Научная статья на тему 'Развитие творческого потенциала студентов в процессе подготовки к педагогической деятельности'

Развитие творческого потенциала студентов в процессе подготовки к педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / КРЕАТИВНОСТЬ / КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / КРЕАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / CREATIVITY / CREATIVE THINKING / CREATIVE BEHAVIOR / CREATIVE POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комарова Мария Юрьевна

Введение. В настоящее время одной из важнейших задач является подготовка педагогов, обладающих высоким профессионализмом и социальной адаптивностью, способных комплексно оценивать педагогическую ситуацию на разных уровнях, гибко сочетать традиционные и инновационные подходы к обучению и воспитанию, способных сформулировать проблему и быстро принять решение. Данная статья посвящена вопросу развития профессионально-личностных качеств у современного педагога, которые можно определить как «творческий потенциал». Материалы и методы. В данной статье рассматриваются основные компоненты творческого потенциала личности: интеллектуальный, мотивационный, коммуникативный и креативный, а также их развитие через систему специальных учебных занятий в рамках внеаудиторной деятельности. Педагогический отряд как одна из форм внеаудиторной деятельности студентов является наиболее благоприятной учебно-социальной средой, обладающей повышенными коммуникативными и мотивирующими характеристиками, которые способствуют развитию творческого потенциала студентов. В исследовании были применены такие методы, как теоретическое моделирование, теоретико-методологический анализ психолого-педагогической, философско-методологической литературы и исследований по проблеме теории творчества, педагогическое наблюдение, индивидуальные и групповые беседы со студентами, самодиагностика, метод экспертного анализа, методы математической теории принятия решений, методы математической статистики. Целью формирующего эксперимента по развитию творческого потенциала было создание системы занятий, направленных, в первую очередь, на развитие творческого и коммуникативного компонентов личности. Анализ уровней сформированности компонентов творческого потенциала проводился путём их сравнения на входе и выходе эксперимента. Результаты исследования. Сравнительный анализ результатов, полученных на стадии констатирующего и формирующего экспериментов, доказал продуктивность учебно-педагогического воздействия на развитие творческого потенциала, особенно его креативного компонента. Заключение. В процессе исследования была обнаружена тенденция к взаимозависимости и взаимодействию отдельных компонентов творческого потенциала. Это открывает новые перспективы для исследования в области педагогического творчества, потребность в развитии которого обусловлена задачами и тенденциями современной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE POTENTIAL OF STUDENTS PREPARING FOR PEDAGOGICAL ACTIVITY

Introduction.Currently, one of the crucial objectives is to train highly professional, socially adaptable teachers capable to comprehensively assess the pedagogical situation at different levels, flexibly combine traditional and innovative approaches to training and educating, formulate a problem, and quickly make a decision. This paper focuses on the development of professional and personal qualities of a modern teacher, which can be defined as creative potential. Materials and methods. This research considers the main components of the creative potential of a person (intellectual, motivational, communicative, and inventive), as well as their development through a system of training sessions within extracurricular activities. The pedagogical team, as a form of extracurricular activities of students, is the most favorable educational and social environment with highly communicative and motivating characteristics that contribute to the development of students’ creative potential. The research employed the methods of theoretical modeling; theoretical and methodological analysis of psychological, pedagogical, philosophical, and methodological literature; and studies on the problem of creativity theory. It also involved pedagogical observation, individual and group discussions with students, self-diagnosis, expert analysis, methods of mathematical decision theory, and methods of mathematical statistics. The aim of the formative experiment on the development of creative potential was to build a system of classes aimed primarily at the development of inventive and communicative components of an individual. The maturity levels of the creative potential components were analyzed by comparing them at the beginning and end of the experiment. Research result. A comparative analysis of the results obtained at the stage of summative and formative experiments proved the effectiveness of educational and pedagogical effects on the development of creative potential, especially its inventive component. Conclusion. The findings of the research indicate a trend to the interdependence and interaction of individual components of the creative potential. They open up new opportunities for research in the field of pedagogical creativity which should be developed to achieve the aims and follow the trends of the modern school

Текст научной работы на тему «Развитие творческого потенциала студентов в процессе подготовки к педагогической деятельности»

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

УДК 37. 036.5

Развитие творческого потенциала студентов в процессе подготовки к педагогической деятельности

