Научная статья на тему 'Теоретическая модель развития эмпатии у старшего дошкольника в театрализованной деятельности'

Теоретическая модель развития эмпатии у старшего дошкольника в театрализованной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЯ / ДОШКОЛЬНИК / ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EMPATHY / PRESCHOOLER / THEATRICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анисимова Наталья Михайловна

В статье представлена теоретическая модель развития эмпатии у старшего дошкольника в театрализованной деятельности. Данная модель состоит из взаимосвязанных компонентов: концептуального, целевого, содержательного, технологического и результативного. Модель включает все составляющие данного процесса: цель, подходы, принципы, педагогические условия, этапы, формы, методы, приемы и диагностику результативности данного процесса. Данная модель развития эмпатии старшего дошкольника в театрализованной деятельности в условиях детского сада позволяет комплексно рассмотреть исследуемый процесс, более глубоко изучить его, охватить в единой системе основные направления, этапы и компоненты процесса развития эмпатии старшего дошкольника.The article presents a theoretical model of the empathy development of a senior preschooler in theatrical activity. This model consists of interconnected components: conceptual, target, substantive, technological and productive. The model includes all the components of this process: goal, approaches, principles, pedagogical conditions, stages, forms, methods, techniques and diagnostics of the effectiveness of this process. This model of the empathy development of a senior preschooler in theatrical activities in kindergarten allows you to comprehensively consider the process under study, study it more deeply, cover the main directions, stages and components of the empathy development of a senior preschooler in a single system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретическая модель развития эмпатии у старшего дошкольника в театрализованной деятельности»

НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Теоретическая модель развития эмпатии у старшего дошкольника в театрализованной деятельности

Анисимова Наталья Михайловна,

магистр педагогики, воспитатель первой квалификационной категории, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка -детский сад № 5 г. Владивостока» E-mail: vinogradnik.vl@rambler.ru

В статье представлена теоретическая модель развития эмпатии у старшего дошкольника в театрализованной деятельности. Данная модель состоит из взаимосвязанных компонентов: концептуального, целевого, содержательного, технологического и результативного. Модель включает все составляющие данного процесса: цель, подходы, принципы, педагогические условия, этапы, формы, методы, приемы и диагностику результативности данного процесса. Данная модель развития эмпа-тии старшего дошкольника в театрализованной деятельности в условиях детского сада позволяет комплексно рассмотреть исследуемый процесс, более глубоко изучить его, охватить в единой системе основные направления, этапы и компоненты процесса развития эмпатии старшего дошкольника.

Ключевые слова: эмпатия; дошкольник; театрализованная деятельность.

Современная система дошкольного образования регламентирует во ФГОС ДОО создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками [1], но в силу объективных причин и проблем в системе муниципального дошкольного образования сегодня недостаточно уделяется внимания эмоциональной сфере ребенка, в том числе развитию эмпатии.

Социологи обозначают следующую тенденцию: современное поколение Z, к которому относятся и сегодняшние старшие дошкольники, становится менее общительными, чем предыдущие дети, более погруженные в себя и виртуальный мир [2].

Возникает вопрос: как эффективно организовать процесс в ДОО, который способствовал бы развитию эмпатии у современного старшего дошкольника?

В современном толковом словаре русского языка приводится следующее определение эмпа-тии: 1. Способность входить в чужое эмоциональное состояние, сопереживать. 2. Интеллектуальная идентификация собственных чувств с чувствами и мыслями другого человека [3].

Данное определение не дает полного представления о сложности и многогранности эмпатии, как психического явления.

Существующие трактовки феномена эмпатии отражают многообразие направлений в исследовании этого явления.

Анализ исследований позволил нам, вслед за Т.Д. Карягиной, определить эмпатию как процесс понимания и отклика на переживание другого, основанный на сопереживании и ориентированный относительно внутренней феноменологической перспективы другого [4].

Многозначность трактовок феномена эмпатии порождает определенные трудности и проблемы в выявлении и анализе структурных ее компонентов.

На основе анализа психолого-педагогических исследований феномена эмпатии нами были рассмотрены три компонента развития этого каче-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ства личности - эмоциональный (сопереживание и сочувствие), когнитивный (понимание состояний другого человека без изменения своего состояния) и поведенческий (активная поддержка другого и оказание помощи) [5].

В качестве средства развития эмпатии у старшего дошкольника в условиях ДОО нами была принята театрализованная деятельность.

