УДК/UDC 378 Т. В. Яковенко
T. Yakovenko
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
STUDY OF THE EFFECTIVENESS OF THE METHODOLOGICAL SYSTEM FOR THE DEVELOPMENT OF CREATIVE POTENTIAL OF FUTURE TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING
Введение. Статья посвящена исследованию эффективности методической системы развития творческого потенциала студентов направления подготовки «Профессиональное обучение» (по отраслям). Цель - научное обоснование и экспериментальное доказательство необходимости методической системы, способствующей формированию мотивации на инженерно-педагогическое творчество, развитию и совершенствованию профессионально значимых творческих качеств личности, творческого мышления и, как следствие, активному применению будущими педагогами профессионального обучения собственного творческого потенциала в профессионально-педагогической деятельности.
Методология. Решение исследовательских задач достигнуто путем анализа психолого-педагогической, методической и учебной литературы, наблюдения за педагогическим процессом в вузе (проведение лекций, практических и лабораторных занятий), педагогического эксперимента.
Результаты. Автором систематизирована и описана методическая система развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения, проанализирована ее эффективность на основании предложенных индикаторов и комплекса диагностических методик. Значимость системы, ее реалистичность доказаны и подтверждены в процессе педагогического эксперимента.
Результаты заключаются в качественных изменениях уровня развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения.
Заключение. Сделаны выводы о том, что если разработать методическую систему развития творческого потенциала студентов, которая объединяет традиционные и креативные подходы к организации образовательного процесса в вузе, а также создать в вузе креативное образовательное пространство, то это будет способствовать творческому росту, самосовер-
шенствованию, развитию творческого потенциала, а значит и формированию креативной компетентности будущего педагога профессионального обучения.
Introduction. The article is devoted to the study of the effectiveness of the methodological system for developing the creative potential of future teachers of vocational training. The goal is the scientific justification and experimental proof of a methodological system that promotes the formation of motivation for engineering and pedagogical creativity, the development and improvement of professionally significant creative qualities of a person, creative thinking, and as a result, the active use and implementation by future teachers of professional training of their own creative potential in professional pedagogical activities.
Methodology. The solution of research problems was achieved by analyzing the psychological, pedagogical, methodological and educational literature, observing the pedagogical process at the university (conducting lectures, practical and laboratory studies), and implementing the pedagogical experiment.
Results. The author systematized and described the methodological system for developing the creative potential of future teachers of vocational training, analyzed its effectiveness on the basis of the proposed indicators and a set of diagnostic techniques. The significance of the system, its realism is proved and confirmed in the process of pedagogical experiment.
The results consist in qualitative changes in the level of development of the creative potential of future teachers of vocational training.
Conclusion. It is concluded that if we develop a methodological system for developing the creative potential of students that combines traditional and creative approaches to organization the educational process at a university, as well as create a creative educational space at a university, this will contribute to creative growth, self-improvement, and development of creative potential, and, therefore, the forma-
tion of creative competence of the future teacher of vocational training.
Ключевые слова: творческий потенциал, будущий педагог профессионального обучения, методика развития творческого потенциала, креативное образовательное пространство.
Keywords: creative potential, future teacher of vocational training, methodological system of creative potential development, creative educational space.
Введение
В настоящее время Россия осуществляет переход на современную модель экономического роста, а одной из главных форм социально-экономического развития, по мнению многих известных ученых, является креативная экономика, основанная на методологии принятия нестандартных, оригинальных и нетрадиционных решений.
В докладе ЮНЕСКО (2013 г.) сообщается, что «креативная экономика является мощной преобразующей силой мирового масштаба воздействия, представляя собой один из самых быстрорастущих секторов мировой экономики с огромным потенциалом получения доходов, создания рабочих мест и экспортных поступлений. Индивидуальные и коллективные творчество и инновации становятся настоящим богатством народов в XXI веке» [16].
