УДК 37.013.75:004.9
Технологии медиаобразования: о принципах подбора материала для кинокоучинга по управленческому анализу на примере производственной драмы «Премия»
О. Г. Харач
Национальный исследовательский университет «МИЭТ»
Описываются предпосылки появления образовательной технологии кинокоучинга в практике автора. Обосновывается целесообразность использования не только видео-, но и киноматериалов в процессе обучения. Приводятся причины выбора и использования фильма «Премия» (1974 г.) в качестве материала для проведения кинокоучинга по управленческому анализу в учебных курсах, связанных с изучением теории менеджмента. На примере указанного фильма обозначаются характеристики / факторы, обусловливающие принятие решения об использовании кинолент или их фрагментов при проведении обучающих занятий по менеджменту согласно концепции медиаобразования.
Ключевые слова: дидактика; медиаобразование; киноматериалы; коучинг; кинокоу-чинг; электронное обучение; интерактивные формы обучения; неформальное обучение; информальное обучение; принципы менеджмента; производственная драма; управленческий анализ.
Двумя наиболее значимыми факторами, определяющими вектор развития педагогических технологий (ФОВРПТ), традиционно являются:
— необходимость обеспечить образовательные запросы общества (трансформирующиеся для преподавателей в директивы непосредственного руководства);
— стремление к реализации личного ощущения требований современности отдельными преподавателями или малыми образовательными сообществами.
Доминантность одного из факторов в каждый период обусловливается совокупностью обстоятельств, характерных для него — в масштабах как государства, так и малого образовательного сообщества или его отдельных представителей.
© Харач О. Г.
Сегодня в нашем обществе продолжаются споры о целесообразности сохранения традиционных форм обучения. В качестве яркой иллюстрации вектора этих споров можно привести видеоролик «Не заставляйте рыбу лазать по деревьям»1, активно присутствующий в нескольких социальных сетях (интернациональный ракурс), и статью Ю. А. Середы «Российская школа — нервные дети» [1] (взгляд на систему отечественного образования). Как можно заметить, оба материала демонстрируют не только критический настрой относительно сложившихся образовательных традиций, но и отсутствие однозначно устраивающего наше образовательное сообщество предложения по решению обозначенных проблем: «Но теперь я хочу, чтобы вы подумали,
1 Не заставляйте рыбу лазать по деревьям // YouTube — видеохостинг. Опубл.: 12 окт. 2016. URL: https://www.youtube.com/watch?v=qrv0cbh6pEQ (дата обращения: 07.03.2017).
как можем мы все вместе создать более действенное, эффективное и просто лучшее будущее обучения»2; «Попытка некоторых учителей школ преподавать по другой технологии (смешанное обучение, авторские методики...) картину не меняет, а, наоборот, приводит к различным проблемам. Педколлектив не понимает, как проводить замену урока в классе, работающем по другой технологии; родители не понимают, зачем вообще новая методика нужна.» [1].
В условиях продолжающегося поиска решения перед отечественным образовательным сообществом наиболее ярко обозначены следующие задачи:
— увеличение доли активно применяемых интерактивных технологий (интерактивных форм обучения — ИФО);
— разработка методического обеспечения для электронного обучения (ЭО);
— воплощение принципов / реализация концепции медиаобразования [2], предполагающей необходимость обеспечения медиакомпетентности личности выпускника [3].
Все эти задачи, трудность которых усугубляется моральной ответственностью в отношении своих подопечных3, в полной мере актуальны для тех, на кого возложены обязанности по подготовке специалистов в области управления, в том числе по обучению основам управленческого анализа.
Требование внедрения интерактивных технологий не вызывает необходимости существенной перестройки системы обучения в силу того, что
2 Там же (5:40).
3 Речь идет об ответственности за предупреж-
дение ситуации, описанной в одном из московских выпусков передачи «Новости не-
дели» (см.: Тупые выпускники российского ВУЗа на собеседовании // YouTube — видеохостинг. Опубл.: 12 июн. 2015. URL: https:// www.youtube.com/watch?v=uWBzQSfXWD0 (дата обращения: 07.03.2017)).
подавляющее большинство упоминаемых в рекомендательных документах интерактивных форм (творческие задания; работа в малых группах; дискуссия; обучающие игры (имитации, ролевые и деловые игры); лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция — пресс-конференция, мини-лекция; эвристическая беседа; метод проектов; использование общественных ресурсов, обсуждение и разрешение проблем («мозговой штурм», «дерево решений», «анализ казусов»); тренинги; метод кейсов) издавна используются преподавателями соответствующих кафедр, реализующими принципы инженерной педагогики.
Гораздо менее распространены в практике преподавателей такие ИФО, как: просмотр и обсуждение видеофильмов, спектаклей; социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения — экскурсии, выставки; приглашение специалиста4.
Однако работу учителей и преподавателей не случайно сравнивают с деятельностью театральных актеров. И университетская публика не менее привередлива, чем иные истинные театралы. Помимо творческого настроя самого наставника, его манеры взаимодействия с аудиторией и прочих составляющих, успех мероприятия во многом зависит от интереса публики, который, в свою очередь, зависит от правильно подобранного, предпочтительно нетривиального формата учебного материала.