Предназначение театрального искусства - развитие эмоциональной сферы человека. Театральная деятельность - такой вид деятельности, который способствует сближению детей, раскрытию их внутреннего мира, приближению к знаниям не только через разум, а через чувства и эмоции.

Нами была разработана теоретическая модель развития эмпатии старшего дошкольника в театрализованной деятельности в условиях ДОО. Данная модель состоит из взаимосвязанных компонентов: концептуального, целевого, содержательного, технологического и результативного.

К концептуальным основам процесса развития эмпатии у старшего дошкольника в театрализованной деятельности в условиях ДОО отнесены событийный и деятельностный подходы, а также совокупность методологических принципов.

Событийный подход (Д.В. Григорьев, Л.И. Новикова), реализация которого предполагает наличие в жизни класса ярких, эмоционально насыщенных, незабываемых событий. Эти события должны быть значимы и привлекательны как для всего коллектива, так и для каждого его участника.

Деятельностный подход, который определяет деятельность как один из видов активного существования человека (А.Н. Леонтьев). В центре внимания должна стоять не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми в реализации вместе поставленных целей.

Для успешного развития эмпатии старшего дошкольника выделены следующие принципы: событийности (эмоциональной окрашенности), принципа-маркера Радости, самодеятельности, рефлексивности.

1. Принцип со-бытийности (эмоциональной окрашенности). Общность характеризуется как «эмоциональное единство», она складывается вокруг группового переживания, общих эмоций и радости. Поэтому каждое проживаемое событие должно быть эмоционально значимо для его участника, каждый день, проведенный в общности должен быть наполнен радостью совместного бытия. Это позволит создать благоприятный психологический климат, атмосферу эмоционального принятия и признания.

2. Принцип-маркер Радости. Радость связана с переживанием факта преодоления трудности, что предполагает внутреннее усилие, усилие про-

5 дуктивной активности. Только преодолевая себя о каждый день, чувствуя радость, старший дошкольник расширяет свои возможности, развивается, ° развивает в себе ощущения силы, уверенности. ав Здесь конкурируют не сами потребности, а по-

рождаемые этими потребностями положительные эмоции, которые зависят не только от потребности, но и возможности ее удовлетворения.

3. Принцип самодеятельности. Суть его состоит в том, что в театрализованных играх старшие дошкольники могут сами выбирать себе роль (деятельность), которая им наиболее интересна, в которой они могут проявить свои способности, талант, добиться определенных успехов, которая поможет осознать им свою значимость.

4. Принцип рефлексивности заключается в том, что совместные дела, события будут способствовать формированию сознательного отношения к своей деятельности, выведению смыслов, осознанию своих возможностей и своего будущего жизненного пути. Это позволит обеспечить создание единого ценностно-смыслового пространства группы детского сада.

Целевой компонент теоретической модели предусматривает развитие эмпатии старшего дошкольника в условиях ДОО.

Содержательный компонент предлагаемой модели включает в себя комплекс условий для развития эмпатии старшего дошкольника в условиях ДОО:

- обогащение представлений дошкольников об эмоциях и чувствах, активизация опыта чувствования ребенка через упражнения, направленные на развитие мимических движений; игры на определение и передачу эмоциональных состояний человека при помощи жестов и мимики; игры по обучению выразительным движениям; этюды на распознавание различных жестов, на развитие выразительности жеста; этюды по освоению и использованию различных вариантов поз, походки и других выразительных движений; игры на развитие умения выражать интерес, внимание, сосредоточенность, удивление, радость, удовольствие, печаль, страдание, презрение, отвращение, гнев, страх, вину, стыд; обучение правилам этикета («волшебные слова», правила общения по телефону, правила хорошего тона в различных ситуациях - на улице, в театре, транспорте и др.);

- активное участие дошкольников в театрализованной деятельности: театр «би-ба-бо», пальчиковый театр, теневой, настольный, а также в современных формах театрального искусства: перформанс, иммерсивный спектакль, пластический спектакль, вербатим, театр художника, play-back театр и т.д.

- организация жизнедеятельности дошкольников в группе ДОО с включением эмоционально-насыщенных дел, событий. Реализация данного условия будет проходить через игровое взаимодействие, прием эмоционального обволакивания, празднование дней рождения детей в группе, проведение флешмобов и др. Технологический компонент подразумевает ряд

этапов: подготовительный, основной, итоговый.

