4. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 475 с.
5. Яценко Л. В. Картина мира как универсальное средство регуляции / Научная картина мира как компонент современного мировоззрения. — 2000. 38-64 с.
Педагогика
УДК 373.24
кандидат педагогических наук, доцент Шавшаева Людмила Юрьевна
Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург); кандидат психологических наук, доцент Самсоненко Людмила Сергеевна
Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург)
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Рассматривается значимая проблема формирования основ социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Представлен диагностический инструментарий; результаты изучения основ социальной компетентности воспитанников дошкольной образовательной организации. Выявлены необходимые педагогические условия: применение комплекса игр, обусловливающего обогащение социального опыта старших дошкольников; реализация взаимодействия педагогов и родителей детей, способствующая активному участию родителей в формировании исследуемого феномена; конструирование парциальной образовательной программы, направленной на преодоление воспитанниками типичных трудностей в общении.
Ключевые слова: социальная компетентность, старшие дошкольники, игровая деятельность, дошкольная образовательная организация.
Annotation. The significant problem of formation of bases of social competence of children of the advanced preschool age of game activity is considered. Diagnostic tools are presented; results of studying of bases of social competence of pupils of the preschool educational organization. Necessary pedagogical conditions are revealed: application of the complex of games causing enrichment of social experience of the senior preschool children; the realization of interaction of teachers and parents of children promoting active participation of parents in formation of the studied phenomenon; designing of the partial educational program directed to overcoming typical difficulties by pupils in communication.
Keywords: social competence, senior preschool children, game activity, preschool educational organization.
Введение. Современные условия реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования актуализируют необходимость позитивной социализации обучающихся, возможной только при высоком уровне сформированности основ социальной компетентности детей [9]. Однако, современные выпускники дошкольных образовательных организаций, имея относительно высокий уровень интеллектуальной готовности к школьному обучению, отличаются недостаточно сформированными умениями общаться, устанавливать конструктивное взаимодействие со взрослыми и сверстниками, что, в свою очередь, обусловливает негативный характер адаптации в социуме, является одной из вероятных причин дезадаптации [8].
Формирование основ социальной компетентности обучающихся целесообразно начинать в старшем дошкольном возрасте, в связи с его сензитивностью для освоения детьми социальных норм; развитием готовности к взаимодействию; коммуникативных умений, необходимых для успешной адаптации ребенка в социуме, выстраивания эффективного взаимодействия с окружающими людьми.
Формулировка цели статьи. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования основ социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности в дошкольной образовательной организации. Задачи исследования: выявить структуру и содержание понятия «основы социальной компетентности старшего дошкольника»; определить педагогические условия, обеспечивающие формирование основ социальной компетентности старших дошкольников; разработать методическое обеспечение формирования основ социальной компетентности старших дошкольников в процессе игровой деятельности.
Цель статьи - представить работникам образования результаты исследования по проблеме формирования основ социальной компетентности старших дошкольников в процессе игровой деятельности.
Изложение основного материала статьи. Исследования социальной компетентности старших дошкольников реализуются в различных аспектах: особенности формирования исследуемого феномена в целом (Т.Н. Антонова [1], Е.А. Арнаутова [3]); осознание ребенком самого себя, определение нового содержания и задач приобщения детей к социальному миру (О.Л. Князева [5], С.А. Козлова [6]); формирование «картины мира» как системы знаний человека об окружающих людях, о себе и своей деятельности (Ю.А. Аксенова [1], И.Э. Куликовская [7]); значение игровой деятельности в формировании личности ребенка, в установлении социальных связей с окружающим миром (А.В. Запорожец [4], Д.Б. Эльконин [10]).
Анализ мнений различных авторов позволил следующим образом определить содержание понятия «социальная компетентность старшего дошкольника»: это интегративное качество личности, отражающее единство знаний о себе и других, нормах поведения в обществе (социальные знания); сопереживания, сочувствия, содействия (социальные эмоции); мотивов общения, оказания помощи, аффилиации (социальные мотивы); умений взаимодействовать, разрешать конфликтные ситуации, осуществлять саморегуляцию (социальные умения), позволяющее адаптироваться в социуме. В соответствии с закономерностями возрастного развития ребенка, мы считаем, что в старшем дошкольном возрасте необходимо говорить об основах социальной компетентности, определяемых сензитивным периодом развития, являющихся начальным уровнем сформированности исследуемого явления.