Одной из весьма эффективных (в силу сочетания в себе элементов, позволяющих относить ее к методу решения каждой из трех перечисленных выше
4 Как правило, наличие данных ИФО в педагогической практике преподавателя свидетельствует о доминировании второго ФОВРПТ.
задач), но наименее отработанных образовательных технологий, по нашему мнению, является кинокоучинг5. Об этом свидетельствуют отзывы обучаемых нами слушателей и студентов по результатам кинокоучинга по фильму «Пираты Силиконовой долины» (США, 1999 г.) в курсе «Основы управления интеллектуальным капиталом»: «Больше всего понравилось обсуждение кинокоучинга. Было интересно слушать мнение одно-группников и самой проанализировать данный фильм»; «Понравились творческие задания, такие как кейсы. С кино-коучингом я впервые столкнулась. Было очень интересно ознакомиться с фильмом и ответить на вопросы» и т. п.
Кроме того, применение данной технологии полностью соответствует принципу классика педагогики Я. А. Коменского: «Вечным законом метода да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле...» [4, с. 138].
Особенную актуальность такое решение приобретает в связи с тремя важными обстоятельствами.
Во-первых, отсутствием у современной молодежи, обучающейся в вузе, личного опыта, который был характерен для их родителей и еще в большей степени для родителей их родителей — производственного (заводского), октябрятско-пио-нерско-комсомольского, «картошки» и т. п.
Во-вторых, пробелами в знаниях, сформированных в школе: если еще несколько лет назад студенты демонстрировали по большей части полноценное восприятие материала, требующее в отдельных случаях наведения небольших справок для восстановления пробелов в изучении истории, экономики и об-ществознания, то сегодня обучающиеся в отчетах по анализу ситуаций, описывающих производственное взаимодействие
5 Одна из возможных версий реализации ИФО «просмотр и обсуждение видеофильмов».
в рамках организаций советского периода, всё чаще пишут «комсомолы» и допускают прочие искажения, при разборе которых выясняется, что многие студенты не знают, ни кто такие комсомольцы и комсорги, ни что такое профсоюз и профком (слышат вместо парткома и иногда испытывают трудности с воспроизведе-нием)6. В данном случае принципиальна, разумеется, не столько отработка истори-ко-партийного сектора лексики или специфической терминологии строительной организации, сколько сама по себе готовность будущих руководителей воспринимать и обрабатывать нестандартный, непривычный материал (к тому же являющийся неотъемлемым элементом современной истории культуры государства и информацией, полезной для общего развития)7. В особенности — исходя из большей универсальности в подготовке, присущей университетам по сравнению со среднеспециальными учебными заведениями.
В-третьих, не текстовым доминирующим типом восприятия (как это было у много читавших книги представителей предыдущих поколений), а аудиовизуальным: поколение, выросшее не на чтении приключенческих романов, более зависимо в формировании образов от «качества картинки», образов виртуальной реальности.
Переходя собственно к технологии реализации подхода, отметим: с одной стороны, данную ИФО нельзя назвать
6 Эта ситуация может быть использована для демонстрации обучаемым зависимости качества выполнения функции идентификации
в процессе проведения управленческого анализа от наполнения «матрицы» опыта аналитика.
7 «Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его вновь» (Дж. Сантаяна, приво-
дится по: Кауфман Дж. Сам себе МВА. Самообразование на 100 % / Пер. с англ. А. Логиновой, П. Миронова. 2-е изд. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. С. 400.).
абсолютно новой. И в рамках НИУ МИЭТ наша версия реализации этой технологии по сути представляет собой синтез идеи использования в учебном процессе видеоматериалов (практически с момента возникновения вуза в 1965 г.) — специальных учебных, главным образом иллюстрирующих физические / химические явления и (или) изучаемые методы8, — кейс-метода и коучинга — понятия, ассоциированного с деятельностью инструкторов — помощников в подготовке к экзаменам (значение возникло в середине XIX в. [5]), к 1860-м гг. перешедшего в спортивную сферу и, наконец, получившего популярность в области управления и подготовки персонала [6; 7; 8].
С другой стороны — при всей солидности истории постепенного развития отдельных составляющих — как таковой термин «кинокоучинг» обозначился в печатных изданиях буквально в последние годы. Нами он был обнаружен в статье 2013 г. «Кинокоучинг по фильму "Дьявол носит Prada"» [9]. И до сих пор не решена проблема точного перевода на английский язык этого, казалось бы, заимствованного понятия: в зарубежных источниках, как и почти два десятилетия назад ([10; 11] и др.), по-прежнему распространены варианты просто «использования фильмов / фрагментов» в различных образовательных целях, а сочетание слов «коучинг» и «кино» в поисковых запросах чаще всего приводит к предложениям ресурсов спортивной направленности.
В связи с этим уточним, что под ки-нокоучингом нами понимается такая разновидность коучинга (направляющего содействия познавательному процессу посредством создания обучающих
8 Сетевое Планирование и Управление. Вуз-фильм, 1973 г. / Свердловская киностудия // YouTube — видеохостинг. Дата загрузки: 12 дек. 2010. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=xDp6xKOVJYE (дата обращения: 07.03.2017).
ситуаций или вовлечения обучаемых в уже существующие), при которой для целей обучения используются неспециализированные (т. е. не разработанные специально для учебных целей, а являющиеся, например, экранизациями художественных произведений или документальным воспроизведением реальных жизненных ситуаций) киноматериалы.
