Научная статья на тему 'Этапы самовоспитания нравственно-волевых качеств у курсантов'

Этапы самовоспитания нравственно-волевых качеств у курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА КУРСАНТА / ЭТАПЫ САМОВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ / SELF-EDUCATION / MORAL AND VOLITIONAL QUALITIES OF THE CADET / STAGES OF SELF-EDUCATION OF MORAL AND VOLITIONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаев Алексей Валерьевич

Цель публикуемой статьи заключается в определении этапов само воспитания нравственно-волевых качеств у курсантов. Проблема исследования. Для современной России актуальна проблема совершенствования подготовки курсантов военных вузов. В условиях изменения морально-нравственных и социальнопсихологических аспектов воспитания и развития курсантов, большое значение имеет их стремление к саморазвитию, оно выступает важнейшим фактором формирования профессионализма будущего офицера. Потребность к саморазвитию и самосовершенствованию выступает в качестве внутренней основы самовоспитания курсанта. Существует значительное противоречие между необходимостью само воспитания нравственноволевых качеств у курсантов, имеющего большое значение для успешной подготовки военнослужащих, их духовного и профессионального роста, выполнения ими долга и отсутствием четкого описания процесса само воспитания нравственно-волевых качеств у курсантов в научной литературе. С учетом этого противоречия была определена проблема исследования, которая сформулирована нами следующим образом: каковы этапы самовоспитания нравственно-волевых качеств у курсантов.The purpose of the article is to determine the stages of self-education of moral and volitional qualities of cadets. The problem of research. For modern Russia the problem of improvement of training of cadets of military higher education institutions is actual. In the conditions of change of moral and social and psychological aspects of education and development of cadets, their aspiration to self-development is of great importance, it acts as the most important factor of formation of professionalism of the future officer. The need for self-development and self-improvement acts as an internal basis for self-education of the cadet. There is a significant contradiction between the need of self-education of moral and volitional qualities of students, which is of great importance for the success of military training, their spiritual and professional growth, fulfilment of duty and the lack of a clear description of the process of self-education of moral and volitional qualities of students in the scientific literature. Taking into account this contradiction the problem of research which is formulated by us as follows was defined: what stages of self-education of moral and volitional qualities at cadets.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы самовоспитания нравственно-волевых качеств у курсантов»

ЭТАПЫ САМОВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ

Николаев Алексей Валерьевич

STAGES OF SELF-EDUCATION OF MORAL AND VOLITIONAL QUALITIES OF CADETS

АННОТАЦИЯ

Цель публикуемой статьи заключается в определении этапов самовоспитания нравственно-волевых качеств у курсантов.

Проблема исследования. Для современной России актуальна проблема совершенствования подготовки курсантов военных вузов. В условиях изменения морально-нравственных и социально-психологических аспектов воспитания и развития курсантов, большое значение имеет их стремление к саморазвитию, оно выступает важнейшим фактором формирования профессионализма будущего офицера. Потребность к саморазвитию и самосовершенствованию выступает в качестве внутренней основы самовоспитания курсанта.

Существует значительное противоречие между необходимостью самовоспитания нравственно-волевых качеств у курсантов, имеющего большое значение для успешной подготовки военнослужащих, их духовного и профессионального роста, выполнения ими долга и отсутствием четкого описания процесса самовоспитания нравственно-волевых качеств у курсантов в научной литературе. С учетом этого противоречия была определена проблема исследования, которая сформулирована нами следующим образом: каковы этапы самовоспитания нравственно-волевых качеств у курсантов.

ANNOTATION

The purpose of the article is to determine the stages of self-education of moral and volitional qualities of cadets.

The problem of research. For modern Russia the problem of improvement of training of cadets of military higher education institutions is actual. In the conditions of change of moral and social and psychological aspects of education and development of cadets, their aspiration to self-development is of great importance, it acts as the most important factor of formation of professionalism of the future officer. The need for self-development and self-improvement acts as an internal basis for self-education of the cadet.

There is a significant contradiction between the need of self-education of moral and volitional qualities of students, which is of great importance for the success of military training, their spiritual and professional growth, fulfilment of duty and the lack of a clear description of the process of self-education of moral and volitional qualities of students in the scientific literature. Taking into account this contradiction the problem of research which is formulated by us as follows was defined: what stages of self-education of moral and volitional qualities at cadets.

Ключевые слова: самовоспитание, нравственно-волевые качества курсанта, этапы самовоспитания нравственно-волевых качеств.

Key words: self-education, moral and volitional qualities of the cadet, stages of self-education of moral and volitional qualities.

Исследовательская часть.

Самовоспитание в самом обобщенном смысле трактуется как сознательная и целенаправленная деятельность человека по самоизучению и самооцениванию, изучению и интериоризации гуманистических ценностей, постановке жизненных целей, выбору актуального вида деятельности; готовность к изменению собственного поведения [9, с. 266].

