Выводы. Для полного описания нашей модели образовательной среды военного института, мы разбили ее на подмодели. Модель как объект исследования должна отражать факты, связи, признаки, отношения в доступной форме, необходимой для анализа и выводов. Подмодели нашей образовательной среды военного института позволяют нам шире рассмотреть все процессы, для детального ее изучения, их 4:
1. Концептуальная - дает возможность охарактеризовать образовательную среду как целостное образование, систему, ее принципы, требования, критерии, степень сформированности и степень удовлетворения потребностей в процессе обучения командиров, преподавателей и курсантов, применение современных технологий и техники в обучении;
2. Организационная - дает характеристики механизмов воздействия на профессиональное становление личности курсанта в образовательной среде военного института, распределение и качество выполнения функций образовательной деятельности. На основе данной подмодели мы можем судить о качественных характеристиках образовательной среды военного института;
3. Операционная - позволяет нам рассмотреть данную модель по периодам протекания процессов, их последовательности при ее реализации, а также дает возможность провести средовую диагностику, средовое проектирование и ее реализацию;
4. Конкретизированная - включает в себя средства по формированию профессиональной личности курсанта, методы и формы профессионального образования в образовательной среде военного института, способы обеспечения процессов развития среды и их субъектов, средства контроля результатов обучения в военном институте [6, с. 40].
Таким образом, используя подмодели в процессе моделирования образовательной среды, мы имеем возможность рассматривать ее с разных сторон и ракурсов, исследовать происходящие процессы и возможности по воспитанию ценностей у курсанта, а также изменять его мировоззрение. Курсант в дальнейшем станет офицером, воспитателем и командиром для личного состава. И уже от него зависит, каким будет будущий военнослужащий, от его мировоззрения, культурных и духовных ценностей, которые приобретутся в период прохождения военной службы.
Литература:
1. Бауман З. Индивидуализированное общество: пер. с англ. /под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Логос, 2002. - 390 с.
2. Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. Высшие ценности Российского государства. Серия «Политическая аксиология». Научная монография. М.: Научный эксперт, 2012. — 624 с.
3. Мишучков А.А. Диалог цивилизаций: традиционные ценности в условиях глобализации. Монография / А.А. Мишучков; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2016. 515 с.
4. Коротких, Д.Е. Педагогическое моделирование как метод научного познания / Д.Е. Коротких,
A.Г. Шабанов, А.Е. Мазурин // Инновации в образовании № 11. - Москва: Издательство СГУ, 2019. -С. 16-22.
5. Кудро Н.М. Личность военнослужащего в современном обществе. - Алматы: Казахстанский университет, 2010. - 268 с.
6. Петухова А.В., Холина Л.И. Создание профессионально ориентированной среды в техническом ВУЗе (на примере инженерно-графической подготовки). Монография / А.В. Петухова, Л.И. Холина. -Сибирский гос. университет путей сообщения: Новосибирск, 2013. 172 с.
7. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / сост. Н.Н. Тулькибаева [и др.]; под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. Москва: Восток, 2003.
8. Салимова Л.Х., Канбекова Р.В. Моделирование образовательной среды ВУЗа для профессионально-личностного становления студентов: монография / Л.Х. Салимова, Р.В. Канбекова. - Москва: Наука: информ, 2015. 154 с.
9. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Монография /
B.А. Ясвин. - М.: Изд-во «Смысл», 2001. - 144 с.
10. Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки. Монография / Э.Г. Юдин. - М.: Наука, 1978. - 391 с.
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений Кот Тамара Алексеевна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Статья посвящена аспекта речевого развития детей дошкольного возраста в условиях учреждений дошкольного образования. одним из эффективных путей реализации речевого развития дошкольников в детском саду в работе обоснована театрализованная деятельность. В исследовании обозначены основные педагогические задачи, которые можно решить в условиях детского сада при организации театрализованной деятельности дошкольников, обозначена сущность данной деятельности. В статье обоснован педагогический потенциал театрализованных игр и игр-драматизаций относительно решения проблемы речевого развития дошкольников. В исследовании обозначены основные организационно-педагогические условия применения средств театрализованной деятельности в ДОО с целью повышения эффективности педагогического процесса, направленного на формирование речевых навыков и компетенций детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: речь, речевое развитие, развитие речи дошкольников, система дошкольного образования, учреждения дошкольного образования, учебно-воспитательный процесс, театрализованная деятельность, театрализованные игры, игровая деятельность, организационно-педагогические условия.