По мнению А. А. Степанова и М. В. Савиной, именно креативная экономика будет являться механизмом раскрытия творческих способностей людей, создания ими новых творческих идей и их успешной реализации в новых социально-экономических условиях постиндустриального общества [13]. Очевидно, что для работодателей на этапе становления креативной экономики все больший интерес будут представлять специалисты, обладающие не только высокими профессиональными знаниями, умениями, навыками, компетенциями, высоким уровнем интеллекта, но и креативностью, умениями формировать инновационные цели, успешно разрешать нестандартные проблемы, действовать оригинально и нестандартно в любых сферах экономической деятельности, то есть обладающие креативной компетентностью.
В результате изменений требований к современным кадрам в условиях креативной экономики должна измениться и система профессионального образования, готовящая эти кадры. Акцент должен быть сделан на формирование креативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения. Одним из главных условий формирования данной
компетентности нами обозначено развитие творческого потенциала личности в процессе ее подготовки к профессионально-педагогической деятельности.
Методология
Теоретический анализ научной литературы позволил выявить проблему исследования и уточнить цель - проверить эффективность методики развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения.
Поскольку существует множество определений творческого потенциала, поясним, что в данной статье под ним будем понимать такое интегративное системное качество личности будущего педагога профессионального обучения, которое включает креативность, мотивацию к творческой деятельности при условии высокого уровня их развития и взаимосвязи, готовность к творческой профессионально-педагогической деятельности, к изменениям, отказу от стереотипов, нахождению оригинальных решений сложных педагогических проблем в ситуации неопределенности. Названные характеристики раскрываются в процессе профессиональной подготовки и ведут к получению качественного продукта педагогической деятельности - развитию творческой личности обучающегося.
Методологической основой исследования стали требования к выпускнику по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» в соответствии с новыми государственными стандартами, концепции диагностики творческого потенциала личности (Е. П. Ильин [7], Э. Ф. Зеер [5], Н. Ф. Вишнякова [2] и др.), концепции ученых по развитию творческого потенциала студентов (Е. Е. Адакин [1], М. В. Войтенко, Н. Б. Лаврентьева,А. Г. Редькин[3],А. И. Санникова[12], О. Г. Степанова [14], В. Н. Кормакова [8] и др.), особенности подготовки педагогов профессионального обучения на основе новых образовательных стандартов (Г. М. Романцев, В. А. Федоров, И. В. Осипова, О. В. Тара-сюк [11], Е. А. Гнатышина, А. В. Савченков [4] и др.).
Исследование проводилось с помощью следующих методов: теоретических: анализа психолого-педагогической литературы по проблемам исследования, научно-методического анализа действующих примерных основных образовательных программ и федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, обобщения результатов исследования; эмпирических: анализа деятельности студентов направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)», педагогического эксперимента.
Для определения уровня развития творческого потенциала студентов были соотнесены компоненты творческого потенциала студентов вуза направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» и методы психолого-педагогической диагностики (табл. 1), релевантные содержанию этих ком-
Результаты
С целью проверки эффективности методики развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения в 2017-2019 гг. был проведен педагогический эксперимент как наиболее точный способ изучения явлений, фиксации фактов, наблюдения за изменениями и развитием способностей и других качеств участников педагогического процесса. Эксперимент дал возможность изучить причинно-следственные связи, внутренние источники развития, выйти на теоретический уровень исследования проблемы.
понентов. Комплексность диагностического подхода к нашей работе обеспечивалась взаимосвязью между теоретическим конструктом (творческим потенциалом) и операционализированными конструктами (психологическими феноменами, оцениваемыми в диагностических методиках).
