Библиографический список
1. Коджаспирова Г.М. Педагогика. Москва: Издательство Юрайт, 2019.
2. Ненарокова О.В. Воспитание социальной инициативности у студентов во внеаудиторной деятельности. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Кострома, 2009.
3. Немов PC. Психология: в 3 кн. Общие основы психологии. Москва: ВЛАДОС, 2003; Книга 1.
4. Васильев А.П., Томенко Л.В., Ансимов В.И. Роль педагогической инициативы в работе мастера производственного обучения. Педагогическое мастерство: материалы XXIII Международной научной конференции. Казань: Молодой ученый, 2022: 36-39. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/425/17001/
5. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Москва, 2002: 94-95
6. Безрукова А.Н., Тимофеева Т.С., Коваленко С.Н. Взаимосвязь ценностных ориентаций с уровнем притязаний и мотивацией достижения успеха. Инновации в науке. 2016; № 12-2 (61): 17-21.
References
1. Kodzhaspirova G.M. Pedagogika. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2019.
2. Nenarokova O.V. Vospitanie social'noj iniciativnosti u studentov vo vneauditornoj deyatel'nosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kostroma, 2009.
3. Nemov R.S. Psihologiya: v 3 kn. Obschie osnovy psihologii. Moskva: VLADOS, 2003; Kniga 1.
4. Vasil'ev A.P., Tomenko L.V., Ansimov V.I. Rol' pedagogicheskoj iniciativy v rabote mastera proizvodstvennogo obucheniya. Pedagogicheskoe masterstvo: materialy XXIII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Kazan': Molodoj uchenyj, 2022: 36-39. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/425/17001/
5. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manujlov G.M. Diagnostika motivatorov social'no-psihologicheskoj aktivnosti lichnosti. Social'no-psihologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malyh grupp. Moskva, 2002: 94-95
6. Bezrukova A.N., Timofeeva T.S., Kovalenko S.N. Vzaimosvyaz' cennostnyh orientacij s urovnem prityazanij i motivaciej dostizheniya uspeha. Innovacii v nauke. 2016; № 12-2 (61): 17-21.
Статья поступила в редакцию 26.11.22
УДК 378
Melnichuk M.V., Doctor of Sciences (Economics), Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
Milyaeva L.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
MULTICULTURAL ACADEMIC ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY AS A FACTOR THAT FORMS CIVIC IDENTITY OF A PERSONALITY: EDUCTAIONAL AND ETHNO-CULTURAL ASPECTS. The article presents a scientific and theoretical review and some practical results of the study and research of the formation of civic identity within the multicultural environment of the university on the example of two main factors: educational and ethno-cultural socialization. The article contains definitions of the basic concepts in the field of study (for example, the definition of multicultural environment), examines features of two main factors (the educational factor and the factor of ethno-cultural socialization), considers foreign and Russian approaches to such a concept as a multicultural environment. The article also attempts to prove that the factor of ethno-cultural socialization and the educational factor are the leading factors in the formation of a person's civic identity within a multicultural environment. Discussing the peculiarities of the multicultural educational environment, the authors analyze the modern views of foreign and national scientists, which indicate a high interest in this issue, and also provide evidence that the multicultural educational environment is one of the most important components of modern education and is characterized by a set of conditions and requirements that ensure tolerance towards representatives of other cultures and ethnic groups, effective intercultural interaction, the study of cultural and historical experience and the knowledge of general cultural values. Special attention in the theoretical review is paid to two main factors of the formation of civic identity: the educational factor and the factor of ethno-cultural socialization. The educational factor is presented as a special factor in the development of the civic identity of a modern personality, which is formed under the influence of cognitive activity, student-centered education and dialogue of cultures in a multicultural educational environment. The importance of ethno-cultural socialization for the formation of civic identity is recognized by all leading theoretical scientists and practical teachers, which is justified by the fact that during the educational process within a multicultural environment, it is necessary to take into account the ethno-cultural and socio-cultural characteristics of the personality of students and the environment itself in order to create favorable conditions for the full implementation of the educational process.
Key words: civic identity, ethno-cultural socialization, multicultural environment, educational factor.
М.В. Мельничук, д-р эконом. наук, проф., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: [email protected]
Л.В. Миляееа, канд. филол. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: [email protected]
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА
КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТЫ
В настоящей статье представлен научно-теоретический обзор и некоторые практические результаты изучения и исследования вопросов формирования гражданской идентичности в рамках поликультурной среды вуза на примере двух основных факторов: образовательного и фактора этнокультурной социализации. В рамках статьи даны определения основным понятиям (например, поликультурной среде), рассмотрены особенности двух основных факторов (образовательного и фактора этнокультурной социализации), зарубежные и отечественные подходы к такому понятию, как поликультурная среда. В статье также предпринята попытка доказать, что фактор этнокультурной социализации и образовательный фактор являются ведущими в формировании гражданской идентичности личности в рамках поликультурного пространства. Рассуждая об особенностях поликультурной образовательной среды, авторы анализируют современные взгляды зарубежных и отечественных ученых (практиков и теоретиков), которые свидетельствуют о высоком интересе к данному вопросу, а также приводят доказательства того, что поликультурная образовательная среда является одним из важнейших компонентов современного образования и характеризуется совокупностью условий и требований, обеспечивающих соблюдение толерантности по отношению к представителям других культур и этносов, эффективное межкультурное взаимодействие, изучение культурно-исторического опыта и познание общекультурных ценностей. Особое внимание в теоретическом обзоре уделено двум основным факторам формирования гражданской идентичности: образовательному и фактору этнокультурной социализации. Образовательный представлен как особый фактор развития гражданской идентичности современной личности, которая формируется под воздействием познавательной деятельности, личностно ориентированного обучения и диалога культур в поликультурной образовательной среде. Важность этнокультурной социализации для формирования гражданской идентичности признается всеми ведущими учеными-теоретиками и педагогами-практиками, что обосновано тем фактом, что в ходе образовательного процесса в рамках поликультурной среды необходимо учитывать этнокультурные и социокультурные особенности личности учащихся и самой среды, чтобы создавать благоприятные условия для полноценной реализации образовательного процесса.