Анализ теоретических исследований позволил выявить педагогические условия формирования основ социальной компетентности старших дошкольников в процессе игровой деятельности в дошкольной
образовательной организации: применение комплекса игр, обусловливающего обогащение социального опыта старших дошкольников; реализация взаимодействия педагогов и родителей детей, способствующего активному участию родителей в формировании исследуемого феномена; проектирование и реализация парциальной образовательной программы, направленной на преодоление воспитанниками типичных трудностей в общении.
Экспериментальная работа проводилась на базе муниципальной дошкольной образовательной организации Оренбургской области. Экспериментальной работой было охвачено 22 старших дошкольников 6-7 лет (подготовительная группа). В соответствии с предложенной структурой социальной компетентности разработан диагностический инструментарий, направленный на изучение сформированности исследуемого феномена. Были применены следующие методики: «Неоконченные ситуации» (А.М. Щетинина, Л.В. Кирс); «Изучение особенностей социально-нравственного развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе сверстников» (Т.А. Репина); «Изучение социальных эмоций» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина); «Изучение мотивов деятельности» (Е.П. Ильин); «Изучение мотивов поведения в ситуации выбора» (Е.П. Ильин); «Необитаемый остров» (О.В. Дыбина); «Сделаем вместе» (И.Б. Дерманова).
Изучение социальных знаний воспитанников позволяет отметить, что только некоторые дети старшего дошкольного возраста (18,2%) показали при первичной диагностике полные, осознанные, системные знания о собственной личности, других людях; продемонстрировали знание норм поведения в обществе. Знания, характеризующиеся эпизодическим применением, недостаточной глубиной и прочностью отмечаются у менее половины обследуемых старших дошкольников (36,4%). Большинство детей (45,4%) имеют фрагментарные, поверхностные знания о себе, других людях, принятых нормах поведения. Анализ результатов сформированности социальных эмоций показывает, что многие дети (50%) не всегда положительно относятся к сверстникам, готовы охотно оказать помощь, проявлять чувство ответственности к сверстникам и взрослым, замечать эмоции окружающих; не всегда адекватно реагируют на успех и неудачи других детей. Большинство старших дошкольников пытаются привлечь внимание на себя, проявляют эмоциональные реакции на состояние сверстников и взрослых, при этом говоря, например: «А я так не делаю никогда...». Отмечается стремление получить одобрение со стороны взрослого, иногда изображение сочувствия, сопереживания другому, так называемая эгоцентрическая эмпатия (36,4%). Лишь отдельные дети демонстрируют высокий уровень сформированности сочувствия, сопереживания, содействия (13,6%).
Изучение особенностей сформированности социальных мотивов показало большую ориентацию мотивов на взаимодействие с мамой («делаю подарок для мамы), чем на сверстников («чтобы поиграть с друзьями»), еще меньшую ориентацию на более младших детей («подарок маленьким»). Выявлено доминирование личной мотивации над общественной (59,1%). Однако, в присутствии сверстников демонстрируется в большинстве своем именно общественная мотивация. По результатам изучения социальных умений выявлено, что для большинства детей (63,6%) характерна недостаточная активность в общении, иногда проявления отрицательной направленности в общении, доминирование эгоистических тенденций, не учет желаний сверстников, стремление настоять на своем. Кроме того, отмечается недостаточный уровень сформированности умения осуществлять саморегуляцию у большинства обследуемых старших дошкольников. Высокую активность во взаимодействии, принятие на себя роли организатора, сформированность умений слушать, договариваться со сверстниками, демонстрируют лишь отдельные дети (9,1%). Таким образом, анализ полученных данных позволяет отметить необходимость повышения уровня сформированности основ социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
Формирующий эксперимент предполагал осуществление обозначенных выше педагогических условий. Осуществление комплекса игр, обусловливающего обогащение социального опыта обучающихся. Спроектирован и реализован комплекс игр, направленный на формирование основ социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Задачи: формировать знания о себе, других людях, нормах поведения; формировать сочувствие, сопереживание, содействие; формировать социальные мотивы; формировать социальные умения. Игры осуществлялись в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования, осуществляемой в дошкольной образовательной организации.
