Научная статья на тему 'МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ'

МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
112
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ / СТУДЕНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зудилина Ирина Юрьевна, Романов Дмитрий Владимирович, Филатов Тимур Валентинович

Важным требованием современного социума является постоянное развитие личности в профессиональной сфере. Основа для успешного социального функционирования закладывается в семье. Однако в данный момент наблюдается значительный рост числа неполных семей. Результаты многочисленных исследований показывают негативное влияние на личность ребенка и его активность в социуме ситуации, когда в семье отсутствует один из родителей. Проведенное нами предварительное наблюдение показало, что студенты из неполных семей чаще проявляют заинтересованность в общественных делах вуза, более осознанно подходят к выбору специальности. Нами изучались особенности и мотивы социальной активности студентов в сферах работы и личной жизни. Результаты анкеты показали, что среди студентов из неполных семей в данный момент работающих в два раза больше, чем из полных семей. Также у студентов из неполных семей наблюдаются тенденции: проявляется больший интерес к сферам деятельности с высоким заработком и к руководящим должностям; конкретика и реалистичность карьерных планов; выход на работу в 14-17 лет; стремление к более раннему браку и доминирование мнения, что работать должны оба супруга. По показателям мотиваторов социально-психологической активности личности (достижение успеха в целом, стремление к власти, тенденция к признанию и уважению) более высокие баллы наблюдаются у студентов из полных семей. В целом статистический анализ показал отсутствие значимых различий в проявлении социально-психологической активности у студентов экспериментальной и контрольной групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONALLY NEEDED SOCIAL ACTIVITY CHARACTERISTICS IN STUDENTS FROM SINGLE - PARENT FAMILIES

An important requirement of modern society is the continuous development of the individual in the professional sphere. The basis for successful social functioning is laid in the family. However, this very moment there is a significant increase in the number of single-parent families. The results of numerous studies show the negative impact on the child's personality and his activity in society of the situation when there is no parent in the family. Our preliminary observation showed that students from single-parent families more often show interest in the public affairs of the university, more consciously approach the choice of specialty. This contradiction served as the basis for the study. We studied the peculiarities and motives of students' social activity in the spheres of work and personal life. The results of the questionnaire showed that the number of working students from incomplete families this moment is twice that from complete families. Also, students from incomplete families have the following trends: there is more interest in areas of activity with high wages and managerial positions; specificity and realism of career plans; going to work at age 14-17; the desire for an earlier marriage and the dominance of the opinion that both spouses should work. According to the indicators of motivators of socio-psychological personality activity (achievement of success in general, the desire for power, the tendency to recognition and respect) higher scores are observed in students from full families. In general, the statistical analysis showed no significant differences in the manifestation of socio-psychological activity among students in the experimental and control groups.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ»

Научная статья

УДК 376.64:316.628 ББК 74.02:60.025.1 З-92

DOI: 10.53598/2410-3004-2022-1-293-24-32

МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

(Рецензирована)

Ирина Юрьевна Зудилина1И, Дмитрий Владимирович Романов2, Тимур Валентинович Филатов3

1,2,3Самарский государственный аграрный университет, г. Самара, Россия 1MZudüina-irina@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0001-7243-6223 2dmitrom@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-5872-8331 3tfilatoff1960@mail.ru, http: // orcid.org/0000-0002-6636-5243

Аннотация. Важным требованием современного социума является постоянное развитие личности в профессиональной сфере. Основа для успешного социального функционирования закладывается в семье. Однако в данный момент наблюдается значительный рост числа неполных семей. Результаты многочисленных исследований показывают негативное влияние на личность ребенка и его активность в социуме ситуации, когда в семье отсутствует один из родителей. Проведенное нами предварительное наблюдение показало, что студенты из неполных семей чаще проявляют заинтересованность в общественных делах вуза, более осознанно подходят к выбору специальности. Нами изучались особенности и мотивы социальной активности студентов в сферах работы и личной жизни. Результаты анкеты показали, что среди студентов из неполных семей в данный момент работающих в два раза больше, чем из полных семей. Также у студентов из неполных семей наблюдаются тенденции: проявляется больший интерес к сферам деятельности с высоким заработком и к руководящим должностям; конкретика и реалистичность карьерных планов; выход на работу в 14-17 лет; стремление к более раннему браку и доминирование мнения, что работать должны оба супруга. По показателям мотиваторов социально-психологической активности личности (достижение успеха в целом, стремление к власти, тенденция к признанию и уважению) более высокие баллы наблюдаются у студентов из полных семей. В целом статистический анализ показал отсутствие значимых различий в проявлении социально-психологической активности у студентов экспериментальной и контрольной групп.

