Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
778
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМЫ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ / АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД ДЕТСКИМ МУЗЫКАЛЬНЫМ СПЕКТАКЛЕМ / PEDAGOGY OF MUSIC EDUCATION / MUSICAL AND THEATRICAL ACTIVITY / FORMS OF MUSICAL AND THEATRICAL ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN / ALGORITHM OF WORK ON A CHILDREN'S MUSICAL PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жукова Анна Михайловна, Прокофьева Ирина Владимировна

В статье рассмотрены ключевые вопросы музыкально-театральной деятельности дошкольников. Описаны её основные функции в дошкольном детстве, формы организации в дошкольном образовательном учреждении. Предложены рекомендации по созданию театральной студии в детском саду и алгоритм работы над детским музыкальным спектаклем, перечислены этапы формирования музыкально-театрального мастерства у дошкольников, сформулированы принципы разучивания музыкального и текстового материала спектакля, приведены правила репетиционной работы с детьми.The article discusses the key issues of musical and theatrical activities of preschoolers. Its main functions in preschool childhood, forms of organization in a preschool educational institution are described. Recommendations for the creation of a theater studio in a kindergarten and an algorithm for working on a children's musical performance are proposed, the stages of the formation of musical and theater skills among preschool children are listed, the principles of learning the musical and textual material of the performance are formulated, the rules of rehearsal work with children are given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Выводы. Умение работать с информацией-это довольно сложная деятельность, включающая в себя не только навыки быстрого поиска, но и понимание, выбор главного, анализ, систематизация, выбор решения той проблемы, для актуализации которой инициирован поиск информации. На основании вышеизложенного можно прийти к выводу, что сегодня на первый план выходит технология развития критического мышления. Она сегодня релевантна вызовам современных реалий, связанных с большим потоком информации.

Литература:

1. Вартанова Е.Л. Индустрия российских медиа: цифровое будущее: академическая монография / Е.Л. Вартанова, А.В. Вырковский, М.И. Максеенко, С.С. Смирнов. — М.: МедиаМир, 2017 — 160 с.

2. Введение в «Цифровую» экономику / А.В. Кешелава, В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев [и др.]; под общ. ред. А.В. Кешелава; гл. «цифр.» конс. И.А. Зимненко. — ВНИИ Геосистем, 2017 — 28 с.

3. Ястребов Г.А., Пинская М.А., Косарецкий С.Г. Использование контекстных данных в системе оценки качества образования: опыт разработки и апробация инструментария // Вопросы образования. 2014. № 4. С. 58-95.

4. Подпорин И.В. Специфика формирования мотивации профессионального самообразования курсантов вузов МВД // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2015. № 2 (158). С. 202-207.

Педагогика

УДК 373.21

кандидат педагогических наук Жукова Анна Михайловна

Тюменский государственный институт культуры (г. Тюмень);

кандидат педагогических наук, доцент Прокофьева Ирина Владимировна

Тюменский государственный институт культуры (г. Тюмень)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассмотрены ключевые вопросы музыкально-театральной деятельности дошкольников. Описаны её основные функции в дошкольном детстве, формы организации в дошкольном образовательном учреждении. Предложены рекомендации по созданию театральной студии в детском саду и алгоритм работы над детским музыкальным спектаклем, перечислены этапы формирования музыкально-театрального мастерства у дошкольников, сформулированы принципы разучивания музыкального и текстового материала спектакля, приведены правила репетиционной работы с детьми.

Ключевые слова: педагогика музыкального образования, музыкально-театральная деятельность, формы музыкально-театральной деятельности дошкольников, алгоритм работы над детским музыкальным спектаклем.

Annоtation. The article discusses the key issues of musical and theatrical activities of preschoolers. Its main functions in preschool childhood, forms of organization in a preschool educational institution are described. Recommendations for the creation of a theater studio in a kindergarten and an algorithm for working on a children's musical performance are proposed, the stages of the formation of musical and theater skills among preschool children are listed, the principles of learning the musical and textual material of the performance are formulated, the rules of rehearsal work with children are given.

Keywords: pedagogy of music education, musical and theatrical activity, forms of musical and theatrical activity of preschool children, algorithm of work on a children's musical performance.

Введение. Музыкально-театральная деятельность в педагогике музыкального образования детей является одним из наиболее изучаемых явлений. Оно рассмотрено в работах отечественных и зарубежных педагогов-музыкантов прошлого (Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, К. Орф, Б.Л. Яворский) и современности (Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева, З.А. Гаврилова, О.П. Радынова, В.Н. Чепуров). Ему уделяют внимание в своих работах педагоги и психологи (Л.М. Борухзон, Т.С. Григорьева, Е.В. Мигунова, Н.Ф. Сорокина, А.В. Уханова, А.В. Щеткин и другие).

