Научная статья на тему 'ИНИЦИАТИВНОСТЬ КАК ЦЕННОСТЬ В МОДЕЛИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА ВНГ РФ'

ИНИЦИАТИВНОСТЬ КАК ЦЕННОСТЬ В МОДЕЛИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА ВНГ РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНИЦИАТИВА / ИНИЦИАТИВНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / НАУЧНОЕ И ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЦЕННОСТИ / КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ ПО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВУ / INITIATIVE / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / MODEL / MODELING / SCIENTIFIC AND SIMULATION MODELING / VALUES / CLASSIFICATION OF VALUES BY TIME AND SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колухамбеков Алексей Садович, Смолкин Александр Александрович, Меркулов Сергей Владимирович

Рассматривается процесс моделирования образовательной среды военного института войск национальной гвардии Российской Федерации, позволяющие в полном объеме воспитывать у курсантов инициативность как ценности военной службы. Структурные элементы модели необходимые нам для предоставления полной картины по выполнения функций воспитания. Исследовательских работ, посвященных разным направлениям воспитания огромное количество. Хотелось бы более подробно рассмотреть общие ценности современного воспитания военнослужащих, а именно курсантов военного института, их сущность и специфику, выйти за рамки привычных педагогических формулировок, раскрыв оригинальные (или самобытные) культурно-антропологические ценности воспитания курсантов. Предложить варианты моделирования процесса воспитания таких ценностей и ценностных установок. Описаны ценностные ориентиры в пространстве и времени. Представленные данные сформированности ценностей у детей и подростков, их багаж мировоззрений с которыми они приходят во взрослую жизнь. Именно с этим багажом мировоззрений они приходят в военный институт, и это является основой для воспитательной работы с ними командирами и начальниками.The article considers the process of modeling the educational environment of the military Institute of the national guard of the Russian Federation, which allows students to fully develop initiative as a value of military service. Structural elements of the model necessary for us to provide a complete picture of the implementation of the functions of education. There are a huge number of research papers devoted to various areas of education. I would like to consider in more detail the General values of modern education of military personnel, namely cadets of the military Institute, their essence and specifics, go beyond the usual pedagogical formulations, revealing the original (or original) cultural and anthropological values of education of cadets. Offer options for modeling the process of education of such values and value attitudes. Value orientations in space and time are described. Presented data on the formation of values in children and adolescents, their baggage of worldviews with which they come to adulthood. It is with this baggage of worldviews that they come to the military Institute, and this is the basis for educational work with them by their commanders and superiors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНИЦИАТИВНОСТЬ КАК ЦЕННОСТЬ В МОДЕЛИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА ВНГ РФ»

ключевой фактор достижений цели высшей образовательной организации.

Литература:

1. Волчихин, В.И., Пащенко, В.Г. Креативность и вузы [Электронный ресурс] / В.И. Волчихин, В.Г. Пащенко // НиКа. - 2007. - №. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnost-i-vuz.

2. Везетиу, Е.В. Особенности модернизации педагогического образования / Е.В. Везетиу // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. VIII междунар. науч.-практ. конф. № 3(7). - Новосибирск: СибАК, 2018. - С. 23-27.

3. Денисова, Р.Р. Ценностные аспекты профессиональной подготовки педагога дошкольного образования [Электронный ресурс] / Р.Р. Денисова // Высшее образование в России. - 2016. - № 1. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-aspekty-professionalnoy-podgotovki-pedagoga-doshkolnogo-obrazovaniya

4. Зотов, В.В. Компетенции и профессионально важные качества: соотношение понятий и поле применимости в образовании, профессиональной сфере и государственной службе [Электронный ресурс] / В.В. Зотов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. - 2017. - № 2 (10). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentsii-i-professionalno-vazhnye-kachestva-sootnoshenie-ponyatiy-i-pole-primenimosti-v-obrazovanii-professionalnoy-sfere-i

Педагогика

УДК 378

адъюнкт Колухамбеков Алексей Садович

Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск); адъюнкт Смолкин Александр Александрович

Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск); адъюнкт Меркулов Сергей Владимирович

Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск)

ИНИЦИАТИВНОСТЬ КАК ЦЕННОСТЬ В МОДЕЛИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

ВОЕННОГО ИНСТИТУТА ВНГ РФ

Аннотация. Рассматривается процесс моделирования образовательной среды военного института войск национальной гвардии Российской Федерации, позволяющие в полном объеме воспитывать у курсантов инициативность как ценности военной службы. Структурные элементы модели необходимые нам для предоставления полной картины по выполнения функций воспитания. Исследовательских работ, посвященных разным направлениям воспитания огромное количество. Хотелось бы более подробно рассмотреть общие ценности современного воспитания военнослужащих, а именно курсантов военного института, их сущность и специфику, выйти за рамки привычных педагогических формулировок, раскрыв оригинальные (или самобытные) культурно-антропологические ценности воспитания курсантов. Предложить варианты моделирования процесса воспитания таких ценностей и ценностных установок. Описаны ценностные ориентиры в пространстве и времени. Представленные данные сформированности ценностей у детей и подростков, их багаж мировоззрений с которыми они приходят во взрослую жизнь. Именно с этим багажом мировоззрений они приходят в военный институт, и это является основой для воспитательной работы с ними командирами и начальниками.

Ключевые слова: инициатива, инициативность, образовательная среда, модель, моделирование, научное и имитационное моделирование, ценности, классификация ценностей по времени и пространству.

Annotation. The article considers the process of modeling the educational environment of the military Institute of the national guard of the Russian Federation, which allows students to fully develop initiative as a value of military service. Structural elements of the model necessary for us to provide a complete picture of the implementation of the functions of education. There are a huge number of research papers devoted to various areas of education. I would like to consider in more detail the General values of modern education of military personnel, namely cadets of the military Institute, their essence and specifics, go beyond the usual pedagogical formulations, revealing the original (or original) cultural and anthropological values of education of cadets. Offer options for modeling the process of education of such values and value attitudes. Value orientations in space and time are described. Presented data on the formation of values in children and adolescents, their baggage of worldviews with which they come to adulthood. It is with this baggage of worldviews that they come to the military Institute, and this is the basis for educational work with them by their commanders and superiors.

Keywords: initiative, initiative, educational environment, model, modeling, scientific and simulation modeling, values, classification of values by time and space.

Введение. Образование в России последнее десятилетие претерпевает ряд глобальных изменений. В период информационной достаточности необходимо определить жесткие рамки и направления образования государства. В настоящий момент еще нет однообразного и регламентированного содержания и сущности образовательной среды в образовательных организациях высшего военного образования. Хотя, в своей сущности военное образование претерпело меньше всего, в отличие от образовательных организаций гражданской направленности. Но с развитием общества, техники, технологий и доступности к ним, все оказывает влияние и изменение на военное образование.

На современном пути социального развития общества происходят его идеологические изменения. Это связанно с искажением, уничтожением или преобразованием ценностно-смысловых установок людей. Появляются проблемы социального поведения, психологическая неустойчивость, притяжение населения к каким-то субкультурам, проявление национализма и того страшнее приверженность к крайним взглядам обуславливает актуальность темы проблематики воспитания. В период современного становления Федеральной службы войск национальной гвардии, нарастания внешних угроз, обострения деятельности

экстремистских организаций, приближения подразделений НАТО к границам Российской Федерации меняются требования к воспитанию военнослужащих.

Воспитание в образовании после развала СССР было изъято из системы образования под эгидой борьбы с коммунистической партией. Убрав данную функцию, мы на десятилетие забросили важный компонент подготовки молодого поколения.

На современном этапе наше государство возвращается к неотъемлемой части образования - воспитание. На государственном уровне закрепили понятие образование в ст. 2 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-Ф3. Воспитание имеет важное место в жизни государства. Без данной категории общество в государстве не сможет нормально функционировать и развиваться, передавать накопленный опыт, готовить следующее поколения к самостоятельной жизни, которые своей деятельностью должны развивать государство в свою очередь.

