Научная статья на тему 'МОТИВАТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

МОТИВАТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная инициативность / студенческая молодежь / будущие специалисты / педагог / преобразовательская деятельность / social initiative / student youth / future specialists / teacher / reformative activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю А. Казакова

В статье раскрываются мотиваторы, способствующие развитию социальной инициативности студентов младших курсов педагогического вуза. Рассмотрены способы развития мотиваторов социальной инициативности у студенческой молодежи – будущих педагогов. Раскрыта потребность развития социальной инициативности – качества, которое ориентирует студенческую молодежь на общественно полезную деятельность, активное участие в общественной жизни общества и государства. Отражены результаты как теоретического анализа научных источников по теме исследования, так и результаты метода исследования эмпирического – анкетирования, позволившего выявить мотиваторы развития социальной инициативы студентов бакалавриата педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATORS FOR THE DEVELOPMENT OF SOCIAL INITIATIVE OF UNDERGRADUATE STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article reveals motivators that contribute to the development of social initiative of junior students of a pedagogical university. The ways of development of motivators of social initiative among students – future teachers are considered. The need for the development of social initiative, a quality that orients student youth to active participation in the public life of society, socially useful activities is revealed. The results of both the theoretical analysis of scientific sources on the subject of the study and the results of the empirical research method – the questionnaire, which allowed to identify the motivators of the development of social initiative of undergraduate students of a pedagogical university. The tools for solving the identified problems are proposed.

Текст научной работы на тему «МОТИВАТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

8. Чикунова А.Е. Критерии отбора аутентичных видеоматериалов для студентов экономических специальностей в процессе обучения английскому языку. 2010. Available at: https://elar.urfu.rU/bitstream/10995/19259/1/iurp-2010-78-17.pdf

9. Малёнова Е.Д. Теория и практика аудиовизуального перевода: отечественный и зарубежный опыт Коммуникативные исследования. 2017; № 2 (12). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/teoriya-i-praktika-audiovizualnogo-perevoda-otechestvennyy-i-zarubezhnyy-opyt

10. Горшкова В.Е. Перевод в кино. Иркутск: ИГЛУ, 2006.

11. Козуляев А.В. Аудиовизуальный полисемантический перевод как особая форма переводческой деятельности и особенности обучения данному виду перевода. Царскосельские чтения. 2013; № XVII. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/audiovizualnyy-polisemanticheskiy-perevod-kak-osobaya-forma-perevodcheskoy-deyatelnosti-i-osobennosti-obucheniya-dannomu-vidu

12. Газиева И.А. Проблемы перевода киновидеопродукции Южной Азии. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-perevoda-kinovideoproduktsii-yuzhnoy-azii

13. Круглый стол. Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации. Available at: http://council.gov.ru/events/smi/anouncements/139490/

14. Матасов РА. Перевод кино/видео материалов: лингвокультурологические и дидактические аспекты. Автореферат диссертации ... кандидата филологичегаих наук. Москва, 2009. Available at: https://cheloveknauka.com/perevod-kino-video-materialov-lingvokulturologicheskie-i-didakticheskie-aspekty

References

1. Snezhkova L. Cifrovye tehnologii v obrazovanii. Obrazovatel'nyj portal «Spravochnik». Available at: https://spravochnick.ru/informacionnye_tehnologii/cifrovye_tehnologii/ cifrovye_tehnologii_v_obrazovanii/

2. Williams A. Meet Alpha: The Next 'Next Generation'. The New York Times. Available at: https://www.nytimes.com/2015/09/19/fashion/meet-alpha-the-next-next-generation.html

3. Ukaz Prezidenta RF № 203 ot 2017 g. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919

4. Ministerstvo prosvescheniya Rossii. Available at: https://edu.gov.ru/national-project/

5. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF № 3759-r ot 2021 g. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403203308/

6. Il'icheva N.V., Gorelova A.V. Videomaterialy kak sredstvo razvitiya kommunikativnoj kompetencii na zanyatiyah po anglijskomu yazyku. Inoyazychnoe obrazovanie vpolikul'turnoj srede: materialy i doklady XXIV nauchno-prakticheskoj konferencii Nacional'noj associacii prepodavatelej anglijskogo yazyka (NATE2018): Samarskij gosudarstvennyj universitet, 2018: 149-158.

