Научная статья на тему 'Метод и технологии креативного обучения иностранным языкам в неязыковом вузе'

Метод и технологии креативного обучения иностранным языкам в неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
950
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЙ МЕТОД / КРЕАТИВНЫЙ ПРИЕМ / ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ / НЕЯЗЫКОВОЙ ВУЗ / КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МОТИВАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ / CREATIVE METHOD / CREATIVE TECHNIQUES / TEACHING FUNCTIONS / NON-LINGUISTIC UNIVERSITY / CREATIVE THINKING / COMMUNICATIVE COMPETENCE / MOTIVATION IN LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буковский Станислав Леонидович

Концепцией данной статьи является разработка автором методической основы метода и технологии креативного обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. Автор представляет дефиниции концептов креативного обучения: функции, технологию и приемы обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. Интерпретируется преимущество предлагаемого им подхода обучения и его важность в методике обучения иностранным языкам, предлагается детальный анализ содержания креативного обучения и функционирования его методических компонентов. Дается подробный методический и психологический анализ креативности обучения иностранному языку в неязыковом вузе, включая методические и психолого-педагогические функции и приемы обучения в рамках предлагаемого метода обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD AND TECHNOLOGIES OF CREATIVE TEACHING OF FOREIGN LANGUAGES IN NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

The conception of this article is creation by author of methodological basis of the technological way of teaching of foreign languages in non-linguistic university. The author presents definitions of notions and concept of creative teaching, functions and techniques of teaching of foreign languages in non-linguistic university. The author of the article interprets advantages of the given teaching method and its importance in foreign language teaching methodology, offering detailed content analysis of creative teaching and its methodical component functioning. The article presents detailed methodical and psychological creative foreign language teaching analysis, including methodical and psychological functions and techniques of creative teaching within the framework of the given teaching method.

Текст научной работы на тему «Метод и технологии креативного обучения иностранным языкам в неязыковом вузе»

УДК 802.0:378.147 ББК 74.48

МЕТОД И ТЕХНОЛОГИИ КРЕАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

С.Л. Буковский

Аннотация. Концепцией данной статьи является разработка автором методической основы метода и технологии креативного обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. Автор представляет дефиниции концептов креативного обучения: функции, технологию и приемы обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. Интерпретируется преимущество предлагаемого им подхода обучения и его важность в методике обучения иностранным языкам, предлагается детальный анализ содержания креативного обучения и функционирования его методических компонентов. Дается подробный методический и психологический анализ креативности обучения иностранному языку в неязыковом вузе, включая методические и психолого-педагогические функции и приемы обучения в рамках предлагаемого метода обучения.

Ключевые слова: креативный метод, креативный прием, функции обучения, неязыковой вуз, креативное мышление, коммуникативная компетенция, мотивация в обучении.

METHOD AND TECHNOLOGIES OF CREATIVE TEACHING OF FOREIGN LANGUAGES IN NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

S.L. Bukovskiy

Abstract. The conception of this article is creation by author of methodological basis of the technological way of teaching of foreign languages in non-linguistic university. The author presents definitions of notions and concept of creative teaching, functions and techniques of teaching of foreign languages in non-linguistic university. The author of the article interprets advantages of the given teaching method and its importance in foreign language teaching methodology, offering detailed content analysis of creative teaching and its methodical component functioning. The article presents detailed methodical and psychological creative foreign language teaching analysis, including methodical and psychological functions and techniques of creative teaching within the framework of the given teaching method.

136

Keywords: creative method, creative techniques, teaching functions, non-linguistic university, creative thinking, communicative competence, motivation in learning.

