2) этап освоения отдельных средств выразительности актера (интонации, мимике, жесту, пластике и так далее) в форме этюдов и упражнений;
3) этап совершенствования полученных актерских умений в непосредственной музыкально-театральной деятельности.
Теоретические поиски и практическая деятельность позволили сформулировать алгоритм работы над детским музыкальным спектаклем:
- выбор литературной основы будущей постановки и её обсуждение с участниками музыкально-театральной студии;
- адаптация текста;
- определение ключевых эпизодов и их пересказ детьми;
- инсценировка фрагментов;
- совместный поиск с детьми музыкально-пластического решения отдельных образов;
- разучивание вокальных номеров и танцев;
- разучивание ролей и работа над выразительностью речи и пластикой в сценических условиях;
- закрепление отдельных мизансцен;
- отработка эпизодов и сцен с декорациями, реквизитом и музыкальным оформлением;
- репетиция всей пьесы;
- премьера спектакля;
- обсуждение с детьми результатов премьерного показа;
- повторные показы спектакля.
При проведении репетиционной работы с участниками музыкального спектакля дошкольного возраста необходимо соблюдать ряд правил:
- проводить репетиционную работу в игровой форме и с соблюдением временных нормативов, установленных в дошкольном учреждении;
- учитывать пожелания ребенка в работе над ролью, предлагать, а не навязывать свои варианты сценического воплощения образа;
- учить детей культуре взаимодействия, ограничивать их возможные негативные высказывания в отношении творческих проявлений других участников постановки;
- создавать ситуацию успеха для всех детей, поручать ведущие роли не только наиболее активным и способным.
Практическая работа с дошкольниками в музыкально-театральной студии позволила определить ряд принципов разучивания музыкального и текстового материала спектакля. Ими являются:
- учет психологических особенностей ребенка;
- обучение через игру;
- подбор доступного и привлекательного материала, созвучного образному миру дошкольника;
- создание ситуации успеха и радости сотворчества.
Соблюдение перечисленных принципов и рекомендаций позволяет руководителю музыкально-театральной студии в дошкольном образовательном учреждении успешно и грамотно проводить работу по музыкально-театральному воспитанию детей.
Теоретические материалы данной статьи могут быть полезны исследователям, изучающим пропедевтический этап становления музыкально-театрального мастерства у детей.
Литература:
1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - Москва: Академия, 2004. - 336 с.
2. Затямина, Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль / Т.А. Затямина. - Москва: Глобус, 2007. - 176 с.
3. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова // Режим доступа: http://www.ozhegov.ru.
4. Педагогический словарь: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, [и др.] // Москва: Академия, 2008. - 352 с.
Педагогика
УДК 372
кандидат педагогических наук Задворная Марина Станиславовна
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)
ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Аннотация. В статье рассматривается траектория развития деятельности консультационных центров, созданных в дошкольных образовательных организациях Санкт-Петербурга для осуществления методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям, чьи дети получают дошкольное образование в форме семейного.
Ключевые слова: дошкольное образование, семейное образование, качество дошкольного образования, консультационный центр, консультативная помощь.
Annotation. The article considers the trajectory of development of consulting centers established in pre-school educational organizations of St. Petersburg for the implementation of methodological, psychological, pedagogical, diagnostic and Advisory assistance to parents whose children receive pre-school education in the form of family education.
Keywords: preschool education, family education, quality of preschool education, consulting center, consulting assistance.
Введение. В последние годы в мировой практике возросло осознание значимости качественного дошкольного образования как самой результативной инвестиции как в человека так и в развитие государства. В современном мире развитие стран происходит быстрыми темпами за счет высокой рождаемости, государственной заботы о благополучии семей с маленькими детьми, а также развитой системы дошкольного образования. В числе ключевых задач федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование» - создание благоприятных условий для раннего развития детей до трех лет и реализация программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.
