Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ TELEGRAM-БОТА ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СОЗДАНИЕ TELEGRAM-БОТА ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1203
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / МЕССЕНДЖЕР / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СПЕЦИАЛИСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБМЕНА ИНФОРМАЦИИ / TELEGRAM-БОТ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Филатова Зульфия Мирсайжановна, Закирова Нурия Ришатовна

В современном образовательном пространстве объем используемой информации постоянно возрастает. Процесс сбора и обработки необходимой информации о клиентской и внутренней базе организации может занимать большое количество времени и требовать предельной точности из-за своих размеров. Одним из решением обозначенной проблемы может выступить использование системы автоматизации, реализованного на базе Telegram-бота. Для реализации и внедрения Telegram-бота в рамках автоматизации некоторых образовательных процессов авторами были проанализированы особенности электронных средств обмена информации и функциональные возможности Telegram-бота, Дана краткая характеристика программного обеспечения для реализации информационной системы, Разработан функционал для пользователей автоматизированной системы. Опыт использования Telegram-бота в работе специалиста образовательной организации показал, что Telegram-бот - один из самых удобных и простых сервисов для реализации автоматизации работы специалиста образовательной организации. Бот позволяет получить мгновенный ответ на запрос, не требуя участия какого-либо другого человека, при этом ответ является мгновенным. Доступ к нему беспрепятственно может получить любой пользователь, так как для пользования не нужно скачивать какие-либо программы или где-либо регистрироваться, весь функционал реализован внутри мессенджера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING A TELEGRAM BOT TO AUTOMATE ADMINISTRATIVE ACTIVITIES

Current educational environment is marked with ever increasing amount of data involved. Client and in-house data collecting and processing may take a lot of time and requires ultimate accuracy due to its bulkiness. An automated information system powered by a Telegram bot may solve the problem. The authors set out to implement a Telegram bot in order to automate some educational processes. For this aim they analysed the specifications of electronic media and features of a Telegram bot. Overviewed software suitable for the system’s implementation. Created user-oriented functionality of the automated system. The hands-on implementation of the Telegram bot in the staff workflow has proved to be highly beneficial and can be considered a sound way to automate educational process. The bot provides an instantaneous automated answer to an inquiry. It is easily available for any user, since it doesn’t require downloading additional software or signing up to a service as all features are accessible within the messenger.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ TELEGRAM-БОТА ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

4. Социально-экономические механизмы (самореализация военнослужащих, основанная на взаимодействии с окружающим миром).

5. Информационно-педагогические механизмы (применение различных информационных технологий).

6. Кадровые механизмы (управление коллективом и взаимоотношения руководящего и подчиненного личного состава).

Литература:

1. Бережная, И.Ф. Компетентностный подход и его особенности в военном образовании / И.Ф. Бережная, А.Г. Смеянов, А.А. Ширан // Вестник ВГУ СЕРИЯ: Проблемы высшего образования. - 2020. - №. 2. - С. 21-24

2. Бондаренко, В.С. О значимости формирования инициативности у военнослужащих / В.С. Бондаренко, И.А. Федосеева // Интеграция и дифференциация науки и практики в контексте приоритетных парадигм развития цивилизации. - 2020. - С. 119-122

3. Быченко, Ю.Г. О совершенствовании военно-профессионального обучения курсантов военного института / Ю.Г. Быченко, Т.М. Баландина // Высшее образование в России. - 2019. - №. 4. - С. 98-107

4. Ионцева, М.В. Специфика профессиональной адаптации управленческих кадров разных поколений / М.В. Ионцева, А.А. Авдеева // Вестник университета. - 2020. - №. 4. - С. 192-196

5. Мухаметзянова, Л.Ю. Когнитивное развитие личности: человекосообразность и гармоническая соразмерность / Л.Ю. Мухаметзянова // Потенциал когнитивной педагогики в эпоху цифровизации. - 2020. - С. 28-36

6. Новиков, И.Н. Контекстный подход в организации занятий по огневой подготовке / И.Н. Новиков, А.В. Морозов // Перспективные направления развития военной и специальной техники: сборник. - 2022. - С. 109-113