Ключевые слова: гражданская идентичность, этнокультурная социализация, поликультурная среда, образовательный фактор.
Современное поликультурное общество в условиях всеобщей глобализации характеризуется взаимопроникновением различных культур, а также доминированием уже сформировавшейся новой глобальной культуры, единой для всех. В связи с этим выбор своей гражданской идентичности для представителей современного общества, проживающих в разных странах и даже в разных частях света, является сложным и неоднозначным, поскольку на процесс формирования гражданской позиции оказывает влияние ряд факторов.
Процесс формирования гражданской идентичности, в который на современном этапе активно включились образовательные учреждения, является значимым и важным, поскольку по праву считается важной частью личностного самопознания и самоидентификации личности, тем компонентом, который влияет как на деятельность самой личности, так и на ее взаимодействие с другими членами сообщества.
Воспитанию гражданской идентичности, проявляющейся во многих факторах, включая этнокультурные особенности, духовно-нравственные ценности и т. д., уделяется немалое внимание в образовательных учреждениях, что способствует формированию собственной гражданской идентичности личности, а также является одной из основных характеристик межнационального общения и межкультурных отношений [1-5].
В связи с вышесказанным следует отметить, что тема данной статьи, а также затронутые в ней важные аспекты и факторы формирования гражданской идентичности личности учащихся (образовательный и этнокультурный) является весьма актуальной и вызывающей научный интерес.
Воспитанию гражданской идентичности, проявляющейся во многих факторах, включая этнокультурные особенности, духовно-нравственные ценности и т. д., на данном этапе развития общества и образовательных концепций уделяется немалое внимание в образовательных учреждениях школьного и высшего образования, что способствует формированию собственной гражданской идентичности личности, а также одной из основных характеристик межнационального общения и межкультурных отношений. Формирование гражданской идентичности учащихся в рамках мультикультурного пространства является одной из первоочередных задач современного высшего образования, поскольку направлено на создание комфортных условий для этнокультурной социализации учащихся и на удовлетворение их потребностей в общественной деятельности, имеющей гражданский компонент.
Все сказанное выше свидетельствует о важности изучения теоретических основ такого явления, как «гражданская идентичность» учащихся, а также изучения практических аспектов ее реализации в поликультурной среде вуза. Практическая значимость исследования процесса формирования гражданской идентичности личности заключается также в возможности разработки и дальнейшего внедрения в практическое применение и в образовательную практику современного учебного процесса форм и моделей воспитания гражданской идентичности учащихся, направленных на развитие понимания ими своей этнической принадлежности, своего особого отношения к родине, мировому сообществу в целом, ценностных ориентиров и этнокультурных норм поведения.
Одна из задач нашего исследования состояла в определении факторов, влияющих на формирование гражданской идентичности личности в поликультурной среде вуза, а также анализ данных факторов. Таким образом, нами были определены следующие факторы:
- институциональный: статус и роль родного государства в поликультурном мире и в определении основного вектора развития образовательных и общественных процессов;
- личностный: формирование этнокультурной идентичности в процессе социализации, личностные ценности и установки, самоконтроль и т. д.;
- образовательный: образовательные стандарты, учебные программы, воспитательные мероприятия, непрерывное образование;
- духовно-нравственный: чувство сопричастности, гордости, принадлежности к одному народу, духовно-нравственное воспитание молодежи;
- фактор этнокультурной социализации: осуществление этнокультурного и межкультурного общения, эмоционально-духовное отношение к своему народу, усвоение системы этнических и общекультурных ценностей.
В ходе работы над описываемой в данной статье проблемой, одной из практических задач было изучение и анализ работ большого количества исследователей в области вопросов формирования гражданской идентичности, среди которых следует отметить работы и исследования И.В. Кожанова, С.А. Баклушин-ского и Е.П. Белинского, Л.С. Трофимовой, М.В. Шакуровой и Н.Б. Воронцовой. Л.В. Максимовой и др. Работы и исследования вышеуказанных авторов ассоциируют процесс формирования гражданской идентичности с процессом личностной социализации. Принимая положение о том, что современная социальная и академическая среда, в рамках которой происходит процесс социализации современной личности, - это среда поликультурная, становится понятным, что и процесс личностной социализации будет напрямую сопряжен с формированием этнокультурной идентификации личности.
Работы зарубежных коллег также свидетельствуют о важной роли высшего образования в процессе формирования гражданской идентичности личности, что закреплено в различных государственных и нормативных актах. Работы таких исследователей, как Matthew R. Johnson (2017), Butler J. Better (2014), Shi Y., Chong E.K.M. and Li B (2019) указывают на то, что роль образовательного фактора, рав-
но как и государства, в процессе формирования полноценных личностей с четкой гражданской позицией во всех странах неоспорима; при этом важную роль играет непрерывность, т. е. формирование гражданской идентичности происходит на всех этапах образовательной системы от начальной школы до университета.
Таким образом, в настоящей статье мы выдвигаем для обсуждения следующие тезисы, которые отражают научную новизну нашего подхода:
- формирование гражданской идентичности личности в поликультурной среде вуза представляет собой комплексный социально-личностный процесс и включает в себя опыт, убеждения и эмоции, связанные с обучением в поликультурной среде, членством в социальных сообществах, что и определяет чувство принадлежности к обществу, политическую и правовую компетентность, активную политическую и гражданскую позицию;
- формирование гражданской идентичности личности происходит под воздействием ряда факторов, среди которых ведущими признаются факторы этнокультурной социализации и образовательный;
- вышеуказанные факторы находятся в тесном взаимодействии друг с другом, обладают своими атрибутами и коррелируют с компонентами поликультурной образовательной среды, таким образом образуя сложный многокомпонентный конструкт
Поликультурная среда вуза и гражданская идентичность
Формирование гражданской идентичности в вузе - процесс сложный и комплексный, поскольку связан с работой с людьми, которые находятся в таком возрасте и на таком этапе жизни, когда наступает переломный момент и начинается вхождение во взрослую жизнь. Именно в этом возрасте происходит активная трансформация внутренних резервов личностной идентичности, что неизбежно влияет на формирование и трансформации гражданской идентичности. Это проявляется, прежде всего, в изменении отношения, которое учащийся демонстрирует к социуму и к академической среде; в той модели поведения и общения, которую он выбирает, а также в его «... готовности соответствовать и принимать модель гражданина конкретного государства» [6, с. 27].
