2. Дубовицкая Т.Д. Опросник значимости учебных предметов для профессиональной подготовки будущего специалиста / Т.Д. Дубовицкая // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24.- № 5.- С. 103-109.
3. Мельников Ю.А. Методика использования подвижных игр народов России в физическом воспитании студенческой молодёжи: Автореф. дисс. ...канд. пед. наук. - Волгоград, 2011. - 23 с.
4. Мифтахов. Р. А. Физическое воспитание подростков на основе этнопедагогических традиций в условиях модернизации образования: дисс. .канд. пед. наук. - Казань, 2015. - 189 с.
5. Русакова Д.А. Ухудшение качества профессионально-прикладной физической подготовки студентов, употребляющих табакокурение / Д.А. Русакова // Актуальные проблемы физической культуры, спорта, туризма и рекреации: Мат-лы IV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов и аспирантов, г. Томск, 21 апреля 2016 г. (под ред. канд. биол. Наук А.В. Кабачковой. - Томск, 8ТТ, 2016. - С. 252-256.
6. Салимов Х. К. Педагогические условия воспитания патриотизма учащихся средствами национальных таджикских подвижных игр и народных традиций: дисс ... канд. пед. наук.- Душанбе, 2015. - 174 с.
7. Самолюк О.И. Развитие физических качеств студентов вуза с помощью молдавских народных подвижных игр / О.И. Самолюк // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №5.-иЯЬ: http://www.science-education.ru/128-21620 (дата обращения: 13.01.2018).
8. Собянин Ф.И. Развитие быстроты у школьников с помощью народных подвижных игр и спортивной игры «яждент» / Ф.И. Собянин [и др.] // Психолого-педагогические проблемы воспитания быстроты: Матер. междунар. науч.-практич. конфер. - Тирасполь: Изд-во Приднестр. ун-та, 2013. - С. 181-185.
9. Тулякова И.Н. Повышение мотивации студентов к занятиям физической культурой / И.Н. Тулякова // Актуальные проблемы физической культуры, спорта, туризма и рекреации: Мат-лы IV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов и аспирантов, г. Томск, 21 апреля 2016 г. (под ред. канд. биол. Наук А.В. Кабачковой. - Томск, 8ТТ, 2016. - С. 165-167.
10. Фазенда Н.П. Методика применения народных подвижных игр на уроках физической культуры в 6 классах в школах Мозамбика: Автореф. дис ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2012. - 23 с.
11. Шегенбаев Н.Б. Развитие системы физического воспитания школьников на основе казахских национальных игр: дисс. ... канд. пед. наук. - Курган-Тюбе, 2015. - 159 с.
Педагогика
УДК 373.24
кандидат психологических наук, доцент Самсоненко Людмила Сергеевна
Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург); кандидат педагогических наук, доцент Шавшаева Людмила Юрьевна
Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург)
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье актуализируется проблема сформированности эмпатии у современных дошкольников. Представлены результаты исследования уровня развития трех компонентов эмпатии (когнитивного, эмоционального, поведенческого). Обосновывается использование театрализованной деятельности как средства формирования эмпатии у старших дошкольников. Описан комплекс реализованных педагогических условий по формированию эмпатии, включающий разработку парциальной программы иконспектов занятий по использованию театрализованной деятельности в работе, создание развивающей предметно-пространственной среды; организацию взаимодействия с родителями при реализации театрализованной деятельности.
Ключевые слова: эмпатия, старший дошкольный возраст, театрализованная деятельность, педагогические условия, парциальная программа, развивающая предметно-пространственная среда.
Annotation. In the article the problem of formation of empathy at modern preschool children is staticized. Results of a research of the level of development of three components of empathy are presented (cognitive, emotional, behavioural). Use of the dramatized activity as means of formation of empathy at the senior preschool children is proved. The complex of the realized pedagogical conditions on formation of empathy including development of the partial program and abstracts of classes in use of the dramatized activity in work, creation of the developing subject and spatial environment is described; the organization of interaction with parents at realization of the dramatized activity.