Комплекс игр, направленный на формирование основ социальной компетентности старших дошкольников включал в себя следующие блоки игр: «Познаю себя и окружающий мир»; «Учусь понимать других»; «Стремлюсь к общению»; «Умею общаться». В процессе реализации комплекса игр происходило освоение способов деятельности; дети учились приходить к единому мнению о теме игры; распределять роли; реализовывать сюжет задуманной игры. В ходе опосредованного руководства игровой деятельностью мы стремились выявить особенности выполнения ребенком игровой роли, с целью скорректировать имеющиеся затруднения в освоении социального опыта. Вмешательство в совместную игровую деятельность старших дошкольников осуществлялось только при возникновении необходимости: возникновении вопросов, выявлении предпосылок конфликтной ситуации.
Как правило, активные дети, претендовали на роли лидеров, в связи с этим между детьми в начале экспериментальной работы отмечались разногласия, актуализирующие необходимость организации совместной деятельности. Совместно со старшими дошкольниками определялись сюжетные линии игры, необходимость определенных игровых действий. Так, задавались следующие вопросы: «Какую роль ты бы хотел играть?»; «Как ты будешь ее играть?»; «Что в связи с этим необходимо сделать?» и другие.
Особое внимание уделялось анализу процесса и итогов игровой деятельности. Старшие дошкольники осуществляли рефлексию игры, отвечая на вопросы о том, что происходило в процессе; что получилось / не получилось; какие возникали затруднения и каким образом они преодолевались. Таким образом оценивались собственные успехи / успехи других детей; выявлялись причины событий; предлагались пути разрешения затруднений.
Рассмотрим осуществление следующего педагогического условия - реализация взаимодействия педагогов и родителей детей, способствующего активному участию родителей в формировании исследуемого феномена.
На начальном этапе работы проводился опрос мнений родителей о сформированности социальной компетентности собственных детей, и в целом, в группе старших дошкольников. Выявлялись проблемные зоны в формировании исследуемого феномена; данные сопоставлялись с результатами опроса педагогов, психолого-педагогической диагностики. Анализ мнений родителей воспитанников показал необходимость
осуществления просвещения в рамках исследуемой проблемы. Просвещение реализовывалось в интерактивных формах: групповые консультации и дискуссии, игры, совместные мероприятия с родителями. Интересно проходили мероприятия, посвященные особенностям семейных и национальных традиций, в процессе которых родители осуществляли ознакомление детей с традициями своей семьи, спецификой быта и разнообразием культуры определенного народа. Родители, принимая участие в воссоздании положительных традиций, приобретали опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и сдругими детьми, а также с педагогами, что обусловливает успешность совместной деятельности по формированию основ социальной компетентности.
Эффективной формой работы при формировании основ социальной компетентности старших дошкольников совместно с родителями были социальные акции, ориентированные на помощь другим: «Подарки малышам», «Братьям нашим меньшим», «Счастьем делюсь сдругим», «Доброе сердечко», «Помню и горжусь» и многие другие. В процессе проведения акций детьми старшего дошкольного возраста осуществлялось не механическое запоминание общепринятым норм поведения, а осмысление необходимых знаний, преобразуемых в отношения. Привлечение родителей к проведению социальных акций было обязательным условием их проведения. Готовясь к социальным акциям, совместно с родителями мы продумывали направленность социально-педагогической проблемы, каковы цели и формы реализаций мероприятий, их продолжительность; ход осуществления и анализа итогов, определения дальнейших перспектив.
Работа с родителями осуществлялась не только в групповой, но и в индивидуальной форме. Проводились индивидуальные педагогические консультации для родителей старших дошкольников, испытывающих затруднения в процессе освоения социальных норм и умений.