В педагогическом эксперименте принимали участие студенты 1-5-х курсов и магистранты направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» Луганского национального университета имени Тараса Шевченко. При подборе экспериментальных и контрольных групп учитывались требования валидности, надежности и достоверности результатов исследования. С этой целью подбирали одинаковый по уровню подготовки контингент студентов в экспериментальную и контрольную группы. Следовательно, для обеспечения репрезентативности выборки при генеральной совокупности 617 чело-
Таблица 1
Методы диагностики творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения
Компонент/ Показатель Методы диагностики
Креативный
Креативные качества: Тест «Креативный потенциал (Н. Ф. Вишнякова) [2, с. 118-131]
- творческое мышление
- любознательность
- оригинальность
- воображение
- интуиция
- эмоциональность и эмпатия
- чувство юмора
- творческое отношение к профессии
Вербальная креативность Тест вербальной креативности (S. A. Mednick) [17]
Творческие способности: Тест на определение творческих способностей (Х. Зиверт) [6, с. 80-100]
- находчивость
- способность комбинировать
- визуальная креативность
- свобода ассоциаций
- нестандартность мышления
Творческое самовыражение Опросник креативности Д. Джонсона (D. Johnson), адаптированный Е. Е. Туник [15]
Мотивационный
Потребность быть креативным, открытым для новых идей Методика изучения мотивационного профиля личности (Ш. Ричи и П. Мартин) [18]
Потребность в разнообразии, переменах
Мотивация на самосовершенствование
Мотивация к успеху Методика диагностики личности на мотивацию к успеху (Т. Элерс) [9]
Стремление к самовыражению в труде Методика «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфик, модификация А. А. Реана) [10]
Желание проявить творчество в работе
Понимание роли творчества в профессиональной деятельности Анкета определения мотивации к творчеству
век число студентов в экспериментальной и контрольной группах примерно 55 человек. В нашем случае выборка составила 308 студентов (по 154 человека в экспериментальной и контрольной группах), что позволяет получить статистически достоверные результаты экспериментального исследования.
Педагогический эксперимент включал констатирующий, формирующий и контрольный этапы научно-педагогического поиска. На констатирующем этапе эксперимента было изучено состояние образовательного процесса в вузе с целью выявления и нивелирования факторов, препятствующих творческой самореализации личности в профессионально-педагогической деятельности и негативно влияющих на развитие творческого потенциала студентов. Также выявлен исходный уровень развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения путем наблюдения за организацией учебно-познавательной деятельности студентов. Результаты наблюдений за образовательным процессом вуза показали, что фронтальный характер обучения, который отражается в отборе и методах изложения лекционного материала, подборе задач к семинарским и практическим занятиям, предложенных требованиях к выполнению самостоятельных заданий, форме проведения учебных занятий и прочем, является неконструктивным фактором развития творческого потенциала будущего педагога профессионального обучения, поскольку здесь слабо представлена возможность различных видов профессионально-педагогической деятельности: ролевые игры, анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, тренинги, деятельность по саморазвитию и др. Также происходит игнорирование личностных качеств каждого студента, базового личностного потенциала и их личного опыта, что приводит к обезличиванию образовательного процесса.
В ходе констатирующего эксперимента путем наблюдения, анкетирования, бесед были выявлены факторы, препятствующие эффективному развитию творческого потенциала будущего педагога профессионального обучения в процессе профессиональной подготовки, а именно: преимущественно внешняя мотивация учебно-профессиональной деятельности, отсутствие объективной самооценки своего творческого потенциала и рефлексии собственной деятельности; поверхностные представления об особенностях профессионально-педагогического творчества; недостаточный уровень развития креативных качеств личности.
На констатирующем этапе эксперимента нами также был определен исходный уровень развития
творческого потенциала в экспериментальной и контрольной группах.
Были собраны и проанализированы данные по каждому из критериев оценки исследуемых показателей. Результаты проделанной работы позволяют судить о базовом уровне творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения, участвующих в экспериментальной работе. В таблице 2 представлены обобщенные результаты измерения уровней развития творческого потенциала студентов до экспериментальной работы.
Средний балл и стандартное отклонение в рассматриваемых группах практически совпадали, что позволяет говорить о сходстве данных групп по уровню развития творческого потенциала на момент проведения констатирующего среза. Для доказательства этого применили критерий Пирсона. Получили %2Эмп = 0,282 меньше критического значения (5,991), что указывает на недостоверность расхождения между распределениями.
Таким образом, результаты констатирующего этапа экспериментальной работы свидетельствуют, что уровень развития творческого потенциала студентов недостаточный и обусловлен в значительной степени неэффективностью традиционного обучения.
В процессе экспериментальной работы (формирующий этап) апробировалась теоретически обоснованная и разработанная методика развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения, под которой будем понимать совокупность методов, приемов, форм организации учебной деятельности студентов направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)», нацеленной на развитие их творческого потенциала.
