Научная статья на тему 'О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДИДАКТИКИ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДИДАКТИКИ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННАЯ ДИДАКТИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕРАКТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ / СПОСОБНОСТЬ К САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КЛИПОВОСТЬ И МНОГОКАНАЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ / PEDAGOGICAL PROCESS / INNOVATIVE DIDACTICS / DIGITALIZATION OF MODERN EDUCATION / INTERACTIVE COMPETENCE OF STUDENTS / ABILITY TO SELF-EDUCATIONAL ACTIVITIES / CLIP AND MULTI-CHANNEL PERCEPTION OF INFORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Епифанцев Андрей Анатольевич

В статье рассматриваются подходы к проблеме изменения роли педагога в связи с глобальной трансформацией образовательной среды, связанной не только с возрастанием личностной ответственности за выбор и осуществление своего образования, но и необходимости выступать в качестве не только транслятора информации, организатора обучения, но и со-организатора личностного самообразования, консультанта.The article considers approaches to the problem of changing the role of a teacher in connection with the global transformation of the educational environment, associated not only with increasing personal responsibility for the choice and implementation of their education, but also the need to act as not only a translator of information, an organizer of training, but also a co-organizer of personal self-education, a consultant.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДИДАКТИКИ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Локальные акты - это одни из важнейших мобилизующих документов, выступающих в качестве инструмента управления образовательной организацией. Они нацелены на обеспечение функционирования и развития всей учебно-воспитательной системы. Поскольку локальные нормативные акты могут быть приняты как руководителем, так и коллективом работников, они являются своего рода моделью их деятельности.

То есть вся нормативно-правовая документация (законы, программы, приказы, указы), утвержденная на различных уровнях управления образования выступает в качестве методов и средств, используемых при нормативно-правовом обеспечение образовательного процесса. В правовых документах происходит расширение круга прав учебного заведения и его обязанностей перед социумом. Данная особенность находит свое отражение во влияние на качественную характеристику образовательного процесса, установлении дальнейших путей профессионального развития работников образовательной организации и развития личности обучающегося.

Выводы. Таким образом, роль нормативно-правового обеспечения выражается в контроле за качеством образования и соотношении параметров «продукции» с заданными нормами и предупреждении возможных случаев получение некачественной «продукции».

Нормативно-правовая документация необходима для управления образовательным процессом, его постоянным контролем и отслеживанием для получения различных факторов, данных, оказывающих влияние на его развитие, а также для выработки эффективных решений по регулированию и коррекции образовательного процесса. В таком случае с помощью нормативно-правового обеспечения предоставляется возможность приема информации о протекании образовательного процесса, выявления и анализа его проблем, постановка целей на дальнейшее развитие образовательного процесса, планирования задач по реализации этих целей, организации педагогических работников и учащихся на достижение плана, контроль полученных результатов, на основании которых проводится исследование как самого образовательного процесса, так и управления им.

В свете последних социально-экономических реформ кардинально меняется роль нормативно-правового обеспечения. Раньше это считалось лишь формальной стороной образования, однако в настоящий момент нормативно-правовое обеспечение - неотъемлемая и первостепенная деятельность всей образовательной организации, ориентированная на реализацию целей государства в области образования, а также потребностей самого общества. Другими словами, сегодня нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса -эффективный инструмент создания внутри образовательного учреждения единого социально-педагогического пространства, обеспечения качественной стороны обучения и профессионального роста педагогических работников, а также реализация условий развития личности с максимальным учетом возможностей каждого обучающегося и специфики самого образовательного учреждения.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 30.12. 2008 г. // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. N 53 (часть I) ст. 7598.

3. Екимова К.В., Пирогова А.А. Моделирование нормативно-правового обеспечения деятельности образовательной организации // Гуманитарные науки и естествознание: проблемы, идеи, инновации. 2019. N1. С. 128-131

4. Коршунов С.В. Четверть века системе стандартизации образования в Российской Федерации // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 3. С. 23-37.

5. Седых Е.П. Система нормативного правового обеспечения проектного управления в образовании // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 1.

6. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В. Модели оценки качества деятельности образовательных организаций // Наука и практика регионов. 2019. № 2 (15). С. 102-104.

7. Цыплакова С.А., Леонова В.Н., Пескова Н.В. Ведущие концепции оценки качества профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 284-287.