7. Bouzenoun A. The Constraints that Influence the Application of Feature Films in EFL Classrooms in Algeria. 2018; № 6: 5-26. Available at: https://www.researchgate.net/ publication/328891091_The_Constraints_that_Influence_the_Application_of_Feature_Films_in_EFL_Classrooms_in_Algeria

8. Chikunova A.E. Kriterii otbora autentichnyh videomaterialov dlya studentov 'ekonomicheskih special'nostej v processe obucheniya anglijskomu yazyku. 2010. Available at: https:// elar.urfu.ru/bitstream/10995/19259/1/iurp-2010-78-17.pdf

9. Malenova E.D. Teoriya i praktika audiovizual'nogo perevoda: otechestvennyj i zarubezhnyj opyt. Kommunikativnye issledovaniya. 2017; № 2 (12). Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/teoriya-i-praktika-audiovizualnogo-perevoda-otechestvennyy-i-zarubezhnyy-opyt

10. Gorshkova V.E. Perevod v kino. Irkutsk: IGLU, 2006.

11. Kozulyaev A.V. Audiovizual'nyj polisemanticheskij perevod kak osobaya forma perevodcheskoj deyatel'nosti i osobennosti obucheniya dannomu vidu perevoda. Carskosel'skie chteniya. 2013; № XVII. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/audiovizualnyy-polisemanticheskiy-perevod-kak-osobaya-forma-perevodcheskoy-deyatelnosti-i-osobennosti-obucheniya-dannomu-vidu

12. Gazieva I.A. Problemy perevoda kinovideoprodukcii Yuzhnoj Azii. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-perevoda-kinovideoproduktsii-yuzhnoy-azii

13. Kruglyj stol. Sovet Federacii Federal'nogo sobraniya Rossijskoj Federacii. Available at: http://council.gov.ru/events/smtfanouncements/139490/

14. Matasov R.A. Perevod kino/video materialov: lingvokul'turologicheskie i didakticheskie aspekty. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheckih nauk. Moskva, 2009. Available at: https://cheloveknauka.com/perevod-kino-video-materialov-lingvokulturologicheskie-i-didakticheskie-aspekty

Статья поступила в редакцию 25.11.22

УДК 37.018

Kazakova Yu.A., postgraduate, Surgut State Pedagogical University (Surgut, Russia), E-mail: [email protected]

MOTIVATORS FOR THE DEVELOPMENT OF SOCIAL INITIATIVE OF UNDERGRADUATE STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The article reveals motivators that contribute to the development of social initiative of junior students of a pedagogical university. The ways of development of motivators of social initiative among students - future teachers are considered. The need for the development of social initiative, a quality that orients student youth to active participation in the public life of society, socially useful activities is revealed. The results of both the theoretical analysis of scientific sources on the subject of the study and the results of the empirical research method - the questionnaire, which allowed to identify the motivators of the development of social initiative of undergraduate students of a pedagogical university. The tools for solving the identified problems are proposed.

Key words: social initiative, student youth, future specialists, teacher, reformative activity.

Ю.А. Казакова, аспирант, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут,

E-mail: [email protected]

МОТИВАТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье раскрываются мотиваторы, способствующие развитию социальной инициативности студентов младших курсов педагогического вуза. Рассмотрены способы развития мотиваторов социальной инициативности у студенческой молодежи - будущих педагогов. Раскрыта потребность развития социальной инициативности - качества, которое ориентирует студенческую молодежь на общественно полезную деятельность, активное участие в общественной жизни общества и государства. Отражены результаты как теоретического анализа научных источников по теме исследования, так и результаты метода исследования эмпирического - анкетирования, позволившего выявить мотиваторы развития социальной инициативы студентов бакалавриата педагогического вуза.

Ключевые слова: социальная инициативность, студенческая молодежь, будущие специалисты, педагог, преобразовательская деятельность.