На этом этапе решались следующие задачи:
- активизировать интерес студентов к профессионально-педагогическому творчеству;
- актуализировать профессионально и педагогически значимые мотивы достижения, ценностные установки актуализации в профессионально-педагогической деятельности;
- развить креативное мышление студентов;
- сформировать потребность в творческом саморазвитии, сформировать навыки самопознания и самооценки собственного творческого потенциала.
Для усиления мотивации деятельности, активизации и стимулирования развития профессионально значимых творческих качеств будущих педагогов профессионального обучения в качестве основных организационных форм обучения использовались как традиционные формы обучения (лекции, семинары, прак-
Таблица 2
Уровень развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента (%)
Компонент / показатель Контрольная Экспериментальная
Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий
До После До После До После До После До После До После
Креативный компонент
Креативные качества: - творческое мышление 35,1 33,8 53,2 53,2 11,7 13 33,8 24,7 55,2 44,2 11 31,2
- любознательность 20,8 18,2 54,5 54,5 24,7 27,3 24,7 15,6 52,6 51,9 22,7 32,5
- оригинальность 33,1 32,5 51,3 50,6 15,6 18,2 24 11 49,4 46,8 26,6 42,2
- воображение 31,2 31,2 56,5 55,8 12,3 13 23,4 12,3 55,8 42,9 20,8 44,8
- интуиция 36,4 33,8 40,9 41,6 22,7 24,7 31,2 19,5 46,8 46,1 22,1 34,4
- эмоциональность и эмпатия 35,1 35,1 42,2 42,2 22,7 22,7 39,6 20,8 37,7 46,8 22,7 32,5
- чувство юмора 17,5 17,5 61,7 61,7 20,8 20,8 20,1 17,5 54,5 50,6 25,3 31,8
- творческое отношение к профессии 46,1 32,5 34,4 33,1 19,5 34,4 44,8 11,7 46,8 42,2 8,4 46,1
- вербальная креативность 39,6 36,4 44,8 45,5 15,6 18,2 36,4 14,9 55,2 41,6 8,4 43,5
Творческие способности: - находчивость 24,7 20,1 55,8 51,3 19,5 28,6 11 9,1 54,5 51,3 34,4 39,6
- способность комбинировать 44,2 35,7 39,6 40,9 16,2 23,4 38,3 14,3 46,8 36,4 14,9 49,4
- визуальная креативность 35,1 31,8 51,3 51,9 13,6 16,2 33,8 14,9 53,9 41,6 12,3 43,5
- свобода ассоциаций 26 20,8 51,9 50 22,1 29,2 13,6 8,4 57,1 46,8 29,2 44,8
- нестандартность мышления 33,1 31,8 53,9 53,2 13 14,9 31,8 24 56,5 43,5 11,7 32,5
- творческое самовыражение 30,5 28,6 57,1 53,2 12,3 18,2 32,5 7,1 59,1 46,8 8,4 46,1
Среднее значение по компоненту 33,9 30,9 50,3 49,2 15,8 20 31,6 13,3 54,6 44,6 13,8 42,2
Мотивационный компонент
Потребность быть креативным 53,2 49,4 36,4 39 10,4 11,7 58,4 19,5 33,8 40,9 7,8 39,6
Потребность в разнообразии, переменах 23,4 22,1 51,9 50,6 24,7 27,3 20,8 7,8 54,5 48,1 24,7 44,2
Мотивация на самосовершенствование 44,2 42,9 47,4 48,1 8,4 9,1 41,6 13,6 51,3 42,9 7,1 43,5
Мотивация к успеху 56,5 41,6 32,5 39,6 11 18,8 51,3 11 36,4 55,2 12,3 33,8
Стремление к самовыражению 24,7 20,1 55,8 53,2 19,5 26,6 17,5 7,8 61 33,8 21,4 58,4
Желание проявить творчество в работе 44,2 34,4 39,6 48,1 16,2 17,5 55,8 18,2 36,4 46,8 7,8 35,1
Понимание роли творчества в профдеятельности 35,1 33,8 56,5 55,2 8,4 11 36,4 16,2 59,7 40,9 3,9 42,9
Среднее значение по компоненту 41,5 35,2 45,5 47,8 13 17 41,2 13,5 47,8 45,1 11 41,5
Общее среднее значение 37,8 33 47,9 48,5 14,4 18,5 36,4 13,4 51,2 44,8 12,4 41,8
тические и лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов и др.), так и нетрадиционные формы (лекция-диалог, проблемная лекция, лекция-визулизация, семинар-беседа, круглый стол, тренинг, деловая игра и т.д.).