Целью подготовительного этапа является определение условий организации безопасного про-

странства для выражения чувств и эмоции детей; диагностика уровня эмпатии старшего дошкольника. С этой целью предусмотрены игры на доверие, «театр прикосновений», прием эмоционального обволакивания и др.

Целью основного этапа является организация яркой, совместной деятельности детей, воспитателя и родителей с использованием различных форм театрализованной деятельности. Реализация данного условия будет проходить через игровое взаимодействие, прием эмоционального обволакивания, празднование дней рождения детей в группе, проведение флешмобов и др. Активное участие в современных формах театрального искусства: перформанс, иммерсивный спектакль, пластический спектакль, вербатим, театр художника, play-back театр и т.д.

Целью итогового этапа является проведение эмоциональной рефлексии.

Результативный компонент предполагает отслеживание развития эмпатии старших дошкольников в условиях ДОО.

С целью определения уровня развития эмпатии старших дошкольников в условиях ДОО определены следующие критерии:

- эмоциональный критерий (понимание состояний другого человека без изменения своего состояния);

- когнитивный критерий (сопереживание и сочувствие);

- поведенческий критерий (активная поддержка другого и оказание помощи).

Для определения критериев было взято следующее понятие эмпатии: процесс понимания и отклика на переживание другого, основанный на сопереживании и ориентированный относительно внутренней феноменологической перспективы другого.

Таким образом, теоретическая модель развития эмпатии у старшего дошкольника в театрализованной деятельности в условиях ДОО позволяет комплексно рассмотреть исследуемый процесс, более глубоко изучить его, охватить в единой системе основные направления, этапы и компоненты процесса развития эмпатии у старшего дошкольника. Этот процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных условий, направленных на формирование в группе детского сада безопасного пространства, отношений взаимопонимания, создание условий для активного включения старшего дошкольника в активную деятельность посредством современных форм театрального искусства.

Литература

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») // Российская газета. - 2013. - 25.11 (№ 265)

2. Кулакова А.Б. Поколение Z: теоретический аспект [Электронный ресурс] // Вопросы территориального развития. 2018. № 2 (42). -точка доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ pokolenie-z-teoreticheskiy-aspekt

3. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка / Т.Ф. Ефремова. - М.: Астрель, 2006. - 973 с.

4. Карягина, Т.Д. Проблема формирования эмпатии:/ Т.Д. Карягина// Консультативная психология и психотерапия. - 2010. - № 1. - С. 38-54.

5. Долгова В. И., Мельник Е.В., Петрова Н.М. Феномен эмпатии в психологических исследованиях [Электронный ресурс]// Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 31. - С. 86-90. - точка доступа: http://e-koncept.ru/2015/95524.htm.

THEORETICAL MODEL OF EMPATHY DEVELOPMENT OF A SENIOR PRESCHOOLER IN THEATRICAL ACTIVITY

Anisimova N.M.

Municipal budgetary preschool educational institution "Center for the Development of the Child - Kindergarten No. 5 of Vladivostok"

The article presents a theoretical model of the empathy development of a senior preschooler in theatrical activity. This model consists of interconnected components: conceptual, target, substantive, technological and productive. The model includes all the components of this process: goal, approaches, principles, pedagogical conditions, stages, forms, methods, techniques and diagnostics of the effectiveness of this process. This model of the empathy development of a senior preschooler in theatrical activities in kindergarten allows you to comprehensively consider the process under study, study it more deeply, cover the main directions, stages and components of the empathy development of a senior preschooler in a single system.

Keywords: empathy; preschooler; theatrical activity. References

1. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 17, 2013 No. 1155 "On the approval of the federal state educational standard for preschool education") // Russian newspaper. - 2013. - 25.11 (No. 265)

2. Kulakova A.B. Generation Z: theoretical aspect [Electronic resource] // Questions of territorial development. 2018. No 2 (42). - access point: https://cyberleninka.ru/article/ri/pokolenie-z-teoreticheskiy-aspekt

3. Efremova T.F. The modern explanatory dictionary of the Russian language / T.F. Efremova. - M .: Astrel, 2006. - 973 p.

4. Karyagina, T.D. The problem of the formation of empathy: / T. D. Karyagina // Advisory Psychology and Psychotherapy. -2010. - No. 1. - P. 38-54.

5. Dolgova V. I., Melnik E.V., Petrova N.M. The phenomenon of empathy in psychological research [Electronic resource] // Scientific and methodical electronic journal "Concept". - 2015. - T. 31. - P. 86-90. - access point: http://e-koncept.ru/2015/95524.htm.

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.