Рассмотрим особенности реализации еще одного педагогического условия: проектирование и реализация парциальной образовательной программы, направленной на преодоление воспитанниками типичных трудностей в общении. Наличие детей с наиболее типичными трудностями в общении актуализировало разработку и реализацию парциальной образовательной программы «Мы вместе!». Цель программы: формирование основ социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста с типичными трудностями в общении. Задачи: формирование адекватных способов выражения гнева; формирование умения владеть собой; формирование эмпатии; формирование дефицитарных функций; формирование адекватной самооценки.
По результатам психолого-педагогической диагностики были выявлены группы детей, с характерными для детей старшего дошкольного возраста трудностями в общении: проявляющие эгоцентризм, низкий уровень эмпатии, агрессию по отношению к взрослым и детям («агрессивный тип»); характеризующиеся тревожностью, «вялостью» в плане коммуникации, неготовностью и неумением сотрудничать («тревожный тип»); двигательной расторможенностью, импульсивностью в общении («гиперактивный тип»). Основа реализации программы - совместная деятельность взрослого и ребенка, осуществляемая в ходе игрового тренинга. Так, при работе с детьми «агрессивного типа» использовались игры, психогимнастические упражнения, рисование на определенную и свободную тему. С интересом дети играли в «Обзывалки», передавая мяч по кругу, старшие дошкольники придумывали друг другу разные необидные слова, связанные с названием деревьев, цветов, птиц и т.д. В заключении ребенок обязательно говорил своему соседу приятное, например: «А ты добрый!». Проведение данной и схожих игр показывает, что старшие дошкольники получают возможность выплеснуть напряжение, услышать комплимент в свой адрес, в связи с этим отмечается уменьшение стремления к проявлениям агрессии.
В работе со старшими дошкольниками «гиперактивного типа» важным было формирование внимательности, способности к установлению контактов с окружающими людьми. Инструкции при проведении игр отличались краткостью и четкостью. Учитывалось то, что дети быстро утомляются, не умеют выслушивать до конца, есть сложности при «выжидании» своей очереди в игре, учете интересов сверстников. В связи с этими особенностями старшие дошкольники включались в совместную деятельность в несколько этапов: индивидуальная работа, работа в подгруппах, коллективные игры.
При работе с детьми «тревожного типа» учитывалось наличие чрезмерного беспокойства таких старших дошкольников, иногда наличие совершенно конкретных страхов; обращалось внимание на необходимость повышения самооценки таких детей, формирование умений снимать напряжение мышц и отработку уверенного поведения. Проводились игры, позволяющие почувствовать собственную значимость, осуществить релаксацию, способствующие созданию доверительной обстановки в группе.
Для родителей старших дошкольников разработаны рекомендации, позволяющие осуществить в ходе взаимодействия с собственными детьми учет наиболее типичных трудностей в общении.
Данные экспериментальной работы, полученные по ее итогам, позволяют отметить позитивную динамику в формировании основ социальной компетентности старших дошкольников в процессе игровой деятельности, осуществляемой в дошкольной образовательной организации. Существенно снизилось количество старших дошкольников, имеющих низкий уровень социальной компетентности (54,5% - начало эксперимента; 23,9 % - конец). Средний уровень сформированности основ социальной компетентности стал характерен для более чем половины воспитанников (33% - начало; 55,7% - конец). Необходимо отметить и повышение количества воспитанников с высоким уровнем сформированности основ социальной компетентности. Больше стало старших дошкольников, обладающих системными и глубокими знаниями о себе, других людях, нормах взаимоотношений, принятых в обществе; проявляющих выраженные способности к сочувствию, сопереживанию, содействию; проявляющих активность в процессе взаимодействия, принимающих на себя функции организаторов, вносящих предложения, распределяющих обязанности, проявляющих умения слушать, соотносить свои идеи с идеями других.
Выводы. Таким образом, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия формирования основ социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста, позволяющие реализовать экспериментальную работу. Дальнейшие исследования возможны в связи с выявлением влияния различных социальных институтов на уровень сформированности основ социальной компетентности старших дошкольников, а также изучением гендерных аспектов рассмотренной проблемы.
Литература:
1. Аксенова, Ю.А. Символы мироустройства в сознании детей / Ю.А. Аксенова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 272 с.