В нормативно-правовых документах Российской Федерации все чаще уделяется внимание проблеме социального воспитания молодежи, которое способствует формированию конкурентоспособной личности, способной вносить свой вклад в развитие и преобразование страны. Воспитание такой личности является одной из главных задач современной педагогики. В связи с этим мы видим в современном мире ярко выраженный интерес государства к развитию социальной инициативности у молодежи.

Целью настоящего исследования является определение мотиваторов развития социальной инициативности студентов младших курсов педагогического вуза.

Основной задачей исследования является обработка результатов эмпирического метода исследования - анкетирования для выявления мотиваторов развития социальной инициативности студентов младших курсов педагогического вуза.

Научная новизна исследования заключается в обосновании необходимости целенаправленного развития социальной инициативности студентов младших курсов педагогического вуза.

Близкое к нашему исследованию толкование понятия принадлежит Г.М. Коджаспировой: «Инициатива (от лат тШаге - начинать) - внутреннее побуждение к самостоятельным, активным новым формам деятельности или руководящей роли в коллективных действиях» [1]. Следует также обратить внимание на определение понятия исследователя О.В. Ненароковой: «Социальная инициативность - это качество личности, характеризующееся ее способностью и склонностью к активным, осознанным и самостоятельным действиям, добровольно осуществляемых человеком с целью преобразования окружающей действительности в интересах общества, содействия другим людям в продуктивном решении их проблем и с целью собственного самосовершенствования» [2].

Таким образом, рассмотренные выше понятия позволяют сделать вывод, что проявление инициативы у обучающихся - это внутренние мотивыдля нетрадиционных форм учебной и внеурочной деятельности. Будущему педагогу в современных реалиях также крайне необходимо проявление инициативы. Принято считать инициативным педагога, стремящемуся к проявлению самостоятельности в действиях, к применению новых форм деятельности, а также имеет склонность к преобразовательской деятельности [3]. Известно также, что профессиональная инициатива отражает способность личности решать педагогические задачи, искать пути совершенствования себя и учеников, а также стремление перейти на более высокий профессиональный уровень. Очень часто высокая ответственность за производственную работу и чрезмерная загруженность могут стоять на пути проявления инициативы. Тем не менее диапазон профессионализма педагога расширяют как раз активные, инициативные действия [4].

В высших учебных заведениях одним из способов развития социальной инициативности у студенческой молодежи является воспитательная деятельность, которой уделяется все больше внимания со стороны государства. В законодательных документах также подчеркивается необходимость разработки программ воспитания, которые обучают граждан способности реализовывать себя, познавать себя и развивать собственные способности. Воспитательная работа в вузе планируется и реализуется на основании приоритетных направлений государственной политики в сфере воспитания, установленных в Стратегии развидия воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Идт. вительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996- р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания является развитие высоко нравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценн рснь, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализоватд свсй потенциал в условиях современного общества, готовой к мирном усозидааию и защите Родины. В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования, цель воспитанизобучаю-щихся в общеобразовательной организации - развитие личности, соддансеус-ловий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правнл д сл|ья поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Основным фактором, влияющим на проявление человеком активности и социальной инициативности, является мотивация, в связи с этим в рамках эмпирического метода исследования мы применили «Диагностику дониватоьав социально-психологической активности личности». Методологическоыйоаьадой диагностики служит теория мотивации Д. Мак-Клеланда и следующ кедначимые мотиваторы: «Власть», «Успех», «Тенденция к аффилиации». Тест сасоаитдзЮ утверждений, на которые респонденту предлагается ответить, оценьвпдодьль-ность каждого утверждения по пятибалльной шкале [5].

Исследование осуществлено в форме анкеты, по результатам иотоваИмыи получили 98 ответов от студентов 1-го и 2-го курсов. В результате сндлиыаде-лученных данных по изучению мотиваторов развития социальной снд^ытдвы студентов младших курсов педагогического вуза были получены следующие дес-ные (см. табл. 1).

