ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
УДК 374.71
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
К.М. Лебедева
Аннотация. Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. В «Федеральном законе об образовании в Российской Федерации» подчеркивается, что родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей, поэтому появляется необходимость формирования грамотного, компетентного родителя. В статье представлена модель формирования педагогической компетентности родителей воспитанников дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), которая включает цель, содержание, методы, формы, средства и результат. Автор дает определение понятиям «неформальное образование», «педагогическая компетентность родителей воспитанников ДОУ». Описаны методологические подходы, на которых базируется модель: личностно-деятельностный, компетентностный и экспериментально-аналитический, опирающийся на многократные вариативные переходы «практика - теория» и «теория - практика» в образовательной деятельности педагогического клуба «Компетентный родитель».
Ключевые слова: модель, неформальное образование, педагогическая компетентность родителей воспитанников ДОУ, методологический подход, экспериментально-аналитическое обучение, компетентностный подход, личностно-деятельностный подход, вариативные переходы «практика - теория» и «теория - практика».
THE MODEL OF FORMATION OF PEDAGOGICAL COMPETENCE
OF PARENTS OF PUPILS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
K. Lebedeva
Abstract. The updating of the system of preschool education, the processes of humanization and democratization of it has necessitated increased interaction of preschool institutions with the family. In the "Federal law on education in the Russian Federation" it is underlined that parents have the preference in education and upbringing of children, so there is a need to develop the competent parent. The article presents the model of formation of pedagogical competence of parents of pupils of preschool educational institutions (PEI), which includes goal, content, methods, forms, means and results. The author gives a definition of "informal education", "pedagogical competence of parents of preschool pupils". The author also describes the methodological approaches that underpin the model: student-activity, competence-based and experimental-analytical approaches, based on multiple variable transitions "practice - theory" and "theory -practice" in educational activity of pedagogical club "Competent parent".
Keywords: model, non-formal education, pedagogical competence of parents of preschool pupils, methodological approach, experimental and analytical learning, competence approach, personality and activity approach, variable "practice - theory" and "theory - practice".
Обновление системы дошкольного образования привело к повышению внимания к проблемам семьи и обусловило необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с родителями воспитанников. В «Федеральном законе об образовании в Российской Федерации» подчеркивается, что родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей. Поэтому актуализируется необходимость формирования компетентного, грамотного родителя.
Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации
сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности воспитания и развития детей [3;4]. Педагоги дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, используют нетрадиционные формы работы с семьей. При этом проблема формирования компетентности родителей посредством неформального образования мало изучена. Педагогическую компетентность родителей воспитанников
ДОУ мы рассматриваем как совокупность определенных характеристик личности родителя и его педагогической деятельности, обуславливающих возможность эффективно осуществлять процесс воспитания ребенка в семье. Педагогическая компетентность родителей включает следующие компоненты: мотивационно -ценностный, когнитивный, рефлексивный, поведенческо-
коммуникативный и поведенческо-
деятельностный компоненты,
характеризующие специфику взаимодействия родителя с ребенком.
Неформальное образование
рассматривается как организованная, систематическая образовательная
деятельность, проводящаяся за пределами формальной образовательной системы, для обеспечения заданных видов обучения по отношению к специальным подгруппам населения, взрослым и детям [10, с.1025].
Анализ современного состояния педагогической теории и практики показал необходимость формирования педагогической компетентности родителей воспитанников ДОУ. В связи с этим возникает вопрос: каким образом сформировать педагогическую
компетентность родителей воспитанников ДОУ?
Для начала необходимо разобраться в методологических подходах, так как одной из важнейших задач любого исследования является обоснование выбора при реализации того или иного подхода. По мнению И.В. Ильиной, в связи с тем, что в современной методологии невозможно выделить
универсальный подход к процессу формирования компетенции и в науке существует диалектическое единство теоретико-методологических подходов,
появляется возможность привлечения в качестве методологической основы
исследования нескольких методологических подходов. Поэтому в большинстве исследований по формированию
компетентности в качестве методологической базы используются два-три методологических подхода, чаще всего деятельностный и компетентностный [5, с.54; 12, с.6].