Разнообразие и мультикультурализм обеспечивают студентам высших учебных заведений широкий спектр преимуществ. Университетское образование всегда основывается на обмене идеями, а что может быть лучше для организации позитивной академической атмосферы, чем создание разнообразной поликультурной среды, в которой ценится и поощряется диалог между различными культурами? Образование - это область фундаментального взаимодействия разнообразного конгломерата студентов и профессорско-преподавательского состава, чье взаимодействие неизбежно порождает широкие и серьезные, научно обоснованные дискуссии, которые, в конце концов, приводят к взаимодействию культур, формированию четкой и обоснованной гражданской идентичности и плюрализму мнений.
Вопросы поликультурной среды вуза выступают доминантой в многочисленных исследованиях российских (Ярулин, 2003; Колоницкая, 2010; Парешина, 2021 и др.) и зарубежных ученых (Yaw Owusu-Agyeman, 2021; E.W King, 2020; V. Giegerich, A.K. Hall, J.L. Cureton, J. McCartney, K. Geething, 2020.).
Само понятие «поликультурная среда» получает различные толкования в работах исследователей, работающих в этой области. В настоящей статье мы принимаем за основу понимание «поликультурной среды» как смешения, взаимодействия и взаимопроникновения различных культур, вследствие которого возникает новая культурная парадигма.
Поликультурная среда вуза - это взаимодействие двух «пространств»: культурного и образовательного, что позволяет определить понятие «поликультурная образовательная среда» как «часть образовательной среды, представляющей совокупность условий, влияющих на формирование личности, ее готовность к эффективному межэтническому и межкультурному взаимодействию, эмпатии, пониманию других культур и этнокультур, толерантному отношению к представителям других культур и этносов» [7, с. 17].
Мультикультурное образование является неотъемлемой частью подготовки всей молодежи к «ответственному гражданству» в плюралистическом обществе. Студенты учатся понимать, как мультикультурные проблемы формируют социальную, политическую, экономическую и культурную структуру различных стран, включая и их собственную страну, а также то, каким образом такие проблемы фундаментально могут повлиять на их личную и профессиональную жизнь; то есть происходит процесс активного формирования гражданской идентичности [8; 9].
Данные исследований все чаще указывают на то, что мультикультурное образование делает процесс обучения более актуальным и эффективным для всех его участников (см. McCarty, 2002; Moll, Amanti, Neff, Samp; Gonzalez, 1992; Park, Goodwin, Samp; Lee, 2001; Tharp Samp; Галлимор, 1988). Учащиеся более успешно справляются с академическими задачами, когда образовательный процесс характеризуется интеграцией культурных аспектов и образовательного опыта, такого как интерес к выполнению задач, усилия, предпринимаемые ради успешных академических достижений и чувство личной и гражданской эффективности или социальной ответственности. Таким образом, многокультурное образование и поликультурная среда вуза в совокупности содействуют созданию такой поликультурной образовательной среды, в рамках которой будут взаимодействовать культурные, этнические и социальный различия, способствуя формированию активной гражданской позиции.
Учащиеся и выпускники университетов, характеризующихся поликультурной образовательной средой, осознают важность культурных различий, которые способствуют взаимному культурному обогащению (понимание и приятие духовно-нравственных ценностей различных культур, опыт межкультурного взаимодействия и т. д.); они воспринимают межкультурные различия позитивно, одинаково относятся к культуре своего народа и другим культурам и менее склонны противопоставлять их друг другу [10]. Таким образом происходит формирование готовности студентов к общению в поликультурной среде, что вносит определенный вклад в процесс развития гражданской идентичности молодых людей, ориентированной на понимание, терпимость, принятие и уважение как культурного разнообразия, так и культурных особенностей и гражданской позиции своей страны.
Общение в мультикультурной образовательной среде способствует адекватному и динамичному взаимодействию учащихся с окружающим миром, с самими собой, с другими людьми; умело взаимодействовать с самой мультикуль-турной средой.
Результаты различных исследований свидетельствуют о том, что взаимодействие студентов в поликультурной среде помогает им развивать новые навыки, такие, например, как изучение иностранного языка, что, в свою очередь, расширяет когнитивные способности студентов. Студенты, обучающиеся в условиях поликультурной среды, отличаются способностью переосмыслять свои убеждения и ценности; самостоятельно приобретать новые навыки и знания; формулировать творческие идеи; интегрировать идеи и информацию в условия межкультурного общения. Более того, влияние поликультурной образовательной среды выходит далеко за рамки лекционного зала. Разнообразие и мульти-культурализм способствуют улучшению этнических взаимоотношений, расширению возможностей, а также развитию эмоциональных навыков и личностных качеств, которые позволяют устанавливать социальные и межкультурные связи в условиях поликультурной образовательной среды. Такие атрибуты внутрилич-ностного потенциала, как уровень сформированности навыков социализации в рамках заданного коммуникативного контекста; понимание собственной этнокультурной идентичности; владение общекультурными ценностями и культурными ценностями своего народа, свидетельствуют о наличии внутриличност-ного потенциала.
Таким образом, на процесс формирования гражданской идентичности в поликультурном пространстве вуза влияет личностный потенциал и определенный уровень сформированности этнокультурной идентичности, с которой учащиеся уже приходят в вуз и которая начнёт трансформироваться под воздействием и во взаимодействии с другими факторами, в частности, с фактором этнокультурной социализации.