Понимание сущности творчества и лежащих в его основе способностей — проблема, по которой существует множество разноречивых психологических, педагогических и философских теорий, мнений и концепций. Рассмотрим подробнее психологические аспекты, которые наиболее важны для понимания сущности предлагаемой программы развития креативности (анг. create — творить, создавать). Творчество в широком смысле рассматривается как деятельность в ситуации неопределенности, направленная на получение результатов, обладающих объективной или субъективной новизной. В этом плане творчество не обязательно связано с такими видами деятельности, традиционно относимым к творческим, как: рисование, сочинение музыки или стихов, игра на сцене и т.п. Оно имеет место во всех тех случаях, когда приходится действовать в ситуациях неопределенности, отсутствия четких алгоритмов, неизвестности сути и способов решения встающих перед человеком проблем, непредсказуемо меняющихся условий [1, с. 13].

Автор данной статьи полагает, что креативность любого индивидуума складывается из взаимодействия трех компонентов: коммуникативной компетенции, умения творчески мыслить и мотивации. Умение творчески мыслить определяет гибкость и изобретательность в поиске решения данной, конкретной, стоящей перед студентом проблемы. Коммуника-

тивная компетенция и творческое мышление — стратегическое сырье индивидуума, необходимые элементы для устного делового общения — его естественный ресурс. От третьего фактора — мотивации — зависит то, как человек использует этот ресурс. Коммуникативная компетенция, креативное мышление (способность мыслить творчески) и мотивация зависимы друг от друга. Они взаимодействуют друг с другом и находятся в диалектическом единстве. Коммуникативная компетенция невозможна без креативного мышления. Недостаточно знать лексические единицы и грамматические конструкции языка, чтобы быть коммуникативно компетентным. Необходимо уметь пользоваться своими знаниями и эти умения достигаются только при формировании креативного мышления, способности мыслить творчески. Точно так же, как и коммуникативная компетенция, креативное мышление требует мотивации. Ученый может отличиться обширными знаниями и умением находить новые подходы к старым проблемам, но если у него отсутствует мотивация для выполнения конкретной работы, он просто не станет ее делать. Его интеллектуальный и творческий потенциал либо останется незадействованным, либо найдет себе применение в чем-то другом. Здесь можно выделить два вида мотивации: внешняя и внутренняя, и последняя гораздо важнее для реализации творческих процессов. По-

137

ВЕК

138

лагаем, что именно внутренняя мотивация, по сути, связана с креативностью.

Именно увлечение, интерес, идущее изнутри желание что-то сделать лежит в основе внутренней мотивации. При наличии внутренней мотивации люди занимаются своим делом ради него самого и связанного с ним удовольствия. Мотивирующий фактор в этом случае — сама работа. В этой связи можно сформулировать термин принцип внутренней мотивации креативности [2, с. 15]: люди работают наиболее творчески, если ими движут интерес, удовлетворенность и значимость работы в целом, а не внешние воздействия. То же самое касается и обучения иностранным языкам. Не должно быть внешнего воздействия на студента со стороны преподавателя. Иначе будет формироваться внешняя мотивация студента, которая не активизирует креативное мышление в полной мере. Задачей преподавателя является пробудить интерес студента к иностранному языку без внешнего активного воздействия. Пробудить внутреннюю мотивацию студента и интерес к изучению можно при помощи упражнений на развитие креативного мышления. Развитие креативности проявляется сначала на мотива-ционно-личностном, затем — на продуктивном (поведенческом) уровне [3; с. 189]. Мотив — это ставшее сознательным побуждение к действию.

С одной стороны, наличие интереса к самому процессу работы, вне зависимости от его результатов, — верный признак призвания. С другой — для творческой деятельности важен и «мотив достижения», то есть внутреннее побуждение сделать

свою работу наилучшим образом. Можно и нужно воспитывать мотив достижения, то есть стремление способного человека к совершенству на выбранном им поприще.

Важно помнить, что творчество характеризуется как свободный акт: человек свободен в своем выборе, это акт беспрерывный; это осознанная деятельность, неразрывно связанная с интуицией, эмоциональным подъемом, непрерывным поиском, с радостью побед и горечью разочарований, бесконечным волнением и горением, радостью игры интеллектуальных и художественных дарований, эмоциональных наслаждений.