С целью активизации учебно-познавательной деятельности студентов, стимулирования творческого подхода к освоению знаний на лекциях использовались элементы проблематизации.
Проблемная организация образовательного процесса способствовала полному раскрытию творче-
ского потенциала будущих педагогов профессионального обучения. В исследовании степень наращивания проблемности зависела от накопления самостоятельных и творческих действий будущих педагогов профессионального обучения от этапа к этапу.
При проведении семинарских и практических занятий в форме семинара-беседы, семинара-круглого стола активизировалась учебно-творческая деятельность студентов. Эти формы стимулировали творческую активность и самостоятельность будущих педагогов профессионального обучения. Так, проведе-
ние семинара в виде круглого стола способствовало формированию таких профессионально значимых качеств будущего педагога профессионального обучения, как инициативность, творческая активность, самостоятельность, креативность и т.д.
С целью повышения уровня мотивации достижения использовался такой педагогический инструментарий, как «портфолио студента», который является не просто папкой студенческих работ (статей, тезисов докладов, фрагментов дневников, письменных работ, заявок на участие в конкурсах, видеоматериалов, презентаций, проектов, планов выступлений и т.д.), а спланированной индивидуальной подборкой достижений будущих педагогов профессионального обучения в учебно-творческой и внеучебной деятельности; как документ, в котором отражены личностный и профессиональный рост будущего педагога профессионального обучения, что дает возможность для рефлексии самоизменения.
Формирующий этап эксперимента предусматривал использование методики, требующей построения креативного образовательного пространства в вузе путем создания творческой атмосферы, настроя для учебно-творческой деятельности студентов с целью расширения возможностей для творческого роста и самосовершенствования; проектирования и конструирования системы различных творческих видов деятельности; понимания собственного творческого потенциала; использования информационных и медиаресурсов и др.
Все методы, которые применялись для развития и самосовершенствования творческого потенциала студентов, можно разделить по степени их соответствия и действенности на группы: дидактические, методические и психологические.
Психологический аппарат представлен как методами, основанными на интенсивном запоминании информации с использованием логического мышления (методы активизации), так и прогрессивными методами холистической (НоИвтив - целое) направленности, которые синтезируют методики активиза-ционного и суггестопедического (релаксационного) направления, позволяющие «окунуть» обучающегося в творческий мир знаний через удовольствие, игру, его личный опыт, снять стресс, подключить все каналы восприятия информации (слух, зрение, вкус, обоняние, осязание, интуиция).
В качестве дидактических методов использовалась совокупность методов сжатия учебной информации, инженерии знаний, информационной «накачки», содержательного обобщения, графической визуализации,
позволяющих сочетать вербальное и визуальное представление учебной информации с наглядно-деятельной демонстрацией дидактического творчества.
В экспериментальной работе в качестве методического компонента использовались определенные методы развивающего обучения, образующие креативные психолого-педагогические технологии, обеспечивающие максимальный уровень развития творческого потенциала студентов не только через систему внешних воздействий и соответствующую ей образовательную технологию, но и через методику творческого саморазвития, профессионального самосовершенствования путем использования тренинго-вых, игровых форм занятий, имеющих опору на групповой эффект и позиционную обратную связь студентов с преподавателем.
Наиболее полно реализовать потенциальные творческие возможности каждого студента в зависимости от его профессионально-личностных предпочтений позволяют игровые методы, которые стимулируют творческий поиск скрытых у студентов резервов и развитие профессионально значимых творческих качеств будущего педагога профессионального обучения.