Изложение основного материала статьи. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 одним из направлений работы дошкольных образовательных организаций (далее - ДОО) является работа с родителями детей. В современных условиях актуальная проблема вовлечения родителей в образовательный процесс ДОО решается с помощью «...обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи, повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» [6].
Благодаря Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) утвержденному Министерством образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155, родители детей дошкольного возраста вправе выбрать форму получения их детьми дошкольного образования, поэтому особо важен поиск более разнообразных и современных способов оказания консультационной помощи родителям выбравшим для своих детей семейную форму получения дошкольного образования [2]. Поэтому центральной задачей становится обеспечение качества дошкольного образования, понимаемое в современной теории дошкольной педагогики как соответствие стандарту и запросам потребителей образовательных услуг, в качестве которых выступают родители (законные представители) дошкольников. В целях повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста во многих субъектах Российской Федерации функционируют консультационные центры (далее - КЦ) на базе ДОО, Санкт-Петербург не стал исключением. Открытие КЦ стало одним из вариантов решения проблемы качества дошкольного образования в условиях его вариативности.
В Санкт-Петербурге численность воспитанников ДОО в период с 2014 по 2019 годы возросла с 217286 до 274832 человек [5, с. 21]. В 2018-2019 учебном году услуги дошкольного образования оказывали 1203 образовательных организации (включая частные детские сады).
Данные исследования «Об итогах мониторинга деятельности консультативных центров, созданных на базе образовательных учреждений Санкт-Петербурга» проведенного в 2019 году, показывают, что на базе ДОО Санкт-Петербурга в 2017-2018 годах успешно функционировало 84 КЦ. К концу 2019 года в городе планировалось функционирование 106 КЦ [3].
В январе - феврале 2020 года в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования проводилось «Исследование качества деятельности консультационных центров, созданных на базе ДОО Санкт-Петербурга» (репрезентативная выборка насчитывала 18 информационно-методических центров (далее - ИМЦ) н 108 руководителей ДОО Санкт-Петербурга.
Цель исследования - выявление траектории развития деятельности КЦ, созданных на базе ДОО Санкт-Петербурга для осуществления методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям, чьи дети получают дошкольное образование в форме семейного; определение эффективности созданных организационно-педагогических условий в плане обеспечения качества дошкольного образования и реализации ключевых задач национального проекта «Образование».
Для реализации цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Выявить и изучить складывающуюся систему работы КЦ, позитивную траекторию развития и ресурсные дефициты организационно-педагогических условий, обеспечивающих методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь родителям в реализации основных задач дошкольного образования в форме семейного.
2. Выявить тенденции, характеризующие приоритетные направления, формы и методы консультативной работы КЦ, позволяющие родителям получать конкретные рекомендации по развитию своего ребенка, его успешной социализации и индивидуализации в соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования; описать актуальную социо-культурную ситуацию взаимодействия сотрудников центра с родителями и ребенком с точки зрения запросов родителей, а также учета психологических и индивидуальных особенностей современных детей дошкольного возраста.
3. Рассмотреть кадровые условия реализации консультационной работы в центрах, созданных для родителей, чьи дети не посещают детские сады.
В этом контексте значимо изучение динамики результативности функционирующих КЦ, созданных на базе ДОО разных районов Санкт-Петербурга в целях обеспечения доступной, адресной, гибкой и эффективной помощи родителям в семейном дошкольном образовании.
По данным Управления ФСГС по Санкт-Петербургу [1, с. 10], на 1 января 2019 года численность постоянного населения города в возрасте до 1 года составляла 62074 человека, в возрасте от 1 года до 6 лет -381067 дошкольников. Общее количество детей в возрасте от рождения до 6 лет включительно в 2019 году увеличилось на 3661 человек. При этом число детей до года уменьшилось по сравнению с предыдущим годом на 2856 человек, а число детей от 1 года до 6 лет - возросло на 7344.