7. Овечкин, В.П. Педагогическая технология: сущность, структура, проектирование / В.П. Овечкин, А.Е. Причинин, Н.Ю. Ерофеева // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2019. - Т. 29. - №. 1. - С. 94-102

8. Поздняков, О.Г. Особенности реализации интерактивных дидактических технологий в образовательном процессе военных вузов на основе опыта, полученного в ходе специальных операций за пределами Российской Федерации / О.Г. Поздняков, И.А. Алехин // Военный академический журнал. - 2020. - №. 1. - С. 125-130

9. Пономарева, Н.С. Основные принципы педагогических технологий / Н.С. Пономарева // Современное педагогическое образование. - 2017. - №. 4. - С. 29-31

10. Шехмирзова, А.М. Генезис понятия педагогической технологии / А.М. Шехмирзова, Л.В. Грибина // Russian Journal of Education and Psychology. - 2020. - Т. 11. - №. 3. - С. 55-61

Педагогика

УДК 007.51

кандидат педагогических наук Филатова Зульфия Мирсайжановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны); кандидат педагогических наук Закирова Нурия Ришатовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны)

СОЗДАНИЕ TELEGRAM-БОТА ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В современном образовательном пространстве объем используемой информации постоянно возрастает. Процесс сбора и обработки необходимой информации о клиентской и внутренней базе организации может занимать большое количество времени и требовать предельной точности из-за своих размеров. Одним из решением обозначенной проблемы может выступить использование системы автоматизации, реализованного на базе Telegram-бота. Для реализации и внедрения Telegram-бота в рамках автоматизации некоторых образовательных процессов авторами были проанализированы особенности электронных средств обмена информации и функциональные возможности Telegram-бота, Дана краткая характеристика программного обеспечения для реализации информационной системы, Разработан функционал для пользователей автоматизированной системы. Опыт использования Telegram-бота в работе специалиста образовательной организации показал, что Telegram-бот - один из самых удобных и простых сервисов для реализации автоматизации работы специалиста образовательной организации. Бот позволяет получить мгновенный ответ на запрос, не требуя участия какого-либо другого человека, при этом ответ является мгновенным. Доступ к нему беспрепятственно может получить любой пользователь, так как для пользования не нужно скачивать какие-либо программы или где-либо регистрироваться, весь функционал реализован внутри мессенджера.

Ключевые слова: автоматизированная информационная система, мессенджер, образовательный процесс, специалист образовательной организации, электронные средства обмена информации, Telegram-бот.

Annotation. Current educational environment is marked with ever increasing amount of data involved. Client and in-house data collecting and processing may take a lot of time and requires ultimate accuracy due to its bulkiness. An automated information system powered by a Telegram bot may solve the problem. The authors set out to implement a Telegram bot in order to automate some educational processes. For this aim they analysed the specifications of electronic media and features of a Telegram bot. Overviewed software suitable for the system's implementation. Created user-oriented functionality of the automated system. The hands-on implementation of the Telegram bot in the staff workflow has proved to be highly beneficial and can be considered a sound way to automate educational process. The bot provides an instantaneous automated answer to an inquiry. It is easily available for any user, since it doesn't require downloading additional software or signing up to a service as all features are accessible within the messenger.

Key words: automated information system, messenger, educational process, staff of an educational institution, electronic media, Telegram bot.

Введение. Во все времена у людей наблюдается потребность в общении, обмене информацией и приобретенными знаниями. С развитием различных умений информация может быть передана на большие расстояния, а также храниться продолжительное время в первозданном виде. С развитием же цифровых технологий обмен какой-либо информацией стал осуществляться намного быстрее. В современном мире доступ к информации, а также ее передача осуществляется за считанные секунды, в большинстве своем, благодаря развитию глобальной сети Интернет и сотовой связи.

Электронных средств обмена информацией огромное количество и каждый из них может обладать своими уникальными возможностями. Самыми популярными и распространенными электронными средствами обмена информации являются: электронная почта, SMS и MMS, социальные сети и мессенджеры.

С развитием мобильных устройств мессенджеры как их приложения, позволяют мгновенно обмениваться текстовыми сообщениями, медиа файлами, а также совершать аудио и видео-звонки. Мессенджеры находятся в постоянных улучшениях, в них добавляются все новые функции и возможности. Большая популярность использования инструментальных возможностей мессенджером, таких как WhatsApp и Telegram, наблюдается в рамках электронного (цифрового) обучения.

