Серия «Психология»
И З В Е С Т И Я
2014. Т. 8. С. 39-44
Иркутского государственного университета
Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia
УДК 37.036.5
К вопросу о развитии творческого потенциала студентов вуза
М. Ю. Комарова
Иркутский государственный университет, г. Иркутск E-mail: [email protected]
Аннотация. Настоящая статья посвящена рассмотрению основных компонентов творческого потенциала личности, а также системе их развития через организацию специальных учебных занятий.
Ключевые слова: творчество, творческий потенциал, креативность, креативное мышление, креативное поведение.
Развитие современного общества предъявляет новые требования к подготовке профессионалов. Специалист в ХХ1 в. должен обладать высоким уровнем профессиональной и социальной адаптивности, уметь прогнозировать развитие событий, формулировать проблему и принимать сложные решения, убеждать в своей правоте. В связи с этим задача формирования профессиональных и личностных качеств, которые могут быть определены общим понятием «творческий потенциал», приобретает на сегодняшний день особую актуальность. Чем больше развит творческий потенциал человека, тем легче ему найти верные методы и приемы адекватного взаимодействия с другими людьми, кроме того, креативный человек обладает большей, по сравнению с людьми с непроявлен-ным творческим потенциалом, привлекательностью в общении. Он притягивает к себе людей, а это качество личности немаловажно для любой профессии.
В мире, переполненном информацией, способности, имеющие наибольшее значение, - это интуиция, творческое решение проблем, способность предугадывать события и видеть все невидимые взаимосвязи, возможность выйти за рамки обыденного в погоне за целью и смыслом.
Если творчество понимается как процесс, имеющий определенную специфику и приводящий к созданию нового, то креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека, это способность к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта. Креативность может проявлять себя многообразно. Это быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора, приверженность высоким эстетическим ценностям, степень детализации образа проблемы. Существенным условием актуализации этой способности является самообладание и уверенность в себе. Креативность выступает
мощным фактором развития личности, определяющим её готовность изменяться, отказываться от стереотипов. Креативность основывается на индивидуальных свойствах личности. Наследственность и внешние факторы (домашнее окружение, школа, общественность и случайные события) - все влияет на наше креативное поведение.
Сегодня миром правят противоречия. То, что мы годами считали незыблемым, сегодня больше не кажется приемлемым. Необходимы новые подходы, чтобы разрешить множество, на первый взгляд, неразрешимых проблем, с которыми мы сталкиваемся. Ввиду царящей в мире неопределенности людям с креативным мышлением предоставляется возможность сделать свой значительный вклад в усовершенствование этого мира.
Творческий потенциал личности - система личностных способностей, позволяющих менять приемы действий в соответствии с новыми условиями, а также знаний, умений, направленности, побуждающих личность к творческому саморазвитию [3].
Мы выделяем следующие компоненты творческого потенциала: интеллектуальный, обеспечивающий реализацию интеллектуальных умений в процессе решения профессиональных задач; мотивационный, стимулирующий специалиста к саморазвитию и самореализации; коммуникативный, создающий предпосылки самоактуализации личности в процессе общения, и собственно креативный, который мы понимаем как способность к дивергентному мышлению, ориентированному на поиск и генерирование новых информационных объектов, отражающий универсальную творческую способность, предопределяющую нетрадиционность и самобытность идей и предложений человека.
В психолого-педагогической литературе творческую деятельность соотносят с особенностями эмоционально-волевой сферы человека. Среди таких личностных черт чаще всего называют следующие: способность концентрировать творческие усилия, смелость и независимость в суждениях, склонность к разумному риску, достаточно высокий уровень самооценки личности и др., а высшие формы практической творческой деятельности требуют особого сочетания интеллектуальных качеств, воли, настойчивости, быстроты ориентировки в различных ситуациях.