2. Антонова, Т.В. Социальная компетентность ребенка-дошкольника: показатели и методы выявления / Т.В. Антонова // Детский сад от А до Я. - 2004. - № 5. - С. 54-69.
3. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях [Электронный ресурс] / Е.П. Арнаутова. - Режим доступа: http: //www.dou4sun.ru/files/File/biblioteka_arnautova-family-kg.pdf (дата обращения 26.01.2017)
4. Запорожец, А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры / А.В. Запорожец // Дошкольное воспитание. - 1965. - № 10. - С. 21-24.
5. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. - М.: Детство Пресс, 2016. - 304 с.
6. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С .А. Козлова. - М.: Академия, 1998. - 160 с.
7. Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование: старший дошкольный возраст / И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 80 с.
8. Матвеева, М.Г. Коммуникативная компетентность как социальная одаренность детей дошкольного возраста / М.Г. Матвеева // Образование и саморазвитие. - 2013. - № 1(35). - С. 77-82.
9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (П. 3., п.п. 3.6.3.) (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. - 2013. - 25.11 (№ 265).
10. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 228 с.
Педагогика
УДК 378.147
кандидат исторических наук, доцент Шагалова Ольга Глебовна
Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А. И. Прошлякова Министерства обороны РФ (г. Тюмень); кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Смирнова Жанна Венедиктовна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-
КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Аннотация. В статье рассматривается деятельностно-компетентностный подход как наиболее продуктивный для формирования самостоятельного, высококвалифицированного специалиста, творчески решающего задачи, возникающие в процессе его деятельности. Отмечено, что сущность процесса обучения сводится не просто к овладению знаниями, умениями и навыками, но так же и к приобретению опыта деятельности. Поэтому подробно освещаются этапы овладения студентом опытом в процессе обучения. Рассмотрена трактовка понятия «компетенция» ФГОС. На основе этого определения было выведено авторское определение понятия «компетентный человек». А также выделены несколько разных позиций по отношению к определению «компетентность». Установлены и подробно описаны преимущества компетентностного подхода в профессиональном образовании. Для успешной реализации деятельностно-компетентностного подхода, были выделены специальные условия, которые необходимо соблюдать.
Ключевые слова: деятельностно-компетентностный подход, компетенция, компетентность, Федеральный государственный образовательный стандарт, деятельность, профессиональное образование, выпускник.
Annotation. The article deals with the activity-competence approach as the most productive for the formation of an independent, highly qualified specialist who creatively solves problems arising in the course of his activity. It is noted that the essence of the learning process is reduced not just to mastering knowledge, skills and skills, but also to gaining experience. Therefore, the stages of mastering the student's experience in the learning process are described in detail. The interpretation of the concept of «competence» of GEF is considered. Based on this definition, the author's definition of the term «competent person» was derived. And also several different positions are distinguished in relation to the definition of «competence». The advantages of the competence approach in vocational education are established and described in detail. For the successful implementation of the activity-competence approach, special conditions have been singled out that must be observed.
Keywords: activity-competence approach, competence, competence, Federal state educational standard, activity, vocational education, graduate.
Введение. Компетентностно-ориентированное профессиональное образование - объективное явление, вызванное социально-экономическими, политико-образовательными и педагогическими предпосылками. И прежде всего - это реакция профессионального образования на социально-экономические условия в стране.
Современная ситуация, сложившаяся в рамках профессионального образования в России, подталкивает к необходимости разработки новых подходов к подготовке инициативных, творческих и высококвалифицированных специалистов. Современный выпускник должен обладать определенными качествами для грамотного выполнения своей будущей профессиональной деятельности: способностью быстро адаптироваться к изменяющимся жизненным условиям, самостоятельностью в освоении необходимых знаний, способностью умело применять их на практике, развитым критическим мышлением, умением работать с информацией.
Для развития в студенте данных качеств, в профессиональное образование был введен деятельностно-компетентностный подход, который призван сформировать максимальную самостоятельность личности студента как в профессиональной сфере, так и на бытовом уровне.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена необходимостью формирования специалистов нового образца. На сегодняшний день все еще существует расхождение между качеством подготовки выпускника и требованиями работодателей к будущему работнику. Введенный в систему профессионального образования