Под самовоспитанием военнослужащих понимается организованная, активная,

целеустремленная деятельность по

систематическому формированию и развитию положительных и устранению отрицательных качеств личности в соответствии с осознанными потребностями отвечать требованиям военной службы и деятельности и с личной программой развития [3, с. 282].

Самовоспитание курсантов играет важную роль в исполнении ими своих профессиональных обязанностей. Оно повышает эффективность деятельности, помогает рационально использовать свободное время, способствует формированию

боевых, профессиональных, морально-

психологических качеств, всесторонне развивает личность курсанта, помогает преодолевать трудности службы и быта [1, с. 50].

Самовоспитание курсантов выступает показателем их активной жизненной позиции и важным направлением всестороннего развития личности.

Активно и творчески занимающийся самовоспитанием военнослужащий,

вырабатывает у себя необходимые качества и способности, которые позволят ему регулировать свое поведение и отношение к военной службе. Важное место среди таких качеств отводится нравственно-волевым качествам.

Нравственно-волевые качества курсанта - это свойства личности, индивидуальные особенности сознания и деятельности курсанта, определяющие его нравственные личностные и социальные ценности и проявляющиеся в сознательном регулировании им своего поведения в конкретных ситуациях, связанных с преодолением внешних и

внутренних препятствий в сочетании с нравственными установками.

Самовоспитание нравственно-волевых качеств у курсанта - это его осознанная, организованная, активная деятельность, которая направлена на систематическое формирование, развитие и совершенствование у себя положительных нравственно-волевых качеств и устранению отрицательных качеств личности в соответствии с осознанными потребностями отвечать требованиям военной службы и деятельности, а также личными нравственными ценностями и идеалами.

Занимаясь самовоспитанием,

военнослужащий приобретает активность, волю, целеустремленность, устойчивость деятельности, убеждений и взглядов, способность регулярно воздействовать на отрицательные черты своего характера.

Самовоспитание нравственно-волевых

качеств способствует развитию у курсантов навыков самоконтроля, способности управлять собственными мыслями, чувствами, действиями, уметь предвидеть последствия своих поступков и результаты своей деятельности. Уровень самовоспитания курсантов сказывается на росте показателей их учебы.

Процесс самовоспитания нравственно -волевых качеств у курсантов состоит из следующих этапов:

- самопознание курсантом уровня сформированности у себя отдельных нравственно-волевых качеств, осуществляемое с помощью самосознания и самоизучения;

- планирование работы по самовоспитанию нравственно-волевых качеств;

- работа по самовоспитанию, связанная с самоорганизацией и использованием разнообразных методов, приемов и средств формирования нравственно-волевых качеств;

- самооценка курсантом результатов формирования нравственно-волевых качеств;

- саморегулирование и самокорректировка курсантом процесса самовоспитания нравственно-волевых качеств на всех этапах воинской деятельности.

Первоначальным этапом в процессе самовоспитания нравственно-волевых качеств курсантов является самопознание личности. Самопознание является сложным процессом определения курсантом своих способностей и возможностей, уровня развития требуемых качеств. Объектом самопознания выступает личность курсанта, его нравственно-волевые качества. В ходе первого этапа курсантом выявляются у себя положительные нравственно-волевые качества, а также негативные качества, которые необходимо у себя искоренить.

Самопознание курсанта имеет

индивидуализированный характер, различную степень осознанности, содержательной глубины и полноты, интенсивности, направленности процесса, а также степенью личной потребности в нём.

Наибольший результат в самопознании достигается в результате сравнения себя с другими, с идеалом [4, с. 159]. Самопознание приобретает профессиональную направленность в период обучения и дальнейшей практической деятельности.

Основными приёмами самопознания являются самонаблюдение, самокритика и самоанализ.

На данном этапе курсантом определяется состояние сформированности профессионально важных и положительных личностных качеств, приходит осознание потребности и желания изменить себя, усовершенствовать свои личностные качества, свое поведение.

Завершается первый этап четкой самооценкой курсантом наличия у себя качеств личности, развитием ценностных ориентаций с четким определением среди них места и значения нравственно-волевых качеств, формированием стремления к их саморазвитию.

Первый этап проходит на первом году обучения курсантов в военных учебных заведениях. Самопознание не может быть самоцелью, оно служит предпосылкой для последующего самоизменения.

На втором этапе проходит определение цели, программы и плана деятельности, направленной на формирование и развитие у себя необходимых качеств.

Планирование самовоспитания нравственно-волевых качеств, будучи многозначным и индивидуальным процессом, призвано

организовать и упорядочить работу курсанта над собой и включает:

- выработку значимой цели;

- определение задач на ближнюю, среднюю и дальнюю перспективы;

- составление индивидуальной программы;

- выбор методов и приемов самовоспитания [4, с. 161].

Курсант планирует работу по самовоспитанию отдельных нравственно-волевых качеств, среди которых: патриотизм, сознательность,

дисциплинированность, организованность,

исполнительность, целеустремленность,

самообладание, выдержка, терпеливость, смелость, решительность, настойчивость,

самостоятельность, инициативность,

ответственность за результат, честность, уверенность в собственных силах, взаимопомощь в решении различных учебно-боевых задач в сложных условиях, верность своему долгу, самоотверженность. Данный этап проходит на втором-третьем семестре [5, с. 2; 7, а 108; 8, с. 111].