Особое внимание в мессенджерах стоит уделить ботам, которые может создать любой пользователь. Боты - это сторонние приложения, которые запускаются внутри мессенджера [6]. Пользователи могут взаимодействовать с ботами отправляя им сообщения, команды и встроенные запросы. Существует два вида чат-ботов:

1 вид - основанные на наборе правил и заранее заданных и вписанных в программу алгоритмов реагирования на запросы пользователя. Эти чат-боты являются самыми простыми и имеют существенные ограничения в использовании.

2 вид - основанные на принципах машинного обучения, т.е. методах искусственного интеллекта, позволяющего компьютерной программе самостоятельно обучаться, решая множество сходных задач в процессе взаимодействия с человеком [3, С. 147].

Применение чат-ботов в образовательном процессе имеют множество преимуществ: боты легко установить, не используя память устройства, например, смартфона; ссылки на бот легче распространить; его проще создать и использовать и др. [4, С. 17].

При рассмотрении функциональных возможностей, реализуемые с помощью бота, можно выделить следующие: получение персонализированных уведомлений и\или новостей, например, пересылка соответствующего контента после его опубликования; интеграция других сервисов что позволяет улучшить чаты в мессенджере с помощью материалов из внешних сервисов; получение платежей от других пользователей при оказании платных услуг или выступить в роли виртуальной витрины; создание специальных инструментов, позволяющих осуществить предупреждения, прогноз погоды, сервисов по переводу, форматирования данных и прочее; включение однопользовательских и многопользовательских игр в режиме реального времени в реальном времени.

Таким образом, чат-бот является весьма полезным инструментом в организации образовательного процесса, а также интересным и удобным в использовании.

Изложение основного материала статьи. При рассмотрении процесса разработки Telegram-бота большинство авторов [5] отмечают, что его функциональность может быть реализована с помощью программных средств: интегрированной среды разработки Microsoft Visual Studio совместно с языком программирования C#, языка программирования PHP и Python.

Visual Studio, как правило, используется как стартовая площадка для написания, отладки и сборки кода, а также последующей публикации приложений. Язык C# представляет возможность выбора статической типизации, поддержки полиморфизма, перегрузки операторов, делегатов, атрибутов, различных событий, переменных, свойств, обобщённых типов и методов, анонимных функции с поддержкой замыканий, Language-Integrated Query (LINQ), исключений, комментарий в формате Extensible Markup Language (XML). Программная среда PHP при разработке бота имеет в своем арсенале ряд готовых библиотек. Например «Telegram Bot SdK», позволяющий реализовать выбор необходимых функции для его использования в рамках электронного обучения. Среди языков программирования, позволяющих выполнить создание бота в Телеграмме, Python является одним из наиболее популярных решений. Python, как высокоуровневый язык программирования общего назначения с динамической строгой типизацией и автоматическим управлением памятью, ориентирован на повышение производительности разработчика, читаемость кода и его качество, а также на обеспечение переносимости написанных на нём программ.

Для создания достаточно сложных ботов на языке программирования Python будем основываться на использование фреймворка Django. Фреймворк (с англ. framework - «каркас, структура») - заготовка, готовая модель в IT-индустрии для быстрой разработки, на основе которой можно дописать собственный код. Он задает структуру, определяет правила и предоставляет необходимый набор инструментов для создания проекта. Django, как один из высокоуровневых Python веб-фреймворков, позволяет быстро создавать безопасные и поддерживаемые веб-сайты [9]. Он является бесплатным программным обеспечением и открытый исходный код, который позволяет внести необходимые коррективы.

Проведенный анализ программного обеспечения для создания чат-ботов позволяет определить, что средой разработки для работы на языке программирования Python с фреймворком Django является PyCharm. PyCharm, как «кроссплатформенная разработка, предоставляет пользователю комплекс средств для графических отладчиков и работы с кодом» [1].