Музыкально-театральная деятельность рассматривается ими как средство эстетического воспитания; основа развития творческих способностей; условие становления музыкальной культуры и формирования эмоциональной отзывчивости.

Музыкальная деятельность во взаимосвязи с театральной задействует и физический, и психический уровни развития личности в комплексе интеллектуального и эмоционального аспектов, учит понимать самого себя, активно, творчески действовать и делать выбор в различных ситуациях, помогает выработать навыки самовыражения.

Изложение основного материала статьи. В контексте современных требований к образованию и воспитанию детей важны такие функции музыкально-театральной деятельности как:

- развитие эмоционального опыта детей в распознавании своих чувств и осмыслении основных эмоций: радости и печали; страха и отваги; грусти и радости; обиды и прощения и других; обсуждение чувств, переживаний и превращение их в предмет искусства;

- развитие качеств эмпатии в распознавании эмоциональных состояний человека по мимике, жестам, постановки себя на место другого человека, нахождения способов содействия;

- создание ощущения дружеского участия, возможности ухода от одиночества, общности единомышленников, живущих одними духовными ценностями, благоприятного эмоционального фона;

- создание условий для развития коммуникативной сферы детей посредством подражания мимике, голосовым интонациям, усвоению правил и навыков сотрудничества;

- развитие диалоговых форм общения через освоение хронологически, логически, эмоционально выверенных, заученных во время подготовки к спектаклю диалогов героев в разных ситуациях, которые в качестве готового речевого материала затем применяются детьми в свободном речевом общении;

- развитие качеств самоуважения через ощущение себя главным действующим лицом, понимание собственной значимости, общение со взрослым на равных в ситуации постановки, переживание ситуации успеха;

- усвоение социально-значимых моделей поведения, достойных подражания, формирование адекватного отношения к отрицательным действиям героев за счет того, что театральное действие воспринимается ребенком как реальность;

- укрепление навыков коллективной работы и коллективной деятельности, формируемых на занятиях, репетициях и в практике выступлений;

- развитие рефлексивных качеств мышления через развитие качеств наблюдения и анализа.

Музыкально-театральные постановки всегда были привлекательной формой общения детей и музыки,

примеры этого можно встретить и в исторических описаниях практики домашнего воспитания дворянских детей, в отечественном программно-методическом творчестве по предметам эстетического цикла, начиная с 20-х годов XX века, в современных музыкально-педагогических исследованиях и образовательной практике.

Несмотря на это, все еще недостаточно раскрыт вопрос самого начального этапа вовлечения детей в музыкально-театральную деятельность на общем уровне, который А.В. Луначарский называл игрой в театр и для которого характерно сочетание серьезной работы по постановке и выполнению различных театральных задач, связанных с подготовкой и исполнением детских спектаклей.

По словам Э.Б. Абдуллина, популярность музыкально-театральной деятельности в теории и практике музыкального обучения и воспитания, объясняется тем, что данная деятельность обладает уникальными, только ей присущими возможностями привлечения детей к музыке, раскрытия перед ними богатства и многообразия музыкального искусства, формирования у них потребности общения с ним [1, с. 324].

Музыкально-театральная деятельность актуальна на любой ступени обучения и воспитания подрастающего поколения, но наиболее развита и применяема в системе дошкольного образования детей. Дошкольники выражают активное желание участвовать в музыкальной театрализации, в связи с тем, что её процесс и результат увлекателен, ярок и реализует потребность участников в самовыражении и самоутверждении.

В современной справочной литературе нет единого подхода к толкованию понятий «театральная деятельность», «музыкально-театральная деятельность», поэтому обратимся к изучению определений, составляющих данные термины.

В толковом словаре русского языка одним из определений к слову «театральный» является следующее -«сложившийся в театре, относящийся к числу условных приемов, принятых в театре» [3].

Деятельность на современном этапе развития психолого-педагогических наук традиционно трактуется как «процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения)» [4, с. 389].

Таким образом, театральную деятельность можно определить как осознанно-творческую активность человека, направленную на решение определенных художественных задач средствами театрального языка. Привнесение в сферу театральной деятельности музыкального компонента расширяет её и к театральному языку мимики и жестов добавляется музыкальный язык мыслей и чувств. Обобщив все вышеизложенное можно сформулировать определение «музыкально-театральной деятельности».

Музыкально-театральная деятельность - это осознанно-творческая активность человека, направленная на решение определенных художественных задач средствами выразительности, присущими музыкальному и театральному искусствам.

В дошкольном образовательном учреждении музыкально-театральная деятельность может быть организована в таких формах как:

- структурный компонент занятия;

- компонент культурно-досуговой деятельности;

- организованная самостоятельная деятельность детей (игры с куклами, сюжетно-ролевые игры);

- занятие в музыкально-театральной студии (дополнительная образовательная услуга).

Наибольшие возможности музыкально-театральной деятельности могут быть проявлены в рамках

музыкально-театральной студии.