Фактор Этнокультурной социализации
Принимая положение о том, что современная социальная и академическая среда, в рамках которой происходит процесс социализации современной личности, - это среда поликультурная, можно говорить о том, что и процесс личностной социализации будет напрямую сопряжен с формированием этнокультурной идентификации личности. Этнокультурная идентификация личности представляет собой непростой процесс слияния и взаимодействия нескольких культур: культуры родного народа и в то же время принятие и осознание ценности общечеловеческой культуры.
Этнокультурная социализация является одним из движущих факторов формирования гражданской идентичности личности в рамках поликультурной образовательной среды, по праву считаясь «... системообразующим фактором формирования гражданской идентичности» [11, с. 4].
Данное утверждение обусловлено рядом факторов, среди которых выделим следующие:
- общественный заказ: работа государственных институтов в условиях мультикультурного пространства; реализация принципов педагогики сотрудничества;
- необходимость учета этнопсихологических особенностей личности в поликультурном образовательном процессе;
- этнокультурный подход к образовательному процессу: выбор соответствующего содержания, методов, средств и форм организации этого процесса [11].
Этнокультурная социализация в рамках образовательной среды выражается в необходимости учитывать этнокультурные и социокультурные особенности личности учащихся и самой среды, чтобы создавать благоприятные условия для полноценной реализации образовательного процесса. К благоприятным условиям следует относить, прежде всего, соответствующие формы, методы и содержание образовательного процесса, которые будут учитывать этнокультурные особенности и способствовать формированию гражданской идентичности. Подобные процессы должны иметь место и в воспитательной среде вуза, создавая возможность межкультурного взаимодействия и этнокультурной социализации учащихся (совместные культурно-массовые мероприятия, интегрированные классы и т. д.).
Фактор этнокультурной социализации как способа формирования гражданской идентичности в условиях поликультурной образовательной среды реализуется через индивидуально-личностное обучение и воспитание и обладает следующими атрибутами:
- образовательный - этнокультурные компоненты учебных планов, которые созданы с учетом своеобразия и единства культур;
- воспитательный - внеклассные тематические мероприятия гражданской тематики;
- общественно полезный - социально ориентированные проекты, общественно полезная деятельность:
- культурно-досуговый - участие в клубах и объединениях, этнокультурное развитие через подготовку и реализацию учебно-познавательных проектов.
Благодаря фактору этнокультурной социализации в рамках поликультурной среды происходит более глубокое осознание гражданско-национальной идентичности; языковая личность начинает еще более глубоко и четко осознавать необходимость сохранения традиций общества, его институтов и ценностей; идет дальнейшее, более глубокое формирование дихотомии «я» и «иные» («свои» и «чужие»), благодаря чему происходит полноценное понимание принадлежности к стране и гражданству языку и традициям; понимание необходимости защиты родины и национальных интересов и параллельно происходит осознание необходимости гордиться своей страной.
Необходимо отметить важный, на наш взгляд, аспект этнокультурной социализации в рамках образовательной среды: образовательные учреждения, академическая среда которых характеризуется мультикультурностью, должны создавать учебные планы соответствующего содержания, иными словами, они должны включать социокультурный компонент Один из подходов к созданию таких учебных программ заключается в применении двух основных категорий образовательного процесса: реальность/репрезентация и актуальность [12].
Реальность/Репрезентация
Одной из задач учебных программ по всем предметам заключается в том, чтобы помочь учащимся понять реалии социального положения и культуры. Исторически сложилось так, что учебные программы скорее исключали, чем учитывали широкий спектр этнического и культурного разнообразия, существующего в обществе. В стремлении способствовать гармонии и избегать противоречий и конфликтов содержание программ исключало социальные проблемы и «... вопросы этнической и расовой идентичности, романтизировало расовые отношения и игнорировало проблемы бедности и городской жизни. Реальность мультикультурного общества искажалась, а представления об этой реальности формировались неполные и неясные» [13, с. 37].
Однако суть в том, что различные этнические, расовые и культурные группы и отдельные лица внесли свой вклад во все сферы человеческой деятельности и во все аспекты истории, жизни и культуры разных стран. Учебная программа практически не учитывает вклад многих этнически разнообразных людей, участвующих в тех или иных событиях в жизни общества. Вместо этого они учат студентов реальности - тому, как работают крупные корпорации, как совещаются банковские сделки или заключаются соглашения. Но мультикультурное образование предполагает, что этнокультурные аспекты должны быть центральным элементом содержания учебных планов. Школьные программы должны обратить вспять эти тенденции, также включив справедливое представление разнообразия. Например, изучение американской литературы, искусства и музыки должно включать вклад мужчин и женщин из разных этнических групп во всех жанрах и в разных выразительных стилях. Таким образом, изучение джаза позволит освоить различные формы и техники, созданные не только афроамериканцами, но и азиатами, европейцами и латиноамериканцами.
Актуальность
Многие этнически разнородные студенты не могу сказать, что учеба является для них захватывающей или привлекательной; они часто чувствуют себя нежеланными, незначительными и отчуждаемыми членами студенческого и академического сообщества. Это происходит потому, что большая часть того, чему их учат, не представляет непосредственной ценности для этих студентов, поскольку не отражает того, кто они есть, не связано с их культурой или историей. Тем не менее большинство преподавателей согласятся с тем фактом, что обучение становится интереснее и успешнее, когда оно имеет определенный личный смысл для учащихся [9].