Педагогика

УДК 373

заместитель начальника кафедры физической подготовки и спорта, кандидат исторических наук, доцент Епифанцев Андрей Анатольевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар)

О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДИДАКТИКИ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к проблеме изменения роли педагога в связи с глобальной трансформацией образовательной среды, связанной не только с возрастанием личностной ответственности за выбор и осуществление своего образования, но и необходимости выступать в качестве не только транслятора информации, организатора обучения, но и со-организатора личностного самообразования, консультанта.

Ключевые слова: педагогический процесс, инновационная дидактика, цифровизация современного образования, интерактивная компетентность обучающихся, способность к самообразовательной деятельности, клиповость и многоканальность восприятия информации.

Annotation. The article considers approaches to the problem of changing the role of a teacher in connection with the global transformation of the educational environment, associated not only with increasing personal responsibility for the choice and implementation of their education, but also the need to act as not only a translator of information, an organizer of training, but also a co-organizer of personal self-education, a consultant.

Keywords: pedagogical process, innovative didactics, digitalization of modern education, interactive competence of students, ability to self-educational activities, clip and multi-channel perception of information.

Введение. В настоящее время прослеживается рост технического прогресса, принося удивительные изобретения, которые каждый год становятся достоянием потребителей. Образовательные организации сегодня: школы, дошкольные организации, вузы не остались в стороне от этих скоротечных изменений. Информационные технологии набирают все больше оборотов и становятся более популярными. Учащиеся и воспитанники сегодня не испытывают дискомфорта и принимают информационные технологии за должное. Цифровые инструменты: поиск информации в интернете, тестирование, создание и редактирование текста, мультимедиа презентации, моделирование анимации, работа в сетевом сообществе класса, создание моделей и анимации, работа с интерактивной доской, цифровой фотокамерой, монтирование роликов - все они при разумном подходе помогают в работе педагога и оказывают самое благоприятное влияние на процесс обучения.

Пожалуй, наиболее значимым технологическим изобретением новейшего времени в работе является интернет. Еще одно поколение назад, невозможно было представить, что он предоставит огромные возможности педагогу и учащимся. Объем образовательной информации настолько огромен, что педагог привлекает учеников к новому уровню педагогического общения. Подключая к компьютеру проектор, педагог получает возможность делиться своими дидактическими материалами, презентациями, видео, мультипликацией со всем классом. Наряду с этим, педагог совершенствует свое профессиональное мастерство, не дожидаясь повышения квалификации. При таком эффективном использовании инструмента визуализации учебной информации темп и качество обучения увеличиваются. Следующим из популярных цифровых инструментов, которые эффективно применяются в работе, является интерактивная доска и ее аналоги, интерактивные проводные и беспроводные приставки, которые помогают в практике. С помощью интерактивной доски педагог создает занятия в детском саду с игровыми элементами и познавательные, интерактивные уроки в школе. Ученики и воспитанники любят работать с доской и выполнять интерактивные учебные задания [1].

Так же стали привлекательными в использовании цифровые фотоаппараты (камеры), имеющие возможность видеосъемки. Вовлекая разными способами учащихся в учебную деятельность, педагог приобщает учеников к съемкам различных объектов природы, объектов культурного наследия, работе над проектами и фотоотчетами, создание собственных документальных, игровых видеофильмов и мультипликации.

Обладать такими инструментами и эффективно их использовать в своей работе - желание каждого педагога. Такое стремление обусловлено тем, что в российских школах появились смешанные уроки, на которых педагогу помогают цифровые технологии. С одной стороны, по мнению меньшинства педагогов нашей школы и дошкольных организаций, цифровизация не сможет заменить педагога. Потому, что цифра не предполагает замену учителя. Она ведет к тому, что у педагога появляется больше времени на индивидуальную работу с ребенком, на осмысление результатов и рефлексию. Уже значительно ощущается поддержка и помощь в кропотливых операциях. Наряду с тем, что возникают первые весомые решения в сфере искусственного интеллекта, которые пока не могут доходчиво объяснить материал у доски вместо педагога, создаются технологии виртуальной реальности, которые позволяют применять цифровые тренажеры, что увеличивает масштаб изучаемых технологий. По мнению многих педагогов, цифровые или компьютерные технологии в руках учителя с большим опытом используются лишь в качестве дополнительного инструмента. Так как без учителя ни одна «технология» работать не будет. Сегодня большинство педагогов и родителей обеспокоены негативностью влияния цифровых и компьютерных технологий на главное достояние России - наших детей [2].