Ключевые слова: социально-психологическая активность, личность, неполная семья, студенты, профессиональная деятельность, мотивация.

Для цитирования: Зудилина И.Ю., Романов Д.В., Филатов Т.В. Мотивационно-потребностные характеристики социальной активности студентов из неполных семей // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2022. Вып. 1 (293). С. 24-32. DOI: 10.53598/2410-3004-2022-1-293-24-32

Original Research Paper

MOTIVATIONALLY NEEDED SOCIAL ACTIVITY CHARACTERISTICS IN STUDENTS FROM SINGLE - PARENT FAMILIES

Irina Yu. Zudilina1^, Dmitry V. Romanov2, Timur V. Filatov3

1,2,3Samara State Agrarian University, Samara, Russia

1MZudUma-irma@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0001-7243-6223

2dmitrom@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-5872-8331

3tfilatoff1960@mail.ru, http: // orcid.org/0000-0002-6636-5243

Abstract. An important requirement of modern society is the continuous development of the individual in the professional sphere. The basis for successful social functioning is laid in the family. However, this very moment there is a significant increase in the number of single-parent families. The results of numerous studies show the negative impact on the child's personality and his activity in society of the situation when there is no parent in the family. Our preliminary observation showed that students from single-parent families more often show interest in the public affairs of the university, more consciously approach the choice of specialty. This contradiction served as the basis for the study.

We studied the peculiarities and motives of students' social activity in the spheres of work and personal life. The results of the questionnaire showed that the number of working students from incomplete families this moment is twice that from complete families. Also, students from incomplete families have the following trends: there is more interest in areas of activity with high wages and managerial positions; specificity and realism of career plans; going to work at age 14-17; the desire for an earlier marriage and the dominance of the opinion that both spouses should work. According to the indicators of motivators of socio-psychological personality activity (achievement of success in general, the desire for power, the tendency to recognition and respect) higher scores are observed in students from full families. In general, the statistical analysis showed no significant differences in the manifestation of socio-psychological activity among students in the experimental and control groups.

Keywords: socio-psychological activity, personality, single-parent family, students, professional activity, motivation.

For citation: Zudilina I.Yu., Romanov D.V., Filatov T.V. Motivationally needed social activity characteristics in students from single-parent families//Bulletin of Adyghe State University. Series "Pedagogy and Psychology". 2022. Issue 1 (293). P. 24-32. DOI: 10.53598/2410-3004-2022-1-293-24-32

Введение. Рыночная экономика современного общества способствует росту потребности в специалистах, стремящихся к повышению эффективности и качества своего профессионального труда. Условием успешной социализации и профессионализации молодых людей является социальная активность личности, которая в значительной степени проявляется на этапе

выбора профессии, обучения в вузе и создания семьи.

Понятие «социальная активность» определяется как сложное состояние и одновременно свойство личности, позволяющее осуществлять осознанную, интенсивную, преимущественно самодетерминированную деятельность, направленную на преобразование себя и социума в соответствии с задачами

общественного развития [1]. Мотивами социальной активности являются осознанные причины, в результате которых люди взаимодействуют, взаимно влияют и осуществляют различные виды социально-значимой деятельности [2, 3]. Основа для социального функционирования закладывается в семье. Известно, что традиционная семья - мама, папа, дети - наилучшим образом удовлетворяет главные потребности человека и оказывает благотворное влияние на формирование личностных качеств детей, способствующих их адаптации в обществе. Однако в современном социуме институт брака претерпевает значительные изменения, в том числе наблюдается повышение числа неполных семей [4, 5].

Многочисленные исследования показывают различные стороны влияния ситуации, когда в семье отсутствует один из родителей (чаще отец). Дети, выросшие без отца, чаще имеют высокий уровень тревожности, невротические симптомы, противоправное поведение. Мальчики хуже усваивают мужские роли, проявляют гипертрофированные мужские черты. В другом варианте - вырастают пассивными, физически слабыми, чаще конфликтуют с мамой. Дети из неполных семей хуже учатся, проявляют большую замкнутость [6-11]. Однако наблюдение, проведенное нами в процессе обучения студентов, показало, что молодые люди из неполных семей чаще проявляют заинтересованность в общественных делах в вузе, более осознанно подходят к выбору специальности. Данные факты послужили основой для проведения исследования по изучению характеристик студентов из неполных семей, оказывающих влияние на их проявление себя в социальной жизни.