В процессе экспериментальной работы для формирования и развития креативности, как компонента творческого потенциала, использовался психолого-педагогический тренинг. Тренинг креативности предоставлял возможность развития основных креативных качеств студентов, таких как: ответственность, самостоятельность, инициативность, оригинальность, находчивость, способность к творческому решению возникающих проблем, готовность к дальнейшему творческому саморазвитию и др.
Для создания творческой атмосферы на групповом тренинге креативности использовали метод «мозговой штурм», когда группа студентов генерировала большое количество идей, не высказывая критики в адрес других членов творческой группы, и синектику, при которой были допустимы элементы критики, а также обязательное выполнение четырех приемов, основанных на аналогии: прямой, личной эмпатии, символической и фантастической.
Методы коллективного творчества позволили раскрыть глубинные творческие резервы личности будущего педагога профессионального обучения путем решения комплекса разноуровневых творческих задач профессиональной направленности, выбор и результат которых дали возможность будущим педагогам профессионального обучения осуществлять индивидуальную траекторию своего творческого саморазви-
тия, поскольку именно условия задачи (заложенные в них проблемные ситуации) создавали определенную установку на творческий поиск, заставляли мыслить, искать нужные способы действий, а не просто механически копировать. Развивающий потенциал ситуации в наибольшей степени раскрывался, когда студент сам выбирал себе способ познания и искал варианты для оптимального решения проблемы, поскольку проблемные ситуации в силу наличия в них противоречий порождали познавательную потребность в новых знаниях, новых способах их применения. Они предусматривали научный анализ инженерно-педагогического опыта, осмысление конкретных профессионально-педагогических ситуаций и моделирование более эффективного содержания, приемов и методов работы будущих педагогов профессионального обучения.
Таким образом, результатом формирующего этапа эксперимента стало усиление мотивации на инженерно-педагогическое творчество, развитие и совершенствование профессионально значимых творческих качеств личности, творческого мышления и, как следствие, активное применение и реализация будущими педагогами профессионального обучения собственного творческого потенциала, на что и указали результаты контрольного этапа эксперимента.
На контрольном этапе экспериментальной работы были выявлены количественные и качественные изменения сформированности содержательных компонентов творческого потенциала студентов экспериментальной и контрольной групп по соответствующим критериям. Динамика сдвигов каждого показателя уровня развития творческого потенциала отслеживалась и измерялась с помощью аналогичного диагностического инструментария (табл. 1).
В таблице 2 представлены количественные изменения результатов развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения после проведения экспериментальной работы. Данные таблицы свидетельствуют о положительных изменениях в экспериментальной группе по всем показателям развития творческого потенциала, что соответствует концептуальным положениям исследования и подтверждает правильность выбранного направления организации педагогического процесса. Для доказательства этого применили критерий Пирсона. Получили х2Эмп = 17,428 больше критического значения (5,991), что указывает на достоверность расхождения между распределениями.
Наглядно эти изменения видны на сводной диаграмме (рис. 1).
60 50 40 30 20 10 0
в начале эксперимента
по окончании эксперимента
низкии
средним контрольная
высоким
низким
средним экспериментальная
высоким
Рис. 1. Развитие творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента (%)
Заключение
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что к решению проблемы развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения необходимо подходить всесторонне.
Во-первых, необходимо разработать методику развития творческого потенциала, которая объединяет
как традиционные подходы к организации образовательного процесса в вузе, так и инновационные, креативные, направленные на свободное развитие личности будущего педагога профессионального обучения.
Во-вторых, требуется создать в вузе креативное образовательное пространство, позволяющее расширить возможности для творческого роста и самосовершенствования, развития творческого потенциала,
а значит и формирования креативной компетентности будущего педагога профессионального обучения.
Это позволит подготовить новую генерацию педагогов профессионального обучения, которые осознают роль творчества в профессиональной деятельности, проявляют к ней интерес, вдохновлены творческим поиском при выполнении разного рода творческих задач, инициативны в преодолении стереотипов, любознательны, обладают эрудицией, вдумчивостью, сообразительностью, логичностью, способностью к анализу и синтезу, способны воплощать знания в духовной и материальной форме и строить на их основе профессионально-педагогическую деятельность.