Логично предположить, что если целью обучения является развитие творческого потенциала студентов, то просто вооружить их знаниями, умениями, навыками и включить их в творческую деятельность недостаточно. Необходим периодический «выход» личности в рефлексивную позицию, осознание собственной познавательной (и любой другой) деятельности. Известны различные типы и уровни рефлексии: мировоззренческая, методологическая, нормативная, аксиологическая, психологическая, которые реализуются в таких операциях, как проверка, обоснование, выбор, предпочтение и т. д. Рефлексирующее сознание контролирует процесс получения, построения, проверки знаний, критически осмысливает все этапы деятельности.
Творческая деятельность представляет собой ту конкретность, которую можно непосредственно наблюдать, подвергать эмпирическому изучению. Она может быть реализована на различном типологическом фоне, если, конечно, выбрать действия, адекватные и деятельности, и индивидуальным особенностям личности. Эти индивидуальные особенности проявляются прежде всего в потребностях и интересах. Потребности и интересы всегда говорят о характере целеустремленности личности, о том, чем охотнее всего занимается человек и какие конкретно виды деятельности предпочитает.
В настоящее время выделяются две группы подходов к определению сущности творчества:
а) подходы, ориентированные на поиск и активизацию внутриличностных источников;
б) подходы, ориентированные на организацию творческого процесса.
К первой группе могут быть отнесены подходы, рассматривающие творчество с позиций психоанализа, психометрии, гуманистической психологии.
Более интересным, на наш взгляд, является рассмотрение творчества как процесса. К группе подходов, ориентированных на процесс, можно отнести позицию ассоцианистов, которые считают, что творчество человека есть результат его способности находить отдаленные ассоциации в процессе поиска решения проблемы. Гештальтпсихология исходит из того, что творческое мышление - это и не логические, пошаговые действия и не разрозненные ассоциации, а более определенное реструктурирование целостной ситуации [1].
На специфику взаимодействия логики и творчества обращает внимание А. Пономарев, отмечая, что «...по самой сути дела любое решение подлинно творческой проблемы всегда выходит за пределы логики. Однако, как только это решение получено, оно, конечно, может при определенных условиях быть логически осмысленным. И если оно принципиально ново, то с неизбежностью должно обогатить логику. Эвристической логикой в строгом смысле может быть названа та логика, которая постоянно обогащается в итоге анализа новых открытий. На основании такой логики те задачи, которые до этого были творческими, перестают быть таковыми, они становятся задачами логическими. Это и создает одно из необходимых условий развития творческих возможностей. Опираясь на достижения логики, сфера творчества перемещается и вновь оказывается за пределами возможностей логики» [2].
Известны различные подходы к построению программ, развивающих творческие способности. Подавляющее большинство этих программ нацелено на развитие тех или иных составляющих креативности.
Наиболее традиционны подходы, в которых творческие способности пробуждаются в процессе решения сложных задач, чему, в частности, были посвящены эксперименты М. Вертгаймера по развитию продуктивного мышления у школьников [4].
Завершенные программы развития творческого мышления были разработаны практически одновременно американскими исследователями Е. П. Тор-рансом и Э. Де Боно [4].
Торранс признавал тренируемость такого элемента творческой способности, как дивергентное мышление, поэтому ведущей идеей, положенной в основание его методики, стала идея преодоления внешне навязываемых ограничений и стандартов мышления. Основным методическим средством разработанного им тренинга выступают задачи, анаграммы и психогимнастические упражнения.
Программа Э. Де Боно также направлена на развитие творческого мышления. Де Боно сформулировал принципы развития креативного мышления:
— выделение необходимых и достаточных условий решения задачи;
— развитие готовности отказаться от прошлого опыта, полученного при решении задач подобного рода;
— развитие способности видеть многофункциональность вещи;
— развитие способности к соединению противоположных идей из разных областей опыта и использование полученных ассоциаций для решения проблемы;
— развитие способности к осознанию поляризующей идеи в данной области знания и освобождение от ее влияния.
Система наших занятий по развитию творческого потенциала личности основана на вышеизложенных идеях и в большей степени соответствует методике Де Боно. В то же время мы расширяем рамки предлагаемых методик введением нового фактора повышения эффективности реализации творческого потенциала, а именно коммуникативного компонента личности.