Сравнительный анализ данных о количестве КЦ, созданных на базе ДОО города за 2017-18, 2018-19 и 2019-20 учебный год, свидетельствует о положительной динамике (рис. 1).
Рисунок 1. Диаграмма динамики численности консультационных центров Санкт-Петербурга
По данным, полученным от ИМЦ, в 2018 году количество КЦ увеличилось на 14, в 2019 - еще на 25. Таким образом, на момент мониторинга в Санкт-Петербурге функционировало 109 КЦ, в том числе 105 на базе ДОО.
Мониторинг свидетельствует и о положительной динамике удовлетворения запросов родителей, дети которых получают дошкольное образование в форме семейного, на оказание бесплатной консультативно-методической помощи (рис. 2).
Количество родителей, получивших помощь в КЦ, увеличилось за год на 44,12% и составило 6916, что на 3052 человека больше, чем в прошлом году. Полученные результаты дают основание утверждать, что в настоящее время 4,04% родителей, осуществляющих семейную форму дошкольного образования и проживающих в Санкт-Петербурге, реализовали свое право на получение бесплатной консультационной помощью, что несколько выше общероссийского показателя. Кроме того, наиболее населенные дошкольниками районы города в настоящее время имеют больше КЦ (рис. 3). Так, существенно увеличилось количество КЦ во Фрунзенском районе стало больше на 15 КЦ, а в Красногвардейском районе на 4.
1_е нгр а.' ь Нэ1 й ору- зе- с -Ф1 й г у и_н и - с <н й г р и V о & с -<м й г е-р с^зс |: _1С в ь й
I- е з-: к ^ а
V С СН С* ЗС К ' Й
и.урор- - ы 7 к р о - ц_ та дтсн с ? к.р а сн эски и к.р а сн с*- ва & пел си нс^пи-с <ий ни роыки й
Ив л -нин^К'й Ьыбсргсни? 35 с / л е :>1Т & о в 1н и АдVII ра лте Слс к / й
Рисунок 3. Диаграмма динамики развития КЦ по административным районам Санкт-Петербурга
КЦ функционируют именно в тех административных районах Санкт-Петербурга, где потенциально более высока в них потребность для родителей дошкольников, не посещающих детские сады. Сопоставление данных о численности детей дошкольного возраста, проживающих в разных административных районах Санкт-Петербурга, с данными о количестве дошкольников, не посещающих ДОО, позволяет прогнозировать потребность в дальнейшем создании КЦ в условиях Санкт-Петербурга.
Таким образом, нами сделан вывод о том, что данный вид деятельности - консультативная помощь родителям детей, не посещающих ДОО, - относительно новый, но востребованный и очевидно, что количество КЦ в городе с каждым годом увеличивается: от 70 в 2017 году до 109 в 2019 году. Это позволяет сделать важные шаги в реализации прав всех жителей Санкт-Петербурга на качественное дошкольное образование в новой форме его организации. Подтверждением тому является открытие еще двух КЦ в Санкт-Петербурге к концу 2020 года.
Анализ деятельности методистов по дошкольному образованию ИМЦ также свидетельствует о наличие работы по организации предоставления методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования. Активность методистов по дошкольному образованию ИМЦ районов выразилась в организации мероприятий, направленных на организацию КЦ. В этих целях методистами по дошкольному образованию были организованы 24 семинара, что больше на 5 и 17 круглых столов, что на 8 больше, чем в 2018 году. В 15-ти районах информация о КЦ размещена на сайте ИМЦ или сайтах ДОО, в которых организованы КЦ. Появились и доступны для родителей методические разработки, ориентированные на актуальные проблемы семейного дошкольного образования.
