Sundeeva Lyudmila Alexandrovna, Demakova Lada Anatolyevna FORMATION OF READINESS OF FUTURE TEACHERS OF INITIAL ..
pedagogical sciences
УДК 378.14
DOI: 10.26140/bgz3-2020-0902-0043
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАСОВ К ТВОРЧЕСТВУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2020
AuthorlD: 625286
SPIN-код: 9496-9313
ORCID: 0000-0002-2205-7986
Сундеева Людмила Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика и методики преподавания» Демакова Лада Анатольевна, магистрант Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: anastasiyava. [email protected])
Аннотация. В статье раскрывается актуальность творческого развития учителей и их готовности к творчеству в образовательной деятельности, развития творческого потенциала и способностей учащихся. Показана проблема, связанная с нехваткой творческих педагогов, объясняются его причины. Освещаются актуальные проблемы, связанные с наличием богатого практического опыта по творческой системе работы на различных уроках при отсутствии единой системы подготовки творческих педагогических кадров и недостаточной проработке данного вопроса в системе профессиональной подготовки педагогов. В статье ставится проблема построения методической системы по развитию готовности студентов к творчеству в педагогической деятельности, мотивации студентов на творческую работу. Предлагается введение специальных курсов творческой подготовки. Приведены результаты, наглядно доказывающие, что будущих учителей начальных классов волнует проблема их творческой подготовки. Представлены актуальные данные, показывающие каким содержательным наполнением должны обладать курсы творческой подготовки педагогов. Раскрыта логика построения данных курсов и доказана их эффективность.
Ключевые слова: творческий потенциал, креативность, творческий педагог, творческая деятельность, творческие способности, методика подготовки творческих учителей, педагогическая деятельность, творчество в образовательной деятельности.
FORMATION OF READINESS OF FUTURE TEACHERS OF INITIAL CLASSES FOR CREATIVE EDUCATIONAL ACTIVITY
© 2020
Sundeeva Lyudmila Alexandrovna, Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor of Department "Pedagogy and Teaching Methods" Demakova Lada Anatolyevna, undergraduate Togliatti State University (445020, Russia, Tolyatti, Belorusskaya St., 14, e-mail: [email protected])
Abstract. The article reveals the relevance of teacher's creative development and their readiness to creativity in educational activity, the development of creative potential and pupils' abilities. The problem associated with the lack of creative teachers is shown, its reasons are explained. Actual problems related to the presence of rich practical experience in the creative system of work at various lessons, in the absence of a unified system of training creative teaching staff and inadequate study of this issue in the system of professional training of teachers are highlighted. The article poses the problem of constructing a methodological system for developing students' willingness to creativity in teaching activities, motivating students to work creatively. The introduction of special creative training courses is proposed. The results that clearly demonstrate that future teachers of primary school are concerned about the problem of their creative training are presented. Actual data showing how substantial content should be given to creative training courses for teachers are presented too. The logic of constructing these courses is explained and their effectiveness is proved.
Keywords: creativity, creative potential, creative teacher, creative activity, creative abilities, methodology for training creative teachers, pedagogical activity, creativity in educational activity.
ВВЕДЕНИЕ
Тенденции развития современного образования требуют от учителя начальной школы быть готовым не только к реализации своей деятельности на высоком профессиональном уровне, обладать необходимой педагогической культурой и мастерством, но и иметь навыки в организации творческой деятельности учащихся в образовательном процессе.
Современный педагог должен быть готов формировать и развивать творческие способности школьников, осуществлять творческую образовательную деятельность в учебном процессе, способствовать реализации творческого потенциала учащихся, развитию их воображения и креативного мышления, творческой активности. Однако на современном этапе система образования испытывает трудности, связанные с нехваткой педагогов, способных реализовывать творческую деятельность, в связи с этим многие вопросы формирования готовности педагогических кадров к реализации творческого образовательного процесса остаются неразработанными, не исследованными в полной мере. Помимо этого, следует отметить, что в педагогической науке не до конца изучена проблема подготовки будущих педагогов к осуществлению творческой деятельности в образовательном процессе, не выявлена оптимальная методика под-
готовки будущих учителей к реализации творческого обучения.
Отсюда возникает противоречие между необходимостью подготовки творческих педагогов и отсутствием серьёзной теоретической и практической базы, основанной на исследованиях, которые в полной мере раскрывают методику подготовки творческих учителей [1-7]. Большинство работ касается того, как данное качество раскрывать в системе урочной и внеурочной деятельности. Так, Г.А. Сария [8] предлагает некоторые аспекты творческой работы на уроках русского языка на примере изучения состава слова. Т.В. Голушко [9] затрагивает систему творческой работы на уроках литературного чтения, а Л.В. Бойко, Е.М. Лобанова, И.В. Василенко [10] говорят о творческом развитии на уроках математики, Д.О. Подоляк [11] раскрывает особенности развития творческих способностей на уроках окружающего мира.