Изложение основного материала статьи. Как сделать пребывание в цифровой среде максимально комфортным и для педагога, и для обучающегося? Этот вопрос сегодня волнует практически всех. Для детей сегодня пребывание в цифровой среде не является достаточно комфортным, т.к. педагоги и учащиеся находятся в совершенно разных моделях цифровой среды. У обучающихся есть свой цифровой мир, в который педагоги пока не пришли. Учительский мир пока не взаимодействует с цифровым миром ребенка. Это одна из серьезных опасностей, потому что пока нет инструментов, благодаря которым педагоги оказались бы на стороне учащихся.

На сегодняшний день одной из главных задач модели цифровой образовательной среды заключается в том, чтобы дать учащимся эти инструменты, тем самым сделав его мир приближенным к миру образования, в котором будет происходить продуктивной и интерактивное взаимодействие. Проблема взаимодействия цифровых миров педагога и учащегося должна решаться, и чтобы это воплотить, нужно понимать: какой он-современный обучающийся? Как он развивается? Что для него важно, значимо и ценно?

В ряде социологических исследований подтвержден тот факт, что если раньше разрыв между поколениями был незначительным, на основе чего было совсем не сложно использовать в образовательной среде известные и апробированные педагогические технологии, то сейчас все происходит настолько быстро, что искать ответ нужно в принципиально другом способе взаимодействия педагога и обучающегося. Сущностными характеристиками современных учащихся являются скорость и особенности психических функций. Сегодня нужно совершенно по-новому взглянуть на тот оптимум технологий, позволяющих успешно реализовать процесс педагогической работы, т.к. целевая аудитория мыслит по-другому, способна работать по-другому в отличие от процессов взаимодействия в ходе использования устаревших педагогических технологий.

Отличительные особенности современных учащихся-это клиповость и мультиканальность восприятия. Соответственно, когда мы пользуемся старой дидактикой, которая рассчитана на продолжительное время обучения, то все, что мы транслируем, остается вне поля усвоения обучающегося.

По мнению противников цифровой школы, на мышление людей крайне неблагоприятно влияет использование современных IT-технологий. При этом у детей само восприятие информации становится все более и более поверхностным. Например, тексты сейчас бегло просматривают, то есть скачут по поверхности, а раньше их читали. Вместо попытки вникнуть в тему, школьники путешествуют по Интернету, т.е. скользят по поверхности информации. Из-за чего ребенок привыкает к постоянной смене информации и требует новой, а не стремится осмыслить какую-либо тему.

Западные исследователи считают, что современные дети - это поколение «Википедии». Они не читают книг, всю необходимую информацию они ищут в глобальной сети Интернет. Но самая главная проблема заключается не в том, что дети мало читают и плохо запоминают текст, а в том, что они плохо понимают чужие мысли и не понимают смысла прочитанного, поэтому написать сочинение или изложение для них очень сложно. Ученики быстро забывают то, чему их недавно учили и не могут осилить произведения классической литературы. Активное использование социальных сетей ведет к негативным последствиям для развития мозга ребенка, что тормозит развитие личности [3].

Знания, которые передаются от старшего поколения младшему, при замещении их цифровыми технологиями, приведут к утрате навыков самостоятельного мышления. В результате подрастающее поколение будет зависеть от управляющей силы, которая контролирует информационные и цифровые потоки. Все эти доводы и опасения заслуживают самого пристального внимания.

Настоящий учитель в эпоху цифровизации, должен уметь поддерживать отношение в социальных сетях с родителями и педагогами, а также, чтобы изучать возможности за пределами класса. Роль учителя изменится в лучшую сторону, если постоянно проверять, обновлять и оценивать учебные стратегии, чтобы выровнять их с культурной, технологической и педагогической этикой 21 века [4].

Так как на сегодняшний день цифровая составляющая находится на переднем плане, то от учителя требуется новое мышление, новая концептуальная основа, которая рассматривает технологическую основу не как конечный результат, а как способ достижения образовательной цели.

Несомненно, в процессе образования немаловажную позицию занимают и родители, которые являются участниками образовательного процесса, роль которых бесценна. Учитель должен расти вместе с новыми технологическими новообразованиями, и соответствовать требованиям родителей. По большинству мнений педагогов современной школы и родителей, а если еще взять педагогов из глубинки нашей страны, то можно сделать вывод, что большинство не готовы менять классическое образование на цифровизацию. Но не стоит и отрицать то, что современный мир стал более быстрым и «цифровым», а быстрый и перенасыщенный мир меняет человека. Цифровизация лишь должна помогать в работе педагога. Так как с внедрением в школы информационно-образовательных инструментов, у каждого учителя есть свои предпочтения, свой опыт работы, свои взгляды. И любой педагог должен знать, что он ответственен за результат своей работы.

