Научная статья на тему 'Электронные компоненты как ресурс при обучении менеджменту'

Электронные компоненты как ресурс при обучении менеджменту Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ELECTRONIC COMPONENTS / ELECTRONIC TRAINERS / STANDARD SOFTWARE / VIDEO FILM / VIDEO CLIP / TESTS / STUDENTS’ INDEPENDENT WORK / METHODOLOGICAL SUPPORT / MANAGEMENT / TARGET PROGRAM DEVELOPMENT / TEACHING MATERIALS / ЭЛЕКТРОННЫЕ КОМПОНЕНТЫ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ / СТАНДАРТНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ВИДЕОФИЛЬМ / ВИДЕОРОЛИК / ТЕСТЫ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / МЕНЕДЖМЕНТ / РАЗРАБОТКА ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Короткова Татьяна Леонидовна

Автор делится опытом использования электронных компонентов при работе со студентами-магистрантами на кафедре маркетинга и управления проектами НИУ МИЭТ, давая подробное описание видов и специфики использования электронных компонентов при обучении дисциплине «Методы исследований в менеджменте», их краткой характеристики, а также особенностей этапов выполнения самостоятельной работы студентов на их основе. По результатам внедрения электронных компонентов в учебный процесс автор делает вывод о повышении уровня усвоения и качества исполнения заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Короткова Татьяна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author gives the benefit of experience of electronic components use while working with students on the Master’s program at the Marketing and Project Management Department of National Research University of Electronic Technology (MIET). The author describes in detail the types and specificity of electronic components used in teaching the “Research Methods in Management” course, gives their brief characteristics and explains the peculiarities of students’ independent work performance on their base. On the results of electronic components implementation in academic activities the author has drawn a conclusion about improvement of student achievement and of task performance quality.

Текст научной работы на тему «Электронные компоненты как ресурс при обучении менеджменту»

УДК 378.147

Электронные компоненты как ресурс при обучении менеджменту

Т. Л. Короткова

Национальный исследовательский университет «МИЭТ»

Автор делится опытом использования электронных компонентов при работе со студентами-магистрантами на кафедре маркетинга и управления проектами НИУ МИЭТ, давая подробное описание видов и специфики использования электронных компонентов при обучении дисциплине «Методы исследований в менеджменте», их краткой характеристики, а также особенностей этапов выполнения самостоятельной работы студентов на их основе. По результатам внедрения электронных компонентов в учебный процесс автор делает вывод о повышении уровня усвоения и качества исполнения заданий.

Ключевые слова: электронные компоненты; электронные тренажеры; стандартное программное обеспечение; видеофильм; видеоролик; тесты; самостоятельная работа студентов; методическая поддержка; менеджмент; разработка целевой программы; учебно-методический комплекс.

Развитие информационных технологий повышает качество образования за счет возможности внедрения современных электронных компонентов в учебный процесс. Умение работать с электронными средствами обработки и передачи информации развивает творческий и интеллектуальный потенциал студентов и позволяет использовать информационные ресурсы в разных учебных программах и дисциплинах. Как показал опыт обучения магистрантов по направлению «Менеджмент», применение электронных компонентов способствует повышению уровня усвоения и качества исполнения заданий, что особенно заметно при выполнении студентами самостоятельной работы. Это обеспечивает подготовку субъектов образовательного процесса к условиям информационного общества, при которых специфика более половины рабочих мест предполагает наличие компьютеров, сети Интернет [1].

© Короткова Т. Л.

На кафедре маркетинга и управления проектами (МиУП) в Национальном исследовательском университете «Московский институт электронной техники» (НИУ МИЭТ) электронные компоненты включены в учебно-методический материал по дисциплине «Методы исследований в менеджменте», по направлению «Менеджмент», для студентов-магистрантов дневной и дистанционной форм обучения.

В качестве примера рассмотрим применение электронных компонентов в методических указаниях к практическому заданию для самостоятельной работы студентов (СРС) по теме «Целевой и системный подходы и программно-целевое планирование в менеджменте» (management by objectives). Электронные компоненты используются в составе учебно-методического комплекса в целях лучшего освоения и успешно -го выполнения практического задания и формирования такой компетенции,

как «Способность использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами».

При этом профессиональные задачи, стоящие перед магистрантами, сводятся к следующему:

— организация проведения научных исследований: определение заданий для групп и отдельных исполнителей; выбор инструментария исследования; анализ результатов исследования; сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме исследования; подготовка обзоров и отчетов по теме исследования;

— разработка моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к сфере профессиональной деятельности, оценка и интерпретация полученных результатов.