М. Ю. Комарова

Иркутский национальный исследовательский технический

университет, г. Иркутск

А.НН°таЦия. Введение. В настоящее время одной из важнейших задач является подготовка педагогов, обладающих высоким профессионализмом и социальной адаптивностью, способных комплексно оценивать педагогическую ситуацию на разных уровнях, гибко сочетать традиционные и инновационные подходы к обучению и воспитанию, способных сформулировать проблему и быстро принять решение. Данная статья посвящена вопросу развития профессионально-личностных качеств у современного педагога, которые можно определить как «творческий потенциал». Материалы и методы. В данной статье рассматриваются основные компоненты творческого потенциала личности: интеллектуальный, мотивационный, коммуникативный и креативный, а также их развитие через систему специальных учебных занятий в рамках внеаудиторной деятельности. Педагогический отряд как одна из форм внеаудиторной деятельности студентов является наиболее благоприятной учебно-социальной средой, обладающей повышенными коммуникативными и мотивирующими характеристиками, которые способствуют развитию творческого потенциала студентов. В исследовании были применены такие методы, как теоретическое моделирование, теоретико-методологический анализ психолого-педагогической, философско-методологической литературы и исследований по проблеме теории творчества, педагогическое наблюдение, индивидуальные и групповые беседы со студентами, самодиагностика, метод экспертного анализа, методы математической теории принятия решений, методы математической статистики. Целью формирующего эксперимента по развитию творческого потенциала было создание системы занятий, направленных, в первую очередь, на развитие творческого и коммуникативного компонентов личности. Анализ уровней сформированности компонентов творческого потен-

Ключевые слова:

Для

цитирования:

циала проводился путём их сравнения на входе и выходе эксперимента.

Результаты исследования. Сравнительный анализ результатов, полученных на стадии констатирующего и формирующего экспериментов, доказал продуктивность учебно-педагогического воздействия на развитие творческого потенциала, особенно его креативного компонента.

Заключение. В процессе исследования была обнаружена тенденция к взаимозависимости и взаимодействию отдельных компонентов творческого потенциала. Это открывает новые перспективы для исследования в области педагогического творчества, потребность в развитии которого обусловлена задачами и тенденциями современной школы.

творчество, творческий потенциал, креативность, креативное мышление, креативное поведение.

Комарова М. Ю. Развитие творческого потенциала студентов в процессе подготовки к педагогической деятельности // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 2 (47). С. 249-261. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-249-261

Дата поступления статьи в редакцию: 10 февраля 2020 г.

Введение

В настоящее время предъявляются всё более высокие требования к организации любого образовательного процесса и особенно к личности педагога. Поэтому сегодня одной из важнейших задач является подготовка педагогов, обладающих высоким профессионализмом и социальной адаптивностью, способных комплексно оценивать педагогическую ситуацию на разных уровнях, гибко сочетать традиционные и инновационные подходы к обучению и воспитанию. Сегодня рушатся привычные образовательные шаблоны и стереотипы, и всё острее ощущается потребность в подготовке педагогов, способных сформулировать проблему и быстро принять решение, а также суметь убедить окружающих в своей правоте. Поэтому развитие профессионально-личностных качеств у современного педагога, которые можно определить как «творческий потенциал», в настоящее время становится особенно актуальным.

Творчество педагога рассматривается как деятельность, направленная на постоянное решение бесчисленных образовательных задач в изменяющихся условиях, в ходе которой педагог разрабатывает и реализует оптимальные, органичные для данного педагога, нестандартные педагогические

решения в общении с детьми.

Мы считаем, что в вузе должны быть созданы такие условия, в которых студенты постоянно стремятся к самореализации собственных творческих возможностей. Это означает, что мы рассматриваем процесс вузовской подготовки как значимый этап, способствующий саморазвитию и саморегуляции, а всю последующую профессиональную деятельность - как возможность реализовать свой педагогический творческий потенциал.

Творческий потенциал личности - это система личностных способностей, позволяющих изменять способы действий в соответствии с новыми условиями, а также знания, умения и направленность, побуждающие личность к творческому саморазвитию [1].

