Научная статья на тему 'МОТИВАЦИОННО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ К ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ'

МОТИВАЦИОННО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ К ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
World science
Область наук
Ключевые слова
MOTIVATIONAL AND PERSONAL INDICATOR / MOTIVES / NEEDS / PERSONAL QUALITIES / ARTISTRY / COMMUNICATION / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева И.А., Фуртас Т.В.

Article is devoted to development of one of the main indicators of readiness of the teacher of music to organize musical and theatrical activities of schoolchildren. The article describes the structure of the motivational and personal indicator of readiness: motives and needs for learning the basics of theater art and use it to work with students; complex of personal qualities necessary for the successful organization of musical and theatrical activities at the school. Also disclosed content and with the characteristics of the components of motivation and personal indicator.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведева И.А., Фуртас Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИОННО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ К ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»

Халык туындыларын оки отыра, эр адам езшщ улттык тамырын, эдет-гурпын, мэдениетiн TYCiHe алады. 0з халкына деген сYЙiспеншiлiгi, езшщ туган жерiне ез халкы eмiр суретш ортага деген сeзiммeн уласып жату керек. Халыктык эдет-гурып, салт-санасыныц байлыгы, патриоттык ce3iM Отанга деген CYЙiспeншiлiгiн калыптастырады. Казак отбасында балага тш шыгып, анык сейлей бастаган кезден-ак, агайын туысты, нагашы журтын, ата-тегш, руын, ел журтын бiдцiругe ерекше кещл белген. «Жет атасын бшу» зац болган. Ата-бабаларымыз ез тепнщ шыгу тарихын бiлудi эр азаматка парыз деп уккан. «Жет атасын бшмеген ер жепм»,«Жет атасын бшген ул, жeтi журттыц камын жер» деген аталы сез содан калса керек. Баланыц eзi шыккан тепн бiлуi оныц азаматтык, елжандылык, отансуйпштш касиeттeрiн калыптастырады деп есептеген.

Казактыц айтулы когам кайраткeрi Мустафа Шокай былай дeйдi: «¥лттык мэдениеттен журдай рухта тэрбиеленген урпактан халкымыздыц кажет мен мYддeсiн жоктайтын пайдалы азамат шыкпайды». Елдщ туын кeтeрiп, тэуелшздш талаптарын орындау iсiнe батыл бетбурыс жасаган бYгiнгi танда адамзатттык игшктерд^ халкымыздыц гасырлар бойы армандаган мэдени-рухани мурагаттары мен улттык тэлiм-тэрбиe саласындагы, бiлiм жYЙeсiндeгi iздeнiстeрiн керсету басты мiндeтiмiз болып кала бермек. Жас урпактыц бойына халкымыздыц мандайына бiткeн улттык кундылыктарымызды, сонау еткен гасырлардан ешпес мура болып калыптасып келе жаткан дархан халкымыздыц тараткан Yлгi насихаты асыл мураларын ащруде, улттык мэдeниeтiмiздi элeмдiк дeнгeйдeгi мэдениетке жетюзуде адамзаттыц рухани жeтiлуiнiн керсетюш> халых ауыз эдeбиeтi - фольклордыц бeрeрi мол.

ЦОЛДАНЫЛГАН ЭДЕБИЕТТЕР

1. Т.Шонанулы.Казак халык ауыз эдeбиeтi. Литературный Казахстан №2.1926 ж.

2. Т.Шонанулы. Кыз Жiбeктiн шыгарушысы туралы. Казак эдебиеи, 1935 ж.

3. М.М.Тлеужанов. Ел эдебиеть Алматы, 1992 ж.

4. С.Эбшкызы, Ж.Сарманов. «БАК жэне ¥лттык тэрбие». 2004 ж.