При этом мы ставим перед собой следующие задачи.
Первая задача - формирование у студентов системы знаний о творчестве и творческом процессе. Гносеологической основой нашей системы занятий является спецкурс, который включает в себя знания трех типов: концептуальные, конкретно-предметные и процедурно-психологические.
Концептуальные знания формируют понимание общих принципов и закономерностей творчества, дают общее представление о характере, организации и управлении творческим процессом, о способах оценки индивидуальных творческих способностей и т. п.
Конкретно-предметные знания ориентированы на развитие умений по организации творческого процесса, направленного на принятие решений в проблемных учебно-педагогических ситуациях. Это связано с умением видеть проблемы, ставить и оценивать цели, производить выбор вариантов решения, прогнозировать развитие ситуации, строить сценарии, осуществлять взаимодействие при коллективном поиске решений.
Процедурно-психологические знания - это знания о процедурах преодоления барьеров, препятствующих творческому процессу, о формах коллективного взаимодействия, повышающих его эффективность, о ролевых функциях участников процесса принятия решений и т. п.
Вторая задача - развитие у студентов умений и навыков творческого мышления, организации творческих процессов, контроля их развития, оптимальных форм поведения на каждом из этапов творческого процесса. Решение этой задачи достигается с помощью тренингов, развивающих креативность
личности вообще и способность к творческому разрешению учебно-педагогических проблем в частности.
Третья задача - развитие у студентов навыков по созданию благоприятной коммуникативной среды, катализирующей творческие процессы.
Основой предлагаемой нами системы занятий по развитию эвристической составляющей креативности студентов является спецкурс «Развитие творческого потенциала личности». Развитие коммуникативного компонента осуществляется с помощью тренинга партнерского общения. А практикум по технологии принятия решений должен формировать логическую составляющую креативности.
Структура предлагаемой нами системы развития творческого потенциала приведена на следующей схеме (рис. 1).
Рис. 1. Система развития творческого потенциала личности
Система развития творческого потенциала личности органично сочетает в себе материалы из области педагогики, психологии, теории управления, математической теории принятия решений. По нашему мнению, такое непривычное, на первый взгляд, сочетание создает, с одной стороны, предпосылки к развитию благоприятной творческой среды, с другой - позволяет использовать уникальный по своим возможностям инструментарий для исследования проблематики творчества, применять конструктивные процедуры формализации элементов практической педагогики, что на сегодняшний день является скорее исключением, чем правилом.
Таким образом, задача развития творческого потенциала будущих специалистов в настоящее время приобретает особую актуальность в связи с изменением структуры любой профессиональной деятельности на фоне социальных преобразований. Кроме того, сложилась общая обстановка понимания необходимости переориентации стандартов высшего профессионального образования в плоскость подготовки специалистов творческого типа для повышения их конкурентоспособности.
Список литературы
1. Лук А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. - М. : Наука, 1978 - 127 с.
2. Пономарев Я. А. Фазы творческого процесса / Я. А. Пономарев // Исследование проблем психологии творчества. - М. : Наука, 1983.
3. Роу Алан Дж. Креативное мышление / Алан Дж. Роу. - М. : NT PRESS, 2007. -175 с.
4. Ackoff L. Creativity in problem solving and planning: a review / L. Ackoff, E. Vergara // European Journal operational Researrch. - 1981. - Vol. 7(1). - P. 128.
Concerning the Problem of Higher School Students Creative
Potential
M. Y. Komarova
Abstract. This article is devoted to examining the main components of a person's creative potential and also to the system of their development through organization of special training classes.
Keywords: creativity, creative potential, creative thinking, creative behavior.
Комарова Мария Юрьевна Komarova Maria Yurievna
кандидат педагогических наук, доцент Candidate of Sciences (Pedagogy) Иркутский государственный университет Associate Professor 664003, г. Иркутск, К. Маркса, 1 Irkutsk State University
e-mail: [email protected] 1, K. Marx st., Irkutsk, 664003
e-mail: [email protected]