Мы выделили следующие компоненты творческого потенциала: интеллектуальный, обеспечивающий реализацию интеллектуальных умений в процессе решения профессиональных задач; мотивационный, способствующий профессиональному саморазвитию и самореализации; коммуникативный, позволяющий самоустраняться личности в процессе общения, и собственно творческий, который мы определяем как способность к дивергентному мышлению, которая ориентирована на поиск новых информационных объектов и предполагает нестандартность и оригинальность идей человека.

Педагогической науке известны различные подходы к разработке программ, направлено на развитие творческих способностей. Большинство этих программ, направленных на развитие различных компонентов креативности.

Наиболее традиционными подходами всегда были подходы, где развитие творческих способностей связано с решением сложных задач, которым, в частности, были посвящены эксперименты М. Вертгеймера по развитию продуктивного мышления у школьников [4].

Успешные программы развития творческого мышления были разработаны почти одновременно американскими исследователями Э. П. Торрансом и Э. де Боно [2].

Торранс считал, что дивергентное мышление можно тренировать, поэтому основная идея его метода заключалась в развитии способности преодолевать внешние ограничения и стандарты мышления. Они используются в обучении, основными элементами которого являются задания, анаграммы и психогимнастические упражнения.

Э. де Боно также ставит перед собой задачу развития творческого мышления. Он придерживается следующих принципов развития креативности:

- готовность отказаться от предыдущего опыта, полученного при решении аналогичных задач;

- способность распознавать универсальность любой вещи;

- умение комбинировать идеи из разных областей знаний и использовать полученные ассоциации для решения поставленной задачи.

Исследовательская гипотеза: процесс развития творческого потенциала студентов вуза будет более эффективным, если:

- процесс развития творческого потенциала студентов будет осуществляться через внеаудиторную деятельность;

- для достижения поставленной цели мы будем использовать занятия по комплексному развитию творческого потенциала с учётом достаточно развитой мотива-ционной составляющей;

- процесс развития творческого потенциала обязательно должен происходить в

социально-педагогической среде, обладающей высокими коммуникативными и мо-тивационными характеристиками; примером такой среды может служить педагогический отряд;

- познавательная деятельность будущего учителя должна быть активной. Для этого используются методы проблемного обучения, применение теории на практике, рациональное сочетание эвристического и логического подходов.

Методы исследования:

- теоретико-методологический анализ психолого-педагогической, философ-ско-методологической литературы и исследований по проблеме теории творчества;

- теоретическое моделирование;

- педагогическое наблюдение;

- индивидуальные и групповые беседы со студентами;

- опрос с использованием анкет, интервьюирование;

- самодиагностика;

- учёт опыта педагогической деятельности;

- метод экспертного анализа;

- методы математической теории принятия решений;

- методы математической статистики.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем: дополнено содержание понятия «творческий потенциал личности» характеристикой интегративного качества, которое базируется на четырёх основных компонентах: мотивации, общении, интеллекте и креативности. Проведено ранжирование компонентов творческого потенциала. Выявлены компоненты творческого потенциала, наиболее подверженные воспитательно-педагогическому воздействию.

Практическая значимость исследования: возможность использования его результатов в системе высшего и среднего педагогического образования. Методы, используемые для диагностики уровня сформированности творческого потенциала, могут быть использованы для аттестации профессорско-преподавательского состава.

Наша система занятий по развитию творческого потенциала личности использует приведённые выше идеи, но в основном соответствует методу Э. де Боно. В то же время мы расширяем сферу применения его методов, вводя новый фактор, повышающий эффективность развития творческого потенциала, а именно коммуникативную составляющую личности.

Основные результаты исследования

Продиагностирован уровень сформированности каждого компонента педагогического творческого потенциала у студентов, выявлены особенности взаимодействия и взаимовлияния компонентов.

Основным компонентом предлагаемой системы занятий по развитию эвристической составляющей креативности студентов является спецкурс «Развитие творческого потенциала личности». Развитие коммуникативной составляющей осуществляется через обучение партнёрскому общению. Семинар по технологии принятия решений должен стать логическим компонентом творчества.

Структура предлагаемой нами системы развития творческого потенциала представлена на рисунке 1.

Эта система включает в себя материалы из области психологии, педагогики, теории управления и математической теории принятия решений. Мы считаем, что такое необычное сочетание создаёт, с одной стороны, предпосылки для развития комфортной

творческой среды, с другой - предполагает использование уникальных инструментов для изучения творческих проблем, использование конструктивных процедур для формализации элементов практической педагогики, что в настоящее время является, скорее, исключением, чем правилом.