Keywords: empathy, the advanced preschool age, the dramatized activity, pedagogical conditions, the partial program, the developing subject and spatial environment.
Введение. На современном этапе развития общества в условиях отсутствия социальной и экономической стабильности, возрастания социальной напряженности происходит утрата традиционных духовных ценностей, актуализирующая проблему нравственного воспитания современных детей в духе милосердия. Ведущую роль в связи с этим приобретает формирование эмпатии подрастающего поколения, как способности понять и почувствовать состояния окружающих людей, оказать содействие. Ценным этапом для становления способности к эмпатии выступает старший дошкольный возрастной период. Эмоциональное взаимодействие, успешность которого во многом определяется высоким уровнем эмпатии, несформированное в этом возрасте, компенсировать в дальнейшем достаточно сложно.
В ФГОС дошкольного образования к целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования, обусловливающим необходимость формирования эмпатии старших дошкольников, относятся: обладание ребенком установками положительного восприятия мира, положительное отношение к различным видам деятельности, к окружающим людям и самому себе; умение договориться, умение сообразовывать свои собственные интересы и интересы окружающих других, сопереживание неуспехам, способность адекватно воспринимать успехи друзей, родственников и окружающих, соответственно проявлять свои эмоции [8].
Формулировка цели статьи. Целью нашего исследования была разработка и внедрение в образовательную практику дошкольной образовательной организации комплекса педагогических условий по формированию эмпатии детей средствами театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте. Задачи исследования: проанализировать содержание и структуру понятия «эмпатия»; выявить педагогические возможности театрализованной деятельности в формировании эмпатии у старших дошкольников; разработать и внедрить в образовательную практику дошкольной образовательной организации педагогические условия по формированию эмпатии в старшем дошкольном возрасте.
Цель статьи - представить для научных сотрудников и практикующих педагогов результаты исследования и внедрения разработанного комплекса педагогических условий по формированию эмпатиив старшем дошкольном возрасте.
Изложение основного материала статьи. В нашем исследовании, опираясь на поход отечественных авторов (В.В. Бойко, Н.Н. Обозов), эмпатия понимается как интегративное качество личности, включающее в структуру три компонента: эмоциональный (переживание-сочувствие:осознание эмоциональных переживаний другого), когнитивный (переживание-утверждение:представления о возможных внутренних переживаниях другого человека) и поведенческий (переживание-действие:потребность в оказании реальной помощи и поддержки) [1, 7].
Формируется эмпатия в различных видах творчества и деятельности детей. Одним из самых распространенных видов деятельности детей дошкольного возраста, объединенных с творчеством, выступает театрализованная. Как разновидность ведущей игровой деятельности, театрализованная, по словам Л.С. Выготского, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, она наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» [3, с. 164].
Педагогические возможности театрализованной деятельности в формировании эмпатии достаточно широки. Авторами (Е.В. Мигунова, Л.Г. Миланович, Н.Ф. Сорокина) отмечается, что вступая во взаимодействие в процессе театрализованной деятельности, дети познают окружающий мир во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а способность педагогасформулировать проблемные вопросы заставляют их размышлять, анализировать, делать выводы и обобщения [6, 11]. В работах С.С. Бычковой, И.В. Зиминой отмечается, что театрализованная деятельность выступает источником становления эмоций, глубоких чувств и открытий ребенка, помогает приобщиться ему к системе духовных ценностей. Театрализованные занятия способствуют формированию эмоциональной сферы ребенка, учат его сочувствовать героям, сопереживать и вникать в разыгрываемые события [2, 4].
Исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения города Оренбурга. Всего испытуемых - 40 детей старшей дошкольной возрастной группы возраста 5-6 лет. Из них 23 мальчика, 17 девочек.
Всех участников эксперимента разделили на две группы - экспериментальная (20 детей) и контрольная (20 детей). Участники экспериментальной группы принимали участие в реализации комплекса педагогических условий по формированию эмпатии через театрализованную деятельность.