МЕТОДОЛОГИЯ
В связи со всем вышеизложенным можно сформулировать цель исследования: как организовать и методически верно выстроить систему занятий, которая бы позволила подготовить творческих педагогов, наделённых важными практическими знаниями и навыками по реализации творчества в образовательной деятельности.
Необходимо еще введение спецкурсов и факульта-
педагогические науки
Сундеева Людмила Александровна, Демакова Лада Анатольевна ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ...
тивов, которые развивали бы не только творческие способности будущих педагогов, но и способствовали их дальнейшему творческому развитию в педагогической деятельности. Данная проблема позволила провести исследование среди двух групп студентов Тольяттинского социально-педагогического колледжа направления подготовки «Начальные классы». Для этого были выбраны группы НК-21 (25 человек) и НК-22 (25 человек).
На первом этапе исследования был проведён опрос, который позволил выявить отношение студентов к перспективе их творческой подготовки к будущей профессиональной деятельности. На вопрос о том, должен ли учитель быть творческим, способен ли он реализо-вывать творчество в образовательной деятельности, большинство студентов - 90% (45 человек) ответили утвердительно. Отвечая на вопрос о том, достаточно ли в системе профессиональной подготовки раскрыты методические аспекты реализации творчества в образовательной деятельности, 80% (40 человек), отметили необходимость дополнительной работы по данной проблеме и введению специальных курсов. На вопрос о выборе курса из 10 занятий, который бы раскрыл методику реализации творчества на различных уроках, большинство студентов 82% (41 человек), ответили, что посещали бы данные занятия по собственной инициативе. Вопрос о содержательном наполнении программы занятий затронул следующие аспекты: многие студенты - 78% (39 человек) из числа выбравших курс занятий по творческому развитию, ответили, что хотели бы научиться реализовывать творчество на различных уроках, а 48% (24 человека) волнует реализация творчества в системе внеурочной работы. Помимо этого, 90% студентов (37 человек) интересует вопрос о том, как учителю быть творческим в современных условиях в соответствии со стандартами ФГОС, 70% (35 человек) интересуется тем, как преодолевать барьеры на пути к творческой деятельности, 66% (33 человека), волнует то, как заинтересовать учащихся, мотивировать их на дальнейшую творческую деятельность и 76% (38 человек) задаются вопросом о том, как раскрыть творческий потенциал учащихся, развить их творческие способности. Полученные данные были учтены при построении программы курса. На вопрос о том, чему бы они хотели научиться на занятиях, большинство студентов - 80% (40 человек), ответили, что хотят знать, как быть творческим педагогом, 90% (45 человек) ответили, что хотят иметь важные навыки в практической творческой педагогической деятельности. Данный опрос доказал актуальность введения курса занятий «Творчество в профессиональной деятельности педагогов» в учебный процесс.
Для того чтобы иметь представления о творческих качествах студентов в двух группах (экспериментальной и контрольной) была проведена диагностика развития творческого потенциала, творческих способностей и креативности студентов, а также наличия внутренних барьеров, препятствующих творческой деятельности будущих педагогов. Диагностика выявила, что в группе НК-22 4 % (1 человек) обладает высоким уровнем развития творческого потенциала, 84% (21 человек) обладают средним уровнем развития творческого потенциала, но при этом имеются барьеры, тормозящие творческую деятельность, 12% (3 человека) показали низкий уровень развития необходимых творческих качеств.
Диагностика студентов группы НК-21 позволила выявить следующее: высоким уровнем развития творческого потенциала обладает 8% (2 человека); необходимыми творческими навыками, но вместе с тем и барьерами, препятствующими творческой деятельности обладают 88% (22 человека), низким уровнем развития творческого потенциала - 4% (1 человек).
Проведённая диагностика позволила выделить студентов группы НК-22 в качестве экспериментальной группы, а студентов группы НК-21 - контрольной.
На формирующем этапе в экспериментальной группе
был проведён курс «Творчество в профессиональной деятельности педагогов», который состоял из 10 занятий и был разделён на три блока.
В первой, вводной части, включающей в себя два занятия, были раскрыты основные аспекты творческой деятельности педагогов, использования современных образовательных технологий в креативной педагогической деятельности, рассмотрены вопросы снятия барьеров, препятствующих творческой деятельности педагогов. Помимо этого, проводился настрой на дальнейшую плодотворную работу, была сформирована мотивация на креативное самовыражение.
Во второй, основной части, включающей в себя 7 занятий, были рассмотрены методические аспекты реализации творческой деятельности на занятиях по русскому языку, литературе, математике, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии, музыки, а также в системе внеурочной деятельности. В программу были включены учебные игры, решение учебно-методических задач, практические и творческие задания, апробированы в действии необычные техники рисования, продемонстрировано и практически проработано использование современных образовательных технологий на различных уроках, проведены коллективно-творческие дела и многое другое. Такая система занятий позволила не только раскрыть студентам методические аспекты творческой работы учителя, но и показало многообразие его творческой деятельности, огромные возможности для его креативной работы.