Учащиеся из разных этнических групп с большей вероятностью будут заинтересованы и вовлечены в учебный процесс, если он будет происходить в знакомых и дружественных условиях, при этом ключевым фактором в установлении вовлеченности в образовательный процесс и создании позитивной социальной среды для этих студентов является культурное сходство и социокультурная «отзывчивость» (см. Bruner, 1996; Hollins, 1996; Wlodkowski Samp; Ginsberg, 1995). Например, студенты-иммигранты из Вьетнама, Нигерии или Болгарии, которые изначально принадлежали к большинству населения в своих родных странах, могут испытывать трудности с пониманием того, что значит быть членами групп меньшинств. Студенты, которые приходят из образовательной среды, поощряющей активное обучение на основе участия, не будут интеллектуально стимулироваться пассивным обучением, которое включает только чтение лекций по предметам и выполнение упражнений, что ослабляет их академический интерес, вовлеченность и достижения [14]. Мультикультурное образование с сильным этнокультурным и социальным компонентом регулирует вовлеченность этнических студентов в процесс обучения, предоставляя контент о культурах данных этнических групп и используя различные методы обучения, которые учитывают культурные особенности различных этнических стилей обучения [15].
Использование различных стратегий может показаться сложной задачей, однако исследования показывают, что некоторые этнические группы имеют некоторые общие черты в стиле обучения [16]. В связи с вышесказанным необходимо отметить, что педагогам просто необходимо понимать отличительные особенности различных стилей обучения и использовать методы обучения, наиболее подходящие для каждого стиля. В ходе любого конкретного урока учитель может предложить учащимся три или четыре способа обучения, помогая уравнять возможности обучения среди различных этнических групп в классе.
Данные различных исследований все чаще указывают на то, что мульти-культурное образование делает обучение более актуальным и эффективным. Учащиеся успешнее справляются с обучением, когда существует соответствие между их культурным происхождением и интересом к выполнению обучающих задач, академические достижения и чувство личной эффективности или социальной ответственности.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что мультикультур-ное образование в современном мире имеет решающее значение, а фактор этнокультурной социализации предполагает, как этническое самоопределение личности, так и принятие общечеловеческих и общекультурных ценностей и норм, что является одним из ключевых аспектов формирования гражданской самоидентичности личности в условиях мультикультурной образовательной среды.
Образовательный фактор
Роль системы образования в становлении гражданской идентичности, безусловно, одна из ведущих, поскольку формирование основ гражданской идентичности является одним из приоритетных направлений развития личности в образовательном поле.
Современное образование в рамках глобального мира, в котором все больше наблюдается «... рост числа полиэтничных и мультикультурных по своему составу стран», одной из целей ставит формирование гармоничной, поликультурной личности, сочетающей в себе три основных «идентичности»: этническую, гражданскую и общечеловеческую. В этой трилогии гражданская идентичность по праву считается приоритетной поскольку «. формирование гражданской идентичности подразумевает этническое самоопределение личности, осознание и принятие ценностей общекультурного и общечеловеческого характера» [11, с. 4].
Очень важно и весьма необходимо говорить о формировании гражданской идентичности в системе образования. Во-первых, необходимо учесть, что современное образование носит сейчас непрерывный и ступенчатый характер (дошкольная ступень, начальная школа и т. д.), и каждая ступень имеет свои задачи и свой функционал. Каждая последующая ступень системы образования является базой или фундаментом для последующего этапа формирования гражданской идентичности на последующей ступени. Таким образом, образовательный фактор обеспечивает сложный и многокомпонентный процесс формирования гражданской идентичности учащихся, осуществляя его преемственность и непрерывность.
Одним из атрибутов образовательного фактора формирования гражданской идентичности являются в личностно ориентированное обучение и воспитание, в основе которых лежат «. системно-деятельностный, гуманистический, компетентностный, аксиологический и этнокультурный подходы» [11, с. 6].
Процесс формирования гражданской идентичности личности начинается с самого раннего этапа жизни через познание культуры и духовных ценностей родного народа. В современном поликультурном и глобальном мире человек вынужден взаимодействовать с культурными традициями и с культурным наследием других народов. Образовательный фактор позволяет участникам поликультурного образовательного процесса, которые уже обладают сформированным поликультурным мировоззрением и мышлением на этапе высшего образования, расширять и изменять гражданское мировоззрение, а также обладать высокой мотивацией к диалогу культур и гражданских позиций в ходе образовательного процесса в рамках поликультурной среды. Более того, на этапе высшего образования эти установки являются приоритетными, поскольку высшее образование напрямую направлено на формирование и развитие поликультурных личностей с четкой гражданской позицией и этнокультурной идентификацией [17].
Подобные цели и задачи заложены в нормативных образовательных документах разных стран, включая Россию, США, Финляндию, Канаду и другие страны. Так, например, еще в 1947 году в заключении Президентской комиссии по высшему образованию США мы находим следующее: «Первое и самое важное требование к высшему образованию состоит в том, чтобы на всех уровнях и во всех областях специализации оно было носителем демократических ценностей и идеалов" (President's Commission on Higher Education, 1947; 102 - https://archive. org/stream/in.ernet.dli.2015.89917/2015.89917.Higher-Education-For-American-Democracy-A-Report-Of-The-Presidents-Commission-On-Higher-Education-Vol-I---Vi_djvu.txt).
В правовых и законодательных документах РФ также поставлены цели и задачи, которые направлены на формирование гражданской идентичности. Так, согласно п. 12 Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» одной из важнейших стратегических задач нашего государства является «. укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей населения».
Сразу следует отметить, что система высшего образования нашей страны соответствует вышеупомянутым государственным целям и направлена на полнейшее их достижение.
Приведенные выше факты могут свидетельствовать о том, что образование (в частности, непрерывное образование в целом и особенно ступень высшего образования) является очень важным фактором, влияющим на формирование гражданской идентичности. Образовательная среда вузов включает в себя различные системы и отношения, именно в рамках образовательного пространства происходит «встреча» представителей различных социальных и этнических групп, что позволяет вузам целенаправленно воздействовать на процесс формирования гражданской идентичности, «... создавая основы ценностного отношения к миру и в событийной форме закладывая духовно-нравственный фундамент гражданской идентичности» [18, с. 27].
Ведущая роль в формировании гражданской идентичности личности отводится системе образования неслучайно. Именно в рамках образовательной системы реализуются основные принципы государственной политики, среди которых особое место выделено «... воспитанию взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, а также защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» (https://fgos.ru/fgos/ fgos-ooo/).
