Научная статья на тему 'Организация консультационных центров для родителей дошкольников: результаты исследования'

Организация консультационных центров для родителей дошкольников: результаты исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRESCHOOL EDUCATION / COUNSELING CENTER / FAMILY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Задворная Марина Станиславовна, Овечкина Татьяна Александровна

В статье представлены результаты исследования деятельности консультационных центров, созданных на базе дошкольных образовательных организаций Санкт-Петербурга для родителей, осуществляющих дошкольное образование в форме семейного проводимого в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Задворная Марина Станиславовна, Овечкина Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of advisory centers for parents of preschoolers: results of research

The article presents the results of the study of the activities of the counseling centers, established on the basis of pre-school educational institutions of St. Petersburg for parents, engaged in pre-school education in the form of family conducted in the St. Petersburg Academy of postgraduate pedagogical education.

Текст научной работы на тему «Организация консультационных центров для родителей дошкольников: результаты исследования»

Статья поступила в редакцию 23.08.2019

УДК 373.2

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Марина Станиславовна Задворная, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Татьяна Александровна Овечкина, кандидат педагогических наук,

заведующий структурного подразделения «Институт детства», Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Аннотация

В статье представлены результаты исследования деятельности консультационных центров, созданных на базе дошкольных образовательных организаций Санкт-Петербурга для родителей, осуществляющих дошкольное образование в форме семейного проводимого в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.

Ключевые слова: дошкольное образование; консультационный центр; семейное образова-

ORGANIZATION OF ADVISORY CENTERS FOR PARENTS OF PRESCHOOLERS:

RESULTS OF RESEARCH Marina Stanislavovna Zadvornaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chairman, Tatiana Alexandrovna Ovechkina, the candidate of pedagogical sciences, head of the structural unit "Institute of childhood", St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education

Annotation

The article presents the results of the study of the activities of the counseling centers, established on the basis of pre-school educational institutions of St. Petersburg for parents, engaged in pre-school education in the form of family conducted in the St. Petersburg Academy of postgraduate pedagogical education.

Keywords: preschool education; counseling center; family education.

ВВЕДЕНИЕ

Современная система дошкольного образования развивается и совершенствуется с каждым годом. Одним из важнейших направлений работы дошкольных образовательных организаций (далее - ДОО) является работа с родителями детей, получающих дошкольное образование в форме семейного воспитания [1]. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 и Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), родители детей дошкольного возраста вправе выбрать форму получения дошкольного образования их детьми. В майском Указе Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в целях социально-экономического развития Российской Федерации поставлена задача обеспечения 100% доступности к 2021 году дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет, создания условий для их развития, реализации программы психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям детей, получающим дошкольное образование в форме семейного образования.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В Санкт-Петербурге реализуется государственная программа «Развитие образования в Санкт-Петербурге на 2015-2020 годы», от 04.06.2014, № 453, цель которой - «обеспечение высокого качества и доступности образования для всех слоев населения в

интересах социально-экономического развития Санкт-Петербурга». В последние годы численность воспитанников ДОО в Санкт-Петербурге постоянно увеличивается об этом свидетельствуют статистические данные, полученные в результате исследования. В период с 2014 по 2018 годы количество детей дошкольного возраста возросло с 217286 до 264082 человек, на сегодняшний день в городе функционируют 1198 ДОО. Таким образом, мы можем констатировать, что в условиях постоянного роста численности детей дошкольного возраста растет востребованность услуг ДОО, особенно в микрорайонах массовой жилой застройки.

Комитет по образованию Санкт-Петербурга принял распоряжение № 1384-Р «Об организации предоставления методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования» в соответствии с пунктом 3 статьи 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 28 апреля 2018 года. В соответствии с данным распоряжением в Санкт-Петербурге на базе ДОО организованы консультационные центры (далее - КЦ) для родителей детей, получающих дошкольное образование в форме семейного.

В 2019 году в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования было проведено исследование «Об итогах мониторинга деятельности консультативных центров, созданных на базе образовательных учреждений Санкт-Петербурга» (репрезентативная выборка насчитывала 18 информационно-методических центров (далее - ИМЦ) н 84 руководителя ДОО Санкт-Петербурга).

Целью исследования стало выявление организационно-педагогических условий для осуществления методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям детей получающих дошкольное образование в форме семейного; определение эффективности работы КЦ, созданных на базе ДОО Санкт-Петербурга.

Для реализации цели исследования были поставлены исследовательские задачи:

1. Выявить и изучить организационно-педагогические условия, обеспечивающие результативность методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям в реализации задач дошкольного образования в форме семейного, созданных на базе ДОО.

2. Выявить приоритетные направления, формы и методы консультативной работы

в КЦ.

3. Рассмотреть кадровые условия реализации консультационной работы в центрах, созданных для родителей, чьи дети не посещают ДОО.

Для реализации целей и задач исследования использовалась комплексная методика исследования: теоретический анализ нормативно-правовых документов; анкетирование; метод экспертной оценки информационных сайтов ИМЦ и ДОО, где функционируют КЦ; методы математической статистики [3].

В исследовании принимали участие методисты по дошкольному образованию ИМЦ 18 районов города и руководители ДОО Санкт-Петербурга.

Полученные результаты исследования позволяют констатировать, что в Санкт-Петербурге на базе ДОО в 2017-2018 годах создано 84 КЦ, а к концу 2019 года планируется открытие 106 КЦ, что говорит о динамике развития КЦ (рисунок 1).

В ДОО разработаны нормативно-правовые документы функционирования КЦ, исследование показало, что они находится на стадии формирования и требуют доработки.

