DOI 10.25588/CSPU.2019.65.55.011
УДК 152 ББК 88.834.01
О. Г. Филиппова
ORCID № 0000-0002-6691-5778 Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии детства, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
Введение. В статье анализируется проблема определения эффективных психолого-педагогических условий развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста и описывается специфика их практической реализации в практике работы дошкольных образовательных организаций.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ образовательного стандарта дошкольного образования и научной литературы, посвященной проблеме становления эмоционально-нравственной культуры, эмоционального интеллекта и формирования эмпатийных проявлений детей старшего дошкольного возраста; а также диагностические методики, включающие наблюдение, беседу, анкетирование, анализ результатов деятельности, методы статистической обработки данных.
Резулътаты. Изучены возрастные особенности проявления эмпатии детьми дошкольного возраста, уточнена сущность понятия эмпатии. Теоретически обоснованы и реализованы в практике ДОО психолого-педагогические условия развития эмпатии у воспитанников детского сада. Выявлены содержательно-процессуальные компоненты развития эмпатии (эмоциональ-§ ный, когнитивный, поведенческий) и соответствующие каждому уровню по-
о
! казатели развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. Выявле-
§
© ны и описаны эффективные методические приемы работы по развитию эмпа-о тии у старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной среды.
Обсуждение. Подчеркивается, что результативности проекта способствует систематическая и более длительная психолого-педагогическая и методическая работа в специально создаваемых условиях дошкольной образовательной организации и семьи.
Заключение. Делается вывод о том, что создание эффективных психолого-педагогических условий и реализация эффективных методических приёмов будет способствовать развитию эмпатийной личности дошкольника и становлению его эмоционального интеллекта в современных условиях национальной эмоционально-нравственной культуры.
Ключевые слова: эмпатия, возрастные особенности эмпатийных
проявлений детей, эмпатийная личность, неэмпатийная личность, эмоцио- е
Й
нально насыщенные состояния, эмоциональный, когнитивный, поведенче- I
н
ский компоненты развития эмпатии, недостаток эмпатийного опыта, гуманистический и эгоцентрический характер эмпатии, благоприятная эмо-циогенная среда, психоэмоциональные технологии, правильное сочувствующее поведение, эмпатийное чтение, этическая беседа. Н Основные положения:
- определена сущность понятия эмпатии в отечественной и зарубежной интерпретации;
- изучены эмпатийные проявления в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста; |
- выявлены структурные компоненты развития эмпатии у детей стар-
- разработана и реализована совокупность психолого-педагогиче-
о
д
е н
к
У
ее
шего дошкольного возраста; II
д
и
с
-к
и
ских условий для оптимального развития достаточного уровня эмпатии в I
н
to
№ О
д н
дошкольном детстве;
- представлена эффективная методическая практика по созданию специальных условий развития эмпатии у воспитанников старшей группы детского сада. Р
1 Введение (Introduction) вития эмпатии, которая является ком-
В настоящее время в системе об- понентом эмоционального интеллек-разования остро стоит проблема раз- та человека и отвечает за социальные s
а в о п п и
§
о
^
о
навыки, помогающие успешному социальному взаимодействию людей друг с другом. В дошкольном детстве должны интенсивно закладываться основы эмоционально-нравственной культуры личности [1; 2; 3]. Поэтому актуальным на сегодняшний день является развитие сопереживания, эмоциональной отзывчивости, готовности проявлять гуманное отношение к окружающему миру.
2 Материалы и методы (Materials and methods)
В перечне целевых ориентиров ФГОС ДО существует требование: к завершению дошкольного образования у ребенка должны быть заложены следующие эмпатические тенденции:
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе.
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх [4; 5].
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в т. ч. чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Выделение эмпатии в качестве особого психологического феномена
является затруднительным и даже сегодня его осмысление не сходится в понимании различными научными школами. Термин «эмпатия» ввел в психологию Э. Титченер (Тй^епег, 1909), резюмировавший развивающиеся в философии первоначальные идеи симпатии и вчувствования. Отправные теоретические основы изучения феномена эмпатии освещены в трудах представителей субъективно-идеалистической психологии — Т. Липпса, А. Бена, Т. Рибо и др. [6; 7].
В психоанализе (З. Фрейд, К. Юнг, Е. Блейер) явление эмпатии исследуется с точки зрения взаимосвязи аффективных и когнитивных процессов. З. Фрейд считал, что сопричас-тие в эмоциональном состоянии человека реализуется посредством 2-х механизмов — заражения и подражания. Он подмечал значимость эмпа-тического взаимодействия и говорил о том, что постижение сути данного механизма обеспечит возможность осознания специфики взаимодействия людей друг с другом при близком, личном общении [8].