Именно школа в широком понимании этого слова как образовательного учреждения является важным контекстом для гражданского становления личности, поскольку является единственным учреждением, обладающим потенциалом и возможностью охватить каждого молодого человека в стране. Из всех социальных и учебных институтов учреждения образования несут систематическую и непосредственную ответственность за привитие гражданских норм и ценностей молодому поколению. Было доказано, что обсуждение гражданских вопросов в образовательном учреждении (школе или университете), изучение различных мнений о гражданских делах и сравнение идей всех участников образовательного процесса положительно коррелируют с гражданской ответственностью или гражданским долгом и благотворно влияют на формирование гражданской идентичности. Более того, возможность постоянно обсуждать проблемы гражданского характера в рамках образовательной среды является очень важной предпосылкой формирования гражданской позиции и участия в гражданской деятельности. Возможность получать гражданское обучение и воспитание в ходе образовательного процесса оказывает наибольшее влияние на формирование у учащихся гражданской идентичности, чем атрибуты базисного круга, такие как семья, друзья, круг общения и место проживания [19].
Реформы в системе образования, переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты, предусматривающие компетентностный подход, и обязательный учет принятых профессиональных стандартов при реализации основной образовательной программы направлены на формирование в современных поликультурных личностях гибкости ума, коммуникабельности, инициативности и ответственности - все то, что характеризует поликультурную языковую личность как активного гражданина. Современная поликультурная образовательная среда предлагает все условия для полноценной реализации образовательного фактора и создает условия для того, чтобы молодые люди проявляли общую эрудицию, предметные способности и устойчивую консолидирующую гражданскую позицию.
Таким образом, через образовательный фактор продолжает формироваться и расширяться гражданская идентичность языковой личности в поликультурной образовательной среде; происходит более глубокое осознание объединяющих ценностей, связанных с патриотизмом, духовными измерениями культуры и формированием личностной идентичности.
Влияние образовательного фактора и фактора этнокультурной социализации на формирование гражданской идентичности выпускников Финансового университета (г. Москва)
Согласно требованиям ФГОС, формирование гражданственности, гражданской ответственности и идентичности является неотъемлемой частью воспитательной и учебной деятельности вуза. В нормативных документах Финансового университета при правительстве РФ четко обозначено, что студенты и выпускники Финансового университета «. должны занимать активную гражданскую и патриотическую позицию, быть способными работать в условиях плюрализма мнений» (Концепция воспитательной работы. Выписка из протокола № 5, 2010) и уметь быть открытыми к международному сотрудничеству и коммуникации, а также уметь открыто смотреть в современный мир.
В ходе анализа концепции формирования гражданской идентичности учащихся Финансового университета при правительстве РФ (г Москва) нами была предпринята попытка создания матрицы формирования гражданской идентичности личности в Финансовом университете, в которой были отражены различные методы и формы работы в ходе воспитательного, учебного и научно-исследовательского процесса, а среди компонентов были выделены образовательный, воспитательный, культурно-досуговый, социально-развивающий. Приведём данную матрицу ниже в форме графической смарт-диаграммы, которая составлена авторами на основе нормативных документов вуза и модульной программы формирования гражданской идентичности И.В. Кожанова:
•тематика занятий в рамках учебной деятельности •внеурочная деятельность (куратосркие часы, час
•духовно-нра
: ретк
• кружк
• клубы •секции
•общественны! обьединения
'посещенеие культурных метороприятий (театры, музеи) •участие вработе творчесикх коллективов
Рис. 1. Матрица процессов формирования гражданской идентичности вФинансо вомуниверситете
Даннаядиаграмм а отражает процесс формирования гражданской идентичности в Финансовом университете как алгоритмизированный циклический процесс, в котором участвуют все основные компоненты образовательно-воспи-еатееьноее цикеа.
Следует отметить, что формирования гражданской идентичности личности ввутв,в чдсаносинв Фиаансовем уеивеунитаае.непратеано на сОФнание и восн питание выпускника с активной гражданской позицией (далее - АГП). В нашем дредааадленит АГНналяенсяРложаыунРнсарукиом.внотеаимсаветаунсяаеая-имодействуют между собой студенческая идентичность, гражданская идентич-ниоть, аононтррснас, а раже бжнгонвпуттененосен е иотердк в ^р^^а^лл^ми соци^.пьэаемувз^вмд|^ает^ипэ.Аарабр^т ал^иы ycдвмиавфаемнвoвaдней гражданской идентичности выпускников является набор общих гражданских цен-нметнй.роторыяформируютия, о емяяи—ются ЕзрамкаеучеГ-
ных и внеклассных программ с явно выраженным гражданским компонентом.
Пнмpoдaрраждaнадoйддeавачнтеки аacнжатpивритcд нань как ннфиасиои-ванная категория, которая всегда включена в социальный контекст и конструи-г^дзлеаныхфанос^р^ав, вкавчая личвмвтн^ сферу, образовательный домен и взаимодействия в рамках этнокультурного взаимодействия.
В ходе исследования особенностей формирования гражданской идентичности поликультурной личности в вузе, в частности в Финансовом университете при правительстве РФ, нами была предпринята попытка описать гражданскую идентичность студента/выпускника через интеграцию факторов, о которых мы упоминали в других разделах, а также взаимодействие атрибутов данных факторов.
С целью выявления особенностей формирования гражданской идентичности и определения факторов, влияющих на данный процесс в финансовом
университете, нами был составлен и проведён опрос студентов университета. В опросник были включены вопросы различной тематики, которые дают возможность полноценно оценить и понять взаимодействие личностного фактора (я-концепт) как с образовательным фактором, так и с этнокультурной социализацией. Таким образом, в тематику вопросов вошли следующие темы: социокультурные (например, «необходимо уважать язык и культуру всех народов» или «на мой выбор университета повлияла возможность знакомства и взаимодействия с людьми из разных стран»); и вопросы образовательного характера (например, «университет, в который я поступаю, должен обеспечивать высококачественное образование) и т. д.