Литература
1. Адакин Е. Е. Прогностическое моделирование творческого потенциала студентов в системе заочного обучения в современных условиях [Электронный ресурс] // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 19-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prognosticheskoe-modelirovanie-tvorcheskogo-potentsiala-studentov-v-sisteirie-zaochnogo-obucheniya-v-sovremennyh-usloviyah.
2. Вишнякова Н. Ф. Теория и практика креативной акмеологии. Минск, 1999. Т. 2. 217 с.
3. Войтенко М. В., Лаврентьева Н. Б., Редькин А. Г Развитие творческого потенциала будущих специалистов по туризму на основе технологии учебного проектирования. Барнаул, 2010. 199 с.
4. Гнатышина Е. А., Алексеева Л. П. Подготовка профессионально-педагогических кадров в условиях инновационной деятельности вуза [Электронный ресурс] // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. № 1 (22). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/podgotovka-professionalno-pedagogicheskih-kadrov-v-usloviyah-innovatsionnoy-deyatelnosti-vuza.
5. Зеер Э. Ф., Попова Л. С. Влияние уровня креативности на преодоление барьеров профессионального развития педагогов [Электронный ресурс]. Образование и наука. 2012. № (1). С. 94-106. URL: https://doi. org/10.17853/1994-5639-2012-1-94-106.
6. Зиверт Х. Тестирование личности. М., 1998, 198 с.
7. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб., 2009. 448 с.
8. Кормакова В. Н. Развитие творческого потенциала личности студента в учебном процессе [Электронный ресурс] // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2015. № 3 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskogo-potentsiala-lichnosti-studenta-v-uchebnom-protsesse.
9. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса [Электронный ресурс]. URL: http://psylist.net/ praktikum/23.htm.
10. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб., 2002. 432 с.
11. Уровневое профессионально-педагогическое образование: теоретико-методологические основы стандартизации / Г. М. Романцев, В. А. Федоров, И. В. Осипова, О. В. Тарасюк. Екатеринбург, 2011. 545 с.
12. Санникова А. И. Развитие творческого потенциала личности средствами образования: теория и опыт научного исследо-
вания [Электронный ресурс] // Вестник ПГГПУ Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. № 2-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/razvitie-tvorcheskogo-potentsiala-lichnosti-sredstvami-obrazovaniya-teoriya-i-opyt-nauchnogo-issledovaniya.
13. Степанов А. А., Савина М. В. Креативная экономика: сущность и проблемы развития [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами. 2013. № 12 (60). URL: http://uecs.ru/marketing/item/2667#_ftn7.
14. Степанова О. Г Тенденции развития творческого потенциала личности студента в негосударственном вузе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2001. Вып. 2 (27). С. 66-69.
15. Туник Е. Е. Опросник креативности Джонсона. СПб., 1997. 10 с.
16. Creative Economy Report 2013 by UNESCO [Электронный ресурс]. URL: http://www.unesco.org/culture/pdf/creative-economy-report-2013.pdf.
17. Mednick M. T., Mednick S. A. Incubation of Creative Performance and Specific Associative Priming // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1964. Vol. 69, № l, P. 84-88.
18. Ritchie Sh., Martin P. Motivation Management. Brookfield, Vt, USA : Gower, 1999.
References
1. Adakin E. E. Prognosticheskoe modelirovanie tvorcheskogo potenciala studentov v sisteme zaochnogo obuchenija v sovremennyh uslovijah [Predictive modeling of creative potential of students in the system of distance learning in modern conditions]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2012. №19-1 Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/prognosticheskoe-modelirovanie-tvorcheskogo-potentsiala-studentov-v-sisteme-zaochnogo-obucheniya-v-sovremennyh-usloviyah (In Russian).
2. Vishnjakova N. F. Teorija i praktika kreativnoj akmeologii [Theory and practice of creative acmeology]. Minsk, 1999, vol. 2, 217 р. (In Russian).
3. Vojtenko M. V., Lavrenteva N. B., Redkin A. G. Razvitie tvorcheskogo potenciala budushhih specialistov po turizmu na osnove tehnologii uchebnogo proektirovanija [The development of the creative potential of future tourism professionals based on educational design technology]. Barnaul, 2010, 199 р. (In Russian).