От метода простого использования фильмов или их фрагментов9 данную технологию отличает отсутствие навязанных преподавателем оценок предложенного материала. Коуч, подобно Сократу10, ведет участников анализа и обсуждения к намеченным целям, пролагая траекторию рассуждений с помощью акцентирования внимания обучаемых на отдельных эпизодах, незаметных для неопытного глаза, с помощью наводящих вопросов и снабжения сопутствующими теоретическими (или художественными — как это происходит при кинокнигокоучинге) материалами. В некоторых случаях «указатель» траектории сопоставления может быть сведен исключительно к медиа-вбросу «информационного повода», имеющего доступное в СМИ описание. Также возможны ситуации, когда коуч сам ищет ответ вместе с обучаемыми, располагая более обширным научно-исследовательским инструментарием и (или) опытом решения подобных задач, но не имея готового решения конкретной рассматриваемой задачи.
Сегодня по нормативным документам, регулирующим деятельность преподавателей высшей школы, кинокоучинг
9 Согласно перечням ИФО, «совместного просмотра фильма с комментированием».
10 Майевтика, сходная по основополагающей идее с процедурой коучинга, была создана Сократом как искусство извлекать скрытое в каждом человеке знание с помощью наводящих вопросов. (См.: Майевтика // Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. С. 333.)
не является обязательной формой обучения, поэтому решение о его применении преподаватель волен принимать по своему усмотрению. А свобода, как известно, это и ответственность за свои решения.
Исходя из этого первый вопрос, на который должен ответить себе преподаватель, рассматривающий целесообразность применения различных форм коучинга (как общего подхода, так и его кино- и книгоформ) для обучения управленческому анализу в рамках медиа-образования, будет о готовности его аудитории к переходу от режима «полного сопровождения» к «полуавтономному».
Возможны следующие варианты:
1) осознание неготовности аудитории, отказ от перехода в режим коучинга;
2) проверка готовности аудитории («разведка боем») и принятие решения о переходе в новый режим по полученным результатам;
3) осознание готовности аудитории, переход в режим коучинга — полностью или при проведении отдельных блоков занятий.
Следующий вопрос, ответ на который более ощутимо влияет на формирование критериев отбора киноматериалов, — зачем мы планируем использовать данную технологию.
Общий ответ в краткой официальной версии при обучении управленческому анализу мы сформулировали так: в целях формирования и (или) закрепления навыков применения полученных теоретических сведений для анализа производственной ситуации, выявления проблем и предложения вариантов для их конструктивного решения.
В случае обращения к регулирующим документам (образовательной программе) речь идет о «компетенции» и «подком-петенции»: ОПК-3 «Способность использовать основы экономических знаний
в различных сферах деятельности» и ОПК-3.6 «Способность организовывать процесс разработки управленческих решений», а также о профессиональных задачах из ФГОС: «сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений».
В этом ключе первый критерий отбора киноматериала формулируется довольно просто. Описанную стандартами потребность наилучшим образом удовлетворяет жанр фильма «производственная драма» (ПД) [12].
В нашей практике процедура, по смыслу соответствующая принципам как коучинга, так и использования различных медиаресурсов, прочно сформировалась еще в конце 2000-х гг. И одним из первых материалов, используемых для обучения проведению управленческого анализа (кейс-метод, сообразно тенденциям трансформировавшийся в собственно кинокоучинг), стал отечественный фильм «Премия»11, относящийся именно к названному жанру. Время показало, что интуитивно сделанный тогда выбор оказался удачным по многим соображениям.
По мере подготовки и проведения работ в формате кинокоучинга сформировалось понимание, что достижение официальной цели может быть реализовано в два этапа — с помощью кинокоу-чинга двух типов:
— эмоционального / атмосферного (подготовительного, для создания эмоционального состояния) контекста, благоприятствующего усвоению последующего учебного материала, — актуален в случаях неготовности аудитории к полноценному
11 Премия. Драма / Реж. С. Микаэлян. СССР, Киностудия «Ленфильм», 1974 //
YouTube — видеохостинг. Дата загрузки:
13 янв. 2011. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=MpA9qXWAIO8 (дата обращения: 07.03.2017).
восприятию основного материала или недостаточной прорисовки в основном материале исторического, экономического, социального или иного контекста);
— аналитического (целевого, когда ко-уч с помощью наводящих вопросов ведет ученика к обнаружению каких-либо закономерностей и выработке собственных формулировок для описания модели проблемной управленческой ситуации).
При подборе материалов для целевого этапа вторым критерием выбора является сюжетное соответствие целям и задачам конкретного учебного мероприятия или дисциплины (менеджмент, психология, социология, конфликтология, организационное поведение и другие). Так, различные эпизоды «Премии» отлично иллюстрируют:
— взаимодействие участников совещаний (как организационный, так и психологический аспекты);
— проявление субординации;
— различные методы принятия управленческих решений;
— (не) соблюдение принципов управления;
— сложности выполнения функций управления;
— проявление отдельных «грехов менеджера» [13, с. 46] и т. д.
В случае подбора материалов для подготовительного этапа вторым критерием выбора становится качество прорисовки контекста управленческой ситуации, соответствующее уровню готовности аудитории к восприятию. Повышению эффективности подбора материала может способствовать предварительное анкетирование обучаемых. При составлении тестов в некоторых случаях целесообразно привлекать специалистов-психологов.