Annotation. The article is devoted to the aspect of speech development of preschool children in conditions of preschool education institutions. one of the effective ways to implement the speech development of preschool children in kindergarten is justified in the work of theatrical activities. The study identifies the main pedagogical tasks that can be solved in a kindergarten when organizing theatrical activities of preschoolers, and outlines the essence of this activity. The article substantiates the pedagogical potential of theatrical games and games-dramatizations for solving the problem of speech development of preschool children. The study identifies the main organizational and pedagogical conditions for the use of theatrical activities in pre-school educational institutions in order to increase the effectiveness of the pedagogical process aimed at the formation of speech skills and competencies of preschool children.
Keywords: speech, speech development, speech development of preschoolers, preschool education system, preschool education institutions, educational process, theatrical activities, theatrical games, game activities, organizational and pedagogical conditions.
Введение. Речь играет исключительно важную роль в формировании высших психических функций у ребенка. Выполняя функцию общения ребенка со взрослыми, оно выступает базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребенка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом.
Одной из важнейших функций организации дошкольного образования является реализация педагогической деятельности, направленной на формирование речевых навыков и компетенций воспитанников как ведущего средства, фактора и показателя их успешной социализации в образовательной среде ДОО и в обществе в целом.
Для решения проблем организации продуктивного речевого развития детей педагогами дошкольного образования должны применяться эффективные технологии, методы, формы и средства обучения. Они должны отбираться и использоваться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также подчиняться педагогической цели их применения.
По нашему мнению, основанному на результатах исследований теоретиков и практиков дошкольной педагогики, одним из эффективных путей реализации речевого развития детей в ДОО является обращение к средствам театрализованной деятельности.
Целью данной статьи является обоснование педагогического потенциала театрализованной деятельности дошкольников относительно их речевого развития в ДОУ, изучение теоретических и методических аспектов организации данной деятельности в контексте учебно-воспитательного процесса детского сада.
Изложение основного материала статьи. «Речь - один из первых видов деятельности, которым человек овладевает в онтогенезе. Она является ведущим средством общения. Дошкольное детство признано сензитивным периодом для речевого развития в целом» [6, с. 112].
По мнению К.Е. Панасенко, важным психолого-педагогическим условием развития дошкольника выступает формирование личностных психологических новообразований, свойственных возрасту, а также предпосылок перехода к новому возрастному периоду [9].
Так, речевое развитие тесно связано с процессом социализации ребенка и очень зависит от уровня социализированности дошкольника [4].
Развитие речи, по словам О.Е. Кондрашиной, - это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, как педагогов ДОУ, так и родителей, предусматривающая применение комплекса специальных педагогических методов и средств.
Учитывая взаимовлияние речи и социализации, при организации педагогической деятельности, направленной на развитие речи и формирование коммуникативных навыков дошкольников, по нашему мнению, необходимо применять методы и формы работы, активизирующие социальное взаимодействие, тем самым способствующие включению ребят в определенный коммуникативный контекст.
Среди эффективных форм и методов работы с детьми с учетом указанных целей и задач является включение дошкольников в театрализованную деятельность.
Организация театрализованной деятельности в системе дошкольного образования в целом направлена на решение следующих педагогических задач:
- развитие умения детей «входить в образ» и «удерживать» его на протяжении всей театрализованной деятельности;
- осознание детьми речевых и исполнительных действий;
- развитие умения передавать характерные особенности любого художественного образа;
- осознание дошкольниками содержания, идей, художественных образов литературных произведений;
- развитие умения переносить полученные представления в самостоятельную игровую деятельность;
- формирования интереса к театру как виду искусства [1].
Театрализованная деятельность оказывает значительное влияние на развитие связной речи дошкольников через такие приемы, как:
- знакомство с произведениями художественной литературы;
- речевые упражнения для передачи различных чувств и эмоций;
- упражнения на интонационную выразительность;
- использование театральных кукол для иллюстрирования сюжета литературного произведения;
- инсценировка художественных произведений [10].