Актуальность исследования определяется тем, что личностные особенности студентов из неполных семей являются важным условием

их социально-психологической активности, которая в значительной мере проявляется к юношескому возрасту и в последующем может влиять на профессиональную деятельность и создание семьи.

Материалы и методы. Цель нашего исследования - изучить особенности социально-психологической активности студентов из неполных семей. На начальном этапе исследования была сформирована выборка участников исследования, в которую вошли 46 студентов из неполных семей (родители разведены), - экспериментальная группа, 46 студентов из полных семей - контрольная группа. Из них девушек 21 человек, юношей - 25 человек и в экспериментальной и в контрольной группах соответственно. Исследуемые представляют собой группу однородную по возрасту - 18-22 года. В качестве диагностических методов использовалась методика «Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности» и разработанная нами анкета.

При разработке анкеты планировалось выявление социальных характеристик студентов: пол, место проживания, возраст, состоят ли родители в браке. Также подбирались вопросы с целью сбора данных о социальной активности личности (В каких кружках, секциях Вы занимались в детстве? Посещаете ли Вы секцию, кружок в данное время? Работаете ли Вы в данное время? Во сколько лет Вы первый раз пошли на работу?).

Методика «Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности» помогла определить ведущие потребности-мотиваторы личности студентов. Методологической основой явилась теория мотивации Д. Макклелланда [12].

Результаты и обсуждение. Анализ результатов, полученных в результате диагностики с использованием вышеназванных средств, позволил провести сравнение

показателей социальной активности студентов из экспериментальной и контрольной групп, участвовавших в исследовании, а также статистическую проверку значимости различий показателей между этими группами. Вопросы анкеты и используемая методика выявили особенности и мотивы социальной активности студентов в сферах работы и личной жизни.

При проведении анализов ответов на вопрос анкеты «В каких кружках, секциях Вы занимались в детстве?» выяснилось, что в экспериментальной группе 42 (91,3%) студента занимались в секциях и кружках, в контрольной группе -43 (93,2%) студента. Количественные показатели демонстрируют отсутствие значимых различий в проявлении социальной активности в детстве между экспериментальной и контрольной группами. Далее видим, что небольшой процент респондентов в данное время и в экспериментальной, и в контрольной группе посещают кружки: положительно ответили 14 (30,4%) студентов.

Значительная количественная разница по сравнению с предыдущими ответами обнаружена в вопросе «Работаете ли вы в данное время?». Оказалось, что в экспериментальной группе в данный момент работают 15 (32,6%), в контрольной - 8 (17,4%) студентов.

Результаты анкеты позволили выяснить, что в целом из всех участников экспериментальной группы, начиная с 14 летнего возраста, работали 38 (82,6%) студентов и 33 (71,7%) - из контрольной группы, что показывает проявление социальной активности у значительного числа студентов в обеих группах. Однако заметим, что сравнение выявляет тенденцию к увеличению числа работающих в экспериментальной группе.

В социальной активности, проявляющейся в построении планов карьеры на данный момент,

обнаружена незначительная разница - 32 (69,4%) в экспериментальной группе и 35 (76%) в контрольной. Из таблицы (табл.1) видим, как распределено количество студентов по желаемым сферам профессиональной деятельности: руководитель -12 (26%) ответов в экспериментальной и 6 (13%) - в контрольной; в сфере бизнеса - 9 (19,5%) в экспериментальной и 6 (13%) - в контрольной; хорошим специалистом в разных направлениях - 10 (21,7%) ответов в экспериментальной и 14 (30,4%) в контрольной. Один студент из экспериментальной группы ответил, что хочет работать за границей, из контрольной группы 1 студент ответил, что хочет быть министром и 1 (2,2%) - президентом. Остальные респонденты либо ответили, что не задумываются над вопросом будущей карьеры, либо поставили прочерк. Привлекательность сфер деятельности, в которых можно больше заработать и самому руководить людьми, в большей степени наблюдается у студентов из неполных семей. Также в экспериментальной группе нет ответов в графе «быть успешным человеком» и «быть человеком», «президентом, министром», что говорит о большей конкретике и реалистичности в карьерных планах представителей этой группы.

В процессе анализа результатов анкеты мы обратили внимание на то, что в экспериментальной группе из села оказалось 14 студентов, из города - 32. А в контрольной 24 и 22 соответственно.