Мониторинг свидетельствует о позитивной динамике социальной востребованности КЦ родителями дошкольников. По экспертной оценке, методистов по дошкольному образованию ИМЦ, осуществляемой по 5-ти бальной шкале, данная социальная востребованность по сравнению с прошлым годом возросла на 1 балл и составила 3,46 балла, что свидетельствует о последовательном и поступательном развитии консультативного движения и признании данного вида деятельности в обществе. Проведенный мониторинг косвенно свидетельствует, что новая форма организации дошкольного образования как семейного достаточно успешно входит в жизнь семей имеющих детей раннего и дошкольного возраста.
В открытом варианте ответа о причинах не результативной работы КЦ респондентами были высказаны следующие замечания:
1. штатное расписание ДОО не предполагает наличие КЦ;
2. отсутствует информация о КЦ в медицинских учреждениях, которые посещают родители с детьми дошкольного возраста, что не позволяет широко информировать родителей об оказании бесплатной консультационной помощи;
3. отсутствуют методические разработки по организации КЦ и их работе;
4. родители недостаточно получения только консультаций, их интересует серия коррекционных занятий, поэтому они чаще обращаются в ЦППС и другие подобные организации;
5. ограниченность технических возможностей ДОО для дистанционного консультирования;
6. отсутствие финансирования КЦ.
Однако несмотря на проблемы существующие в организации работы КЦ исследование показало, что функционирующие в Санкт-Петербурге КЦ успешно реализуют все основные функции: информационную, диагностическую, консультативную, координационно-организационную, аналитическую и методическую. Успешно реализуются консультативная и координационно-организаторская функции (соответственно 4,4 и
4,3 балла из 5). На 4 балла выполняется методическая функция - разработка методического обеспечения деятельности КЦ и методическое сопровождение педагогов КЦ. Кроме того, за 2019 год разработано достаточное количество материалов, способных оказать методическую помощь ДОО, на базе которого функционирует КЦ.
На 3,9 балла респондентами оценены диагностическая и аналитическая функции КЦ и несколько ниже -3 балла - оценка информационной функции, которая позволяет обеспечить сбор информации о детях дошкольного возраста, не посещающих ДОО, а также выявить социальный запрос по месторасположению КЦ. Информационная функция является наиболее проблемной для реализации, с точки зрения методистов ИМЦ, что связано с ограниченными ресурсами КЦ, трудностями аналитической работы, отсутствием межведомственного взаимодействия.
Нельзя не отметить, что работа КЦ осуществляется в 4-х основных направлениях: психолого-педагогическое просвещение родителей, психолого-педагогическое консультирование, психолого-педагогическая диагностика, коррекционно-развивающая работа. Мониторинг свидетельствует об изменении вектора основной деятельности КЦ: большинство (94,4%) стали концентрировать свою деятельность на психолого-педагогическом консультировании и просвещении родителей (78,7%), а также психолого-педагогической диагностике (59,3%), что соответствует запросам родителей. В целях дальнейшего совершенствования консультационной службы целесообразна ориентировка на коррекционно-развивающую работу с детьми, получающими дошкольное образование в форме семейного.
В настоящее время в 14 административных районов Санкт-Петербурга из 18 функционируют 109 КЦ, что на 3 больше, чем планировалось к концу 2019 года. В целом выдерживается принцип пропорциональности в организации предоставления консультативной помощи родителям (законным представителям) ребенка в разных административных районах города как мегаполиса в соответствии с численностью проживающих в административном районе детей дошкольного возраста, получающих дошкольное образование в форме семейного образования.
Характерна положительная динамика удовлетворения запросов родителей на профессиональную помощь в реализации семейного дошкольного образования. В КЦ Санкт-Петербурга в 2019 году была оказана консультативная помощь 6916 родителям детей, не посещающих ДОО, что примерно на 80% (3052 родителей) больше, чем в предыдущем году (3864).
Сохраняется тенденция привлечения к работе в КЦ наиболее квалифицированных педагогических кадров. По экспертным оценкам руководителей, преобладающим является высокий уровень готовности к консультативной деятельности (69%), что позволяет характеризовать как удовлетворительную степень соответствия профессионально-личностных качеств специалистов консультационных центров требованиям разрабатываемого профессионального стандарта «Педагог дошкольного образования» [4].