Е.И. Быкова в своем исследовании «Речевое развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности» доказывает, что театрализованная деятельность является эффективным средством речевого развития дошкольников. Обращение к такой деятельности в учебно-воспитательном процессе учреждения дошкольного образования, на мнению, исследователя-практика, способствует:
- активизации и совершенствовании словарного запаса;
- формированию грамматического строя речи;
- улучшению звукопроизношения;
- развитию навыков связной речи;
- повышению темпа речи;
- совершенствованию выразительности высказываний дошкольника [3].
Поскольку именно игра является ведущей деятельностью дошкольников, при реализации речевого развития детей средствами театрализованной деятельности эффективным является привлечение воспитанников к участию в театрализованных играх и играх-драматизациях [7].
Театрализованные игры - это разыгрывание в лицах определенного литературного произведения, воспроизведение с помощью выразительных средств (интонации, жестов, позы, походки) конкретных образов [1].
Игра-драматизация - это особый вид игровой деятельности, который предполагает разыгрывание в лицах литературного произведения при сохранении последовательности эпизодов. В играх-драматизациях дошкольник, выполняя роль «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности [1].
Среди игр-драматизаций эффективными для развития речи дошкольников являются следующие:
- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировка произведений;
- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- игры-импровизации по разыгрыванию сюжета без предварительной подготовки.
Относительно форм, жанров и видов в учебно-воспитательном процессе ДОО с целью речевого развития детей могут использоваться пальчиковые, настольные, стендовые, кукольные театры и т.п.
Игра является открытым, образным, творческим средством всестороннего развития ребенка [8].
По мнению М.Ю. Картушиной, театрализованные игры в дошкольном возрасте способствуют активизации разных сторон речи ребенка, а именно:
- словаря;
- грамматического строя;
- диалога;
- монолога;
- совершенствованию звуковой стороны речи и др. [5].
По мнению Е.И. Быковой, привлечение дошкольников к театрализованной деятельности способствует формированию активизации словаря, выразительности и грамматического строя речи, развитию диалогической и монологической речи, совершенствованию звуковой стороны, социально-эмоциональному развитию детей. Однако, по мнению исследовательницы, которые мы разделяем в данной статье, такие результаты будут достигнуты, если при использовании средств театрализованной деятельности с целью речевого развития дошкольников будут обеспечены определенные организационно-педагогические условия [3]. В данном исследовании под термином «организационно-педагогические условия», вслед за В.А. Беликовым, будем понимать «совокупность возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса, направленных на достижение целей педагогической деятельности» [2, с. 235].
Так, обращение к средствам театрализованной деятельности с целью речевого развития детей дошкольного возраста предусматривает обеспечение следующих организационно-педагогических условия:
- единства социально-эмоционального и когнитивного развития дошкольников;
- насыщения театрализованной деятельности интересным и эмоционально-значимым для воспитанников содержанием;
- постепенности и последовательности ознакомления детей с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
- наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с дошкольниками;
- совместного участия в театрализованной деятельности детей и взрослых (педагогов ДОУ и родителей) [3].
Выводы. Таким образом, основная цель деятельности учреждения дошкольного образования заключается во всестороннем развитии дошкольника. Важной задачей в данном ключе является обеспечение условий для речевого развития детей, так как именно период школьного детства является сензитивным для становления и совершенствования речи личности.
При реализации речевого развития дошкольников педагогам ДОО необходимо использовать спектр разнообразных средств. В частности, учитывая особенности дошкольного возраста, эти средства должны быть интересными для детей, привлекать их внимание, не утомлять и т.п. В этой связи значительным педагогическим потенциалом относительно развития речи детей обладает театрализованная деятельность дошкольников.
Развитие речи средствами театрализованной деятельности позволяет не только совершенствовать двигательную сферу ребенка, но и расширять ее речевой потенциал, тем самым углубляя знания дошкольника об окружающей среде.
Эффективность применения средств театрализованной деятельности с целью реализации речевого развития дошкольников может быть достигнута, по нашему мнению, при обеспечении ряда организационно-педагогических условий, указанных в исследовании.
Литература:
1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. для воспитателя дет. сада. - М.: КНО-РУС, 2003.
2. Беликов В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: [монография]. - М.: Владос, 2004. - 357 с.
3. Быкова Е.И. Речевое развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности / Быкова Е.И., Каргина И.В., Новикова Н.А. // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2012.
4. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - С. 28-30.
5. Картушина М.Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
6. Кондрашина О.Е. Педагогические условия речевого развития дошкольников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - №. 5. - С. 112-116.