Таким образом, методологическую основу нашего исследования составляет совокупность трех методологических подходов: личностно-деятельностного, экспериментально-
аналитического и компетентностного, см. рис. 1.
Рисунок 1. - Связь методологических подходов в формировании педагогической компетентности родителей
Основополагающим в нашем исследовании является личностно-деятельностный подход, с позиций которого мы рассматриваем родителя как личность и соответственно субъекта деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми,
определяет характер этой деятельности и общения.
В соответствии с данным подходом родитель в ходе опытно-экспериментальной участвует в отборе содержания программы «Компетентный родитель», определяя вопросы, наиболее значимые для него в данный момент, и ставит
перед собой цель, тем самым определяя характер деятельности. Целеполагание в данном контексте связано с саморефлексией педагогической деятельности родителя, осознанием необходимости изменений в этой деятельности, саморазвитием и вместе с тем с когнитивными процессами личности, то есть с компонентами педагогической компетентности.
Чтобы достигнуть результата образования -сформированности педагогической
компетентности родителей, необходимо опираться и на компетентностный подход, так как личностно-деятельностный подход сам по себе не позволяет раскрыть содержательное наполнение компетентностной составляющей [5, с.54]. Таким образом, личностно-деятельностный и компетентностный подходы взаимосвязаны. Именно компетентностный подход в нашем исследовании позволяет описать педагогический процесс с точки зрения формирования у личности определенного вида компетенции.
В ходе опытно-экспериментальной работы для достижения результата необходимо не только определить цель и содержание, но и реализовать саму программу «Компетентный родитель». Отбор методов, форм, средств на каждом этапе осуществляется с учетом потенциала экспериментально-аналитического подхода, который предполагает использование многократных вариативных взаимопереходов «практика (реальная ситуация) - теория (выявление закономерностей, рефлексия) -практика (новый опыт)» в процессе обучения педагогике. Неформальное образование, организуемое в логике экспериментально-аналитического подхода, помогает родителю понять специфику своей индивидуальной педагогической деятельности, черты
индивидуального стиля, а также неизвестные и не использованные ранее грани педагогического знания и соотносить эти две системы, создавая, таким образом, мотивацию к расширению индивидуальной педагогической
компетентности путем самообразования, саморазвития на основе рефлексии и самоанализа.
Результатом использования трех взаимодополняющих методологических
подходов: личностно-деятельностного,
экспериментально-аналитического и
компетентностного - является не просто педагогическая компетентность, а постоянно саморазвивающаяся педагогическая
компетентность родителей. Далее более подробно остановимся на подходах.
Основы личностно-деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева [1;2;9]. Определяя личностно-деятельностный подход как единство его личностного и деятельностного компонентов, И.А. Зимняя отмечает, что первый соотносится с личностным или, как в последнее время он определяется, личностно ориентированным подходом [11, с.105]. Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения или образовательной деятельности находится сам обучающийся - его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т.е. применительно к нашему исследованию - родитель как личность. То есть образовательная деятельность «преломляется» через личность родителей, через их ценностные ориентации, мотивы, цели, интересы.
Образовательная деятельность как составляющая неформального образования в соответствии с «деятельностным» компонентом данного подхода предполагает:
1) самостоятельность родителей в образовательном процессе, что выражается в определении целей и содержания педагогического клуба «Компетентный родитель» самими обучаемыми;
2) повышение роли самостоятельной работы родителей;
3) опору на имеющиеся знания и опыт родителей в различных областях и их использование в ходе мероприятий.
Таким образом, личностно-деятельностный подход в нашем исследовании является основополагающим, так как вся образовательная деятельность строится с учетом прошлого опыта родителей, их личностных особенностей в субъектно-субъектном взаимодействии.
При этом личностно-деятельностный подход необходимо дополнить компетентностным и экспериментально-аналитическим.