Для диагностического исследования сформированности эмпатии использовался пакет методик: для изучения эмоционального компонента - методика А.Д. Кошелевой «Исследование эмоционального проявления ребенка» [13]; для изучения когнитивного компонента - методики «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой [5], «Понимание эмоционального состояния» Г. А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной [12]; для изучения поведенческого компонента проводилась третья серия методики Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Понимание эмоционального состояния».
По результатам изучения эмоционального компонента эмпатии участники исследования разделились на три подгруппы. Большинство воспитанников как в экспериментальной, так и в контрольной группах (55% и 60% соответственно) показали низкий уровень. У данных детей средства общения при назывании чувств и эмоций персонажей характеризуются невыразительностью, недостаточной точностью. К среднему уровню развития эмоционального компонента можно отнести 35% и 30% детей. Дети этой группы достаточно точно способны передавать эмоции и чувства героев, однако их мимика остается мало выразительной. На высоком уровне оказалось только 10% из обеих групп воспитанников. Эти дети способны точно воспроизводить эмоциональные проявления персонажей, используют богатый спектр мимических средств общения, выразительно передают настроения.
Изучение когнитивного компонента эмпатии показало, что к низкому уровню относятся более 70% воспитанников из обеих групп. Дети данной группы, пытаясь рассказать что видят на картинках с изображением человека, испытывали сложности или совсем неверно называли эмоциональное состояние (Сеня: «Стоит, ждет»; Вера: «Не хочет играть»). Средний уровень показали 25% детей в экспериментальной и 30% детей в контрольной группах. Данная группа воспитанников испытывает затруднения при назывании оттенков эмоций (уныние или заинтересованность). Высокой степени развития когнитивного компонента эмпатии не смог показать ни один ребенок.
По результатам изучения сформированности поведенческого компонента можно сделать вывод, что как в экспериментальной, так и в контрольной группах преобладают показатели низкого уровня (65% и 70% соответственно). В целом дети лишь формально проявляли желание оказать помощь или совсем отказывались от действенной помощи. Мотивировали дети свой ответ практически одинаково в обеих группах: мотив нормативности поведения -«маленьких обижать нельзя», «надо добрым»; мотив взаимности -моральное обязательство платить добром за добро - «потом он даст мне свою игрушку»; мотив избегания отрицательных последствий - «если ты не поделишься, они тоже не будут делиться».
Итак, проведение пакета диагностических методик позволяет сделать вывод, что большинство детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах (более 60%) характеризуются низким уровнем сформированности всех компонентов эмпатии.
В связи с этим был разработан и реализован комплекс педагогических условий, включающий разработку научно-методическое обеспечения формирования эмпатии в старшем дошкольном возрасте средствами театрализованной деятельности; создание развивающей предметно-пространственной среды; организацию взаимодействия с родителями при реализации театрализованной деятельности.
Некоторые элементы созданного комплекса педагогический условий были раскрыты нами в научно-методических материалах [9, 10].
Представим более полное описание реализации данного комплекса педагогических условий в дошкольной образовательной организации:
1. Научно-методическое обеспечение формирования эмпатии в старшем дошкольном возрасте средствами театрализованной деятельности включало разработку: парциальной образовательной программы «Арлекино», конспектов занятий, методических рекомендаций по формированию эмпатии для педагогов.
Программа включала три модуля.
Модуль 1. «Умные пальчики и шустрый язычок». Модуль предполагает на занятиях делать акцент на реализации пальчиковых игр, пантомимы и артикуляционных игр.
Модуль 2. «Куклы и люди». На занятиях в рамках данного модуля с воспитанниками разыгрываются этюды и кукольные представления.
Модуль 3. «В гостях у сказки». В данном модуле детям предлагается совместная деятельность по чтению сценариев, придумыванию новых сказок или созданию нового конца известных, Также дети занимаются изготовлением декораций и атрибутов к спектаклям. В рамках каждого модуля разработано проведение трех занятий.
Занятия проходили по следующим темам: «Пальчиковые игры», «Мир жестов», «Артикуляционные игры», «Фольклор-скороговорки, потешки», «Этюды», «Кукольное представление «Маша и медведь», «Беседа и анализ содержания сказки «Репка», «Совместное сочинение новой сказки «Репка», «Атрибуты и декорации к сказке».