В отечественной психологии этот термин закрепился в начале 70-х годов XX века благодаря работам отечественных психологов Т. П. Гаври-
ловой и др. Л. И. Божович, Т. П. Гав-рилова и др. при изучении эмпатии допускали, что она, равно как и любое иное новообразование в психической жизни человека, развертывается от элементарных (натуральных) форм эмоциональной отзывчивости (заражения, сопереживания) к сложным социально обусловленным формам (сочувствию) [9].
Таким образом, термин «эмпатия» имеет десятки определений, став многозначным понятием. Эмпатия выступает как способность человека «жить» с другим человеком, умение ставить себя на место другого, понимать его переживания и предсказывать поведение. Эмпатия неразрывно связана со становлением эмоционального интеллекта личности человека [10; 11].
Следуя логике нашего исследования, рассмотрим возрастные особенности проявления эмпатии у детей, которые обобщили в своих исследованиях А. Бек, В. Штерн и др. Первые эмпатийные проявления можно наблюдать уже у младенца. Они проявляются путем эмоциональной идентификации, подражания. На втором году жизни ребенок вступает в «ситуацию симпатии» (А. Валлон). Для
данной стадии характерно состояние единства ребенка с конкретной ситуацией общения и с партнером, чьи переживания он разделяет. К трем годам данный механизм утрачивает свое влияние в связи с появлением у ребенка способности поставить себя в положение другого, с отделением себя и сверстника как самостоятельных партнеров общения и переживания. В старшем дошкольном возрасте эмпатия имеет свои специфические проявления. Они связаны с преобразованием непосредственного эмоционального реагирования ребенка в форму эмпатийного переживания, обусловленного опытом нравственных ценностей и отношений [12; 13; 14].
Анализ существующей практики в дошкольных образовательных организациях свидетельствует об отсутствии целостной системы создания психолого-педагогических условий, направленных на развитие эмпа-тии у старших дошкольников [15; 16].
На наш взгляд, процесс развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если выполняются следующие психолого-педагогические условия:
- создается благоприятная эмоци-
£
Й
к ж
г о
№ §
О
к
О
о -к л ж
к
^
ж а
ж к
й
V д
л ж
о
№ 3
к
V л
л ж
к к
д к
О
к к
§ к ж
№ о
д ж
з з
О
ж
к
а в о п п и
§
о
^
о
огенная среда в старшей группе ДОО, способствующая удовлетворению потребностей детей в общении со сверстниками;
- формируется опыт правильного, сочувствующего поведения старших дошкольников;
- организуется методическая работа с русскими народными сказками, направленными на социальную активность и взаимодействие детей.
Итак, мы проанализировали научную психолого-педагогическую литературу по проблеме развития эм-патии, изучили возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста и теоретически выдвинули условия развития эмпатии у воспитанников детского сада. Теперь опишем процесс практической части исследования и представим результаты реализации избранных психолого-педагогических условий.
3 Результаты (Results)
Опытно-поисковая работа была направлена на практическую обоснованность эффективности психолого-педагогических условий развития эмпатии детей и проводилась на базе нескольких дошкольных образовательных организациях в три этапа. Первый (констатирующий) этап поз-
волил определить начальный уровень развития эмпатии у детей в условиях ДОО. Для определения содержательных компонентов процесса развития эмпатии (эмоциональный, когнитивный, поведенческий) и выявления уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста мы использовали следующие методы и диагностические методики:
Эмоциональный компонент (Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» Г. А. Урун-таевой, Ю. А. Афонькиной);
Когнитивный компонент (Методика изучения характера эмпатии (эгоцентрическая или гуманистическая) «Неоконченные рассказы» Т. П. Гав-риловой);
Поведенческий компонент (наблюдение за проявлениями эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в ситуациях общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками).
Беседы с детьми в рамках методики Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонь-киной направлены на изучение понимания дошкольниками эмоциональных состояний людей, изображенных на картинках [17]. Анализ начального уровня по данной диагностике по-
казал, что 57 % детей старшего дошкольного возраста не способны к адекватному восприятию эмоциональных состояний людей, это обусловлено низким уровнем эмоциональной чувствительности, недостатком эмоционального и эмпатийного опыта. У 33 % детей выявлен недостаточный опыт в выделении и осознании эмоциональных состояний людей. Дети подробно описывают картинки, понимают и различают мимику, жесты основных эмоциональных состояний (радость, гнев, грусть, печаль), но при этом они затрудняются при восприятии оттенков эмоций (отчаяние, сожаление и др.). И только у 10 % дошкольников выявлено эмоциональное сочувствие и сопереживание людям, изображенным на картинках.