Роль учета контекста трудно переоценить. Недооценка приводит к эмоциональной глухоте современных
молодых зрителей. В связи с этим нами бвш проведен более глубокий анализ мотивов использования киноматериалов ПД, аналогичных фильму «Премия», с применением технологии построения мыслесхем / интеллект-карт / карт мышления / mind-map. Результаты представлены на рисунке 1.
Из диаграммы видно, что обозначилось не менее шести ракурсов оценки ценности рассмотренного киноматериала. Ракурсы вуза, города, страны (государства) носят административный характер, т. е. в большей степени ориентированы на продвижение образовательного продукта в рамках указанных структур. Ракурсы студентов, их родителей и преподавателей ближе к эффективности реализации образовательного мероприятия. Остановимся на этой группе подробнее.
Вопрос целесообразности вынесения решения ряда образовательных задач на просторы социальных сетей — в форме модерируемой лично преподавателем тематической группы — рассматривался нами ранее в работе «Модерирова-ние группы в социальной сети как актуальная интерактивная форма обучения менеджменту» [14]; целесообразности применения для отработки понимания природы / логики отдельных методов — в работе «О способах предотвращения одной из распространенных ошибок выполнения SWOT-анализа» [15].
Возвращаясь к вопросу важности контекста, обратим внимание на социально-культурный аспект применения подобных киноматериалов в педагогической практике.
Социально-экономический контекст фильмов рассматриваемого исторического периода (1960—70-е гг.) соответствует времени осознанного профессионального становления представителей старшего поколения профессорско-преподавательского коллектива кафедры экономики и менеджмента НИУ МИЭТ.
граждане, ближе знакомые с историей (в т. ч. экономики) своей страны
специалисты с более острым профессиональным зрением / слухом, готовые получать информацию из неструктурированного потока
руководители, способные предотвра тить повторение некоторых управленческих ошибок, связанных _с отсутствием опыта
неравнодушные, проактивные исполнители,
специалисты, обладающие более широким кругозором и инструментарием для генерации творческих идей _и их воплощения
проактивные горожане, склонные к анализу и оптимизации процессов
изменение ракурса восприятия использования Сети не только как источника праздного досуга
более вдумчивый, проактивный _настрой сына или дочери
изучение культурных объектов эпохи родителей может способствовать установлению большего _их понимания детьм]
знакомство с интернет-ресурсами (повод для совместного просмотра видеоматериалов, обсуждения, сравнения оценки и пр.
обучение «без отрыва от соцсети»: в привычной среде и привычном формате
повод для предметного общения с родителями—обсужде™ формирование нового (аналитического) стиля восприятия по отношению к объектам, ранее не воспринимаемым как учебный материал (неструктурированным) — медиакомпетентносги возможность проявления творческих способностей
реализация принципов медиаобразования реализация принципов электронного обучения озможность отчитаться о наличии «электронного компонента» обучения (выполнение критерия эффективности)
/отработка новой педагогической , технологии реализация принципов интерактивного, неформального, информального
обучения_
позиционирование себя современным преподавателем — представителем /<новой школы»
отработка / закрепление конкретных тем (вДЮТ-анализ, методы принятия , управленческих решений и др.) возможность отчитаться об обеспечении показателей эффективности отработка нового формата образовательного мероприятия (в рамках «Университетских суббот») для привлечения абитуриентов на случай их интереса именно к технологиям обучения
Рис. 1. Mind-map анализа целесообразности проведения кинокоучинга по фильму «Премия» на базе возможностей социальной сети
Сегодня, как и на ранней границе этого периода, образовательная деятельность в нашей стране остается двояким орудием. Оно направлено, с одной стороны, на восприятие и отработку исходящего со стороны общества утилитарного запроса, коррелирующего со стадией общественно-экономического развития государства, в форме механизма подготовки наиболее актуальных для него человеческих ресурсов. С другой — на творческое созидание граждан — носителей вневременных культурных ценностей.
В 1960-е гг. акцент в образовании уже в старшей школе делался на подготовку специалистов для машиностроительной отрасли (конструкторов, чертежников и пр.). Старшеклассники проходили практику на заводах, осваивали технические дисциплины, с которыми в наши дни сталкиваются далеко не все и уже на более поздней стадии: при получении специального технического или высшего образования.
На следующем этапе для обучения школьников стали создавать специализированные производственные структуры. В Зеленограде сохранилось до наших дней здание бывшего «Школьного завода» — одного из учебно-производственных комбинатов (УПК), созданных во исполнение постановления об организации подобных предприятий, принятого Советом Министров СССР в 1974 г. [16], — обособленного предприятия, на котором в 80-е — начале 90-х гг. школьники полноценно участвовали в производстве игр серии «Электроника» («Автослалом», «Ну, погоди!», «Веселые футболисты», «Веселый повар», «Космический мост», «Тайны океана» и др.).
В те времена, согласно «Положению об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ» [17],
учащиеся старших классов общеобразовательных школ были обязаны проходить профессиональное обучение (примерно 4 ч в неделю) и заниматься общественно полезным трудом (до 4 ч в неделю). УПК обеспечивали выполнение этих установок.