Уже сейчас в образовательную среду проникли серьезные изменения, связанные с цифровизацией. Факт в том, что, если заглянуть в будущее, мы сможем увидеть новые возможности и новые проблемы, которые порождает система электронного образования. К основным возможностям хотелось бы отнести решение проблем доступности образования, разнообразие инструментов передачи знаний, расширение возможностей выбора форм обучения. Наряду с этим цифровые технологии значительно расширят возможности предъявления учебной информации. А также вовлекут обучающихся в процесс обучения и воспитания, будут способствовать наиболее широкому раскрытию их творческих способностей, активизации познавательной деятельности. Применение графики, цвета, звука всех современных средств видеотехники воссоздадут реальную обстановку действительности. Позволят наглядно представить результат своих действий.

Однако, в настоящее время цифровизация сталкивается с такими существенными сложностями как проблемы социализации и передачи не явного знания. А также с такими проблемами, как примитивизация компетенций, слабый контроль качества образовательных продуктов, низкая интерактивность, имитация качественного образования. Поэтому дальнейшая цифровизация должна обеспечить повышение качества образования, так как открываются совершенно новые возможности [3].

Идея цифровизации стала воплощаться в жизнь. Многие в ней видят панацею, полагая, что она позволит перевести обучение совсем в другой формат. Ставка делается на самообучение и самоконтроль учащихся. Среди экспертов есть мнение, что традиционная школа ориентирована на среднего ученика с преобладанием пассивных методов обучения. При таком подходе не учитывается разный темп усвоения знаний детьми, вся информация дается в готовом виде и практически нет пособий для самостоятельного приобретения знаний школьниками. Да и проверить правильность выполнения каждого задания у них невозможно, следовательно, у учителя нет полной картины усвоения материала учениками.

Для решения этих проблем предлагаются идеи психолога Берриса Ф. Скиннера, заключающиеся в следующем: необходимо перевести процесс освоения учащимися новых знаний на самообучение, а успеваемость - на самоконтроль. Тем более, что сейчас компьютерные технологии и Интернет позволяют это сделать [4].

К сожалению, подавляющее большинство школьников пока не способны к самообучению и, тем более, к самоконтролю. Не сядут они сами за компьютер, не будут добровольно добывать знания, не станут заново изучать тему, в которой по итогам теста обнаружили пробелы.

Очень небольшой процент детей и подростков настолько организованны и мотивированны, чтобы учиться самостоятельно. Пока что главным мотиватором для них является отметка. Дети не понимают ценность знаний, они работают лишь за «цифру» в журнале. Сами учащиеся, даже старшие, не могут спросить с себя. Им нужна внешняя мотивация. Им нужен человек, который принудит. Так устроены наши дети, по крайней мере, их подавляющее большинство. Но пока это не альтернатива традиционной школе, а самообучение и самоконтроль, на которые эксперты возлагают большие надежды, приемлемы лишь для небольшого процента наших школьников. Сегодня нужно создать новую дидактику, связанную с цифровой средой, рассчитанную на то, чтобы развивались нейронные модели восприятия изучаемого материала.

В настоящее время существуют организации, которые проводят измерения цифровой грамотности учащихся и педагогов. Сейчас очевидна разница в уровнях цифровой грамотности учащегося и педагога. И в этих различиях есть весьма важные нюансы. Компонент цифровой грамотности, связанный с поиском информации у обучающихся значительно выше, но возникает ряд проблем, связанных с таким феноменом, как «цифровое потребление». Обучающиеся сегодня готовы к потреблению цифрового контента, но далек от совершенства сам этот контент. Тот контент, который сегодня предлагается учащимся, далеко не всегда находит отклик в их восприятии.

Найти знания и присвоить их-это две разные составляющие процесса обучения. Обучающиеся сегодня способны быстро найти информацию, а присвоить знания они умеют недостаточно хорошо. Другого способа, кроме создания инновационной дидактики с широким спектром практических задач, актуальных для учащихся, сегодня нет. И решаться эти задачи должны именно с помощью цифровых средств и технологий. Очевидна диспропорция между навыками работы в цифровой среде и умениями работать с информацией.

Выводы. Умение работать с информацией-это довольно сложная деятельность, включающая в себя не только навыки быстрого поиска, но и понимание, выбор главного, анализ, систематизация, выбор решения той проблемы, для актуализации которой инициирован поиск информации. На основании вышеизложенного можно прийти к выводу, что сегодня на первый план выходит технология развития критического мышления. Она сегодня релевантна вызовам современных реалий, связанных с большим потоком информации.