Студентам-магистрантам дается задание по разработке комплексной целевой программы как планового проектного документа, ориентированного на решение определенной стратегической бизнес-проблемы, изложенной в проблемной ситуации.

Характеристика электронных компонентов. В процессе выполнения самостоятельной работы студенты используют следующие электронные компоненты: электронные тренажеры, видеофильм, видеоролик и стандартное программное обеспечение.

Электронные тренажеры.

1. Единый портал интернет-тестирования в сфере образования (ЬИр://^^?. i-exam.ru) по специальности «Менеджмент» (тесты). Студенты проходят тест в режиме самообучения. Оценка включается в текущую семестровую балльную систему для итоговой аттестации.

2. Сайт Национального Открытого Университета «ИНТУИТ». На основе ниже представленных лекций выполняются разработанные кафедрой тренинги.

— Курс «Инновационный менеджмент» (http://www.intuit.ru/studies/courses/ 3547/789/info) содержит систематизированное изложение методологических, организационных и технологических основ управления инновационной деятельностью организации.

— В курсе «Системный анализ в менеджменте» (http://www.intuit.ru/studies/ courses/3561/803/info) рассмотрены вопросы использования системного анализа в менеджменте. Актуальность проблемы обусловлена потребностью студентов в инструментарном обеспечении системного анализа и целевого планирования.

Видеофильм.

3. Видеофильм «Сетевое Планирование и Управление»1. Демонстрируются процессы построения, анализа и расчетов параметров сетевого графика, оптимизации сетевой модели. Видеофильм используется в качестве учебного пособия при изучении теории сетевого планирования и управления проектами и при выполнении задания по разработке целевой программы по описанной в задании проблемной ситуации.

Видеоролик.

4. Видеоролик «Управление и финансирование целевых программ»2. Программно-целевое планирование госпрограмм. Видеоролик используется как справочный материал для понимания программно-целевого планирования и для ответов на вопросы по теме задания.

1 Сетевое Планирование и Управление. Вуз-фильм, 1973 г. / Свердловская киностудия // YouTube — видеохостинг. Дата загрузки:

12 дек. 2010 г. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=xDp6xKOVJYE (дата обращения: 07.03.2017).

2 Динаев А. Управление и финансирование целевых программ: Одиннадцатый ответ на вопросы к государственному экзамену из цикла «Лекции Динаева Алихана» // YouTube — видеохостинг. Опубл.: 8 апр. 2011 г. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=2FVa41XiOk0 (дата обращения: 16.03.2017).

Стандартное программное обеспечение.

— Microsoft PowerPoint. Программа используется для презентации лекций в системе мультимедиа, прочитанных в НИУ МИЭТ по теме «Целевой и системный подходы в менеджменте».

- Microsoft Project (MSP). Программа управления проектами для помощи менеджеру проекта в разработке планов, распределении ресурсов по задачам, в отслеживании прогресса и при анализе объемов работ. Создает расписания критического пути с учетом используемых ресурсов. Цепочка визуализируется в диаграмме Гантта. MSP используется студентами для построения графиков и оптимизации целевой программы по срокам выполнения и затратам.

— Microsoft Excel. Программа для работы с электронными таблицами, предоставляет возможность экономико-статистических расчетов, имеет графические инструменты.

— Центр использования ЭМИРС. Электронные модули индивидуальной работы студентов НИУ МИЭТ (http:// orioks.miet.ru/oroks-miet/srs.shtml). На сайте кафедры МиУП представлены учебно-методические материалы, презентация и конспект лекций по теме практического задания.

— Накопительно-балльная система (НБС) в системе ОРИОКС МИЭТ.

В таблице приведены порядок применения электронных компонентов и трудоемкость по каждому этапу самостоятельной работы в процессе ее выполнения.