Основными задачами таких комбинатов были: «... ознакомление учащихся с трудовыми процессами и содержанием труда рабочих на предприятиях; осуществление профессиональной ориентации школьников с целью подготовки их к сознательному выбору профессии; обучение учащихся первоначальным навыкам труда по избранной профессии» [18, с. 117]. Для этого один день в неделю старшеклассники учились вне школы — в УПК.
По завершении обучения ученики сдавали квалификационные экзамены (на разряд) и получали свидетельство об овладении трудовой специальностью. Набор специальностей, по которым проводилось обучение, определялся органами местного самоуправления и районными организациями народного образования (РОНО).
После распада СССР обязательное начальное профессиональное образование в Российской Федерации было исключено из обязательной программы общего среднего образования, вплоть до исчезновения из школ учителей труда соответствующей квалификации и специально оборудованных мастерских12 (как это произошло в Андреевской средней школе).
Период перестройки (1980-е — начало 1990-х гг.) оказался крайне болезненным для системы инженерного
12 Позже оно возродилось в режиме добровольного участия (см.: Типовое положение о межшкольном учебном комбинате: утв. постановлением Правительства РФ от 30.11.1999 № 1437 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 2: 10 янв. Ст. 222.).
образования. Многие выпускники технических вузов, завершившие обучение именно в этот период, не смогли найти себя в новой жизни, многие ушли из только что полученной профессии. Некоторые только по прошествии лет смогли вернуться к любимому делу. Но полного восстановления — ни в части функционирования предприятий электронной промышленности, ни, соответственно, в подготовке отечественных специалистов — в этой области пока не наблюдается.
В 2000-е гг. руководство РФ приняло концепцию двухуровневой инженерной подготовки, выразившуюся в том, что, по убеждению А. А. Фурсенко, министра образования и науки РФ в 2004—2012 гг., 4 года составляют вполне достаточный срок для подготовки специалиста, которого в условиях дефицита инженеров работодатели «оторвут с руками и ногами». Министр подчеркивал, что идеология образования в большинстве своем осталась прежней, советской: вузы убеждены, что должны готовить творцов, тогда как творцы не всегда и не везде нужны: «Нам необходимо прежде всего прививать культуру использования уже имеющихся наработок, следования имеющимся стандартам» [19].
Нельзя не сказать, что для участников отечественной системы образования на уровне преподавателей вузов переход от концепции подготовки человека-творца к подготовке человека-потребителя и от собственно ведения образовательной деятельности — к деятельности по оказанию образовательных услуг был и остается крайне болезненным [20].
Следующий этап развития (очередное изменение запроса государства к системе образования) связан с назначением в 2016 г. нового министра образования — О. Ю. Васильевой, по словам
которой, необходимо восстановить в школах общественно полезный труд, прекратив тем самым воспитание потребителей: «Мы должны вернуть <...> работу на приусадебных участках, уборку школьных помещений <...> вернуть прежде всего ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет» [21, с. 2]. Этот посыл внушил образовательному сообществу надежды на восстановление ряда отвергнутых прежде устоев.
Таким образом, система образования имеет дело с постоянно меняющимся запросом со стороны общества и отсутствием четко обозначенных ценностных ориентиров, необходимых для выстраивания крепкой, стабильно работающей системы подготовки — созидателей ли или потребителей, — а представители разных поколений (испытавших на себе влияние разных запросов) традиционно сталкиваются с необходимостью формирования своего рода «транслятора» для установления гармоничного взаимодействия.
В этом ключе тематический подбор материала зависит либо от конъюнктуры, формируемой регулярно поступающими директивами министерства образования / руководства вуза (тогда очередным критерием становится соответствие директивам / конъюнктуре), либо от направленности нравственного посыла преподавателя (критерии соответствия направленности нравственного посыла преподавателя / этической выве-ренности).
С точки зрения критерия этической выверенности и исходя из того, что рядом с современной молодежью, обучающейся в вузе и, как было сказано выше, часто не обладающей опытом личного решения задач организационно-производственного или общественного характера в рамках молодежных общественно-политических организаций, находятся
носители ценного жизненного опыта, чей культурный код включает все эти элементы, и понимание их культурного кода во многих случаях не менее важно, чем понимание сверстников, — использование фильмов, аналогичных «Премии» (таких, как «Собственное мнение» (СССР, реж. Ю. Карасик, 1977), «Высота» (СССР, реж. А. Зархи, 1957), «Магистраль» (СССР, реж. В. Трегубович, 1982), «Гори, гори ясно...» (СССР, реж. А. Шахмалиева, 1983), «Первый парень» (СССР, реж. А. Сиренко, 1983), «Амнистия» (СССР, реж. В. Пономарев, 1980), «И это всё о нем» (СССР, реж. И. Шатров, 1977), «Цемент» (СССР, реж. А. Бланк, 1975) и др.), объединяемых не только жанром, но и колоритом отечественной ментальности и элементов истории нашего государства, оправдано как минимум в целях восстановления связующего звена между поколениями.
Изложенную позицию можно соотнести с методикой «Коэффициент», описанной Д. Лемовым: «Одна из важнейших задач учителя — заставить ученика выполнить как можно больше познавательной работы: письменной, предполагающей рассуждения, анализ, обсуждение. <...> Иными словами, ваша цель — дать <...> шанс как можно больше упражняться и практиковаться, применить знания в максимальном объеме и проделать при решении задач-образцов всю работу, на которую они способны, вместо того чтобы наблюдать, как это делаете вы, их учитель» [22, с. 130].
