навыками на уровне, достаточном для анализа и решения практических задач. Внедрение на занятиях по высшей математике в Академии биоресурсов и природопользования интерактивных методов обучения способствовало организации профессионально направленной математической подготовки обучающихся. Наполнение курса профессионально-ориентированным содержанием позволило демонстрировать студентам приложение тех или иных математических методов в выбранной ими специальности. Таким образом, в условиях сегодняшней образовательной парадигмы, предъявляющей новые требования к качеству знаний профессиональной подготовки выпускников высших учебных заведений, практическая направленность обучения высшей математики является одним из эффективных средств организации учебного процесса, направленного на овладение ключевыми образовательными компетенциями.
Литература:
1. Абдусаламов Р.А., Пирметова С.Я. Реализация компетентностного подхода к преподаванию дисциплины «Математика» в вузе // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. №6А. С. 210-217.
2. Гарькина И.А. Формирование компетенций бакалавров при изучении дисциплины «высшая математика» в строительном вузе // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. -2019. - №4 (61). - URL: http://www.surgpu.ru/nauchnaya-deyatelnost/vestnik-surgpu/vse-nomera/4-61-2019/statya-5/.
3. Словарь иностранных слов / зав. ред. В.В. Пчелкина. - М.: Рус. яз., 1988. - 624 с.
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений Кот Тамара Алексеевна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
КОММУНИКАТИВНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье рассматривается проблема речевого развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада. В работе в качестве одного из ведущих средств речевого развития дошкольников обоснована игра, которая является ведущим видом деятельности детей в данный период взросления. В исследовании обоснованы дидактические возможности коммуникативно-игровых действий дошкольников, обозначены особенности и педагогические условия организации игр речевой направленности.
Ключевые слова: игра, игровая деятельность детей дошкольного возраста, речевое развитие дошкольников, народные игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, коммуникативные игры, коммуникативно-игровые действия, содержание коммуникативно-игровой деятельности, дидактические цели игровой деятельности, педагогические условия.
Annotation. The article deals with the problem of speech development of preschool children in kindergarten. In this work, as one of the leading means of speech development of preschool children, the game is justified, which is the leading activity of children in this period of growing up. The study substantiates the didactic possibilities of communication and game actions of preschool children, identifies the features and pedagogical conditions of organizing speech-oriented games.
Keywords: game, games activities preschool children, speech development preschoolers, folk games, play-dramatisation, role play, communicative games, communicative games action, content, communicative and play activities, didactic purpose of gaming activities, pedagogical conditions.
Введение. Игра занимает важное место в жизни детей дошкольного возраста. Она является ведущим видом деятельности дошкольников. Иными словами, игра является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и деятельности детей. Игровая деятельность создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы проходят наиболее активно. Не составляет исключения и речевое развитие дошкольников. Однако эффективное развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности предусматривает особую организацию игр, учет дидактических целей, обеспечение ряда педагогических условий.
Изложение основного материала статьи. «Основа речевого развития у ребенка заложена в генах, а саморазвитие особенно активно происходит в детстве. Возраст с трех до семи лет является важнейшим в становлении и развитии речевой функции. Это обусловлено тем, что именно в этот период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное - она наиболее гибка и податлива» [2, с. 188].
По мнению Ю.И. Широченко, «важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются» [11, с. 315].
Так, основным фактором личностного развития, в том числе и речевого, в дошкольном возрасте является игра. Это обосновывается тем, что в период дошкольного детства игра является ведущим видом деятельности.
Игра является деятельность, которая отражает действительность путем ее активного преобразования. В игре ребенок творчески преобразует действительность, что его окружает, дети дополняют повествования-размышления друг друга, высказывают замечания, вопросами исправляют действия, уточняют и обогащают свои представления.
По мнению Ю.И. Широченко, данный вид деятельности создает «наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, что еще не умеет. Игра - это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его
жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению» [11, с. 315].
Игровая деятельность является признанным эффективным дидактическим средством. Современное дошкольное образование нацелено на активизацию и интенсификацию учебно-воспитательного процесса. В его рамках игровая деятельность используется сегодня в следующих случаях:
- как самостоятельные элементы технологий обучения, воспитания и развития дошкольников;
- как элемент более общей технологии;
- как занятие или его компоненты.