Для изучения характера эмпатии (эгоцентрическая или гуманистическая) мы воспользовались методикой «Неоконченные рассказы» Т. П. Гав-риловой. Дошкольнику предлагалось прослушать три рассказа и ответить на вопросы. Если ребенок решает ситуацию в пользу другого (собаки, бабушки, товарища), то это указывает на гуманистический характер эмпа-тии; решение ребенком ситуации в свою пользу — об эгоцентрическом
характере эмпатии. У 29 % детей выявлен гуманистический характер эмпатии. Гуманистическая эмпатия выражается в сострадании, сочувствии, жалости, потребности во благе другого человека. У 71 % детей — эгоцентрический характер эмпатии. Эгоистическая эмпатия — это стремление удовлетворить свои личностные потребности.
Таким образом, анализ результатов проведения диагностических методик показал, что у большинства детей старшего дошкольного возраста выявлен в основном низкий уровень сформированности эмпатии, проявляющийся в эгоизме и отсутствии эмоционального сочувствия и сопереживания другим людям или животным.
Второй (формирующий) этап, являющийся практической частью исследования, был направлен на внедрение и реализацию специально создаваемых психолого-педагогических условий в ДОО с целью повышения эмпатии детей старшего дошкольного возраста.
Реализуя условие создания благоприятной эмоциогенной среды в старшей группе ДОО, способствующей удовлетворению потребностей детей в общении со сверстниками, мы ежед-
£
й з
и ж г о
№ §
О и
О
о -к л ж
и
^
ж
а ж
и й
у
д
л ж
3 о
№ р
и
у ^
л ж
и и
д и
О
к и
§ и ж
В
№ о
д ж
Р р
О
Ж
и
а
«о
о к к
а §
в О
невно проводили «Минутки вхождения в день»; оформляли стенд «Страна настроения»; применяли психоэмоциональные технологии (релаксация, оздоровительные паузы и др.).
Внедряя условие формирования у детей старшего дошкольного возраста опыта правильного, сочувствующего поведения в обществе, мы использовали комплекс игр, направленных на моделирование социально-эмоциональных отношений, возрастание меры отзывчивости и способности воспитанников к разрешению проблемных ситуаций.
Применяя условие организации методической работы с русскими народными сказками, направленными на социальную активность и взаимодействие детей, сначала мы осуществили подборку русских народных сказок для детей данной возрастной группы, имеющих ярко выраженный социально-нравственный смысл, а затем применили разнообразные методические приёмы работы со сказками (эмпатийное чтение педагогом, этическая беседа о прочитанном, этюды на смену эмоционально насыщенных состояний, на выражение эмоций героев произведения, установление связи между идеями произведения и жиз-
ненным опытом детей и др.).
Третий (контрольный) этап практической части исследования проблемы эмпатии позволил проанализировать эффективность созданных психолого-педагогических условий в образовательной среде ДОО и оценить динамику произошедших изменений в уровне развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста по каждому в отдельности содержательно-процессуальному компоненту (эмоциональному, когнитивному, и поведенческому).
Эмоциональный компонент обследовался по диагностической методике Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонь-киной «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке». До формирующего этапа у детей старшего дошкольного возраста наблюдался низкий уровень проявления сочувствия — 57 %. После формирующего этапа эксперимента искомый уровень повысился до среднего на 14 %.
Когнитивный компонент эмпа-тии выявлялся по диагностической методике «Неоконченные рассказы» Т. П. Гавриловой. До формирующего этапа у детей старшего дошкольного возраста проявлялся эгоцентри-
ческий характер эмпатии — 71 %. После реализации совокупности психолого-педагогических условий эгоцентрический характер эмпатии снизился у воспитанников на 9 %.
Поведенческий компонент эмпа-тии изучался в процессе наблюдений за проявлениями детьми эмпатии в ситуациях взаимодействия со взрослыми и сверстниками. На констатирующем этапе у дошкольников наблюдалось неохотное оказание помощи по просьбе взрослого или сверстника — 43 %. После проведения специальной методической работы в процессе наблюдения за воспитанниками выявилось, что они стали на 5 % чаще оказывать помощь сверстникам и взрослым по собственной инициативе.