В результате мы смогли выделить три ведущих фактора, которые имеют наибольшую значимость; таким образом, лидирующие позиции получил образовательный фактор, за ним следует этнокультурный фактор и замыкает тройку ведущих факторов духовно-нравственный фактор. Отобразим полученные данные в следующей диаграмме:
Таким образом, мы можем сделать вывод, что среди ведущих факторов, влияющих на полноценное и эффективное формирование гражданской идентичности языковой личности в ФУ, на основании результатов опроса студентов, научно-практического анализа нормативных образовательных документов и анализа образовательно-воспитательной деятельности, осуществляемой в вузе, нами было выделено три ведущих фактора: образовательный, личностный и фактор этнокультурной социализации, которые находятся в тесном взаимодействии.
Вышеуказанные факторы способствуют формированию гражданской идентичности личности в рамках образовательного, культурного и индивидуально-личностного пространства в Финансовом университете в соответствии и с учетом государственных нормативных документов, тех целей, задач и установок, которые ставит государство перед вузами. В ходе образовательной и воспитательной деятельности идет формирование самых важных ценностей, понятий и устоев полноценных граждан своей страны, к которым следует относить понимание и уважение межнационального мира и этнического разнообразия, патриотизм, понимание единства разнообразных культур, осознание духовно-нравственных и общекультурных ценностей (Д.А. Медведев Послание Президента РоссииФедеральному Собранию РФ от 5 ноября 2008 г.)
Заканчивая данную статью, мы хотели бы привести общий вывод, основанный на результатах нашего исследования: формирование гражданской идентичности личности в поликультурной среде вуза представляет собой комплексный процесс, на который оказывает влияние ряд факторов. Прежде всего - это сама поликультурная среда, в которой происходит активное и эффективное межэтническое и межкультурное взаимодействие. Понимание и принятие других культур создает особую траекторию развития личности, что способствует формированию основ гражданского поведения, развивает и поддерживает гражданскую активность.
Наше исследование подтвердило положение о том, что формирование гражданской идентичности личности в рамках поликультурной среды - это процесс многогранный и многокомпонентный, на который оказывают влияние ряд факторов, формируя многоуровневую систему личностных, социокультурных и институциональных отношений.
В рамках нашего исследования было выявлено, что среди факторов, влияющих на формирование гражданской идентичности, ведущими являются образовательный и фактор этнокультурной социализации.
1. Образовательный Фактор
качественное образование вотсребованные программы V трудоустстройство
2. Этнокультурный фактор
уважение к другим культурам
принятие культуры страны, в которой учишься
3. Духовно нравственный фактор
интерес и уважение к истории своего народа
ПТЗкШМКПГТК И КЧЯМЛЛПППЛЛП! I 1К
Рис. 2. Ведущие факторы формирования гражданской идентичности учащихся Финансового университета
(г. Москва)
1Я0
Анализ теоретических основ формирования данных факторов и их практической реализации в поликультурной среде университета позволяет утверждать, что два упомянутых выше фактора входят в динамическую модель гражданской идентичности, представляя собой факторы-трансформаторы, которые изменяют, трансформируют и наполняют новыми смыслами гражданскую идентичность учащихся под влиянием компонентов и атрибутов поликультурной среды. Таким образом, образовательный фактор, основанный на образовательном опыте, т. е. на академических знаниях, навыках социокультурного общения и гражданской социализации, позволяет участникам поликультурного образовательного процесса расширять и изменять уже сформированное гражданское мировоззрение, формировать высокий уровень мотивации к диалогу культур и гражданских позиций в ходе образовательного процесса в рамках поликультурной среды.
Фактор этнокультурной социализации отражает степень участия обуча-щегося в общественной жизни учебного заведения и студенческого сообщества. Этот фактор является системообразующим в процессе формирования гражданской идентичности личности, поскольку этнокультурная социализация предполагает, как этническое самоопределение личности, так и принятие общечеловеческих, и общекультурных ценностей и норм, что является одним из ключевых аспектов развития гражданской самоидентичности. Основная идея,
Библиографический список
заложенная в процессе этнокультурной социализации, заключается как в осознании личностью своей принадлежности к культуре родного народа, к традициям и устоям своего социума, так и в приобщении к ценностям мировой культуры, к принципам, ценностям и нормам поликультурного сообщества. Подобное взаимодействие обеспечивает успешную реализацию личности в условиях поликультурной среды.
Понимание важности поликультурной среды для формирования гражданской идентичности и дальнейшее изучение факторов, оказывающих особое влияние на данный процесс, будет способствовать национальному разнообразию в современном глобальном мире, сохранению и развитию этнических культур, внедрению их ценности в практику образования и профессиональной подготовки. Понимание функционирования ведущих факторов позволит оказывать благотворное влияние на процесс формирования поликультурной личности с четкой гражданской позицией, способной к активной и эффективной жизни в моноэтнической и мультикультурной среде; личности, способной понимать и уважать другие культуры, жить в мире и гармонии с людьми разных национальностей и вероисповеданий; личности, которая по праву будет считаться мультикультурным специалистом, признающим и пропагандирующим культурный плюрализм, способным брать на себя ответственность, решать проблемы неконфликтным путем и являться активным представителем гражданского общества.
1. Шакурова М.В. Формирование российской гражданской идентичности личности: проблема педагога. Педагогика. 2014; № 3: 83-91.
2. Бондаревская Е.А. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000.
3. Кожанов И.В. Формирование гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования. Науковедение. Интернет-журнал. 2015; № 5: 1-11.
4. Pinson H. The new civics curriculum for high schools in Israel: The discursive construction of Palestinian identity and narratives. Education, Citizenship and Social Justic. 2020; № 15 (1): 22-34.
5. Johnson Matthew R. Understanding College Students' Civic Identity Development: A Grounded Theory. Journal of Higher Education Outreach and Engagement. 2017; Vol. 21, № 3.