Научное обоснование процесса развития педагогического творческого потенциала студентов требует акцентировать внимание на особенностях развития его компонентов, выявить их взаимовлияние и взаимодействие как интегративный комплекс. Учитывая, что каждая личность характеризуется стремлением развиваться в индивидуальном темпе и условиях, необходимо поставить вопрос о выделении уровней сформированности компонентов педагогического творческого потенциала студентов. Это, как мы предполагаем, будет способствовать оптимальному выбору средств, стимулирующих развитие творческого потенциала будущих педагогов.

Нами составлен комплекс диагностических методик для определения уровня начального формирования компонентов педагогического творческого потенциала у студентов. Апробация диагностических методов проводилась в условиях констатирующего эксперимента на базе исторического факультета Иркутского государственного университета, в педагогических отрядах «Контакт» и «Товарищ». Всего было обследовано 45 студентов педотряда «Товарищ».

Комплекс диагностических методов включает в себя как методы, направленные на выявление и изучение компонентов педагогического творческого потенциала, так и методы изучения различных уровневых характеристик и отдельных компонентов целостной системы творческого потенциала. При выборе и разработке различных диагностических средств мы опирались на такие методологические принципы, как личностный, деятельностный подходы, системность, концептуализация и стандартизация.

Рис.1. Структура системы развития творческого потенциала личности

Fig. 1. Structure of a system of development of the creative potential of an person

Принцип стандартизации требует принятия единой шкалы для оценки всех составляющих педагогического творчества. Исходя из вышеизложенных положений мы выделили следующие компоненты оценки по 10-балльной шкале: 1-3 балла -низкий уровень; 4-7 баллов - средний уровень; 8-10 баллов - высокий уровень.

Остановимся более подробно на особенностях диагностики каждого из компонентов творческого потенциала.

Основой педагогической деятельности является общение, направленное на актуальное восприятие партнёра, установление межличностного взаимодействия, передачу рациональной и эмоциональной информации. Вершиной коммуникативного взаимодействия является коммуникативное творчество, то есть поиск и нахождение преподавателем новых форм взаимодействия с учащимися.

Исходя из этого в качестве критерия коммуникативных умений будущих учителей мы выделяем межличностное восприятие и межличностное общение. Для выявления уровня сформированное™ этих качеств нами были использованы методики В. Ф. Ряховского и Сишера.

Мы рассматриваем мотив достижения как ведущий мотив в развитии педагогического творческого потенциала студентов. В то же время само понятие «достижение» понимается нами как этап и уровень личностного роста, которые являются необходимым условием для дальнейшего движения к самореализации. Мотив достижения рассматривается как детерминанта индивидуальной активности в процессе общения. В этой связи особенно важно, что одним из центральных моментов развития творческого потенциала будущих педагогов является их стремление к самореализации на основе проектирования целей этапов личностного роста, включения в коммуникативные процессы.

Как видим, коммуникативная сфера и мотивационный компонент развиваются в единстве. Они стимулируют и обусловливают процесс развития творческого потенциала будущих учителей. В нашем исследовании мотивация достижения выступает в качестве критерия формирования мотивационной сферы студентов. Для его определения мы использовали методику Т. Элерса.

В качестве критерия развития интеллектуального компонента нами был принят показатель способности студента решать образовательные, а затем и педагогические задачи.

Интеллектуальные навыки, необходимые для решения проблем, тесно связаны с мотивационной сферой личности. Для определения интеллектуальной составляющей мы использовали хорошо известные методы измерения

Без сомнения, творческая составляющая - это важнейшая составляющая творческого потенциала человека.

Под креативностью мы понимаем способность к дивергентному мышлению, направленному на поиск и генерацию новых информационных объектов.

Диагностика дивергентного мышления в основном связана с именем Дж. Гилфорда [4]. В нашем исследовании мы опираемся на следующие свойства мышления, обоснованные в исследованиях Гилфорда.

Беглость (лёгкость, продуктивность) - этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим количеством ответов.

Гибкость - фактор, характеризующий гибкость творческого мышления, способность быстро переключаться и определяемый количеством классов (групп) этих реакций.

Оригинальность - фактор, характеризующий оригинальность, своеобразие твор-

ческого мышления, необычный подход к проблеме и определяемый количеством редко приводимых ответов, необычным использованием элементов, а также оригинальностью структуры ответа.