Сравнение результатов показывает, что студентов из неполных семей из села в 2.2 раза меньше, чем из города. Меньшее количество разводов в селах подтверждается многочисленными исследованиями. Результат обусловлен тем, что семья часто является единственным способом выжить в сложных условиях сельской жизни [13].

Положительно на вопрос о планировании создания собственной семьи

Таблица 1. Распределение ответов студентов на вопрос анкеты «Кем вы видите себя на пике карьеры?»

Table 1. Distribution of students' answers to the questionnaire question "Who do you see yourself at the peak of your career?"

Сфера деятельности Экспериментальная группа, чел., % Контрольная группа, чел., %

Руководитель 12/26 6/13

В сфере бизнеса 9/19,5 6/13

Хороший специалист (в разных направлениях, в том числе не по направлению специальности) 10/21,7 14/30,4

Работать за границей 1/2,2 -

Быть успешным человеком - 4/8,7

Быть человеком - 2/4.3

Президентом, министром - 2/4,3

Затрудняюсь ответить 14/30,4 11/23,9

Всего 32/69,4 35/76

Таблица 2. Распределение ответов студентов на вопрос анкеты «Когда, на Ваш взгляд, лучше создавать семью?»

Table 2. Distribution of student responses to the questionnaire "When do you think it is best to start a family?

Ответы Экспериментальная группа, чел., % Контрольная группа, чел., %)

Когда созрею 4/8,7 5/10,8

Материальное благополучие 5/10,8 7/15,2

Возраст 20-25 лет 13/28,2 8/17,3

Возраст 25-30 лет 13/28,2 14/30,4

30 и более лет 1/2,2 5/10,8

После учебы в вузе 4/8,7 1/2,2

В молодости 2/4,3 -

Когда «нагуляешься» 1/2,2 -

Затрудняюсь ответить 1/2,2 4/8,7

В любое время (все индивидуально) 1/2,2 2/4,3

ответили 43 респондента из экспериментальной группы и 41 - из контрольной, не планируют семейную жизнь 1 человек из эксперменталь-ной группы и 3 из контрольной, ответ

«не знаю» выбрали по 2 человека из каждой группы. Представленные результаты достаточно оптимистичны и показывают сохранение значимости института семьи у респондентов.

Интересным является мнение современной молодежи на открытый вопрос «Когда, на Ваш взгляд, лучше создавать семью?» (табл. 2).

В общей картине результатов заметное отличие имеется по пункту, где указан возраст планирования создания семьи - «20-25 лет». В этом случае можно говорить о наметившейся тенденции к более раннему браку у лиц из неполных семей. Очевидно, что большая часть студентов - 26 (56,5%) человек в экспериментальной группе и 22 (47,8%) человека в контрольной считают, что создавать семью лучше в период от 20 до 30 лет.

Цели студентов, отражающие желаемое количество детей в будущем, представлены в таблице 3. Наибольшее количество студентов в экспериментальной (22 респондента - 47,8%) и контрольной (14 респондентов - 30,4%) группах выразили желание иметь двоих детей. Возможно, что данный результат показывает неосознанное стремление к воспроизводству

ситуации для реализации диадных отношений. Результаты показывают преобладание данного желания у студентов из неполных семей. Неконкретные ответы («затрудняюсь ответить» и «сколько будет») преобладают в контрольной группе, тогда как в экспериментальной они меньше, здесь вновь наблюдаем тенденцию к большей конкретике у студентов из неполных семей. Общие результаты выглядят обнадеживающе: лишь 2 человека из неполных семей и 1 человек из полной в будущем не хотят иметь детей.

Достаточно современно выглядят количественные показатели, демонстрирующие направленность студентов обеих групп на активную социальную позицию в обеспечении семьи. Наибольшее количество студентов (73,9%) в экспериментальной группе считают, что зарабатывать деньги для семьи должны оба супруга. В контрольной такое мнение наблюдается у 65,2%. Традиционных взглядов в выполнении функции по обеспечению семьи

Ответы Экспериментальная группа, чел., % Контрольная группа, чел., %

1 ребёнок 3/6,5 4/8,7

2 ребёнка 22/47,8 14/30,4

3 ребёнка 2/4,3 6/13

4 ребёнка 2/4,3 2/4,3

Не хочу детей 2/4,3 1/2,2

Сколько будет 2/4,3 5/10,8

Затрудняюсь ответить 4/8,7 5/10,8

1-2 ребёнка 5/10,8 3/6,5

2-3 ребёнка 3/6,5 3/6,5

Своих 2 и из детского дома 1/2,2 -

3-5 детей - 3/6,5

Таблица 3. Распределение ответов студентов на вопрос анкеты «Сколько детей Вы хотите иметь в будущем?»