2. Создание развивающей предметно-пространственной среды, направленной на формирование эмпатии, опиралось на следующие принципы: формирование «зон приватности»; предоставление детям права и свободы выбора; создание условий для исследования, поиска и экспериментирования; многофункциональность использования помещений и оснащения.
Развивающая предметно-пространственная среда по формированию эмпатии у старших дошкольников включала следующие центры:
- Центр «Эмоций», направленный на формирование способности к распознаванию эмоций (пиктограммы, иллюстрации, фотографии эмоциональных проявлений, эмоциональные звуковые записи -смех, плач, крик; музыкальные эмоциональные образы).
- Центр «Уроки сопереживания» для развития способности к сопереживанию включает атрибуты (костюмы, шляпки, букетики, галстуки) для самостоятельного проигрывания разных ситуаций («В театре», «На концерте», «Принимаем гостей», «В ресторане») для развития сопереживания героям и глубокого проникновения в содержание произведения.
- Центр сюжетно-ролевых игр для обсуждения и поиска решений в противоречивых моральных ситуациях; развитие положительного восприятия младших, родителей, пожилых людей, инвалидов (письма, подарки, помощь) («Школа», «Дочки-матери», «Парикмахерская» и др.).
- Центр социализации, включающий атрибуты для знакомства с профессиями - фотографии / карточки людей разных специальностей, элементы одежды, профессиональные принадлежности, книги с рассказами о людях разных профессий и др.
3. Взаимодействие с родителями при реализации театрализованной деятельности включало несколько направлений работы:
1. Досуговое направление. Данное направление было ориентировано на установление открытых доверительных отношений между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Реализовывались следующие формы: праздники с чаепитием, празднование дней рождения с разыгрыванием сценок для именинника; выставки театральных костюмов, иллюстраций сказок, декораций; акции (спектакль для малышей).
2. Информационно-аналитическое направление. Целью данного направления являлось изучение интересов, потребностей и запросов родителей, уровня их педагогической грамотности по проблеме формирования эмпатии. Использовались формы: анкетирование; тестирование, индивидуальные беседы.
3. Познавательное направление. Целью данного направления является формирование представлений родителей о возможностях театрализованной деятельности и особенностях ее реализации в старшем дошкольном возрасте. В рамках данного направления использовались следующие формы: беседа («Как привить дошкольникам интерес к театральному искусству»), групповые и индивидуальные консультации («Театрализованная игра, как средство развития речи дошкольников», «Игра и театр», «Театр и родители»), мини-лекции на групповых собраниях («Мир дошкольного театра»), мастер-классы («Игры-драматизации»).
По результатам наблюдения можно сделать вывод о заинтересованности родителей в реализации театрализованной деятельности. Родители активно включались в пошив костюмов, изготовление кукол и декораций, даже играли некоторые роли в совместных постановках с детьми.
Через десять месяцев после начала работы по реализации комплекса педагогических условий по формированию эмпатии в старшем дошкольном возрасте проводилась повторная диагностика участников эксперимента.
Результаты повторной диагностики показали, что у участников экспериментальной группы повысился уровень сформированности эмпатии. Количество детей старшего дошкольного возраста, показавших высокий уровень эмоционального компонента, выросло до 35%, на среднем уровне до 55%, на низком уровне осталось только 10% детей. Высокий уровень сформированности когнитивного компонента показали 20%, средний уровень - 65%, на низком уровне осталось 15%. Поведенческий компонент на высоком уровне был сформирован у 15%, на среднем уровне - 70%, на низком уровне также осталось 15% дошкольников. В целом дети экспериментальной группы стали проявлять высокий уровень понимания и знаний эмоциональных состояний, способностей называть как яркие изображения эмоций, так и их оттенки. Большинство детей проявили способность оказывать помощь, мотивируя оказание помощи дружескими чувствами, сопереживанием и необходимостью взаимопомощи.