5. Этешова.Б.«¥лт урпагыныц дYниeтанымын халык тагылымдары аркылы дамыту»-2007 ж. /42- 43 бет. 118-бет/. Алматы-/168 бет.С/

6. С.Fаббасов. «Халык педагогикасыныц, непздерЬ>-Алматы.1995 ж. /1.3.7.бет, 26бет/

7. http://www.enu.kz К.С.Кулманов Асыл мурамызды игeрудiн мэш мен магынасы.Астана к., Казакстан

МОТИВАЦИОННО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ К ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

д. п. н. Медведева И. А., к. п. н. Фуртас Т. В.

Россия, г Чебоксары, Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева

Abstract. Article is devoted to development of one of the main indicators of readiness of the teacher of music to organize musical and theatrical activities of schoolchildren. The article describes the structure of the motivational and personal indicator of readiness: motives and needs for learning the basics of theater art and use it to work with students; complex of personal qualities necessary for the successful organization of musical and theatrical activities at the school. Also disclosed content and with the characteristics of the components of motivation and personal indicator.

Keywords: motivational and personal indicator, motives, needs, personal qualities, artistry, communication, creativity

В настоящее время вопросы воспитания подрастающего поколения являются особенно актуальными. Несмотря на то, что предшествующая государственная политика в области образования была сконцентрирована на попытке ограничить деятельность учителя только лишь, так называемой, сферой предоставления «образовательных услуг», а в области

воспитания ориентировала исключительно на формирование «человека-потребителя», данная «образовательная модель» встретила активное сопротивление на всех уровнях системы образования и полное неприятие в широких общественных кругах. Понятно, что именно воспитание творческой личности, а вовсе не «компетентного потребителя», способствует активному развитию и дальнейшей всесторонней реализации заложенных в человеке способностей, как необходимого условия осознания субъектом смысла своего существования.

Одним из способов творческого развития является приобщение детей и молодежи к сокровищам мирового искусства. В этом случае музыкально-театральная деятельность выступает одним из наиболее доступных и привлекательных направлений, способствующих максимальному раскрытию творческого потенциала личности. Для решения данной задачи осуществляется подготовка соответствующих кадров на базе специализированных высших и средних учебных заведений культуры, а также в педагогических университетах.

Говоря о готовности будущих специалистов к деятельности в области воспитания и творческого развития детей средствами музыкально-театрального искусства, необходимо определить тот профессиональный комплекс, который должен быть сформирован у них к окончанию обучения. Одним из основных компонентов этого комплекса, на наш взгляд, является мотивационно-личностный. Он определяется: 1) наличием мотивов и потребности в изучении основ театрального искусства и использовании его в работе с учащимися; 2) сформированностью комплекса личностных качеств, необходимых для успешной организации музыкально-театральной деятельности в школе.

Мотивация, в широком смысле слова, означает процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий и поступков. Она не только определяет деятельность человека, но и буквально пронизывает все сферы его психической деятельности. Существует множество концепций и теорий мотивации деятельности: теория «иерархии потребностей» А. Маслоу, двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга, мотивационная теория Д. Маркгрегора и др. Ученые единодушны в определении функции мотивов, утверждая, что последние являются побудителями деятельности, складывающимися под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности. Мотивы объясняют направленность действия.

В процессе формирования мотивации, направленной на профессиональную педагогическую деятельность, ученые (В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий и др.) выделяют три основных этапа: пробуждение (внешняя стимуляция), становление (развитие внутренних стимулов учащегося) и развитие (создание условий для творческой деятельности) [3; 5]. Данную динамику развития мотивации личности необходимо учитывать и при подготовке будущих учителей к осуществлению музыкально-театральной деятельности с учащимися. Мы считаем, что у студентов мотивы и потребности в организации данного вида деятельности определяются интересом к музыкально-сценическому искусству, потребностью в творческой самореализации, а также желанием приобщить к музыкально-театральной деятельности учащихся.

Не секрет, что в процессе осуществления музыкально-театральной деятельности личностные качества развиваются особенно интенсивно, что связано со спецификой актерского и режиссерского искусства. Поэтому одним из факторов, влияющим на развитие мотивации студентов к указанному виду деятельности, является процесс формирования комплекса профессионально-значимых личностных качеств.