Точность - это фактор, характеризующий гармонию, логику творческого мышления и выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели [4].

Целью формирующего эксперимента по развитию творческого потенциала было создание системы занятий, направленных, в первую очередь, на развитие творческого и коммуникативного компонентов личности.

Творчество трактуется в научной литературе как процесс, имеющий определённую специфику и ведущий к созданию нового, а креативность определяется нами как потенциал, внутренний ресурс человека.

Анализ уровней сформированности компонентов творческого потенциала проводился путём их сравнения на входе и выходе эксперимента. Результаты проведённого анализа в целом подтвердили гипотезу эксперимента.

Коэффициенты уровня сформированности (КУСф) для каждого из компонентов рассчитывались по формуле:

Iii - количество членов группы, достигших данного уровня Ь; - числовое значение (балл) данного уровня. Для нашего случая: М - количество членов экспериментальной группы;

Таблица 1

Уровни сформированности компонентов творческого потенциала

Table 1

Levels of the creative potential components

Уровень Мотивация Коммуникативность Интеллект Креативность

Вход Выход Вход Выход Вход Выход Вход Выход

Низкий 7 3 4 1 7 2 24 8

Средний 21 22 19 19 33 37 18 27

Высокий 17 20 22 25 5 6 3 10

КУСф(%) 74% 79% 80% 84% 65% 70% 51% 68%

Как видно из таблицы 1, уровни сформированности каждого из компонентов превысили на выходе свои входные значения.

Уровни сформированности мотивационного и коммуникативного компонентов имеют сравнимые темпы роста. Они выросли соответственно на 5 и 6 процентов. Характерно и то, что эти компоненты (в разрезе группы) претерпели в ходе эксперимента сходные качественные изменения. Количество низких оценок уровней этих компонентов существенно сократилось, и возросло количество высоких. Это является наглядным подтверждением нашей гипотезы о размытости оценочной шкалы для данных компонентов и интенсивном процессе бифуркации под влиянием внешних факторов и в условиях благоприятной социальной среды.

Сравнительные диаграммы уровней сформированности компонентов мотивации и коммуникативности, которые образуют социальную составляющую творческого потенциала, приведены на рисунке 2

. Мотивация

Коммуникативность

Рис. 2. Диаграммы сформированности компонентов социальной составляющей творческого потенциала

Fig. 2. Diagrams of the maturity of social components of the creative potential

Интеллектуальный и креативный компоненты образуют личностную составляющую творческого потенциала и имеют сравнимый по величине уровень сформированности (70 % и 68 % на выходе соответственно). Однако динамика изменения уровней в ходе эксперимента существенно различается. Рост уровня интеллекта (5 %) явился, на наш взгляд, положительным побочным эффектом, производной от роста уровня креативности (17 %), поскольку эксперимент по развитию творческого потенциала не ставил своей прямой целью развитие его интеллектуальной составляющей. В отношении креативного компонента следует отметить, что результаты анализа подтвердили продуктивность учебно-педагогического воздействия на процессы его активизации и развития. Сравнительные диаграммы уровней сформиро-ванности интеллектуального и креативного компонентов приведены на рисунке 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интеллект Креативность

Рис. 3. Диаграммы сформированности компонентов личностной составляющей творческого потенциала

Fig. 3. Diagrams of the maturity ofpersonal component of the creative potential

Таблица 2

Уровень сформированности творческого потенциала

Table 2

Levels of the creative potential

Уровень Количество на входе Количество на выходе

Низкий 21 4

Средний 22 33

Высокий 2 8

КУСф 0,5 0,7

Сравнение уровней сформированности творческого потенциала на этапах констатирующего (вход) и формирующего (выход) эксперимента показаны на рисунке 4.

1 2 S

Рис. 4. Уровни сформированности творческого потенциала

Fig. 4. Levels of the creative potential

Анализ результатов эксперимента позволяет сделать выводы, подтверждающие гипотезу, положенную в его основу. Подходы к развитию творческого потенциала с учётом его компонентной модели и возможности педагогического воздействия на отдельные компоненты оказались весьма продуктивными. Как и ожидалось, наиболее результативным оказалось воздействие на креативный компонент творческого потенциала. Рост уровня креативности составил 18 %. Относительно небольшое повышение уровня сформированности коммуникативного компонента (4 %) объясняется тем, что он был изначально высоким. Повышение уровня мотивации (5 %) явилось, на наш взгляд, результатом фонового педагогического воздействия (социальный и учебный контекст, стремление к самореализации в данном контексте). Рост уровня интеллекта (5 %) расценивается нами как результат развития остальных компонентов, особенно креативности.