В игровой деятельности происходит поиск предметов-заместителей и символическое изображение предметных действий, передающих характер отношений между людьми, формы и типы их общения.
Игровая деятельность тренирует знаковую функцию: замещение знаками и знаковые действия. Как форма обучения, воспитания и развития детей игровая деятельность выполняет познавательную и развлекательную функции. Одной из важнейших функций игровой деятельности является функция речевого направления.
По словам М.А. Степанова, изучающего динамику развития функций и форм речи в игровой деятельности, на протяжении дошкольного возраста в рамках игры как ведущей деятельности дошкольника происходит интенсивное формирование всех сторон речи, в том числе форм и функций речи [9].
В процессе игровой деятельности дошкольники не только обозначают и сопровождают свои действия словом, осмысливая их, но и выражают собственные мысли и чувства. Они получают возможность творить слово, фразу, текст. Они строят высказывание, реплику в диалоге, самостоятельное суждение; перефразируют и создают собственные варианты стихотворных сопровождений игры, поговорок для оценивания участия игроков, распределяют роли, вступают в контакт с другими участниками игры, ведут с ними игровой диалог и т.д.
Коммуникативно-игровые действия детей направлены на других участников игры. В процессе игры ребенок пользуется как диалогической (диалог, трилог, полилог), так и монологической речью. Именно в игровой деятельности ярко проявляется образность и выразительность детской речи, в которой сочетаются речевые и неполные средства выразительности. Коммуникативно-игровые действия выступают и средством творческого речевого самовыражения.
Основой коммуникативно-игровой деятельности являются сформированные представления о построении игрового сюжета, разнообразные игровые действия с предметами, усвоенные речевые умения и навыки.
Коммуникативно-игровая деятельность проходит в виде игр-занятий, в ходе которых педагог дошкольного образования может использовать и другие виды деятельности. В процессе организации этого вида деятельности в условиях ДОО максимально используются следующие игровые методы и приемы обучения:
- дидактические и народные игры,
- игровые речевые ситуации,
- игровые диалоги,
- драматизации и т.п.
Многие представители отечественной дошкольной педагогики обосновывают широкие возможности игры относительно речевого развития детей в течение всего периода дошкольного детства. Так, исследователи С.Л. Новоселова и Е.В. Зворыгина подчеркивают, что в процессе реализации действий с предметами и игрушками у ребенка происходит развитие словесных обобщений. Путем овладения в игровой деятельности условными действиями у дошкольника происходит переход от практических обобщений к речевым [5].
М.А. Степанов обосновал значимость сюжетно-игровой деятельности для процесса речевого развития дошкольников. По мнению исследователя, повышение речевой активности дошкольников в сюжетно-ролевой игре связано с ее развитием данной деятельности. То есть, с повышением уровня развития игры учащается и становится более разнообразным обращение воспитанников к речевым средствам в рамках игровой деятельности. Повышение уровня речевой активности дошкольников, таким образом, влияет не только на развитие игровой деятельности, но и на совершенствование коммуникативного опыта детей [9].
Анализ исследований М.А. Степанова позволил установить наличие двусторонней зависимости между уровнем развития игровой деятельности и степенью овладения детьми речевыми средствами. Участие ребенка в игре требует определенного уровня владения речью, что ведет к совершенствованию игрой деятельности. А ее развитие стимулирует повышение уровня сформированности коммуникативные навыков [9].
Значительный педагогический потенциал сюжетных игр относительно решения проблемы речевого развития детей дошкольного возраста обоснован также Н.С. Пантиной. По мнению исследовательницы, в отличие от манипулятивной игры в сюжетной игровой деятельности у дошкольника возникает потребность в речевом общении, связанная с необходимостью обозначения производимых движений, конца одного и начала другого действия, замысла, в соответствии с которым будет строиться игра. Автор подчеркивает, что в контексте сюжетно-ролевой игры молчаливые дети, отличающиеся низкой коммуникативной контактностью с другими ребятами, становятся более активными и разговорчивыми [6].