150 100 50 0

■ начало 2018 уч. года 12018-2019 уч. год I конец 2019 уч.года

Рисунок 1 - Диаграмма динамики численности консультационных центров в Санкт-Петербурге

Нами проведена оценка содержания сайтов районных ИМЦ и ДОО, в которых функционируют КЦ, следует отметить, что необходимая информация о предоставляемой в районе методической, психолого-педагогической, диагностической и консультационной помощи родителям детей представлена только на трех сайтах ИМЦ из 18, а на сайтах ДОО информация размещена не в полном объеме.

Предложение респондентам оценить социальную востребованность консультационных центров родителями дошкольников по 5-ти балльной шкале подтвердило необходимость совершенствования системы консультативной помощи родителям. Оценка методистами ИМЦ востребованности КЦ родителями составила 2,5 балла, главной причиной недостаточной эффективности КЦ респонденты считают низкую социальную активность родителей дошкольников, которая обусловлена просчетами в информировании родителей детей, не посещающих ДОО о работе КЦ. В настоящее время еще не в полной мере используется информационный потенциал интернет-сайтов ИМЦ и ДОО, на базе которых функционируют КЦ.

КЦ укомплектованы разными специалистами: учитель-логопед (95,5%), педагог-психолог (77,3%), заведующий, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, старший воспитатель (87,9%), инструктор по физической культуре (69,6%), музыкальный руководитель (56,1%), воспитатель (50%), которые осуществляют консультирование по самым сложным и актуальным темам, интересующим родителей. Готовность педагогических работников ДОО в оказании услуг в КЦ достаточно высока, что подтверждено оценкой руководителей ДОО.

В настоящее время организованы и наиболее востребованы индивидуальные и групповые консультации; а также групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для дошкольников, проводимые педагогическими работниками. В основном консультирование проходит по телефону и чаще всего это единичные обращения родителей. Перспектива совершенствования деятельности КЦ рассматривается руководителями ДОО в переходе от индивидуальных консультаций, диагностических процедур и пассивных наблюдений к групповым формам работы с родителями и детьми.

Анализ запросов родителей поступающих в консультационные центры свидетельствует о их недостаточной компетентности в области дошкольной педагогики и детской психологии, что указывает на необходимость разработки и реализации образовательных программ для детей дошкольного возраста, получающих дошкольное образование в условиях семьи.

ВЫВОДЫ

Таким образом, на основе проведенного исследования решение проблем развития КЦ возможно благодаря: широкой информированности родителей (законных представителей) о деятельности КЦ через использование ресурсов СМИ, сайтов ИМЦ и интернет-сайтов ДОО; повышение социальной активности родителей (законных представителей) за счет эффективной системы бесплатных консультативных услуг; высокая

профессиональная компетентность всех сотрудников консультационных центров [3].

Организация КЦ в Санкт-Петербурге будет способствовать развитию эффективной методической, психолого-педагогической, диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в форме семейного. Исходя из вышесказанного подтверждается точка зрения М.С. Задвор-ной, что «новые требования к профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций требуют иного подхода к подготовке педагога в системе дополнительного профессионального образования» [2].

ЛИТЕРАТУРА

1. Задворная, М.С. Консультационный центр - одна нз форм работы с родителями детей, не посещающих дошкольные образовательные организации / М.С. Задворная // Санкт-Петербургский образовательный вестник. - 2018. - № 11-12 (27-28). - С. 32-36.

2. Задворная, М.С. Непрерывное обучение педагогов личностно-ориентированному взаимодействию с родителями детей дошкольного возраста : дис. ... канд. пед. наук / Задворная М.С. -Великий Новгород, 2017. - 235 с.

3. Крулехт, М.В. Консультационные центры для родителей дошкольников: итоги мониторинга деятельности / М.В. Крулехт, Е.Б. Ковалева // Детский сад будущего: ориентир на успех каждого ребенка : сборник научных статей. - СПб., 2019. - Выпуск 7. - С. 197-204.

REFERENCES

1. Zadvornaya, M.S. (2018), "Consulting center - one of the forms of work with parents of children who do not attend preschool educational organizations", St. Petersburg educational Bulletin, Vol. 2728. No. 11-12, pp. 32-36.

2. Zadvornaya, M.S. (2017), Continuous training of teachers-oriented interaction with parents of children of preschool age, dissertation, Velikiy Novgorod.

3. Krulekht, M.V. and Kovaleva, E.B. (2019), "Consultation centers for parents of preschool children: results of monitoring activities", Kindergarten of the future: benchmark for the success of each child: collection science articles, Issue 7, St. Petersburg, pp. 197-204.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 01.08.2019

УДК 796.925

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ТЕХНИКИ ФАЗЫ ПОЛЕТА В ПРЫЖКАХ НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА ДВОЕБОРЦЕВ ВЫСОКОГО КЛАССА

Григорий Георгиевич Захаров, научный сотрудник, Наталья Борисовна Новикова,

кандидат педагогических наук, заведующая сектором, Наталия Борисовна Котелевская, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры; Анна Ивановна Попова, кандидат медицинских наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Чайковский государственный институт физической культуры

Аннотация

В статье рассматриваются особенности техники полета в прыжках на лыжах с трамплина лыжников-двоеборцев. В ходе исследований, проведенных на Финале Континентального кубка 2019 года, у группы спортсменов, являющихся лидерами в прыжковой программе соревнований, были определены средние значения угловых характеристик в положении полета системы «лыжник -лыжи». Также были определены величины аэродинамического коэффициента на различных участках полета.

Ключевые слова: лыжное двоеборье, техника прыжка на лыжах с трамплина, фаза полета, угловые характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.