Термин «качество» в общепринятом значении определяется как «совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определенность» [9, с. 272], т.е. качество объекта обнаруживается в совокупности его свойств. Кроме того, качество определяет внутреннее состояние объекта, а свойство проявляется во взаимодействии с другими объектами. В данном случае, говоря о качествах личности, мы подразумеваем и ее свойства.

Обращение к профессионально-значимым качествам, особенно в педагогической деятельности, неслучайно. В настоящее время обществу нужен не просто профессионал, а человек, способный действовать в условиях неопределенности, трудностей, риска, способный думать, маневрировать, сохраняя свое лицо, позицию, уверенность [11, с. 328]. Поэтому современные профессиональные требования к молодым специалистам включают в себя комплекс специфических, вызванных современными тенденциями развития общества, личностных качеств и свойств.

Так, А. С. Хайруллова указывает на необходимость формирования следующих качеств «молодого специалиста», развитие которых должно способствовать его профессиональной адаптации:

- быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, иметь свою мировоззренческую позицию, идеалы и гуманистические ценности, обладать способностью к саморазвитию;

- обладать высокой социальной активностью во всех сферах жизнедеятельности, стремлением к поиску нового и способностью находить нестандартные решения жизненных проблем, конкурентоспособностью;

- иметь личностные установки, ориентацию на себя, свои интересы, потребности, на достижение успеха в жизни, обладать рациональным мышлением и прагматическим отношением к жизни и др. [14, с.118].

Что касается непосредственно педагогической деятельности, современные ученые придерживаются мнения, что наличие профессионализма еще недостаточно для осуществления творческого общения с учащимися, успешность которого во многом зависит от личностных характеристик педагога. Так, А. А. Леонтьев отмечает два уровня становления учителя: как профессионала и как личности [7, с. 8].

Ученые выделяют целый ряд качеств и свойств, определяющих личностно-психологическую готовность педагога к осуществлению профессиональной деятельности. Так, П. А. Шептенко к данным качествам относит: 1) гуманистическую профессиональную направленность, 2) уровень общей культуры, 3) социальную зрелость, 4) коммуникативные качества, 5) организаторские способности и качества, 6) перцептивные и рефлексивно-аналитические качества, 7) психическое и физическое здоровье [16, с. 86].

Ряд ученых (Ф. Н. Гоноболина, Н. В. Кузьмина, и др.) выделяют следующие качества личности, необходимые для осуществления педагогической деятельности: коммукативность, дидактические способности, перцептивные способности (включающие профессиональную зоркость, эмпатию, педагогическую интуицию и т.д.), динамизм личности (т.е. способность к волевому воздействию и логическому убеждению), эмоциональную устойчивость, оптимизм, креативность. В комплексе профессионально-личностных качеств Л. Г. Арчажникова особо отмечает значимость для учителя музыки таких личностных качеств, как эмоциональная культура, коммуникативность и креативность [2].

Для подготовки учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности необходимы личностные качества, имеющие отношение к педагогической, музыкальной и сценической видам деятельности в совокупности. Условно говоря, педагогическая деятельность предполагает наличие таких качеств, как коммуникабельность, эмоциональная устойчивость, динамизм, оптимизм, креативность и гибкость мышления; музыкальная -музыкальность, чувственность, образное мышление, выразительность исполнения; сценическая деятельность - развитое воображение, образная память, тонкая чувствительность, общая эмоциональная восприимчивость, способность к перевоплощению, сценический темперамент, сценическое обаяние, заразительность, убедительность.

На основании исследований указанных выше авторов мы определили следующие личностные качества, необходимые для осуществления музыкально-театральной деятельности в школе: артистизм, коммуникабельность и креативность.

Рассмотрим данные качества подробнее.