Реализация программы педагогического клуба «Компетентный родитель» опирается на экспериментально-аналитический подход в обучении педагогике, который основывается на многократных вариативных переходах «теория -практика» и «практика - теория» благодаря использованию многообразия видов
познавательной и практической педагогической деятельности [7]. Необходимость использования данного подхода обуславливается тем, что у родителей недостаточно теоретических знаний об особенностях развития и воспитания детей, но имеется достаточно большой багаж
практического опыта, при этом не всегда идеального.
Подробнее остановимся на данном подходе. Л.А. Косолапова вводит понятие «экспериментально-аналитическое обучение педагогике», характеризуя научно обоснованную технологию, опирающуюся на многократные вариативные переходы «теория - практика» и «практика - теория» в процессе преподавания педагогики, обеспечивающую интеграцию исследовательской составляющей в
профессионально-педагогическую деятельность, а в связи с этим - готовность студента -будущего учителя самостоятельно формировать обобщенное индивидуализированное
педагогическое знание и творчески компетентно применять его сообразно ситуации в педагогическом процессе [6, с.101].
В контексте неформального образования родителей мы рассматриваем экспериментально-аналитический подход как методологическую основу технологии, опирающейся на многократные вариативные переходы «теория -практика» и «практика - теория» в образовательной деятельности педагогического клуба родителей, обеспечивающие интеграцию знаний, эмоционально-ценностных отношений и опыта, что не только обеспечивает положительную динамику педагогической компетентности родителя, но и создает предпосылки для последующего
самостоятельного формирования обобщенного индивидуализированного педагогического знания и его творческого применения в процессе воспитания и развития своих детей.
Опираясь на характеристику переходов «теория - практика» и «практика - теория» в ходе экспериментально-аналитического
обучения педагогике студентов [7], мы трактуем данные переходы в условиях неформального образования родителей как:
- взаимозамену познавательной и практической педагогической деятельностей в рамках одного мероприятия для формирования педагогической компетентности родителей воспитанников ДОУ (с точки зрения технологии);
- поэтапное преобразование в ходе образовательной деятельности субъективного эмпирического опыта и объективного педагогического знания конкретного родителя в его обобщенное личностное знание и освоенные/созданные, отрефлексированные им алгоритмы педагогической деятельности, позволяющие сформировать у него педагогическую компетентность (с точки зрения результата).
На рисунке 2 показано использование переходов «теория - практика» и «практика -теория» в образовательной деятельности по формированию педагогической компетентности родителей.
Алгоритм
\
Рефлексия
Рисунок 2. - Использование переходов «теория - практика» и «практика - теория» в образовательной деятельности по формированию педагогической компетентности родителей
В начале каждой встречи проходит актуализация имеющегося у родителей практического опыта. Они делятся своими взглядами, опытом по тематике мероприятия. Например, на мероприятии «Поощрения и наказания» родители делятся своим опытом, взглядами относительно необходимости использования и значения поощрения и наказания в воспитании ребенка.
Далее осуществляется переход к теоретическому описанию педагогом
изучаемого вопроса, происходит активное обсуждение родителями представленной им информации. На основе полученных знаний родители решают предложенные им проблемные ситуации. Затем происходит рефлексия, которая заключается в рассмотрении и анализе каждым родителем собственных знаний и поступков. Родители находят плюсы и минусы своей педагогической деятельности, стараются ее скорректировать. С учетом сделанной
корректировки родители работают в парах и включаются в игровое моделирование изучаемых явлений, которое заключается в проживании ими нового опыта, использовании новых знаний в обстановке игры. На основе этого каждый родитель создает собственный алгоритм деятельности по данному вопросу (например, алгоритм использования поощрения и/или наказания). И в заключение встречи проводится обратная связь — родители отвечают на вопросы: Что было для меня полезным? Что изменилось в моих взглядах? Что я изменю в своей педагогической деятельности?