Table 3. Distribution of student responses to the question "How many children do you want to have in the future?

придерживаются 26% респондентов экспериментальной группы и 28,2% контрольной.

Математический анализ с использованием статистического Ь-критерия Стьюдента показал отсутствие значимых различий в проявлении социально-психологической активности при сравнении результатов анкеты в экспериментальной и контрольной группах (Ьа1 = 0,329 при критическом значении Ъ = 2,447).

Следующим шагом в проведении исследования явилась обработка результатов по методике «Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности». Методика помогла диагностировать такие мотиваторы социально-психологической активности, как достижение успеха в целом, стремление к власти, тенденцию к аффилиации (групповому признанию и уважению).

Средние показатели по указанным мотиваторам в экспериметнальной и контрольной группах представлены в таблице 4.

При сравнении средних значений показателей по каждому из мотиваторов в экспериментальной и контрольной группах видим, что по всем показателям более высокие баллы наблюдаются у респондентов контрольной группы. Наибольшая разница по мотиватору «достижение успеха в целом» - 1 балл.

Данная шкала отражает уровень притязаний, «планку» достижений респондентов. Далее следует разница в 0,9 балла по шкале «тенденция к аффилиации». В теории Д. Мак-клеланда достижение успеха связано со стремлением к аффилиации. Результаты по этим шкалам зависят от личностных особенностей - уверенности в себе, умении общаться и взаимодействовать. Более низкие

Таблица 4. Средние значения мотиваторов социально-психологической активности личности в экспериментальной и контрольной группах

Table 4. Average values of motivators of socio-psychological personality activity in the experimental and control groups

Экспериментальная группа (баллы, уровень) Контрольная группа (баллы) (баллы, уровень)

Достижение успеха в целом Стремление к власти Тенденция к аффилиации Достижение успеха в целом Стремление к власти Тенденция к аффилиации

19,1 высокий 17,6 средний 18,9 высокий 20,1 Высокий 18,2 высокий 19,8 высокий

баллы свидетельствуют о меньшей уверенности в достижении успеха у студентов из неполных семей. Однако распределение баллов по уровням соответствует высокому в обеих группах.

Люди с более развитой потребностью во власти характеризуются личностным качеством доминантности и большим стремлением к социальной активности. Они, как правило, активны, энергичны, не боятся конфронтации, стремятся к отстаиванию своих позиций.

Результаты показывают, что эти характеристики больше проявляются у респондентов из полных семей. Возможно, большая уверенность в своих силах, ощущение поддержки со стороны обоих родителей повлияли на данный показатель. У студентов контрольной группы результат соответствует высокому уровню, тогда как у экспериментальной -среднему (разница средних баллов составляет 0,6).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Математический анализ с применением Ь-критерия Стьюдента при

сравнении каждого из показателей мотиваторов социально-психологической активности респондентов экспериментальной и контрольной группой показал отсутствие различий (расчитанный .-критерий Стью-дента по шкалам: стремление к успеху = 0,175; стремление к власти ^ = 0,600; стремление к аффилиации = 0,385

Заключение. Таким образом, обнаружено отсутствие значимых различий в проявлении социальной активности у студентов из неполных семей по сравнению с теми, кто живет в полной родительской семье, что позволяет выдвинуть предположение об отсутствии различий в эффективности профессиональной деятельности сравниваемых групп. Вместе с тем выявлена тенденция в стремлении к большей социальной активности в сфере карьерного роста и к созданию семьи у студентов из неполных семей при более низкой

уверенности в себе. По этому поводу предполагаем, что выходцам из неполных семей на психологическом уровне сложнее достигать обозначенных целей, так как приходится включать дополнительные ресурсы для преодоления своей неуверенности в достижении цели.

Проведенное исследование обозначает психологические аспекты, которые в контексте работы преподавателей вуза могут способствовать разработке психолого-педагогических рекомендаций по работе со студентами из неполных семей для оказания помощи в вопросах личностного развития и социальной адаптации.

Считаем, что полученные в исследовании результаты также могут представлять интерес для работы педагогов средней школы, начального и среднего профессионального образования, руководителям в сфере профессионального труда.

Примечания:

1. Черкашин О.А. Особенности социализации детей из неполных семей // Человек, наука, социум. Луганск: Луганский государственный педагогический университет. 2020. № 2(4). С. 205-217.

2. Бережкова Е.И. Ценностные ориентации подростков из неблагополучных и благополучных семей // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2017. № 4. С. 9-17.