7. Краснощекова Н.В. Сюжетно-рольовые игры для дитей дошкольного возраста. - Ростов н/д.: Феникс, 2006. - 251 с.
8. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателей детского сада / под. ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
9. Панасенко К.Е. Психологические условия и механизмы развития способности к самопрезентации у старших дошкольников с нарушением речевого развития // Молодой ученый. - 2015. - №14. - С. 714-718.
10. Пуйлова М.А., Овсянникова Ю.С. Роль театрализованных игр в речевом развитии дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 7 (июль). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept. ru/2017/170147.htm.
Педагогика
УДК 378.02:37.016
кандидат философских наук, доцент Крюкова Наталия Васильевна
Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал)
Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Севастополь);
кандидат исторических наук Макаренко Геннадий Иванович
Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал)
Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Севастополь)
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕКЦИИ - ЭВРИСТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Аннотация. В статье исследованы отдельные аспекты проблемы использования такой инновационной педагогической технологии как эвристическое обучение; с историко-педагогических позиций обоснована необходимость, целесообразность и эффективность данной технологии в условиях смены образовательных парадигм и в рамках реализации компетентностного подхода к результатам образования в высшей школе. Авторы представляют собственный опыт применения такого метода обучения как лекция - эвристическая беседа в ходе преподавания отдельных дисциплин.
Ключевые слова: образовательная парадигма, компетентностный подход, эвристический диалог, лекция -эвристическая беседа.
Annotation. The article explores certain aspects of the problem of using such innovative pedagogical technology as heuristic training; from the historical and pedagogical positions, the necessity, feasibility and effectiveness of this technology are substantiated under the conditions of a change in educational paradigms and within the framework of the implementation of a competency-based approach to the results of education in higher education. The authors present their own experience in the application of such a teaching method as a lecture - a heuristic conversation during the teaching of individual disciplines.
Keywords: educational paradigm, competency-based approach, heuristic dialogue, lecture - heuristic conversation.
Введение. В настоящее время возрастает актуальность исследований в области применения опыта инновационных форм образовательной деятельности в высшей школе. Это обусловлено комплексными изменениями образовательной парадигмы и, в этой связи, требованиями времени в рамках реализации учебного процесса. Компетентностный подход к результатам обучения также предполагает использование интерактивных технологий, одной из которых является лекция - эвристическая беседа.
Изложение основного материала статьи. Формирование новой образовательной парадигмы обусловлено необходимостью в воспитании личности, которая приспособлена к мобильной адаптации в постоянно изменяющемся обществе, к использованию полученных знаний, умений и навыков в процессе создания новой конкурентоспособной продукции или услуг, анализу и решению проблем, возникающих в профессиональной деятельности. Вопросам парадигмальных основ современного образования посвящены, в частности, работы Э.В. Гирусова [12], Н.И. Гендиной [6] и др. Анализ трудов указанных и иных авторов позволяет сделать вывод, что формирование новой образовательной парадигмы осуществляется на основе как усовершенствования уже существующей, традиционной модели, так и ее интеграции с информационно-технологичным компонентом. Характерными чертами новой образовательной парадигмы являются акцент на формировании способности к непрерывному получению знаний и их использованию, а не на усвоении значительного объема информации, продуцирование на основе полученных знаний новых умений и навыков, и, что наиболее важно, умений самообразования и навыков работы с любой информацией. Новая образовательная парадигма предполагает необходимость ориентации образования на развитие личности посредством опережающего обучения. Она основывается на необходимости обеспечения готовности личности к действиям в новых условиях, что полностью отличает её от традиционной образовательной системы, которая основана на идеях воспроизведения готовых знаний. Личность, воспитанную в новой образовательной парадигме, должны отличать системное научное мышление, социальная активность, способность к творчеству, толерантность, умение работать в команде. Основу модели образования в настоящее время составляют концепции, которые обосновывают её сущность с точки зрения междисциплинарности, компетентностного подхода, инновационной направленности обучения. В этой связи в ряду основных принципов обучения стоит назвать вариативность, инновационность содержания, форм и методов, технологий образования и воспитания, а также функциональную направленность. В качестве характерных черт новой образовательной парадигмы необходимо отметить непрерывность и массовость образования, ориентация на личность обучаемого, развитие креативного мышления. Следует подчеркнуть, что в основу ныне действующих федеральных образовательных стандартов высшего образования положен компетентностный подход [1].