В то же время в процессе исследования была обнаружена тенденция к взаимозависимости и взаимодействию отдельных компонентов творческого потенциала. Это открывает новые перспективы для исследования в области педагогического творчества, потребность в развитии которого обусловлена задачами и тенденциями современной школы.

1. Абдуллина О. А. Проблема педагогических умений в теории и практике высшего педагогического образования // Советская педагогика. 1976. № 1. С. 3-8.

2. Азизходжаева Н. Н. Формирование активной профессиональной позиции студента в процессе внеаудиторной работы : дис. ... канд. пед. наук. Ташкент, 1979, 180 с.

3. Брякова И. Е. Готовность студентов к развитию творческих способностей учеников как аспект формирования креативной компетентности будущих учителей-словесников : монография. Оренбург : Изд-во ОГПУ 2008. 200 с.

4. Бурков В. Н., Новиков Д. А. Как управлять проектами: Научно-практическое издание. М. : СИНТЕГ-ГЕО, 1997. 188 с.

5. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М. : Прогресс, 1965.

6. Комарова М. Ю. Теория и практика творческой деятельности в сфере профессиональных коммуникаций: Учеб. пособие. Иркутск : Изд-во ИРНИТУ 2017. 120 с.

7. Николаева Е. И. Психология детского творчества : Учеб. пособие. СПб. : Питер, 2019.

8. Пономарев Я. А. Фазы творческого процесса // Исследование проблем психологии творчества. : сб. статей. М. : Наука, 1983 235 с.

9. Психогимнастика в тренинге / под ред. Н. Ю. Хрящевой. С-Пб. : Речь, 2014, 272 с.

10. Роджерс К. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 165.

11. Роу Алан Дж. Креативное мышление. М. : NT PRESS, 2007. 176 с.

12. Шумилин А. Т. Теория творчества и современность. VI семинар по проблемам методологии и теории творчества. Симферополь, 1989. 48 с.

13. Gilford J.P. McGraw-Hill The nature of human intelligence N. Y, 1967. P. 67.

14. Lubart, T. L, & Sternberg, R. J. «An investment approach to creativity : Theory and data», in S. M, Smith, Т. В. Ward & R. A. Finke (eds.), The creative cognition approach. Cambridge (MA), MIT Press. 1995. Pp. 269-302.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Список литературы

534 с.

256 c.

References

1. Abdullina O.A. Problema pedagogicheskikh umenii v teorii i praktike vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya. [The problem of pedagogical skills in the theory and practice of higher pedagogical education.] // Sovetskaya pedagogika. 1976.- no.1. pp. 3-8. (in Russian)

2. Azizkhodzhaeva N.N. Formirovanie aktivnoi professional'noi pozitsii studenta v protsesse vneauditornoi raboty [Formation of an active professional position of a student in the process of extracurricular work]: Diss. kand. ped. nauk. - Tashkent, 1979, - 180 p. (in Russian)

3. Bryakova I.E. Gotovnost' studentov k razvitiyu tvorcheskih sposobnostej uchenikov kak aspekt formirovaniya kreativnoj kompetentnosti budushchikh uchitelej-slovesnikov [Readiness of students to develop creative abilities of pupils as an aspect of forming the creative competence of future teachers of literature]: Monografiya/Monograph / I.E.Bryakova. - Orenburg: Izd-vo OGPU, 2008. - 200 p. (in Russian)

4. Burkov V.N. Kak upravlyat' proektami: Nauchno-prakticheskoe izdanie [How to manage projects: Scientific and practical publication.]./V.N. Burkov - M.: SINTEG, 1997. -188 p. (in Russian)

5. Gilford Dzh. Tri storony intellekta [Three sides of intelligence]//Psikhologiya myshleniya. Psychology of thinking. - M., 1965. - 328 p. (in Russian)