Изложение основного материала статьи. В военном образовании процесс воспитания является и неотъемлемой частью подготовки военных специалистов. Воспитывая курсантов, мы прививаем им такие важные личностные качества как дисциплинированность, исполнительность, инициативность, патриотизм, верность долгу и Родине, саморазвития, а также иные культурные и духовные ценности. Немаловажную роль в воспитании оказывает образовательная среда военного института.

Перед тем как мы перейдем к рассмотрению инициативности как ценности, давайте уточним, что такое инициативность. Инициативность как научная категория, изучается различными науками, в педагогике принято считать инициативность как - способность личности к самостоятельным, общественным, начинаниям, инициативе, активности, предприимчивости. Как личностное качество и в большой степени воспитывается в подростковом и юношеском возрасте, когда складываются способности к свободному мышлению и самостоятельности, действиям, а творческая деятельность, в т. ч. социальная, становится реальной личностной потребностью[7, с. 23].

Инициативность как ценность, воспитывается у курсантов не авторитарным путем, ведь они претерпевают изменения, эволюционируют в связи с изменением среды, в которой находятся. Офицеру -командиру необходимо становиться более чутким к изменениям общества и понимать ценностные ориентации своих подчиненных и уметь воздействовать на них изменяя ценности курсанта в правильном направлении.

Исторический подход в исследовании ценностей приводит к классифицированию их по времени и пространству. По времени ценности можно разделить на вечные (значимые для человечества во все времена), мегаисторические (масштаб существования цивилизаций и народов), эпохальные (масштаб эпохи), поколенческие (масштаб поколения), конъюнктурные (масштаб текущих событий). По параметру пространства на универсальные, национальные, локально-групповые и индивидуальные [2, с. 59].

Рисунок 1. Классификация ценностей

Цена как тождественное понятие для ценности представлялось некоторым философам как адекватное ее выражение. По весьма ограниченному в своем когнитивном и деятельностном потенциале пути отождествления ценностей с биологическими потребностями человека идет теория натуралистического психологизма. Не случайно приверженцами этого подхода были, главным образом, представители

философии прагматизма, такие как Дж. Дьюи. Ценностным критерием оказывался в итоге такого рода рассуждений глобальный рынок. Идеальным ценностям теория натуралистического психологизма не оставляла места. Но как не рассматривай фундаментальную основу жизнеспособности людей, ею будет являться религия. Истории неизвестно ни одного этноса, чей исторический генезис осуществлялся бы на нерелигиозной основе. Так религиозная принадлежность выступает в традиционном обществе в качестве идентификационного признака. Для русского народа такая идентификация стала вопросом веры. На фоне веры появляется ценность души и сердца, добра и нестяжательства. Но бытие человека всегда осознавалось в прочной связи с бытием государства. Ценностный ориентир защиты Родины является всегда важнейшим фактором национальной аксиологии.

Но как деструкция современной социализации влияет на уклад жизни можно выявить из статистики. Если взглянуть на опросы школьников, проведенные в 1970-80 годах прошлого столетия, то выбор профессии военного или человека, связанного с безопасностью государства находился на первых позициях. Опрос, проведенный в российских школах в прошлом году, показал, что безопасность и защиту Родины выбирают только 2,62% опрошенных респондентов. Более перспективными выглядит медицина и информационные технологии. Кроме того, если провести сравнение по опросникам детей начальной и старшей школы, то будет очень интересно видно, как меняются ценностные ориентиры детей даже в течение такого короткого промежутка времени жизни. Ведь респондентам начальной школы больше интересны профессии, связанные с творчеством и дизайном, искусством (21,43%), так же медицина (21.43%) и защита государства (9,52%). Из приведенной статистики видно, что происходит прямая деструкция ценностей. Для этого применяется манипулирование образами и словестными конструкциями. Так, например, можно привести построение жизненных стратегий в таких телевизионных проектах как «Последний герой», «Дом-2» и т.п. «Каждый из игроков, по крайней мере на время, является абсолютно чуждым по отношению к соперникам, и поэтому каждый должен стараться мобилизовать всю свою сообразительность, чтобы обрести друзей и добиться влияния на окружающих (от которых следует тут же избавиться, как только эти дружба и влияние выполнят свою функцию). Все участники, включая и вас, знают, что в конечном итоге только одному человеку... достанутся все трофеи. И поэтому каждый понимает, что любые создаваемые альянсы просуществуют лишь "до особого уведомления" и распадутся, как только в них пропадает нужда» [1, с. 118]. Таким образом, выигрыш в данной игре составляет ровно столько, сколько проигрывают твои соперники. Такую модель игры мы наблюдаем и в жизни. Идет разрушение социальности и принципов солидарности. Процветает индивидуализм, происходит разрушение «мы» - идентичности [3, с. 167].