Для эффективного применения данной методики целесообразно выполнение приводимых далее критериев.
— Четкое звучание имен и (или) должностей сотрудников, названий структурных подразделений организации (в «Премии» звучат названия и имена, относящиеся не только к персонажам в кадре, но и к оставшимся за ним).
— Максимальная концентрация сюжета на производственной составляющей.
(В «Премии» прорисовка лично-семейных аспектов сведена почти до анкетных характеристик, так же минималистичны пейзажные, музыкальные и прочие традиционные составляющие художественного фильма. Кроме того обозначаются сразу два ракурса организационного взаимодействия персонажей: в качестве работников разных уровней производственной структуры в составе строительного треста (СМУ) и в качестве участников общегосударственной партийной (политической) системы.)
— Доступность типовых схем оргструктур организаций описанной сферы деятельности и прочей необходимой справочной информации (см. рис. 2) — в нашем случае большая часть информации содержится в основном учебнике [13], который студенты могут получить в библиотеке университета, а задание может быть сформулировано примерно таким образом: «Проведите индивидуальный анализ, используя направляющие во-просы13 и полученные теоретические сведения. В случае необходимости (незнакомая терминология и т. п.) найдите дополнительную справочную информацию. При использовании источников делайте на них ссылки». Таким образом, рекомендуемым уточняющим принципом является наличие необходимой справочной информации по сюжету в открытом (как минимум — для сотрудников и студентов вуза) доступе в сети Интернет или в вузовской библиотеке. В большинстве случаев нежелательно использовать киноматериалы, для адекватного анализа которых необходимо, например, задействовать документы из труднодоступных архивов или категории ДСП.
13 «Учащиеся станут намного внимательнее смотреть киноверсию, если будут знать, на какие именно вопросы им предстоит ответить» [22, с. 94].
Рис. 2. Опорная схема, которую студенты могут обнаружить при поиске в сервисе «Google Картинки»
в случае правильного подбора ключевых слов14
— Аутентичность описания — критерий, более трудно выполнимый в случае работы с художественными материалами, что иллюстрирует, например, разбор ошибок, допущенных в фильме «Экипаж» (РФ, реж. Н. Лебедев, 2016)15. В случае следования данному критерию преподаватель должен либо самостоятельно отсекать принципиальные отступления в описании, являясь специалистом в соответствующей области, либо привлекать для этого экспертов, либо четко фокусировать внимание обучаемых только на осознанно используемых составляющих сюжета.
Использование иностранных киноматериалов жанра ПД (таких, как «Мне бы в небо» («Up in the Air», США, реж.
14 Источник: http://www.stroitelstvo-new.ru/ proizvodstvo/sistema-organizacij-4.shtml. Такой поиск студенты почти никогда
не проводят по собственной инициативе, руководствуясь принципом, заложенным еще в школе: выполнять анализ в стиле эссе, опираясь на собственные ощущения, а не на работу с источниками.
15 Ошибки фильма Экипаж (2016) / Teen Soul System — TSS channel // YouTube — видеохостинг. Опубл.: 2 июл. 2016. URL: https://www. youtube.com/watch?v=fluJ7qRt4OU (дата обращения: 09.03.2017).
Д. Райтман, 2009), «Пираты Силиконовой долины» («Pirates of Silicon Valley», США, реж. М. Бёрк, 1999), «Социальная сеть» («The Social Network», США, реж. Д. Финчер, 2010) и т. п.) осложняется их несоответствием этическому критерию, порой кардинальным. Однако мы считаем, что и такие материалы при должном сопровождении их обработки должны использоваться при обучении старшекурсников во избежание радикального отрыва учебного материала от реального медиаконтента, с которым они имеют дело во внеаудиторной жизни.
При этом следует решить — и, вероятно, на государственном уровне — вопрос выработки более понятной схемы для выполнения критерия соблюдения юридических формальностей (правомочность демонстрации).
Если в Гражданском кодексе РФ (часть 4 ГК РФ, раздел VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации», гл. 70 «Авторское право») есть статья 1274 «Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях», позволяющая «без согласия автора или
иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования: <...> 2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью» [23], что делает правомерным использование ресурсов, официально размещенных, например, на видеохостинге УоиТиЪе киноконцерном «Мосфильм» (https://www.youtube. com/useг/mosfilm), то использование материалов зарубежного производства, также являющихся важным образовательным материалом, оказывается источником потенциальных проблем для отечественных учебных заведений.
В условиях современности вероятность финансирования проекта выстраивания специальной подсистемы, которая в свою очередь обеспечивала бы изыскание необходимых средств и решение вопросов установления правовых отношений с обладателями авторских прав на отдельные произведения от лица образовательного учреждения, крайне мала. По этой причине более действенным путем избегания такого рода проблем сегодня является вынесение знакомства с киноматериалами, для которых сложно выстроить юридически обоснованную схему использования (воспроизведения) в аудитории, за ее пределы, т. е. в формат факультатива — по желанию учащихся. В этом случае каждый участник последующего обсуждения самостоятельно обеспечивает получение необходимого материала для знакомства с ним.
При этом, расширяя модель за рамки нашей практики отработки рассмотренного киноматериала, полагаем, что
кинокоучинг можно реализовать в различных форматах, подробно описанных далее.