6. Komarova M.Yu. Teoriya i praktika tvorcheskoj deyatel'nosti v sfere profession-al'nykh kommunikatsij [Theory and practice of creative activity in the field of professional communication]: Uchebnoe posobie. Manual. Irkutsk: Izd-vo IRNITU, 2017. - 120 p. (in Russian)

7. Nikolaeva, E.I. Psikhologiya detskogo tvorchestva [Psychology of children creativity]: Uchebnoe posobie. Manual/ E.I. Nikolaeva. - S-Pb.: Piter, 2019. - 256 p. (in Russian)

8. Ponomarev Ya.A. Fazy tvorcheskogo protsessa [Phases of the creative process]/ Issledovanie problem psikhologii tvorchestva. Study on the problems of creativity psychology /Ya.A.Ponomarev - M., 1983.- 235 p. (in Russian)

9. Psikhogimnastika v treninge [Psychogymnastics in training]/ Pod red. N.Yu. Khryashchevoi /Yu.S.Khryashcheva - S-Pb.: Rech', 2011, - 256 p. (in Russian)

10. Rodzhers K. Tvorchestvo kak usilenie sebya. [Creativity as self-enhancement] -Voprosy psikhologii, 1990, 3, - p. 165. (in Russian)

11. Rou Alan Dzh. Kreativnoe myshlenie. [Creative thinking.] - Moskva: NT PRESS, 2007. 175 p. (in Russian)

12. Shumilin A.T. Teoriya tvorchestva i sovremennost. VI seminar po problemam met-odologii i teorii tvorchestva. [Theory of creativity and modernity. VI seminar on problems of methodology and theory of creativity.] Simferopol, 1989. - 48 p. (in Russian)

13. Gilford J.P. The nature of human intelligence. N. Y., 1967. P. 67.

14. Lubart, T. L, & Sternberg R. J. An investment approach to creativity: Theory and data», in S. M, Smith, T. B. Ward & R. A. Finke (eds.), The creative cognition approach. Cambridge (MA), MIT Press. 1995. Pp. 269-302. (in Russian)

Development of Creative Potential of Students Preparing for Pedagogical Activity

Mariya Yu. Komarova

Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk

Abstract. Introduction.Currently, one of the crucial objectives is to train highly professional, socially adaptable teachers capable to comprehensively assess the pedagogical situation at different levels, flexibly combine traditional and innovative approaches to training and educating, formulate a problem, and quickly make a decision. This paper focuses on the development ofprofessional and personal qualities of a modern teacher, which can be defined as creative potential. Materials and methods. This research considers the main components of the creative potential of a person (intellectual, motivational, communicative, and inventive), as well as their development through a system of training sessions within extracurricular activities. The pedagogical team, as a form of extracurricular activities of students, is the most favorable educational and social environment with highly communicative and motivating characteristics that contribute to the development of students' creative potential. The research employed the methods of theoretical modeling; theoretical and methodological analysis of psychological, pedagogical, philosophical, and methodological literature; and studies on the problem of creativity theory. It also involved pedagogical observation, individual and group discussions with students, self-diagnosis, expert analysis, methods of mathematical decision theory, and methods of mathematical statistics.

The aim of the formative experiment on the development of creative potential was to build a system of classes aimed primarily at the development of inventive and communicative components of an individual. The maturity levels of the creative potential components were analyzed by comparing them at the beginning and end of the experiment.

Research result. A comparative analysis of the results obtained at the stage of sum-mative and formative experiments proved the effectiveness of educational and pedagogical effects on the development of creative potential, especially its inventive component.

Conclusion. The findings of the research indicate a trend to the interdependence and interaction of individual components of the creative potential. They open up new opportunities for research in the field ofpedagogical creativity which should be developed to achieve the aims and follow the trends of the modern school.

Keywords: creativity, creative thinking, creative behavior, creative potential.

Комарова Мария Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры русского языка и общеобразовательных дисциплин

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1266-8238

Институт лингвистики и межкультурной коммуникации, Иркутский национальный исследовательский технический университет

664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83

тел.: +7(3952)405204 e-mail: muk0802@yandex.ru

Komarova Maria Yurievna

Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor of Department of Russian Language and General Education Disciplines

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1266-8238

Institute of Linguistics and Intercultural Communication, Irkutsk National Research Technical University

83 Lermontov St, Irkutsk, Russia, 664074

tel.: +7(3952)405204 e-mail: muk0802@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.