6. Николаева М.В. Формирование гражданской идентичности студентов педагогического вуза. Известия ВГПУ. 2015; № 3 (98). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7 formirovanie-grazhdanskoy-identichnosti-studentov-pedagogicheskogo-vuza
7. Колоницкая О.Л. Реализация концепции поликультурного образования и ее влияние на профессиональное становление личности обучаемого в техническом вузе. Эйдос. 2010. Available at: https://eidos.ru/journal/2010/1210-01.htm
8. Banks J.A., Banks C.A.M. Multicultural education: Issues and perspectives. Boston: Allyn and Bacon, 2001.
9. Banks J.A. Multiethnic education: Theory and practice. Boston: Allyn and Bacon, 2003.
10. Asten T., Rynkevich A., Karpova A. Multicultural education as the basis of professional literacy of the students. Proceedings of ICERI2020. 2020: 2268-2275.
11. Кожанов И.В. Формирование гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования. Науковедение. Интернет-журнал. 2015; № 5: 1-11.
12. Geneva G. The Importance of Multicultural Education. 200; Vol. 61, № 4. Available at: https://www.ascd.org/el/articles/the-importance-of-multicultural-education
13. Loewen J.W. Lies my teacher told me: Everything your American history textbook got wrong. New York: New Press, 1995.
14. Bennett C.I. Comprehensive multicultural education: Theory and practice. Boston: Allyn and Bacon, 2003.
15. Nieto S. Affirming diversity: The sociopolitical context of multicultural education. New York: Longman, 2000.
16. Shade B.J. Culture, style, and the educative process. Springfield, IL: Charles C. Thomas, 1989.
17. Damon W. To not fade away: Restoring civil identity among the young. In D. Ravitch & J. Viteritti Making good citizens: Education and civil society. New Haven, CT: Yale University Press, 2001; 122-141.
18. Коновалова Л.В. К вопросу о формировании гражданской российской идентичности в вузе. Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2017; № 4: 316-324.
19. Giulia Rossi, Michela Lenzi, Alessio Vieno and Massimo Santinello. Factors Associated with Civic Engagement in Adolescence: The effects of Neighbourhood, School, Family, and Peer Context. Journal of community psychology, 2016; № 8: 1040-1058.
20. Owusu-Agyeman Y., King E.W. Multicultural education: issues and perspectives, Intercultural Education. 2021; Vol. 31: 490-492.
References
1. Shakurova M.V. Formirovanie rossijskoj grazhdanskoj identichnosti lichnosti: problema pedagoga. Pedagogika. 2014; № 3: 83-91.
2. Bondarevskaya E.A. Teoriya ipraktika lichnostno orientirovannogo obrazovaniya. Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo Rostovskogo pedagogicheskogo universiteta, 2000.
3. Kozhanov I.V. Formirovanie grazhdanskoj identichnosti lichnosti v processe 'etnokul'turnoj socializacii v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya. Naukovedenie. Internet-zhurnal. 2015; № 5: 1-11.
4. Pinson H. The new civics curriculum for high schools in Israel: The discursive construction of Palestinian identity and narratives. Education, Citizenship and Social Justic. 2020; № 15 (1): 22-34.
5. Johnson Matthew R. Understanding College Students' Civic Identity Development: A Grounded Theory. Journal of Higher Education Outreach and Engagement. 2017; Vol. 21, № 3.
6. Nikolaeva M.V. Formirovanie grazhdanskoj identichnosti studentov pedagogicheskogo vuza. Izvestiya VGPU. 2015; № 3 (98). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ formirovanie-grazhdanskoy-identichnosti-studentov-pedagogicheskogo-vuza
7. Kolonickaya O.L. Realizaciya koncepcii polikul'turnogo obrazovaniya i ee vliyanie na professional'noe stanovlenie lichnosti obuchaemogo v tehnicheskom vuze. 'Ejdos. 2010. Available at: https://eidos.ru/journal/2010/1210-01.htm
8. Banks J.A., Banks C.A.M. Multicultural education: Issues and perspectives. Boston: Allyn and Bacon, 2001.
9. Banks J.A. Multiethnic education: Theory and practice. Boston: Allyn and Bacon, 2003.
10. Asten T., Rynkevich A., Karpova A. Multicultural education as the basis of professional literacy of the students. Proceedings of ICERI2020. 2020: 2268-2275.
11. Kozhanov I.V. Formirovanie grazhdanskoj identichnosti lichnosti v processe 'etnokul'turnoj socializacii v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya. Naukovedenie. Internet-zhurnal. 2015; № 5: 1-11.
12. Geneva G. The Importance of Multicultural Education. 200; Vol. 61, № 4. Available at: https://www.ascd.org/el/articles/the-importance-of-multicultural-education
13. Loewen J.W. Lies my teacher told me: Everything your American history textbook got wrong. New York: New Press, 1995.
14. Bennett C.I. Comprehensive multicultural education: Theory and practice. Boston: Allyn and Bacon, 2003.
15. Nieto S. Affirming diversity: The sociopolitical context of multicultural education. New York: Longman, 2000.
16. Shade B.J. Culture, style, and the educative process. Springfield, IL: Charles C. Thomas, 1989.
17. Damon W. To not fade away: Restoring civil identity among the young. In D. Ravitch & J. Viteritti Making good citizens: Education and civil society. New Haven, CT: Yale University Press, 2001; 122-141.
18. Konovalova L.V. K voprosu o formirovanii grazhdanskoj rossijskoj identichnosti v vuze. VestnikLGU im. A.S. Pushkina. 2017; № 4: 316-324.
19. Giulia Rossi, Michela Lenzi, Alessio Vieno and Massimo Santinello. Factors Associated with Civic Engagement in Adolescence: The effects of Neighbourhood, School, Family, and Peer Context. Journal of community psychology, 2016; № 8: 1040-1058.
20. Owusu-Agyeman Y., King E.W. Multicultural education: issues and perspectives, Intercultural Education. 2021; Vol. 31: 490-492.
Статья поступила в редакцию 07.11.22