Выводы. Таким образом, результаты исследования уровня сформированности эмпатии у старших дошкольников показали необходимость реализации комплекса педагогических условий: апробация парциальной программы; создание развивающей предметно-пространственной среды; организацию взаимодействия с родителями при реализации театрализованной деятельности, обеспечивающего развитие эмпатии дошкольников. Разработанные и апробированные педагогические условия могут быть
рекомендованы работникам дошкольных образовательных организаций как средство формирования эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Проведенное исследование не охватывает всех аспектов процесса формирования эмпатии в театрализованной деятельности. Дальнейшие исследования возможны в связи с изучением возрастно-половых особенностей формирования исследуемого феномена; изучение формирования эмпатии в других видах деятельности детей (трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная).
Литература:
1. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. - М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 2010. - 472 с.
2. Бычкова, С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений / С.С. Бычкова. - М.: АРКТИ, 2003. - 96 с.
3. Выготский, Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка / Л.С. Выготский // Психология личности: тексты. - М.: Просвещение, 1982. - С. 161-166.
4. Зимина, И.В. Театр и театрализованные игры в детском саду/ И.В. Зимина // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 3-14.
5. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
6. Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учебно-методическое пособие / Е.В. Мигунова. - Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2006. - 128 с.
7. Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. - Киев: «Лыбидь», 1990. - 192 с.
8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (П. 3., п.п. 3.6.3.) (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. - 2013. - 25.11 (№ 265).
9. Самсоненко, Л.С. Развитие эмпатии дошкольников посредством театрализованной деятельности [Электронный ресурс] / Л.С. Самсоненко, Т.П. Акимова // Вопросы дополнительного профессионального образования. № 2 (6). 2016.
10. Самсоненко, Л.С. Реализация программы театрализованной деятельности в дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] / Л.С. Самсоненко, Т.П. Акимова // Вопросы дополнительного профессионального образования. № 1 (5). 2016
11. Сорокина, Н.Ф. Программа «Театр-творчество-дети» / Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович. - М.: МИОО, 2006. - 126 с.
12. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Просвещение, 1998. - 304 с.
13. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. А. Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
Педагогика
УДК: 378.037
кандидат педагогических наук, доцент Сапегина Татьяна Алексеевна
Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург)
СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
УСПЕШНОСТИ БАКАЛАВРА
Аннотация. В статье рассмотрена роль физического воспитания в вузе, с целью формирования у студентов ориентированного подхода к здоровому образу жизни, стойкой мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья, для повышения работоспособности и профессиональной успешности бакалавра.
Ключевые слова: бакалавр, физическая культура, мотивация, здоровье студентов.
Annotation. The article examines the role of physical education in the University, with the purpose of formation of students ' oriented approach to a healthy lifestyle, stand the motivation to preservation and strengthening of their health, to enhance health and professional success of bachelor.
Keywords: bachelor, physical culture, motivation, health students.
Введение. Одной из главных проблем нашего государства является низкая рождаемость и сохранение здоровья населения. В современном мире слишком много возможностей и человек просто обязан быть здоровым, активным и конкурентоспособным. Для этого необходимо двигаться, идти вперед и развиваться физически. Тогда человек будет жить в гармонии с самим собой и сможет воспроизвести здоровое новое поколение граждан. Здоровье является главным богатством человека, которое невозможно купить ни за какие деньги.
На сегодняшний день стало ясно, что в современном мире каждый человек испытывает на себе немалый объем неблагоприятных воздействий разного рода, это не может не сказаться на его душевном и физическом состоянии. Нужно отметить и тот факт, что за последние десятилетие зарегистрирован всплеск различных хронических заболеваний, причем возникают они совершенно у разных слоев населения.
Но не все зависит от амбиций и желания человека. Существует ряд социально-экономических проблем, которые мешают человеку заниматься своим здоровьем, физическим совершенствованием. А также есть и те, кому занятие физической культурой кажутся скучными и не интересными.
Особенно острой эта проблема является в отношении нашего подрастающего поколения. Значительный спад физического здоровья наблюдается у современных детей, распространение среди них различных заболеваний ставит под угрозу все сферы жизни общества и социальную стабильность нашей страны в самой недалеком будущем.