Следовательно, при повторном диагностировании было выявлено, что созданные психолого-педагогические условия повышают показатели уровня развития эмпатии у воспитанников дошкольных образовательных организаций. Эти изменения значительны.
4 Обсуждение (Discussion)
Учитывая современные исследования отечественных психологов (Ю. Б. Гиппернейтер, Т. Д. Крягина,
Е. Н. Козлова и др.), можно утверждать, что эмпатия — это способность к последовательному выражению понимания другого в речи и (или) действии, к гибкому переключению от состояния эмпатического понимания к искреннему выражению своих чувств [18].
В свою очередь, современные исследования отечественных педагогов (И. М. Юсупов, Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова и др.) рассматривают эмпатию у детей дошкольного возраста как результат социализации, наличие у ребенка совокупности трех социальных переживаний: сопереживания, сочувствия и содействия, которые необходимы дошкольнику для совместной деятельности и общения с другими людьми [19].
В целом же от воспитательного воздействия взрослых, от того, какие качества будут сформированы, зависит эмоциональный интеллект ребенка как эмпатийной личности, умеющей слышать другого, понимать его внутренний мир, тонко реагировать на настроение собеседника, сочувствовать, помогать ему, или неэмпа-тийной личности — эгоцентричной, склонной к конфликтам, не умеющей устанавливать доброжелательные от-
£
Ki
S g
ж г о
№ §
О Ж О
о -к
Л
ж g
з ж
а ж
Ж
к
д
Л ж
S о
№ Ж
Л ж
Ж Ж д Ж
О
к Ж
g Ж ж
В
№
о д
ж
О
Ж
Ж
а
«о
о s s
s §
^ ci
отношения с людьми. Следовательно, роль взрослого как сопровождающего этот процесс, важна и ответственна, чтобы адаптация детей к социальному миру состоялась и прошла успешно.
5 Заключение (Conclusion)
Таким образом, мы посвятили исследование актуальной проблеме дошкольной педагогики и психологии. Полученные результаты позволяют считать проведённое исследование эффективным и значимым для теории и практики дошкольного образования. Мы приходим к выводу о том, что применение в дошкольной образовательной организации совокупности специальных психолого-педагогических условий (соз-
дание благоприятной эмоциогенной среды, активизация опыта правильного, сочувствующего поведения, организация методической работы с русскими народными сказками) способствует повышению уровня развития эмпатии и соответствующих показателей у воспитанников ДОО. Однако мы также убедились, что для наибольшего усиления выраженности эффекта развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста необходима систематическая коррек-ционная работа, более длительная психолого-педагогическая и качественная методическая работа в специально создаваемых условиях не только дошкольной образовательной среды, но и семьи.
Библиографический список
1. Богатырева Ж. В., Асташов М. А. Значение эмпатии для позитивного самоотношения студентов // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5-1. С. 70-73.
2. Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь : 4-е изд., дополн. и испр. М. : АСТ; СПб. : Прайм-Еврознак, 2008. 868 с.
3. Овчаренко Е.Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста : монография. Волгоград : Изд-во ВГИПКРО, 2003. 196 с.
4. Борисова А. А. Эмоциональный облик человека и психологическая проницательность : монография. Ярославль : СОЛО. 2009. 234 с.
5. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений : монография. СПб. : Питер, 2009. 576 с.
6. Гайворонская Т. А. Развитие эмпатии детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности : монография. СПб. : Речь, 2009. 246 с.
7. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей : популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль : Академия развития, 2009. 208 с.
8. Афанасьев С. Г. Психоанализ эмпатии и эмпатия психоанализа // Научный журнал «Социально-политические науки». 2016. № 4. С. 63-66.
9. Маслова Т. М., Михальчук Е. В. Развитие эмпатии у студентов вуза : сб. науч. тр. Биробиджан : Изд-во «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2013. С.73-78.
10. Павлова Е. В. Особенности формирования эмпатии у будущих учителей информатики, математики и физики / Научный форум : Педагогика и психология : сб. науч. тр. М. : Изд-во МЦНО, 2016. С. 82-88.
11. Плотникова И. Е., Юргелас Ю. Н., Юргелас И. В., Фролов Р. Н. Эмпатия как индикатор сформированности прагматической компетентности будущего медицинского работника // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 1. С. 168-176.
12. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена : монография. М. : Просвещение, 2007. - 256 с.
13. Ермаков П. Н., Лабунская В. А. Психология личности : учебное пособие. М. : Эксимо, 2007. - 653 с.
14. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2003. - 176 с.
15. Овчаренко Е. Р. Педагогические условия развития эмпатии детей 5-7 лет // Науч.-метод. журнал «Начальная школа плюс: До и После». 2003. № 10. С. 78-84.
16. Пономарева М. А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие : монография. Минск : Бестпринт, 2009. 206 с.
17. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология : учеб. пособие для студ. М. : Академия, 2011. 336 с.
18. Стрелкова Л. П. Условия развития эмпатии под влиянием художественного произведения : монография. М. : АНО ПЭБ, 2008. С. 210-237.
19. Юсупов И. М. Психология эмпатии: теоретические и прикладные аспекты : монография. СПб. : Изд-во СПГУ, 2011. 252 с. I
P
O. G. Filippova I
ORCID No. 0000-0002-6691 -5778 ^
es
Doctor of pedagogical sciences,
o
Professor of the Department of pedagogy and psychology of the childhood, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. ^
E-mail: [email protected] |
PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL EMPATHY DEVELOPMENT AMONG CHILDREN OF THE PRESCHOOL AGE €
ft ь
л £
л a
Abstract ^
Introduction. There is the problem between effective psychology definition and pedagogical conditions of empathy development among children of the senior preschool age. This problem is analyzed and the specifics of their implementation in practical work of the preschool educational organizations are described.
Materials and methods. The main methods of the research are the analysis of the educational standard of preschool education and
0
a
g
1 ee
a ft
h ft
p
I
c h o
o ^^
°S
ft
the scientific literature devoted to a problem of emotional formation and moral culture, emotional intelligence and forming of empathie manifestations of children of the senior preschool age. There are also the diagnostic techniques including observation, conversation, questioning, the analysis of results of activity, methods of statistical data processing.
Results. Age features of empathy manifestation are studied by children of senior age, the entity of an empathy concept is specified. Psychology and pedagogical conditions of empathy development among pupils of kindergarten are theoretically proved and implemented in practice of pre-school educational institution. Informative and procedural components of empathy development (emotional, cognitive, and behavioral) and the indicators of empathy development among children of the senior preschool age corresponding to each level are revealed in this article. The author describes the effective methodical working methods on empathy development among senior preschool children in the conditions of the preschool educational environment.
Discussion. It is emphasized that the effectiveness of the project is promoted by systematic and longer psychology and pedagogical and methodical work in specially created conditions of the preschool educational organization and family.
Conclusion. The conclusion is the following: creation of effective psychology and pedagogical conditions and implementation of effective methodical receptions will contribute to the development of the empathic identity of the preschool child and his emotional intelligence formation in modern conditions of national emotional and moral culture.
Keywords: empathy, age features of children's empathic man-| ifestations, the empathic identity, the unempathic personality, emotio-^ nally rich statuses, emotional, cognitive, behavioral components of decs velopment of empathy, a lack of empathic experience, the humanistic
and egocentric nature of empathy, the favorable emotive environment, psycho emotional technologies, the correct sympathizing behavior, empathic reading, an ethical conversation.
Highlights:
The entity of an empathy concept of domestic and foreign interpretation is defined;
Empathic manifestations according to age features of preschool age children are studied;
Structural components of empathy development among children of the senior preschool age are revealed;
The set of psychology and pedagogical conditions for optimum development of sufficient level of empathy in the preschool childhood is developed and implemented;
Effective methodical practice of creation special conditions of empathy development among pupils of the senior group of kindergarten is presented.
5. Ilyin E.P. (2009) Psikhologiya obsheniya i mezhlichnostnykh otnosheniy [Psychology of communication and interpersonal relations]. Monografiya. SPb., Piter. P. 576. (In Russian).
6. Gayvoronskaya T. A. (2009) Razvitiye empatii detey starshego doshkolnogo voz-rasta [Development of empathy of children of the advanced preschool age in the dramatized activity]. Monografiya. SPb., Rech'. P. 246. (In Russian).
7. Kryazheva N.L. (2009) Razvitiye emotsional'nogo mira detey (populyarnoye posobiye dlya roditeley i pedagogov) [Development of the emotional world of children (popular grant for parents and teachers)]. Yaroslavl, Akademiya razvitiya. P. 208. (In Russian).