Характерные черты творческого процесса: самостоятельное выделение проблем в непредвиденных ситуациях; самостоятельный выбор оптимального варианта решения проблемной ситуации; прогнозирование процесса непрерывной творческой образовательной деятельности; предвидение как частного, так и перспективного, целостного результата; координация своих творческих усилий; перенос усвоенных знаний, умений в новую ситуацию с опорой на опыт образовательной деятельности; направленность на созидание, на достижение социально значимых результатов и индивидуальный стиль непрерывной образовательной деятельности [4, с. 16].

Творчество есть высшее проявление человеческой деятельности, направленной на преобразование действительности, создание новых социально значимых ценностей. Оно представляет собой особый стиль мыслительной деятельности, предполагающий анализ ситуации, выделение проблем, поиск способов их решения

и рефлексивную оценку результатов. Творчество выполняет три основные функции: отрицание существующего, разрушение устаревшего и созидание нового [5, с. 36]. Следует также подчеркнуть, что основным элементом креативного мышления является воображение. Наше воображение является важной частью креативного мышления, так как это мощный инструмент, помогающий нам мысленно видеть и осмысливать альтернативы. Визуализация помогает понимать неожиданные идеи и новые возможности [6, с. 63]. Креативная визуализация также помогает преодолеть мысленные барьеры, которые служат помехой креативному мышлению. Интуиция и проницательность разделяют некоторые характеристики визуализации, когда они неожиданно прерывают ход наших мыслей, способствуя появлению новых идей или лучшему пониманию [там же, с. 64]. Здесь можно выделить основные задачи воображения:

• представление ожидаемого результата до его осуществления;

• формирование образов, никогда не существовавших или реально не существующих объектов;

• решение мыслительной задачи и обеспечение познавательного процесса в условиях неопределенности и ограниченности ресурсов (недостаток информации, времени, средств).

Развитое творческое воображение предполагает:

• умение осознанно преодолевать психологическую инерцию;

• способность к самостоятельному развитию своего воображения;

• умение им управлять при осуществлении творческой деятельности к генерированию новых идей.

Творческая деятельность — это самостимулирующийся процесс, который характеризует стремление реализовать себя, дать себе через себя самого объективность в объективном мире и осуществить (выполнить) себя. Вопреки распространенному мнению, креативность не является врожденной способностью. Наоборот, креативному мышлению можно систематически обучать. Способность находить креативные решения позволяет студентам успешно справляться с требованиями и решать многие коммуникативные задачи. С помощью правильной техники можно значительно повысить кривую успеха каждого студента [7, с. 3]. Креативность — комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному решению. Креативность в широком смысле слова — это творческие интеллектуальное способности, в том числе способность привносить нечто новое в опыт, способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения или постановки новых проблем, способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации, способность отказываться от стереотипных способов мышления [8, с. 141]. Среди вышеперечисленных свойств креативности в качестве концептуальных можно выделить: беглость и оригинальность.

Автор данной статьи рассматривает порождаемую лексическую единицу в качестве генерируемой идеи на занятиях по иностранным язы-

ВЕК

140

кам, поскольку выполнение коммуникативных упражнений требует творческого, самостоятельного анализа и подхода. Выполнение каждого коммуникативного упражнения есть порождение определенной идеи. Следовательно, если лексическую единицу рассматриваем в качестве идеи, то порождение речи мы будем рассматривать в качестве генерировании идей. Получается следующее сравнение:

Порождаемая лексическая единица = генерируемая идея (единица).

Порождение речи = генерирование идей (процесс).

В своей фундаментальной работе по психологии Чиксентмихайи [9, с. 45-46] интерпретирует понятие домена следующим образом: «Передаваемое посредством символов знание внетелесно; оно не закодировано в химическом составе хромосом, но нуждается в целенаправленной передаче усвоении именно из этой вне-телесной информации и получается то, что мы называем культурой. Передаваемое посредством символов знание собирается в отдельные домены — геометрия, музыка, религия, юриспруденция и так далее. Каждый домен состоит из собственных символов, имеет собственные правила и, обычно, собственную систему условных знаков, такой домен во многих смыслах напоминает изолированный мир, в котором человек может мыслить и действовать со всей ясностью и сосредоточенностью.