Под артистичностью обычно понимают внешнее проявление самовыражения. Одним из самых ярких проявлений артистичности, на наш взгляд, является экспрессивность. Важность экспрессии педагога в воспитательной деятельности особо подчеркивал А. С. Макаренко, утверждая, что «не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым и т.д.» [12, с. 72]. О важности эмоциональной составляющей педагогической профессии писали также В. А. Сухомлинский, И.Г. Песталоцци и др.

В научной литературе имеется ряд определений педагогического артистизма. Так, И. В. Адоевцева представляет педагогический артистизм как «сложное интегративное качество субъекта педагогической деятельности, обусловленное наличием эстетико-креативных качеств и влияющее на успешность решения социально-воспитательных задач как в школе, так и за ее пределами» [1, с. 150]. Артистизм ученый определяет как комплекс педагогических умений эмоционального воздействия на учащихся, который отражает владение основами актерского

мастерства и профессиональными умениями: петь, играть на инструменте, говорить грамотно, живо, выразительно, эмоционально [1, с. 138]. По мнению О. С. Булатовой, артистизм - это не только внешние факторы (жесты, мимика, интонации), но и способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе.

Исследователи выводят самые разнообразные признаки артистизма. Это -эмоциональность, интуиция, эмпатия, воображение, наблюдательность, способность к импровизации, привлекательность действий, выразительность мимики и жестов, выразительность и эмоциональная образность речи, свобода в общении и др. [1; 33].

На основании изученной литературы и собственных наблюдений нами были выделены наиболее показательные, на наш взгляд, параметры артистизма: увлеченность и воодушевление; экспрессивность, эмоциональная подача информации, широкое использование средств речевой выразительности; внешняя выразительность (мимика, пантомимика, жестикуляция); суггестия (умение воздействовать на аудиторию и удерживать внимание публики) [4].

В число личностных качеств будущего учителя, необходимых для организации музыкально-театральной деятельности школьников, также входит коммуникабельность. Развитие данного качества необходимо в любом виде деятельности, связанном с общением. Человек в жизни играет множество социальных ролей, проявляющихся во взаимодействии личности с обществом. Театральное искусство, благодаря своей специфике, помогает освоению этих ролей, поскольку перевоплощение, т.е. принятие роли другого, дает возможность выйти за пределы своего «Я», расширить круг переживаний и обогатить свой опыт [13, с. 7]. В театральной деятельности студента сочетаются направленность на развитие своей индивидуальности и направленность на развитие умения работать в коллективе и оценивать свои возможности через призму совместной творческой деятельности [6, с. 58]. Театрализация является эффективным средством развития коммуникабельности [13].

В профессии учителя музыки коммуникабельность способствует:

1) обеспечению функционирования процесса музыкально-педагогического общения;

2) установлению духовного контакта между субъектами общения (учитель, ученики, музыкальное произведение);

3) оптимизации процесса вхождения ребенка в мир социума, культуры, искусства, музыки;

4) установлению сотворческих взаимоотношений между участниками общения [15, с. 59].

На основе анализа исследований ряда ученых к параметрам коммуникабельности мы

отнесли: умение устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми; умение расположить к себе собеседника; умение организовать группу людей для достижения какой-либо цели.

Следующим личностным качеством, играющим немаловажную роль в процессе осуществления музыкально-театральной деятельности со школьниками, является креативность (творческость). Изучению феномена творческой деятельности посвящены исследования и философов, и психологов, и педагогов. Так, Н. А. Бердяев указывал на наличие в человеке врожденного чувства свободы и основанной на нем духовной потребности в творческой деятельности [10, с. 21]. Согласно Л. С. Выготскому, творческая деятельность - это такая деятельность человека, которая создает нечто новое, будь то вещь внешнего мира или же неизвестное построение ума или чувства [6, с. 58]. Целью творческой деятельности является реализация личностью своего «внутреннего Я», которое является уникальным и неповторимым [6, с. 84].