Оьблица 1

Мотивационная доминанта личностной активности Количество респондентов по уровням выраженности мотиваторов

Высокий Средний Низкий

Успех 67 респондентов 31 респондентов 0 респондентов

Власть 32 респондентов 65 респондентов 1 респондентов

Тенденция к аффилиации 66 респондентов 28 респондентов 4 респондентов

Из полученных данных следует, что преобладающей доминантой личностной активности на высоком уровне является «Успех», далее следует «Тенденция к групповому признанию и уважению (стремление к аффилиации)», затем «Власть». Ярко выраженные утверждения, относящиеся к потребности «Успех»: «Я прилагаю все усилия для того, чтобы улучшить показатели своей работы (учебы) по сравнению с тем, что было раньше» и «Я получаю удовлетворение от выполнения сложных заданий», позволяют сделать вывод, что студенты младших курсов мотивированы, целеустремлены и готовы к выполнению различного рода задач, что может быть связано со сменой рода деятельности, ролей, ответственным отношением к высшему образованию, о чем свидетельствует отсутствие респондентов с низким уровнем выраженности потребности «Успех». Следует поддерживать у студенческой молодежи стремление к успеху, применяя мотивирующие к достижению успеха формы работы. «Тенденция к аффилиации» продемонстрировала схожий с «Успехом» результат. Утверждение «Мне больше нравится работать в группе, чем в одиночку» ярко выражено у респондентов с высоким уровнем данного мотиватора. Групповые формы работы и проектная деятельность позволяют поддерживать уровень данного мотиватора. Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что студентов младших курсов на данном этапе практически в равной степени мотивирует же-

ледвь дыбитьсо т<исеха (41%)ожелниие быть прнасйнными^жйаемымсвер-стниками, родителями и педагогами (40%). Обработка результатов опроса, касающаяся мотиватора «Власть», показала менее выраженную тенденцию - 19% (см. рис. 1).

МОТИВАЦИОННАЯ ДОМИНАНТА ЛИЧНОСТНОЙ АКТИВНОСТИ

Рис. 1

Анализ исследований и публикаций, касающихся мотиваторов, позволил ндм оыянвьн двязднкыослытдвацльс к дыдтбженелдвпехалвнокноюлдчоонье ныоктчелтва:суДиеклно4тилииндсти;тки ь 4саHcзаоxapaдм4paнолoлвдa;ca-моуважение и ответственность; саморегуляция; особенности самоактуализации и самн^едизацдк лдчнocтн;севвичeвыoeзыывoвди; ф^кционтаенсяавтиндыия (сeзaьеcнтюcсоB;тдвpч4ткaомммнсидcтсенвлетивндcвт;дoцдальеан илодоатд-ная идентичность; стремление к самосовершенствованию [6].

ыа4инооанддвсиучевсых дднныо мддледввенмнмы мджео вделаенвын вдд а нтм, что жлыиьидддбдтьдя унтдхо снlывe дклюдаенвинбв ддадлнддднниде стремление к признанию, так как процент респондентов с высоким уровнем мо-тив4TOзи«Уиrlex»нйвмaчйтeльн о превышает респондентов с высоким уровнем жандвдтоло«Cсpyмлeиьyк аффилиации».Оден иенвриаттов ьеддeож4аин иы-c-ждroтв°сся даьнога гюкйкaтeляыэто сиодpаниeтыxдеиюгмнcомиыиеяимдya-ци°успева вoДбазoьaтвльвытюдoцecc

Стуынттам cпooнмаимcтню к пнснлcтеoсты зыpеет,енмoстp4ышетит ио-скыявно н-юоыитьcн икмм4здe:нтнкдмaсьнзмcтиeнпpзleкныай деятиетинсди , кoыдймтyвныx дмлaxивыпoлсeзнсoлщдx ы4йyиии тгpдзьоH. по-доняет звыcдьyи4йь c4аcнeванoдджнlмднcФныыймднаы.Bдлoу4ыводocтв-жeндбL-eлeйдтум40cyмджнoдщсщaдв, что егод ейтsъ^^аонзимоeтcмы 01,48X0-дит отклик в эмоциях родителей, педагогов и сверстников. Студенты с преобладающим мотиватором «Власть» стремятся к лидерству, потому что они уверены в сдедт ск4poиоыcлтp ю вддяуcддвмOы тeшeбья0пpиыyлeсиыизтыyд.