В третьей, заключительной части, студенты, разбившись на группы, выполняли совместный творческий проект, который был призван оценить их творческие достижения и навыки, полученные в ходе занятий. Также подводились общие итоги, уточнялись важные практические вопросы, вносилась корректировка в систему занятий, которая позволила усовершенствовать их.
Во всей программе акцент делался на практический опыт по реализации творчества в образовательной деятельности, были использованы методики работы опытных педагогов, которые дали положительные результаты в учебной деятельности.
РЕЗУЛЬТАТЫ
На контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика с использованием диагностических методик констатирующего эксперимента. Использованный диагностический инструментарий позволил выявить значительную положительную динамику показателей у студентов экспериментальной группы.
Так, количество студентов, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала возросло с 4 % (1 человек) до 20 % (5 человек), количество студентов, обладающих средним уровнем развития творческого потенциала снизилось с 84% (21 человек) до 7б% (19 человек), а количество студентов, обладающих низким уровнем развития творческого потенциала и креативности сократилось с 12 % (3 человека), до 4% (1 человек). В контрольной группе были выявлены небольшие изменения - произошёл рост показателей высокого уровня развития творческого потенциала и креативных качеств с 8% (2 человека) до 12 % (3 человека), снизились показатели среднего уровня - с 88% (22 человека) до 84% (21 человек), показатели низкого уровня развития творческого потенциала и креативности остались прежними и составили 4 % (1 человек).
Значительная положительная динамика результатов экспериментальной группы доказала эффективность проведённого курса занятий «Творчество в профессиональной деятельности педагогов», наглядно показала повышение уровня развития творческого потенциала и креативности, доказала возможность построения единой методической системы занятий по развитию творческих качеств будущих педагогов.
Помимо количественных произошли и качественные изменения. Так студенты получили не только общие
Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 2(31)
171
Sundeeva Lyudmila Alexandrovna, Demakova Lada Anatolyevna FORMATION OF READINESS OF FUTURE TEACHERS OF INITIAL ..
pedagogical sciences
представления о творческой деятельности педагога, но и увидели в действии и отработали технологии, методы и приёмы развития творческих качеств, попробовали себя в роли креативного педагога, использовали интересные игры, творческие задания, упражнения, техники рисования, осуществили несколько коллективно-творческих дел. Это не только сняло барьеры с их творческой деятельности, но и позволило им почувствовать себя увереннее и сняло страх перед предстоящей профессиональной деятельностью, подтолкнуло к самостоятельному творческому поиску новых идей и решений, позволило задуматься и даже сделать первые наработки своих творческих идей.
ВЫВОДЫ
Таким образом, проведённое исследование доказало, что правильно выстроенная методическая система занятий по творческому развитию педагога формирует готовность будущих учителей к реализации творчества в образовательной деятельности и самостоятельному поиску, нахождению и осуществлению собственных креативных идей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Худякова М.А. Творческая составляющая в профессиональной подготовке будущих учителей начальной школы /М.А. Худякова, Н.А. Линк //Начальная школа: плюс-минус. — 2009. — № 5. — С.13-15
2. Юревич С.Н. Методы и формы подготовки учителя к творчеству в процессе повышения квалификации /С.Н. Юревич // ЧИППКРО: Научно-теоретический журнал. — 2011. — выпуск 1 (6). — С. 64-68
3. Буренина В.И. Творческий потенциал преподавателя технического вуза как педагогическая категория //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 44-47.
4. Яковлева Е.Л. Эксклюзивная инклюзивность творческой личности //Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 27-30.
5. Стаценко Е.Р. Развитие творческой активности студентов вуза как педагогическая проблема // Самарский научный вестник. 2016. № 3 (16). С. 194-198.
6. Бекоева М.И. Формирование профессионального самоопределения обучающихся на основе активизации творческой самостоятельности //Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 5-8.
7. Linkov A.Y., Klinkov G.T. Control-diagnostic studies as part of the vocational training of future teachers in technology and entrepreneurship // Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 41-44.
8. Сария Г.А. Детское творчество при изучении состава слова / Г.А. Сария //Начальная школа: плюс до и после. — 2011. — №6—С. 46-48
9. Голушко Т.В. Уроки литературного чтения- уроки творчества слова / Т.В. Голушко //Начальная школа: плюс до и после. — 2009. - №1. - с. 47-49
10. Бойко Л.В. Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики / Л.В. Бойко, Е.М. Лобанова, И.В. Василенко // Международный научный журнал «Символ науки». — 2017. - №12. — С. 125-126
11. Подоляк Д.О. Развитие творческих способностей младших школьников на занятиях по окружающему миру / Д.О. Подоляк, С.А. Колесникова // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. — 2012. — С. 11-13
Статья поступила в редакцию 15.02.2020
Статья принята к публикации 27.05.2020