Последовательность выполнения задания

Этап выполнения задания

Неделя Методическая поддержка этапа Электронный компонент

1. Подготовка к СРС

6-я Учебно-методический материал, описание ситуации, контрольные вопросы, тест, программное и техническое обеспечение (2 акад. часа) 1) www.i-exam.ru 2) Microsoft Excel 3) Microsoft Project 4) http://www.intuit.ru/studies/courses/ 3547/789/info 5 ) http : //www. intuit. ru/studies/cour ses/ 3561/803/info 6) Microsoft PowerPoint

2. Вступление

7-я - 8-я Методы и модели исследований в менеджменте [3]. Проверка знаний посредством тестирования (2 акад. часа) 1 ) http://www.intuit.ru/studies/courses/ 3544/786/info 2) http://www.intuit.ru/studies/courses/ 3547/789/info 3) http://www.intuit.ru/studies/courses/ 3561/803/info 4) Единый портал интернет-тестирования в сфере образования: www.i-exam.ru (тесты) (1 акад. час)

Неделя Методическая поддержка этапа Электронный компонент

3. Основная часть. Выполнение заданий студентами в режиме онлайн

Обоснование целесообразности программного решения проблемы

9-я Методы весового ранжирования, коллективной экспертизы, мозгового штурма Microsoft Excel (1 акад. час)

Целевая разработка проекта программы

10-я Методы построения целевой модели и количественной оценки целей (0,5 акад. часа) Microsoft Excel (1 акад. час)

Структурная разработка целевой программы

11-я Методика построения календарного графика и сетевой модели и оценки продолжительности работ Видеофильм: https://www.youtube.com/ watch?v=xDp6xKOVJYE Microsoft Project (5,5 акад. часа)

Оптимизация программы

11-я Сетевое планирование и управление Видеофильм: https://www.youtube.com/ watch?v=xDp6xKOVJYE (2 акад. часа)

Ресурсное обеспечение программы методом

11-я Методика расчета затрат на программу Microsoft Project Microsoft Excel (3 акад. часа)

Презентация и доклад по результатам задания

12-я Выводы и рекомендации Microsoft PowerPoint (5 акад. часов)

4. Заключение. Подведение итогов

12-я Проверка формирования компетенций НБС в системе ОРИОКС МИЭТ: http://orioks.miet.ru

Взаимодействие преподавателя со студентами в процессе применения электронных компонентов (пояснение к таблице)

1. Подготовка к СРС. На подготовительном этапе преподаватель формирует следующий пакет документов и электронных компонентов: учебно-методический материал, описание ситуации, контрольные вопросы, тест, программное и техническое обеспечение, в том числе электронные тренажеры (сайт Национального Открытого Университета

«ИНТУИТ», http://www.intuit.ru) и тесты (сайт Единого портала интернет-тестирования в сфере образования, www. i-exam.ru).

2. Вступление. Студенты изучают методы и модели исследований в менеджменте с использованием целевого подхода и методики разработки программ в рамках инновационных проектов. Преподаватель проверяет знания студентов посредством тестирования с помощью электронных тренажеров (тесты на сайте www.i-exam.ru).

3. Основная часть. Студенты выполняют задание в режиме онлайн под руководством преподавателя путем консультаций. По выбранной проблеме магистранты разрабатывают целевое, структурное, ресурсное, и организационное обеспечение процессов выполнения целевой программы и строят ее эскизный план на основе материала видеофильма, используя Microsoft Project.

4. Заключение. Студенты защищают свою работу, используя презентацию в мультимедиа. Преподаватель проставляет оценочные баллы в НБС (система ОРИОКС МИЭТ).

Опыт применения электронных компонентов показал, что эффективность СРС увеличилась за счет следующих факторов:

— повысился уровень усвоения теоретического материала в связи с использованием наглядных презентаций в системе мультимедиа;

— стал более доступным инструментарий сетевого планирования и управления, чему способствовал просмотр в режиме мультипликации довольно сложного для восприятия теоретического материала по построению

сетевой модели, расчету параметров сетевого графика и процедурам его оптимизации;

— новое наглядное содержание пособия в виде электронных компонентов стимулировало выполнение отдельных этапов задания;

— освободилось время для практической работы и консультаций студентов с преподавателем;

— повысилась объективность оценивания уровня выполнения студентами отдельных задач и задания в целом.

Литература

1. Тангиров Х. Э. Электронные средства обучения как компонент информатизации образования // Инновационные педагогические технологии: мат-лы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). Казань: Бук, 2014. С. 335-337.

2. Насейкина Л. Ф. Применение электронных образовательных изданий и ресурсов как компонентов развития информационно-образовательной среды университета // Вестник ОГУ. 2011. № 2 (121): февраль. С. 248-253.

3. Короткова Т. Л. Исследования в менеджменте. М.: Курс: ИНФРА-М, 2013. 254 с.: ил.

Короткова Татьяна Леонидовна—доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга и управления проектами (МиУП) МИЭТ. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.