Оптимален круг специалистов, осуществляющих консультационную помощь: учителя-логопеды (91,7%); педагоги-психологи (76,9%); инструкторы по физической культуре (61,1%); музыкальные руководители (60,2%). Условия, созданные в ДОО позволяют осуществлять консультирование на самые сложные и актуальные темы, волнующие родителей.
Скорректирован и режим работы консультационных центров, большинство (57%) из которых перешли на гибкий график работы (по запросу родителей). Перспективы совершенствования деятельности КЦ в данном направлении в современных условиях связаны с более детальным изучением запросов родителей, живущих в разных административных районах Санкт-Петербурга.
Выводы. Совершенствование современной системы дошкольного образования ориентировано на обеспечение ее качества в соответствии с требованиями ФГОС для всех детей дошкольного возраста, вне зависимости от выбранной их родителями формы - в ДОО или в форме семейного дошкольного образования. Одним из основных требований к дошкольному образованию, изложенных в ФГОС дошкольного образования, является право родителей (законных представителей) на обеспечение равных возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования в его разных организационных формах [3, с. 14]. В целях более полного удовлетворения прав родителей (законных представителей) на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы усилено внимание к информационно-просветительской составляющей консультативной помощи. Общее число обращений родителей в консультационные центры возросло в 4 раза и достигло 12554. При сохранении явного преобладания единичных (79%), на 8% по сравнению с прошлым годом увеличилось количество повторных обращений. Сохраняется тенденция привлечения к работе в консультационных центрах наиболее квалифицированных педагогических кадров. По экспертным оценкам руководителей ДОО, преобладающим (69%) является высокий уровень готовности педагогов к консультативной деятельности. Мониторинг позволил также выявить важные тенденции в совершенствовании информационной составляющей деятельности консультационных центров для родителей, реализующих дошкольное образование в форме семейного образования. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что созданные в Санкт-Петербурге организационно-педагогические условия функционирования КЦ на базе ДОО в целом достаточно эффективны в плане обеспечения качества дошкольного образования и реализации ключевых задач национального проекта «Образование».
Литература:
1. Возрастно-половой состав населения Санкт-Петербурга на 1 января 2019 года. Статистический бюллетень. - СПб.: Петростат, 2019. - 57 с.
2. Задворная М.С. Консультационный центр в ДОО - средство информационно-просветительской и психолого-педагогической поддержки родителей дошкольников / М.С. Задворная // Вопросы педагогики. -2020. - № 2-2. - С. 76-80.
3. Задворная М.С. Организация консультационных центров для родителей, обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного: учебно-методическое пособие / М.С. Задворная, Т.А. Овечкина - СПб.: Свое издательство, 2019. - 66 с.
4. Крулехт М.В. Консультационные центры для родителей дошкольников: итоги мониторинга деятельности / М.В. Крулехт, Е.Б. Ковалева // Детский сад будущего: ориентир на успех каждого ребенка: сб. научных статей Выпуск 7. - СПб, 2019. - С. 197-204.
5. Петербургская школа в цифрах и фактах. - СПб.: Комитет по Образованию, 2019. - 64 с.
6. Российская Федерация. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 - Ростов н/Д: Изд-во Легион, 2013. - 208 с.
Педагогика
УДК 37.018.43
старший преподаватель кафедры огневой подготовки, полковник полиции Зимин Лев Анатольевич
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар); старший преподаватель кафедры специальных дисциплин, подполковник полиции Саранцев Александр Александрович Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар); старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки, подполковник полиции Рудниченко Андрей Владимирович Волгодонский филиал Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ВФ ФГКОУ ВО РЮИ МВД России) (г. Волгодонск)
О ПРОБЛЕМНЫХ АСПЕКТАХ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с использованием дистанционных технологий на разных уровнях образовательной среды, проанализированы проблемы реализации данного формата процесса обучения, а также приведены практические рекомендации по оптимизации внедрения ДОТ и профилактики масштабного стресса в среде обучающихся, педагогов и родителей.