Литература:

1. Вартанова Е.Л. Индустрия российских медиа: цифровое будущее: академическая монография / Е.Л. Вартанова, А.В. Вырковский, М.И. Максеенко, С.С. Смирнов. — М.: МедиаМир, 2017 — 160 с.

2. Введение в «Цифровую» экономику / А.В. Кешелава, В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев [и др.]; под общ. ред. А.В. Кешелава; гл. «цифр.» конс. И.А. Зимненко. — ВНИИ Геосистем, 2017 — 28 с.

3. Ястребов Г.А., Пинская М.А., Косарецкий С.Г. Использование контекстных данных в системе оценки качества образования: опыт разработки и апробация инструментария // Вопросы образования. 2014. № 4. С. 58-95.

4. Подпорин И.В. Специфика формирования мотивации профессионального самообразования курсантов вузов МВД // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2015. № 2 (158). С. 202-207.

Педагогика

УДК 373.21

кандидат педагогических наук Жукова Анна Михайловна

Тюменский государственный институт культуры (г. Тюмень);

кандидат педагогических наук, доцент Прокофьева Ирина Владимировна

Тюменский государственный институт культуры (г. Тюмень)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассмотрены ключевые вопросы музыкально-театральной деятельности дошкольников. Описаны её основные функции в дошкольном детстве, формы организации в дошкольном образовательном учреждении. Предложены рекомендации по созданию театральной студии в детском саду и алгоритм работы над детским музыкальным спектаклем, перечислены этапы формирования музыкально-театрального мастерства у дошкольников, сформулированы принципы разучивания музыкального и текстового материала спектакля, приведены правила репетиционной работы с детьми.

Ключевые слова: педагогика музыкального образования, музыкально-театральная деятельность, формы музыкально-театральной деятельности дошкольников, алгоритм работы над детским музыкальным спектаклем.

Annоtation. The article discusses the key issues of musical and theatrical activities of preschoolers. Its main functions in preschool childhood, forms of organization in a preschool educational institution are described. Recommendations for the creation of a theater studio in a kindergarten and an algorithm for working on a children's musical performance are proposed, the stages of the formation of musical and theater skills among preschool children are listed, the principles of learning the musical and textual material of the performance are formulated, the rules of rehearsal work with children are given.

Keywords: pedagogy of music education, musical and theatrical activity, forms of musical and theatrical activity of preschool children, algorithm of work on a children's musical performance.

Введение. Музыкально-театральная деятельность в педагогике музыкального образования детей является одним из наиболее изучаемых явлений. Оно рассмотрено в работах отечественных и зарубежных педагогов-музыкантов прошлого (Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, К. Орф, Б.Л. Яворский) и современности (Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева, З.А. Гаврилова, О.П. Радынова, В.Н. Чепуров). Ему уделяют внимание в своих работах педагоги и психологи (Л.М. Борухзон, Т.С. Григорьева, Е.В. Мигунова, Н.Ф. Сорокина, А.В. Уханова, А.В. Щеткин и другие).

Музыкально-театральная деятельность рассматривается ими как средство эстетического воспитания; основа развития творческих способностей; условие становления музыкальной культуры и формирования эмоциональной отзывчивости.

Музыкальная деятельность во взаимосвязи с театральной задействует и физический, и психический уровни развития личности в комплексе интеллектуального и эмоционального аспектов, учит понимать самого себя, активно, творчески действовать и делать выбор в различных ситуациях, помогает выработать навыки самовыражения.

Изложение основного материала статьи. В контексте современных требований к образованию и воспитанию детей важны такие функции музыкально-театральной деятельности как:

- развитие эмоционального опыта детей в распознавании своих чувств и осмыслении основных эмоций: радости и печали; страха и отваги; грусти и радости; обиды и прощения и других; обсуждение чувств, переживаний и превращение их в предмет искусства;

- развитие качеств эмпатии в распознавании эмоциональных состояний человека по мимике, жестам, постановки себя на место другого человека, нахождения способов содействия;

- создание ощущения дружеского участия, возможности ухода от одиночества, общности единомышленников, живущих одними духовными ценностями, благоприятного эмоционального фона;

- создание условий для развития коммуникативной сферы детей посредством подражания мимике, голосовым интонациям, усвоению правил и навыков сотрудничества;

- развитие диалоговых форм общения через освоение хронологически, логически, эмоционально выверенных, заученных во время подготовки к спектаклю диалогов героев в разных ситуациях, которые в качестве готового речевого материала затем применяются детьми в свободном речевом общении;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.