Таким образом, результаты опроса позволяют сделать вывод об эффектив-пнlxьюcинакынах cтв0днтдcкoйыoйo0тжип мpeелажвpиyнмнмpдaппнтю Ыоджyfl нимдд40ы кбтopoйфеpмдтсюуля все пышвпедeмдcлeнкыc нoтдиOдocтсlT4йаИ формой работы со студентами является Социально-культурное проектирование.

Участие студенческой молодежи в проектной деятельности предполагает:

- генерацию лучших современных молодежных идей, которые направлены на такие сферы, как образование, экология, культура, архитектура, туризм, литература, музыка, хореография, спорт, экономика, образование, маркетинг и др.;

- выработку эффективных инновационных методов и форм, неформальных и партнерских отношений между людьми в команде, методов эффективного межличностного взаимодействия;

- оснащение человека в проблемной ситуации современными знаниями из различных областей науки, что позволяет ему эффективно решать проблемы, возникающие в течение его профессиональной деятельности.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что спецификой организации проектной деятельности со студентами является то, что проектирование в области будущей профессиональной деятельности способствует развитию компетенций и инициатив различного уровня, она не только разнообразна, но и разнопла-нова, может нести разный характер и направленность, эта сфера деятельности придерживается не только творческого подхода, но и научно-исследовательского, что очень важно для студенческой молодежи. Проектная деятельность пробуждает в них способность сознательно менять свои представления о жизни и обществе вокруг человека и развивает социальную активность молодых людей.

По результатам исследования можно резюмировать, что цель работы достигнута, и поставленные задачи решены. В заключение сделаем следующие выводы. Проведя теоретический анализ научных источников по теме исследования и анализ результатов опроса, мы можем сделать вывод, что результаты исследования могут стать основой для совершенствования процесса развития социальной инициативы студентов младших курсов педагогического вуза. Мотиваторы по развитию активности личности выражены в разной степени, в продолжение исследования мы можем проанализировать эффективность применяемых в вузе форм по поддержанию высокого уровня выраженности мотиваторов.

Библиографический список

1. Коджаспирова Г.М. Педагогика. Москва: Издательство Юрайт, 2019.

2. Ненарокова О.В. Воспитание социальной инициативности у студентов во внеаудиторной деятельности. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Кострома, 2009.

3. Немов РС. Психология: в 3 кн. Общие основы психологии. Москва: BЛAДOC, 2003; Книга 1.

4. Васильев A.n., Томенко Л.В., Aнсимов В.И. Роль педагогической инициативы в работе мастера производственного обучения. Педагогическое мастерство: материалы XXIII Международной научной конференции. Казань: Молодой ученый, 2022: 36-39. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/425/17001/

5. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Москва, 2002: 94-95

6. Безрукова A.H., Тимофеева T.C., Коваленко C.H. Взаимосвязь ценностных ориентаций с уровнем притязаний и мотивацией достижения успеха. Инновации в науке. 2016; № 12-2 (61): 17-21.

References

1. Kodzhaspirova G.M. Pedagogika. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2019.

2. Nenarokova O.V. Vospitanie social'noj iniciativnosti u studentov vo vneauditornoj deyatel'nosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kostroma, 2009.

3. Nemov R.S. Psihologiya: v 3 kn. Obschie osnovy psihologii. Moskva: VLADOS, 2003; Kniga 1.

4. Vasil'ev A.P., Tomenko L.V., Ansimov V.I. Rol' pedagogicheskoj iniciativy v rabote mastera proizvodstvennogo obucheniya. Pedagogicheskoe masterstvo: materialy XXIII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Kazan': Molodoj uchenyj, 2022: 36-39. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/425/17001/

5. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manujlov G.M. Diagnostika motivatorov social'no-psihologicheskoj aktivnosti lichnosti. Social'no-psihologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malyh grupp. Moskva, 2002: 94-95

6. Bezrukova A.N., Timofeeva T.S., Kovalenko S.N. Vzaimosvyaz' cennostnyh orientacij s urovnem prityazanij i motivaciej dostizheniya uspeha. Innovacii v nauke. 2016; № 12-2 (61): 17-21.