Существование таких доменов является самым лучшим доказательством существования креативности. Каждый домен расширяет границы отдельной личности и позволяет нам более чутко воспринимать мир и

ощущать свою связь с ним. Каждый из нас живет в окружении бесконечного числа доменов, которые потенциально способны открывать новые миры и дарить новые возможности тем, кто изучает правила этих доменов» [там же].

Исходя из вышесказанного, можем выдвинуть свою дефиницию понятия «домен», интегрирующую его в область методики обучения иностранным языкам:

Домены — это креативные, психолого-педагогические, тематические условия, обусловленные коммуникативной ситуативностью, с целью формирования и активизации креативно-коммуникативных резервов учащихся на занятиях по иностранным языкам в процессе выполнения коммуникативного задания.

В этой связи домены — это темати-ческо-методические условия, в которых зарождается и живет креативно созданная идея, при выполнении коммуникативного задания на занятиях по иностранным языкам. Для успешного выполнения коммуникативного задания (продуцирования речи на иностранном языке) необходимо сформировать идею (то есть тематически связанную лексическую единицу), возникновению которой должны способствовать соответствующие креативно-коммуникативные условия, создаваемые преподавателем иностранных языков на занятии. Без соответствующих условий невозможно генерировать оригинальные идеи (то есть продуцировать речь) на занятия по иностранным языкам. Предлагаем следующие виды данных креативных условий (доменов):

• условия, вызванные решением коммуникативной задачи в общеобра-

зовательной сфере иностранного языка — общеобразовательный домен;

• условия, вызванные решением коммуникативной задачи в профессиональной сфере иностранного языка (экономика, биология, сельское хозяйство, юриспруденция) — профессиональный домен;

• условия, вызванные решением коммуникативной задачи в сфере делового иностранного языка — деловой домен (или бизнес-домен).

Автор данной статьи, исходя из существующих интерпретаций компетенций, выдвигает следующие функции доменов:

1. Экзистенциальная функция домена. Она направлена на процесс рефлексии, самоанализ студентов философско-рефлексивного дискурса (размышлений, риторических бесед, разговоров о себе, о своих предпочтениях) в процессе выполнения коммуникативной задачи. Целью данной функции является активизация выполнения студентами заданий следующего типа: Рассказ о себе, Рассказ о своей семье, Рассказ о своем хобби и досуге и т.д. Данная функция является одной из основных, поскольку, как правило, выполнение коммуникативных упражнений требуют самостоятельности и рефлексии от учащихся.

2. Профессиональная функция домена. Она направлена на дискурс в профессиональной сфере учащегося (экономика, биология, сельское хозяйство и т.д.), на применение студентами специализированной терминологии, особенно если речь идет о неязыковом вузе, где дисциплина «Иностранный язык» не является профилирующей. Цель данной функции: формирование профессиональной компетенции учащихся.

3. Компенсаторно-стратегическая функция домена. Она

направлена на развитие способностей применять разные стратегии — как для понимания устных / письменных текстов, так и для поддержания успешного взаимодействия при устном / письменном общении, способности избежать недопонимания, преодолеть коммуникативный барьер при помощи использования креативно ориентированных упражнении в обучении. Цель данной функции: формирование компенсаторной и стратегической компетенций.

4. Языковая функция домена. Она направлена на контроль преподавателем применения студентами лексических единиц, грамматических конструкций в соответствии с заданной креативно ориентированной коммуникативной задачей. Цель данной функции: формирование языковой компетенции.