Что же касается военной службы, то она может стать более привлекательной для молодого поколения, если наряду с повышением уровня доходов военнослужащих и усилением их социального пакета в военной организации будут использоваться эффективные модели воспитания и технологии социальной и психологической работы. Данные средства должны быть направленны на создание благоприятного психологического климата, на создание условий для развития механизмов реальной взаимной поддержки и формирования сильной «мы» - идентичности, привитием оригинальных ценностей [5, с. 87].

В данном случае основой для изменения социального быта военной организации должны стать, прежде всего, военные образовательные организации высшего образования.

Индивидуализм современной личности, может быть сопоставим с ценностями военной службы, если акцент в служебной деятельности будет ставиться на способности каждого специалиста быть ответственным за себя, свой профессиональный успех, при этом являться социально ответственным за коллектив, тот участок профессиональной деятельности, который нуждается в его активности, профессионализме, умении работать в коллективе.

В формировании ценностей у курсантов военного института важную роль играет образовательная среда этого института. Моделируя образовательную среду, мы имеем возможность развивать необходимые нам ценности в курсанте, изменять его мировоззрение. В науке однозначного понятия «среда» не существует. В литературе понятие «среда» понимается как окружение, сам термин всегда применяется в словосочетаниях. Используя следующее словосочетание - образовательная среда - мы рассматриваем его в педагогическом контексте, как специально и целенаправленно созданная окружающая среда для формирования профессиональной направленной личности по определенному образцу. Важно отметить, что образец носит социальный характер и зависит от части, от общественного и социального идеала, определенного государством, в нашем случае - военнослужащего профессионала военного дела. «Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения того идеала в отдельных личностях» - слова К.Д. Ушинского [8, с. 25].

Большой вклад в изучение образовательной среды внес известный психолог В.А. Ясвин, который под ней понимал сложную и целенаправленную систему условий и факторов, влияющих на формирование личностных качеств у человека, согласно установленного образца, а также имеющая возможность для развития личности, находящаяся в социальном окружении [9, с. 23].

Для моделирования образовательной среды необходимо разобраться в термине «модель». Первое определение «модели» дал кибернетиком Г. Клаусом, по его мнению: «модель - отражение фактов, вещей и отношений определенной области знания в виде простой более наглядной материальной структуры этой области или другой области» [8, с. 20]. Под моделью принято понимать искусственно созданную и сконструированную ситуацию или систему, которая является аналогом действительности, и на основе которой производится изучение всех происходящих процессов и полученных результатов.

Существуют различные классификации моделирования и моделей, нас больше интересует научное моделирование [4, с. 17]. Под научным моделированием мы понимаем методы изучения предметов либо объектов в процессе сконструированных общественно-социальных процессов, явлений. Мы изучаем нужный нам объект под воздействием различных факторов. В результате моделирования мы получаем информацию о протекании процессов, результате и возможности корректировки условий воздействия, необходимых нам уже для использования в оригинале.

Самое сложное моделирование - это имитационное моделирование, одна из разновидностей научного моделирования, которое позволяет сконструировать модель рабочей системы функционирующей в реальном времени. Под системой мы понимаем совокупность взаимосвязанных элементов, имеющих четкую структуру, объединенные единой целью и единым элементом управления, и при организации взаимодействия с окружающей средой выступает как целостное образование [10, с. 38].