Основными возможностями интегрированной среды PyCharm для пользователя-разработчика бота являются: помощь при написании кода, в процессе которого можно внести изменения в функции автодополнения и анализа кода; встроенные инструменты для разработчиков, такие как встроенный отладчик и инструмент запуска тестов, профилировщик Python, полнофункциональный встроенный терминал, инструменты для работы с базами данных, поддерживают возможности удаленной разработки программного продукта.

Таким образом совместное использование языка Python с фреймворком Django является универсальным для реализации функционала Telegram-бота.

Telegram-бот является специфическим аккаунтом, который не требует номера мобильного телефона для его установки. Взаимодействие пользователей с ботами осуществляется одним из способов:

1 способ. Отправлять сообщения или команды боту, открыв чат с ним или добавив его в групповой чат.

2 способ. Отправлять запросы напрямую в поле ввода используя имя бота, написав его через символ «@». Это позволяет боту отправлять информацию напрямую в чат, группу или канал.

Сообщения, команды и запросы, отправленные пользователями, передается программному обеспечению, работающему на серверах. Промежуточные сервера обрабатывают все шифрование и связь с Telegram Application Programming Interface (API). Связь с этим сервером проходит через простой HTTPS-интерфейс, который предлагает упрощенную версию Telegram API. Этот интерфейс называется Bot API.

За создание новых ботов и редактирования существующих отвечает специально предназначенной для этой цели бот, который называется BotFather. Данный бот предлагает своего рода краткую инструкцию, содержащую три последовательных шага.

1 шаг. Необходимо осуществить ввод команды /newbot в BotFather для создания уникального бота.

2 шаг. Ввести название создаваемому боту.

3 шаг. Задать имя пользователя для создаваемого бота. Оно должно быть уникальным и заканчиваться на «Bot» или «_bot».

После выполнения этих шагов BotFather присылает ссылку бота и токен аутентификации, с помощью которого в дальнейшем будет осуществляться управление и программирование создаваемого бота, а также предоставляться доступ к определенным сервисам и ресурсам.

Для автоматизации образовательной деятельности в рамках дополнительного образования детей и взрослых общества с ограниченной ответственностью «Алгарыш» города Набережные Челны Республики Татарстан студентами, обучающимися по направлению «09.03.03 Прикладная информатика», профиль «Прикладная информатика в дизайне» в ходе преддипломной практики на базе кафедры информатики и вычислительной математики Федерального Государственного бюджетного образовательного университета высшего образования «Набережночелнинский Государственный педагогический университет» осуществили разработку Telegram-бота и его апробацию. Далее представим общий принцип реализации чат-бота в Telegram.

В программный проект добавлены универсальные элементы управления для быстрой навигации при возникновении трудностей. Основными являются команда /start, при выполнении которой будет происходить возвращение в главное меню, и команда /help, где находится вспомогательная информация.

Во время самого первого запуска Telegram-бота пользователю нужно пройти регистрацию - в нашем случае для регистрации доступны две роли: родитель и педагог. Пример кода для регистрации пользователя в роли педагога представлен ниже:

If user.role = = 'teacher':

possible_names = MSAPI.get_ teacher_by_name(message.text)['data'] ['results'] If not possible_names:

bot. send_message(user_id, text .NAME_NOT_F OUND) bot.register_next_step_handler_by_chat_id(user_id, save_username) return

keybord = ReplyKeyboardMarkup(row_width=1, resize_Keyboard=True)

for teacher in possible_names:

btn = KeyboardButton(teacher['user'] ['full_name'])

Keyboard.add(btn)

При регистрации пользователя в роли педагога нужно написать боту свое имя, после чего бот предложит список совпадений из базы данных, в которой нужно выбрать себя, а после предоставить основной номер мобильного телефона для связи, также можно указать и дополнительный номер. В случае если пользователь в роли педагога отсутствует в базе, необходимо будет ввести его данные для добавления в базу.

При регистрации пользователя в роли родителя, в первую очередь, нужно прочитать соглашению и принять его условия. Далее необходимо ввести данные обучающегося: ФИО, дата рождения, после чего указать контактные данные родителя. При вводе данных обучающегося необходимо следовать алгоритму, аналогичному при регистрации пользователя в роли педагога. После проверки введённых данных обучающегося в базе выбираются следующие действия: родителю предлагается выбрать обучающегося из появившегося списка; добавить обучающегося по введенным данным, при его отсутствии в базе.