Ориентиром для разработки образовательной программы музыкально-театральной студии в детском саду могут выступить следующие программы: Э.Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников»; А.Е. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»; М.Д. Маханева «Театральные занятия в детском саду»; А.В. Щеткин «Театрализованная деятельность в детском саду», Е.Г. Савина «Театральные ступеньки» (программа предназначена для ДМШ и ДШИ).

Успешность работы по организации музыкально-театральной студии в дошкольном образовательном учреждении зависит от соблюдения ряда апробированных на практике рекомендаций. Этими рекомендациями могут являться:

- системность проведения, стабильность расписания;

- направленность не столько на постановку музыкального представления, сколько на сам процесс музыкально-театральной деятельности и развитие музыкальных и театральных способностей детей;

- активное применение методов обучения как театральной педагогики (театрализация, упражнение, этюд, драматизация), так и педагогики музыкального образования (метод моделирования художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр, Е.Д. Критская), метод импровизации, метод художественного движения (Л.Н. Алексеева), метод пластического интонирования (В. Коэн)) [2, с. 49-54];

- использование в музыкально-театральной работе приемов психологического развития воспитанников музыкально-театральной студии.

Немаловажное значение в формировании музыкально-театральных умений дошкольников приобретает принцип последовательности и преемственности.

Выводы. На основе проведенного исследования, можно констатировать, что этапами формирования музыкально-театрального мастерства дошкольников являются:

1) этап знакомства со средствами выразительности актера на сцене;

2) этап освоения отдельных средств выразительности актера (интонации, мимике, жесту, пластике и так далее) в форме этюдов и упражнений;

3) этап совершенствования полученных актерских умений в непосредственной музыкально-театральной деятельности.

Теоретические поиски и практическая деятельность позволили сформулировать алгоритм работы над детским музыкальным спектаклем:

- выбор литературной основы будущей постановки и её обсуждение с участниками музыкально-театральной студии;

- адаптация текста;

- определение ключевых эпизодов и их пересказ детьми;

- инсценировка фрагментов;

- совместный поиск с детьми музыкально-пластического решения отдельных образов;

- разучивание вокальных номеров и танцев;

- разучивание ролей и работа над выразительностью речи и пластикой в сценических условиях;

- закрепление отдельных мизансцен;

- отработка эпизодов и сцен с декорациями, реквизитом и музыкальным оформлением;

- репетиция всей пьесы;

- премьера спектакля;

- обсуждение с детьми результатов премьерного показа;

- повторные показы спектакля.

При проведении репетиционной работы с участниками музыкального спектакля дошкольного возраста необходимо соблюдать ряд правил:

- проводить репетиционную работу в игровой форме и с соблюдением временных нормативов, установленных в дошкольном учреждении;

- учитывать пожелания ребенка в работе над ролью, предлагать, а не навязывать свои варианты сценического воплощения образа;

- учить детей культуре взаимодействия, ограничивать их возможные негативные высказывания в отношении творческих проявлений других участников постановки;

- создавать ситуацию успеха для всех детей, поручать ведущие роли не только наиболее активным и способным.

Практическая работа с дошкольниками в музыкально-театральной студии позволила определить ряд принципов разучивания музыкального и текстового материала спектакля. Ими являются:

- учет психологических особенностей ребенка;

- обучение через игру;

- подбор доступного и привлекательного материала, созвучного образному миру дошкольника;

- создание ситуации успеха и радости сотворчества.

Соблюдение перечисленных принципов и рекомендаций позволяет руководителю музыкально-театральной студии в дошкольном образовательном учреждении успешно и грамотно проводить работу по музыкально-театральному воспитанию детей.

Теоретические материалы данной статьи могут быть полезны исследователям, изучающим пропедевтический этап становления музыкально-театрального мастерства у детей.

Литература:

1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - Москва: Академия, 2004. - 336 с.

2. Затямина, Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль / Т.А. Затямина. - Москва: Глобус, 2007. - 176 с.

3. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова // Режим доступа: http://www.ozhegov.ru.

4. Педагогический словарь: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, [и др.] // Москва: Академия, 2008. - 352 с.

Педагогика

УДК 372

кандидат педагогических наук Задворная Марина Станиславовна

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Аннотация. В статье рассматривается траектория развития деятельности консультационных центров, созданных в дошкольных образовательных организациях Санкт-Петербурга для осуществления методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям, чьи дети получают дошкольное образование в форме семейного.

Ключевые слова: дошкольное образование, семейное образование, качество дошкольного образования, консультационный центр, консультативная помощь.

Annotation. The article considers the trajectory of development of consulting centers established in pre-school educational organizations of St. Petersburg for the implementation of methodological, psychological, pedagogical, diagnostic and Advisory assistance to parents whose children receive pre-school education in the form of family education.

Keywords: preschool education, family education, quality of preschool education, consulting center, consulting assistance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.