Выводы. Для полного описания нашей модели образовательной среды военного института, мы разбили ее на подмодели. Модель как объект исследования должна отражать факты, связи, признаки, отношения в доступной форме, необходимой для анализа и выводов. Подмодели нашей образовательной среды военного института позволяют нам шире рассмотреть все процессы, для детального ее изучения, их 4:

1. Концептуальная - дает возможность охарактеризовать образовательную среду как целостное образование, систему, ее принципы, требования, критерии, степень сформированности и степень удовлетворения потребностей в процессе обучения командиров, преподавателей и курсантов, применение современных технологий и техники в обучении;

2. Организационная - дает характеристики механизмов воздействия на профессиональное становление личности курсанта в образовательной среде военного института, распределение и качество выполнения функций образовательной деятельности. На основе данной подмодели мы можем судить о качественных характеристиках образовательной среды военного института;

3. Операционная - позволяет нам рассмотреть данную модель по периодам протекания процессов, их последовательности при ее реализации, а также дает возможность провести средовую диагностику, средовое проектирование и ее реализацию;

4. Конкретизированная - включает в себя средства по формированию профессиональной личности курсанта, методы и формы профессионального образования в образовательной среде военного института, способы обеспечения процессов развития среды и их субъектов, средства контроля результатов обучения в военном институте [6, с. 40].

Таким образом, используя подмодели в процессе моделирования образовательной среды, мы имеем возможность рассматривать ее с разных сторон и ракурсов, исследовать происходящие процессы и возможности по воспитанию ценностей у курсанта, а также изменять его мировоззрение. Курсант в дальнейшем станет офицером, воспитателем и командиром для личного состава. И уже от него зависит, каким будет будущий военнослужащий, от его мировоззрения, культурных и духовных ценностей, которые приобретутся в период прохождения военной службы.

Литература:

1. Бауман З. Индивидуализированное общество: пер. с англ. /под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Логос, 2002. - 390 с.

2. Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. Высшие ценности Российского государства. Серия «Политическая аксиология». Научная монография. М.: Научный эксперт, 2012. — 624 с.

3. Мишучков А.А. Диалог цивилизаций: традиционные ценности в условиях глобализации. Монография / А.А. Мишучков; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2016. 515 с.

4. Коротких, Д.Е. Педагогическое моделирование как метод научного познания / Д.Е. Коротких,

A.Г. Шабанов, А.Е. Мазурин // Инновации в образовании № 11. - Москва: Издательство СГУ, 2019. -С. 16-22.

5. Кудро Н.М. Личность военнослужащего в современном обществе. - Алматы: Казахстанский университет, 2010. - 268 с.

6. Петухова А.В., Холина Л.И. Создание профессионально ориентированной среды в техническом ВУЗе (на примере инженерно-графической подготовки). Монография / А.В. Петухова, Л.И. Холина. -Сибирский гос. университет путей сообщения: Новосибирск, 2013. 172 с.

7. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / сост. Н.Н. Тулькибаева [и др.]; под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. Москва: Восток, 2003.

8. Салимова Л.Х., Канбекова Р.В. Моделирование образовательной среды ВУЗа для профессионально-личностного становления студентов: монография / Л.Х. Салимова, Р.В. Канбекова. - Москва: Наука: информ, 2015. 154 с.

9. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Монография /

B.А. Ясвин. - М.: Изд-во «Смысл», 2001. - 144 с.

10. Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки. Монография / Э.Г. Юдин. - М.: Наука, 1978. - 391 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений Кот Тамара Алексеевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена аспекта речевого развития детей дошкольного возраста в условиях учреждений дошкольного образования. одним из эффективных путей реализации речевого развития дошкольников в детском саду в работе обоснована театрализованная деятельность. В исследовании обозначены основные педагогические задачи, которые можно решить в условиях детского сада при организации театрализованной деятельности дошкольников, обозначена сущность данной деятельности. В статье обоснован педагогический потенциал театрализованных игр и игр-драматизаций относительно решения проблемы речевого развития дошкольников. В исследовании обозначены основные организационно-педагогические условия применения средств театрализованной деятельности в ДОО с целью повышения эффективности педагогического процесса, направленного на формирование речевых навыков и компетенций детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.