Пользователь в роли родителя может добавлять несколько обучающихся (детей) под своими уникальными данными. В данных конкретного обучающегося могут быть указать особые отметки, например, имеющиеся хронические заболевания. Для добавления особых отметок о специфических особенностях обучающегося был использован следующий код:

def get_contraindications(message, child_id):

user_id = message.chat.id

child = Children.objects.det(pr=child_id)

child.info = f "Особые отметки: {message.text}"

child.save()

keyboard = InlineKeybordMarkup() keyboard.add (buttons.BACK_TO_MENU)

bot.send_message(user_id, texts.CHILD_ADD_FINISH, reply_markup= keyboard)

Весь процесс регистрации является линейным и при его выполнении пользователь должен следовать инструкциям, появляющимся на экране его устройства.

Этап регистрации является обязательным при использовании Telegram-бота. Поэтому при разработке особое внимание следует обратить внимание на удобство проведения этапа регистрации и на возможность его быстрого выполнения. Дальнейший структура для пользователя интерфейса Telegram-бота зависит от роли самого пользователя.

В состав персонала организации, осуществляющих образовательную деятельность, входят как администратор, так и пользователи-педагоги. Администратор имеет особый доступ и не нуждается в прохождении регистрации, педагоги -должны пройти предварительно процесс регистрации. Для каждой соответствующей роли разрабатывается интерфейс главного меню. Например, для роли педагога главное меню Telegram-бота интерфейса состоит из трех пунктов, каждый из которых реализован в виде управляющих кнопок: «Расписание уроков», «Мой рейтинг» и «Расчет заработной платы (ЗП)».

В разделе «Расписание уроков» педагог может ознакомится со списком своих учебных занятий на текущий день. В данном группе отображается краткая информация: данные учебного заведении; наименование учебной группы; дата и время проведения учебного занятия.

При демонстрации списка уроков Telegram-бот сверяется с соответствующим расписанием, имеющимся в базе данных и прикрепленных к пользователю, являющимся педагогом. Проверка данных осуществляется для актуализации расписания. Программный код реализации расписания представлен ниже: for group in teacher_groups: group_id = group['course']

lessons = MSAPI.get_group_schedule(group_id, start, start) ['data']

for lesson in lessons:

lesson_id = lesson['pk']

course_name = group['course_title']

time = isodatetime_to_string(lesson ['start_datetime'])

btn = InlineKeyboardButton(f "{course_name} {time}'', callback_data=fgr_les_{group_id}_{lesson_id}') keyboard.add(btn)

keyboard.add(buttons.BACK_TO_MENU)

bot.edit_message_text(texts.LESSONS_LIST, user_id, callback. message.message_id, reply_markup=keyboard)

При выборе конкретного учебного занятия на экране электронного устройства появляется список детей. Далее появляется возможность отметить присутствующих или отсутствующих обучающихся нажатием на соответствующие кнопки «Пришел» и/или «Не пришел». Также в данном интерфейсе предусмотрена управляющая функция «Отправить отчет», результат работы - получение пользователем-родителем информации о этапах проведения учебного занятия с обучающимся и его полученном рейтинге, т.е. оценки (результат прохождения контрольных мероприятий).

Следующим пунктом в главном меню является раздел «Мой рейтинг». Данный рейтинг педагога позволяет сформировать отчет о деятельности педагога. На рейтинг педагога влияют оценки родителей, которые они могут проставить исходя из полученного отчета, который формируется автоматически после проведенного учебного занятия педагогом. Рейтинг педагога складывается из среднего значения полученных оценок на учебных занятиях.

Раздел «Расчет ЗП» предназначен для ознакомления педагога с его потенциальной зарплатой, которая формируется по заданной формуле и зависит от ряда факторов: посещение обучающимся учебного занятия, отправка отчетов, рейтинг педагога и прочее.

В рассматриваемом разделе реализована функция для связи с администратором, который следит за точностью расчета заработной платы и решения возникших спорных вопросов, а также уточнения рабочей информации.

Таким образом, интерфейс Telegram-бота для пользователя в роли педагога позволяет реализовать весь образовательный функционал, облегчить работу педагога и собрать все необходимые для работы инструменты в одном электронном ресурсе.