3. Malczyk B.R., Lawson H.A. Parental monitoring, the parent-child relationship and children's academic engagement in mother-headed single-parent families // Children and Youth Services Review. 2017. Vol. 73. Р. 274-282.

4. Джиннотт Х.Г. Дети и мы. СПб.: Кристалл, 2003. 460 с.

5. The model of children's social adjustment under the gender-roles absence in single-parent families / I.-J. Chen, H. Zhang, B. Wei [et al.] // International Journal of Psychology. 2019. Vol. 54(3). P. 316-324.

6. Саксина Н.Н. Социальная активность студентов высшего учебного заведения как социально-психологическая проблема // Материалы V Межрегиональной заочной научно-практической интернет-конференции с международным участием. Кострома: Костромской государственный университет, 2019. С. 52-55.

7. Owusu-Agyeman Y., Fourie-Malherbe M. Students as partners in the promotion of civic engagement in higher education // Studies in Higher Education. 2019. 1-15. DOI: 10.1080/03075079.2019.1666263

8. Курагина Г.С. Особенности социализации детей из неполных семей // Академия профессионального образования. 2015. № 7. С. 47-52.

9. Разорвина А.С. Гендерный аспект воспитания в неполных семьях // Высшая школа. 2015. № 20. С. 10-12.

10. Педагогическая поддержка семьи как социальный проект / В.К. Игнатович, В.М. Гребенникова, В.Е. Курочкина [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2021. Вып. 4 (288). С. 28-36. DOI: 10.53598/2410-3004-2021-4-288-28-36

11. Федорова А.Ф. К вопросу о проблеме неполной семьи, где воспитанием занимается одинокая мать // Глобальный научный потенциал. 2020. № 11 (116). С. 132-134.

12. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007. 672 с.

13. Андреева Т.В. Психология современной семьи: монография. СПб.: Речь, 2005. 436 с.

References:

1. Cherkashin O.A. Peculiarities of the socialization of children from single-parent families // Man, Science, Society. Lugansk: Lugansk State Pedagogical University. 2020. No. 2(4). P. 205-217.

2. Berezhkova E.I. Value orientations of adolescents from disadvantaged and dysfunctional families // Bulletin of Leningrad State University named after A.S. Pushkin. 2017. No. 4. P. 9-17.

3. Malczyk B.R., Lawson H.A. Parental monitoring, the parent-child relationship and children's academic engagement in mother-headed single-parent families // Children and Youth Services Review. 2017. Vol. 73. Р. 274-282.

4. Ginott H.G. Children and We. SPb.: Crystal, 2003. 460 pp.

5. Chen, I.-J., Zhang, H., Wei, B., Guo, Z. The model of children's social adjustment under the gender-roles absence in single-parent families // International Journal of Psychology. 2019. Vol. 54(3). P. 316-324.

6. Saksina N.N. Social activity of students of higher educational institution as a socio-psychological problem // Materials of the V Interregional extramural scientific-practical Internet-conference with international participation. Kostroma: Kostroma State University. 2019. P. 52-55.

7. Owusu-Agyeman, Y., Fourie-Malherbe M. Students as partners in the promotion of civic engagement in higher education // Studies in Higher Education, 1-15. DOI: 10.1080/03075079.2019.1666263

8. Kuragina G.S. Features of socialization of children from single-parent families // Academy of professional education. 2015. No. 7. P. 47-52.

9. Razorvina A.S. Gender aspect of education in single-parent families // Higher School. 2015. No. 20. P. 10-12.

10. Pedagogicalsupportof thefamilyasasocialproject /V.K. Ignatovich, V.M. Greben-nikova, V.E. Kurochkina [et al.] // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Pedagogy and Psychology. 2021. Iss. 4 (288). P. 28-36. DOI: 10.53598/2410-3004-2021-4-288-28-36

11. Fedorova A.F. To the problem of an incomplete family, where the upbringing is done by a single mother / Global scientific potential. 2020. No. 11 (116). P. 132-134.

12. McClelland D. Human motivation. SPb: Piter, 2007. 672 pp.

13. Andreeva T.V. Psychology of the modern family: a monograph. SPb: Rech, 2005. 436 pp.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 21.01.2022; одобрена после рецензирования 21.02.2022; принята к публикации 28.02.2022.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 21.01.2022; approved after reviewing 21.02.2022; accepted for publication 28.02.2022.

© Зудилина И.Ю., Романов Д.В., Филатов Т.В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.