Родителям дается домашнее задание, связанное с применением созданного ими алгоритма в практической деятельности - во взаимодействии с детьми. При этом осуществляется самоанализ педагогической деятельности: Получается ли у меня следовать алгоритму? Что не получается? Почему? Как реагирует, ведет себя ребенок? Может быть, нужно что-то изменить, дополнить алгоритм? В процессе выполнения домашнего задания родитель в любой момент имеет возможность обратиться за консультационной помощью к педагогу.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование личностно-деятельностного, экспериментально-
аналитического, компетентностного подходов целесообразно, так как они, выполняя разные функции, дополняют друг друга. На основе данных подходов строится модель формирования педагогической
компетентности родителей воспитанников дошкольного образовательного учреждения, см. рис. 3. Так как в обществе появляется необходимость в формировании
компетентного родителя, а у родителей -потребность в саморазвитии, в повышении эффективности взаимодействия с ребенком, родители и общество определяют целевой компонент модели: формирование
педагогической компетентности родителей. Родители с точки зрения личностно-деятельностного подхода определяют содержание своей образовательной деятельности. Представленные в содержании темы были отобраны посредством анализа проблем и запросов родителей. Родителей интересовали вопросы воспитания детей, эффективного взаимодействия с ними, подготовки их к школе, развивающие игры. Исходя из этого, были подобраны темы встреч
педагогического клуба «Компетентный родитель». В первую очередь родителям важно понять себя и своего ребенка (субъектов педагогического взаимодействия); это происходит во время встреч: «Какой я родитель», «Что такое психологическая готовность к школе», «Игра как необходимый элемент развития ребенка». Затем настает очередь вопросов, связанных непосредственно с компонентами педагогического процесса как целостной системы (цель, принципы, стиль взаимодействия, методы, формы
воспитывающей деятельности): «Чтобы ребенок был успешным», «Какие они, современные дети. Принципы их воспитания», «Типы воспитания и их влияние на развитие ребенка», «Поощрения и наказания», «Эффективные техники речевого общения с ребенком».
Реализация программы, отбор методов, форм и средств строится на основе идей экспериментально-аналитического подхода. Если технология экспериментально-аналитического обучения педагогике студентов - будущих учителей предполагает четыре этапа [6, с.105], то предлагаемая нами модель включает три этапа: ориентационный; отработки взаимопереходов «теория -практика», «практика - теория» в процессе формирования педагогической
компетентности родителей; отработки механизма саморазвития (алгоритма) в практической педагогической деятельности. Это обусловлено тем, что в условиях неформального образования родителей важно освоить логику взаимопереходов теории и практики с опорой на разные виды практической и познавательной деятельности в ходе одной встречи, но затем «закрепить» опыт осуществления взаимопереходов — от опыта к его генерализации, к практическим действиям и их осмыслению — на последующих встречах на примере новой значимой для родителей проблемы.
Отметим, что перейти к четвертому этапу — отработки механизма экспериментально-аналитического изучения педагогики в практической педагогической деятельности в рамках одного мероприятия невозможно. Данный этап может стать одним из отсроченных результатов всей работы, когда родители в ходе серии занятий педагогического клуба освоили и присвоили логику первых трех этапов.
