. Edutaiment at the higher education as an element for the learning success [Internet] 2020 [ci-ted Feb 25] Available from: https://www.researchgate.net/ publication/264382563
15. Zheleznyakova O.M., D'yakonova O.O. Sushchnost' i soderzhanie ponyatiya «ehd'yuteinmenT» v otechestvennoi i zarubezhnoi pedagogicheskoi nauke In: Nauchnyi zhurnal «Alma Mater». 2013; 2: 67-70. (In Russ.)
16. Kobzeva N.A. Obuchenie inoyazychnomu ustnomu obshcheniyu studentov bakalavriata na osnove tekhnologii ehd'yuteinmenta: dis...kand.ped.nauk. Tomsk. 2017. 168 p. (In Russ.)
17. Sorokoumova G.V. Psikhologicheskii trening kak ehffektivnyi metod razvitiya kommunikativnykh umenii i navykov studentov - budushchikh psikhologov
In: Nauchno-prakticheskii zhurnal «Gumanizatsiya obrazovaniYA» 2018; 3: 46-51. (In Russ.)
18. Sorokoumova G.V. Psikhologicheskii trening kak ehffektivnyi metod profilaktiki ehmotsional'nogo vygoraniya pedagogov In: Nauchno-prakticheskii zhurnal «Gumanizatsiya obrazovaniYA». 2019; 3: 123-130. (In Russ.)
19. Milashina O.G. Sotsial'no-psikhologicheskii trening kak sredstvo korrektsii trevozhnosti studentov vuza: avtoreferat dis. kand.pskh.n. Novosibirsk; 2010. 26 p. (In Russ.)
20. Rosenberg M. the Language of life. Non-violent communication [Internet] 2020 [ci-ted Jan 25] Available from: https://bebalance.ru/samorazvitie/ nenasilstvennoe-obshhenie.html
21. Temina S.Y. Integratsiya nauchnykh podkhodov v podgotovke uchitelya k prinyatiyu professional'nykh reshenii: avtoreferaT... dis. d. pskh.n. / S.Yu. Temina. Moskva, 2012. 40 p. (In Russ.)
22. Zitek E.M., Vincent L.C. Deserve and diverge: Feeling entitled makes people more creative In: Journal of Experimental Social Psychology. 2015; 56: 242—248.
23. Kharkhurin A.V. Creativity. 4in1: Four Criterion Construct of Creativity In: Creativity Research Journal. 2014; 26 (3): 338—352. (In Russ.)
24. Runco, M. The Social «Cost» of Working in Groups and Impact of Values and Creativity / M. Runco, N. Hao, J. Acar, M. Tang In: Creativity. Theories-Research-Applications. 2016; 3 (2): 229-243.
25. Dombrovskaya I.V. Formirovanie tvorcheskikh kompetentsii bibliotechnykh spetsialistov dlya realizatsii innovatsii v professional'noi deyatel'nosti: avtoreferat dis. kand. pskh. n. Kazan', 2015. 29 p. (In Russ.)
26. Treskina O.V. Trening kreativnosti kak sredstvo razvitiya nauchnogo tvorchestva// Problemy razvitiya territorii/ O.V. Treskina, M.V. Kurnoskina, I.V Verkhovinskaya. 2011; 1 (53): 77-87. (In Russ.)
27. Zaitseva O.Yu., Karikh V.V. Kreativnost' vospitatelya kak uslovie razvitiya kreativnosti detei starshego doshkol'nogo vozrasta In: Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiya. 2017; 96-99. (In Russ.)
28. Sievert H. Test for determining creative abilities [Internet] 2020 [ci-ted Jan 09] Available from: https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2019/04/07/ test-na-opredelenie-tvorcheskih-sposobnostey-h
29. Sorokoumova G.V. Psikhologiya tvorchestva i kreativnosti: uchebnoe posobie po kursu «Psikhologiya tvorchestvA». Nizhnii Novgorod. URAO NF. 2017. 292 p. (In Russ.)