Выводы. При реализации описанного выше Telegram-бота, отметим, что данная система позволяет осуществить автоматизацию процессов сбора, хранения и обработки информации о клиентской базе и штате организации. Благодаря построению данной системы большая часть данных и выполняемых работ сосредоточена в одном программном продукте, а также минимизированы траты трудовых ресурсов сотрудниками организации для выполнения однообразных рутинных задач.

После разработки чат-бота в мессенджере Telegram была произведена его апробация. В ходе этой деятельности были выявлены некоторые недочеты в системе, которые были в дальнейшем скорректированы. Внесенные изменения в интерфейсе электронного ресурса позволили осуществить необходимый спектр образовательных функций, увеличена удобность и понятность всей системы для его использования.

Литература:

1. Рудченко, А.С. Чат-боты: возможности и применение / А.С. Рудченко // Международный школьный научный вестник. - 2020. - № 1. - URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1282 (дата обращения: 08.04.23).

2. Катькало, В.С. Корпоративное обучение для цифрового мира / В.С. Катькало, Д.Л. Волкова. - М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018. - 370 с.

3. Кузнецов, В.В. Перспективы развития и использования чат-ботов в образовании / В.В. Кузнецов // Успехи современной науки. - 2016. - Т. 8, № 12. - С. 16-19

4. Матвеева, Н.Ю. Технологии создания и применения чат-ботов / Н.Ю. Матвеева, А.В. Золотарюк // Научные записки молодых исследователей. - 2018. - №1. - С. 28-30. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/tehnologii-sozdaniya-i-primeneniya-chat-botov (дата обращения: 08.04.23).

5. Филонов, Д.Р. Чат-бот для Telegram для помощи абитуриентам / Д.Р. Филонов, В.И. Тупикин // Заметки по информатике и математике: Сборник научных статей. - Ярославль. - 2017. - С. 152-156

6. Использование чат-ботов в образовательном процессе / А.С. Аристова, Ю.С. Безносюк, П.К. Ведикер, Н.Е. Воронович // The 2th International Conference on Digitalization of (DSEME-2019), December 05-06, Yekaterinburg, Russian Federation. - 2019. - С. 95-99. - URL: https://elar.urfu.rU/bitstream/10995/82473/1/978-80-88327-04-2_017.pdf (дата обращения: 08.04.23).

7. Фирсова, Е.А. Перспективы использования чат-ботов в высшем образовании / Е.А. Фирсова // Информатизация науки и образования. - 2018. - №3 (35). - С. 157-166

8. William, S. Vincent. Django for APIs. - 2019. - 160 p.

9. Википедия. Свободная энциклопедия. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/PyCharm (дата обращения: 08.04.23).

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Фоменко Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ

РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В данной публикации предпринята попытка представить возможный вариант формирования духовно-нравственной культуры в вузе в условиях модернизации российского образования. Сделан вывод о том, что формирование духовно-нравственного культуры реализуется разными способами. Первый способ - приобщение обучающихся к искусству и различным видам творческой деятельности. Второй способ - развитие образно-эмоциональной сферы обучающихся в повседневной жизни. Третий способ связан с оценкой и самооценкой уровня развития знаний, навыков и умений, которые обучающиеся получают при овладении учебными дисциплинами. Эффективность формирования духовно-нравственной культуры обучающихся обеспечивается целенаправленным подбором эффективных средств воспитательной работы. Ключевые слова: формирование, культура, духовность, нравственность, модернизация, высшее образование. Annоtation. In this publication, an attempt is made to present a possible version of the formation of spiritual and moral culture at the university in the context of the modernization of Russian education. It is concluded that the formation of spiritual and moral culture is implemented in different ways. The first way is to introduce students to art and various types of creative activities. The second way is the development of the figurative and emotional sphere of students in everyday life. The third way is associated with the assessment and self-assessment of the level of development of knowledge, skills and abilities that students receive when mastering academic disciplines. The effectiveness of the formation of the spiritual and moral culture of students is ensured by the purposeful selection of effective means of educational work.

Key words: formation, culture, spirituality, morality, modernization, higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.