Родители
Требования общества
Цель: формирование педагогической компетентности родителей воспитанников ДОУ
Содержание
«Какой я родитель»
«Что такое психологическая готовность к школе» «Игра как необходимый элемент развития ребенка» «Чтобы ребенок был успешным»
«Какие они, современные дети. Принципы их воспитания» «Типы воспитания и их влияние на ребенка» «Поощрения и наказания»
«Эффективные техники речевого общения с ребенком»
I
Этапы (экспериментально-аналитический подход)
Ориентационный Отработка взаимопереходов «теория-практика», «практика-теория» Отработка механизма саморазвития (алгоритма) в практической педагогической деятельности
Вид деятельности Практическая педагогическая (предыдущий жизненный опыт) Познавательная, рефлексивная, практическая педагогическая Практическая педагогическая, рефлексивная
Методы Анализ, самооценка, обобщение, дискуссия Анализ проблемных ситуаций, ролевые игры, объяснение, беседа, «мозговой штурм», демонстрация видеоматериалов, рефлексия, упражнения Рефлексия, самооценка, наблюдение, упражнения
Формы Круглый стол Консультация, семинар-практикум, игра, тренинг Исследование
Средства ИКТ, видеоролики, карточки с проблемными ситуациями, наглядность, спец. средства и др. Наглядность
Результат: сформированная педагогическая компетентность родителей воспитанников ДОУ
Рисунок 3. - Модель формирования педагогической компетентности родителей воспитанников дошкольного
образовательного учреждения
На первом, ориентационном, этапе предполагается использование в практической педагогической деятельности (актуализация предыдущего жизненного опыта) следующих методов: анализ, обобщение, самооценка, дискуссия в форме «круглого стола». Второй этап, отработки взаимопереходов «теория — практика», «практика — теория», в процессе формирования педагогической компетентности родителей предусматривает следующие методы: анализ проблемных ситуаций, ролевые игры, объяснение, беседа, «мозговой штурм», демонстрация видеоматериалов, рефлексия, упражнения в формах беседы, консультаций, семинаров-практикумов, игр, тренинга с использованием ИКТ, видеороликов, карточек с проблемными ситуациями, наглядных и специальных средств (ленты, машинки и другие предметы для игр). На данном этапе предполагается чередование практической педагогической и познавательной, в том числе рефлексивной деятельности. Третий,
заключительный, этап отработки алгоритма как механизма саморазвития в практической педагогической деятельности предполагает использование родителями рефлексии, самооценки, наблюдения, упражнения в форме самоисследования с помощью наглядных фиксационных средств, в которых родители могут прописывать свои трудности, искать их решения, дополнять, изменять алгоритм.
Таким образом, разработанная нами модель формирования педагогической компетентности родителей воспитанников ДОУ включает цель, содержание, методы, формы, средства и результат, базируется на личностно-деятельностном, компетентностном и экспериментально-аналитическом подходах, опирается на многократные вариативные переходы «практика - теория» и «теория -практика» в образовательной деятельности педагогического клуба «Компетентный родитель».
Литература:
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Спб.: Питер, 2001. - 288 с.
2. Выготский JI.C. Педагогическая психология. / JI.C. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1996. - 536 с.
3. Данг Лан Фыонг. Взаимодействие педагогов и родителей в организации досуга старших дошкольников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2006. - № 20. - С. 92-96.
4. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: пособие для педагогов и родителей / Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева. - М.: Мозаика-синтез, 2007. - 144 с.
5. Ильина И.В. Формирование социальной компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций: дис. ... канд. педагогических наук: 13.00.08 / Ильина Ирина Владимировна. - Челябинск. - 2014. - 213 с.
6. Косолапова Л.А. Экспериментально -аналитическое обучение педагогике: концептуальная модель / Л.А. Косолапова // Российский научный журнал. - 2011. - № 2(21). -С. 98-107.
7. Косолапова Л.А., Ильина И.В. Взаимопереходы практика - теория и теория -практика как механизм формирования профессиональных и социальных компетенций студентов [Электронный ресурс] / Л.А. Косолапова, И.В. Ильина // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1. - Режим доступа: http ://www. science-education.ru/115-12041
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 420 с.
9. Мальгин В.Е., Трофимова О.В. Развитие вариативных форм неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы / В.Е. Мальгин, О.В. Трофимова // Молодой ученый. - 2014. - № 4. - С. 1025-1027.
10. Педагогика: учеб. пособие для аспирантов и соискателей по специальности 13.00.08 - теория и методика профессионального образования. -Челябинск. - 2006. - 330 с.
11 . Селина В.В. Развитие педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении: автореф. дис. ... канд. педагогических наук: 13.00.01 / Селина Виктория Владимировна. - В. Новгород. - 2009. - 27 с.
Сведения об авторе:
Лебедева Ксения Михайловна (г. Пермь, Россия), аспирант Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, МАДОУ «Детский сад № 167» г. Перми, педагог-психолог, e-mail: [email protected]
Data about the author:
K. Lebedeva (Perm, Russia), postgraduate student at Perm State Humanitarian and Pedagogical University, educational psychologist at the Kindergarten № 167 of Perm, e-mail: [email protected]