5. Собственно креативная функция. Она направлена на активизацию креативно-коммуникативных резервов учащихся в процессе выполнения коммуникативного упражнения, то есть на уровень применения дивергентного мышления при генерировании оригинальной идеи относительно решения коммуникативной задачи на занятия по иностранным языкам. Цель данной функции: развитие креативного мышления студентов в качестве средства формирования коммуникативной компетенции. В данном случае, исходя из вышеупомянутого, можем назвать это креативной компетенцией. Эта функция является методическим концептом технологии доменов в процессе обучения иностранным языкам.

141

142

6. Социокультурная функция домена. Она направлена на знания студентами в области страноведения и культуроведения страны изучаемого языка, что, в свою очередь, облегчает дискурс на общеобразовательном иностранном языке. Цель данной функции: формирование со-цикультурной компетенции.

7. Коммуникативная функция домена. Она направлена на формирование собственно речевых навыков и развитие речевых умений в процессе решения коммуникативной задачи. Цель данной функции: формирование речевой компетенции.

Креативный метод и технологию обучения автор рассматривает следующим образом:

Креативный метод (или метод креативного обучения) — это система принципов и приемов креативного обучения иностранным языкам, применяемых с целью развития креативного мышления как базисного концепта формирования коммуникативной компетенции на занятиях по иностранным языкам.

Креативная технология — это совокупность сознательно используемых методических приемов преподавателем с ориентацией на развитие креативного мышления как средства формирования коммуникативной компетенции на занятиях по иностранным языкам.

Автор данной статьи предлагает следующую дефиницию понятия «методический креативный прием обучения» в рамках предлагаемой методики:

Креативный прием (или прием креативного метода) — это экстраординарное действие преподавателя в рамках креативного метода

обучения в соответствии с его содержанием, направленное на решение конкретной задачи на определенном этапе процесса обучения иностранным языкам.

Автор настоящей статьи также выдвигает следующие методические приемы, используемые преподавателем при применении данной технологии обучения:

1. Прием создания преподавателем условий конкуренции и соперничества. Как показал опыт обучения иностранным языкам с применением креативных упражнений [10], выполнение упражнений активизируется при создании атмосферы и условий конкуренции и соперничества между студентами. Использование поощрительных баллов преподавателем, информирование относительно экстраординарности генерирования идей в формате (беглость, гибкость, оригинальность) студентами при решении коммуникативной задачи — все это способствовало большей активности и повышению мотивации студентов в процессе обучения иностранным языкам.

2. Прием развития дивергентного мышления (воображения). Данный прием базируется на концепции развития креативного мышления в качестве средства формирования коммуникативной компетенции. Прием содержит языковые и речевые упражнения креативного содержания. Следует помнить и о том, что для развития креативности у учащихся преподавателю необходимо создать конкретные условия, в которых студент мог бы проявить себя как личность высококреативную. На наш взгляд, практическая реализация креативности возможна при

учете некоторых требований к процессу обучения. Это, прежде всего, создание здорового психологического климата в коллективе, климата взаимного доверия и понимания. Эта задача должна решаться педагогами — преподавателями и психологами. Условия развития креативности взаимосвязаны с взаимодействием между членами группы. В данном случае речь идет о студенческом коллективе. Эти принципы предполагают следующее: восхищение каждой идеей, аналогичное восхищению первым шагом ребенка, то есть оно предполагает позитивное подкрепление всех идей и ответов; использование ошибки как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное; создание климата взаимного доверия, безоценочности, принятия других, психологической безопасности; обеспечение независимости в выборе и принятии решений с возможностью самостоятельного контроля за собственными продвижениями.

3. Прием развития «амбивалентности суждений» (третье звено в цепочке мышления). Он используется преподавателем в процессе этапа объяснения лексического и грамматического материала. Преподаватель использует наглядный материал. Данный прием заключается в предоставлении преподавателем студентам возможности «догадки» недосказанной информации с целью и в формировании лексических речевых навыков и лексических речевых развитии умений в рамках процесса говорения, при котором активизация продуцирования речи достигается при помощи отсутствия логического наличия содержания задания рече-

вых упражнений: они должны быть составлены и представлены преподавателем таким образом, чтобы основной задачей их выполнения было генерирование оригинальной идеи на основе отсутствия правильного и неправильного вариантов ответа.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грецлов, А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов [Текст] / А.Г. Грецлов. - СПб.: Питер, 2007. - 208 с.