Творческая деятельность является неотъемлемой частью педагогической деятельности и характеризуется рядом признаков. Так, Е. А. Громов и В. А. Моляко выделяют следующие признаки креативности: оригинальность, эвристичность, фантазия, активность, концентрированность, четкость, чувствительность. Я. А. Пономарев основными признаками творческой деятельности считает уклонение от шаблона, высокую самоорганизацию, колоссальную работоспособность и субъективность. П. Торенс вкладывает в это понятие стремление к риску, тяготение к независимости, радикализм, оптимизм, чувство прекрасного и юмор. В. Г. Максимов указывает на следующие качества, присущие педагогу-творцу: инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, любознательность, стремление к познанию нового, высокая потребность в достижении, цельность восприятия, высокая подвижность мыслительных процессов, оригинальность мышления, широта ассоциаций, наблюдательность, активность воображения [8]. В. И. Андреев в качестве отличительных признаков творческой личности называет направленность на творчество, мотивационно-творческую активность, высокий уровень творческих способностей [4, с. 13].

Л. Г. Арчажникова особо выделяет такие черты творческой личности, как самостоятельность и активность, отмечая, что лишь соединяясь с самостоятельностью, активность становится основой формирования творческого подхода к жизни. Также она отмечает, что любая деятельность учащихся на уроке и вне урока должна направляться учителем по пути их творческого развития, а осуществить это может только тот учитель, который сам умеет творчески мыслить и действовать [2, с. 20].

Следует отметить, что креативность наиболее тесно связана с воображением, так как воображение - это психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Поэтому при определении основных параметров креативности мы опирались на признаки, свойственные творческому воображению: богатство фантазии, глубина и проработанность образов, их необычность и оригинальность.

Таким образом, одним из необходимых условий эффективной подготовки будущего учителя к организации музыкально-театральной деятельности школьников является формирование у студентов положительной мотивации к данному виду работы и развитие комплекса личностных качеств, таких как артистичность, коммуникативность и креативность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адоевцева И. В. Становление элементов педагогического артистизма у будущих учителей музыки: Дис...канд. пед. наук. - Кострома, 2001. - 194 с.

2. Арчажникова Л. Г. Профессия - учитель музыки. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.

3. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж, 1977. - 304 с.

4. Булатова О. С. Педагогический артистизм. - М.: Академия, 2001. - 239 с.

5. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.

6. Ларионова М. А. Формирование профессиональной самооценки будущих учителей в процессе внеучебной творческой деятельности: Дис.канд. пед. наук. - М., 1999. - 171 с.

7. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. - М: Знание, 1979. - 98 с.

8. Максимов В. Г. Формирование профессионально-творческой направленности личности учителя: Автореф. Дис.докт.пед.наук. - М., 1994. - 35 с.

9. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. И. Ю. Шведова. - М.: Русский язык, 1989. - 924 с.

10. Панченко О. Г., Бирич И. А. Мировоззренческие основы гуманной педагогики в России. - М., 1999. - 39 с.

11. Психология музыкальной деятельности / Под ред. Г. М. Цыпина. - М.: Академия, 2003. - 368 с.

12. Рачковская Н. А. Педагогические условия развития эмоциональной культуры будущего учителя музыки: Дис.канд. пед. наук. - Хабаровск, 2001. - 210 с.

13. Самарич В. В. Драматизация как средство развития коммуникативных способностей будущих педагогов: Дис.канд. пед. наук. - Ставрополь, 2000. - 171 с.

14. Хайруллова А. С. Взаимопонимание и сотрудничество между преподавателями и студентами в вузе как основа патриотического воспитания // Патриотическое воспитание учащейся молодежи в системе непрервного образования. - Казань, 2004. - С. 118-120.

15. Шашкина С. В. Формирование профессионально-коммуникативных качеств личности будущего учителя музыки: Дис.канд. пед. наук. - Саранск, 2001. - 179 с.

16. Шептенко П. А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2001. - 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.