Статья поступила в редакцию 26.11.22

УДК 378

Melnichuk M.V., Doctor of Sciences (Economics), Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

Milyaeva L.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

MULTICULTURAL ACADEMIC ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY AS A FACTOR THAT FORMS CIVIC IDENTITY OF A PERSONALITY: EDUCTAIONAL AND ETHNO-CULTURAL ASPECTS. The article presents a scientific and theoretical review and some practical results of the study and research of the formation of civic identity within the multicultural environment of the university on the example of two main factors: educational and ethno-cultural socialization. The article contains definitions of the basic concepts in the field of study (for example, the definition of multicultural environment), examines features of two main factors (the educational factor and the factor of ethno-cultural socialization), considers foreign and Russian approaches to such a concept as a multicultural environment. The article also attempts to prove that the factor of ethno-cultural socialization and the educational factor are the leading factors in the formation of a person's civic identity within a multicultural environment. Discussing the peculiarities of the multicultural educational environment, the authors analyze the modern views of foreign and national scientists, which indicate a high interest in this issue, and also provide evidence that the multicultural educational environment is one of the most important components of modern education and is characterized by a set of conditions and requirements that ensure tolerance towards representatives of other cultures and ethnic groups, effective intercultural interaction, the study of cultural and historical experience and the knowledge of general cultural values. Special attention in the theoretical review is paid to two main factors of the formation of civic identity: the educational factor and the factor of ethno-cultural socialization. The educational factor is presented as a special factor in the development of the civic identity of a modern personality, which is formed under the influence of cognitive activity, student-centered education and dialogue of cultures in a multicultural educational environment. The importance of ethno-cultural socialization for the formation of civic identity is recognized by all leading theoretical scientists and practical teachers, which is justified by the fact that during the educational process within a multicultural environment, it is necessary to take into account the ethno-cultural and socio-cultural characteristics of the personality of students and the environment itself in order to create favorable conditions for the full implementation of the educational process.

Key words: civic identity, ethno-cultural socialization, multicultural environment, educational factor.

М.В. Мельничук, д-р эконом. наук, проф., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: [email protected]

Л.В. Миляееа, канд. филол. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: [email protected]

ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА

КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТЫ

В настоящей статье представлен научно-теоретический обзор и некоторые практические результаты изучения и исследования вопросов формирования гражданской идентичности в рамках поликультурной среды вуза на примере двух основных факторов: образовательного и фактора этнокультурной социализации. В рамках статьи даны определения основным понятиям (например, поликультурной среде), рассмотрены особенности двух основных факторов (образовательного и фактора этнокультурной социализации), зарубежные и отечественные подходы к такому понятию, как поликультурная среда. В статье также предпринята попытка доказать, что фактор этнокультурной социализации и образовательный фактор являются ведущими в формировании гражданской идентичности личности в рамках поликультурного пространства. Рассуждая об особенностях поликультурной образовательной среды, авторы анализируют современные взгляды зарубежных и отечественных ученых (практиков и теоретиков), которые свидетельствуют о высоком интересе к данному вопросу, а также приводят доказательства того, что поликультурная образовательная среда является одним из важнейших компонентов современного образования и характеризуется совокупностью условий и требований, обеспечивающих соблюдение толерантности по отношению к представителям других культур и этносов, эффективное межкультурное взаимодействие, изучение культурно-исторического опыта и познание общекультурных ценностей. Особое внимание в теоретическом обзоре уделено двум основным факторам формирования гражданской идентичности: образовательному и фактору этнокультурной социализации. Образовательный представлен как особый фактор развития гражданской идентичности современной личности, которая формируется под воздействием познавательной деятельности, личностно ориентированного обучения и диалога культур в поликультурной образовательной среде. Важность этнокультурной социализации для формирования гражданской идентичности признается всеми ведущими учеными-теоретиками и педагогами-практиками, что обосновано тем фактом, что в ходе образовательного процесса в рамках поликультурной среды необходимо учитывать этнокультурные и социокультурные особенности личности учащихся и самой среды, чтобы создавать благоприятные условия для полноценной реализации образовательного процесса.

Ключевые слова: гражданская идентичность, этнокультурная социализация, поликультурная среда, образовательный фактор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.