£
c o
References a
s
1. Bogatyreva ZH.V., Astashov M.A. (2016) Znachenie empathy dlyapozitivnogo sa- ^
s
mootnosheniya studentov [Value of empathy for the positive self-relation of students]. Mezhdunarodnyy studencheskiy nauchnyy vestnik. 5-1, 70-73. (In Russian). 8
2. Meshcheryakov B.G. (2008) Bolshoy psikhologicheskiy slovar [Big psychological dictionary]. Moscow, AST; SPb., Praym-Yevroznak. P. 868. (In Russian).
3. Ovcharenko E.R. (2003) Pedagogicheskiye usloviy razvitiya empatii u detey doshkolnogo i mladshego shkolnogo vozrasta [Pedagogical conditions of development of empathy b in children of preschool and younger school age]. Monografiya. Volgograd, Izdatel'stvo VGIPKRO. P. 196. (In Russian).
4. Borisova A.A. (2009) Emotionalny oblik cheloveka i psychologicheskaya pronit-satyelnost [Emotional shape of the person and psychological insight]. Monografiya. Yaroslavl, 5 SOLO. pp. 234. (In Russian). 8
8 b
№ №
I ^
o o
ft a
IT
a t
e
ft
8. Afanasev S.G. (2016) Psikhoanaliz empatii i empatiapsikhoanaliza [Psychoanalysis of empathy and empathy of psychoanalysis]. Nauchnyy zhurnal "Sotsial'no-politicheskiye nauki". 4, 63-66. (In Russian).
9. Maslova T.M., Mikhalchuk E.V. (2013) Razvitiye empatii u studentov vuza (sbornik nauchnykh trudov [he Development of Empathy in University Students (A Collection of Scientific Works]. Birobidzhan, Izdatel'stvo "PGUim. Sholom-Aleykhema". P. 73-78. (In Russian).
10. Pavlova E.V. (2016) Osobennosti formirovaniya empatii u budushchikh uchiteley informatiki, matematike i fizike (sbornik nauchnykh trudov) [Features of formation of empathy at future teachers of informatics, mathematics and physics (a collection of scientific works)]. Nauchnyy forum "Pedagogika i psikhologiya" Moscow, Izdatel'stvo MTSNO. P. 82-88. (In Russian).
11. Plotnikova I.E., Urgelas YU.N., Urgelas I.V., Frolov R.N. (2016) Empatiya kak indicator sformirovannosti pragmaticheskoy kompetentsii budushchego medetsinskogo rabot-nika [Empatiya as indicator of formation of pragmatical competence of future health worker]. Sovremennyye naukoyemkiye tekhnologii. 1, 168-176. (In Russian).
12. Andreyeva I. N. (2007) Emotionalny intellect: issledovanie fenomena [Emotional intelligence: phenomenon research].Monografiya. Moscow, Prosveshcheniye. P. 256. (In Russian).
13. Ermakov P. N., Labunskaya V. A. (2007) Psikhologiya lichnosti (uchebnoye posobiye) [Psychology of the personality (study guide)]. Moscow, Eskimo. pp. 653. (In Russian).
14. Kosheleva A.D. (2003) Emotionalnoye razvitiye doshkolnikov (uchebnoye posobiye dlya studentov vysshykhpedagogicheskikh uchebnykh zavedeniy) [Emotional development of preschoolers (a textbook for students of higher pedagogical educational institutions)]. Moscow, Akademiya. P. 176. (In Russian).
15. Ovcharenko E.R. (2003) Pedagogicheskiye usloviy razvitiya empatii detey 5-7 let [Pedagogical conditions of development of empathy of children of 5-7 years]. Nauchno-metodicheskiy zhurnal "Nachal'naya shkolaplyus: Do i Posle ". 10, 78-84. (In Russian).
16. Ponomareva M.A. (2009) Empatiya: teoriya, diagnostika, razvitiye [Empathy: theory, diagnostics, development]. Monografiya. Minsk, Bestprint. pp. 206. (In Russian).
17. Uruntayeva G. A. (2011) Doshkolnaya psikhologiya [Preschool psychology]. Monografiya. Moscow, Akademiya. P. 336. (In Russian).
18. Strelkova L. P. (2008) Usloviya razvitiya empatii pod vliyaniem khudozhestven-nogo proizvedrniya [Conditions of development of empathy under the influence of the work of art]. Monografiya. Moscow, ANO PEB. P. 210-237. (In Russian).
19. Yusupov I.M. (2011) Psikhologiya empatii: teoreticheskiye i prikladniye aspekty [Empathy psychology: theoretical and applied aspects]. Monografiya. SBb., Izdatel'stvo
| SPGU. P. 252. (In Russian).
■S
£ ej o