Ключевые слова: образовательная среда, дистанционное обучение, онлайн-платформы, цифровизация образования.
Annotation. The article deals with issues related to the use of distance technologies at different levels of the educational environment, analyzes the problems of implementing this format of the learning process, and provides practical recommendations for optimizing the implementation of DOT and preventing large-scale stress among students, teachers and parents.
Keywords: educational environment, distance learning, online platforms, digitalization of education.
Введение. Студенты российских вузов и колледжей сейчас также учатся из дома. Министерство науки и высшего образования формирует общую базу онлайн-курсов, которые предоставляют российские университеты своим обучающимся. Высшее образование в переходе к онлайн-обучению имеет заметное преимущество: многие вузы и до карантина проводили часть лекций дистанционно или прибегали к услугам онлайн-платформ. По данным, представленным экспертами Института прогрессивного образования, которые изучили и проанализировали мнения рунет-сообщества о первых итогах такого перехода. Рабочая группа аналитиков провела экспресс-мониторинг интернета и систематизировала основные жалобы на онлайн-уроки от учителей, школьников и их родителей. В дайджест исследования вошли запросы поисковой выдачи ведущих систем (Яндекс, Google, Рамблер и Mail.ru), а также социальные сети, наиболее популярные среди россиян (ВКонтакте, Одноклассники и Facebook).
"В период с 23 по 25 марта в социальных сетях было обнаружено более 18 тысяч сообщений с негативной интонацией, связанных с переходом на дистанционную форму получения образовательных услуг. Институт прогрессивного образования выделил в круге референтных откликов пять типов наиболее распространенных жалоб", - говорится в результатах исследования.
Изложение основного материала статьи. Первая проблема, с которой столкнулись сегодня образовательные организации, это большое количество технических сбоев, психосоматический дисбаланс педагогов на фоне стресса и возрастающий объем нагрузки. В первую очередь пользователи оказались недовольны техническими сбоями во время дистанционной работы. Как правило, чаще всего пользователи жалуются на техническую неготовность интернет-ресурсов, рекомендованных школами, к дистанционному формату работы с большой нагрузкой. В этой связи у всех участников образовательного процесса возникали сложности с авторизацией и личным кабинетом, отправкой и проверкой домашнего задания. «С серверов периодически пропадали выставленные ранее оценки, отмечали пользователи из разных субъектов РФ", -говорится в материалах, представленных экспертами Института прогрессивного образования [1].
Большое количество претензий звучит в адрес педагогов и уровня их цифровых навыков. По данным экспертов, свыше 25% комментариев были посвящены цифровым компетенциям учителей. При этом авторы сообщений отмечают, что у работников школ зачастую отсутствует понимание методик онлайн-преподавания и навыков удаленной передачи знаний, в связи с чем дистанционные занятия превращаются в систему самообразования [2].
Многие педагоги, по оценкам пользователей, просто выкладывают в социальные сети домашнее задание, например, самостоятельно изучить параграф учебника и законспектировать его. Чтобы усвоить материал по-настоящему, школьникам приходится брать дополнительные уроки на специализированных онлайн-площадках. Вместе с тем почти 5,5% жалоб относятся к проблеме возросшей нагрузки на школьников и учителей. Родители сетуют на то, что домашние задания присылают в большом объеме, а учителя вынуждены, помимо основных занятий, которые не везде отменены, очень плотно готовиться к урокам в интернете, сообщается в материалах.
На сегодняшний день, готовность школ и вузов к дистанционному формату обучения серьезно отличается. Очевидно, что школам, в отличие от вузовских программ "цифровых университетов", не хватает