2. Креативное мышление в бизнесе [Текст] / Пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. - 228 с.

3. Дружинин, В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие [Текст] / В.Н. Дружинин. - М., 2001. -224 с.

4. Рындак, В.Г. Образование. Наука. Творчество. Теория и опыт взаимодействия. Монография [Текст] / В.Г Рындак. - Екатеринбург, 2002. - 394 с.

5. Рахимов, А.З. Творческое мышление. Монография [Текст] / А.З. Рахимов. - Уфа: Творчество, 2005. - 224 с.

6. Роу, А.Д. Креативное мышление [Текст] / А.Д. Роу. - М.: НТ Пресс, 2007. - 176 с.

7. Бос, Э. Как развивать креативность

[Текст] / Э. Бос; пер. с нем. К.А. Петро- 143

сян. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 189 с.

8. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования [Текст] / М.А. Холодная. - 2-е изд. перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.

9. Чиксентмихайи, М. Креативность. Поток и психология открытий и изобретений [Текст] / М. Чиксентмихайи, пер. с анг. И. Ющенко. - М.: Карьера Пресс, 2013. -528 с.

10. Буковский, С.Л. Методика обучения устному профессиональному общению студентов экономических специальностей с использованием упражнений на формирование креативного мышления учащихся [Текст] / С.Л. Буковский // Вестник Университета Российской академии образования. - 2011. - № 2. - С. 96-101.

REFERENCES

1. Bos E., Kak razvivat kreativnost, trans. Petrosjan K.A., Rostov-na-Donu, Feniks, 2008, 189 p. (in Russian)

2. Bukovskij S.L., Metodika obuchenija ustno-mu professionalnomu obshheniju studentov jekonomicheskih specialnostej s ispol-zovaniem uprazhnenij na formirovanie kreativnogo myshlenija uchashhihsja, Vest-nik Universiteta Rossijskoj akademii obra-zovanija, Moscow, 2011, No. 2, pp. 96-101. (in Russian)

3. Chiksentmihaji M., Kreativnost. Potok i psi-hologija otkrytij i izobretenij, trans. I. Jush-henko, Moscow, Karera Press, 2013, 528 p. (in Russian)

4. Druzhinin V.N., Kognitivnye sposobnosti: struktura, diagnostika, razvitie, Moscow, 2001, 224 p. (in Russian)

5. Greclov A.G., Trening kreativnosti dlja starsheklassnikov i studentov, St. Petersburg, Piter, 2007, 208 p. (in Russian)

6. Holodnaja M.A., Psihologija intellekta. Paradoksy issledovanija, St. Petersburg, Piter, 2002, 272 p. (in Russian)

7. Kreativnoe myshlenie v biznese, trans., Moscow, Alpina Biznes Buks, 2009, 228 p. (in Russian)

8. Rahimov A.Z., Tvorcheskoe myshlenie. Monografija, Ufa, Tvorchestvo, 2005, 224 p. (in Russian)

9. Rou A.D., Kreativnoe myshlenie, Moscow, NT Press, 2007, 176 p. (in Russian)

10. Ryndak V.G., Obrazovanie. Nauka. Tvorchestvo. Teorija i opyt vzaimodejstvija. Monografija, Ekaterinburg, 2002, 394 p. (in Russian)

Буковский Станислав Леонидович, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра технологии транспортных процессов, Институт прикладных технологий, Московский государственный университет путей сообщения, richardburton@rambler.ru Bukovskiy S.L., PhD in Education, Senior Lecturer, Technology of Transport Processes Department, Institute of Applied Technologies, Moscow State University of Railway Engineering, richardburton@ rambler.ru

144

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.