Третий этап более продолжительный (3-8 семестры). В этот период курсантом осуществляется работа по самовоспитанию нравственно-волевых качеств, формированию, развитию и закреплению данных качеств в служебной и повседневной деятельности. Это деятельность, направленная на самоизменение и самосовершенствование личностных качеств курсантов.

Четвертый этап содержит объективную самооценку курсантом результатов собственной деятельности, направленной на формирование и развитие у себя необходимых нравственно-волевых качеств.

Самооценка характеризует оценочное отношение курсанта к самому себе. Именно самооценка позволяет курсанту критически относиться к самому себе, постоянно соотносить свои нравственно-волевые качества, способности и возможности с требованиями, предъявляемыми жизнью, профессией [4, с. 160].

Этот этап важен для эффективного самовоспитания, поскольку позволяет дать оценку эффективности работы по самовоспитанию, внести определенные корректировки в процесс самовоспитания. Самооценка вырабатывает умение ставить перед собой реальные цели, отказываясь от необоснованных притязаний, поступков, если ясно, что они бесполезны, а тем более ошибочны и вредны.

Основным способом самооценки служит практическая деятельность. Свои склонности и способности обучающийся может узнать, не занимаясь копанием в своем внутреннем мире, а лишь в сопоставлении их с результатами практической деятельности.

Саморегулирование и самокорректировка курсантом процесса самовоспитания нравственно-волевых качеств осуществляется на всех этапах воинской деятельности. Пятый этап является важнейшей составляющей процесса

самовоспитания нравственно-волевых качеств у курсанта, он позволяет обеспечить эффективное протекание процесса саморегуляции и достижение поставленной цели деятельности курсанта, направленной на самовоспитание нравственно-волевых качеств.

Таким образом, самовоспитание является актуальной и закономерной деятельностью курсантов, важным элементом процессов их воспитания, обучения, служебной, личностно ориентированной деятельности. Процесс самовоспитания нравственно-волевых качеств у курсанта включает в себя самомобилизацию, формирование целей, сбор и анализ информации, прогнозирование, принятие решения, организацию исполнения, коммуникацию, контроль и оценку результатов, коррекцию формирования и развития у себя нравственно-волевых качеств.

Результаты исследования. В статье предложено авторское определение понятий «нравственно-волевые качества курсанта» и «самовоспитание нравственно-волевых качеств у курсанта», описаны этапы самовоспитания нравственно-волевых качеств у курсантов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Астафьев А.Н. Самовоспитание курсанта -будущего офицера как педагогическая проблема. / А.Н. Астафьев. // Поволжский педагогический вестник. - 2019. - Т. 7. - № 1 (22). - С. 50-53.

2.Военная педагогика: учебник для вузов. / О. Ю. Ефремов; под ред. О. Ю. Ефремова. - 2-е изд. испр. и доп. - СПб.: Питер, 2017. - 640 с.

3.Военная психология и педагогика. / Под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайлевского. - М.: Совершенство, 1998. - 384 с.

4.Котляр В.Н. Структура профессионального самовоспитания обучающихся в системе подготовки специалистов для правоохранительной системы. / В.Н. Котляр. // Серия Гуманитарные науки. - 2016. - № 14(235). - Выпуск 30. - С. 158162.

5.Лапшин В.Н. Основные критерии и показатели уровня сформированности нравственно-волевой готовности курсантов к профессиональной деятельности. / В.Н. Лапшин. // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2011. - № 1 (18). - С. 1-5.

6.Манукян А. Р. Самовоспитание военнослужащих как фактор самосовершенствования личности будущих офицеров. / А. Р. Манукян. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2007. - С. 390-395.

7.Рогожникова Р.А. Воспитание у курсантов военного вуза дисциплинированности как нравственного качества личности - актуальная проблема современности. / Р.А. Рогожникова, А.Я. Хусаинов. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. Народное образование. Педагогика. -2016. - №12 (142). - С. 107-111.

8.Суслов Д.В. Развитие профессиональной ответственности курсантов младших курсов военного вуза. / Д.В. Суслов, Т.Л. Лопуха, А.Г. Страбыкин. // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017. - №1 (25). - С. 111118.

9.Ульянова И.В. Самовоспитание курсантов образовательных организаций МВД России как актуальная психолого-педагогическая проблема. / И.В. Ульянова, И.Г. Евсеева, Е.В. Борисова. // Вестник экономической безопасности. - 2018. - № 3. - С. 266-269.

10.Шарухин А.П. Педагогическая модель воспитания мужества у курсантов вузов внутренних войск МВД России и педагогические условия ее реализации. / А.П. Шарухин, В.В. Ефимов. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. Народное образование. Педагогика. -2013. - №6 (100). - С. 172-176.

11.Якунин В. А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты. - Л.: ЛГУ им. А.А. Жданова, 1988. - 159 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.