4. Gnatyshina E. A., Alekseeva L. P. Podgotovka professional'no-pedagogicheskih kadrov v uslovijah innovacionnoj dejatel'nosti vuza [The training of professional-pedagogical personnel in conditions of innovative activity of the university]. Baltic Humanitarian Journal, 2018, № 1 (22). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ podgotovka-professionalno-pedagogicheskih-kadrov-v-usloviyah-innovatsionnoy-deyatelnosti-vuza. (In Russian).
5. Zeer Je. F., Popova L. S. Vlijanie urovnja kreativnosti na preodolenie bar'erov professional'nogo razvitija pedagogov [The Influence of Creativity Level on Overcoming the Barriers of Teachers' Professional Development]. The Education and Science Journal, 2012, no. (1), pp. 94-106. Available at: https://doi. org/10.17853/1994-5639-2012-1-94-106. (In Russian).
6. Zivert H. Testirovanie lichnosti [Personality testing]. Moscow, 1998, 198 р. (In Russian).
7. Ilin E. P. Psihologija tvorchestva, kreativnosti, odarennosti [Psychology of creativity, creativity, giftedness]. St. Petersburg, 2009, 448 р. (In Russian).
8. Kormakova V. N. Razvitie tvorcheskogo potenciala lichnosti studenta v uchebnom processe [Students' personalities and their creative features in the educational process]. Research Result. Pedagogy and Psychology of Education, 2015, no. 3 (5). Available at:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskogo-potent-siala-lichnosti-studenta-v-uchebnom-protsesse. (In Russian).
9. Metodika diagnostiki lichnosti na motivaciju k uspehu T. Jelersa [The technique of personality diagnosis on the motivation for success T. Ehlers]. Available at: http://psylist.net/praktikum/23. htm. (In Russian).
10. Rean A. A., Bordovskaja N.V., Rozum S.I. Psihologija i pedagogika [Psychology and pedagogy]. St. Petersburg, 2002, 432 p. (In Russian).
11. Romancev G. M., Fedorov V. A., Osipova I. V., Tarasjuk O. V. Urovnevoe professional'no-pedagogicheskoe obrazovanie: teoretiko-metodologicheskie osnovy standartizacii [Level professional and pedagogical education: theoretical and methodological foundations of standardization]. Ekaterinburg, 2011, 545 p. (In Russian).
12. Sannikova A. I. Razvitie tvorcheskogo potenciala lichnosti sredstvami obrazovanija: teorija i opyt nauchnogo issledovanija [Personal creativity development through educational resources: theory and academic experience]. Bulletin of the Perm State Humanitarian-Pedagogical University. Series No. 1. Psychological and Pedagogical Sciences, 2014, no. 2-1. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskogo-potentsiala-
lichnosti-sredstvami-obrazovaniya-teoriya-i-opyt-nauchnogo-issledovaniya. (In Russian)
13. Stepanov A. A., Savina M. V. Kreativnaja jekonomika: sushhnost' i problemy razvitija. [Creative economy: essence and problems of development]. Management of Economic Systems, 2013, no. 12 (60) Available at: http://uecs.ru/marketing/item/2667#_ ftn7. (In Russian).
14. Stepanova O. G. Tendencii razvitija tvorcheskogo potenciala lichnosti studenta v negosudarstvennom vuze [Trends in the development of the creative potential of a student's personality in a non-state university]. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2001, iss. 2 (27), pp. 66-69. (In Russian).
15. Tunik E. E. Oprosnik kreativnosti Dzhonsona [Johnson Creativity Questionnaire]. St. Petersburg, 1997, 10 p. (In Russian).
16. Creative Economy Report 2013 by UNESCO. Available at: http:// www.unesco.org/culture/pdf/creative-economy-report-2013.pdf.
17. Mednick M. T., Mednick S. A. Incubation of Creative Performance and Specific Associative Priming. Journal of Abnormal and Social Psychology, 1964, vol. 69, no. l, pp. 84-88.
18. Ritchie Sh., Martin P. Motivation Management. Brookfield, Vt, USA, Gower, 1999.