В зависимости от использования аудиторного времени и средств дистанционного взаимодействия кинокоучинг может быть очным, заочным (очно-заочным, заочно-очным) или автономным.
1. При очном (полностью в аудитории) ограничениями в выборе материала (кроме этико-тематических) могут служить: правомочность демонстрации (в особенности при проведении коммерческих сеансов), соразмерность длительности киноматериала (в случае аудиторной отработки целесообразно выбирать материалы длительностью не более 2 ак. ч, т. е. не превышающей академическую «пару»)16 и соответствие формата записи техническому оснащению аудитории.
2. При очно-заочном (отработка части этапов в аудитории, части — удаленно, части — в одном из двух вариантов) ограничения те же, что для очного формата.
3. При заочно-очном (отработка первой части этапов удаленно (например, просмотр киноматериала), последующих частей — в аудитории) ограничения связаны с наличием записи в открытом доступе и с необходимостью большей однозначности в интерпретации материала различными учениками.
4. Автономный кинокоучинг — режим, аналогичный офлайн-презента-ции. В некоторых источниках встречается термин «самокоучинг», отношение к корректности которого было определено нами в работе «Вариации на тему
16 В случае выбора режима коллективного просмотра с комментированием целесообразно воспользоваться принципом планирования времени 60/40, т. е. не только выбирать фрагмент такой длительности, при котором оставалось бы время на комментарии, но и резервировать время на внеплановые / дополнительные темы обсуждения.
коучинга: автошкола менеджмента» [24]. Мы по-прежнему придерживаемся мнения, что понятие коучинг плохо совместимо с «само-», однако допускаем, что в случае достаточной подготовленности самообучающегося (в идеале и при минимизации вероятности расхождения в интерпретации киноматериала и вопросов к нему с коучем-автором) возможны полезные для ученика результаты самостоятельной отработки — использования разработок, опубликованных автором. Кроме тематических и этических (в случае актуальности вопроса соответствующей репутации для автора), ограничений по выбору материала в этом случае нет. Поиск и выбор киноматериала для просмотра осуществляет самообучающийся.
В зависимости от степени участия коуча в процессе выделим 3 различных формата17:
— с активным сопровождением — режим «бабушка» (интерактивная моноформа, с поэтапным подбрасыванием вопросов, сопровождением их отработки — предоставлением теоретических материалов и пр.);
— с активно-пассивным сопровождением — режим «мама» (интерактивная мультиформа, изменяющаяся в процессе адаптации коуча и его методов взаимодействия к характеру группы, целям, задачам) — соответствует ситуационному подходу в менеджменте;
— с пассивным сопровождением — режим «ленивая мама»118 (интерактивная форма, подразумевающая наибольшую
17 Гендерный уклон продиктован исключительно формулировкой нами образных названий с проекцией «на себя».
18 Быкова А. Я ленивая мама. А еще эгоистичная и беспечная // AdMe — Творчество. Свобода. Жизнь [электронный ресурс]. 2016. 17 января. URL: https://www.adme.ru/ svoboda-psihologiya/ya-lenivaya-mama-a-eschio-egoistichnaya-i-bespechnaya-936260/ (дата обращения: 03.03.2017).
самостоятельность обучаемых при неявно глубокой проработке рабочей ситуации коучем или его готовности к оперативной отработке возникающих результатов творческой деятельности обучаемых).
Планирование проведения кинокоу-чинга в названных выше форматах приводит к актуализации критерия соответствия уровня сложности киноматериала степени готовности обучаемых и самого коуча к требуемому режиму обработки. Характер ограничений по сути тот же, что и в предыдущей классификации. Увеличение степени свободы действий учеников подразумевает подбор материалов, удовлетворяющих критерию большей однозначности в интерпретации материала, особенно на начальных стадиях взаимодействия. Стоит, однако, отметить, что часть студентов воспринимают применение последней методики едва ли не как отсутствие процесса обучения как такового.
Среди моментов непроцедурного характера (не связанных с организацией взаимодействия в формате коуч — ученик) стоит отметить следующий: при выборе киноматериала немаловажно качество игры актеров. От него зависит возникновение чувства достоверности, вживание в ситуацию — т. е. именно те преимущества, которые обеспечивает использование киноматериалов по сравнению с текстами кейсов. Фильм «Премия» всецело соответствует этому критерию. На практике, когда у участников кинокоучинга не срабатывает кратко -временная память и обнаруживается несформированность культуры ведения быстрых записей (конспектов), иногда спасительным оказывается их знание артистов по другим фильмам. В этом случае фамилии действующих лиц заменяются фамилиями актеров, что не мешает
построению организационных моделей, иногда делая участников описанной ситуаций еще ближе «аналитикам». Таким образом, при выборе киноматериала в случае отсутствия уверенности в качественной предварительной подготовке или наличии навыков быстрой фиксации информации при очных формах проведения кинокоучинга стоит отдавать предпочтение более широко известным сюжетам, а также обыгранным более известными и более профессиональными актерами.
В качестве иллюстрации результата применения данного подхода и фильма приведем высказывание коллеги — впечатление от общения со студентами, по прошествии нескольких лет ставшими аспирантами: «Интересный факт: вчера наши аспиранты отметили, что просмотр фильма "Премия" по Вашей рекомендации во время их обучения в вузе был очень для них полезен. Этот факт очень удивил старшую часть нашего коллектива». При проведении аналогичных кинокоучингов с упрощенной формой отчетности в рамках курсов повышения квалификации для более взрослой аудитории одобрительный отклик был получен с ощутимо меньшей задержкой.