Анализ теоретической литературы позволяет сделать вывод, что игровая деятельность воспитанников детского сада, направленная на их речевое развитие, открывает широкие возможности и для формирования лексики дошкольников. Исследовательница Н.В. Кудыкина отмечает, что обогащению словарного запаса наиболее способствуют сюжетно-ролевые игры. По ее словам, предпосылки для обогащения лексического запаса воспитанников ДОО в игре заложены в предметно-чувственных и коммуникативных действиях игроков. Предметно-чувственные действия способствуют развитию умений детей к практическому анализу и синтезу, а на основе которых происходит формирование компонентов словесного мышления, базирующегося функциональности слова [4].
В рамках решения проблемы речевого развития детей наиболее эффективными являются коммуникативные игры. Коммуникативно-игровая деятельность предполагает наличие партнера-интерпретатора речевого общения. Такие игры включают в себя определенные возможности речевого развития детей дошкольного возраста.
Речевую активность детей вызывают игровые действия, которые сопровождаются речевыми высказываниями, в которых ребенок объясняет, согласовывает свои действия, дополняет их словом, выражает мысли и чувства. Речевой материал содержится в содержании игры.
Основным средством речевого воздействия на формирование связной речи в коммуникативной игре является организация содержательного межличностного общения, которое обеспечивается установлением игровых отношений между педагогом и детьми на основе ролевого и организационного типов общения. Способом построения игры и развития ее уровня речевыми средствами является сюжетосоставление. Применение составления сюжета как средства активизации речи происходит через развитие умения дошкольников выделять, обозначать целостные сюжетные линии, комбинировать их в определенной последовательности и согласовывать с партнером по игре [3].
Реализация эффективного речевого развития детей дошкольного возраста в условия ДОО предусматривает обеспечения ряда педагогических условий. Анализ трудов теоретиков дошкольной педагогики позволяет определить следующие оптимальные педагогические условия организации речевого развития детей в коммуникативно-игровой деятельности:
- целенаправленное прогностическое планирование игровой деятельности в соответствии с задачами речевого развития;
- объединение игр по тематическому принципу;
- обогащение словаря дошкольников путем вовлечения в коммуникативно-игровую деятельность;
- создание эмоционально насыщенных коммуникативных игровых ситуаций;
- комплексное решение задач работы по обогащению словарного запаса дошкольников и развитию речи (диалог, пояснение, рассуждение) в ходе игры [1; 7; 8; 10].
Выводы. Речевому развитию детей дошкольного возраста способствуют различные виды игр, в частности народные игры, игры с предметами и игрушками, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации.
Наиболее эффективной в контексте решения проблемы развития речи дошкольников является, по нашему мнению, коммуникативно-игровая деятельность. К играм речевой направленности относятся народные словесные игры, режиссерские, театрализованные игры, музыкальные игры, игры-забавы и прочие. От других игр их отличает содержательная сторона, включающая коммуникативный материал, а также цель их организации - речевое развитие детей и обогащение лексического запаса воспитанников.
Резюмируя вышеизложенное, подчеркнем, что вовлечение воспитанников ДОО в игровую деятельность, организованную с дидактическими целями, позволит естественным путем оптимизировать процесс речевого развития детей.
Литература:
1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - 272 с.
2. Казгунова А.С. Развитие речи дошкольников // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). - 2017. - № 3. - С. 188-191
3. Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. - 160 с.
4. Кудыкина Н.В. Формирование словаря в сюжетно-ролевой игре (старший дошкольный возраст). Автореф. дис... канд. пед.наук. НИИ педагогики УССР. - Киев, 1980. - 21 с.
5. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В. Развивающая функция игры и вопросы руководства ею в раннем возрасте // Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника. - М., 1979. -С. 38-43.
6. Пантина Н.С. Умственное развитие ребенка младшего дошкольного возраста в процессе возникновения сюжетной игры // Воспитание детей третьего года жизни. - М., 1965. - С. 176-199.
7. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 224 с.
8. Стародубова H.A. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 256 с.
9. Степанов М.А Развитие форм и функций речи дошкольника в игровой деятельности. Дис. канд. пси хол. наук. М., 1986. - 238 с.
10. Стерликова В.В. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста (разновозрастная группа): учебно-методическое пособие. - Орск: Издательство ОГТИ, 2009. - 131 с.
11. Широченко Ю.И. Роль игры в развитии речи дошкольника // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2012. - № 1. - С. 315-318.