Литература
1. Середа Ю. А. Российская школа — нервные дети // Newtonew: просветительский ме-диапроект об образовании / ООО «Ньютонью Медиа». 2016. 24 марта. URL: https://newtonew. com/school/why-our-system-is-so-drastic (дата обращения: 06.03.2017).
2. Федоров А. В. Медиаобразование: вчера и сегодня. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. 234 с.
3. Блохин И. Н. Медиакомпетентность личности: ролевой анализ // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. Т. 2: Философия. 2014. № 4. С. 136—146.
4. Коменский Я. А. Законы хорошо организованной школы // Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. С. 133—163.
5. Oxford Dictionary of English. 3rd ed. / Ed. by A. Stevenson. Oxford; N. Y.: Oxford University Press, 2010. XXII, 2068 p.
6. Уитмор Дж. Coaching — новый стиль менеджмента и управления персоналом: практическое пособие / Пер. с англ. А. П. Колесник. М.: Финансы и статистика, 2001. 160 с.
7. Уитмор Дж. Внутренняя сила лидера: Коучинг как метод управления персоналом: пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2012. 309 с.
8. Маршал М. Кино Коучинг по фильму
0 Рокфеллере (Мужчины, построившие Америку) // YouTube — видеохостинг. Прямой эфир: 20 сент. 2016. URL: https://www.youtube. com/watch?v=mpo82-Dbf1o /(дата обращения: 03.03.2017).
9. Бадя Т. Кинокоучинг по фильму «Дьявол носит Prada» (Эффективная работа с информацией) // Справочник секретаря и офис-менеджера. 2013. № 1—12; 2014. № 1—8.
10. Champoux J. E. Management: Using Film to Visualize Principies and Practices. Cincinnati: South-Western College Pub., 2001. IX, 309 p. +
1 CD-ROM. (SWC-General Business Series).
11. Champoux J. E. Organizational Behavior: Using Film to Visualize Principles and Practices. Cincinnati: South-Western College Pub., 2000. VIII, 264 р.
12. Машегов П. Н., Канатников В. С. Жанр производственной драмы и проблема формирования медиа контента при переходе к экономике инновационного типа // Управление общественными и экономическими системами [электрон. журн.]. 2010. № 2. URL: http://umc.gu-unpk.ru/ umc/arhiv/2010/2/mashegov_kanatnikov.pdf (дата обращения: 03.03.2017).
13. Лукичёва Л. И. Управление организацией: учебное пособие. М.: Омега-Л, 2004. 360 с.
14. Харач О. Г. Модерирование группы в социальной сети как актуальная интерактивная форма обучения менеджменту // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2015. № 4 (8). С. 81—94.
15. Харач О. Г. О способах предотвращения одной из распространенных ошибок выполнения SWOT-анализа // Международная конференция «Инновационные подходы к решению технико-экономических проблем»: сб. тр. М.: МИЭТ, 2015. С. 106—111.
16. Постановление Совмина СССР от 23.08.1974 № 662 «Об организации межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся» // СП СССР. 1974. № 18. Ст. 105.
17. Положение об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ: утв. приказом
Министерства просвещения СССР от 11 мая 1985 г. № 81 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации / Консорциум «Кодекс». Cop. 2012—2017. URL: http://docs.cntd.ru/document/902005552 (дата обращения: 03.03.2017).
18. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения / Под ред. Т. Н. Мальковской. М.: Просвещение, 1983. 184 с.: ил. (Б-ка учителя труда).
19. Хлебников А. Инженеры третьего поколения // Учительская газета [сетевое изд.]. 2008. № 45: 4 ноября. URL: http://www.ug.ru/ archive/26465 (дата обращения: 03.03.2017).
20. Харач О. Г. Влияние образовательных реформ на формирование потенциала инновационного развития экономики России // Инновационное развитие экономики страны: теория, проблемы, решения — 2013: Междунар. науч.-практ. конф. (Зеленоград, 15—16 февраля 2013 г.): тез. докл. М.: МИЭТ, 2013. С. 92—93.
21. Замахина Т. Стандарт для школы: Ольга Васильева пообещала приостановить процесс объединения вузов // Российская газета: Столичный вып. 2016. № 7085 (217): 27 сент. С. 2.
22. ЛемовД. Мастерство учителя. Проверенные методики выдающихся преподавателей = Teach like a Champion: 49 Techniques that Put Students on the Path to College / Пер. с англ. О. Медведь. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 416 с.
23. Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях // Гражданский кодекс РФ: Последняя действующая редакция с Комментариями [электронный ресурс]. Cop. 2016— 2017. URL: http://stgkrf.ru/1274/ (дата обращения: 07.03.2017).
24. Харач О. Г. Вариации на тему коучин-га: автошкола менеджмента // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2016. № 1 (9). С. 88—100.
Харач Оксана Георгиевна — кандидат экономических наук, доцент кафедр экономики и менеджмента (ЭиМ) и информатики и программного обеспечения вычислительных систем (ИПОВС) МИЭТ. E-mail: [email protected]